В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и села, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.
Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая.
В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те, и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая. Монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя. Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп — 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи святителя. Это происходило 20 апреля 1087 года.
Ввиду отсутствия ковчега пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно…
8 мая корабли прибыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая, освящена папой Урбаном II.
Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 (22 н.ст.) мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар. В других странах христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь. Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей святителя была для нее событием печальным.
Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар 9 мая было установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства. Слава о чудотворениях, явленных святителем на земле и на море, была широко известна русскому народу. Их неистощимая сила и обилие свидетельствуют об особой благодатной помощи великого святого страждущему человечеству. Образ святителя, всесильного Чудотворца-благотворителя, стал особенно дорог сердцу русского человека. Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в неоскудеваемую помощь угодника Божия.
Сказания о чудесах святителя, совершенных на русской земле, стали записываться еще в глубокой древности. Вскоре после перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар град появилась русская редакция жития и повести о перенесении его святых мощей, написанная современником этого события. Еще ранее было написано слово похвальное Чудотворцу. Еженедельно, каждый четверг, Русская Православная Церковь особо чтит его память.
В честь святителя Николая воздвигались многочисленные храмы и монастыри, русские люди называли его именем своих детей при крещении. В России сохранились многочисленные чудотворные иконы великого святителя. Наиболее известные среди них образы — Можайский, Зарайский, Волоколамский, Угрешский, Ратный. И, наверное, нет ни одного дома и ни одного храма в Русской Церкви, в котором не было бы образа святителя Николая Чудотворца.
Содержание
Подворье
Патриаршее Подворье святителя Николая в Бари состоит из красивейшего храма, уютных построек для приема паломников, восхитительного большого сада. Этот комплекс — духовное пристанище для странников из России, которые посещают город в надежде увидеть мощи Святителя.
Церковь и подворье строилось на деньги, сбор которых шел по всей Российской империи. Так как долгое время не удавалось восстановить храм св. Николая Чудотворца в Мире Ликийской, в 1911 году был основан комитет Бар-града, которому покровительствовал сам император. Задачей организации являлось возведение в Бари постоялого двора для путешественников, которые стекались к мощам великого чудотворца, а также сооружение церкви, достойно отражавшей православное искусство.
Празднование памяти Чудотворца установлено 19 декабря и 22 мая, вот тогда то и устраивался Барградский сбор. Комитету были также переданы пожертвования на церковь от княгини Елизаветы Федоровны в сумме 3 тысячи рублей, от императора Николая II было получено 10 тысяч и внушительная сумма 246 тысяч рублей, которые ранее были собраны на храм в Мире Ликийской.
Весной 1912 года уже был готов проект, составленный знаменитым знатоком древней храмовой архитектуры А. В. Щусевым, в личном архиве зодчего сохранилось множество рабочих чертежей, эскизов, различных вариантов создания внутренней отделки, разработанных до мельчайших деталей. Однако из-за начавшейся революции работы были остановлены, а памятник зодчества до сих пор находится без задуманного богатого интерьера.
Базилика Святого Николая
Один из символов города, церковь была воздвигнута в 1087-1197 годах для того, чтобы хранить в ней мощи Святого Николая. Как рассказывает предание, когда город Мира в Ликии перешел к мусульманам, Бари и Венеция, соперничавшие между собой, стали бороться и за право обладать ценной христианской реликвией. От Бари была организована экспедиция из 62 моряков, которые быстрее венецианцев сумели завладеть мощами Святого Николая и доставили их в Бари 9 мая 1087 года. Временно останки святого были помещены в бенедиктинский монастырь на хранение аббату Илье, которому было поручено немедленно начать строительство храма для размещения в нем святыни. Работы начались в июле того же года, а в октябре 1089 специально прибывший по этому случаю папа Урбан II перенес мощи святого Николая в крипту базилики.
Построена базилика в стиле апульской романики и находится в самом центре старого города, на широкой площади, неподалеку от морского побережья. Выступающий фасад, простой и одновременно торжественный, разделен на три части пилястрами, увенчан арками, центральный портал богато украшен резьбой. По обеим сторонам фасада возвышаются две укороченные башни-колокольни.
