Гневайтеся и не согрешайте; солнце да не зайдет в гневе вашем
Гневайтесь. Чтоб святой Павел разрешал на гнев, нельзя думать, тем паче, что тут же спустя несколько стихов говорит: гнев… да возмется от вас (31), то есть да будет изгнан из среды вас, чтоб и места ему тут не было. Надо полагать, что самую фразу взял Апостол, как она читается в псалме 4, 5, мысль же с нею соединил запретительную на гнев, как бы так: что касается до гнева, то не согрешайте им. — Закон вменения в отношении к гневу тот же, что и относительно всех других страстных движений. Приражения страсти не вменяются в грех. Вменение начинается с того момента, как, заметив движение страсти, уступают ей, и не только не противятся ей, но становятся на сторону ее, раздувают ее и сами помогают ей взойти до неудержимости. Коль же скоро кто, заметив приражение страсти, вооружается против нее и соответственными приемами в мыслях и положениях тела старается прогнать ее, то это не в грех, а в добродетель вменяется. То же и в отношении к серчанию и гневу. В непрестанных столкновениях с другими поводам к раздражению числа нет. Но когда кто всякое возникновение гнева подавляет и прогоняет, то он и гневается, и не согрешает. Совсем не гневаться и никакого разгорячения никогда не чувствовать есть дар благодати и принадлежит совершенным. В обычном же порядке долг всех не поддаваться гневу, чтобы не согрешить им. Экумений и Феофилакт говорят: «Хорошо бы совсем не серчать, но уж когда прорвалось серчание, не допускай его до греха». Подавляй его внутри, чтоб оно не прорвалось в слово, в мину, в движение какое.
Но бывает иногда и так, что гнев мгновенно охватит, и прежде чем спохватится человек, он уже и в слово, и в движение вышел. И тут уместно невменение, но только до того момента, как спохватишься. Как же только сознана оплошность, надо спешить исправить дело братским примирением. Кто идет между разными расставленными в разных сочетаниях вещами и случится ему неосторожным движением иное повалить, иное сдвинуть с места, — что делает он тогда? — Оборачивается и ставит все опять на свое место с извинением пред хозяином. То же и между обычными у нас столкновениями. Случилась вспышка и размолвка, спеши опять все поставить в прежний лад примирением. Примирение может восстановиться тотчас же, но могут привзойти моменты, отдаляющие его. Всяко начни тотчас; Бог поможет, и сладитесь. Тут много значат внешние соприкосновенности, личные характеры, прежние отношения. Но ничто из этого не может оправдать и узаконить продления серчания и разлада. Грех начался с той минуты, как замечена погрешность, и в душе не положено тотчас же употребить меры к примирению. Коль же скоро это сделано, то вменение греха отклонено. Всякая, однако же, опасность вменения минует, когда и делом употреблены меры и мир восстановлен.
Апостол заповедует поспешать этим делом и всячески стараться, чтобы солнце не зашло во гневе, то есть чтоб помириться в тот же день. Мало ли, впрочем, может быть обстоятельств, которые помешают исполнить это в тот же день, и солнце зайдет прежде примирения? Но Апостол и не пишет о примирении, а о взаимном друг на друга серчании. Перелом серчания есть внутреннее дело. Его можно устроить в один момент, а примирение требует времени. Он хочет, чтоб внутри гнев был подавлен тотчас, и движение к примирению начато в то же время, — а по крайней мере, до захода солнца. Может быть, слова Апостола можно и не понимать буквально. Всяко, однако ж, как замечают, есть опасность, что ночью, на свободе, малое неудовольствие может раздуться в пламень и сделать разлад непримиримым. О сне в отношении к телу говорят, что он закрепляет в теле новые элементы, принятые днем в пище. То же можно сказать о нем и в отношении к душе, — что он закрепляет в ней движения и мысли, какие лелеяла и набрала она днем. И гнев может в ней закрепнуть. Потому и надобно разорить его до сна, чтоб он не закрепился и не превратился в непримиримую вражду.
Приводим рассуждение об этом святого Златоуста. «Хорошо не гневаться; но если кто впадет в эту страсть, то, по крайней мере, не на долгое время: солнце да не зайдет во гневе вашем. Ты не можешь удержаться от гнева? — Гневайся час, два, три: но да не зайдет солнце, оставив нас врагами. Оно по благости Господа взошло, да не зайдет же, сиявши на недостойных. Ибо если Господь послал его по многой Своей благости и Сам оставил тебе согрешения, а ты не оставляешь их своему ближнему, то размысли, какое в этом зло? Притом от него может происходить и другое зло. Блаженный Павел опасается, чтобы ночь, захвативши в уединении человека, потерпевшего обиду и еще пламенеющего гневом, не разожгла сего огня еще более. Днем, пока еще многое раздражает тебя, тебе позволительно дать в себе место гневу, но, когда наступает вечер, примирись и погаси возникшее зло. Если ночь застанет тебя во гневе, то следующего дня уже не довольно будет для погашения зла, которое может возрасти в тебе в продолжение сей ночи. Если даже большую часть его ты и уничтожишь, то не в состоянии будешь уничтожить всего, и в следующую ночь дашь возможность более усилиться оставшемуся злу. Как солнце, если дневной теплоты его недовольно бывает для осушения и очищения воздуха, наполнившегося облаками и испарениями в продолжение ночи, дает этим повод быть грозе, когда ночь, захвативши остаток этих паров, прибавляет к ним еще новые испарения: так точно бывает и в гневе».
Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.
Содержание
«Гневаясь, не согрешайте» (Пс. 4,5)
Как эту фразу понимают наши современники?
Александр Вознесенский, 36 лет, фотограф, г. Ужгород:
— Возникает конфликт или неприятная ситуация — гневайся на себя и свои грехи, т.к. ты мог быть причиной этого конфликта. Нельзя себя выгораживать, зачастую, в конфликте виноваты обе стороны. Поэтому пророк дает совет: «гневайся на свои грехи и не согрешай, обвиняя во всем другую сторону» .
Но можно и с другой стороны подойти к совету пророка: видя творящего злое — гневайся не на человека, а на бесов, которые его ввели в заблуждение и губят его бессмертную душу, и таким образом не согрешишь.
Сергей Строчкин, 50 лет, историк, г. Киев:
— Св. апостол Павел, повторяя это предостережение псалмопевца, наставляет эфесских христиан: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4: 26). Не смог удержаться от гнева, то хотя бы освободись от него до наступления ночи. Как освободиться — у каждого свои подходы.
Кто — молится, кто — считает до 100, кто — просто внимание старается переключить. Но лучше всего вспомнить, как с нами со всеми Господу тяжело, а Он то имеет гораздо больше причин гневаться на нас….
Ирина Бекаревич, 48 лет, мама двоих детей, г. Киев:
— Мне кажется, эта фраза означает: как можно меньше слов и эмоций во время гневания. Надо стараться коротко, спокойно и объективно проговорить свое недовольство и просто назвать вещи своими именами.
Бывает, люди просто не понимают, что их поступки некорректны или некрасивы. Просто надо сказать им об этом, не спеша сразу гневаться.
А если уж разгневался – закрыть рот.
Любовь Воронина, 56 лет, повар, няня, мама троих детей, г. Киев:
— Гневаться надо на свой грех, с ним бороться, на него гневаться. Таким гневом не согрешаем. Возненавидим свой грех — Господь посетит нас благодатью. Борьба со своим грехом есть содержание жизни православного человека. Это не имеет никакого отношения к гневу на других людей или на общественное зло. На такой праведный гнев мы не имеем права. Обратив взор внутрь себя и осознав свои грехи, мы поймем, что люди, на которых нам хочется разгневаться, не хуже нас, а может даже, много лучше.
Юлия Мягкая, 38 лет, госслужащая, г. Киев:
— Эти слова псалмопевца — целая тема для глубокого и обстоятельного разговора. Не гневаться совсем не можем. Кто в силу характера, кто в силу обстоятельств. Наша задача, гневаясь на проступки и согрешения человека, научиться не гневаться на самого человека. Гневаясь на грех, сохранить в себе любовь к этому человеку как к образу Божьему.
Гневаться, не согрешая, – дар Божий и, как по мне, этот дар — удел совершенных. Для нас эта цитата из пророка только указание пути. По нему пойдем.
Толкование Церкви. Блж. Феодорит Кирский:
«Гневайтеся». Здесь должно остановиться, и потом читать остальное: «и не согрешайте». Вы гневаетесь и негодуете, видя, что несправедливо востаюшие на вас благоденствуют; но не увеличивайте зла злом, покушаясь уверить и других, будто бы все происходит без порядка и управления. Надобно поступать противным сему образом, и самим себе давать ночью отчет в грехах, совершенных днем.
«Яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся». Поелику ночное время, свободное от внешних безпокойств, много доставляет тишины помыслам; то не без причины повелел в это время производить испытание того, что сказано или сделано днем, и узаконил врачевать раны врачевством умиления.
Морфологические и синтаксические свойстваПравить
наст. | прош. | повелит. | |
---|---|---|---|
Я | гневлю́сь | гневи́лся гневи́лась |
— |
Ты | гневи́шься | гневи́лся гневи́лась |
гневи́сь |
Он Она Оно |
гневи́тся | гневи́лся гневи́лась гневи́лось |
— |
Мы | гневи́мся | гневи́лись | — |
Вы | гневи́тесь | гневи́лись | гневи́тесь |
Они | гневя́тся | гневи́лись | — |
Пр. действ. наст. | гневя́щийся | ||
Пр. действ. прош. | гневи́вшийся | ||
Деепр. наст. | гневя́сь | ||
Деепр. прош. | гневи́вшись | ||
Будущее | буду/будешь… гневи́ться |
гневи́ться
Глагол, несовершенный вид, непереходный, возвратный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 4b. Соответствующий глагол совершенного вида — прогневиться.
Корень: —.
ПроизношениеПравить
- МФА:
Семантические свойстваПравить
ЗначениеПравить
- сердиться ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
СинонимыПравить
АнтонимыПравить
ГиперонимыПравить
ГипонимыПравить
Родственные словаПравить
Ближайшее родство
ЭтимологияПравить
Происходит от ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить
- Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}
- Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
- Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
- Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
- Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
- Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»
ПереводПравить
Список переводов
БиблиографияПравить
- Для улучшения этой статьи желательно: