С серидины 90-ых годов началось масштабное строительство храмов и церквей. Люди вновь получили возможность верить в Бога открыто. А в художественных институтах открылись кафедры «сакрального искусства». Государство разрешило художникам официально писать иконы и расписывать стены святых сооружений. Какие это художники? Кто имеет право писать иконы? Какими личностными характеристиками должен обладать иконописец? Имеем ли мы право молиться его иконам? Имеем ли мы право молиться в современных храмах? Что это за храмы и чем они отличны от храмов времени Андрея Рублева? Чем является икона — духовным посредником между человеком и Богом или идолом, запрещенным Библией?
Эти вопросы уже несколько столетий обсуждаются учеными, священниками, искусствоведами и художниками. Больше тысячи лет богословы и миряне не могут найти точек пересечения в ответах на столь важные вопросы относительно Духовности Человека.
Выходит что на мой вопрос нет однозначного ответа.
В переводе с греческого икона означает «образ». Образ того, к кому мы прибегаем с молитвой.
Л.А. Успенский в книге «Богословие иконы» пишет: «Иконописный канон есть известный принцип, позволяющий судить, является ли данный образ иконой или нет. Он устанавливает соответствие иконы Священному Писанию и определяет, в чем заключается соответствие, то есть подлинность передачи божественного Откровения в исторической реальности тем способом, который мы называем символическим реализмом. Основным критерием, предъявляемым к образу, является его литургичность. Критерий литургичности неотделим от истины Боговоплощения и Искупительной Крестной жертвы Спасителя».
Икона, вне зависимости от того, старая она или новая, может быть названа православною только в том случае, если с точки зрения композиции и художественного исполнения удовлетворяет каноническим, историческим и иконографическим требованиям.
Для православного христианина любые душевные чувства являются формой проявления страстей, с которыми Церковь ведет постоянную борьбу.
Восприятие иконы не должно давать простор образному мышлению и фантазиям. Основная мысль иконопочитания: «Честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз». В соответствии с этой идеей образ Личности (ипостаси) есть действительно сама Личность, хотя и не тождественен ей, и имеет иное естество (дерево и краски).
Поэтому искусство иконописи чаще всего было анонимным, мастера, как правило, не подписывали своих имён на иконах, поскольку в силу традиционности и жёсткой канонизированности этого особого искусства, произвольный полёт фантазии иконописца был абсолютно недопустим.
Если в иконе нарушены каноны, тогда, в лучшем случае, она становится живописным произведением на религиозную тему, которое пробуждает душевные чувства.
Первый вывод: Икона должна удовлетворять каноническим и иконографическим требованиям и не должна пробуждает душевные чувства,- думаю, что я могла бы соблюсти эти требования.
Согласно решению, принятому поместным собором Русской Православной Церкви 1551 года, иконописец должен быть «смиренным, кротким, благоговейным, непразднословным, несмехотворцем, несварливым, независтливым, не пьяницей, не грабителем, не убийцей, особенно же хранить душевную чистоту и телесную со всякими предосторожностями,…, жить в посте, и в молитве, и воздержании со смиренномудрием, и с превеликим старанием писать образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Богоматери, и святых пророков, и апостолов, и священномучеников, и святых мучениц, и преподобных жен и святителей, и преподобных отцов по образу и по подобию по существу смотря на образ древних живописцев, и подражать добрым образцам». Как видно из этого определения, требования к иконописцу весьма высоки. Поэтому труд иконописца всегда сугубо чтился в православном мире.
Однако в сельских хатах зачастую находились так называемые народные иконы, писаные непрофессиональными иконописцами-«богомазами», которые хоть и брали за образец икону церковную, не во всем придерживались буквы канона и вносили в произведения что-то свое, индивидуальное, старались сделать икону привлекательной и полностью понятной относительно тематических и сюжетных задач. Официальная церковь осуждала искусство народных иконописцев, называла народные иконы такими, которые «неуклюже писаны», время от времени активизировала борьбу с ними и их творцами.
На сегодняшний день ситуация в области сакрального искусства кардинально отлична от старокиевской. Годы советской власти оставили неизгладимый отпечаток в судьбах современных иконописцев, родившихся в советских семьях. Люди, открывшие в художественных академиях кафедры сакральных искусств, также выросли при советской власти и коммунистическом режиме. Поэтому воистину сакрального, духовного в современных иконах мало.