Внутри базилика в форме латинского креста разделена на три нефа, центральный из который пересекают три поперечные арки, добавленные в XV веке после землетрясения. Потолок украшен резьбой и позолотой, а также фресками XVII века. Над главным алтарем возвышается киворий XII века.
Две лестницы в глубине нефов ведут в крипту, где под центральным алтарем покоятся останки Святого Николая.
Справа от главного портала — боковой вход в базилику, слева — вход в музей Святого Николая.
Богослужения
Богослужения проходят в городе Бари, Базилика Святителя Николая (Basilica di San Nicola), Largo Abate Elia, 13 70122 Bari.
Церковь открыта ежедневно с 7:30 – 13:00 и с 16:00 – 19:30. Вход бесплатный.
Каждый четверг в 10:30 церковь начинает Богослужение с Евхаристией (кроме Великого Поста)
Как добраться: в город Бари ходит паром до порта, храм располагается рядом с морским побережьем. От порта до церкви можно дойти пешком за 10 минут, железнодорожный вокзал находится в 15 минутах ходьбы.
Паломничество к мощам святителя Николая Чудотворца в Бари
22 мая, в день праздника перенесения мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских, митрополит Ювеналий и губернатор Московской области А. Ю. Воробьев с сопровождающими их лицами совершили паломничество к мощам святителя Николая, которые пребывают в главной базилике итальянского города Бари.
Ранее прибывший в Италию Хор духовенства Московской епархии под управлением священника Сергия Голева выступил с концертом в кафедральном храме города Полиньяно-а-Маре. Небольшой городок в получасе езды от Бари расположен на скалах, с которых открывается изумительный вид на море. Величественная базилика XI века была заполнена жителями города и гостями фестиваля «Летний сад искусств», участником которого уже второй раз становится Хор духовенства Московской епархии. Концерт, который продолжался более полутора часов, открылся исполнением пасхальных песнопений: «Христос воскресе» Кастальского и «Радуйтеся, людие» Сарти. Вслед за несколькими церковными песнопениями [ор исполнил арию Князя Игоря из одноименной оперы Бородина (солист — иеродиакон Ювеналий (Лапшин)). Бурные аплодисменты вызвала обработка русской народной песни «Березка» (солист — священник Димитрий Шмаров). С замиранием сердца зал слушал песню военных лет «Эх, дороги» в исполнении протодиакона Сергия Гайдаша. Лирическая песня «Голубка» спетая диаконом Василием Костёркиным на итальянском языке вызвала продолжительные овации, а протодиакону Сергию Трутневу, который исполнил Легенду о 12-ти разбойниках, слушатели аплодировали стоя. Русская народная песня «Калинка», которую хор исполнил впервые, оказалась знакомой и в этом уголке Европы: гости концерта с воодушевлением подпевали и традиционно хлопали на припеве. Музыкальная часть вечера завершилась исполнением величественного «С нами Бог» Зиновьева. Под нескончаемые аплодисменты и крики «браво» была сделана общая фотография с организаторами фестиваля. В завершение праздничного вечера участники хора смогли приложиться к самой почитаемой святыне города — мощам святого мученика Вита (IV век). Реликварий, который доступен для посещения лишь трижды в году, был открыт специально для Хора духовенства Московской епархии.
Вечером 21 мая, по прибытии в Бари, митрополит Ювеналий и высокие гости посетили собор святителя Николая, где, спустившись в крипту, совершили молебен и поклонились мощам святого.
100 лет назад, 16 февраля 1919 г., коллегия Народного комиссариата юстиции приняла первое постановление об организованном вскрытии, инспекции и конфискации святых мощей. С этой даты принято начинать отсчёт одной из самых неоднозначных (и уж точно — самой шумной) антицерковных кампаний советской власти в годы Гражданской войны.
