Здоровье – состояние полного физического, психического духовного и социального благополучия.
Виды здоровья:
Соматическое (я могу)- это текущее состоян6ие органов и систем органов в организме человека. Основу его составляет генетическая программа индивидуального развития. Оно зависит от того, как функционирует организм от его морфологических и функциональных показателей.
Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма. Основой его являются резервы организма. Физическое здоровье характеризуют по совокупности антропометрических, физиологических и биохимических показателей, которые изменяются в соответствии с природно-климатическими условиями, возрастом, полом, средой обитания и обучения. Человеку необходимо знать, как должны функционировать органы, чтобы понять, здоров он или в его организме что-то не так.
Психическое здоровье (я хочу) – это состояние психической сферы. Его основу составляет общий душевный комфорт, обеспечивающий адекватные поведенческие реакции, характер, тип высшей нервной деятельности. Психическое здоровье зависит от того, насколько хорошо мы разбираемся в своих чувствах, умеем делиться ими с другими людьми. Важно, чтобы человек понимал, какие чувства являются нормальными :добро, любовь, красота, сопережевание.
Нравственное здоровье (я должен) – это система мотивационных ценностей, установок, норм поведения индивидуума в обществе. Нравственное здоровье зависит от того, что мы относим к жизненным ценностям, что для нас имеет наибольшее значение. Оно является стержнем нашего образа жизни.
Индивидуальное здоровье зависит от того, как мы воспринимаем себя как личность, в каком направлении ее в себе развиваем, чего надеемся достичь в личной и общественной жизни( в семье, профессиональной деятельности).
Популяционное здоровье – это здоровье населения какого-либо региона, республики. Оно определяется по ряду демографических показателей (рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни) и социально-медицинских(общая, инфекционная онкологическая заболеваемость, частота заболеваемости).
Репродуктивное здоровье – это функциональное состояние репродуктивных органов.
Здоровье – состояние, имеющее границы.
Количество здоровья определяется уровнем функционального состояния систем организма и суммой их резерва.
Резервы здоровья – максимальное количество физиологических возможностей органов и систем органов.
Признаки здоровья:
- Устойчивая иммунная система
- Рост и развитие организма
- Резервы здоровья – максимальные возможности организма
- Отсутствие заболеваний
- Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок
Промежуточное (или третье) состояние человека — это состояние между здоровьем и болезнью. Поэтому оно сочетает признаки здоровья и болезни. Третье состояние характеризуется следующими симптомами: неврастенией, потерей аппетита, головными болями, общей слабостью, сухостою кожи. По мнению некоторых исследователей, в третьем состоянии находится 75-80% населения.
Группы людей, находящихся в третьем состоянии:
Люди, регулярно потребляющие наркогенные вещества (алкоголь, наркотики, никотин), отнимающие у них здоровье и творческий потенциал.
Люди с ограниченной двигательной активностью (работники умственного труда).
Лица, работающие на химических производствах (нефтехимических, шинных, лакокрасочных, свинцово-цинковых, алюминиевых, кислотных).
Группа людей третьего состояния, формирующаяся в результате неправильного питания (углеводно-жирового, голодания, авитаминоза).
Факторы обеспечения здоровья
Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 80-х годах 20-го века определили ориентировочное соотношение различных факторов, которые оказывают определенное влияние на здоровье современного человека, выделив в качестве основных четыре производные. Какие же это факторы?
Образ жизни-50-55% Рациональная организация жизнедеятельности, оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный и психологический комфорт, полноценное и рациональное питание, отсутствие вредных привычек.
Окружающая среда 20-25% Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания.
Наследственность (генетика) -15-20% Здоровая наследственность, отсутствие факторов возникновения заболеваний
Медицинское обеспечение -10-15% Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь.
Образ жизни и его компоненты
Образ жизни- это сознательно совершаемые человеком действия, составляющие привычный уклад его повседневного поведения.
Формирование образа жизни
Экономическая категория или уровень жизни — понятие, характеризующее размер и структуру материальных и духовных потребностей людей, т.е. количественную, поддающуюся измерению, сторону условий жизни.
Показатели уровня жизни:
- размер внутреннего валового продукта
- размеры реальных доходов населения и их потребление
- обеспеченность жильем
- доступность медицинской помощи
- продолжительность свободного и рабочего времени,
- структура доходов и расходов
- показатели здоровья населения и демографических процессов и др.
Социологическая категория или качество жизни — понятие, характеризующее качественную сторону жизни.
Показатели качества жизни:
- уровень комфорта,
- удовлетворенность работой,
- качество образования,
- качество медицинского обслуживания,
- качество жилищных условий,
- качество питания и др.
Социально — психологическая категория или стиль жизни -это относительно устойчивый стереотип поведения, привычек, межличностных отношений индивида, формирующийся в процессе его социализации и свойственный социальной группе, к которой он принадлежит.
