Чем отличается человек крещеный от некрещеного?
Крещеный вступил в союз веры и любви со Христом. Навеки сочетал себя с Богом обетами верности, отрекшись от служения злу. Посредством купели крещения получил искупление кровью Христа, за нас вкусившего смерть на Кресте и победившего ее воскресением из мертвых. Обещал Богу чистую совесть и взамен обрел прощение всех грехов. Вошел в спасительное лоно Матери Церкви и вступил в Новый Завет с Богом. Нарекся учеником Христовым и присоединился к сонму православных христиан. Нашел во Христе доступ к Небесному Отцу. Наименовался согражданином святых, родным для ангельских сил, получил прописку в горнем Иерусалиме, вступил в права наследия Небесным Отечеством! Одним словом, стал рабом, другом и сыном Живого Бога, членом Церкви, воинствующей за правду и любовь на земле, торжествующей о Христе воскресшем на небесах!
Некрещеный человек чужд обетований Спасителя, ибо еще не разорвал связь с сатаной, падшим ангелом, который со времени грехопадения праотцев Адама и Евы утвердил господство над всеми их потомками. Некрещеный не имеет в себе жизни вечной, ибо не искуплен кровью Господа нашего Иисуса Христа. Над некрещеным тяготеют его личные согрешения, в добавление к общему отчуждению человеческого рода от Бога, отчуждению, именуемому «проклятием» (по-славянски «клятвою»), которое переходит на каждого нарождающегося потомка Адама и Евы. Снимается эта мрачная печать погибели светлой печатью Христовой – верой, покаянием и крещением в церковной купели во имя Отца и Сына и Святого Духа. Некрещеный человек, как бы ни старался, не может одними лишь своими силами изжить греховные страсти, очистить сердце от древнего зла, возродить себя к нравственной богоугодной жизни. Что может некрещеный человек, так это уверовать во Христа, познать собственное бессилие в борьбе с грехом, взыскать в молитве помощи у всемогущего Бога, исповедовать священнику свои прегрешения и принять святое крещение с верой и любовью к Сыну Божию, Спасителю человечества! И у некрещеного остается свобода произволения, свобода желать лучшего, свобода выбора Христа как своего Царя и Бога. Некрещеный властен сделать вызов мировой тьме во главе с диаволом-душегубцем и освободиться от его тирании посредством Матери Церкви в купели крещения.
#ПротоиерейАртемийВладимиров
Отрывок из книги «Семь слов о Таинствах Матери Церкви»
Протоиерей Евгений Голубев
Александр Бенуа. Церковные ворота. 1910-е гг.
Как может или должен вести себя в храме некрещеный человек? Могу ли я ещё до принятия крещения обращаться к Богу в молитве и осенять себя крестом? — с такими вопросами часто обращаются к священнику. Отвечает клирик Богоявленского кафедрального собора протоиерей Евгений Голубев.
Известно, что впервые все мы заходим в храм некрещёными, поэтому Церковь не возражает против того, чтобы некрёщеный человек пришел в храм. Нельзя просить человека выйти из церкви и спрашивать его, зачем ходить в церковь, если он не крестился. Напротив, некрещёному человеку стоит помочь прийти к Богу, а не гнать его от Него. Другой вопрос, можно ли ему участвовать в церковных обрядах и таинствах? Вы можете сами молиться за некрещёного, частная молитва за таких людей не запрещена, но вы не можете подать записку на литургию ни за живого некрещёного человека, ни за умершего.
Некрещёные люди могут посещать храм, ставить свечи, прикладываться к святым мощам и иконам, если они имеют веру и благоговение перед святыней. Некрещёные могут посещать богослужения, читать молитвы, слушать Евангелие и его толкование. Иначе как они узнают о Боге? Хождение в храм помогает нам стать другими, стать новым человеком. Без Церкви это невозможно. Все разговоры о добре и истине без Бога — это пустая болтовня…
Есть древнее церковное правило, которое запрещает присутствие людей некрещёных на основной части главного православного богослужения — Божественной литургии, когда совершаются преложение Святых Даров и таинство Святого Причастия. Некрещёные (оглашенные) могли присутствовать только на первой части литургии, которая так и называется — литургия оглашенных. В ней сосредоточены особенно важные для оглашенных чтение Евангелия и проповедь, которая в те времена чаще всего произносилась именно после евангельского чтения, и объяснение основных догматов веры.
