Содержание
Соловки
Соловецкий архипелаг в холодном Белом море всегда казался людям запредельной, мистической землей. Древние жители Поморья строили на Соловках лабиринты (их назначение до сих пор не разгадано), сооружали курганы, проводили языческие обряды. Первые православные иноки добрались до отдаленных островов в 15 веке — тогда и был основан Соловецкий монастырь, вскоре ставший одним из главных духовных и культурных центров русского Севера. Кроме монашеского служения, было и гражданское: с конца 16 века при монастыре содержались войска, отражавшие нападения северных соседей. Известны Соловки и как место ссылок. В советские годы монастырь стал частью печальной лагерной истории, затем пережил второе рождение — и в древние стены вернулся прежний дух. Чтобы проникнуться их подлинной атмосферой, на Соловках нужно провести хотя бы неделю. Не забудьте взять репеллент и теплую, непромокаемую одежду — природа там суровая.
Как добраться: на самолете из Архангельска (зимой), на теплоходе из Кеми и Беломорска (с июня по август). Ближайшие аэропорты: Петрозаводск, Архангельск.
Сайт Соловецкого монастыря и туристско-информационного центра
Кижи
Преображенская церковь в Кижах — полностью деревянная, увенчанная 22 главами — похожа на волшебный дворец из сказки. Впечатление усиливается, если не полениться и встать ранним утром, когда по Онежскому озеру расплывается туман. По легенде, когда возводили церковь, один из мастеров, закончив работу, выбросил топор в реку и сказал: «Не было такой никогда и не будет более!» Рядом вторая церковь — Покровская, ныне действующая после большого перерыва, а между ними — шатровая колокольня, самое молодое здание ансамбля. Вопреки всеобщему убеждению, при строительстве Кижей гвозди все-таки использовались: вначале деревянными, а позднее коваными гвоздями закрепляли лемехи — деревянные пластины на куполах.
Как добраться: из Петрозаводска с мая по сентябрь можно доплыть на «метеоре» или «комете». Зимой на Кижи ходят катера на воздушных подушках и летают вертолеты. Отдельное удовольствие — отправиться на теплоходе в круиз из Санкт-Петербурга с заходом на Валаам и Кижи. Ближайшие аэропорты: Петрозаводск, Санкт-Петербург.
Сайт музея-заповедника Кижи
Читайте также: 9 мест в России, где хорошо вдвоем
Оптина пустынь
Оптина пустынь идиллически живописна: опушка соснового леса, резвая речка Жиздра, а на том берегу — поля с полотен Левитана. По преданиям, основал ее Опта, раскаявшийся предводитель шайки разбойников. В монашестве он принял имя Макарий, поэтому пустынь первое время называли Макарьевой. Монастырь знаменит традицией старчества, начало которой в 1829 положил старец Леонид. Оптинские старцы обладали огромным влиянием на умы людей самых разных сословий. Трижды здесь бывал Гоголь. После посещения Оптиной пустыни родились «Братья Карамазовы» Достоевского. Особые отношения с обителью (как, впрочем, и с церковью вообще) были у Льва Толстого. В советские годы традиция прервалась, но в 1988 году обитель снова открылась для прихожан и паломников, которые выстраиваются в длинные очереди, чтобы приложиться к мощам знаменитого оптинского старца Амвросия.
Фото: Maxim Osipov, CC BY-NC-ND 2.0
Как добраться: на автобусе, машине или поезде до Козельска, откуда до монастыря — несколько километров (ходит маршрутка). Ближайшие аэропорты: Курск, Москва.
Сайт и ЖЖ Оптиной пустыни
Дивеево
На юге Нижегородской области лежит четвертый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) земной удел Богородицы. Около 1760 года монахине Александре из Флоровского монастыря в Киеве было два видения. В первом Божья Матерь отправила ее в дальний путь, а когда Александра добралась до села Дивеево, то услышала второе указание: основать там обитель. В 1789 женский монастырь взял под свое покровительство иеродиакон Серафим, который со временем станет одним из самых почитаемых русских святых. Чудотворные мощи Серафима Саровского по сей день хранятся в Дивеевском монастыре. Не упустите случая набрать воды из целебных источников и пройтись вдоль канавки, созданной при преподобном Серафиме. По преданиям, он приказал сестрам вырыть канавку там, где ступала Богородица, и рассказывал, что тут у него «и Афон, и Киев, и Иерусалим».
Как добраться: на автомобиле — через Муром или Рязань и Шацк; на поезде — до города Арзамас, дальше на автобусе или такси. Ближайшие аэропорты: Нижний Новгород, Москва.
