Королевский монастырь Сан-Лоренцо-де- Эль-Эскориал , Испания . Построен в 1563–1584 гг.Монастырь Хонган в Киото , Япония .
Монастырь является здание или комплекс зданий , включающий внутренние помещения и рабочие места монашествующих , монахов или монахинь , независимо от того , живущих в сообществах или в одиночку ( отшельников ). Монастырь обычно включает в себя место , отведенное для молитвы , которая может быть часовня, церковь или храм, и может также служить в качестве красноречия , или в случае общин либо из одного здания , в котором только один старший и два или три младших монахов или монахинь в огромные комплексы и усадьбы, в которых живут десятки или сотни человек. Монастырский комплекс обычно состоит из нескольких зданий, включая церковь, общежитие , монастырь , трапезную , библиотеку , водолечебницу и лазарет . В зависимости от местоположения, монашеского ордена и рода занятий его жителей комплекс может также включать в себя широкий спектр зданий, способствующих самоокупаемости и служению обществу. Сюда могут входить хоспис , школа и ряд сельскохозяйственных и производственных зданий, таких как сарай , кузница или пивоварня .
В английском языке термин монастырь обычно используется для обозначения построек общины монахов. В современном использовании, монастырь, как правило, применяется только к учреждениям женщин-монахинь (монахинь), особенно общинам, обучающим или ухаживающим за религиозными сестрами . Исторически монастырь обозначал дом монахов (что отражает латинское название), который теперь чаще называют монастырем . Различные религии могут применять эти термины более определенным образом.
Насельник Сретенской обители иеромонах Клеопа (Данелян) стал монахом, чтобы убежать от мира земного, материального. Он рассказал, как дался ему уход в Сретенский монастырь, какой была обитель в 90-е и как она изменилась с появлением семинарии.
О монахах я прочитал в Евангелии слова Христа: Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного (Мф. 19: 12). И у меня в голове возник образ монашества. Я сразу понял, что это мое.
Сначала я читал только Евангелие. Оно открыло для меня духовную жизнь. Какое-то время я просто жил Евангелием, как говорилпреподобный Серафим, «плавал в Евангелии». А потом мне просто опостылел этот мир, мир товарно-денежных отношений, я уже не знал, куда девать себя, – и в конечном итоге поступил в Сретенский монастырь.
Я пришел сюда в 1996 году, в марте, Великим постом. В целом, конечно, монастырь был таким же, как сейчас. В то же время люди, которые приходили тогда в обитель, – это были еще «советские граждане», много былонезаурядных.
Когда я впервые увиделотца Тихона, он мне почему-то тут же показался похожим на какого-то католического кардинала. Конечно, это представление впоследствии развеялось – но первое впечатление было именно таким.
Мы, пришедшие в монастырь в 90-е годы, как-то не задумывались над тем, исполнять послушание или нет. Сказано сделать – значит, надо сделать. И неважно, насколько оно сложное и грязное и в какое время суток его надо сделать — это послушание, и его надо выполнить. Послушаний тогда было больше, но больше было и душевной работы.
Когда я только пришел в обитель, я послушался в саду, под начальством инока Аркадия. Я отдаю должное этому человеку: он самоотверженно трудился над благоустройством территории. Он и ко мне, и ко всем был довольно строг, и я с ним долго не находил общего языка. Как-то раз нам пришлось поехать за рассадой. И я ему купил килограмм бананов. После этого отношения у нас наладились, и он стал называть меня «сыночка».
Когда открылась семинария, братия немного разобщилась. Возможно, мы просто выросли. Но то «монастырское детство», когда мы были все вместе, мне вспоминается как самое радостное время в моей жизни.
Я очень хотел учиться в семинарии, и как только она появилась, я тут же туда пошел. Мне очень нравилось учиться. Экзамены сдавать не нравилось, а учиться, узнавать новое – очень здорово.
Если рассуждать о соблазнах мегаполиса, я всех этих соблазнов не замечаю. В монастырь суета не проникает – если ты сам себе ее не добавишь.
Самая главная проблема в наше время, как мне кажется, – этоосуждение, перекладывание ответственности с себя на ближних. Когда человек не хочет признать, что он сам виноват в своих грехах, – это самое опасное в духовной жизни.