Университетские кафедры святого письма предназначены для обучения не монахов, а обычных мирских мастеров.
Все художники-иконописцы являются студентами своего времени, у всех есть личная жизнь — парень или девушка, муж или жена. Они так же, как все нормальные люди целуются под луной и ходят на свидания. Все испытывают время от времени негативные эмоции — зависть, страх, ревность.
Но им в большей степени присуще чувство борьбы со своим негативом. Они больше, чем другие люди стараются держать себя в руках, быть позитивно направленными для общения. Трудно найти хоть кого-то в современном мире сакрального искусства, кого можно было бы назвать святым человеком, который пишет иконы исключительно одухотворенные, истинные образы явлений Божественного, Святого Духа.
Многие современные монахи, возможно, и претендуют на звание святых людей, но они не имеют достаточно художественного вкуса и мастерства, благодаря которому на полотне может получиться во истину одухотворенный шедевр.
Также трудно найти в современном мире воистину святого, одухотворенного зрителя, способного воспринимать правильно художественную красоту.
Надо сказать, что в настоящее время культуру иконописи все чаще вытесняет типографская продукция. Иконы никогда не были дешевыми, люди подолгу копили на них деньги. Конечно, и бумажная икона бывает чудотворной, но из механически отпечатанного образа уходит жизнь, уходит молитва, теряется литургический смысл иконы.
Таким образом, поскольку наша жизнь очень далека от идеала, на данный момент к иконописцам не предъявляют столь высоких требований, как это было в 16 веке. Но, тем не менее, современный иконописец и желающие стать таковыми, равно как и желающие вышивать иконы должны стремиться к этим требованиям, быть действительными, а не номинальными членами Церкви.
Написание иконы – это не просто написание какого-то пейзажа или портрета, а изображение Самого Господа, Его Пречистой Матери и святых угодников. А это требует огромной отдачи не только телесных, но в первую очередь, духовных сил. Поэтому вопрос написания икон обязательно должен быть поставлен на рассмотрение духовника, т.к. об уровне духовного развития человека может знать только он. Таким образом, получение благословения духовника на написание икон становится обязательным требованием для будущего иконописца.
Второй вывод: Получение благословения духовника на написание иконы является обязательным, а это возможно лишь при соблюдении иконописцем всех установлений Святой Православной Церкви, — поскольку я не посещаю церковь и не соблюдаю пост, то и не уверена что смогу получить такое благословение.
Понятно, что каждая цивилизация имеет собственные хронологические, географические и другие ориентиры. И если у нас та или иная церковь – сакральный храм, то старая хата – храм экзистенциальный (существующий в быту), а народная икона была доминантой чарующего мира хаты. И проблемы бытия, инобытия фокусируются на иконе как субъекте умозрительности цивилизации. Поэтому схема духовной реализации приобрела со временем такой вид: для иконописной школы – храм; для богомаза – хата.
Народная икона одновременно является и этнокультурной, и христианской церковно-религиозной. Как считают многие исследователи, народная икона составляет объект молитвенно-исповедального откровения и в то же время оберег, фольклорный фактор защиты и просьбы.
«В наши дни икона имеет универсальное функциональное предназначение. Она и «святой образ», и произведение искусства, а также объект коллекционирования и антикварной торговли», — утверждает художественный руководитель иконописного центра «Русская икона» Елена Князева.
Конечно, ошибочно полагать, что икона является неким накопителем Божией благодати, которую можно почерпнуть при необходимости. Благодать действует не от иконы, а через икону, и ниспосылается Господом верующим в Него. Можно бесконечно прикладываться к священному изображению, при этом не имея веры в действительную силу животворящей Божией благодати, не получить от этого ничего. Также очевидно, что икона не является неким оберегом, гарантирующим отсутствие ссор и проблем в семье, а также некую невидимую защиту от нечисти и плохих людей.
Под влиянием прежнего язычества, когда иконам молились, приносили жертвы, ждали от них милостей, называли икону «богом» и относились к ней как к живому существу (супруги, чтобы не оскорблять божество, даже завешивали иконы полотенцем на время близости), почитание икон принимает порой и форму идолопоклонства.
