- Дата смерти: 7 сентября 1963 г.
- Место смерти: Смоленская о., г. Гжатск (Гагарин)
- Где и кем арестован: Минск
- Дата ареста: 5 апреля 1933 г.
- Обвинение: «антисоветская агитация, член контрреволюционной церковной организации»
- Осуждение: 7 июня 1933 г.
- Осудивший орган: Особая тройка при ПП ОГПУ БССР
- Приговор: 5 лет концлагерей
- Дата реабилитации: 12 июня 1989 г.
- Реабилитирующий орган: Прокуратура БССР
- Источники данных: БД «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»
Содержание
Места проживания
Тверская губ., с. Сосновицы
Дата окончания: 1925 г.
Некоторое время Николай Воробьев преподавал математику в школах г. Сосновицы и
и г. Вышнего Волочка. В 1925г. был уволен из школы после того, как отказался
заниматься на Пасху.
Переехал в Москву
Тверская о., г. Вышний Волочек
1937—1944 гг.
Освободившись из заключения, о. Никон до 1944г. поселился в Вышнем Волочке.
Он работал в Вышнем Волочке «в качестве универсальной прислуги» у знакомого
врача-хирурга Михаила Львовича Сергиевского, с сыном которого учился в реальном
училище и заступничество которого не раз спасало о. Никона от нового ареста.
Жена врача Александра Ефимовна и ее сестра Елена Ефимовна были убежденными
атеистками, которые под влиянием о. Никона стали христианками.
Елена Ефимовна, врач, приняла даже монашеский постриг с именем Серафимы.
О. Никон жил на втором этаже флигеля в небольшой комнатке. Около дома была усадьба —
около полутора гектаров. На ней о. Никон посадил своими руками фруктовый сад
с самыми разными сортами яблонь, груш, крыжовника, смородины и различные огородные
культуры, которые приходилось выращивать в большом количестве, поскольку у
Михаила Львовича постоянно проживали приезжавшие и приходившие друзья, знакомые
и пациенты
Рукоположение
монах
Никон
05.04.1931 г.
Место Минск, церковь св. Николая Чудотворца на Козыревском кладбище
Кто рукоположил епископ Минский Феофан (Семеняко)
Принял монашеский постриг в Вербное Воскресение, 23 марта/5 апреля 1931г.
от епископа Минского, бывшего настоятеля Борисоглебского храма Феофана (Семеняко) в Минске
иеродиакон
Никон
07.04.1931 г.
Место Минск, церковь св. Николая Чудотворца на Козыревском кладбище
Кто рукоположил епископ Минский Феофан (Семеняко)
25 марта/7 апреля 1931г., на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
новопостриженного монаха Никона рукоположили в сан иеродиакона
иеромонах
Никон
08.01.1933 г.
Место Минск, церковь св. Николая Чудотворца на Козыревском кладбище
Кто рукоположил епископ Минский Феофан (Семеняко)
26 декабря 1932г. /8 января 1933г., на второй день праздника Рождества Христова,
был рукоположен в сан иеромонаха
игумен
1956
Кто рукоположил Преосвященный Михаил (Чуб)
Служение
Москва, церковь свв. Бориса и Глеба
Должность псаломщик, келейник епископа Феофана (Семеняко)
Дата окончания: 02.1931 г.
В Москве Николай Воробьев стал служить псаломщиком в церкви свв. Бориса и Глеба
и поселился на колокольне той церкви, в которой служил.
Привыкший к невзгодам, он стойко переносил неудобства своего положения.
В 1920-е годы ему немало пришлось пережить. Долгим и тернистым
был его жизненный путь до рукоположения. Пройдя этим путем, он закалился духовно
и дерзновенно решился на принятие монашества в тяжелейшие годы гонений на
Церковь. Возможно, какое-то влияние на Николая Воробьева оказал настоятель
церкви свв. Бориса и Глеба протоиерей Николай Семеняко, будущий епископ Минский
Феофан.
В феврале 1931г. Николай Воробьев, ставший келейником Владыки Феофана,
прибыл вместе с ним в Минск
Минск, церковь св. Николая Чудотворца на Козыревском кладбище
монах, иеродиакон, иеромонах
Должность келейник при епископе Минском Феофане (Семеняко)
02.1931—05.04.1933 гг.
