Иконы Спасителя. Богатая иконография Господа Иисуса Христа является основой всей иконописи. Каждая икона по своей сути Христоцентрична и несет в себе тайну воплощения Слова Божия, она знак Его присутствия и призыва к нам. Предстоя иконе с изображением Спасителя, мы предстоим Самому Богу. Образ на иконе, словно невидимая нить связывает нас с первообразом. В самые ранние христианские времена были распространены антропоморфные и аллегорические изображения Сына Божиего, Его изображали в виде агнца, рыбы, пеликана и дельфина, встречаются изображения в виде Орфея играющего на арфе, а так же в виде Доброго Пастыря несущего агнца на плечах.
Но Трулльсий собор 692 года, вынес запрет на аллегорические изображения Иисуса Христа.
К середине 4 века сложилась известная нам традиция изображения Иисуса Христа. Яркий пример тому, Его изображения в римских катакомбах. Во фресках и мозаике Римской империи, а впоследствии Византии, иконография Спасителя получила свое развитие.
По преданию некоторые образа, например «Спас Нерукотворный”, историей своего происхождения восходят к евангельским событиям.
В древних летописях встречается несколько описаний Иисуса Христа. Самое ранее из них принадлежит проконсулу Иудеи Публию Лентулу, предшественнику Понтия Пилата. И хотя большинство описаний Христа, современниками расходятся, мы можем в общих чертах понять как выглядел Спаситель во время своей земной мисии.
Классический, ставший уже привычный нам тип написания образа Христа выработался в Византии 12 – 14 века, и древней Руси 15 века. Традиционно на иконах Господь пишется с особым, свойственным только Ему крестчатым нимбом с девятью линеечками, символизирующими и сам Крест и девять ангельских чинов, состовляющих небесную иерархию. Первоначально для наднаписания имени Иисуса Христа использовались греческие буквы A, W (Я есть Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель). Традиционно в русской иконописи небесное имя Христа пишется в трех лучах крестчатого нимба W, O, N) с разными вариантами толкования. Справа и слева от образа Христа подписывается Его земное имя в сокращении IC XC.
Как правило на иконах Спаситель пишется с темными длинными волосами, (бывают и исключения, например на образе «Спас Златые Власа”, волосы Христа прописываются золотым ассистом). Волосы Спасителя разделенны прямым пробором, пишутся небольшие усы и короткая, раздвоенная к низу борода. Правильные черты лица, гармоничное соединение мужества, милосердия, аскетичности.
Традиционные одежды Спасителя – пурпурный (темно красный) хитон с золотым клавом на плече и темно синий гематий, которые символизируют соединение человеческой и Божественной природы Иисуса Христа. Синий цвет олицетворяет небесную чистоту и непорочность, красный- кровь пролитую Господом нас ради и нашего спасения. Иногда Спаситель пишется в оранжевом хитоне с золотым ассистом, как бы в золотом сиянии, подчеркивающее Его Царственное достоинство и Небесную славу, либо в белом одеянии (на иконе «Вознесение”).
Иконография Иисуса Христа
Икона «Спас Нерукотворный”
Дошедшая до нас и используемая ныне иконография Иисуса Христа весьма обширна. И главным образом Спасителя является икона «Спас Нерукотворный” (Спас на убрусе). Образ, история которого своими корнями уходит в глубокую древность.
На иконе лик Господа изображен на убрусе (плате), либо на чрепии (черепице, стене).
Существуют две версии происхождения этой иконы – западная и восточная. Расмотрим их обе.
В западной версии говорится о праведной Веронике, которая из чувства сострадания отерла Лик Спасителя своим платом, во время Его крестного шествия на Голгофу, и на плате чудесным образом запечатлелся Лик Господа.
Восточная версия связана с городом Эдесса, которым правил царь Авгарь. Болевший проказой, он продолжительное время не мог вылечиться. Однажды прослышав о Иисусе Христе, царь Авгарь послал к Спасителю своего слугу с приглашением посетить его город. Но Христос на тот момент не мог лично посетить Авгаря, но очень захотел помочь ему излечить недуг. Попросив принести Ему чистый холст, Спаситель приложил к нему лик, который нерукотворно запечатлелся на ткани.