Сайт Серафимо-Дивеевского монастыря
Псково-Печерский монастырь
Псково-Печерский монастырь ни разу не закрывался за все 5 веков своей истории — даже во времена советских антицерковных гонений. Эти подземелья (а «печера» на древнерусском означает «пещера») еще в 14 веке обнаружил крестьянин Иван Дементьев. Над входом он увидел надпись «Богом зданная пещера». Кто и когда эту сделал надпись неизвестно, но говорят, в этих пещерах некогда спасались иноки Киево-Печерской обители. А подлинная история Псково-Печерского монастыря началась позже — с отца Иоанна, который вместе с женой Марией (в постриге они приняли имена Иона и Васса) выкопал пещеру в песчаном холме и устроил там Успенскую церковь. Позже обнаружилось чудесное свойство этих пещер (тела умерших в них не тлеют), и подземелья стали использовать как усыпальницы. Сегодня в Успенском соборе, давно расширенном и переделанном, хранятся главные реликвии монастыря — чудотворные иконы Божьей Матери «Успение» и «Умиление» и икона Святителя Николая.
Как добраться: на поезде или самолете до Пскова, затем на автобусе или такси до Печор. Ближайшие аэропорты: Псков, Санкт-Петербург.
Сайт Псково-Печерского монастыря и города Печоры
Смотрите также: Чем богаты. 12 причин не завидовать соседям
Троице-Сергиева лавра
В Троице-Сергиевой лавре нужно побывать хотя бы раз в жизни. Это один из крупнейших русских монастырей, сокровищница древнерусского искусства и памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1337 году братья Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и Стефан поселились на холме Маковец у реки Кончуры и основали Троицкую пустынь. Потянулись иноки, и постепенно монастырь стал духовным центром сначала московских земель, а потом и всего российского государства: здесь решали политические вопросы, благословляли князей на походы, венчали на царство. Современная лавра — уже не та уединенная обитель, но и среди толпы прихожан ощущаешь, что место это особенное, намоленное. Яснее всего атмосфера чувствуется в белокаменном Троицком соборе: в самом древнем храме лавры можно приложиться к раке с мощами Сергия Радонежского и полюбоваться пятиярусным иконостасом работы Андрея Рублёва.
Фото: Kwong Yee Cheng, CC BY-NC-SA 2.0
Как добраться: на машине, автобусе или электричке до Сергиева Посада. Лавра находится в самом центре города. Ближайшие крупные аэропорты находятся в Москве.
Сайт Троице-Сергиевой лавры и духовно-просветительского центра
Нилова пустынь
Прекрасный Селигерский край на полпути между Москвой и Санкт-Петербургом — это не только исключительной красоты озера и идеальное место для отдыха на природе. На острове Столобный в 10 км от Осташкова расположилась Нило-Столобенская пустынь. В 1528 году в этих краях поселился преподобный Нил. Первую зиму он провел в пещере, затем построил келью и часовню.
После преставления преподобного на крохотный островок стали стекаться отшельники и паломники, в 1594 году открылся монастырь, а со временем пустынь превратилась в один из самых почитаемых монастырей России. В 20 веке пустынь разорили, но после распада СССР она возобновила служение. Приложиться к мощам преподобного Нила можно в Богоявленском соборе, с колокольни которого открывается умопомрачительный вид на окрестности.
Как добраться: на автомобиле, поезде или маршрутке до Осташкова, затем 22 км до монастыря (несколько раз в день ходит автобус). Ближайшие крупные аэропорты находятся в Москве.
Сайт Нило-Столобенской пустыни
Уйти в монастырь. 12 отелей, чтобы скрыться от суеты мирской
15 живописных мест России — фото
Очередной объект спецпроекта «Легенды Воронежа» – Свято-Никольский храм на улице Таранченко. Самый древний приходской храм Воронежа считается и самым «намоленным». Среди воронежцев ходят легенды, что во время эпидемии ХIХ века он защитил жителей от холеры, а в годы Великой Отечественной войны – от снарядов.
Место, где сейчас стоит Никольский храм, – одно из первых заселенных и застроенных в Воронеже. Оно было известно как Напрасная слобода и возникло почти одновременно с крепостью Воронеж. Происхождение названия историки не могут объяснить до сих пор. По основной версии, в слободе хоронили погибших «напрасной» смертью людей – казненных или тяжелобольных. Напрасная слобода и храм, возведенный на ее территории в 1614-1615 годах, упоминаются в первом из сохранившихся описаний Воронежа.
