Коррекция звукопроизношения у взрослых: что делать, если у совершеннолетнего проблемы с буквами?
Логопедический массаж взрослому человеку
Логопед для взрослых в Воронеже – это к нам. В центре коррекции речи и интеллектуального развития мы работаем не только с малышами, но и с пациентами 18 и более лет. За годы нашей работы мы сделали вывод – исправлять речь у взрослых сложно, но все-таки можно.
Кто занимается коррекцией звукопроизношения у взрослых?
В общем и целом – те же специалисты, что ставят речь детям, но с большим опытом работы со взрослыми:
- Логопед
- Дефектолог
- Нейропсихолог
- Психолог
- Невролог
Записаться к логопеду для взрослых онлайн – .
Как начинается работа по исправлению речи у взрослых.
Сначала нужно выяснить причину нарушения. Довольно часто это — результат привычки, закрепившейся с детства. Как правило, такую привычку сопровождают слабость и небольшая раскоординированность органов артикуляции: языка, губ, нижней челюсти. Нередко встречаются и различные дефекты строения речевого аппарата (их может определить стоматолог или ортодонт): неправильный прикус, укороченная подъязычная связка («уздечка»), высокий нёбный свод, заячья губа разных степеней и др.
Со всем этим можно в той или иной степени работать, чтобы улучшить звукопроизношение.
Сложнее, если причина – нейрофизиологическая. В этом случае не помогает обычная тренировка произношения, нужна многоплановая работа по стимуляции определенных зон мозга. С определения этих зон и диагностики нарушений и начинается работа в этих случаях.
В каких случаях нужна логопедическая помощь для взрослых:
- нарушено произнесение 2 и более звуков
- наблюдается сильное заикание
- нарушено строение речевого аппарата — см. выше
- наблюдается снижение слуха
- диагностированы неврологические проблемы
- стресс или травматический опыт вызвали проблемы с речью.
Всех разновидностей проблем с речью у взрослых не перечислить в одном материале, тем более что случается зачастую и комплексный характер заболевания.
Какие методы применяются при исправлении речи у взрослых пациентов
В зависимости от причин заикания или проблем с артикуляцией у взрослых могут применяться:
- Нейрогимнастика
- Лечебная физкультура
- Логопедический массаж языка
- Логопедические упражнения-тренировки
- Хирургические операции в области губ, языка или носоглотки
- Биоакустическая коррекция
- Микротоковая поляризация
- Массаж
- Корректирующие брекеты
- Занятия с психологом для решения проблем коммуникации и социализации
К сожалению, в случае взрослого пациента речевые нарушения поддаются не такой быстрой коррекции, как у ребенка. Это обусловлено сниженной с возрастом способностью к обучению, меньшей пластичностью мозга, а иногда и банальным отсутствием времени.
Логопед необходим в любом возрасте
Чтобы эффективно справиться с проблемой речи у взрослого человека, главное – принять решение и настроиться на борьбу. Специалисты нашего центра помогут всем, что есть в арсенале у современной медицины. Помните, что проблема с артикуляцией у взрослого в настоящее время решаются в подавляющем большинстве случаев.
Стоимость занятий с логопедом для взрослых
Первичный прием у логопеда в «Здоровом ребенка» — от 800 рублей
Дальнейшие занятия с логопедом – от 700 рублей.
Возможны скидки при покупке курса, просим уточнять при общении с администраторами или операторами call-центра: 2000-451
Представляешь, хозяйка, меня сейчас салатом из свеклЫ хотели побАловать! Отправил их словари читать.Фото: Иван ВИСЛОВ
Две трети россиян утверждают, что замечают ошибки в речи и письме окружающих. Каждый третий респондент сильно раздражается по этому поводу. Таковы данные одного из социологических опросов, проведенных Фондом «Общественное мнение». Неправильная постановка ударения, орфографические ошибки, отсутствие знаков препинания в переписке, искажение слов и злоупотребление жаргонными и иностранными словами – в топе ошибок, которые вызывают гнев и бурные дискуссии. По мнению социологов, снисходительнее россияне относятся к стилистическим ошибкам, употреблению слов в неверном значении и к бедному словарному запасу собеседника.
Конечно, большинство из нас старается следить за своей речью, но контролировать себя все время получается далеко не у всех. Ошибки в разговоре, зачастую, совершают даже те, кто самоуверенно считает свою речь безупречной.