Показатели стиля жизни:
- ценностные ориентации,
- отношения с окружающими,
- привычки
- мотивации
Социально -экономическая категория или уклад жизни — понятие, характеризующее порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которой происходит жизнедеятельность людей.
Показатели уклада жизни:
- семейные традиции
- культурные традиции
- национальные традиции
В своей повседневной жизни человеку приходится выполнять значительную часть обязанностей и действий, направленных на решение целого ряда задач:
- Обеспечение жизнедеятельности, для чего необходимо дышать, питаться, спать, поддерживать температуру своего тела.
- Выполнение профессиональных обязанностей требует соблюдения целого ряда условий в организации учебы, работы, отдыха.
- Поддержание социально-культурного статуса, множественных межличностных контактов, духовное развитие.
- Выполнение своих семейно-бытовых функций по обеспечению жизни семьи и воспитанию детей.
- Забота о своем здоровье, в том числе необходимая двигательная активность, выполнение гигиенических требований, отказ от вредных привычек.
Исходя из необходимости решать в повседневной жизни указанные задачи, можно выделить следующие основные компоненты образа жизни:
1.Двигательная активность. Движение является основным условием обеспечения жизни. Организм устроен таким образом, что деятельность всех его систем подчиняется двигательной деятельности. Это касается не только мышечной системы (которая при регулярных занятиях физкультурой оказывается хорошо развитой и придает внешнюю привлекательность, но и сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, нервной и всех других систем. Кроме того, достаточная двигательная активность обеспечивает поддержание на высоком уровне иммунитета, что позволяет человеку успешно противостоять инфекционным заболеваниям. При высоком уровне физической подготовленности у человека выше не только физическая, но и умственная работоспособность, поэтому при выполнении интеллектуальной работы утомление у него наступает позднее.
2.Обеспечение психического здоровья. Современному человеку приходится выдерживать большие психологические нагрузки. Они связаны со многими обстоятельствами: с учебой, с взаимоотношениями с другими людьми, с необходимостью выполнять определенные обязанности в семье и обществе, со стрессовыми обстоятельствами, с необходимостью реагировать на неприятные или неожиданные ситуации. Неумение адекватно вести себя в этих ситуациях нарушает психическое состояние человека. Поэтому так важно владеть теми приемами, которые помогают каждому человеку разумно вести себя в ситуации, провоцирующей психическое напряжение.
3.Рациональное питание. Питание позволяет человеку получать вещества, необходимые для построения клеток его тела, для поддержания жизненных функций и выполнения повседневных дел.
4.Закаливание и тренировка иммунитета.
5.Четкий режим жизни. Любая нагрузка (включая мышечные, психические, умственные и даже прием пищи) должна чередоваться с последующим периодом отдыха, обеспечивающим необходимое восстановление резервов организма. В режиме человека должны быть все стороны его жизнедеятельности : учеба, сон, занятие своим здоровьем и досуг, выполнение своих обязанностей в семье и свободное время, время на самоподготовку(выполнение домашних заданий) и встречи с друзьями. Только при выполнении этих условий жизнь человека будет насыщенной интересными и важными делами, в ней найдется место для регулярных занятий своим здоровьем, и он не будет испытывать постоянное чувство недостатка времени.
6.Психосексуальная жизнь. Является неотъемлемой частью жизнедеятельности человека. Значение этого фактора образа жизни, восприятие его и отношение к нему в различные возрастные периоды меняется, тем не менее сказывается на всем протяжении жизни. В связи с этим умение весим рациональную психосексуальную жизнь( и речь идет не только о непосредственно о половом акте, а о всем многообразии взаимоотношений женщины и мужчины) играет важную роль в обеспечении здоровья человека.
7.Отказ от вредных привычек.
8.Выполнение гигиенических требований. Для обеспечения хорошего здоровья человеку необходимо поддерживать чистоту своего тела. Это касается кожи, волос, полости рта, дыхательного аппарата, половых органов, то есть всех тех частей тела, которые контактируют с внешней средой. Следует обеспечивать и определенные требования к условиям своей жизни: быта, одежды, питания.
9.Умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении. Находясь в постоянном контакте с окружающей средой и с другими людьми, человек порой оказывается в таких ситуациях, которые грозят не только его здоровью, но и жизни. В быту, на улице, в транспорте, на природе, в отношениях с опасными людьми, животными мы испытываем на себе множество неблагоприятных воздействий. Поэтому очень важно каждому человеку знать, как предупредить их возникновение и каким образом вести себя в самой опасной ситуации.
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2019. Т. 19, вып. 1
УДК 32.001
Духовно-нравственное состояние современного российского общества: политико-идеологические детерминанты
Ю. Н. Трифонов
Трифонов Юрий Николаевич, кандидат философских наук, доцент кафедры государственного управления и гуманитарных дисциплин, Тамбовский филиал РАНХиГС при Президенте РФ, liony12345@rambler.ru
В статье дана характеристика духовно-нравственного состояния современного российского общества, показана его обусловленность политико-идеологическими факторами. Обоснована необходимость выработки целостной государственной политики в духовно-нравственной сфере.