Вокруг Козыревской церкви объединилось около тридцати монахинь, недавних
насельниц Спасо-Преображенского монастыря, из которого они были изгнаны властями
в 1924г. Они образовали Сестричество при храме. О. Никон распространил среди
монахинь «Письмо последних Оптинских старцев», сегодня широко известное. Из
числа монахинь он воссоздал приходской хор, привлекавший в церковь все большее
число богомольцев не только из Минска, но даже из сельской местности. Верующие
ходили в церковь пешком, преодолевая значительные расстояния, в большие
праздники храм не мог вместить всех желающих. О. Никон вел строго подвижнический,
аскетический образ жизни, был исполнен к каждому, кто приходил к нему за советом
или помощью, искренней христианской любви, и это также не могло остаться
незамеченным на фоне возраставшей озлобленности в местном обществе.
Осенью 1932г. о. Никон познакомился в Минске с епископом Могилевским Феодосием
(Ващинским), который приезжал ради встречи с Владыкой Феофаном (Семеняко).
Епископ Феодосий был исключительно мужественным архипастырем, разделившим
со своей паствой все испытания тех мрачных лет. (Вторая встреча о. Никона с
епископом Феодосием произошла в Комсомольске-на-Амуре, оба были заключенными).
О. Никон пользовался искренним уважением среди прихожан. Он вел святой образ
жизни. При Козыревской церкви он устроил дивный хор
Калужская о., г. Козельск, Благовещенская церковь
иеромонах
Должность настоятель
1944—1948 гг.
С 1944г., с открытием храмов во время войны, о. Никон служил в разных приходах.
В 1944г. епископом Калужским Василием он был назначен настоятелем Благовещенской
церкви г. Козельска.
Здесь он жил на квартире у одних монахинь и вел чрезвычайно аскетичный образ
жизни. По воспоминаниям многих, общавшихся с ним в этот период, он был невероятно
истощенным. Батюшка все свое свободное время проводил в чтении слова Божия,
молитве и изучении Святых Отцов. Проповеди батюшки были всегда глубоко духовными
и отличались особой силой и убедительностью. Это привлекало к нему верующих.
Вторым священником храма был о. Рафаил (Шейченко), бывший насельник Оптиной
Пустыни, 21 год отбывший в лагерях. О нем в Козельске до сих пор вспоминают
с любовью и, порой, со слезами. Но диаволу удалось поссорить двух достойных
пастырей, в результате чего о. Никон был временно запрещен в служении
епископом Калужским Онисифором, затем восстановлен. Впоследствии о. Никон и
о. Рафаил вполне примирились, обменявшись письмами. В своем письме о. Никон
каялся и обвинял себя.
В Козельске о. Никон имел духовное общение с последним постриженником прп. Амвросия
Оптинского иеросхимонахом Мелетием (Барминым), который был последним духовником
Шамординской женской обители.
В 1948г. о. Никон был переведен в г. Белев
Тульская о., г. Белев
иеромонах
1948—1948 гг.
Тульская о., г. Ефремов
иеромонах
1948—1948 гг.
Смоленск
иеромонах
1948—1948 гг.
Из Смоленска епископом Сергием иеромонах Никон в том же 1948г. был переведен в захудалый
по тому времени приход в г. Гжатске, что он рассматривал как ссылку
Смоленская о., г. Гжатск (Гагарин), Вознесенская церковь
иеромонах
1948—1956 гг.
Первое время на новом месте о. Никону приходилось претерпевать неимоверные
бытовые и материальные трудности. По воспоминаниям, денег он вообще
никогда не имел, так как раздавал их почти немедленно после получения.
Все его имущество, кроме самых необходимых вещей, составляли одни лишь книги,
в основном, писания Святых отцов.
В Гжатск он приехал, имея старую теплую рясу одного оптинского иеромонаха,
столь же старый теплый подрясник, который он через некоторое время сжег ввиду
полной его ветхости, летние рясу с двумя-тремя подрясниками и книги.
Батюшка очень любил служить и служил собранно, сосредоточенно, от всей души,
что чувствовалось всеми. Совершал богослужение просто, сдержанно, естественно.