А ВЫ ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЕ? ЗАДАЙТЕ СВОЙ ВОПРОС С ПОМОЩЬЮ ФОРМЫ ИНТЕРАКТИВНОЙ СВЯЗИ
Почему же мы ошибаемся? Происходит это по двум причинам.
Во-первых, правила школьного курса русского языка помнят далеко не все. К тому же многие преподаватели стараются, в первую очередь, научить избегать ошибок в письменной речи, а вот навыкам ораторского искусства и грамотности устной речи на уроках уделяется не столь пристальное внимание.
Во-вторых, спонтанность диалога, эмоциональность, желание как можно быстрее донести свою мысль до собеседника нередко делают речь неряшливой.
Грамотная речь – своеобразная лакмусовая бумажка, помогающая нам составить представление о собеседнике, его образованности, принадлежности к тому или иному кругу общения.
Сомневаетесь, как правильно? Задайте СВОЙ ВОПРОС нашим специалистам.
Не хотите, чтобы ваша речь резала чей-то слух?
Тогда проверьте, не совершаете ли вы те самые пресловутые раздражающие всех ошибки.
Топ-5 самых популярных речевых ошибок
1. Использование лишних букв в словах. Мы не удивляемся, когда во время разговора в словах пропадают звуки: никому не приходит в голову четко произносить празДник или лесТница. Но вот лишние буквы в письме и звуки в речи также плохи, как и лишние килограммы. Запомните: дерматин, а не дермаНтин, инцидент, а не инциНдент, компрометировать, а не компромеНтировать.
2. Неправильная постановка ударения. Кроме пресловутых ошибок звОнишь вместо звонИшь, многие «угощают кусочком тортА» вместо тОрта, сливОвым пирогом вместо слИвовым и салатом из свеклЫ вместо свЁклы, подписывают договорА, вместо договОров, считают Машу красивЕе Даши, а не красИвее, и любят бАловать детей, хотя нужно баловАть.
3. Употребление глаголов в неверной форме. Слов «побежу» и «победю» не существует. Просто запомните это. Глагол «победить» не имеет формы первого лица в будущем времени. Как быть? Стройте фразу иначе, например, скажите: «одержу победу». Это касается и чудного слова «пылесосю» — так говорить не стоит.
4. Неправильное употребление рода существительных. Ваша кухня преобразилась к весне не из-за новой тюли на окнах, а из-за нового тюля. Тюль – слово мужского рода. И во французском языке, откуда слово родом, тоже. Да и дорогой шампунь предпочтительнее, чем дорогая шампунь, ведь само слово шампунь – мужского рода. А вот пальто – среднего рода, да еще и не склоняющееся во множественном числе. Поэтому никаких ярмарок польт. Наступить можно на больную мозоль, а не на больной мозоль, как довольно часто говорят.
5. Ошибочное склонение числительных. Это одна из самых частых ошибок в речи, которую можно услышать даже из уст политиков, актеров, чиновников и журналистов. Даже многие люди с высшим образованием теряются, когда нужно просклонять числительные и не ошибиться при этом. На распродаже вам может не хватить не три тысячи четыреста сорок рублей для покупки платья мечты, а трех тысяч четырехсот сорока рублей. Потому что в составных количественных числительных склоняется каждое слово. А вот если вы стоите в очереди на жилье, то по списку вы три тысячи четыреста сороковой, поскольку речь уже о составных порядковых числительных и, по правилам, в них склоняется только последнее слово.
Сомневаетесь, как правильно? Хотите узнать, верно ли вы ставите ударения? Есть желание подтянуть свои знания из курса школьной программы? Воспользуйтесь специальной формой «вопрос-ответ» и получите консультацию от авторов и экспертов проекта «Уроки русского».
Заполнить форму на сайте
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ
Вопрос №1: Меня очень раздражает когда я слышу (и очень часто) — дОбыча, а мне кажется, что надо говорить добЫча. Или я не права? Тина.
Ответ:
Тина, добрый день! Вы правы, такую постановку ударения можно услышать довольно часто. Особенно во время интервью, публичных выступлений и комментариев представителей нефтяной и угольной отраслей промышленности. Даже получившие высшее образование специалисты под влиянием коллектива начинают периодически ошибаться.