Ключевые слова: духовные ценности, политика, идеология, мораль, социальные нормы.
Spiritual and Moral Condition of Modern Russian Society: Political-Ideological Determinants
Yu. N. Trifonov
Keywords: spiritual values, policy, ideology, morality, social norms. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2019-19-1-98-101
Современное духовно-нравственное состояние российского общества весьма сложно, противоречиво и вряд ли может быть признано удовлетворительным. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры духовного оскудения, а порой и полной деградации. Духовные патологии и болезни весьма распространены и находят своё выражение в различных проявлениях асоциального поведения.
Причём негативные тенденции наблюдаются во всех составляющих духовной жизни общества — культуре (в том числе и политической), образовании, идеологии, морали, искусстве и т. д. Мы являемся свидетелями того, как подлинные проявления культуры теснятся её антиподами. Институт образования коммерциализируется и редуцируется к сфере образовательных услуг. Нормы морали «пробуксовывают», не выполняют в полной мере свою регулирующую функцию в силу того, что сама мораль, как нечто замшелое, объявляется пережитком прошлого. Воз-
ведённый в абсолют принцип идеологического многообразия привёл к тиражированию самых разнообразных идей, вплоть до русофобских и им подобным, являющихся реакционными, человеконенавистническими по своей сути. В эстетическом сознании россиян место прекрасного всё увереннее и настойчивее занимает безобразное. Духовные идеалы высмеиваются и опошляются и, напротив, всячески культивируются самые примитивные потребности и т. п.
Вред духовному здоровью россиян наносится в результате того, что в ткань духовной жизни вплетаются в качестве не только допустимых, но и желательных, такие антиподы подлинной духовности, как аморализм, индивидуализм, эгоизм, гедонизм, нарциссизм, нигилизм, «мировоззренческий плюрализм», оккультизм и т. п.
Тем самым над обществом нависла угроза утраты подлинной духовности и подмены её различного рода суррогатами. Весьма метко на этот счёт высказался В. Ф. Пеньков: «Диктат бездуховности, захлёстывающий российский социум, не менее страшен, чем диктатура государственной машины»1.
В связи с этим закономерно возникает вопрос о причинах сложившегося духовно-нравственного состояния российского общества и о детерминирующих его факторах. К их числу А. А. Вилков вполне обоснованно относит, помимо конституционно-правовых, социально-экономические параметры, систему политической социализации и духовно-нравственного и патриотического воспитания, функциональность СМИ, демографическую ситуацию и т. д.2
Истоки же происходящего в духовной сфере, как представляется, коренятся в недалёком прошлом, когда произошло кардинальное переустройство общественного бытия на принципиально иных его основаниях (экономических, социальных, политико-идеологических, мировоззренческих и т. д.). Реализованный в 90-е гг. прошлого столетия политический курс на «переход от социализма к демократии», лукавый по своей сути, привёл не только к социально-экономическому упадку, но и к провалу в «духовную яму». Произошедшее весьма наглядно продемонстрировало действие объективного закона определяющего влияния экономической сферы на все стороны общественной жизни. Не осталась в стороне и её духовная сфера, включая политико-идеологический компонент.
© Трифонов Ю. Н, 2019
Ю. Н. Трифонов. Духовно-нравственное состояние современного российского общества
Законы и сама природа рыночной экономики, особенно в их преломлении к современной российской действительности, жёстко ориентируют людей на приоритет материального над духовным, способствуют формированию индивидуалистической морали и в целом эгоцентрического мировоззрения.
Вслед за экономическими и политическими преобразованиями изменился и социальный портрет общества. Осуществлённая в наихудшем своём варианте приватизация национального богатства сформировала «новый» экономически сильный слой населения, который занял особое место в социальной структуре. Представители олигархического класса, получив некий налёт избранности, стали продвигать свою мораль и свои ценности. Всё это прививало, особенно молодому поколению, вкус к материальному успеху, причём здесь и сейчас, а в конечном счёте к обогащению любой ценой. Ведь для достойного места в потребительском обществе нужно иметь средства для потребления всего самого гламурного. Источники же их приобретения не имеют принципиального значения, главное — попасть в этот «потребительский рай».
В итоге мы вернулись к ранее известному состоянию, описанному классиками художественной литературы. Так, М. Горький охарактеризовал его одной фразой, которую внушал Яков Маякин Фоме Гордееву: «Жизнь очень просто поставлена: или всех грызи, или лежи в грязи»3.
Мировоззренческая установка на обогащение лежит в основе многих негативных явлений современного российского общества. Так, кор -рупция, вне всякого сомнения, — это не только вид преступного деяния, но и, прежде всего, проявление бездуховности, когда берут верх такие мотивы, как стяжательство, корысть, сребролюбие и т. д. Цель у всех, кто поклоняется «золотому тельцу», одна, и она оправдывает любые неблаговидные средства для её достижения. В результате такие люди превращаются в денежный эквивалент человека, что противоречит подлинной его сущности.