Вскоре после чтения Евангелия диакон возглашал: «Изыдите, оглашенные…», т.е. «выйдите, оглашенные», и готовящиеся ко крещению покидали храм. Смысл такого запрещения состоял в том, чтобы церковное таинство не оказалось поводом для непонимания или профанации со стороны людей внешних, нецерковных.
Также следует заметить, что оглашенные, или оглашаемые, разделялись на три степени:
— Первую степень составляли слушающие, т. е. заявившие о желании вступить в Церковь и получившие право входа в храм для слушания Священного Писания и поучений.
— Оглашаемые второй степени, припадающие или преклоняющие колена, имели право присутствовать в храме в продолжение всей литургии оглашенных.
— Третью степень оглашенных составляли требующие, т. е. готовые принять таинство крещения. Им сообщалась важнейшая часть христианского учения — о Пресвятой Троице, о Церкви и т. д. Перед Пасхой желавшие принять крещение вносили свои имена в список крещаемых, и над ними в Великую Субботу совершалось это спасительное таинство.
В наши дни православное богослужение имеет такую же структуру, как и в древности. Но института оглашенных в современной Православной Церкви фактически нет.
Сейчас, когда богослужение стало наиболее действенным способом проповеди, который есть в Православной Церкви, наверное, нельзя говорить о необходимости безусловного соблюдения этого древнего запрета. Если некрещёёный человек из любопытства или из других незлых побуждений испытывает желание прийти в храм, то он может спокойно туда идти. Просто, находясь в храме на богослужении, некрещёному лучше не проходить вперед, не выставлять себя напоказ, чтобы невольно не смущать прихожан незнанием элементарных действий. Лучше встать где-нибудь в стороне, где и самому можно будет не смущаться тем, что другие обращают на его незнание внимание.
Также не следует стремиться вызывать у себя какие-то экзальтированные чувства умиления, вдохновения. Надо постараться постоять на службе тихо и спокойно — и внимательно прислушаться к тому, как душа и сердце отзовутся на то, что происходит в храме.
Важно отметить, что некрещёные не могут принимать участия в таинствах Церкви. Они не могут исповедоваться и причащаться, быть восприемниками (крёстными) при крещении другого человека, собороваться, венчаться. Некрещёный мужчина не может стать священником. Однако некрещёные могут подойти на помазание во время вечернего богослужения. Никакого вреда некрещёному не будет от того, что его помажут освящённым маслом. Но только надо задуматься, а будет ли это ему полезно.
Если человек приближается к ограде церковной, если он, пока ещё не решившись креститься, проявляет интерес к этим действиям Церкви, то это хорошо. А если же он воспринимает таковые действия как некое «церковное лекарство», но при этом человек вовсе не стремится воцерковиться, чтобы стать православным христианином, считает, что помазание послужит ему каким-то оберегом, то в таком случае лучше не подходить.
Следовательно, однозначный ответ на вопрос «может ли некрещёный ходить в церковь?» — «Да! Может!» Одно из назначений человека на земле — славить Бога, своего Небесного Отца. Это прославление наиболее полно выражается в величественных богослужениях Церкви. В Церкви люди находят полноту взаимного молитвенного общения и взаимной молитвенной опоры.
Господь сказал: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20). Апостол Павел называет Церковь «Телом Христовым, полнотою Наполняющего всё во всём» (Еф. 1:23), а также «домом Божиим», «столпом и утверждением истины» (1Тим. 3:15). Церковь — опора для христиан, хранительница истины. Без Церкви и участия в церковных Таинствах человеку невозможно спастись. Тот, кто не посещает храм, фактически находится вне Церкви. Поэтому больно не тогда, когда некрещёные люди приходят в храм и по незнанию что-то делают не так, а когда крещёные заходят туда раз в год, только чтобы освятить воду или куличи.
Содержание
- Морфологические и синтаксические свойстваПравить
- ПроизношениеПравить
- Семантические свойстваПравить
- Родственные словаПравить
- ЭтимологияПравить
- Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить
- ПереводПравить
- БиблиографияПравить
- Можно ли ставить свечку за некрещеного человека?
- Можно ли креститься некрещеному человеку?
- Можно ли некрещеному ходить в церковь?
- Можно ли некрещеному носить крест?
- Можно ли молиться за некрещеных живых?
- Можно ли поминать некрещеного?
- Можно ли молиться за некрещеного человека?
- Можно ли отпевать некрещеного человека?