Не переносил артистизма или какой-либо вычурности в совершении богослужения,
чтении, пении и «артистам» делал замечания. Из-за этого на него гневались
регенты, любящие «пиесы», солисты и чтецы, привыкшие показать себя.
Батюшка часто повторял: церковное пение — то, которое сосредоточивает ум,
настраивает душу на молитву, помогает молиться или, по меньшей мере, не мешает
молитве. Он запрещал входить кому-либо в алтарь или, тем более, стоять в нем
без особой на то нужды. В алтаре батюшка никогда не говорил ничего, кроме
самого необходимого, и другим не позволял этого делать.
Никогда не исповедовал во время Литургии: исповедь проводил или до Литургии,
или накануне вечером. Он говорил: человек должен молиться во время Литургии,
а не ждать очереди исповедоваться.
К исповеди относился чрезвычайно внимательно, особенно к приходившим редко,
Очень не любил батюшка, когда требы исполнялись спешно, неразборчиво,
как-нибудь.
Батюшка говорил, что российский народ так легко оставил веру после революции
потому, что все его христианство состояло в исполнении почти исключительно
внешних предписаний: заказать водосвятие, молебен, крестины, поставить свечу,
подать поминание, не есть скоромного в пост.
Батюшка был строг по отношению к себе. Вставал всегда не позже шести часов,
ложился около двенадцати. В неслужебные дни до самого завтрака, который бывал
не ранее десяти часов, молился. Молился и днем, делая пятисотницу.
Всегда читал Святых Отцов. Вообще он был большим тружеником,
не выносил праздности и всегда чем-нибудь занимался, но больше читал.
Постоянным его чтением были святоотеческие творения, жития святых, проповеди.
Особенно же тщательно и постоянно перечитывал он творения епископа Игнатия
Брянчанинова, которого в качестве духовного отца завещал всем своим духовно
близким.
Зная французский и немецкий языки, он иногда читал и иностранную литературу.
Батюшка хорошо был знаком с классической литературой и философией.
Особенно ценил он сочинения Ф. М. Достоевского, А. С. Хомякова, славянофилов и
некоторые философские сочинения В. С. Соловьева.
Батюшка никак не позволял сделать для себя какую-либо услугу, принести что-либо,
убрать и т. д. С трудом, кряхтя, но делал сам, несмотря на то, что был очень
больным. Четыре года, проведенные в лагере, чрезвычайно подорвали его здоровье.
Более всего он страдал от болезни сердца и ревматизма суставов рук и ног.
Он вменил себе в обязанность некоторые домашние и хозяйственные дела: топил и
вычищал печь (печь топилась углем и была очень неудобной), обрабатывал
плодовые деревья и кустарники, пилил и колол дрова, копал землю.
Пока у батюшки были силы, он много трудился физически. Трудился до пота,
до полного изнеможения. Он насадил огромный сад в Вышнем Волочке, два сада
в Козельске.
В Гжатске не только насадил большой сад, но и снабдил из своего питомника всех
желающих в городе яблонями, вишнями, грушами и т. п. А желающих было
много, тем более, что батюшка все давал даром.
Очень много он проводил строительных и ремонтных работ по храмам.
батюшка был различен. С некоторыми разговаривал спокойно, других
утешал, а иных прямо обличал.
Батюшка вел себя чрезвычайно просто. Часто, когда его племянники и другие
играли в городки, батюшка подходил к ним и помогал отстающей команде.
Никто, даже из молодежи не мог с ним состязаться в меткости бросания палок.
В несколько ударов он выручал отстающих.
Все просто удивлялись, как сохранилась в его старческих и больных руках такая
точность. Он хорошо мог играть в шахматы, но почти никогда в них не играл,
как игрой, отнимающей у человека драгоценное время
Смоленская о., г. Гжатск (Гагарин), Вознесенская церковь (у вокзала)
игумен
1956—07.09.1963 гг.
Много поскитавшись, игумен Никон снискал большую любовь как пастырь и духовник.
Успех был столь велик, что одно время ему был запрещен прием посетителей.
В последний период жизни на долю игумена Никона выпало множество житейских
скорбей, суеты. «Но эта суета, — говорил он перед смертью, — дала мне возможность
увидеть: ничего мы сами не можем сделать доброго».