Как отмечают немало исследователей, в настоящее время у человека развивается потребительство относительно религии, традиция которую социальная структура трактует с позиции «что это нам дает». Исчезает интимность в молитвенном откровении, а икона, за редким исключением храмовой, превращается или на оберег, или на элемент интерьера. Такова неизбежная жертва потребностям модернизации общества.
Третий вывод: участие в богослужении — основное назначение иконы, а потому она не должна быть накопителем Божией благодати, оберегом или элементом интерьера – я не планирую молиться своей иконе, тогда должна ли она быть иконой. Создавая у себя на даче интерьер в духе украинской хаты, хочу сделать там красный угол как элемент интерьера, а потому может ли там быть икона. Ответ очевиден мое произведение не должно и не может быть иконой, а потому у меня будет картина на религиозную тему.
Религиозная картина отличается как от светской живописи, так и от иконы. Водораздел с последней пролегает в функции: религиозная картина никак не участвует в богослужении, в то время как для иконы это основное назначение. Именно поэтому икона предполагает освящение и почитание как реликвии, картина же остаётся вне богослужебной сферы.
Однако религиозная картина, так же как икона, принадлежит к сфере сакрального, ведь она изображает персонажей священной истории (Христа, апостолов, святых), её события (библейские сюжеты, эсхатологию) или мистическую сторону жизни человека. Сакральный сюжет может считаться чисто светским, безрелигиозным лишь в том случае, если его подача отрицает священное или низводит священное до обыденного (карикатура, атеистическая трактовка).
В художественной жизни Российской Империи религиозная картина служила передаточным звеном между мастерской художника и церковными стенами: наиболее удачно разработанные христианские сюжеты, апробированные на холстах и выставках, переносились в интерьеры храмов, на иконы. Причём совершенно не обязательно это делал сам творец оригинала. Часто полюбившийся сюжет, выполненный мастером, копировался затем рядовыми живописцами в целом ряде церквей. Так происходило, например, с картинами Александра Иванова, Ивана Крамского, Василия Поленова.
Четвертый вывод: религиозная картина, так же как икона, принадлежит к сфере сакрального, а к священным изображениям должно воздаваться соответствующее святыне почитание – думаю в моем доме уважительное отношение к картине написанной мною, не вызывает сомнений, и как знать может быть когда-нибудь ей еще предстоит стать иконой.
ИТАК, если вы задумали купить, получить в подарок, написать или вышить икону, то вам есть над чем задуматься и думаю, что мой пост вам в этом поможет.
А ответ на свой вопрос я нашла: ничто не мешает мне воплотить в жизнь свой творческий замысел и написать религиозную картину.
И на последок мне захотелось привести очень трогательное стихотворение — цитату сообщения Ina-Ra:
Мне после молитвы ЛЕГКО.
Куда – то уходят волненья,
Куда – то уходят сомненья,
Куда – то совсем далеко…
Мне после молитвы ТЕПЛО.
В душе словно айсберги тают,
И боль из груди улетает
В открытое настежь окно…
Мне после молитвы СВЕТЛО.
Как – будто я вышла из плена
Навстречу огромной вселенной
И всё, словно сад, расцвело.
Шлю после молитвы поклон
Пред святостью славных икон.
Икона, считает Церковь, может быть сделана церковно только «чистыми руками», поэтому Поместный Стоглавый Собор Русской Церкви (43 гл. Стоглава) предписывает иконописцу соблюдать правила нравственности: ему должно быть «смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистнику, не пьянице, не грабежнику, не убийце; особенно хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением, и подобает живописцам часто приходить к отцам духовным и во всем с ними совещатися, и исповедыватися, и по их наставлению и учению жити в посте, молитве и воздержании со смирением». Собор не оставил без внимания и грамотность иконописцев в их деле, и должное отношение к своему труду.
Собор повелевает «с превеликим тщанием (старанием) писати образ Господа нашего Иисуса Христа, и Пречистыя Богоматери, и святых по образу, и по подобию, и по существу, и по лучшим образцам древних иконописцев; а от самосмышления бы и по своим догадкам Божества бы не описывали». Если же кто-либо из учеников начнет «жити не по правилам завещания, в нечистоте, пьянстве и бесчинстве, тех от дела иконного отнюдь отлучати и касатися того не велети, боящеся реченного: проклят человек, творяй дело Господне с небрежением (Иер. 48, 10). Поселянам же и невеждам, которые по сие время писали иконы, не учася, самовольством и самочинием, нe по образу, строго наказать, чтобы учились у добрых мастеров; и которым Бог даст эту премудрость, тот бы писал, а кому не даст, тот должен в конец от таковаго дела престати», чтобы имя Божие ради плохого письма не хулилось, ибо «не знают, что делают, и греха себе того не ставят». Таково завещание Московского Собора (1551) всем иконописцам.