ДОбыча вместо добЫча – типичный пример профессионального жаргона: шахтеры Кузбасса на Ваше замечание могут ответить: «ДобЫча – у воров, а у нас — дОбыча». К сожалению, литературная норма (а во всех словарях – это, конечно, добЫча) никак не приживется в профессиональной среде: шахтеры, геологи, нефтяники считают неверную постановку ударения единственно правильной.
Как ни странно, заступиться за дОбычу могли бы поэты XVIII века: в то время социального ограничения у слова не было – в текстах Крылова, Сумарокова, Майкова можно увидеть устаревшее ныне дОбыча.
Вопрос №2: Мне режет слух фраза свекрови: «Я проколола мужу лекарства» (т.е. сделала серию уколов, назначенных врачом). Как правильно сказать? Муза-Муза
Ответ:
Муза-Муза, здравствуйте! В Большом толковом словаре у глагола «проколоть» есть несколько значений.
1. Сделать в чем-то сквозное отверстие (чем-то колющим). Проткнуть насквозь. Например: Проколоть в ремешке для часов еще одну дырочку. Проколоть битым стеклом подошву сапога.
2. Ранить кого-то колющим предметом. Например: Проколоть гусара шпагой.
3. Провести какое-то время, занимаясь колкой, дроблением на части. Например: Весь вечер проколол дрова для бани.
Выражение «проколола мужу лекарства» — разговорное. И не сразу понятно, зачем Ваша свекровь проткнула упаковки лекарств, предназначавшихся ее мужу. Можно заменить фразу на: «Я вколола все лекарства» (но и тут кто-то может подумать, что Ваша свекровь за раз использовала все препараты, назначенные врачом). Конечно, контекст ясен, но все-таки правильнее говорить: «Я сделала мужу все необходимые уколы» или «Курс уколов/курс лечения пройден».
Вопрос №3: Как произнести слово «кочерга» в родительном падеже во множественном числе? Валерий
Ответ:
Валерий, здравствуйте! Вы задали один из самых популярных вопросов школьной программы. Михаил Зощенко в рассказе «Кочерга» описывает «забавное происшествие, случившееся в одном учреждении». В тексте классика содержится ответ на Ваш вопрос.
Если говорить о литературной норме, то существительные женского рода во множественном числе в родительном падеже, звучат так: кочерёг, кровель, усадеб, вафель, цапель, нянь, кеглей.
У ВАС ЕСТЬ СВОЙ ВОПРОС? ЗАДАЙТЕ ЕГО С ПОМОЩЬЮ ФОРМЫ НИЖЕ:
Заполнить форму на сайте
Дефекты речи при произнесении С, З, СЬ, ЗЬ, Ц
Во время произнесения согласных звуков С, З межзубное расстояние не больше 1 мм. Губы находятся в положении следующего за С или З гласного. Положение язык: кончик упирается в нижние резцы, спинка выгнута, боковые края прижаты к верхним зубам, посередине языка находится продольный желобок по которому выдыхаемый воздух идет к передним зубам. При мягких СЬ, ЗЬ язык выгнут к твердому нёбу, напряжен. Кончик сильно упирается в резцы. Звук Ц образуется от сочетания Т и С, произносится слитно.
Дефекты свистящих звуков имеют такие разновидности:
1. Шепелявость. Когда кончик языка находится между зубами. Для исправлении этого дефекта надо кончик языка опустить за нижние резцы и прижать к ним. Зубы при этом сблизить. Следите, чтобы гласные после С, З, Ц не произносились сквозь зубы. Также, для исправления шепелявости возьмите спичку, оберните её ватой и нажмите спичкой на кончик языка. Задвиньте язык за нижние резцы. В спинке языка появится желобок, который нужен для прохода воздуха.
2. Сигматизм губно-зубной — когда звуки С, З, Ц произносятся при подтягивании нижней губы к верхним зубам. Для исправления надо оттянуть пальцем нижнюю губу, обнажив нижние зубы и произносить звук в этом положении.
3. Сигматизм призубной — звуки С, З, Ц произносятся тупо, без характерного свиста. В этом положении кончик языка находится между нижними и верхними зубами, спинка не образует желобка и язык закрывает проход воздуху. Для исправления этого дефекта надо, при помощи уже известной нами спички, образовать желобок на спинке языка, опустить кончик языка за нижние передние зубы. Таким образом мы даем возможность воздуху идти по желобку, производя характерный свист.