Морфологические и синтаксические свойстваПравить
падеж | ед. ч. | мн. ч. | |||
---|---|---|---|---|---|
муж. р. | ср. р. | жен. р. | |||
Им. | некрещёный | некрещёное | некрещёная | некрещёные | |
Рд. | некрещёного | некрещёного | некрещёной | некрещёных | |
Дт. | некрещёному | некрещёному | некрещёной | некрещёным | |
Вн. | одуш. | некрещёного | некрещёное | некрещёную | некрещёных |
неод. | некрещёный | некрещёные | |||
Тв. | некрещёным | некрещёным | некрещёной некрещёною | некрещёными | |
Пр. | некрещёном | некрещёном | некрещёной | некрещёных |
некрещёный
Прилагательное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1a.
Приставка: не-; корень: -крещ-; суффикс: -ён; окончание: -ый .
ПроизношениеПравить
- МФА:
Семантические свойстваПравить
ЗначениеПравить
- не подвергшийся обряду крещения ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- субстантивир. прост. устар. то же, что нехристианин ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
СинонимыПравить
АнтонимыПравить
ГиперонимыПравить
ГипонимыПравить
Родственные словаПравить
Ближайшее родство
ЭтимологияПравить
Происходит от ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить
- Немецкийde: ungetauft
- Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
- Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
- Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
- Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
- Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»
ПереводПравить
Список переводов
БиблиографияПравить
- Для улучшения этой статьи желательно:
Некрещеный человек находится вне Церкви. Почему его не пускают туда? Ему не хватает чего-то, он словно и не полноценный? Или сам он не хочет зайти в храм, понять и разобраться? Еще сложнее ситуация, когда близкий умер некрещеным. Можно ли некрещеного отпеть, как молиться за него, ставить свечку, поминать, отпевать? И главное: почему Церковь, призванная всех любить, так немилосердна к некрещеным людям? На эти и другие вопросы отвечают опытные священники разных регионов России.
Можно ли ставить свечку за некрещеного человека?
священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что мы хотим сказать, формулируя «ставить свечку за кого-то”. Потому что сама по себе идея эта имеет некоторую неправильность.
Буквальный смысл свечи — это наш дар Богу. И это понятно, потому что цена свечей — условная копейка за пучок. И когда мы кладем за свечной ящик сколько-то рублей, то это именно наш дар Богу. Поэтому, думаю, неправильно говорить «свечка ЗА кого-то”. Вот милостыню за кого-то дать можно. И Святые Отцы об этом говорят при ответе на вопрос о том, как помочь некрещеному человеку. Они призывают подавать милостыню за него. Это такой способ замолить и свои грехи, преодолеть их — подавать милостыню.
Свеча — символ нашей молитвы. Церковь — не буддийский монастырь, в котором есть колесо, как мельница, барабан которого с текстом молитвы нужно повернуть, и таким образом как будто молитва совершена. У нас не так. Мы должны прочитать, увидеть эту молитву, произнести вслух по возможности, осознать его. И то же со свечкой: мы не можем ее ставить без молитвы. свеча — это не «повернуть круг”, она сама по себе ничего не значит. А молиться за некрещеных можно, своими словами и про себя. В такой ситуации, когда мы соединяем свечу с нашей молитвой, можно поставить ее и с молитвой о некрещеном.
Можно ли креститься некрещеному человеку?
(речь идет о крестном знамении)
иерей Александр Савин, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия, г. Москва
Креститься некрещеному можно. Это не запрещено. Если человек налагает на себя крестное знамение с верой и благоговением к Богу, то думаю, что это можно делать.
Тем более если человек верит в Бога, стремится ко крещению, ему можно креститься, потому что он уже верит во Христа и хочет быть с Ним. В Церкви есть институт оглашенных — это люди, которые готовятся к принятию святого крещения. Если сейчас, в наше время, этот период достаточно короткий, то в древности он длился несколько лет.
Важно предупредить того, кто решился встать на путь подготовки ко крещению, чтобы он был последовательным и целеустремленным, постарался реализовать свое благое намерение, не откладывал. Дело в том, что темные силы не хотят отпускать человека от себя, могут неожиданно возникнут затруднения и препятствия, которые мы называем искушениями. Люди, далекие от Церкви, могут считать эти обстоятельства «знаками” и придавать им особое значение. Не стоит этого делать — важно быть решительным на пути ко Христу.
Можно ли некрещеному ходить в церковь?