Заметим, что стремление человека как к материальному, так и к духовному заложено в самой его природе, но какое из них возьмёт верх — определяется в наибольшей степени господствующими в данном обществе ценностными установками, социальными нормами и принципами, которыми люди руководствуются в своём поведении.
Приоритет же материального над духовным приводит к смысложизненной позиции «иметь» в ущерб стремлению «быть», в основе которого лежат именно духовные потребности. В результате в духовной атмосфере общества остро ощущается чувство утраты смысла жизни, называемое В. Франклом «экзистенциальным вакуумом». Как отмечает Л. Х. Газгиреева, чувство смыслоутраты и потери жизненно важных
духовных ориентиров порождается бездуховностью, пронизывающей все поры общественного организма4.
Сложившаяся в духовно-нравственной сфере российского общества ситуация достаточно серьёзно контрастирует с тем, что заявлено на этот счёт в п. 78 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: «…к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины»5.
Как видно, налицо расхождение сущего с должным в данной сфере, когда традиционные российские духовно-нравственные ценности активно вытесняются ценностями постмодерна, которые зачастую ценностями и не являются.
Тем не менее, в системе российских духовно-нравственных ценностей наличествуют как традиционные, так и новационные компоненты. Новые формы духовной жизни, безусловно, нужны, если они таковыми являются по своему содержанию. Размывание же, а фактически метафизическое отрицание традиционных российских духовно-нравственных ценностей является одной из угроз национальной безопасности в области культуры.
На духовную жизнь общества серьёзно повлияли политико-идеологические и философско-мировоззренческие идеи и теории, активно внедряемые в общественное сознание в тот период. В частности, конституционное положение о том, что в Российской Федерации никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13 Конституции РФ), способствовало становлению идеологического многообразия. Наиболее же активно при этом продвигались идеи либерализма, которые традиционно сопутствуют и освещают рыночные механизмы ведения производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности.
Центральной в либерализме, как известно, является идея личной свободы. Для её реализации должны быть созданы необходимые условия, в том числе снятие всевозможных ограничений (моральных, идеологических, религиозных и т. д.).
Важно подчеркнуть, что до возникновения либерализма все моральные концепции в той или иной мере ограничивали личную свободу человека, рассматривая его в контексте социальной структуры общества, как члена семьи, социальной группы, общества в целом. В либерализме, напротив, человек рассматривается в виде некоего «самостийного Робинзона», самодостаточного и освобождённого от социальных свя-
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2019. Т. 19, вып. 1
зей, а следовательно, от общепринятых норм и правил поведения. Именно поэтому либерализм и выступает оппонентом традиционной морали и вырабатывает набор своих, либеральных норм нравственности. Но этот набор весьма ограничен и включает в себя лишь такие правила, которые способствуют осуществлению свободной воли человека в его частной жизни. Поэтому к такой нравственности предрасположены, как правило, люди, лишённые моральной чуткости и устойчивости.
Адепты либерализма считают, что всё остальное (не относящееся к частной жизни и свободе) себя изжило и в целом моральные императивы представляют собой пережиток традиционной авторитарности. Поэтому они ратуют за предоставление возможностей для новых форм поведения, расширяя границу дозволенного. Для этого используется отработанный методологический приём, называемый «окно Овертона» («окно дискурса»). С его помощью в обществе постепенно меняется восприятие происходящего: действия, ранее оцениваемые как абсолютно аморальные и недопустимые, вначале признаются отчасти возможными, затем — вполне допустимыми и, наконец, желательными.
Как отмечает Т. Ф. Гусакова, неолиберализм развивает идею субъективной приватной морали: окончательное суждение о добре и зле делает сам человек. Поэтому можно делать всё, что угодно, лишь не ущемляя свободы других6.
Наибольшее отторжение у либералов вызывает моральный принцип ответственности. Но, как утверждает В. Ф. Пеньков, упоение декларированными свободами, лишённое духовного стержня, неизбежно перерастает в обыдливание и люмпенизацию части населения7. Согласимся с Б. В. Марковым в том, что «главный капитал общества — это люди, причём не только здоровые телом, но и сильные духом, то есть способные принимать ответственные решения и мужественно проводить их в жизнь»8.
Справедлив вывод А. А. Вилкова о том, что либералы-реформаторы попытались обосновать замену советских нравственных ориентиров идеалами свободы, гуманизма, толерантности и других индивидуалистических либеральных ценностей, но не смогли предложить ничего системно завершённого и работоспособного9.
Наша мысль предельно проста: абсолютизация личной свободы способна разрушить духовно-нравственные устои общества.
Примечательно, что у представителей отечественной либеральной мысли самым удивительным образом произошла смычка с их зарубежными сторонниками. «Коллективный Запад» вкупе с нашими внутренними либералами целенаправленно воздействует на умы и сердца россиян. В ход идёт буквально всё, начиная от спекуляций на реальных проблемах общественной жизни (коих, к сожалению, немало) и заканчивая
манипулированием общественным сознанием и фальсификацией истории.