Конкуренцию по уровню паблисити ей может составить разве что кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 г. Масштаб вполне соизмерим. Другое дело, что в тот раз конфискация золотых и серебряных предметов у церкви объяснялась более чем резонно. В стране был голод, особенно жестоко страдало Поволжье, и изъятие ценностей действительно было необходимо для того, чтобы хоть как-то поправить ситуацию.
Этот шаг советской власти тогда не вызвал у церковной верхушки особенных протестов. РПЦ неоднократно обращалась к своей пастве с призывами: «Бедствие голода разрослось до крайней степени. Протяните же руки свои на помощь голодающим братьям и сестрам, не жалейте для них ничего, деля с ними и кусок хлеба, и одежду по заветам Христа!» Кому-то не нужны были и призывы. Скажем, священнослужители Симбирской губернии, сами будучи «голодающим Поволжьем», добровольно и без напоминаний отдали все (!) сосуды, оклады и ризы, в том числе те, что использовались для богослужений.
С мощами если не всё, то очень многое обстояло ровно наоборот. Кампания была чисто идеологической. Новая власть рассматривала её как естественный шаг: продолжение того дела, что было начато Декретом об отделении церкви от государства и школы от церкви. Только теперь задача была несколько иной. Во-первых, следовало «разоблачить контрреволюционную сущность православной церкви». Во-вторых, подорвать народное доверие к ней как к институту, то есть представить священнослужителей как шарлатанов, лжецов и ловкачей. Правда на правду. Имела ли силу «Анафема Советской власти»? Подробнее
Мишенью были выбраны мощи святых. Ход казался одновременно разумным и сокрушительным. Более того — точно рассчитанным с точки зрения понимания психологии рядового прихожанина-обывателя.
Согласно церковному учению, мощи — это нетленные тела почивших святых, им должно воздавать такое же почтение, как и иконам. Отдельно не раз объяснялось, что сама по себе нетленность не должна и не может быть обязательным условием: точно такого же почтения заслуживают и истлевшие останки, например, кости.
Фокус, однако, в том, что народ понимал и принимал только первую часть этой формулы. Мощи — значит, нетленные. Всё остальное — так, не пойми что. Разъяснения священников слушали неохотно, да и маловато их было, этих разъяснений.
По идее одновременное вскрытие мощей на местах должно было продемонстрировать как минимум то, к чему народ не был готов. Большинство мощей, согласно народному «знанию», оказывались «ненастоящими». Уже это чисто теоретически могло посеять сомнения в сердцах: всё село знает, что мощи — это когда тело сохранилось невредимым, а тут кости какие-то! Нет, брат, шалишь, нас не проведёшь!
Ситуация усугублялась ещё и тем, что большевики точно знали: таким минимумом дело не ограничится. Несколько стихийных вскрытий мощей, проведённых в 1918 году, показали, что к делу сохранности своих святынь РПЦ относилась спустя рукава. На местах их могли в силу элементарной халатности, например, потерять. Или довести до непрезентабельного состояния. В случае утраты могли и подменить, надеясь на то, что как-нибудь пронесёт.
Материалы музея о вскрытии гробниц с мощами святых. Музей истории религии и атеизма. Фото: РИА Новости/ В. Бабайлов
Это признавалось и верхушкой РПЦ. С января 1919 г. в Синод стали поступать панические сообщения: «При осмотрах мощей представителями гражданской власти иногда бывали обнаружаемы не имеющие никакого отношения к мощам и доселе неизвестные предметы». Патриарх Тихон реагирует как полагается. Во-первых, решает возродить «давно забытое право осматривать мощи». Во-вторых, издаёт указ, согласно которому надлежало немедленно навести в деле сохранения святынь порядок: «Устранить всякие поводы к соблазну в отношении святых мощей во всех тех случаях, когда и где это признано будет». В беседе с митрополитом Арсением патриарх сказал: «Впредь за подобные явления будет отвечать каждый в отдельности преосвященный!»