В это время, по собственному признанию, только в этот последний период он,
наконец, понял и пережил состояние начального христианского смирения,
открывающего, «что мы сами ничто, а творение Божие, мы создание Божие только.
Поэтому чем нам гордиться, что нам противопоставлять Богу?».
Перед кончиной игумен Никон пережил последнее испытание — тяжелую болезнь.
Батюшка начал чувствовать особое недомогание зимой 1962-1963гг.
Постепенно он стал все больше слабеть, скорее уставать, меньше есть.
Более двух месяцев перед кончиной он не принимал никакой пищи, и до этого
около месяца ел только раз в день молоко и ягоды, иногда с белым хлебом.
Но ни разу за все время болезни никому он не жаловался. Никто не видел в нем
уныния или скорби. Он был спокоен, сосредоточен и большей частью даже с
легкой улыбкой на лице. Почти до самой кончины был на ногах.
Окончательно слег лишь за десять дней до смерти.
Под Успение Божией Матери последний раз исповедовал своих близких.
Сам, когда уже не мог дойти до храма, несколько раз причащался дома.
До дня смерти был в полном и ясном сознании и из последних сил наставлял окружающих
Завещал хранить веру всемерным исполнением заповедей и покаянием,
всячески держаться епископа Игнатия Брянчанинова, избегать особенно суеты,
совершенно опустошающей душу и уводящей ее от Бога
Публикации
Игумен Никон Воробьев. Это имя я услышал от почитаемого мной богослова Алексея Ильича Осипова. Поразил меня этот человек всей своей жизнью…
Алексей Ильич лично знал Отца Никона. Он свидетельствует о святости Никона… Именно батюшка Никон благословил Осипова на учебу в Духовной Академии, он подготовил его к поступлению в это учебное заведение…
Николай Воробьев – детство, юность
Родился Никон Воробьев (мирское имя: Воробьев Николай Николаевич) – в 1894-м году в селе Микшино Тверской губернии в крестьянской семье.
Когда Николай подрос отец устроил его в реальное училище в Вышнем Волочке.
Учеба ему давалась сравнительно легко. Он хорошо разбирался в математике, черчении, рисовании, пении, танцевал, играл на альте…
В поисках смысла жизни стал изучать философию, и преуспел в этой науке. Однако вскоре понял, что философия не дает точных ответов на насущные вопросы: в чём состоит призвание человека, для чего он живёт, что его ожидает за смертной чертой?
Разочаровавшись в философии, Николай поступил в Петроградский Психо-Неврологический институт в 1914 году.
Спустя год, он пришёл к ещё большему разочарованию и оставил учёбу. Его душевный кризис в это время достиг такой глубины, что он даже подумывал о суициде.
И именно в этот период по молитвам Николая Господь открылся ему, и в его душе произошёл настоящий нравственный перелом. Его больше не интересовали мирские увлечения. Тогда он предался молитвенному деланию, внимательному, вдумчивому чтению Евангелия и произведений святых отцов.
В 1917 году Николай поступил в Московскую духовную академию. Но в связи с революционными событиями и последующими политическими изменениями в стране обучение в академии пришлось прервать.
Некоторое время он преподавал математику в школе. Затем Москве трудился псаломщиком в Борисоглебской церкви.
Никон Воробьев – монашеский подвиг
В 1931 году, в городе Минске, Николай принял монашеский постриг и новое имя – Никон.
В 1933 отец Никон был арестован, осужден и отправлен на перевоспитание в Сибирь. На свободу он вышел только в 1937 году и поселился в Вышнем Волочке, где работал прислугой в доме врача. Супруга врача и её сестра были атеистами. Отцу Никону приходилось с этим мириться. Однако образ праведной жизни Никона убедил сестёр принять веру во Христа.
Более того, одна из сестер – Елена Евфимовна, будучи врачом, постриглась в монашки с именем Серафима. Когда она умерла, в её гробу, под подушечкой, лежала монашеская мантия и четки.
В Великую Отечественную войну отец Никон приступил к священнослужению. В 1944 году Калужский епископ Василий посвятил его в настоятеля Благовещенского храма в Козельске, где он прослужил до 1948 года.