протоиерей Димитрий Струев, настоятель храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших” при молодежном центре «Экклезиаст” г. Липецк
Можно и нужно. Только не следует присутствовать на основной части божественной литургии, после возгласа «оглашенные, изыдите”. Оглашенные — это готовящиеся ко крещению. Желательно выходить из храма, услышав этот возглас. На любом другом богослужении можно присутствовать неограниченно, молиться, осенять себя крестным знамением. Я не вижу греха и в том, чтобы свечку поставить некрещеному самому. Только важно, чтобы это присутствие на службе, и даже не просто присутствие, а первые шаги навыка молитвы были частью подготовки к крещению. Чтобы человек не думал, что «мне и так хорошо”: сходил в Церковь, помолился, на душе стало легче и можно дальше ничего не делать. Важно, чтобы человек до крещения привыкал к богослужению, вникал в его смысл, чтобы, приняв святое крещение, он подошел к таинствам, уже будучи внутренне готовым к полноте участия в богослужении.
Можно ли некрещеному носить крест?
Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Бобяково Новоусманского района Воронежской области
Некрещеному носить крест можно. Но зачем? Если для украшения, то нет в этом никакого смысла, только лишний повод для кощунства. Крест — это все-таки не украшение, а символ того, что мы христиане и следуем за распятым Христом.
Господь создал человека со свободной волей. Если человек чего-то хочет, то никто не может запретить ему это сделать. Он может что угодно делать, тем более носить крест. Вопрос — для чего, с какой целью.
Если человек не крещен, но собирается креститься, проходит так называемый обряд оглашения, подготовки, то конечно, ему не возбраняется носить крест. В древние времена этот период мог продолжаться от года и больше, сейчас это все условные сроки: чаще всего человек сначала крестится, а потом уже входит в храм. Но ему можно многое: и заходить в церковь, и молиться, помазываться маслом освященным. Некрещеный человек только не участвует в таинствах церковных. А если он проходит период оглашения, то Церковь за него молится: есть специальная ектинья об оглашенных.
Можно ли молиться за некрещеных живых?
Иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице, г. Москва
Можно. Важно понимать, как этот человек относится к Церкви. Лояльно, сопереживает или наоборот. Мы каждую литургию молимся об оглашенных, тех людях, которые уже слышали Слово Божие и находятся в ожидании принятия таинства крещения. За этих людей мы молимся все вместе в церкви соборной молитвой каждый день, когда служится литургия. Если человек не хочет, чтобы за него молились, то наверное, будет странно молиться о нем. Хотя бывают и разные случаи. Бывает, вырастают непутевые дети у верующих родителей. Неужели за них нельзя молиться?
Если человек хочет, чтобы за него молились и просит об этом, тогда можно это делать.
Можно ли поминать некрещеного?
священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва
Церковь устанавливает очень строгое правило участия человека в священнодействиях. Оно может быть только добровольным, потому что Господь, создавая человека, дал ему не только свой образ и подобие, может быть, внешнее, не только дар слова, не только способность любить или творить – все это свойства богоподобия человека. Не только бессмертие, которое человека утратил в результате грехопадения. Но Он даровал и то, что человек сохранил, и Господь никогда не будет нарушать. Бог дал человеку свободную волю. И настолько высоко поставил Свое творение, человека, так Он его любит и уважает дарованную ему волю, свободу, что даже после смерти мы эту волю нарушить не можем. И
если человек в течение своей жизни не захотел быть с Богом, не решился принять святое крещение, то мы не можем его отпевать, не можем писать в Церкви записки на службах о его упокоении. Поминать общецерковной молитвой мы его не можем.
Но это не запрещает любящему человеку о своем умершем некрещеном родственнике или друге молиться. Молиться можно частным образом. И мне кажется, что не только можно, но и должно христианину молиться о своих умерших некрещеными сродниках.
Кроме того, церковное Предание сохранило память о замечательном святом, мученике Уаре, который почитается как молитвенник за усопших, умерших некрещеными. И в Церкви, по благословению священноначалия, совершаются молебны этому святому. Это не молитва о некрещеных, а обращение к мученику Уару. В текстах этого молебна, посвященного мученику Уару, есть просьба о том, чтобы он был заступником перед Богом об умерших некрещёными.
Из жития святого, подробно изложенном святителем Димитрием Ростовским, известно, что мученик Уар жил в IV веке, был тайным христианином и славным воином. Он командовал когортой, большим воинским подразделением и несколько сотен человек было у него в подчинении. То были времена гонений на христиан, и Уар хотя и был верующим, но боялся открыто исповедовать свою веру. К христианам, которых наместник Египта осуждал на пытки за отказ поклонится богам, будущий мученик тайно приходил, подкупая стражу, чтобы омыть их раны, накормить и попросить святых молитв.