4. Сигматизм шипящий — когда кончик языка либо оттянут от нижних зубов, а спинка выгнута к твердому нёбу, либо кончик языка поднят к альвеолам и поэтому вместо свиста происходит мягкое шипение (шь). Чтобы исправить такой дефект надо не напрягать язык и оттянуть его в глубь рта. Либо поднять его к альвеолам и произнести — С, З, Ц, при этом прижимайте кончик языка к нижним зубам. Также для исправления упомянутых недостатков пользуйтесь скороговорками для развития звуков С, З, Ц и пословицами, поговорками.
Дефекты речи при произнесении Ш, Ж, Ч, Щ
При произнесении согласных звуков Ш, Ж губы выдвинуты вперед. Зубы: сжаты, видны, межзубное расстояние — 1 мм. Язык: приподнят за альвеолами верхних передних зубов к твердому нёбу, не касается нёба, образуя щель. Боковые края языка прижимаются к верхним зубам. Иногда у дикторов наблюдаются отклонения от нормальной установки артик. аппарата. Это случается, когда кончик языка не поднят, а опущен и оттянут назад. В некоторых же случаях диктор либо очень сильно выдвигает губы вперед (получается что-то похожее на ф), либо мало выдвигает губы (выходит недостаточно твердое ш). А бывает, язык хоть и поднят, но прижимается или к альвеолам, или к твердому нёбу, чего быть не должно.
Для исправления дефекта при произнесении Ш, Ж надо постараться добиться абсолютно правильной установки этих звуков и тренироваться на скороговорках и пословицах для звуков Ш, Ж. Можно, также ставить звуки Ш и Ж от С и З. Надо выдвинуть губы вперед, кончик языка поднять по направлению к нёбу, но не касаться нёба, т.е. предлагается положение нормальной установки Ш и Ж. Но при этом произносить СА, ЗА. В результате получатся правильные звуки.
Звук Ч – сложный, аффрикат. Он образуется путем слитного произношения смягченных ТЬ и ШЬ. При произнесении Ч губы выдвигаются вперед, но меньше, чем при Ш. Зубы сжаты, видны. Кончик языка поднят, напряжен и прижимается к твердому нёбу за альвеолами. Если диктору не сразу удается добиться правильного звучания Ч, предлагается, прижимая кончик языка к началу твёрдого нёба, произносить «ать», «оть», «уть» и т.д., в результате получится правильный Ч. Тренируйте Ч на скороговорках и поговорках для звука Ч.
В министерстве здравоохранения региона оценили необходимость перевода школ на дистанционное обучение, а также ответили на вопрос о второй волне коронавирусной инфекции. Свое мнение в ответ на вопросы журналистов на брифинге высказал заместитель министра здравоохранения Саратовской области Денис Грайфер.
«Сейчас будет отслежена ситуация по заболеваемости. У детей она значительно ниже взрослого населения. В разные дни и месяцы она колебалась от 3 до 6%. В настоящий момент основная доля заболевших новой коронавирусной инфекцией — люди, чей возраст превышает 44 года. Естественно, часть учителей находятся в группе риска, но однозначно сказать, нужно или нет переводить на дистанционку, нельзя. Нужно посмотреть статистику. По нашим данным и по данным Роспотребнадзора, снижение наблюдалось еще до ухода на каникулы. Сейчас говорить о переводе на дистанционку преждевременно», — заявил Грайфер.
Также он прокомментировал, не связано ли открытие колл-центра со второй волной эпидемии.
«Мы видим факты подъема заболеваемости и количества госпитализированных пациентов. Учитывая те проблемы, о которых нам рассказывают журналисты и граждане, которые к нам обращаются, а они иногда рассказывают о панических атаках, которые возникают, было принято решение организовать колл-центр. Там работают операторы, которые подробно ответят на вопросы, и психологи для снятия стрессовых ситуаций. Ни о какой второй волне суперинфекции пока речи не идет. Это плановая работа, чтобы разгрузить поликлиническое звено от той нагрузки, которая складывается», — пояснил замминистра.
