«У нас Давид посреди контрольной включил на полную громкость какую-то тупую музыку. Татьяна Владимировна стала с ним разбираться, кричать, дневник отобрала. Все отвлеклись, время потеряли, я тоже. Не успела все решить», — объясняет мне дочь тройку по математике. Оценка, конечно, на ее совести, но о подобных выходках Давида она рассказывает то и дело.
Такие дети есть в большинстве классов — независимо от престижа школы и возраста учеников. Они могут кричать на уроках (о переменах и говорить нечего), лупить соседей по парте, обзывать одноклассников, хамить учителям. Могут вытворять и вещи похуже: воровать, распивать алкоголь в школе, употреблять психотропные вещества и склонять к этому одноклассников. Но такие случаи мы рассматривать не будем — здесь все и проще, и сложнее одновременно: противоправные поступки находятся в ведении полиции. И если вина ученика будет доказана, убрать его из класса нетрудно.
А как быть тем, кто несколько часов в день находится в одном помещении с неуправляемым одноклассником, который может и харкнуть, и оскорбить, и завопить, но при этом никаких правонарушений не совершает? В первую очередь этот вопрос волнует родителей. На родительских форумах описаний «неадекватов» в классе и того, что они вытворяют, — очень много.
Вот лишь несколько цитат от пользователей сайта umama.ru.
Содержание
Nastenka24:
— Ребенок полный неадекват, родителям до фонаря, вчера … требовал в раздевалке подать его одежду, потому что не может ее сам найти … причем требовал грубым матом, свидетели есть.
S (Мисс К):
— Ходили летом в пришкольный лагерь, там Вася пряжкой от ремня разбил одному мальчику голову. Вызывали родителей, скорую, улеглось … Теперь объектом для Васи стал мой сын. По мелочи рассказывать не буду, но сегодня Вася зарядил ему по уху так, что сын некоторое время ничего не слышал. Вася расцарапал однокласснице МЕЛОМ лицо! Вы представляете, как надо давить на мел, чтобы на лице были царапины?
Имбирная:
— У сына был похожий одноклассник, доставал всех, включая классную. Вот вроде нормальный ребенок, но то на соседа гуашь выльет, у того по всему пиджаку желтая краска растеклась, то мел на уроке ест, то все сидят контрольную пишут, а он сотовый свой разбирает-собирает, ну и лупил всех. Классная каждый день родителей его вызывала на беседы, ее трясло уже потом при одном только упоминании его фамилии.
По словам психологов, «неадекватов» можно разделить на несколько групп:
- дети с нарушениями здоровья, которые просто физически или психологически не могут долгое время сидеть на одном месте и заниматься каким-то одним видом деятельности;
- ученики из неблагополучных семей — дети алкоголиков, наркоманов, живущие без родителей, с пожилыми опекунами, бабушками, дедушками, которые в силу возраста не могут обеспечить должное воспитание;
- избалованные дети.
Подход можно найти к школьникам из любой группы, уверены и родители, и педагоги со стажем.
Елена Викторовна, педагог:
— В моей практике был случай: в одном из классов появилась такая группа учеников — никому не давали нормально учиться, обижали тех, кто послабее, задирали девочек, курили за школой. Лидер, как водится, один — собрал команду и терроризировал всех вокруг. От них страдала вся параллель — и дети, и учителя. На одном из педсобраний я сказала: возьму его к себе в класс. А мой класс был дружным, обижать кого-то, насмехаться — такого в привычке у ребят не было. Вначале он пытался и у меня какие-то свои порядки установить, но в итоге перенял тот тип поведения, что был у большинства. Сейчас он уже вырос, выучился, семью завел. Недавно встретились с ним на улице, говорит: «Если бы не вы, Елена Викторовна, попал бы после школы в тюрьму, и все».
Найти подход к ученику и его родителям
Специалисты отмечают: любое неадекватное поведение — это крик ребенка о помощи, желание привлечь к себе внимание. «Ни один человек не рождается правонарушителем, преступником. Если поведение школьника выходит за границы того, что мы привыкли считать адекватным, надо разбираться с причинами, а их, как правило, всего две: или здоровье, или отношения в семье. И то, и другое можно корректировать. И чем раньше этим заняться, тем меньше будет возможностей для развития деструктивного поведения», — уверена педагог.
К сожалению, не каждый учитель будет искать подход к сложным детям. Сказывается и нагрузка, которая лежит на преподавателях, и какие-то другие причины, нежелание или неопытность — ведь часто в начальной школе и среднем звене работают только что окончившие вуз или педколледж учителя, которые просто пока не умеют работать с такими детьми.