Подготовил Роман Лукишин
Афонские монастыри имеют несколько подворий за пределами Святой Горы. Самое известное из них – женский монастырь Ормилия, являющийся подворьем обители Симонопетра. Здесь подвизается свыше ста монахинь, которых окормляет духовно схиархимандрит Эмилиан (Вафидис). Монастырь отличается строгостью устава по типу общины афонского старца Иосифа Исихаста.
Рассказ русской монахини о посещении женского монастыря Ормилия в Греции:
На службе что-либо постороннее немыслимо. Все стоят или сидят просто и внимательно. Большая часть сестер поет. Почти нет поклонов. Только prostrations канонарха после завершения служения. (Поклоны предполагаются личным произволением каждого на келейном правиле. То же – чтение помянника: на Иисусовой молитве, сидя или стоя, при домашнем «предстоянии»). Много келейного времени оставлено на твою совесть.
Поет два хора чередуясь, получается очень живо и неутомительно. Понимаю только ход службы и знакомые тексты. Но при плохом исполнении у нас, пожалуй, поймешь не больше, а помолишься хуже.
…За окном у меня рассвело, ОГЛУШИТЕЛЬНО поют птицы! Апельсины висят в зеленой листве. Через пару часов Вечерня с Преждеосвященной. Можно выйти на уединенный балкончик и наслаждаться этой красотой сколько хочешь. Можно и по монастырю прогуливаться, где куда ни глянешь — балдеешь от красоты. В Греции, правда, почти повсюду так, даже в городе: чисто и дивно красиво.
Важный для понимания современного греческого монашества документ: Устав Благовещенского общежительного монастыря в Ормилии на Халкидиках:
Архимандрит Эмилиан
Архимандрит Эмилиан (в миру Александр Вафидис) родился в 1934 году Никее Пирейской (пригород Афин). Его родители происходили из благочестивого рода малоазийских греков. Окончив богословский факультет Афинского университета, в 1960 году Александр принял монашеский постриг с именем Эмилиан. После этого он жил в уединении в разных монастырях древних Метеор, а в 1961 был поставлен настоятелем монастыря Преображения Господня в Великих Метеорах, а затем также духовником и проповедником в городе Трикала. С этого времени он стал духовным отцом для множества молодых людей. Часть из них посвятили себя монашеской жизни, часть избрали благочестивую жизнь в миру, но все они ощущали себя единой духовной семьей.
Со временем вокруг старца Эмилиана собралось братство, которое в конце 1973 года переселилось из Метеор на Святую Гору Афон, в монастырь Симонопетра. Игуменом этого монастыря старец Эмилиан являлся с 1973 по 2000 год. Одновременно он заботился и об устроении женского монастыря, и с 1974 года основанная им женская община поселилась в Ормилии (Халкидики). Сейчас монастырь Ормилия – один из самых известных и благоустроенных женских монастырей Греции, в нем насчитывается 120 насельниц. Монастырь является подворьем святогорского монастыря Симонопетра. Кроме этого, к Симонопетра относятся подворья Вознесения в Афинах, св. Харалампия в Салониках, прп. Никодима в Пендалофо, а также монастыри св. Антония Великого, Преображения Господня и Покрова Пресвятой Богородицы — во Франции.
Старец Эмилиан находился в близком духовном общении со многими современными подвижниками: прп. Иустином (Поповичем), старцами Ефремом Катунакским, Ефремом Филофейским, Софронием (Сахаровым); митрополитом Амфилохием Черногорским и епископом Афанасием (Евтичем).
С 1995 года серьезное заболевание заставило старца Эмилиана постепенно устраниться от игуменских обязанностей. В 2000 году он передал игуменский жезл нынешнему настоятелю монастыря архимандриту Елисею.
в Красном Селе.
Храм Всех Святых
По милости Божией, мы являемся свидетелями возрождения Алексеевского женского монастыря. Открывается новая страница в истории древней московской обители. Верим, что это происходит благодаря молитвами угодников Божиих, стоявших у её истоков и принимавших участие в судьбе монастыря. Нам дороги имена святителей Московских Алексия и Филарета, преподобного Алексия, Человека Божия, преподобных Иулиании и Евпраксии, преподобномучениц Анны, Матроны, Евфросинии, а также игумений и монахинь девичьего Алексеевского монастыря.
Некогда славный монастырь сильно пострадал от революционного вихря. Был разрушен архитектурный ансамбль, пресечена духовная преемственность.