Что такое нарушения речи? Каковы его причины, признаки, виды, диагностика и лечение? Чем может быть вызван этот симптом? Определение: нарушения речи или речевые расстройства — это проблемы и отклонения речи и нарушения вербальной коммуникации и других смежных областей, в частности, речевой моторики. Симптоматика этих расстройств весьма разнообразна — от неспособности воспринимать речь до логореи или речевого недержания. Кроме того, эти симптомы могут появляться как у детей, так и у взрослых. В этой статье мы расскажем о том, каковы признаки, виды и классификация нарушений речи, как диагностировать и лечить эти расстройства.
Содержание
Причины речевых расстройств
Причины речевых расстройств многочисленны и разнообразны, и различаются в зависимости от триггера заболевания. Среди органических причин, к которым относятся все связанные с повреждением органов речи, можно выделить:
- Наследственные причины: когда нарушения речи наследуются от родителей.
- Врождённые причины: когда речевые расстройства обусловлены приёмом лекарств или осложнениями во время беременности.
- Перинатальные причины: причиной нарушений речи являются осложнения во время родов.
- Постнатальные причины: речевые расстройства появляются после рождения, например, в результате преждевременных родов.
Кроме органических, также бывают функциональные причины, т.е. патологии работы задействованных в речи органов. Эндокринные причины в основном связаны с психомоторным развитием ребёнка. Причины, связанные с окружающей средой, также могут иметь место и влиять на речь — на лингвистические характеристики человека влияет его окружение. И, наконец, психосоматические причины также играют важную роль в развитии речевых расстройств, поскольку наши мысли имеют над нами власть и могут спровоцировать аномальную устную речь. И наоборот, трудности и нарушения речи могут негативно влиять на мышление. Всё это затрудняет корректное говорение и понимание речи.
Проверьте основные способности вашего мозга с помощью инновационного Общего когнитивного теста CogniFit
Симптомы нарушений речи
В зависимости от вида речевого расстройства и поражённой области существуют различные симптомы, свидетельствующие о возможном нарушении речи. Говоря о классификации общих симптомов нарушений речи, можно выделить следующие типы симптомов:
- Симптомы расстройства экспрессивной речи: при этом расстройстве очень ограничен словарный запас, человек испытывает трудности с запоминанием и произношением длинных фраз.
- Симптомы экспрессивно-рецептивного расстройства речи: помимо симптомов, которые наблюдаются в предыдущем случае, также присутствуют проблемы, связанные с восприятием, пониманием речи, слов или фраз.
- Симптомы фонологического расстройства: характеризуются неспособностью использовать при разговоре отдельные звуки, присутствуют ошибки при произношении, воспроизведении и/или использовании звуков.
Кроме того, пожалуй, одним из самых заметных расстройств является заикание — нарушение плавности, ритма и организации речи.
Несмотря на то, что речь — это сложный процесс, и существует множество различных патологий речи, можно выделить определённые признаки, в целом указывающие на возможное развитие речевого расстройства. Говоря о речевых расстройствах у детей, можно отметить следующие признаки:
- Расстройство экспрессивной речи: о данной проблеме может свидетельствовать скудный словарный запас ребёнка по сравнению с детьми его возраста, недоразвитость речи. Ребёнку сложно запомнить новые слова, он путает временные формы глаголов, использует в разговоре обобщающие слова (вещи, это и т.д.) вместо конкретных названий, мало говорит, произносит бессмысленные фразы, хотя способен при этом правильно произносить слова, использует определённые структуры предложений или постоянно при разговоре повторяет одни и те же фразы.
- Расстройство рецептивной речи: при этом нарушении речи ребёнок часто не испытывает интерес к разговору в его присутствии, ему трудно выполнять указания или понимать то, что ему говорят, спрашивают, а также понимать написанное.
Ниже вы можете посмотреть видео о развитии человеческой речи. Не забудьте включить субтитры на русском языке.
Речевые расстройства: классификация и виды
Говоря об общей классификации существующих видов нарушений речи, можно выделить следующие:
1- Дизартрии:
Это нарушения произношения, вызванные поражением мышц речевого аппарата.
2- Дислалии:
Дислалия — расстройство звукопроизношения, характеризующееся отсутствием, заменами, смешением или искажениями фонем и звуков в устной речи. Существует несколько видов дислалий:
- Физиологические дислалии: дети часто неправильно выговаривают звуки — это связано с недостаточной развитостью речевых органов в детском возрасте. Это абсолютно нормально и не должно тревожить родителей — за исключением случаев, когда с течением времени эта проблема не исчезает сама по себе.
