Настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия вернулась в обитель после пребывания в больнице. Она рассказала о ситуации в монастыре: видеообращение опубликовано на сайте Нижегородской митрополии.
— Я очень рада, что вернулась в родную обитель после 15-дневного отсуствия, находилась в больнице на лечении. Я благодарю всех, кто принял участие в молитвенном попечении о сестрах нашей обители. Посетила нас большая скорбь, но милостью Божьей все идет на убыль, сестры возвращаются в строй, — рассказала она.
По словам игумении, в Дивеево лечение проходят 37 человек, еще несколько пациентов находятся в больницах Сарова, Нижнего Новгорода, Арзамас и Москвы. Она пояснила, что болезнь идет на спад, но в ближайшее время монастырь все равно будет находиться на карантине, службы будут совершаться при закрытых для прихожан дверях.
Настоятельница монастыря также поблагодарила всех, кто оказывал поддержку монахиням. Она пояснила, что от неравнодушных жертвователей, иногда анонимных, они получали медикаменты, средства индивидуальной защиты и другие необходимые вещи. «Благодарю всех, кто оказывал нам внимание и заботу», — сказала игумения.
Напомним, в Дивеевском монастыре были подтверждены десятки случаев заболевания коронавирусной инфекцией. Региональные власти заявили, что вспышка была вызвана паломниками. Обитель закрыли на карантин 25 апреля, ранее был ограничен въезд на территорию села.
В этом году они проходят по сокращенной программе из-за угрозы распространения коронавируса.
Напомним, почти три месяца в Дивееве продолжался карантин из-за вспышки заболевания в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. Несколько дней назад областные власти карантин сняли, но приняли решение провести торжества с максимально возможными ограничениями.
Обычно в эти дни в Дивеево стекаются паломники со всех страны и живут в палаточном лагере. В этом году отказались от идеи строительства лагеря, а добраться в святую обитель можно было только на автомобиле.
От приезжающих требовали справку об отсутствии коронавируса. На входе в монастырь всем приезжим измеряли температуру и выдавали одноразовые маски.
Кроме этого с утра в селе работала оперативная группа медпомощи — в нее вошли 12 врачей и семь бригад скорой помощи. Машины дежурят около монастыря и вблизи источников.
Как сообщили в Нижегородском территориальном центре медицины катастроф, на случай чрезвычайных ситуаций в Дивееве сформирован сводный отряд из 55 сотрудников. В резерве находятся 44 бригады скорой помощи.
В больницах Дивеевского района создан резервный коечный фонд более чем на 500 мест, а в местном санатории «Солнечная поляна» развернут обсерватор.
По информации нашего корреспондента в монастыре немного прихожан, обстановка спокойная.
Кстати, увидеть торжественные богослужения можно по телевизору или в интернете.
Прямая трансляция Всенощного бдения сегодня и Божественной литургии завтра будет доступна на телеканалах ННТВ, «Время Н», «Союз», «Спас», а также на сайтах Нижегородской епархии, Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, портале «Серафимова земля» и на страницах правительства Нижегородской области в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».
Напомним, что масштабные торжества, посвященные одному из самых почитаемых в нашей стране святых, проводятся в Дивеево с 2003 года. В тот год отмечалось сразу три юбилея: 100 лет со дня канонизации Серафима Саровского, 250 лет со дня рождения святого и 300 лет Саровской пустыни.
Серафим Саровский родом из Курска, но большую часть жизни он провел уединенно в молитвах в своей келье в пяти километрах от Дивеевского монастыря.
Фото Андрея Абрамова
Издревле в русском православии почитались источники. Места около них облагораживались, ставились часовни, сооружались купальни. Считалось, что вода в них обладает особыми целебными свойствами, врачует тело и душу. Многие легенды повествуют о том, как появился родник: либо на этом месте вдруг появилась икона (как, например, в Ильинском), либо святой самолично ударил посохом и забил ключ (Гремячий ключ в Подмосковье)… Из Дивеево мы запланировали поездку на один из Дивеевских источников.
Источник Серафима Саровского близ Цыгановки
Дивеевские источники
В окрестностях Дивеево расположено немало источников. Наиболее известные среди них следующие:
Источник в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Дивеево (старинный, на окраине села Дивеево, близ поселка Северный). Считается, что он возник еще во времена Ивана Грозного, после явления в Казани иконы Божией Матери в июле 1579 года.