Родители трудного ребенка — еще одна сложность: далеко не всегда они сами отличаются адекватностью. И речь даже не идет о неблагополучных или, по законодательной терминологии, социально опасных семьях: работа с учениками из таких семей регламентирована несколькими документами, начиная от Семейного кодекса и ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и заканчивая методическими рекомендациями Минобра.
По закону, на школу возлагается обязанность выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; оказывать помощь в воспитании и обучении детей из социально опасных семей; вести индивидуальную профилактическую работу с обучающимися, имеющими проблемы в поведении, обучении, развитии и социальной адаптации.
Гораздо труднее общаться с родителями, которые просто не замечают деструктивного поведения своих отпрысков. В разговорах с классным руководителем и с родителями одноклассников они встают горой на защиту своего ребенка. С одной стороны, это правильное родительское поведение: прилюдно ребенка защищать нужно. Но адекватные родители при этом способны услышать информацию, выявить главное и дома, наедине с ребенком, спокойно обсудить ситуацию, выяснить подробности, объяснить, если ребенок был неправ. Другое дело, когда родители закрывают глаза на проделки своих детей, склонны оправдывать их поведение, обвиняя при этом других школьников или учителей в провоцировании конфликта.
В обсуждениях на родительских сайтах нередко пишут, что родители попросту отмахиваются от обвинений в адрес своего ребенка. «Да ваш первый начал, а мой только сдачи дал», «Мой ребенок на такое не способен», «Вы все придумываете о моем Петеньке, чтобы своего Ивана выгородить!» — типичный набор фраз родителей «неадекватов».
Пингвин, пользователь сайта conf.7ya.ru:
— У нас в классе похожая ситуация. Уже есть девочка с печеночным кровотечением, мальчик с переломом челюсти… И этот УРОД (кстати, недавно устроивший на перемене сеанс демонстративного онанизма — прямо в классе, пока учительница вышла) преспокойно ходит в школу, а его мамаша на все жалобы реагирует: «Что вы на моего ребенка накинулись? Он гипердинамичный и ВЕСЕЛЫЙ мальчик».
Доказать таким родителям, что их ребенок действительно ведет себя неадекватно, можно, используя современную технику: записать драку или словесную перепалку на видео и предъявить запись в качестве аргумента.
Родительский комитет должен внимательно изучить школьный устав, в котором прописаны правила поведения в образовательном учреждении. Случаи нарушения устава нужно фиксировать для дальнейшей аргументации. Кстати, фиксация таких нарушений входит в обязанности классного руководителя. Как и объяснение педсовету, почему не удалось избежать конфликта.
Зачем школе медиаторы
Справедливости ради стоит отметить, что иногда действительно сложно установить, кто виноват в той или иной ситуации: учитель может «назначить» виновным ребенка, который был замечен в деструктивном поведении, но не выяснить реальную причину конфликта.
В 2010 г. российские законодатели подписали документ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Согласно этому закону, в школах должны быть созданы службы примирения (или медиации): специальный орган, состоящий из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку. Их задача — урегулировать и минимизировать конфликты, возникающие как между учениками, так и между школьниками и преподавателями.
В Свердловской области, по данным директора Центра медиации Ольги Махневой, действует порядка 400 школьных служб примирения.
К слову, есть такая и в школе, где учится моя дочь. Но ничего о ее существовании она не знает. «Если такая служба у нас есть, почему они ничего не делают с этими уродами из 7 «В»: вчера сидим с Никой на перемене, болтаем, они просто проходили мимо, ударили меня портфелем по голове, Нику — по спине, обозвали и ушли как ни в чем не бывало», — возмущенно рассказывает мне Лера.
Если в классе есть ученик, который создает конфликтные ситуации, школьная служба примирения должна провести работу как с ним, так и с его родителями. Предпринять какие-то шаги медиаторы смогут после того, как зарегистрируют соответствующее обращение — оно может быть как от других учеников, так и от родителей, и от преподавателей.
Четыре действенные буквы — ПМПК
Если поведение сложного ребенка никак не меняется, родительский комитет может ходатайствовать перед классным руководителем о том, чтобы ученика направили на психолого-медико-педагогическую экспертизу (ПМПК). Это комиссия, которая состоит из специалистов разных сфер — медиков, психологов, педагогов, которые с помощью разных тестов должны определить, может ли ребенок учиться в общеобразовательной школе либо ему будет лучше в коррекционном классе или на домашнем обучении.
Академические задолженности, асоциальное поведение, неумение адаптироваться в коллективе — это основания для направления детей на ПМПК. Еще одна категория детей, которой необходимы рекомендации комиссии, — подозреваемые, обвиняемые либо подсудимые по уголовному делу несовершеннолетние дети.