Начинающему иконописцу предлагается работать только «по образцам». Древняя икона соприкасается с миром иным, нами не видимым, божественным. Постигать его, и постигать правильно, далеко не всякий может, тем более давать ему соответствующую художественную форму. Однако были (возможно, есть и теперь) люди, которые при чистоте сердца, способного созерцать сокровенную истину, получили еще и дар творчески воплощать в видимых образах то, что недоступно чувственному восприятию.
Иконописец – это не художник (в мирском понимании этого слова), никакого «Я», «Моё» здесь изначально не должно быть. Есть только служение Богу и людям. Задача – стать человеком духовным, научиться писать молитвенно и гармонично, освободиться от подобных внутренних проблем: «конкуренция», «плагиат», «заимствование» и т.п.
Иконопись – это вид живописи, обладающий своей эстетикой, приёмами, технологией. В данной статье основное внимание я уделяю эстетико-ремесленному началу в иконописи. Для создания совершенного образа, по возможности, нужно овладевать и совершенной формой. Кроме овладения ремесленными навыками необходимо воспитывать художественный вкус, почаще созерцать шедевры русской и мировой иконописи, находящихся в музеях, что, к сожалению, доступно не всем. Часто репродукции икон грешат искажением цвета, сами иконы бывают в плачевном состоянии. Для обучения необходимы, конечно, хорошие альбомы, репродукции, лучше фотографии фрагментов, сделанные в музеях, которыми обладают серьёзные иконописные школы.
После элементарных упражнений, описанных в предыдущей статье – горки, архитектура, вода, деревья, можно приступить к письму античных одеяний святых, поизучать систему пробело́в на складках. Основные приёмы создания иконописной оптической системы: роскрышь, притенение, высветление, опись, лессировка. Часто учащиеся вместо постоянных упражнений желают узнать какие-то «секреты» или «особые технологии», которых не существует. Лучше хорошо выполнить простую задачу, например, многократно написать рукав, или другой фрагмент одеяний, чтобы он выглядел убедительно. Упражнения можно делать на залевкашенной натянутой бумаге или оргалите, неудавшиеся моменты надо научиться счищать скальпелем. Роскрышь, т. е. пятно цвета на одеждах, набирается плотнее, чем горки, но с некоторой долей прозрачности. Пробела́ имеют ступенчатый характер, достигая в некоторых древнерусских иконах до пяти ступеней. Они должны чётко отделяться друг от друга, иметь свою логику построения объёма. Начинаются пробела́ не чистыми белилами, в них может подмешиваться цвет роскрыши или другой пигмент. На сиреневом цвете часто делаются холодно-синие пробела́, такой цвет дают смесь белил и чёрного. Пробела́ в последних фазах достигают полной плотности, в средних – более прозрачно, сквозь них может просвечивать цвет одежд. С теневой стороны объём моделируется «притенениями» – тонкими, прозрачными, лессировочными слоями краски, цвета немного темнее роскрыши. Завершается построение формы описями и белильными тонкими мазками. Описи создают теневую «глубину», они имеют разную интенсивность, с теневой стороны – темнее. Необходимо научиться в поисках выразительности спокойно «мять» материал, менять пропорции, цвета, двигать какие-то детали, что-то счищать частично или полностью. Исправления рисунка видны на древних иконах, никакой «графьёй» старые мастера не пользовались. Процарапывание контура делается при золочении, чтобы при нахлёстывании золота не потерять силуэт. Техника построения объёма в иконе многослойная, слои подсушиваются, работа «по сырому» не ведётся.