Однако никакого «впредь» уже быть не могло. Да, решение патриарха было правильным. Но оно запоздало лет на тридцать: именно тогда надо было наводить порядок и спрашивать с преосвященных по всей строгости. Сейчас было совсем поздно. Указ патриарха вышел 17 февраля 1919 г. Большевики опередили его на один день.
И кое-где открылись некрасивые вещи. Нет, с мощами всенародно признанных святых масштаба Сергия Радонежского или Александра Невского всё было в порядке. Ни недостачи, ни каких-либо «лишних предметов» там не обнаружили. А вот в ряде других случаев доходило до анекдотических ситуаций.
Вскрытие мощей Александра Невского и изъятие драгоценной раки. Фото: Public Domain
Вот, скажем, протокол вскрытия мощей Артемия Веркольского в Архангельской губернии: «По вскрытии сундука обнаружено: обыкновенный уголь, перегорелые гвозди и мелкий кирпич. Признаков костей нет».
Вот что нашли при обследовании мощей св. Иулиании Новоторжской: «Останки с костями рук и суставами пальцев». Всё бы ничего, только, согласно житию святой, руки у неё были отрублены и она «приплыла вверх по течению без рук». А в раке Макария Калязинского кроме ожидаемых останков более-менее сносной сохранности нашли вот что: «Медных денег 115 монет, 7 серебряных монет, пуговица, фабричный гвоздь, две гайки с полудюймовой резьбой, полтора фунта лаврового листа в упаковке». Исцеляют ли мощи? Подробнее
Мощи Николая Чудотворца
Мощи Николая Чудотворца хранятся в Венеции на острове Лидо c 1099 года. «Венецианская часть» мощей святителя это та часть, которую не успели в спешке забрать барийцы во время взятия основной части мощей из Мир Ликийских в 1087 году. Совершение православных богослужений на мощах святителя Николая на острове Лидо уже стало доброй традицией для православных верующих. Впрочем, православные верующие Венеции и паломники приходят в базилику святителя Николая в течение всего года для совершения частной молитвы.
Небольшая часть мощей св. Николая находится также в храме прихода Св. Жен Мироносиц.
Начиная с мая 2005 года настоятель и верующие прихода святых Жен-Мироносиц в Венеции два раза в год, 22 мая и 19 декабря, в дни памяти святителя совершают Божественную Литургию на «венецианской части» его мощей. Базилику, в частном порядке, можно посетить и в другие дни года. Расписание открытия базилики смотрите ниже на этой странице.
Внимание! В августе храм Chiesa San Nicolò будет закрыт, поэтому приглашаем Вас поклониться мощам Св. Николая в храме прихода Св. Жен Мироносиц.
Мощи Святителя Николая находятся в католическом храме Chiesa San Nicolò на острове Лидо. Как попасть в базилику Chiesa San Nicolò:
Время открытия базилики San Nicolò:
8:00 — 12:00 | 16:00 — 18:00 |
По вторникам храм закрыт.
Николай Чудотворец Чтоб печаль превратилась в радость
Николай Чудотворец
Святителя Николая Чудотворца называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа — «рождественского деда» — и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. — святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово.
Житие Николая Чудотворца
Николай Угодник родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным.
Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.
После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.
Нового архиепископа очень полюбили люди: он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым — ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством — разрушал идолов и капища, и защитник христианства — обличал еретиков.
Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода — своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.
Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах — точная дата неизвестна.
Мощи святителя Николая
Первое время мощи святого покоились в кафедральной церкви города Миры Ликийские, где он служил архиепископом. Они мироточили, и миро исцеляло верующих от разных недугов.
В 1087 году часть мощей святого перенесли в итальянский город Бари, в церковь святого Стефана. Спустя год после спасения мощей там возвели базилику во имя святителя Николая. Сейчас у мощей святого могут помолиться все желающие — ковчег с ними по сей день хранится в этой базилике. Спустя несколько лет оставшаяся часть мощей была перевезена в Венецию.
В честь перенесения мощей Николая Угодника установлен особый праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 22 мая по новому стилю.
