Будущий святитель происходил из рода богатых дворян. Он родился на Полтавщине в 1705 году, 21 сентября по новому стилю — его рождение совпало в великим праздником Рождества Богородицы. Во многом именно это наложило на него отпечаток ответственности перед Богом — ведь Сама Богородица взяла его под Свое покровительство. Уже после смерти святителя его отец вспомнил свое видение: ребенок (сначала его назвали Иоакимом) сидел на крыльце в лучах солнца, а над ним вдруг появилась Пресвятая Богородица. Мальчик встал и стал молиться Ей, и по его молитве с неба слетел Ангел и укрыл ребенка архиерейской мантией. Отец спросил: «Матерь Божия, что же ты оставишь нам, его родителям», — но видение исчезло. Интересно, что отец поспешил в дом, рассказать супруге об увиденном, но по дороге забыл видение, вспомнив лишь через несколько десятков лет. Из этого виден промысл Божий о святом: отцу было открыто его призвание, но чтобы будущий святой и его родители не возгордились, до времени отец его забыл видение.
Родители Иоакима были благочестивы, но не намеревались отдавать его в монашескую обитель. В семье соблюдались праздники и православные традиции, родители вели праведную жизнь. Мальчика отправили в Киевскую Духовную Академию — в то время это учебное заведение было стандартным для дворян, не обязательно было по его окончании принимать священный сан или монашеские обеты. Однако в течение учебы будущий святой так возгорелся желанием служить Богу, что, скрывая от родителей намерение постричься в монахи, отправился в в Спасо-Преображенскую Киево-Межигорскую обитель, расположенную в пустынных местах. Дома же, на киевской квартире, которую снимали родители, он оставил слугу, передававшего ему их письма и его ответы.
Поступив в монастырь, бывший дворянский сын показал себя смиренным и трудолюбивым послушником.
В 1725 году будущий святой, пройдя ряд трудов, положенных послушнику, принял рясофор с наречением имени Иларион. Рясофорный постриг — это лишь наречение нового имени, символическое пострижение волос, и возможность носить некоторые монашеские одежды. В это время Иларион, как все рясофорные послушники, имел возможность отказаться от пострига в монахи, это не было бы грехом. Однако святитель был уже тверд в своем решении отказаться от мирской жизни.
Дав монашеские обеты, он уже рассказал об этом необратимом шаге открылся родителям, искренне прося у них прощения за оставление в неведении и принятие монашества без благословения их. Очевидно, все свершилось по Божией воле, поскольку уже через два года, в 1727 году, в Братской Киевской обители он был пострижен в мантию и получил новое имя – Иоасаф. Мантия — «малый ангельский образ», малая схима. Святитель дал обеты послушания настоятелю обители, отречения от мира и нестяжания — то есть отсутствия своего имущества, все отныне принадлежало монастырю и сам монастырь брал на себя обязанность обеспечивать жизнь святого. Такое пострижение монахов идет с древности и продолжается до настоящего момента.
Через год святого Иоасафа рукоположили в иеродиакона, то есть сделали монашествующим священнослужителем, не совершающим Литургию, но участвующим в богослужении и помогающим священнику. Его направили служить преподавателем в его родной Киевской академии. Около 1735 года он был хиротонисан во священника, став иеромонахом, а в 1737 году — настоятелем , игуменом (сан выше иеромонаха) Лубенско-Мгарского Преображенского монастыря, Красногорской обители и благочинным (главой над священниками) нескольких местных церквей. Несмотря на хозяйственные и административные заботы, святитель продолжал аскетические подвиги: пост, молитва, бдение были его постоянными спутниками.
В 1744 году его заметила сама императрица Елизавета, которая представила его к сану архимандрита и затем наместника самой Свято-Троицкой Сергиевой лавры, обители преподобного Сергия Радонежского. А в июне 1748 года святитель был хиротонисан во архиерея и назначен на прославившую его Белгородскую кафедру.
Здесь он заботился о нравственном состоянии священников, монахов и мирян, боролся с остатками языческих обычаев, безудержным пьянством, опасным хулиганством. Современники свидетельствовали, что святитель Иоасаф смог поднять нравственность в целом городе. Кроме того, известно, что епархия пребывала в бедности: и священники, и миряне находились в унынии, были необразованными. Известно, что святитель способствовал и просвещению людей, и сам жил более чем скромно, а все пожертвования отдавал нищим, ходил по бедным семьям тайно, в ночи, чтобы подавать милостыню.
Немногие архиереи постоянно объезжают свои епархии, предпочитая вызывать священников в кафедральный город. Однако святитель Иоасаф лично, заботясь приходах, объезжал даже самые отдаленные церкви и деревни Белгородчины. Для повышения нравственности он посещал и богатых, и бедных людей, узнавал об их жизни и подавал архипастырские наставления: благодаря своей праведно жизни в трудах и молитвах владыка Иоасаф обрел от Бога дар прозорливости и чудотворений.