Слуга доставил чудесный холст Авгарю. С твердой верой и благоговением приложившись к нему, царь исцелился и потом бережно хранил его, как священную реликвию. Не было мира и спокойствия в тех краях, и однажды его город попал в осаду. И так как исход битвы был не ясен, царь велел замуровать святой убрус в стену над вратами, спасая его от поругания врагов. В самый ответственный момент боя, Нерукотворный убрус явил ещё одно чудо, проступив через толщу стены на фасаде. Увидев это непонятное и удивительное явление, враги испугались и оставили осаждаемый город. Таким образом «Спас Нерукотворный” на этот раз спас не только жизнь Авгарю, но и всем жителям города.
Западную и восточную версию происхождения этой иконы, объединяет самое главное – это нерукотворное происхождение образа Спасителя на святом убрусе (или чрепии, стене). И обе версии восходят к единому источнику, прототипу, аналогу иконографической идеи – Туринской плащанице,на которой чудесным образом и так же нерукотворно запечатлелся не только лик, но и все тело Иисуса Христа в момент Его воскресения.
Икона Спас Пантократор (Вседержитель)
Образ Спасителя «Пантократор”, что в переводе с греческого языка – Всевластный, Вседержитель, второй наиболее известный и распространенный тип иконографии Иисуса Христа. В данном иконографическом изводе Христос Пантократор изображается в полный рост, либо в поясном варианте, а так же сидящим на престоле. Первоначально Пантократора писали в куполе храма, (один из самых известных образов этого типа -«Вознесение”, церковь святой Софии в Солониках, 9 век),
основываясь на догмате о Вознесении Господа, где свод купола храма символизирует свод неба, куда возносится Христос и с небесного свода Он сойдет к нам в последний Судный день. Сам же храм – земной образ Храма небесного и место ожидания Славного Пришествия Господа нашего Иисуса Христа.
Иконография Спаса Вседержителя отличается разнообразием, от простого сюжета, где Спаситель изображается оплечно, например икона «Спас Ярое Око”, до сложного где Христос пишется в окружении небесных сил, либо с предстоящими Ему святыми.
Обычно Спаситель изображается в центре композиции с благословляющей десницей и закрытым, либо открытым Евангелием в левой руке. На древних Византийских иконах очень часто Иисус Христос держит в руке запечатанный свиток, который несет в себе тоже смысловое значение, что и закрытая книга. Закрытая книга (Евангелие) символизирует наше приближение к тайне, которая в полной мере откроется в День страшного суда и «всё тайное станет явным”. С Книги жизни будут сняты все печати и Слово будет судить мир. Открытое же Евангелие в руке Спасителя стали изображать начиная с 17 века.
На иконе Пантократор – изображается Вседержитель, творящий вселенную и держащий её в Своей руке. Не редко Спаситель изображен в окружении небесных сил, сидящий на престоле.
Христос Пантократор на престоле трактуется как Царь Небесный, Судия. Это наиболее распространенный и любимый образ в Византии иконография которой выражала торжество православия, величие и царское достоинство Господа и Его святых.
Все эти варианты можно соединить в иконографии Иисуса Христа «Спас в Силах”
Икона Спас в Силах
«Спас в Силах” – концепция иконы выражает второе пришествие Иисуса Христа во славе в конце времен. Спаситель изображен как Царь Царей, Небесный Владыка. Господь является нам уже как Судия живым и мертвым и Суд Его праведен и неизбежен.
Икона отличается сложным композиционным решением, где каждый элемент и символ, несет в себе глубокое смысловое значение. Это целый богословский трактат, выраженный кистью иконописца.
Сюжет иконы основан на явлении Господа Вседержителя пророку Иезекиилю.
Божия слава передается в виде геометрических фигур, каждая из которых несет в себе свое символическое значение, и в тоже время объединяет их одно – каждый элемент символизирует небесные силы, небесную иерархию, небесные и земные уровни.