Затем он был определен в город Белев, потом – в Ефремов, затем – в Смоленск. Оттуда его направили в Гжатск, вверив под руководство достаточно бедный, слабо организованный, захудалый приход. К такому положени. отец Никон относился ровно, спокойно…
Надлежащую строгость проявлял отец Никон и в отношении богослужений. Служил он просто, без вычурности, этого же требовал и от других.
Боролся с практикой чрезмерно спешного чтения, за что на него обижались псаломщицы. Решительно выступал против формального отношения к Таинству Исповеди, утверждая, что Таинство Покаяния это не обряд «разрешения от грехов».
Отец Никон был строг к себе: ложился поздно, вставал рано. В свободное время молился, занимался физическим трудом, ухаживал за садом, много читал, занимался домашним хозяйством, старался всё делать сам.
В 1956 году отец Никон стал игуменом.
Никон Воробьев – кончина
Алексей Ильич Осипов на месте захоронения игумена Никона Воробьева
К концу 1962 года его здоровье серьезно ухудшилось: он всё больше и больше слабел, стал быстро утомляться. В этот период жизни его пищу составляло молоко и ягоды, иногда – белый хлеб.
За несколько дней до кончины он слёг в постель. А перед Успением Пресвятой Богородицы он исповедовал своих ближних. По воле Господа отец Никон неоднократно проявлял свою невероятную прозорливость, обладал предвидением. В частности, перед кончиной отец Никон попросил своих духовных чад прочесть ему выдержку из жизнеописания подвижника Амвросия Оптинского, где сообщалось о запахе тления, исшедшем от тела Амвросия после смерти. В тот момент эта просьба многим показалась непонятной. Позже же, ночью, читавшие Евангелие около гроба отца Никона ощутили жуткий запах тления от его гроба. Удивительно то, что ко времени отпевания покойника этот запах бесследно исчез. Умер отец Никон 7 сентября 1963 года.
Значительно полнее и интереснее об игумене Никоне Воробьеве, его святости расскажет А.И. Осипов, который был близко знаком с ним.
7 сентября мы вспоминаем игумена Никона (1894–1963). Отец Никон (в миру Николай Николаевич Воробьев) родился еще в царской России. Стал свидетелем всех трагических и великих событий XX века: революции, нескольких войн, репрессий, социальных потрясений и научных открытий.
Сын крестьянина, умный, талантливый, он выделялся среди шестерых братьев серьезностью, особой честностью, кротостью и добрым сердечным нравом. Ему всегда хотелось дойти до сути, узнать смысл жизни, он никогда не был поверхностным человеком, всегда искал глубину. Эти черты отец Никон сохранил на всю жизнь.
Получил предсказание о монашестве еще в детстве и, став монахом в годы закрытия монастырей и разрушения храмов, до конца своих дней подвизался в миру, на приходе. Пережил арест, заключение, ссылку в сибирских лагерях. Жил как аскет, относясь к себе со всей строгостью, а к окружающим — с любовью. Стяжал непрестанную Иисусову молитву и дар духовного рассуждения. Его советы о духовной жизни основаны на личном опыте и наполнены светом Божией благодати.
Мир в душе и с ближними
«Не отступай от Господа, пока Он не простит тебя и пока не подаст мира душе твоей. Признак прощения Господом — мир в душе».
«Сохраняй мир внутри себя, а потом и с ближними».
«Лучше испортить дело, но сохранить мир с ближним, не забывай этого».
«Старайся жить со всеми так, чтобы от тебя люди уходили утешенные и за тебя благодарили Господа».
«Грех против ближнего очень тяжело ложится на совесть. Да и Господь прощает такие грехи только тогда, когда мы сами примиримся с ближним».
«По-моему, к людям надо относиться так, как врач к больным. Мы все больны всеми болезнями, только у одних выпирает одна, у других другая болезнь».
«Там, то есть в больнице, не ругают, что кто-нибудь заболел легкими, сердцем, животом, не говорят: «Ах ты, негодяйка слепая, ишь, глазами заболела!” Так и вам друг друга не ругать надо за душевные болезни, а терпеть и жалеть друг друга. «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов”, — говорит апостол».