Обычно угроза ПМПК заставляет родителей плотнее заняться воспитанием: мало кому хочется, чтобы его ребенок попал в специализированное учебное заведение. Но здесь есть существенная сложность: провести такую экспертизу возможно только на основании заявления от родителей или законных представителей ребенка или с их письменного согласия. Да и результаты экспертизы носят рекомендательный характер: если родители, несмотря на выводы ПМПК, не захотят перевести ученика в специализированную школу, выгнать из класса его никто не сможет.
Выход в данной ситуации один: родители других учеников совместно с классным руководителем должны объяснить, что прохождение ПМПК — лучший (или единственный) вариант для ребенка.
Zweruschka, пользователь сайта umama.ru:
— Все родители подключили своих знакомых во всех инстанциях. Поставили на учет в милицию, постоянно проверяла родителей опека, с родителями мальчика постоянно разговаривали другие родители, не давая уходить от разговора. Угрожали. Может, жестко поступили, но родителей того мальчика и самого мальчика задавили в итоге, и в классе наступил мир и покой.
Некоторые родители используют совсем непедагогические меры, чтобы приструнить мешающего всем ученика. Главное — не переходить грань закона и попробовать вначале более правомерные способы.
Анонимный пользователь сайта umama.ru:
— У знакомой в 8-м классе сын был, образовалась подобная неразрешимая проблема.
Учителя не справляются, одноклассник срывает уроки. Знакомая — тетенька решительная, пришла, посидела на уроках. При ней хулиган присмирел.
Оказалось, что она подошла к нему и пообещала физически расправиться. Комплекция позволяла. Он ей, конечно, сперва загонял, что она не имеет права, но она ему объяснила, что ей пофиг на права, с ментами она договорится, а ему от этого легче не будет. Вот такая непедагогичная история.
Жестко, но эффективно
Наиболее жесткие меры, которые могут применяться к ученикам с деструктивным поведением, — штраф и исключение из школы. Но они работают только в старших классах: учеников до 15 лет исключить из образовательного учреждения на законных основаниях невозможно.
Административный штраф накладывается на ребенка, совершившего серьезное правонарушение — начиная от порчи школьного имущества или кражи и заканчивая появлением в школе в состоянии опьянения. Штраф будут выплачивать его родители, законные представители или опекуны.
Менее жесткая, но тоже эффективная мера — постановка неблагополучного ученика на внутришкольный учет (ВШУ). В этом случае ученик и его семья попадают под пристальное внимание школьного психолога, социального педагога, педсовета школы, в особых случаях подключается опека.
Ребенок, поставленный на ВШУ, в обязательном порядке должен заниматься с психологом, в зависимости от ситуации занятия могут проводиться и с родителями. Педагоги могут в любой момент прийти с проверкой в семью ученика. Как правило, такой контроль отрезвляет и самого нарушителя, и его родителей, а занятия со специалистами дают положительный эффект.
Родители одноклассников могут ходатайствовать, чтобы ученика поставили на учет, если он:
- систематически пропускает без уважительных причин учебные занятия;
- был замечен в попрошайничестве;
- неоднократно нарушал устав школы и правила поведения обучающегося;
- не успевает по многим школьным предметам;
- был замечен в употреблении психоактивных веществ.
Если, несмотря на принятые меры, ни учащийся, ни его семья не отреагировали на ситуацию, родительский комитет и педагоги, в соответствии с ФЗ «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», имеют полное право обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних.
Но все-таки главное правило, которым следует руководствоваться тем, кто мечтает избавить класс от неприятного ученика: не навреди. «Иногда ни педагог, ни собственные, ни другие родители не задумываются, что они пытаются бороться… с ребенком. И это ужасно. Надо стараться его услышать, понять, а борьба способна лишь сделать из ребенка изгоя и потенциального преступника», — считают опытные педагоги.
Главная новость по теме
Иллюстрации: Сергей Логинов для 66.ru; архив 66.ru
В воронежских школах с начала учебного года выявили 15 учеников с повышенной температурой. До занятий их не допустили. Об этом сообщили в администрации города в понедельник, 7 сентября.
Заболевших школьников выявили во время процедуры утреннего измерения температуры перед началом уроков.
— В соответствии с нормативными документами, учащиеся с признаками инфекционных заболеваний должны быть незамедлительно изолированы с момента выявления указанных признаков до приезда бригады скорой помощи либо прибытия родителей. С момента выявления заболевших школа в течение двух часов уведомляет Роспотребнадзор, — рассказали в мэрии
После этого учениками занимаются врачи. Вернуться к занятиям такие дети могут только при наличии медицинской справки.