Восседающий на престоле Христос изображен на фоне красного ромба, который символизирует огонь сходящий с небес. Это огненная природа Божества, неопалимая купина.
За красным ромбом изображен синий круг, означающий небесную сферу, мир ангелов, архангелов, начал, властей и сил, господств и престолов, херувимов и серафимов.
И за небесной сферой изображен красный квадрат, символизирующий землю. Четырехугольник – это четыре стороны света, это четыре стихии. В углах квадрата изображены символы четырех Евангелистов которые проповедовали о Христе в четырех концах света и раскрывают свои отличительные стороны искупительной жертвы Христа и Его учения в каждом из четырех Евангелиях.
Евангелист Матфей изображен в виде ангела, символ предсказанного пророками мессианского послания Господа.
Евангелист Марк изображен в виде льва, как символ царственного достоинства Христа.
Евангелист Лука изображен в виде тельца, который символизирует жертвенное служение Спасителя.
Евангелист Иоанн изображен в виде орла, символ высокого значения Евангельского учения и вознесения Господа на небо.
Спаситель восседающий на престоле обычно изображается в золотом хитоне, где лучи ассиста на одежде подчеркивают сияние Его славы. Правой рукой Господь нас благославляет, в левой держит открытую книгу со словами из Евангелия от Матфея
” Прiиди́те ко мнѣ́ вси́ труждáющiися и обременéннiи, и áзъ упокóю вы́: возми́те и́го моé на себé и научи́теся от менé, я́ко крóтокъ éсмь и смирéнъ сéрдцемъ: и обря́щете покóй душáмъ вáшымъ: и́го бо моé благо, и брéмя моé легкó éсть.
Значение книги имеет глубокий символический смысл. Это и Книга жизни с именами всех спасенных. Это и Книга откровения, Книга нового завета, Евангелие. Это и символ Самого Христа, Который есть Слово Божие во плоти явившееся в мир.
В русских православных храмах икона Спас в Силах – занимает центральное место не только иконостаса, но и всего храма. В иконостасе образы святых предстоящие Христу образуют Деисусный чин, они во главе с Господом являются образом церкви небесной, и в храме, где все мы единомыслием исповемы, образуем единую Христову Церковь.
В более поздний период появился иконографический извод – «Царь царей” или «Христос Великий Архиерей”. Эта иконография имеет западное происхождение и на Руси появилась в конце 17 века.
Христос изображается как Царь царствующих и Господь господствующих. Вседержитель пишется в богатой царской одежде, подчеркивающей Его величие, или в новозаветном архиерейском облачении. С венцом в виде короны на голове.
Помимо традиционного изображения Иисуса Христа, мы можем встретить Его изображение в отроческом возрасте, такой тип иконографии называется Спас Эммануил, означающее – «с нами Бог”.
Так же Христос в образе Младенца вошел в большинство Богородичных икон.
К иконографии Иисуса Христа относятся так же и иконы Господских праздников, иконы на тему евангельских событий.
Купить икону Спасителя
В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить наиболее распространенные иконы Спасителя, большинство самых востребованных образов мы можем предоставить Вам в день «звонка”. Как писалось выше, иконография Господа Иисуса Христа обширна и разнообразна, по этой причине не все иконы могут быть в наличии мастерской, но если нужную икону Вы не нашли на страницах сайта, мы напишем любой образ Спасителя, в рамках канона православной церкви, на заказ.
Дорогие братия и сестры, желаем Вам обрести икону Иисуса Христа, которая займет достойное место в доме и сердцах всех Ваших домочадцев.
Нимб (лат. nimbus), сияние вокруг головы Иисуса Христа и святых, запечатлеваемое на их иконных и другого рода изображениях; как правило имеет форму круга и рисуется золотом (возможны также синие и зеленые нимбы). Особой формой нимба является мандорла (от итал. mandorla миндалина) – сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении, внутри которого помещается изображение Христа или Богоматери (реже святых).
Изобразительные формы нимбов восходят к античности. В античных изображениях нимб мог усваиваться языческим божествам, полубогам и героям в качестве атрибута их божественности. Такие изображения соответствовали античным представлениям о том, что тело богов состоит из легкой светящейся субстанции, причем эта субстанция, когда боги являлись в человеческом облике, давала себя знать как сияющее облако. В античных изображениях встречается как круглый нимб над головой изображаемого, так и мандорла, полностью заключающая в себе фигуру.
В христианской иконографии нимбы встречаются уже в IV в. Первоначально они (а именно, мандорла) появляются в изображениях Вознесения Христа; с V в. с малым нимбом изображается Богородица, мученики и другие святые. Изображение Христа в мандорле особенно свойственно иконографии Преображения Господня и Второго Пришествия; мандорла передает здесь сияние славы Господней. Это же значение прославления имеет мандорла и в иконографии Успения Божией Матери.
Малый нимб может иметь разные формы. В изображениях Бога Отца нимб первоначально имел форму треугольника, позднее же форму шестиконечной звезды. Христос изображается преимущественно с так наз. «крестовым” нимбом – нимбом в виде диска с вписанным в него равноконечным крестом. Эта же форма нимба встречается и на символических изображениях Христа в виде Пастыря Доброго и Агнца Божиего. Существовала традиция, в которой новозаветные святые изображались с золотым нимбом, а ветхозаветные (пророки и патриархи) – с серебрянным.
С развитием учения об обожении нимбы осмысляются как условное изображение нетварных божественных энергий и могут ассоциироваться с Фаворским светом. Нимб или мандорла, окружающая Христа, понимается как изображение того света, который апостолы Петр, Иаков и Иоанн видели исходящим от Христа при Его Преображении (см. Мк. 9, 3); этот свет, по учению св. Григория Паламы, был манифестацией нетварных божественных энергий. Этот же свет усваивается и святым, поскольку святость и состоит в провнизанности божественными энергиями, т.е. в причастности Божеству по благодати, Иконографический прием получает здесь, как и во многих других случаях, точный богословский коррелят и соотносится с богословием святости в целом.
Использованные материалы
- В.М.Живов, Святость. Краткий словарь агиографический терминов
Сияние вокруг головы – знак в виде диска или световых лучей как символ духовной славы, изображаемый средствами живописи. В отличие от Н. Богоматери и святых, служащего общим знаком святости, внутри Н. над головой Иисуса Христа прямыми линиями нарисован Крест, внутри рукавов которого расположены буквы o, w, n, состаляющие греческое слово «сущий», которым Бог назвал Себя Моисею из глубины Неопалимой Купины (Исх. 3, 14). Н. Иисуса Христа с обозначением линий Креста принято называть «крещатый нимб». Внутрь окружности Н. над головой Спаса Благое Молчание введены линии восьмиконечной звезды: это символ Господа Саваофа, с которым Его изображают в Новозаветной Троице (неканоническая иконография). С XVIIIв. в русской иконографии Господа Саваофа иногда изображают в треугольном Н. или Н. в виде двух сомкнутых треугольников, образующих шестиконечную звезду. Поверх Н. на иконе часто закрепляют его повторение, выполненное из металла, иногда – из ткани, застеленной вышивкой из металлических нитей или из резной золоченой (по левкасу) древесины: такие украшения называют венцами.
Центральный образ всего христианского искусства – образ Спасителя, или Спаса, как его называли на Руси. Слово Иисус переводится с греческого именно как Спаситель, ибо он пришел в мир спасти человечество ради жизни вечной. Христос означает помазанник, то есть царь – тот, кто помазан на царство (в древности обряд вступления монарха на престол сопровождался помазыванием лба «освященным маслом» – миром. Этот обычай унаследовали все христианские монархии). Вопрос о подлинном облике Иисуса Христа занимал умы христиан со времен первых его последователей. Евангелия не оставили нам описания внешности Спасителя. На протяжении II-IV вв. складывались два типа представлений о нем: одно основывалось на образе исторического Иисуса Назорея с выраженными сиро-палестинскими чертами, другое, более позднее, – на идеализированном греко-римском образе. Со временем вторая точка зрения возобладала благодаря Иоанну Златоусту, заявившему, что «Иисус был прекрасен». Одновременно с ним блаженный Иероним считал, что «если бы Иисус не имел чего-то божественно-прекрасного в самом лице и взоре, апостолы ни в коем случае не последовали бы за Ним тотчас же». В первые века существования новой религии чаще всего можно было встретить образ Христа в виде юного, безбородого отрока, что, безусловно, связывалось с многовековой античной традицией изображать бога в виде прекрасного юноши (ведь боги не могут стариться!). Однако позднее сложилась собственная христианская традиция представлять Спасителя в образе «средовека» – то есть человека средних лет, что соответствовало возрасту, в котором Христос окончил земную жизнь.