История перенесения мощей ликийских святых
В 1095 г. папа Урбан II объявил I Крестовый поход против сарацин, в котором приняли участие западные правители, назвавшие себя крестоносцами. Венеция не осталась в стороне от Крестового похода, однако приняла в нем участие в своем, особенном стиле. Перед отправлением в поход Пьетро Бадоаро, патриарх Градо, и епископ Кастелло Энрико, сын упомянутого дожа Доменико Контарини, напутствовали войска и флот в храме Сан-Николо. При этом патриарх обратился с молитвой к святителю Николаю, чтобы он помог христианскому оружию в битвах против неверных и благоволил привезти в Венецию его мощи.
Под командованием Джованни Микеля, сына дожа Витале, венецианцы направились к Иерусалиму через Далмацию и Родос, где произошла стычка с их врагами, пизанцами, окончившаяся победой островитян. Когда они поравнялись с Ликийскими берегами, епископ Контарини, пожелал взять мощи святителя Николая, чтобы, как говорит хронист, «умножить покровителей своей Родины». Вообще, их главной целью, судя отчасти и по словам патриарха Бадоаро, произнесенным перед отправлением крестоносцев, и было похищение мощей святителя Николая, поскольку в Палестину они явно не торопились.
С кораблей послали соглядатаев, которые доложили, что город Миры находится на расстоянии 6 миль от берега моря и что после турецкого опустошения жителей в нем почти не осталось. В самой же базилике из-за оскудения числа верующих службы совершались всего лишь раз в месяц. Венецианцы выставили засаду и дождались удобного момента.
Когда крестоносцы вошли в храм, то нашли его пустым. Четыре стража, находившиеся там, показали разбитую раку и рассказали о похищении мощей барийцами (1087 г.) – «вот гробница, откуда барийцы взяли часть мощей, а другую часть оставили». Местонахождения оставшейся части стражи, однако, указать не могли, так же как ничего не знали они и о судьбе другой части, которую, по их словам, еще раньше император Василий подготовил для перенесения в Константинополь.
Венецианцы не поверили грекам и разобрали остатки гробницы, где нашли только воду и «масло» (миро?), а затем обыскали всю церковь, по словам летописца, «перевернув все вверх дном». Одновременно с поисками они принялись мучить стражей, пока один из них, не выдержав пытки, попросил позволить ему поговорить с епископом. Последний призвал стража рассказать о том, где спрятаны мощи, но тот лишь начал умолять избавить его от напрасных мучений. Контарини устранился от помощи несчастному, а солдаты стали снова пытать его. Тогда тот вновь возопил к епископу, который, наконец, положил конец мучениям, а страж в благодарность показал ему мощи двух других святых епископов Мир Ликийских – священномученика Феодора и св. Николая «Дяди».
Венецианцы погрузили мощи в корабль и хотели было отплыть, когда некоторые их товарищи, замедлившие в храме, сказали, что обоняли чудесное благоухание в одном из церковных приделов.
Тогда кто-то из стражей вспомнил, что епископ в большие праздники совершал службу не на главном престоле, но уходил в помещение, находившееся поблизости (возможно, исповедальню), и служил там на переносном престоле. На потолке комнаты, кроме того, имелась фреска, изображавшая святителя Николая. Именно рядом с тем местом венецианцы и обоняли удивительно приятный аромат, который привлек их внимание. Таким образом, вначале благовоние, источаемое на том месте, а затем икона подсказали крестоносцам, где им следовало искать мощи святителя. Вернувшись в церковь и разбив пол алтаря, они обнаружили под земляной прослойкой другой пол. Разобрав и его, они вынули большие камни, служившие ему опорой, и увидели следующий слой, представлявший собой окаменевшую массу, по составу напоминавшую битум. Внутри нее в медном ларце и находилась часть святых мощей чудотворца. По всей церкви тогда распространилось чудесное благовоние.
На раке была выгравирована надпись по-гречески: «здесь почивает великий епископ Николай, славный своими чудесами на земле и на море».