— Если в школе среди учащихся зафиксирован случай заражения COVID, решение о дальнейшем формате организации учебного процесса в классе или образовательном учреждении принимает Роспотребнадзор, — пояснили в администрации города.
При этом в Воронежской области снова начало расти количество ежедневно выявляемых случаев инфицирования коронавирусом. Накануне диагноз подтвердили у 109 жителей региона. Воронежская область показывает худшие результаты в Черноземье и входит в десятку самых неблагополучных регионов по этому показателю.
Столичные правозащитники разбираются в ситуации с подростком, который попал в СИЗО после травли в школе. Ученик начал угрожать обидчикам через Интернет и теперь за это может получить тюремный срок. К делу подключились правозащитники, однако школьник – по-прежнему под стражей. Подробности дела выясняет корреспондент «Вестей ФМ» Александр Санжиев.
Хотел отомстить, но попал в тюрьму. Девятикласснику из Подмосковья вменяют тяжкую уголовную статью за то, что он угрожал своим обидчикам. По словам подростка, его 2 года жестоко унижали в школе, и он решил всех напугать: разместил в Интернете предупреждение о расправе. Несмотря на то, что угрозы так и остались виртуальными, наказать его могут вполне реально. Правоохранительные органы расценили намерение молодого человека как приготовление к преступлению и возбудили дело по статье «Убийство», что вызывает сразу вопросы – ведь подросток никого не убил. Однако, по словам юристов, такую статью могут вменить даже в случае приготовления, объясняет адвокат Георгий Тер-Акопов.
ТЕР-АКОПОВ: К понятию «приготовление к преступлению» относятся такие обстоятельства, как поиск орудия преступления, наличие с кем-то предварительного сговора, разработка плана преступления, путей его совершения и путей, так скажем, отхода.
Какие улики были обнаружены у школьника, пока известно только следствию, но подробности дела держатся в тайне. Однако одного лишь сообщения в Интернете для заключения под стражу недостаточно, выразил свое мнение адвокат Георгий Тер-Акопов.
ТЕР-АКОПОВ: Наличие самого высказывания в Интернете или в любых соцсетях о том, что «я кого-то убью, кому-то что-то сделаю» и так далее, если оно не подкрепляется другими обстоятельствами в виде установления наличия орудия преступления, предварительного сговора и вот подобного рода обстоятельств, не может служить основанием для привлечения к уголовной ответственности.
Сейчас девятиклассник находится в московском СИЗО №5 вместе с другими подозреваемыми по тяжким статьям. Эта ситуация взволновала правозащитников, и поэтому они решили вмешаться в это дело. Одной из первых в изолятор приехала столичный уполномоченный по правам человека Татьяна Потяева.
ПОТЯЕВА: Я его посетила, убедилась, что он действительно об этом говорит. Сейчас мы направим обращение в адрес уполномоченного по правам человека и по правам ребенка в Московской области, так как образовательное учреждение находится на территории Мособласти, с тем, чтобы они изучили ситуацию в школе: что реально было в школе, что повлекло арест и заключение в следственный изолятор. Мы взяли эту ситуацию под контроль.
По словам юристов, для того чтобы арестовать несовершеннолетнего, у суда должны быть веские основания. И они, как подозревают эксперты, были предоставлены следствием. По статье «Убийство» обвиняемому может грозить до 20 лет тюрьмы. Однако то, что преступление не окончено, снижает этот срок наполовину. Если дело переквалифицируют на статью «Угроза убийством», то по ней максимальный срок заключения – 2 года. Помимо этого, на значительное смягчение можно рассчитывать в связи с возрастом подсудимого. Также суд может принять во внимание факт «буллинга», так как именно травля и заставила подростка решиться на угрозы.
5 декабря 2017 Наталия Мельникова {{count}}
Этот материал не был запланирован редакцией сайта Kolobok.ua. Но на днях соцсети всколыхнуло видео, которое не оставило равнодушными родителей школьников разных возрастов и вызвало бурные обсуждения. Речь в нем идет о школьнике 3-А класса, школы №121 Кривого Рога, из-за которого родители бояться отпускать своих детей в школу.
Мальчик перешел в этот класс недавно и его мама считает, что дело именно в это этом. По ее утверждению, ее ребенка якобы оговаривают и притесняют. Но у других детей и родителей совершенно другое видение ситуации. Они жалуются, что ребенок ведет себя неадекватно: плюет в столовой в тарелки, тычет в детей карандашами, приносит в школу шприцы, бьет, царапает и душит детей, встает на уроке и даже бросается в драку на учителя.