Огонек истинного «я»
«Люди по существу, в глубине все лучше, чем в своем проявлении в жизни».
«Все мы завалены хламом, а всё же из-под него мерцает огонек истинного «я”».
Вражда делает бесполезными все труды
Игумен Никон (Воробьев) «Я потому долго остановился на вражде, что она делает бесполезной все труды. Ни молитв, ни покаяния, ни милостыни не принимает Господь от человека, имеющего вражду к ближним».
«Никакая правда земная не может оправдать вражду. Говорю «земная”, потому что небесная правда дает мир и внутренний, и внешний. Если умрет тот, кого вы считаете своим недругом, вы будете страдать, так как рано или поздно вы почувствуете свою вину. Обычно это делается во время молитвы. Если вы умрете во вражде (да не будет этого), то знайте, что все ваши добрые дела и вся надежда на спасение погибнут. Вы пойдете в руки сеющих вражду. Царствие Божие есть царство любви и мира. Не может в него войти вражда».
«Если мы хотим, чтобы кто преодолел себя и изменил свое отношение к нам, то и сами должны раньше его совершенно изгнать из своего сердца неприязнь к нему. Тогда Господь известит его сердце».
Не осуждай никого
«Никогда не говорите плохого или иронически ни о ком… Ваши слова могут быть переданы даже не по злобе или неприязни, а просто по невниманию или в виде шутки — и вот, вы приобрели врага себе».
«Путь ко спасению — через покаяние в своих грехах, а не в осуждении ближних. Если же человек осуждает ближних, то, значит, он не чувствует своих грехов и нет у него покаяния».
«И наоборот — признаком сознания своих грехов и покаяния в них является неосуждение ближних. Делай свое дело, какое тебе поручено; не входи в чужие дела; по возможности, всегда молчи; никогда не переноси ничего другим; как камень в море, пусть тонут в тебе все слова, какие услышишь; всех жалей, всех прощай и в душе, и на деле, если случай будет».
«Закрой глаза на чужие грехи, а если нельзя не видеть, то молись о грешащих, как о себе, чтобы Господь простил им, тогда получишь милость от Господа».
Оскорбители — наши лучшие учителя
«Необходимо также, чтобы кто-либо и оскорблял нас, но не без всякого основания, а так, чтобы вскрывался, хотя бы и преувеличенно, какой-либо недостаток. Говорю не из теории, а на себе испытал не раз благотворность этого и совершенно убежденно говорю, что оскорбители — наши лучшие учителя».
Больше читай хороших книг
«Еще раз советую: больше читай хороших книг. Мало есть людей, от которых можно что получить, да и заняты часто или больны, а книгу всегда можно читать».
Не бойся ничего
«Не бойся ничего. Внедряй в себя мысль, что во всем мире не происходит ни малейшего движения без ведома и соизволения Божия».
«Господь ведет, устраивает обстоятельства таким образом, чтобы человеку было легче всего спастись».
«Иногда человек находится в таких обстоятельствах, что в данном городе, в данном месте не может спастись. И тогда Господь устраивает так, что этому человеку или этой семье возникает необходимость переселиться в другое место. Там встречаются верующие люди, которые становятся друзьями и содействуют укреплению веры. Там, может быть, вблизи окажется и церковь или какой-нибудь духовно верующий человек, который помогает этой семье спастись».
«Вот человек, страдающий пьянством, развращенный. Всё свободное время тратит на искание удовольствий в пьянстве и разврате. Милосердный Господь видит это, жалеет его семью, жалеет и этого человека. Что с ним делать? Господь посылает ему такую болезнь, что он ни о водке, ни о разврате уже и не помышляет. Напротив, начинает задумываться о прошлой жизни, о ее бессмысленности, начинает каяться в своих согрешениях, исповедует их и таким образом спасается».
«Не может человек, например, побороть чревоугодие, или пьянство, или блудодеяние — Господь посылает болезнь. Гордится человек, тщеславится — Господь унизит его пред всеми так, что он делается в глазах людей последним человеком. Если человек-христианин привязан к земному и все свои силы, все свои желания, все мечты направляет к тому, как бы правдою или неправдою, воровством, обманом — любыми средствами — приобрести земное благополучие, то Господь возьмет и отымает и всё то, что он имеет. Так к нашим трудам в нашей собственной борьбе с грехом посылает Господь нам еще и невольные скорби, как помощь в этой борьбе».