Беспринципность, лицемерие, двухслой-ность речей (для правильного понимания единомышленниками, посвящёнными, рукопожа-тыми, и для одурачивания тех, кто в этот круг не входит), использование двойных стандартов стали обычными для приверженцев идеологии либерализма. А. А. Вилков обращает внимание на то, что в 1990-е гг. борьба за нравственные демократические принципы, воплощённые в Конституции РФ, осуществлялась сторонниками либерализма безнравственными способами, противоречащими правовым нормам10.
Формирование гражданской идентичности доморощенными либералами усматривается в приобщении к ценностям западной, прежде всего англосаксонской, цивилизации. Но это, подчеркнём, противоречит официальной государственной позиции по данному вопросу. Так, Президент РФ В. В. Путин в очередной раз дал поручение Правительству Российской Федерации, чтобы при разработке национальной программы в сфере культуры было обращено особое внимание на необходимость укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации11.
Напомним, что, согласно п. 78 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, основой общероссийской идентичности народов России является исторически сложившаяся система единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также самобытные культуры многонационального народа Российской Федерации как неотъемлемая часть российской культуры12.
Нами разделяется мнение К. Ю. Колесникова о том, что конституционное закрепление либерально-демократических ценностей, прежде всего плюрализма идеологий, представляет собой препятствие к тому, чтобы общество и государство могли вернуться к формированию гражданской идентичности на основе патриотизма13.
Либерализм, как известно, в качестве фило-софско-мировоззренческих основ заимствовал этические идеи эвдемонизма и в наибольшей степени гедонизма — аксиологического учения, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни. А коль скоро для перманентного получения удовольствия необходимо наличие свободы действий, то и произошла смычка либерализма и гедонизма.
Основная методологическая погрешность гедонизма (а следовательно, и либерализма) заключается в примитивизации мотивов поведения человека, сведении их исключительно к получению удовольствий, причём, как правило, телесных, материальных. При этом происходит отождествление субъективного удовольствия с объективным благом. Но отнюдь не всякое субъ-
Научный отдел
Ю. Н. Трифонов. Духовно-нравственное состояние современного российского общества
ективное удовольствие является объективным благом и, наоборот, не всякое объективное благо доставляет субъективное удовольствие14. Примеры этого достаточно хорошо известны.
Гедонизм и либерализм способствуют формированию асоциальной личности, равнодушной к нормам и правилам поведения в обществе, не способной правильно соотнести личный и общественный интерес, не испытывающей таких привычных человеческих эмоций, как сочувствие, жалость, стыд и т. п.
Проведённый анализ духовно-нравственного состояния российского общества и факторов, его детерминирующих, убеждает нас в том, что необходимы системные меры по купированию угроз в духовной сфере. Каких-то точечных мер, как, допустим, принятие Федерального закона «О защите нравственности в Российской Федерации»15, явно не достаточно.
Думается, что назрела острая необходимость в выработке целостной государственной политики в духовно-нравственной сфере. Дело в том, что определённого рода усилия в этом отношении предпринимаются Российским государством, но делается это разрозненно, в рамках таких направлений функционирования государственной власти, как образовательная политика, культурная политика, молодёжная политика, национальная политика и т. д. Поэтому нужно систематизировать и скоординировать деятельность всех акторов в духовно-нравственной сфере.
Очевидна сентенция, что путь к подлинному духовному и душевному здоровью сложен и противоречив, и каждый его может найти и пройти только самостоятельно. Но важным условием для этого является здоровая и чистая духовно-нравственная среда.
Обеспечение прорывного развития страны, о котором сказал Президент РФ В. В. Путин в Послании РФ Федеральному Собранию РФ 1 марта 201816, невозможно без соответствующего порыва, настроя и проявления лучших духовно-нравственных качеств россиян. Важной предпосылкой этого является наличие у граждан стремления принести пользу Родине, реализовать свой творческий потенциал на благо общества.
Таким образом, решение духовно-нравственных проблем российского общества видит-
ся на основе выработки и реализации целостной
государственной политики в духовно-нравственной сфере.
Примечания
1 Пеньков В. Ф. Бегущий кентавр. Об аксиологических и социокультурных аспектах политических процессов. Тамбов : Цифра, 2016. С. 113.
3 ГорькийМ. Фома Гордеев. Повесть. СПб. : Изд. группа «Азбука-классика», 2010. С. 121.
4 См.: Газгиреева Л. Х. Духовная жизнь современного российского общества : автореф. дис. … д-ра филос. наук. Ставрополь, 2014. С. 4.
6 См.: Русакова Т. Ф. Моральное состояние российского социума в условиях глобализации : гедонистическая доминанта // Философские традиции и современность. 2012. № 2. С. 61.