Подтверждают неадекватное поведение мальчика и родители детей, с которыми он учился до того как перешел в новую школу. Они говорят, что мальчик вел себя очень агрессивно и от его террора страдал весь класс, включая учительницу. Однажды, она даже попала с сердечным приступом в больницу.
К сожалению, такой сосед по парте может быть и у вашего ребенка, ведь такая ситуация может сложиться в любой другой школе. Главный вопрос, как из нее выйти без моральных потерь и ущерба для здоровья и психики детей, учителей и родителей учеников. Мы постараемся рассмотреть все возможные пути выхода из этой ситуации.
Перевести в другой класс. Такой ребенок действительно не только создает помеху для учебного процесса, но и угрозу для психологического благополучия детей. И первое, что приходит в голову – увести своего ребенка из эпицентра событий. Но стоит ли это делать? У такого, казалось бы, очевидного, выхода из положения есть ряд минусов.
Читайте также 10 самых популярных вузов Украины: абитуриентам на заметку
Во-первых, почему ваш ребенок должен уходить из слаженного коллектива, расставаться с друзьями? Во-вторых, таким образом, вы научите сына ли дочь не решать проблемы, а лишь спасаться от них бегством. И, наконец, где гарантия, что и в новый класс не придет такой же «террорист». И что тогда? Опять менять класс, школу или может уезжать из города? Значит, ваша задача не в том, чтобы забрать своего ребенка, а в том, чтобы проблемный мальчик был переведен в спецшколу для детей с психическими отклонениями или на домашнее обучение.
Учить ребенка давать сдачу. Еще одно популярное решение: «Они дети, они должны разобраться сами и вмешиваться не стоит, а чтобы моего ребенка не трогали, я учу его давать сдачу», — комментируют некоторые родители сложившуюся ситуацию.
Читайте также Школьникам с этого года изменят учебное время и каникулы
Наверное, неплохо, что ваш ребенок может за себя постоять. Но здесь речь не об обычных мальчишеских конфликтах. И у такого выхода из ситуации еще больше минусов, чем у предыдущего. Во-первых, есть дети физически более слабые, или те, кто совершенно не переносит агрессии и постоять за себя они не смогут, сколько им об этом ни говори, а вот психологическую травму от поведения одноклассника и вашего давления («ты что слабак, не можешь дать ему сдачу?!») ребенок скорее всего получит.
Во-вторых, постоянные драки и выяснения отношений не способствуют благоприятному эмоциональному фону в классе, психологическому комфорту и нормальному течению учебного процесса. Да и как показывает практика «сдача» таких детей не останавливает, они начинают либо действовать еще более агрессивно, или делать пакости исподтишка. И напряжение у детей лишь увеличивается, поскольку они все время находятся в ожидании какой-то мерзости.
Обратиться в органы опеки. Любой психолог скажет, что поведение детей – это результат воспитания и проекция обстановки в семье. Поэтому в первую очередь нужно постараться выяснить, что представляет собой семья школьного «террориста». Если семья неблагополучная, можно попытаться доказать, что родители выполняют свои обязанности ненадлежащим образом и привлечь к ней внимание органов опеки и попечительства.
Читайте также Нет оценкам: что ставят в дневники первоклашкам
Для этого нужно провести некоторую работу: собрать свидетельские показания соседей о том, что в семье, например, процветает пьянство и наркомания, а ребенок регулярно подвергается насилию. Попросить их не стесняться в такие моменты вызывать участкового, который должен запротоколировать происходящее. С собранными доказательствами обратиться в органы опеки и попечительства по месту проживания. Они в свою очередь будут принимать решение как действовать дальше. Например, ограничить родителей в правах и перевести ребенка на обучение в школу-интернат. В общем, как действовать в таком случае общих чертах понятно.
Здесь есть одно «но». Далеко не всегда школьные «террористы» из неблагополучных семей. Его мама и папа могут быть на вид вполне адекватными и даже весьма обеспеченными людьми, а сам ребенок – твердым хорошистом. И доказать родительскую несостоятельность в таком случае будет практически нереально. А для обращения в органы опеки ваших слов будет недостаточно.
Устроить «темную». Какое желание возникает у мамы, а уж тем более у папы, если его ребенок регулярно возвращается из школы в синяках или в слезах? Правильно, защитить своего ребенка и разобраться с обидчиком. Так вот этого делать мы вам категорически не рекомендуем. Максимум, что вы можете себе позволить – поговорить с его родителями. По возможности в спокойном тоне.