Господь следит за нуждами тех, кто доверился Ему
«Ищи Царствия Божия и правды его — и, по слову непреложному Самого Господа, слову более твердому, чем небо и земля, приложится и всё необходимое в материальной жизни. Хотя и испытывает Господь рабов Своих, но и следит за всем, за духовными и за телесными нуждами и всё подает в нужное время тем, кто доверился Господу, а не своей ловкости, силе, умению и прочее».
«Кто ищет угодить Богу, тот не будет оставлен Богом, лишь бы мы не оставили Его».
Единственный путь — терпение скорбей
«Остался для нашего времени только один единственный путь: терпение скорбей».
«Не будет никаких собственных подвигов у ищущих Царствия Божия. Спасаться же будут только терпением скорбей и болезней. Почему не будет подвигов? Потому что не будет в людях смирения, а без смирения подвиги принесут больше вреда, чем пользы, даже могут погубить человека, так как они невольно вызывают высокое мнение о себе у подвизающихся и рождают прелесть».
«Только при руководстве очень опытных духовно людей могли бы быть допущены те или иные подвиги, но их теперь нет, не найти. Руководителем теперь является Сам Господь да отчасти книги, кто имеет их и может понимать. Как же руководит Господь? Попускает гонения, оскорбления, болезни, длительную старость с тяготой и немощами».
«Необходимые для спасения человека скорби могут восприниматься человеком труднее или легче в зависимости от устроения человека. Если человек примет на веру слово Божие о необходимости и неизбежности скорбей для спасения, если он сознает свои бесчисленные грехи словом, делом, помышлением, сочтет себя вполне заслужившим не только посланных скорбей, но и гораздо больших, смирится пред Богом и людьми — то скорби станут легче».
«Если же человек будет роптать на скорби и болезни, будет искать виновника этим скорбям среди людей, бесов, обстоятельств, станет всеми средствами пытаться избежать их, то враг поможет ему в этом, покажет ему мнимых виновников (начальство, порядки, соседи и прочее, и прочее), возбудит в нем вражду и ненависть к ним, желание мстить, оскорблять и прочее, и прочее».
«Люди и обстоятельства — только орудия Божии, часто не понимающие того, что делают».
«Умный и верующий человек использует скорби к великому успеху в духовной жизни, а немудрый, ропотливый теряет случай для приобретения, вредит себе, расстраивая и тело, и душу».
Не хочешь скорбей — не греши
«Не хочешь скорбей — не греши, раскайся искренне в своих грехах и неправдах, не делай зла ближним ни делом, ни словом, ни даже мыслью, почаще храм посещай, молись, относись с милосердием к своим близким, соседям, тогда Господь и тебя помилует, и, если полезно, то и от скорби освободит».
Средства от тоски, от скорби
Игумен Никон (Воробьев) «Средство от тоски, от скорби — молитва или псалмопение и благодарение Господа. Если будешь понуждать себя читать Псалтирь со вниманием и вставлять чаще молитву Иисусову, Божией Матери и всем святым, то скорбь твоя утихнет и ты получишь большую пользу душевную».
«Когда тебя будет бороть уныние, тоска, то понуждай себя мысленно говорить: «Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже! Достойное по делам моим приемлю. Благодарю Тебя, Господи, что послал мне болезнь для спасения души моей. Слава Тебе, Господи, слава Тебе”. Говори эти слова десятки, сотни раз, говори убежденно, от всего сердца — и через некоторое время почувствуешь облегчение на сердце, мир и спокойствие, твердость и терпение. Это признаки посещения благодати Божией».
Лучший путь — средний
«Слишком огорчаться внешними трудностями — признак маловерия; слишком огорчаться внутренними — признак гордости».
«Не требуйте от себя больше, чем можете. Надейтесь на милосердие Божие, а не на свои добродетели».
«Не перегружайте себя телесными трудами. Лучший путь — средний. Слишком здоровое и слишком слабое тело одинаково мешают».
Не дела, а смирение склоняет Господа на милость