«Да за острогом же в Напрасной слободе церковь поставлена нова во имя царевича Дмитрия Углетцкого, другой престол преподобного отца Михаила Малеина, древяна клецки, а строенье та церковь попа Матвея Афанасьева, а строил государевым деньгам, под ту церковь по государеве грамоте церковные земли во все стороны по 50 сажень». Григорий Кириевский «Дозорная книга», 1615 год
Никольский храм – единственный за всю историю Воронежа, который построен за государственный счет. Для недавно воцарившихся Романовых это был вопрос политический. В Смутное время воронежцы, как и жители других пограничных земель, приняли сторону Лжедмитрия I и Лжедмитрия II. Новая власть причислила царевича Дмитрия к лику святых и в приграничной крепости Воронеж построила церковь в его честь, чтобы дать понять: царевич мертв, и вопрос закрыт. Владимир Размустов
историк
Деревянный храм Дмитрия Углицкого сгорел при большом пожаре 1703 года. Вскоре на месте сгоревшего прихожане начали возводить каменный храм, который назвали в честь Николая Чудотворца. Верующие помнили, что у Димитровского храма главной почитаемой иконой был образ Чудотворца Николы. К тому же пожар уничтожил в воронежской крепости церковь в честь этого святого. Два утерянных храма решили объединить под общим названием.
Мастера из Ярославской губернии строили новое каменное здание с 1712 по 1720 годы. Начали одни, закончили другие: в 1718 году договор заключили с мастером Кириллом Астафьевым и его сыном. Для Воронежа это уникальный случай – имена большинства строителей церквей неизвестны.
По мнению краеведов, Никольскую церковь вполне мог видеть Петр I. Строительство храма закончилось в 1720 году, а император последний раз был в Воронеже в 1724 году.
Храм – третье по возрасту среди сохранившихся каменных зданий Воронежа – после колокольни Акатова монастыря (1647) и Успенского храма (1702-1703). Среди приходских, не относящихся к монастырям храмов Никольский – самый старый.
Уникальна архитектура здания. Особенность в том, что колокольня стоит отдельно от церкви.
Территория Никольского храма обнесена каменным забором – это тоже редкость. Ограду возвели в 1768 году, чтобы защитить территорию от местных жителей, которые добывали тут песок и иногда раскапывали старые могилы на бывшем церковном кладбище. Высокая ограда защищала покой усопших от вандалов.
Никольская церковь прославилась чудесами. Самая известная история связана с купчихой Дьяковой. В 1831 году в Воронеже свирепствовала холера, и Дьякова получила «знак», как спасти людей. По просьбе женщины в храме отслужили молебен перед Толгской иконой Божьей Матери и иконой преподобного Кассиана. Затем Толгский образ пронесли по улице. По легенде, в домах, вокруг которых прошли с иконой, никто не заразился холерой и не умер.
В предвоенные годы Никольский храм был последней работающей церковью города. Власти закрыли его в 1940 году, но уже в феврале 1942 года, понимая важность религии в такие трудные времена, разрешили проводить в храме службы. Возобновили работу церкви и фашистские захватчики. Под предлогом борьбы с коммунизмом они разрешали открывать храмы и молиться. В оккупированном Воронеже Никольская церковь начала работу в июле 1942 года, а уже в августе всем жителям приказали покинуть город.
Советская власть вернула храм верующим в 1943 году. В январе 1944 года именно его настоятелю протоиерею Алексею Образцову разрешили провести крестный ход в честь Крещения.
Разрушительные для Воронежа годы войны Никольская церковь пережила с минимальными потерями. Старожилы утверждают, что даже в дни страшных бомбежек в нее не попал ни один снаряд. На территории храма и в его подвалах пряталось множество людей.
На первых послевоенных фотографиях видно, что здание почти полностью сохранилось. И это несмотря на то, что по высоким колокольням храмов прицельный огонь велся в первую очередь. Многие церкви были разрушены именно в 1942 году. В Никольском храме пострадали лишь два верхних яруса колокольни, которые впоследствии восстановили в прежнем виде под руководством архитектора Бориса Зотова.
В послевоенные годы Никольская церковь была одним из двух храмов правобережья, наряду с Покровским, в которых разрешалось вести службы. Поэтому сюда приходили верующие почти со всего Воронежа.
– Получается, что почти за 296 лет своего существования Никольский храм не работал лишь около трех лет. Это рекорд для Воронежа, ведь остальные церкви были закрыты в советские годы. Неудивительно, что среди верующих воронежцев он считается самым «намоленным», – рассказал Владимир Размустов.
Сегодня в Свято-Никольской церкви работают одна из самых крупных в Воронеже воскресных школ, благотворительный склад вещей, столовая для бесплатных завтраков. Рядом с храмом в 2014 году открыли новый корпус духовной семинарии. На богослужения сюда приходит много людей. Воронежцы по-прежнему любят свою «намоленную» церковь.
Как это часто бывает, приходя из неверия или оккультного мистицизма в Церковь, мы в сердечной простоте неофитства принимаем на веру все, что впервые увидим, услышим или прочтем.