При написании многоцветных праздников важно гармонично подобрать цвета, постепенно уточняя их, всегда лучше начинать бледно, чем потом счищать слои скальпелем. В искусстве иконописи многое зависит от внутренней культуры человека, его эстетических принципов и ремесленно-художественных навыков, умение выбирать из всего огромного материала самое выразительное. Все цвета на иконе поддерживают друг друга, сам по себе цвет вообще не существует, какой нибудь охристый цвет рядом с синим выглядит ярко-оранжевым, а грязно-зелёный рядом с красным становится весьма ярким. Можно делать колеровку на бумаге, приставляя кусочек колерованной бумаги к другим цветам. Важно не задерживаться на каком-то одном этапе, а попробовать проработать чётко наиболее понятный элемент иконы. Начать писать описи, пробела́, затем опять перейти к уточнению цвета, тогда станет виден дальнейший путь работы. Конечно, мастерство достигается большим трудом и практикой. Чётко определённой последовательности написания иконы я не придерживаюсь.
Содержание
Последовательность написания икон
Иногда начинаю с проработки лика, иногда – одеяний. Укладывать золото, в некоторых случаях, приходится также после определения основных цветовых пятен и силуэта, который в карандашном рисунке не всегда понятен. Карандашный рисунок я не обвожу тёмной краской, как делают многие иконописцы, наношу цвета не так плотно, чтобы рисунок просвечивал сквозь роскрышь, затем намечаю складки, пробела́, снова уплотняю общий тон, иногда меняя, уточняя предварительный рисунок. Часто применяю лессировку – это покрытие тонким слоем краски уже написанных частично или полностью фрагментов иконы. Этот приём обобщает дробно написанные детали. Применяю его и в письме ликов. Начинаю с наиболее понятных мест иконы, дальнейшее решение образа приходит постепенно. Важно научиться принимать волевые решения и продвигать работу, не зацикливаясь на каком-то этапе.
Нанесене ассиста
Последняя стадия создания иконы – нанесение золотых штрихов на ассист. Липкое вещество – чесночный сок, винилик – синтетический материал. Я пользуюсь виниловым незасыхающим лаком «goldsize”. Готовую икону лучше подсушить несколько дней. На места, где будет ассист, нанести мел хорошего качества, слегка втирая его кисточкой, для обезжиривания. Аккуратно нанести клеящее вещество штрихами и пятнами. Затем можно наносить золото, нарезая его небольшими кусочками и перенося и приминая его хлебным мякишем. Останутся золотые штрихи, в тех местах, где был нанесён винилик. Надпись я компоную на кальке, затем передавливаю ручкой без пасты на золотой фон. По золоту можно писать акриловой краской или темперой ПВА. Место, где будет надпись, покрываю акриловым лаком, краска по нему хорошо ложится. Золото покрывается прозрачным лаком, икона олифится.
Готовая икона покрывается натуральной олифой с сиккативом, поскольку синтетический лак и разбавители выбеливают желток. Эта операция также может превратиться в проблему и требует навыка. Сырая олифа без сиккатива долго сохнет и на неё может налипнуть пыль. Я пользуюсь покупной немецкой олифой, разбавляя сырой натуральной. Также можно протомить натуральную олифу с ацетатом кобальта, который является сиккативом, т. е. убыстряет процесс высыхания. Томят в духовке 3-4 часа. Покрываю икону кистями не за один раз. Руками особо не разглаживаю, потому что можно ободрать ассист и краску. Лучше всё это пробовать на каком-либо ненужном эскизе, который не жалко испортить.
Процесс написания иконы
Иконопись – явление своеобразное и довольно сложное. Различают разнообразные виды иконы: мерная икона, аналойная, семейная и т.д. Вне зависимости от вида иконы, иконописец должен соблюдать определённые правила, выдерживать принятую последовательность при работе. Традиционная техника написания иконы складывалась в течение двух тысячелетий. Сам процесс изготовления иконы трудоемкий и длительный, в нем соблюдается определенная строгая последовательность: начинается все с подготовки доски – основы, затем приготавливаются краски, выполняется золочение, после чего происходит сам процесс иконописи и покрытие иконы олифой.
Интересно, что все эти этапы написания иконы носили на Руси название «ремесла», так как каждый этап выполнял отдельный мастер. При всей сложности технологии написания икон, необходимо особо подчеркнуть, что иконопись не сводится только к ремеслу. Иконопись – «умозрение в красках», «богословие в красках». Икона – это предмет мистический, это таинственное явление духовной сущности в материальном мире. Икона — посредник, мостик между миром дольним и миром Горним… Писать иконы может далеко не каждый, пусть даже и высокопрофессиональный, художник. Иконопись требует веры и просвещенности мастера учением Православной Церкви. Каждый настоящий иконописец должен быть православным христианином, иметь священническое благословение на свою деятельность и жить духовной жизнью, особенно в период написания иконы, – поститься, молиться, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн в Таинстве Евхаристии.