- Аудиогенные дислалии: как следует из названия, это нарушение связано с дефектом слуха ребёнка, который мешает ему правильно распознавать, подражать и воспроизводить звуки. Логично, что если человек плохо слышит, говорить он также будет плохо.
- Функциональные дислалии: сохранившаяся уже при сформированном речевом аппарате долговременная физиологическая дислалия может развиться в функциональную дислалию. При этом виде дислалии строение органов не нарушено, однако ребёнок смешивает, искажает или заменяет звуки.
- Органические или механические дислалии: этот вид дислалий также называют дисглоссии. Они связаны со структурными дефектами органов речи. Рассмотрим подробнее.
3- Дисглоссии
Дисглоссия (не путать с диглоссией или вариантом билингвизма) — это расстройство речи, как мы упомянули выше, связанное с дефектами (расщелинами) задействованных в речи органов. Различают следующие подвиды:
- Губные дисглоссии: связаны с изменением формы губ, расщелинами губ. Наиболее известные патологии данного вида — заячья губа, волчья пасть.
- Дисглоссии челюсти: вызваны нарушением формы, расщелинами верхней, нижней или обеих челюстей.
- Зубные дисглоссии: расстройство речи из-за щелей между зубами или неправильного расположения зубов.
- Языковые дисглоссии: вызваны расщелинами и другими дефектами языка. Патологиями, которые могут быть причинами этих расстройств, являются анкилоглоссия (короткая уздечка языка), макроглоссия (аномально большой язык), также односторонний или двусторонний паралич.
- Носовые дисглоссии: связаны с патологиями, которые не позволяют воздуху корректно поступать в лёгкие.
- Нёбные дисглоссии: вызваны расщелинами нёба.
4- Дисфемия
Дисфемии — это речевые расстройства, характеризующиеся нарушением артикуляции с многократным прерыванием речи и повторениями, вызванными плохой идеомоторной мозговой координацией. Примером дисфемии является заикание.
5- Афазии
Этот вид речевых расстройств может проявиться в любом возрасте, поскольку он связан с локальным поражением задействованных в речи отделов мозга и представляет собой отсутствие или нарушение уже сформировавшейся речи.
- Афазия Брока: афазия Брока или эфферентная моторная афазия вызвана поражением двигательного речевого центра или центра Брока и смежных областей. Характеризуется большими трудностями с артикуляцией и телеграфной речью (очень короткими фразами). Наиболее страдает выражение речи (поэтому её также называют экспрессивная афазия), при этом понимание речи сохраняется или страдает меньше.
Не забудьте включить субтитры на русском языке.
- Афазия Вернике или сенсорная афазия: нарушение речи, вызванное поражением левой височной доли, прилегающей к слуховой коре. Характеризуется беглой, но неинформативной (параграмматической) речью, нарушением фонематического слуха, проблемами с различением звукового состава слов. Также страдающие этим расстройством испытывают трудности с пониманием речи.
Не забудьте включить субтитры на русском языке.
- Кондуктивная или проводниковая афазия: эта разновидность моторной афазии вызвана поражением дугообразного пучка и/или других соединений височной и фронтальных долей. Расстройство характеризуется нарушением возможности повторения слов и предложений, при этом сохраняется понимание и довольно беглая спонтанная речь. При кондуктивной афазии часто бывают проблемы с чтением, письмом и памятью на имена.
Не забудьте включить субтитры на русском языке.
- Транскортикальная сенсорная афазия: этот тип расстройства речи вызван поражением соединений между париетальными и височными долями и связан с нарушением понимания отдельных слов, хотя способность повторения относительно не повреждена.
- Транскортикальная моторная афазия: данное речевое расстройство вызвано подкорковыми поражениями в областях ниже моторной коры и связано с нарушениями в спонтанной речи, при этом память на имена не страдает.
- Аномическая афазия: связана с поражениями различных областей височной и теменной долей и характеризуется нарушениями произношения отдельных слов.
- Глобальная или тотальная афазия: полная потеря способности говорить и понимать речь. Нарушены все языковые функции.