Крестоносцы собрали все осколки сплава, содержавшего мощи, и отнесли их на корабль, где устроили особый храм в честь святителя Николая и поручили священникам денно и нощно молиться и прославлять св. архиепископа Мир Ликийских.
Мощи трех святых были взяты из Мир Ликийских 30 мая 1100 г., а привезены в Венецию 6 декабря 1100 г. в день памяти святителя Николая.
Мощи трех святых покоятся в одной раке, но в разных деревянных вместилищах. Автор рукописи «Перенесение мощей св. Николая» рассказывает о чудесах, совершавшихся у мощей святителя, многим из которых он лично был свидетелем.
Достоверность мощей и их освидетельствование в 1992 г.
Всего с момента перенесения мощей на Лидо освидетельствования проводились семь раз. Последнее и самое углубленное состоялось в октябре-ноябре 1992 г. с участием клирика храма св. Николая францисканца Л. Палюдет, впоследствии опубликовавшего иллюстрированный отчет об этом исследовании. Научную экспертизу возглавил профессор анатомии университета Бари Луиджи Мартино, тот самый, что был приглашен для подобного же освидетельствования мощей святителя Николая в Бари, имевшего место в 1953 г., в ходе которого было, в частности, установлено, что в апулийской базилике мощи святителя находятся не целиком.
Внутри мраморного саркофага находились три деревянных вместилища. Самое большое из них содержало мощи св. Николая Чудотворца. Когда гроб открыли, обнаружили еще одно, свинцовое покрытие. Сняв его, члены комиссии увидели множество костей разного размера и цвета. Кроме того, здесь же найдены: 1) камень черного цвета и округлой формы с надписью по гречески: «Мощи святого смиренного Николая»; 2) верхняя часть черепа, которая не могла быть главой святителя Николая, поскольку после освидетельствования мощей в Бари было достоверно известно, что глава святого находится там (впоследствии установлено, что глава принадлежала св. Николаю «Дяде»); 3) поливной сосуд с миром.
Результат освидетельствования: по заключению профессора Мартино, проводившего аналогичное освидетельствование в Бари, «белые кости, находящиеся в Венеции, дополняют останки, сохраняющиеся в Бари». Бело-серый же цвет останков говорит о том, что они, возможно, долгое время испытывали на себе воздействие открытого воздуха или даже солнца, отчего сделались весьма хрупкими». В качестве примера он привел тот факт, что часть мощей святителя Николая, хранящаяся в Бари, после четырех лет, прошедших с момента их поднятия из закрытого пространства раки для освидетельствования в 1953–1957 гг., также изменила свою природу: находясь в сухом воздухе, «кости стали более хрупкими… по виду похожими на сухую глину, весьма ломкими».
Выписка же из заключения комиссии гласит: «Кости святого Николая, состоящие из большого числа обломков белого цвета, соответствуют частям скелета святого, недостающим в Бари. К сожалению, кости раздроблены на мелкие части барийским моряком во время бегства». Последнее соображение введено по предложению профессора Мартино, который в своем персональном заключении обратил внимание на грубый способ извлечения мощей из раки барийским матросом, что показала и экспертиза, проведенная в Бари, где были найдены поломанные части скелета.
Таким образом, мнения экспертов полностью подтверждают подлинность мощей святого Николая Чудотворца, сохраняющихся в церкви Сан Николо. Согласно мнению барийского ученого, «венецианские останки, хотя имеют скромный вид, не менее важны и не должны считаться менее важными, нежели барийские» (I resti di Venezia «…anche se di umile aspetto, non sono e non debbono essere considerati meno importanti dei resti di Bari»).
Акафист святителю Николаю чудотворцу
о Венеции
Венеция — это второй в Европе — после Рима — город по количеству святынь неразделенной Церкви. Город, в свое время осмелившийся не подчиниться указу папы римского. Город, бывший форпостом Византии, а после — спонсировавший Крестовый поход на Константинополь. Город, изначально свободный от языческого прошлого. «Республика Святого Марка».
Информация о святых местах Венеции и ее истории.
Книга «Православные Святыни Венеции».