Соответствия высокому призванию священника владыка требовал от сельского духовенства. Известно, что зачастую и сегодня священники или обольщаются богатством даров от ктиторов храмов или, напротив, пребывая в унынии на одиноком сельском приходе среди глухих к зову духовной жизни людей, опускают руки, впадают в грехи, становятся невнимательными. Святитель Иоасаф, например, постановил духовенству при ссорах между собой разбирать дело вместе с архиереем и не совершать богослужения до совершенного примирения конфликта. За нарушение устава Церкви владыка Иоасаф строго наказывал, причем Господь зачастую открывал ему скрытое. Например, остановившись в одном из приходов в доме священника, святитель долго не мог заснуть, мучаясь от тревоги. Наконец, приглядевшись, он увидел среди кухонных принадлежностей и еды завернутые в бумагу Святые Дары для Причастия. Тело и Кровь Христову, освященные во время Литургии, священники сохраняют для больных, но обязаны благоговейно хранить в особой Дарохранительнице, дабы не осквернить. Святитель Иоасаф молился перед Дарами всю ночь, а утром за небрежение к Святыне на время даже лишил священника сана. Также он лишал сана духовенство и прислужников храма (алтарников, пономарей) за нахождение в храме в нетрезвом виде.
Молиться святителю Иоасафу Белгородскому можно несколькими молитвами. Первую молитву можно читать онлайн по тексту ниже:
О, угодник Божий, святитель Иоасаф! Из глубины сердца молимся тебе мы, рабы Божии (имена): будь нам охранителем от соблазнов и искушений, ересей и расколов, научи нас мыслить духовно, ум наш невнимательный просвети и на путь истины нас направь, сердце же наше очерствевшее умягчи любовью к людям и желанием исполнять повеления Господни, ослабленную же грехами и нелюбовью волю нашу благодатью Духа Всесвятого пробуди. Да будем мы следовать твоим пастырским советам и за голосом твоим идти, словно овцы за пастухом, сохраним в чистоте и правде Божией души наши, чтобы по воле Господней и благодати Его достигли мы селений Небесного Царства по исходе от земной жизни нашей, где с тобой и всеми святыми будем пребывать и прославлять вечно Отца, Сына и Духа Святого. Аминь.
Родился Иоасаф Горленко в казацкой семье. Учился в Киево-Могилянской академии. В 1725 г. принял монашеский постриг. Был настоятелем Мгарского Спасо-Преображенского монастыря в Полтавской губернии и наместником Троице-Сергиевой лавры. Шесть последних лет своей жизни служил епископом Белгородским и Обаянским.
Иоасаф Горленко – один из самых просвещенных людей своего времени. Он был знаком с философскими и политическими сочинениями мыслителей древности, в его домашней библиотеке находились книги по истории, географии, медицине, астрономии и другим сугубо светским наукам.
Иоасаф Горленко был выдающимся просветителем, распространял в народе грамотность, уделяя большое внимание работе учебных заведений, стремился сделать церкви центрами просвещения и воспитания. Преосвященный Иоасаф милосердно относился ко всем страждущим, посещал больных, нуждающтхся в помощи.
Богословскую деятельность Иоасаф Горленко сочетал с литературным творчеством. Его сочинения и проповеди: «Слово Святителя Иоасафа Белгородского о любви к Богу», «Собственноручные записки о жизни своей епископа Иоасафа», духовная поэма «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными» не только имеют воспитательную ценность, но и говорят о большом литературном таланте.
В клировой ведомости 1870г. сообщается:
«Преображенская церковь — двухэтажная каменная с таковою же колокольнею, построена в 1813 году тщанием прихожан и разных благотворителей. Престолов в ней пять: в нижнем этаже главный — в честь и славу Преображения Господня; в южном пределе — во имя пророка Илии; в северном — во имя жен Мироносиц; в верхнем этаже — во славу Богоявления Господня; в южном приделе — к западу- в честь иконы Знамение Пресвятой Богородицы Курския»
В конце 1920-х гг., в связи с закрытием Троицкого собора, Преображенский храм получил статус кафедрального собора.
В 1962 г. Преображенский собор оказался в числе храмов, подлежащих закрытию и был передан Белгородскому областному краеведческому музею.
19 августа 1990 г. в престольный праздник было совершено богослужение у стен храма. С сентября 1990 г. осуществлялась поэтапная передача собора Церкви.
К сентябрю 1991г. храм был полностью освобожден в связи со Вторым обретением мощей Святителя Иоасафа епископа Белгородского. 17 сентября 1991 г. в Преображенский собор, при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, были торжественно перенесены мощи святителя Иоасафа.
19 августа 1990г. Первая после возвращения Литургия совершается у врат собора Высокопреосвященный Ювеналий, архиепископ Курский и Белгородский, обращается с проповедью к прихожанам
-
Нетленные мощи святителя Иоасафа, епископа Белгородского чудотворца
-
Нетленные мощи святителя Иоасафа, епископа Белгородского чудотворца
-
Чудотворная икона святителя Николая Ратного
-
Обновившаяся икона Божией Матери «Знамение»