Церковь Сан-Витале, VI в. | Церковь Св. Аполлинария, VII в. | Мавзолей Галлы Плацидии, V в. |
Образы юного Христа в ранневизантийском искусстве. Мозаики из храмов Равенны V- VII вв. Канон изображения Христа выработался в Византии к VIII в., а в следующем столетии было зафиксировано описание того иконографического типа, согласно которому лик Спасителя должен быть «благостен, со сдвинутыми бровями, красноокий (красный – красивый), с долгим носом, русыми волосами, имеющий темную бороду». От этого описания и отталкивались художники на протяжении многих веков.
Образы Христа на византийской (VI в.) и древнерусской иконах (XV в.) Сохранились предания о чудесном происхождении первоначального изображения Христа. Согласно легендам лик Иисуса был запечатлен нерукотворным (то есть не сотворенным рукой человека) образом – на полотенце (плате, убрусе) и на глиняной доске (черепице, чрепии). Самым древним является образ Нерукотворного Спаса, или Святого убруса, который восходит ко временам земной жизни Христа. Предание гласит, что царь Авгарь, правитель сирийского города Эдессы, узнав о чудесах, творимых Иисусом, послал к нему своего слугу Ананию, бывшего талантливым живописцем. Царь страдал проказой и задумал исцелиться с помощью портрета Спасителя. Пришедший в Иерусалим Анания пытался написать образ Христа, однако нестерпимый свет, шедший от лика Спасителя, мешал разглядеть его черты. Тогда Христос решил помочь отчаявшемуся художнику: он велел принести воду и чистое белое полотенце (убрус), затем умыл лицо и вытер его убрусом, на котором чудесным образом запечатлелся божественный лик. Царь Авгарь, излечившийся от проказы в тот миг, когда прикоснулся к убрусу, велел закрепить его в нише над городскими воротами. Позднее, при правнуке Авгаря, не признававшего христианской веры, образ был заложен глиняной доской и замурован. Спустя несколько столетий во время нашествия персов местному епископу явилась Богородица и велела открыть образ. И тогда перед пораженными жителями предстал не только Нерукотворный Лик: на глиняной доске, закрывавшей плат, также чудесным образом отпечатался образ Христа. Город был спасен от неприятеля, и с этого времени, как гласит легенда, начинается поклонение Нерукотворному Образу. Чаще всего он встречается в двух вариантах – Спас на убрусе (на белом фоне) и Спас на чрепии (или на керамии), который отличается кирпично-красным фоном лика. Второй вариант Нерукотворного Образа пользовался большой любовью на Руси. Именно такой Спас украшал знамена московских, тверских, ярославских князей, выступал защитником русской земли и покровителем русского воинства. Под стягом с образом Нерукотворного Спаса сражался в Куликовской битве Дмитрий Донской.