В 307 году произошел переломный момент в его жизни. Он пришел в заключение к семи христианским учителям, осужденным за веру во Христа. Уар, по своему обыкновению, служил им: снял узы и колоды, накормил, не евших уже несколько дней. Когда же он попросил молиться о мужестве стояния за Спасителя, они ответили ему словами из Евангелия от Матфея: кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. К утру один из христиан умер от ран. Тогда Уар понял, что пришло время для испытания его веры, что он должен проявить то мужество, об отсутствии которого скорбел. Нам трудно представить орудия пыток, применявшиеся в то время: били палками, сдирали кожу, ножами строгали тело так, что все внутренности Уара выпали на землю, но он не отрекался от Христа. После нескольких часов пыток и отказа отречься от Христа, Уар умер и тело его бросили на съедение диким псам. И тогда Клеопатра, жившая в Александрии вдова военачальника, видевшая издали эти страдания, решила взять тело мученика Уара и погребла его у себя в доме, в своей комнате. Через некоторое время, возвращаясь к себе на родину в Палестину, она под видом останков своего мужа увезла мощи мученика Уара и погребла их в своей древней родовой усыпальнице, среди могил предков. Усердно молясь святому, она подавала пример местным христианам, которые стали получать исцеления у мощей мученика Уара. Она решила построить храм, посвященный святому Уару и в день его освящения устроила большой праздник, на котором внезапно заболел и умер ее единственный сын Иоанн. Ответ на ее сугубую молитву пришел достаточно быстро: она получила откровение от святого Уара, что он умолил Бога не только за ее сына, но и за некрещеных предков. Отсюда берет начало предание Церкви о том, что святой Уар является предстателем за умерших некрещеными.
Однако это не означает возможность церковного поминовения некрещеных умерших, что противоречило бы церковным устоям и смыслу свободы человека. Обращаясь в молитве к мученику Уару, мы просим его ходатайствовать перед Богом за близких нам, умерших некрещеными. Почему церковное поминовение о некрещеных невозможно? Потому что мы не можем всей Церковью молиться о тех, кто при жизни не стал частью Церкви. Это было бы насилием над их волей и свободным выбором. Но важно и возможно личное поминовение — келейная, домашняя молитва о тех, кого мы любим.
Таким образом, есть два способа молиться о некрещеных усопших: самим молиться и просить мученика Уара быть заступником за этих людей. умерших некрещеными.
Можно ли молиться за некрещеного человека?
Священник Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, г.Москва
Конечно, можно и нужно молиться за человека, умершего некрещеным, потому что мы все — дети Божии. Если мы хотим как-то облегчить его участь, мы, конечно, можем просить об этом нашего Отца, который любит нас вне зависимости от того, приняли ли мы Его или не приняли в своей жизни.
Это может быть как домашняя молитва, так и молитва своими словами в Церкви.
Другое дело, что общецерковное поминовение некрещеного человека на литургии не совершается в силу того, что он не стал членом Христовой Церкви, членом Тела Христова. То есть подавать записки для поминовения на литургии за некрещеного человека нельзя.
Можно ли отпевать некрещеного человека?
священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва
Некрещеного человека отпевать нельзя, потому что Господь даровал человеку свободу воли, свободу выбора. И даже после смерти, когда человек здесь, на земле, уже не может реализовать свою свободу, Бог не хочет нарушать волю человека и не позволяет нам это делать.
Мы же не спрашиваем, можно ли кости крестить: пойти на кладбище и крестить всех подряд мы не станем. Если человек при своей жизни не принял веру, не принял Христа, зачем же его принуждать к этому, когда он уже не может этому воспрепятствовать физически? Это все равно что дождаться, пока некрещеный родственник окажется немощным, чтобы связать его руки и ноги и крестить насильно.
Понятно, что такая ситуация невозможна. Волю человека нарушать нельзя как при жизни, так и после смерти. Таково правило, установленное в Церкви: любой человек может участвовать в священнодействиях только добровольно. Господь даровал нам Свой образ и подобие, способность любить и творить, но и свободную волю, которую Сам никогда не будет нарушать. И если человек в течение своей жизни не захотел быть с Богом, не решился принять святое крещение, то мы не можем его отпевать, не можем подавать записки о его упокоении.