7 См.: Пеньков В. Ф. Указ. соч. С. 113.
8 Марков Б. В. Понятие политического. М. : РОССПЭН, 2007. С. 9.
9 См.: Вилков А. А. Указ. соч. С. 64.
10 Там же. С. 67.
11 См.: О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 // Рос. газ. 2018. 8 мая.
12 См.: О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
14 См.: Русакова Т. Ф. Указ. соч. С. 64.
16 См.: Послание президента Путина // Рос. газ. 2018. 2 марта.
Образец для цитирования:
Социальное восприятие и духовно-нравственное здоровье личности
В данной статье мы коснемся ряда важных вопросов, связанных с поиском новых методологических оснований психологической науки, теоретически значимых, прежде всего, в таких ее областях как социальная психология и психология личности *. Название статьи прямо показывает это. Связь данных направлений современной психологии с проблематикой современной педагогики представляется нам очевидной.
* Обоснование и раскрытие всех положений данной статьи см. в приведенных работах автора.
Изучение восприятия человеком социальной реальности является, несомненно, актуальнейшей проблемой психологической науки. Достаточно указать на то, что возникающие во внутреннем мире человека образы, в роли регулятора его поведения влияя на происходящее, формируют будущее. Особо интересный предмет исследования – представления людей о скрытых тенденциях в жизни человечества, о духовной сущности планетарных процессов. Необходимо изучать и то, насколько человек осознает манипуляцию своим внутренним миром со стороны внешней информации, в частности, в контексте информационно-психологической войны, ведущейся против нашей страны (в том числе через систему отечественного образования). Насколько человек в этой связи признает проблему искажений своих представлений о мире, о людях, о самом себе?
Любой образ – субъективен, пристрастен. Важно искать то, что способно уменьшить искажения наших представлений о мире (и в психологии и в педагогике). Поэтому об искажениях социального восприятия, его аморфности, зависимости от навязываемых оценок, образов, стереотипов и т.п. говорить сегодня более чем нужно.
Главное условие для этого мы усматриваем в активном стремления человека к нравственному здоровью. Восприятие действительности все более утрачивает именно нравственные критерии. В нравственном состоянии человека и общества заключается и основной источник планетарного кризиса. И это надо понимать. Люди все более отходят от норм морали, от соблюдения духовных законов. Эти апостасийные тенденции в мире легко почувствовать через сопоставление, например, с Заповедями Божьими, в которых эти законы воплощены.
Мы исходим из того, что отечественное образование должно особенно заботиться о духовно-нравственном здоровье людей, о формировании у человека на этой основе стремления к максимально адекватному восприятию действительности.
Современная психология должна помогать педагогике. Но возникает вопрос – достаточно ли в психологии знания о духовном начале в человеке? Ведь психология, по сути, только начинает поворачиваться к этой области от своей (если так можно выразиться) «придушенности» материализмом. Поэтому психологической науке следует обратиться к тому, что известно о сфере Духа другим формам познания. Прежде всего, следовало бы полагаться на резервы, которые несет в себе отечественная религиозная традиция – Православие.
В Институте психологии РАН изучение данной традиции является плановой НИР. В ее рамках поставлена задача формирования системы психологического знания, ориентированного на привлечение православно-христианского наследия, на соотнесение святоотеческого и научного подходов.
Для темы данного доклада полезны святоотеческие знания о процессе духовного совершенствования человека, о «мире его страстей», об искажениях в познании духовных смыслов. В частности, значим принцип, увязывающий познание мира и нравственный уровень познающего – «чистые сердцем Бога узрят».
Что необходимо учитывать в изучении нравственности при опоре на святоотеческое наследие? Прежде всего – онтологические основания нравственности, связь этих оснований с метафизическими характеристиками человеческого бытия.
Во-первых, следует признать нравственные законы как объективно существующие духовные законы мироздания, воплощенные в Заповедях, данных человечеству Творцом. Надо отметить, что религиозное чувство всегда говорило человеку (в той или иной форме и мере, с различными искажениями) о неких «правилах мироздания», которые он не может нарушать безнаказанно.
Нравственный закон как символ, как отражение метафизических Законов Духа, как «божественное повеление» человеку, не сводится к представлениям о культуро-детерминированных нормах морали – этих искаженных отголосках Нравственного Закона. А уж тем более нравственность несводима к различным формам корпоративной этики. Но подмены в понимании предмета существуют, даже в науке (не говоря о здравом смысле). И в этом заключена трудность в изучении нравственного здоровья и в психологической науке и в педагогике.
Следует подчеркнуть, что Законы Духа не изменяются вслед за нравственной деградацией человечества (они не «эволюционируют» вслед за техническим прогрессом). Святые отцы подчеркивают, что Высший Законодатель долготерпит и милосердствует к людям, уходящим от Него. Но не надо забывать, что итог ухода человечества от Заповедей описан в Откровении апостола Иоанна Богослова.