6- Дислексия
Дислексия представляет собой расстройство обучаемости чтению и письму, связанное с нарушением нейроразвития человека. В настоящее время существуют профессиональные инструменты для нейропсихологического тестирования дислексии.
7- Специфическое расстройство речи
Специфическое расстройство речи или развития речи — это отставание в обучении и использовании речи или неспособность её применять при отсутствии мозговых повреждений, нормальном умственном развитии, адекватном развитии органов чувств и отсутствии психопатологий. Часто дети со специфическом расстройством речи также проявляют признаки дислалий и других вышеупомянутых расстройств.
8- СДВГ или Синдром дефицита внимания и гиперактивности
СДВГ связано с нарушениями речи и также вызывает проблемы с обучаемостью и коммуникацией. Согласно исследованиям, страдающие СДВГ дети испытывают трудности с синтаксисом и фонологической организацией речи. Также у них есть проблемы с семантической организацией и слуховой памятью.
9- Дискалькулия
Несмотря на то, что это расстройство не затрагивает речь (так, как остальные), в данном случае страдает понимание другого языка — математического. При дискалькулии нарушена способность работать с цифрами и понимать математические термины. Люди, страдающие дискалькулией, не понимают логики математического процесса.
Диагностика нарушений речи
Чтобы диагностировать расстройство речи, нужно следовать определённым рекомендациями и провести специальные тесты. Важно сосредоточиться на изучении случаев речевых расстройств у детей, чтобы постараться выявить проблемы, которые могут привести к развитию патологии, и следовать серии стратегий.
Перед диагностикой необходимо запросить информацию в первую очередь у родителей и в школе, где учится ребёнок. Это важнейшие источники информации о поведении ребёнка и развития его проблемы. Затем нужно поговорить с самим ребёнком, использовать записи, провести аудиометрию. Кроме того, для завершения диагностики необходимо провести нейропсихологические и специфические тесты, а также опрос родителей, воспитателей и преподавателей.
Речевые расстройства: как помочь ребёнку в домашних условиях
Как мы уже узнали, определённой и чёткой симптоматики у речевых расстройств нет, поскольку они бывают весьма разнообразны, различной степени тяжести и приносят различные проблемы людям, которые ими страдают. Далее мы дадим некоторые общие советы, которые можно использовать дома, если ребёнок страдает нарушениями речи.
Так как в первую очередь речь идёт о проблемах с коммуникацией, постарайтесь как можно больше общаться с ребёнком. Вместе слушайте музыку, пойте, слушайте его и, безусловно, не прерывайте его, дайте ему время сказать то, что он хочет, будьте терпеливы.
Также очень полезно чтение, причём лучше читать в интерактивной форме. Обсуждать прочитанное, рисунки, придумывать разные концовки книги — всё это очень полезно для развития речи.
И, наконец, важнейший шаг — выявить, в чём именно заключается проблема ребёнка и после этого обратиться к соответствующему специалисту.
Для более специфических заболеваний, таких как дислексия, дискалькулия, СДВГ, специфическое расстройство речи требуется другое, более глубокое вмешательство. Какое именно — вы можете найти ответ, пройдя по представленным выше ссылкам.
Нарушения речи: как помочь ребёнку в школе
В учебных учреждениях важно использовать специальные программы для обнаружения трудностей с речью, что даёт возможность применять раннее вмешательство в случае необходимости. Существуют нейрообразовательные платформы, которые могут быть очень полезны.
Учителя играют жизненно важную роль для нормального развития ребёнка, поскольку они являются посредниками в процессе обучения и способствуют адаптации ребёнка в школе.
С помощью подходящей образовательной программы можно добиться успешного обучения
«Руководство по обучению детей с расстройствами устной и письменной речи» даёт следующие рекомендации:
• Учебное заведение должно гарантировать условия, способствующие развитию речи и социального взаимодействия учеников.
• Помощь должна исходить в первую очередь от преподавателей.
• Школьные консультанты должны поддерживать эту функцию, а не заменять её.
• Необходимо включать в учебную программу предметы, способствующие развитию устной речи.
• Руководство учебного заведения должно гарантировать координированную работу всего преподавательского состава, как преподавателей, работающих с нарушениями устной и письменной речи, так и вспомогательного персонала, для соблюдения единого подхода и совместной работы.
Перевод Анны Иноземцевой
This post is also available in: Испанский Французский Немецкий