Этапы создания иконы:
Доска.
Как правило, для изготовления основания иконы используются такие породы дерева, как липа, сосна, ель, на юге – кипарис. Для предохранения доски от коробления делаются специальные шпонки. Если доска не цельная, то она должна быть собрана из отдельных досок и очень хорошо проклеена натуральным клеем. После склеивания и высыхания в икону врезаются шпонки. На лицевой стороне иконы выдалбливается небольшое углубление – «ковчег». В первую очередь, «ковчег» имеет богословское обоснование, символизируя ковчег спасения и глубину духовного измерения. А также «ковчег» имеет практическую пользу, уберегая изображение от повреждений. Скос, ребро, образуемое между двумя уровнями доски – «ковчегом» и полями называется лузгой.
Грунтовка доски.
Когда доска готова, мастер приступает к грунтовке, левкашению, на доску наносится левкас. На поверхность доски, пропитанную клеем, наклеивается павалока – кусок льняной или хлопчатой ткани. Предварительно ткань замачивают в клее и лишь после этого приклеивают на доску. Доска должна после этого хорошо просохнуть. Следующим шагом становится нанесение левкаса, основой которого является известняковый мел. Мел предварительно просеивается до чистого состояния. Левкас готовится из клея, воды, мела, при помощи тепловой обработки, варения. Выстоянный левкас в течение суток пригоден для нанесения на саму доску. Количество слоев достигает пятнадцати. Мастер должен следить за тем, чтобы слои были тонкие и ровные. После третьего слоя левкас выравнивают пемзой или шкуркой.
Рисунок.
Следующим этапом является рисунок. Рисунок исполняется кистью или углем по просохшему левкасу. Таким способом пользовались древние мастера и пользуются до сих пор некоторые мастера, имеющие за плечами богатый опыт иконописания. В большинстве случаев иконописец пользуется прорисями. Прорись – это переводимый через кальку рисунок, который выполняется на бумаге, а затем переводится на доску при помощи точечного прокалывания контуров изображения, а затем методом припороха.
Золочение.
Далее мастер приступает к золочению. Рисунок процарапывается оп контуру, левкас, который окажется под золотом, тщательно полируется. Мастер со всей аккуратностью работает с хрупкими листками сусального золота. Золото может отличаться в цветовых оттенках, в зависимости от примесей другим металлов и пробы.
Эмульсия.
Приготовление эмульсии производится с применением желтка куриного яйца. Краски, затертые на желтке, не смываются водой. Используются также активные эмульгаторы масел, чтобы вода и масло не отделялись друг от друга. В качестве разбавителя подходит хлебный квас, сухое белое вино или разбавленный винный уксус.
Краски.
В иконописи мастер изготавливает краски зачастую сам из природных минеральных пигментов, но также может использовать и современные пигменты химического производства. Пигменты измельчаются, перетираются, и добавляется эмульсия. Когда краски готовы, мастер переходит непосредственно к живописи.
Живопись.
Для иконописи характерна многослойная, лессировочная техника последовательной живописи. Каждый из уровней, этапов прописывания имеет свое богословское значение. Роскрышь, высветление и, наконец, охрение. В последнюю очередь тщательно прописывается лик святого, завершается процесс подрумянкой и нанесением таких мазков как оживки и движки. Они – небольшие прикосновения кисти в самых светлых местах. Оживки называются так потому что оживляют лик, символизируют отблески Божественного света. Затем следуют такие завершающие приему как приплеск и проплавка, что объединяет оживки и охрение. Затем наносятся тончайшие лессировочные слои, сквозь них просвечивает уже написанный лик. Окончательная опись, обведение контуров рисунка кистью, подводит иконописный процесс к завершению. Икона считается полностью завершенной, когда мастер уже выписывает буквы имени святого.
Олифа.
После всех проведенных работ разогретая икона покрывается олифой. Олифа предназначена для защиты иконы от влаги, пыли, а также для укрепления красочных слоев и улучшения цвета.