Существование духовных законов, однако, сегодня поставлено под сомнение. В какой мере надо соблюдать непрописанное юридически, а тем более мешающее свободе? – вопрошает человек.
И этот вопрос помогает нам указать на второе положение – важность для научного человекознания понятия греха. В психологическом плане грех есть нарушение человеком иерархии составляющих его структур – на высшее место выходит «плотское» начало, «низшее я» человека. Духовное в нем задавлено. Но именно с таким «перевернутым человеком» и имеет дело современная психология и педагогика.
Как явление же метафизическое, грех – это отступление человека от своей истинной природы и предназначения. Грех – это сохранение своего «искаженного состояния»: человек, который призван «ходить в свете», пребывает «во мгле» (как пишет об этом наш выдающийся философ И.А. Ильин).
Третий момент — познание онтологии нравственного начала неотделимо от проблемы добра и зла, которая не решается на основе манихейских и оккультных «перепевов» идеи полярностей/противоположностей (например, диакосмезы Гераклита). Христианство подчеркивает: зло не имеет источника в Божественном бытии. Зло является нарушением духовных законов Вселенной созданными Творцом существами – ангельскими силами и человеком. Но в нашем апостасийном мире зло существует реально, как отрицательный метафизический фактор человеческого бытия ибо есть нарушители духовных законов мироздания и, соответственно, носители «темных сил».
При изучении вопросов адекватности социального восприятия, особенно его духовных аспектов важны святоотеческие предостережения о маскировке «темных сил» под «силы света». Зло старается подчеркнуть свою относительность, или даже представить себя как средство, помогающее достигать «светлые цели».
Четвертый момент — проблема совести. Как поразительно мало внимания уделяется наукой этой представленности в человеке духовных законов мироздания! Осмысление нравственного здоровья должно учитывать, что совесть искажена неправильными представлениями о добре и зле, нарушением Нравственного Закона. В результате, «совесть усыпляется» и даже «сжигается» (о чем мы читаем в Первом Послании Апостола Павла Тимофею — 4:2).
Сложной проблемой, которую нельзя не упомянуть, говоря об усыплении совести, является связь «голоса совести» с религиозной принадлежностью. Что делать с тем фактом, что допускаются убийство «неверных», не признается человеческое достоинство представителей иной религиозной и этнической принадлежности!? При подобных представлениях людей «угрызений совести» может не чувствоваться.
Пятый момент предполагает осознание сущности любви, – как проявления Вселенского онтологического единства всего сущего. Любовь – это высшая духовность ценность. В нее нельзя играть, имитировать ее наличие, тем более осквернять известными терминологическими подменами, покрывающими блуд и разврат.
Продолжая тему поиска духовно-онтологических оснований нравственного здоровья, вернемся к проблеме изучения социального восприятия.
При изучении представлений людей о духовно-нравственной сфере, следует четко видеть, как люди теряют опору в национально-культурном опыте. Многие чувствуют – и новую «наднациональную» зловещую систему ценностей, и выползающую из инфернальных глубин архаику неоязычества. Как в театре абсурда грех подается как «добродетель», традиционно понимаемое зло становится «добром» и, наоборот. Более того, зло изобретает свое представление о «добре» (криминальные сериалы показывают это).
Образы сочетания «нового варварства» с «техническим прогрессом человечества» задают и одновременно маскируют основной нравственный выбор людей: свобода для страстей или свобода от них.
Социальное восприятие должно видеть неоязыческую псевдо-ориентализацию мира, различать формы анти-христианства, независимо от того, будем ли мы понимать приставку анти- в смысле «противо», или (что более коварно), «вместо» – поскольку в последнем случае мы выходим на тему духовных подмен.
Социальному восприятию надо раскрывать нравственно-деструктивную роль философии постмодернизма – этого переходного мировоззрения на пути к идеологии «нового миропорядка». Люди должны понимать, что последняя будет жестко предъявлена человечеству в случае победы мондиализма. Постмодернизм задает свободу от Нравственного закона и нравственного идеала. Все оценки действительности «управляемо хаотизируются». И мы видим, как абсурд становится равноправным логике. Поэтому стоит ли удивляться, что планетарное безумие растет.
Социальное восприятие должно вскрывать роль массовой культуры, питающейся пошлостью, отрицающей христианские ценности, лишающей человека опоры даже на эстетические категории (ибо все они условны). Люди должны также видеть порочный круг: массовое искусство отражает многоликую похоть, и предлагает резонирующий ей продукт. Душа принимает предложение и потребляет его, усиливая греховные состояния.
Особая тема – подмены религиозного опыта. Даже в традиционных религиях. Надо учиться видеть, например, что православная молитва, в принципе, не может «облегчаться» «христианской йогой», приемами неопятидесятничества, другими психотехниками.
Отметим другие классы представлений людей о происходящем (и грядущем), относительно которых искажения социального восприятия не способствует развитию личности и ее нравственному здоровью.