Проходит время, и некоторые вещи начинают вызывать у нас сомнения. И как часто, не желая расстаться со столь привычной и уютной картиной мира, мы начинаем для всех сомнительных моментов подбирать некие «благочестивые» объяснения или оправдания. Хотя, вызывающий сомнения предмет, возможно требует критического рассмотрения и сопоставления с подлинным церковным учением. Вот один из таких предметов.
Из самого словосочетания вполне ясно выводится мысль, что намоленная икона, это такая икона, которую намолили. Другое прочтение здесь трудно было бы применить. Но что это может означать? Для оккультиста, человека, практикующего магию и т.д. в данном случае все очень просто — люди молятся на икону, вырабатывая некую духовную энергию, которая со временем накапливается в самом веществе иконы и впоследствии может быть обращена уже на самого молящегося (так, например, ими объясняются случаи чудотворений от икон). В оккультизме такую роль играет например, так называемый терафим – особый фетиш, способный аккумулировать магическую энергию. Разумеется, это не имеет никакого отношения к учению Церкви об иконе. Икона свята не потому, что перед ней молятся. Ее не нужно «заряжать» молитвой. Как раз наоборот. Она свята уже одним своим отношением к Первообразу и именно потому перед ней молятся Тому, Кто на ней изображен. В деяниях Седьмого Вселенского Собора об этом говорится так: «Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы, потому что они по самому имени своему полны святости и благодати… обозначая известным именем, мы относим честь ее к первообразу; целуя ее и с почтением поклоняясь ей, мы получаем освящение» (Деяния Вселенских Соборов, с.541).
Потому, все попытки дать христианское объяснение термину «намоленность», выглядят довольно неуклюже.
Вот, например, на одном из иконописных сайтов пришлось увидеть такое объяснение: «Намоленная икона — это священное изображение. Как всякое изображение, выполненное при помощи линии и цвета, икона должна иметь определенную степень мастерства. Ведь в иконе важно все: и внутреннее содержание, и совершенная внешняя форма. И если это достигнуто, то такая икона привлекает молящихся, возле такой иконы задерживаются прихожане храма, перед такой иконой особенно легко возносить молитвы. И молитва получает определенный отклик: икона становится источником благодати — особого действия Божиего в мире. И люди, чувствительные к подобному воздействию, такую икону называют намоленной».
По сути, сказано, что икона должна быть качественной («иметь определенную степень мастерства»). Что перед такой иконой легко молиться. Что именно, благодаря такой иконе, молитва получает отклик, а сама икона становится источником благодати, и некий контингент людей, имеющий особую чувствительность, чувствует оную благодать и потому такую икону называют «намоленной».
Насколько может быть удовлетворительным данный ответ? Сразу хочется заметить, что источником благодати может быть только Бог, икона-образ в известном смысле может транслировать эту благодать (точно так же, как окно может передавать в комнату солнечный свет, но подлинным источником света будет конечно не окно, а Солнце). А в данном объяснении Бога как бы и нет. Есть качественная продукция, вызывающая отклик у потребителя, в результате чего возникает благодать, есть некая избранная группа, которая способна это чувствовать. А, дарующего благодать Бога, нет.
Петровская икона Богородицы, XIV век
Да, разумеется, иконы не одинаковы. Есть такие, которые особо способствуют молитве.
Хотя и здесь не все так просто. Ведь чувства всегда субъективны. При чем, субъективны среди разных групп и в разное время. И сейчас у кого-то вызывает отклик Владимирская икона Богородицы, а у кого-то академические иконы XIX века и т.д.
Тем паче, странно воспринимать аргумент «возле такой иконы задерживаются прихожане храма». Это свидетельствует о популярности иконы, не более того, но популярность вовсе необязательно связана с благодатностью.
Опять же, как быть с чудотворными иконами? В принципе любая икона чудотворна, но есть иконы, отмеченные конкретными фактами чудотворений и эти образа Церковью чтутся особо. Что интересно, далеко не все они отличаются «определенной степенью мастерства», но Господь именно через них решил явить особую благодать в виде чуда.
Но так или иначе, при чем здесь именно «намоленность»?
Очевидно, что «намолить» икону нельзя. Но как быть, если это слово считается традицией? Напомню, что само слово «традиция» с латыни переводится, как предание. А православные знают, что есть Предание Церкви (с прописной буквы), а есть местные предания (со строчной буквы), которые далеко не всегда благочестивы. Из Евангелия же, нам известно отношение Христа к подобным «преданиям старцев».
Что же до икон хорошего высокохудожественного письма, ясно являющих нам образ Христа, Богородицы и святых и тем способствующих молитве, то для них, в конце концов, есть хорошее русское слово — молитвенность.
Словарь «Правмира» — Икона