До нашего времени дошли только два храма – во имя Всех Святых и в честь преподобного Алексия, Человека Божия, – принадлежавших некогда Алексеевской обители. Современные жилые постройки нарушили её границы, было осквернено и уничтожено монастырское кладбище с одним из лучших и благоустроенных некрополей Москвы – на этом месте теперь проложена Рижская эстакада. Из числа святынь обители в Красном Селе сохранились только две иконы – храмовый образ святого апостола Павла и келейная икона Божией Матери «Казанская», принадлежавшая игумении Антонии (Троилиной). В церкви Воскресения Христова в Сокольниках можно поклониться образам преп. Алексия, Человека Божия, иконам Матери Божией «Грузинской» и «Целительнице», некогда находившимся в Алексеевской обители и чудом уцелевшим после её разрушения.
После многолетнего забвения в 1991 году состоялась первая литургия на территории бывшего Алексеевского монастыря – в храме Всех Святых. С того времени начали возрождаться существовавшие в обители благочестивые традиции: ежедневное совершение уставных служб, создание богадельни, воскресной и церковно-приходской школ.
Тогда же было учреждено Братство имени свят. Филарета, митрополита Московского, которое решением Священноначалия впоследствии было упразднено. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, благодаря инициативе протоиерея Артемия Владимирова и при деятельном участии инокини Ксении (Чернега) 20 апреля 2010 года было образовано Сестричество во имя святого Алексия, Человека Божия, основной целью которого является возрождение Алексеевской обители. Это первый монастырь в Москве, возобновляемый по благословению и молитвами Первосвятителя.
Значимой вехой в жизни Сестричества был приезд 17 апреля 2012 года архиепископа Феогноста, наместника Троице-Сергиевой Лавры. Владыка осмотрел храм Всех Святых, обошёл церковную территорию, провёл за пасхальной трапезой духовную беседу с сёстрами, преподал им своё пастырское благословение совершать спасение в надежде на Промысл Божий.
Как правило, восстановлению монастыря предшествует образование общины. Подобные общины часто перерастали в общежительные монастыри. Это одна из форм возрождения закрытых в безбожное время обителей. Так, с начала XVIII в. до середины XIX в. из 156 признанных в России общин 104 были преобразованы в монастыри.
В июле 2012 года Святейший Патриарх Кирилл благословил положить начало монашеской общине в Красном Селе. Духовником назначен протоиерей Артемий Владимиров, а старшей сестрой – инокиня Ксения (Чернега).
В монашескую общину при храме Всех Святых входят прихожанки храма, самостоятельно сделавшие выбор своего жизненного призвания, выношенный в течение двадцати лет активного участия в приходской жизни. Всех их объединяет единое духовное устроение, вера и любовь во Христе, труды во имя Господа, стремление исполнять Его заповеди и желание посвятить служению Ему всю свою жизнь. Сёстры стараются жить общей церковной жизнью, еженедельно собираются для совместной келейной молитвы и праздничной трапезы. Все они трудятся на общеприходских послушаниях: в богадельне, секретариате, архивном отделе, на клиросе, в паломнической службе, церковной лавке, швейной мастерской.
Сёстры стараются усвоить дух монастырского уклада, царивший в Алексеевской обители. 4 ноября 2012 года состоялось торжественное освящение и открытие музея, посвящённого истории Алексеевского монастыря. Музейная экспозиция демонстрирует документальные материалы, связанные с жизнью и деятельностью игумении Антонии (Троилиной), личные вещи бывших насельниц, печатные издания минувшей эпохи.
Сотрудники Отдела архивных исследований занимаются кропотливой работой по изучению документов в государственных архивах г. Москвы. В течение многих лет по крупицам собирается ценный материал, проливающий свет на историю Алексеевского монастыря. Поддерживается живая связь с родственниками последних насельниц обители.
Особым событие для всего прихода явилось строительство дорожки по периметру прихрамовой территории. Началось все с идеи установить регулярные крестные ходы по известной традиции многих обителей — ежедневно обходить территорию монастыря с молитвой Крестным ходом. Но оказалось, что бывший монастырский сад изрядно зарос и пройти вокруг нашей территории крайне затруднительно. Тогда и решено было обустроить дорожку. В этом общем деле с воодушевлением приняли участие множество людей — прихожане, учащиеся школы. Даже малые дети с удовольствием помогали взрослым.
Подробная история Алексеевского монастыря