Читайте также Как извиниться перед учителем: 5 работающих способов
Хотя, не будем вас обнадеживать. Скорее всего, такой разговор ни к чему не приведет. Они или будут вести себя агрессивно, защищая своего ребенка, или разведут руками, мол, «ну что я могу поделать, порю ремнем каждый день, не действует». А вот если вы подойдете к чужому ребенку с угрозами или упаси Бог тряхнете пару раз за грудки, его мама вполне может пойти в милицию и написать на вас заявление. А перед этим еще и побои снять (даже если вы его пальцем не тронули, побои на теле такого конфликтного ребенка найдутся). И школьный «террорист» сразу же станет жертвой. В лучшем случае, вам придется полюбовно договариваться с его родителями, в худшем вас привлекут согласно УК Украины.
Читайте также 12 изменений в украинской системе образования: что ждет школьников и студентов
Обратиться к администрации школы и в районо. Так что же, сидеть сложа руки, и смотреть как от проделок одного паршивца страдает весь класс? Ни в коем случае. Как только ваш ребенок рассказал о том, что его или других детей в классе кто-то обижает, подойдите к учительнице. Проясните ситуацию, послушайте ее видение проблемы и пути ее решения. Поговорите с другими родителями и если они также как и вы в шоке от происходящего, нужно объединяться. При этом не плохо иметь доказательства неадекватного поведения ребенка. Благо собрать их не так сложно. Сейчас у многих детей есть телефоны с видеокамерами (пусть они несколько раз снимут «террориста» в момент буйства на камеру).
Пишите коллективное заявление на имя директора школы примерно такого содержания: «Просим вас принять меры в отношении ученика такого-то класса, т.к. ребёнок мешает образовательному процессу наших детей». После этого должен запуститься целый механизм. Директор привлекает социальные службы (психолога и педагога), школьного психолога (если такой имеется) и классного руководителя. Они должны провести разъяснительную работу с родителями «террориста».
Если все перечисленные меры не изменили ситуации, то ребенок выводится на психолого-медико-педагогический консилиум школы (ПМПК). Он состоит из директора, завуча, педагога-психолога, медицинского работника, социального работника, учителей, руководителей школьных методических объединений (ШМО). На консилиуме решается вопрос о дальнейшей стратегии поведения с трудным учеником: его могут отчислить, определить в спецшколу или перевести на домашнюю форму обучения.
Если директор школы не спешит предпринимать меры, пишите заявление в районный отдел образования. Опишите ситуацию, из-за которой ваши дети не могут нормально учиться, действуйте сообща, подайте коллективное заявление с жалобой на бездействие администрации школы (не забудьте оставить копию себе).
Привлекайте к ситуации как можно больше людей. Например, поставьте в известность полицию, напишите коллективное заявление на имя начальника детской комнаты милиции по работе с трудными подростками, опишите в нем происходящее в вашем классе.
Не молчите, не давайте своих детей в обиду, создавайте как можно больше шума вокруг этой ситуации, привлекайте к ней внимание, и тогда «террорист» будет вынужден отступить.
Если причина недовольства – чужой ребенок
Валерия
мама второклассника
«В классе, где учится мой сын, есть совершенно неуправляемый ребенок. От его поведения страдают все: одноклассники, которых он задирает; учительница, которой он срывает уроки и грубит; дети из других классов, с которыми он не ладит на перемене. Мы не знаем, что делать: есть же нормы поведения в обществе. Я не хочу, чтобы мои дети сталкивались с агрессией там, где должно быть безопасно и спокойно, — в школе. Недавно этот мальчик укусил девочку за руку: остался след. Мы никогда не знаем, что услышим, когда придем забирать детей домой: толкнул ли он их сегодня, обозвал или выкинул пенал в помойку. А главное — его поведение мешает учиться другим детям: учительница половину урока проводит, успокаивая его или усаживая на место. Развитие класса этот мальчик тормозит. Что делать — непонятно, но терпение уже заканчивается».
Родителям, которые беспокоятся о безопасности своих детей в школе, важно знать — у них есть на это право. Есть право заботиться о том, чтобы ребенок ходил в школу без страха за свое здоровье. Есть право спокойно работать, пока дети на занятиях, и не думать каждую минуту о психологическом комфорте ребенка. Именно поэтому родители вправе добиваться, чтобы в классе было спокойно.
И хотя есть мнение, что в описываемой ситуации ничего сделать нельзя, попробовать все-таки можно.
Главное, что нужно знать и помнить: решать все конфликтные ситуации в классе можно только через администрацию и учителей. Ни в коем случае нельзя взаимодействовать с чужим ребенком напрямую. Все вопросы должны адресоваться в первую очередь классному руководителю.