Источник Матушки Александры в селе Дивеево (новый). Ближайший к Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому монастырю. Первоначально бил напротив Казанской церкви, за дорогой. Верили, что он исходит от могилы матушки Александры. В начале 60-х годов была устроена плотина, источник был затоплен. Но ключ забил в другом месте, ниже по реке.
Источник в честь Иверской иконы Божией Матери в селе Дивеево (новый). Некогда здесь било несколько ключей, в XIX веке рядом с ними построили часовню Иверской иконы Божией Матери. В середине 1970-х годов в яме, образованной завязшим трактором, стала собираться ключевая вода. Недавно источник облагородили. Считается, что вода из этого источника особо помогает одержимым недугом беснования.
Источник «Явленный» близ села Кремёнки. По преданию, накануне битвы 9 октября 1670 года между царскими войсками и отрядами Степана Разина, вода в источнике покраснела и явился лик Божией Матери. Также верят, что здесь каждое утро является сама Богородица, чтобы омыть свое лицо, прежде чем пройти по Святой Канавке.
Источник в честь Святой Троицы близ села Автодеево. Рядом находится Никольский скит. По преданию, в этом месте одной женщине было явление Пресвятой Троицы.
Самый известный из Дивеевских источников — источник Преподобного Серафима Саровского близ деревни Цыгановка. Находится около деревни Цыгановка, близ хутора Хитрый, на берегу реки Сатис. Расположен он в Саровском лесу и, строго говоря, является уже не Дивеевским, а Саровским источникам.
По преданию, источник этот забил в 60-е годы XX века. Рассказывают, что солдатам, которые несли службу в Саровском лесу, на границе охраняемой зоны (Саров до сих пор является закрытым городом), явился старец в белом балахоне. На вопрос, что он здесь делает, старец лишь трижды ударил посохом о землю и исчез. А в тех местах забили три ключа. Многие описывают случаи чудесного исцеления от болезней и бесплодия, произошедшие после омовения в водах этого источника.
Наша поездка к источнику Серафима Саровского
Из Дивеево мы, поскольку были несколько ограничены во времени, поехали только на один источник, самый дальний — источник Серафима Саровского. В самом Дивеево никаких указателей мы не нашли. Местные жители объяснили дорогу. Правда, это объяснение было таким: «Езжайте прямо, никуда не сворачивайте, километров двенадцать». И когда на выезде из Дивеево мы уткнулись в Т-образный перекресток, в нерешительности остановились. Поблизости работал трактор, и мы спросили тракториста, куда ехать. Видимо, мы были не первыми с этим вопросом, потому что тракторист лишь устало махнул рукой в одном из направлении и буркнул: «направо».
Проехав какое-то расстояние, я засомневалась, туда ли еду. Около какой-то деревушки, где был небольшой автосервис, остановились, чтобы спросить дорогу. На мой вопрос, туда ли мы едем, дяденька из автосервиса показал на табличку на столбе, которую он самолично приделал и которую я не заметила: «На источник — прямо». Зато он подробно объяснил нам дорогу. Выяснилось, что почти в конце будет перекресток. Его надо пересечь, но пропустить все машины справа, куда уходит главная дорога. Проехать через строительный рынок, дальше в лесу будут скиты. Дорога сама приведет к источнику. Поблагодарив доброго человека, мы отправились в путь. Кстати, навигатор, который я подключила, все время глючил, отключался от питания. То ли сказывалась близость закрытого Сарово, то ли батюшка Серафим постарался.
И вот, мы у источников. Пропустить их невозможно — рядом огромная стоянка для машин и автобусов, много людей. Мы взяли канистры для воды и отправились к источнику. В речке плавали ужи — значит, вода чистая. Сам источник прекрасно оборудован, есть купальни. Мы не рискнули погружаться в воду — уж слишком она холодная. Только омыли лицо. Воду из ключей сначала набирают в ведра, а уже из них ковшиками переливают в канистры и бутылки.
Источник Серафима Саровского близ Цыгановки, домик
Источник Серафима Саровского близ Цыгановки. Речка, в которой плавали ужи
Источник Серафима Саровского близ Цыгановки
Источник Серафима Саровского близ Цыгановки
Источник Серафима Саровского близ Цыгановки
Солнце клонилось к закату, а нас ждала долгая дорога в Муром. Поэтому мы заторопились в путь.
Источник Серафима Саровского на карте
Координаты: 54°54’50″N 43°16’4″E
© Сайт «История и путешествия», 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.