Социальное восприятие должно видеть борьбу тенденции к планетарной интеграции и тенденции к сохранению культуро-исторических реальностей. Причем надо видеть как естественную составляющую данного взаимодействия, так и «подпитку» через социально-политическое проектирование. В построение нового мироустройства вовлечены колоссальные средства. Поэтому происходящее не является процессом неизбежным и естественным – идея, которую навязывают человечеству, и, к сожалению, достаточно успешно.
Для раскрытия проблемы, уточнения вопросов с ней связанных, важна связка понятий, выражающих положительные интеграционные стремления людей, и терминов, отражающих несогласие человека с заявленными формами объединения человечества под флагом однополярного мира. В частности, термин глобализм – отражает понимание людей существования конкретного проекта по претворению в жизнь мировидения его участников. Восприятие глобализма как войны против традиционных национально-цивилизационных структур обосновано, и должно учитываться. Многоликий антиглобализм с духовно-нравственной и психологической точек зрения является протестом против предчувствуемого шока от «новой тоталитарности». Действительно, в рекламе, в СМИ мы видим навязчивые образы «будущего счастливого человечества», хотя под «счастливчиками» почти уже нескрываемо подразумевается «золотой миллиард». Надо, чтобы картинки «счастливой жизни» не усыпили распознавание возникающего «нового апартеида» и «новых форм рабства человека».
В образах мировой политики требуется, поэтому, исследование представлений людей о реальном политическом суверенитете государств (насколько субъектность наций не является лишь элементом «глобального спектакля»), о геополитических центрах силы, включая «теневые», об оппозиции «стран золотого миллиарда» и так называемых «стран-изгоев», о «демократии» и «защите прав человека» как «дымовой завесы» для нового мироустройства.
В представлениях о мировой экономике следует выделить темы защиты национальных ресурсы и о судьбах экономически «нерентабельного» населения.
Интересны образы «сетевых сообществ». Сегодня недооцениваются психологические и нравственно-духовные проблемы человека в «обществе Сети». Но такое общество способно породить неизвестные последствия. Сеть позволяет, например, осуществлять честолюбивые проекты, наслаждаться новыми, анонимными, формами влияния на мир. В Сети создаются и особые условия для компенсации разнообразных глубинно-психологических комплексов людей. Любой проект «теневого сетевого сообщества» способен порождать «собственный терроризм». Сеть предполагает новые формы социального управления, итог которого уже получил меткое название «компьютерного концлагеря». В то же время люди все же недостаточно ясно представляют опасности «кибер-тоталитаризма» на основе новых информационных технологий, а тем более опасности собственной «киборгизации».
Важнейшая тема – субъекты политического проектирования. Представления людей о «закулисном» уровне планетарной регуляции подводят нас к теме образов транснациональной элиты, воплощающей свой проект видения будущего мира.
Исходя из закономерностей образной сферы человека ясно, что образы «элитарной глобальной иерархии» в головах «сильных мира сего» уже сами по себе влияют на мир. Образ неотрывен от своей регулирующей функции.
Отметим класс представлений о планетарных угрозах. Конкуренция «проектов мировидения» на фоне форм сопротивлений им способна породить различное будущее человечества. Поэтому значимо изучение адекватности его образов относительно и «искренних социальных утопий», и «апокалиптических ожиданий».
Особо подчеркнем, что усиливающаяся хаотизация жизни на планете облегчает воздействие отрицательных метафизических сил – т.е. сил зла.
Актуальность темы представлений об угрозах сегодня резко возросла. Разрушается сложившаяся в последние десятилетия система ценностей, основанная на идее потребительства, как критерия качества жизни. Ухудшение материального благосостояния вызывает психотические реакции – тревогу, депрессию, страх. Это может быть использовано в информационно-психологической войне против нашей страны, в частности, в плане усиления влияния духовных воздействий (тоталитарных сект, оккультных влияний и т.п.). Гражданам России должна быть предложена антикризисная система установок, укорененная в нравственно-духовных ценностях, прежде всего, православных, выражающих российскую ментальность на глубинном уровне, основанная на воспитании здорового патриотизма, помогающего человеку сопротивляться манипуляции его внутренним миром.
Великое подспорье – наследие И.А. Ильина, раскрывающее становление национального самосознания народа, духовные основы нравственно-патриотического самоопределения личности.
Столь же великой помощью является наследие славянофилов.
И последнее, важное для раскрытия взаимоотношения тематики социального восприятия и нравственного здоровья.
Свт. Николай Сербский, современные представители Православной Церкви (например, патриарх Кирилл) напоминают, что слово «кризис» – греческое, и означает «суд», который предлагается понимать как «суд Божий». Это, действительно, помогает глубже осознавать, что современный планетарный кризис – результат апостасийных оснований цивилизации, ее духовно-нравственной коррозии.
В то же время будем уповать на Божественное попечение о нас, на наше знание, что Россия – Дом Пресвятой Богородицы.
Литература
Статья перепечатана с сайта http://dusha-orthodox.ru