Прежде чем предпринять что-то, убедитесь, что вы не участвуете в моббинге (коллективной травле), и что лично у вашего ребенка действительно есть конфликт или проблемы с этим одноклассником. Не поддавайтесь желанию «улучшить» атмосферу в классе общими родительскими усилиями. Довольно часто бывает, что в классе есть неудобные дети, поведение которых вполне корректируется педагогом. Родителям со стороны они могут казаться невоспитанными, неудобными и даже срывающими уроки, однако вполне вероятно, учитель сможет адаптировать этого ребенка к школе без волны родительского негатива. Активно действовать надо лишь в том случае, если лично вашему ребенку физически или психологически некомфортно и плохо. В этом случае родитель, как официальный представитель ребенка, может и должен защитить его права.
Используйте административный ресурс – узнайте, как устроена в вашей школе работа с трудными детьми. Как правило, это работает так: учитель обращает внимание администрации на заявление родителей. Далее в школе собирается малый педсовет, на который приглашаются обе стороны. На собрании конфликт разбирается. Довольно часто результатом такой встречи бывает рекомендация родителям ребенка со сложным поведением обратиться к школьному психологу или пройти медико-психологическую комиссию (в Москве она находится по адресу ул. Фадеева, д.2). Здесь ребенку, испытывающему трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации окажут психолого-педагогическую помощь. Назначат занятия с нейропсихологом или психологом, порекомендуют программу реабилитации или занятий и просто помогут. Однако семья ребенка вправе не соглашаться на медико-психологическую коррекцию.
Попытайтесь поговорить с родителями ребенка спокойно. Возможно, они делают многое из того, что ждет от них школа, и окружающим также нужно набраться терпения. Однако если родители настроены агрессивно, разговор можно переводить в административное русло: писать заявление на имя директора и излагать свою точку зрения на происходящее. Школа должна быть заинтересована в том, чтобы все ученики чувствовали себя спокойно, поэтому обязана отреагировать на письменное уведомление и принять меры. И хотя до 15 лет ребенка нельзя отчислить из учебного заведения, школа может пригласить социального педагога для работы с ним.
Ханафи Гулиев
Руководитель структурного подразделения школы №2120
«В первую очередь школа, как консервативный институт, требует решения вопроса дисциплины. Совет по профилактике и малые педсоветы школы могут рекомендовать «трудному» ребенку посещать кружки допобразования во второй половине дня, где можно проявлять свои лидерские качества. Когда родители обращаются с просьбой перевести агрессивных детей из класса, мы объясняем, что не имеем права заниматься такой «селекцией».
Однозначно школа не должна отвергать непослушных детей, потому что в жизни будут ситуации, где уже взрослые будут сталкиваться с разными людьми, и они должны уметь с ними общаться. В нашей школе гиперактивными детьми занимаются в основном классные руководители и их родители. Часть занятий педагоги стараются проводить за пределами класса, например, в теплое время года – на улице, чтобы замкнутость школьной среды не довлела над психикой».
Если причина недовольства – ваш ребенок
Светлана
мама Жени
«С моей дочерью всегда было трудно. С первого же месяца в детском саду на нее сыпались жалобы: слишком шумная, неуправляемая, плохо слушается, на все отвлекается, не сидит во время занятий. Помню, как на первом утреннике одна мама устроила скандал и кричала, что раз моя дочка толкает ее сына, значит дома у нас кошмар и насилие и к нам нужно направить опеку. Просто так-то дети не толкаются! В саду и начальной школе всегда были недовольные родители, которые требовали убрать моего ребенка из коллектива.
Я не знаю, как сказать всем этим людям, что ребенком мы занимаемся: водим на занятия к нейропсихологу, работаем с другими специалистами, учим эмпатии, стараемся все держать под контролем. А главное, что моя дочь, хоть и имеет дефицит внимания, все равно может учиться в коллективе. Ни сад, ни школа не хотят слушать о том, что уже делается: результаты нужны мгновенно, никто не хочет ждать или помогать. Ну и это бесконечное шушуканье за спиной: каждый детский шаг обсуждается и осуждается.
Поведение у дочки постепенно выправляется: она стала спокойнее, адаптировалась ко многим условиям, но слава «неуправляемой» за ней закрепилась. И бороться с предвзятостью взрослых людей очень сложно: мало кто ценит ее интеллектуальные способности, все хотят, чтобы она высиживала 45 минут урока. Потому что надо. И как я не старалась намекать учителю, что дочке нужно иногда прерваться и отдохнуть, чтобы через несколько минут снова включиться в работу, она меня так и не услышала, потому что дисциплина важнее потребностей конкретного ребенка».