Спас Нерукотворный на убрусе. Древнерусская икона XIV в. | Спас Нерукотворный (на чрепии). Древнерусская икона XII в. | Спас Нерукотворный на убрусе с предстоящими. Древнерусская икона XVI в. |
Образ Спаса Нерукотворного представляет собой изображение лика Христа в окружении крестчатого нимба. Это единственная икона, в которой нимб имеет форму полностью замкнутого круга, выражающего совершенство и гармонию мирового устройства. Положение лика в центре круга символизирует центральную роль Спасителя в мироздании. Терновый венец в православных иконах не изображается, этот вариант встречается только в западноевропейском искусстве, и связан он совсем с другой легендой. Она гласит, что во время крестного шествия на Голгофу некая праведная жена Вероника, видя страдания Христа, подала ему свой платок утереть лицо. На этом платке и запечатлелось нерукотворное изображение Христа. Одна из главных реликвий христианства, именуемая «плат Вероники», хранится ныне в соборе св. Петра в Риме и показывают ее верующим единственный раз в году – в пятую воскресную вечерю Великого Поста. Память о св. Веронике запечатлелась и в Иерусалиме: шестая остановка Виа Долороса (Крестного пути Христа) отмечена часовней св. Вероники, а кусок колонны, вмурованный в стену, обозначает место, где в древности находился дом праведной жены.
Плат св. Вероники. Картина Д. Фетти. XVII в. Иисус Христос – царь на небе и на земле, он владеет и душами, и телом, и судьбой людей. Поэтому в искусстве с очень давних времен появился образ Христа, подчеркивающий его значение владыки и судии, повелителя мира: Спас Вседержитель. Этот величественный образ сложился в эпоху торжества христианства под влиянием существовавших правил изображения римских императоров.
Христос Вседержитель. Древнерусская и византийская иконы XIV в. Христос Вседержитель (по-греч. Пантократор) – это поясное изображение Спасителя, восседающего на троне с поднятой в благословляющем жесте правой рукой и книгой Священного Писания в левой. Такое изображение, помимо икон, часто встречается в храмовых росписях: фигура Христа Вседержителя помещается в центральном куполе, уподобленном небесным сферам. Согласно богослову Николаю Месариту Пантократор изображается таким образом, что по-разному воспринимается различными группами зрителей. Его взгляд направлен на всех сразу и на каждого в отдельности. Он смотрит «благосклонно и дружелюбно на имеющих чистую совесть», а для того, кто творит зло, глаза Вседержителя «сверкают гневно, отчужденно и неприязненно», а лик его выглядит «разгневанным, страшным и полным угрозы». Правая рука благословляет идущих верным путем и предупреждает свернувших с него, удерживает их от неправедного образа жизни.
Образ Христа Вседержителя в куполах храмов (собор св. Софии, Киев, XI в.) |
Церковь Спаса Преображения в Новгороде, XIV в., фреска |
С теми же атрибутами Владыки мира – с Евангелием в левой руке и с поднятой в знак благословения десницей – изображался Иисус Христос в композициях, получивших название «Спас в силах». Однако здесь фигура восседающего на престоле Христа окружена различными, выработанными долгой традицией символическими знаками, указывающими на полноту его власти над миром. Фигура Спасителя на престоле предстает в обрамлении ромба, овала и четырехугольника, чья совокупность символизирует образ Вселенной. Красный четырехугольник обозначает землю, в его углах помещены ангел, лев, телец и орел – символы четырех евангелистов, благовествующих славу Спасителя во все концы земли (тетраморф). Можно дать ссылку на материал «Система живописного оформления христианского храма», тетраморф В символизирующем небо голубом овале роятся служащие Христу «ангельские чины» – крылатые серафимы и херувимы; подножие трона поддерживают таинственные «силы небесные», давшие название изводу – в виде крылатых, алых, усыпанных глазами колец (так в Средние века понимали фразу «исполненные очей»). Саму фигуру Христа окружает огненный ромб – знак мощной, животворящей, исходящей от него энергии. Огненный ромб и идущие от фигуры Спасителя золотые лучи символизируют божественную славу Иисуса Христа.
Спас в силах. Икона XV в. Тверская школа иконописи. |
Андрей Рублев. Спас в силах. Икона XV в. |
Икона подобного типа чаще всего помещается в центре иконостаса как воплощение верховного божества, его господства над небом и землей. Царствующий над миром Христос предстает и как его грозный судия; подходящие к нему с обеих сторон Богородица, Иоанн Предтеча, архангелы и святые молят его о милости и снисхождении к людским грехам.