Родителям, которые оказались по другую сторону баррикад, тоже непросто. С одной стороны, они не хотят афишировать в школе проблемы своего ребенка, потому что зачастую школа не готова адаптировать детей с гиперактивностью или дефицитом внимания, родители не хотят «ярлыков» и предвзятого отношения. Кроме того, ни СДВГ, ни конфликтное поведение, ни трудная адаптация к школе не являются показанием к обучению в «специальной школе», которой так любят пугать на педсоветах. Ребенку со сложностями поведения иногда нужно ослабить режим или помочь подружиться с детьми, не требовать от него стопроцентного внимания и спрашивать по возможностям. Лучше всего, если родители будут вести параллельную работу со специалистами (неврологом, психологом, логопедом) и помогать ребенку в адаптации.
Но если случится так, что школа все-таки пошла на конфликт, имеет смысл прислушаться к советам психиатра Елисея Осина, которые он дал на форуме для родителей детей с гиперактивностью:
— на встрече ничего не говорить первым;
— внимательно выслушать и записать все, что скажет школьная администрация, для этого использовать ручку и бумагу, но можно и диктофон;
— обязательно копировать все бумаги, которые вам показывают про ребенка – докладные, объяснительные и т.д. Если они находятся в личном деле, то это про вашего ребенка, значит вы имеете к этому полный доступ;
— прояснить и записать все предъявляемые проблемы;
— задать вопрос о том, что было сделано для того, чтобы эти проблемы преодолеть, спросить об эффективности проведенных мероприятий;
— задать вопрос о том, каких действий хочет от вас администрация ;
— только после этого высказать свое мнение о том, что происходит;
не спорить, не переходить на эмоции. Это только навредит;
— не принимать никаких решений, сказать, что вы все выслушали и подумаете. Это сложно, но можно сказать, что вам нужно время, такой Вы человек;
— дома все это просмотреть. Определить, есть ли в требованиях школы и администрации признаки нарушения прав Вашего ребенка на образование. Посмотреть, есть ли в рекомендациях школьной администрации разумные;
— дальше лучше всего общаться со школой письменно – написать письмо, в котором вы выскажете свою точку зрения на происходящее, опишите то, что вы будете делать;
— общая рекомендация — минимум эмоций, минимум споров, если споры и вести, то в бумажной форме. К сожалению, нередко школа первым шагом старается решить проблему по принципу нет ребенка — нет проблемы. Для этого она создает условия, при которых родителям и детям оставаться в школе невыносимо. Бывает, что только после того, как это не получается, школа начинает заниматься проблемой;
— на метод «нет ребенка — нет проблемы» школа права не имеет, она должна учить всех. Для того чтобы этому воспрепятствовать, нужно показать, что вы готовы защищать своего ребенка, представлять его интересы. Но сделать это нужно как можно более деловито и спокойно.
Юлия Зарусинская
социальный педагог школы №2025
«Существуют две причины появления симптомов агрессивного поведения – медицинского и воспитательного (педагогического) характера. Если ребенок бросается школьными предметами, раскидывает вещи, начинает сбрасывать одежду в раздевалке, пытаясь выплеснуть злость, и это не результат явной перепалки или ссоры, то мы начинаем работу с родителями и рекомендуем обратиться к психологу.
Мы можем рекомендовать сводить ребенка в центральную психолого-медико-педагогическую комиссию города Москвы, которая направит к специалистам для коррекции поведения. Школа также сотрудничает с бесплатными психологическими центрами в каждом округе, где ребенок проходит тестирование и посещает до 10 занятий. Бывают ситуации, когда комиссию собирают в здании школы, как правило, если работа ведется с несколькими «трудными» детьми. Если причина имеет медицинский аспект, то школа рекомендует обратиться к специалистам медицинского профиля – психоневрологу, психиатру. Чем раньше проблема будет выявлена, тем больше шансов ее устранить.
В школе работает пять социальных педагогов в каждом здании комплекса. Так как агрессия является одной из форм девиантного поведения, то работа проводится по разным направлениям. Социальные педагоги наблюдают за такими детьми, учат выстраивать правильные взаимоотношения со сверстниками методами совместных игр, мероприятий, дежурств, вовлекают таких детей в творческую и спортивную деятельность. Например, мальчики могут посещать спортивные секции, девочки – театральную студию, вокальные кружки, рисование на базе бесплатных кружков допобразования. В индивидуальной работе социальные педагоги объясняют, как просить игрушку у другого ребенка, как вежливо себя вести, выстраивают и проигрывают правильное взаимодействие».
Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.