Русские поселенцы (скорее всего, молокане) в Закавказье (начало XX в.)
Молока́не — течение духовного христианства, а также особая этнографическая группа русских. Как религиозное течение близки к евангельскому протестантизму. Во второй половине XIX и начале XX веков стали своеобразной «питательной средой» для распространения баптизма, особенно в южнороссийских губерниях, на Кавказе, в Закавказье, а также Дальнем Востоке.
Значительная часть лидеров баптистов и евангельских христиан тех времен (Никита Исаевич Воронин, Илья Андреевич Голяев, Иван Иванович Жидков, Василий Васильевич Иванов, Дей Иванович Мазаев, Гавриил Иванович Мазаев, Иван Степанович Проханов, Василий Прокофьевич Степанов, Георгий Иванович Шипков и многие другие) выросли в молоканских семьях.
Содержание
Особенности вероучения
В отличие от духоборов (другой разновидности духовных христиан), молокане высоко чтили Библию. При этом многие места из Священного Писания они толковали аллегорически. В результате молокане отвергали внешние формы поклонения и церковные таинства, включая крещение и причастие, которые понимали также аллегорически.
Название
Есть несколько теорий происхождения названия «молокане». Согласно одной из них, молокане пили молоко в постные дни, когда приём «скоромной» пищи запрещён православными канонами. Некоторые связывают название «молокане» с рекой Молочной в Мелитопольском уезде, куда ссылали молокан. Сами молокане предпочитают ссылаться на упомянутую в Библии метафору «духовного молока» (1 Петра 2:2).
История
Время формирования молоканского движения достоверно неизвестно. Даже серьезные источники называют разное время. Так в словаре «Христианство» (1994) датой называются 60-70-е года XVIII века. Справочник «Современная религиозная жизнь России» (2003) называет рубеж XVII-XVIII веков.
Ряд исследователей считает, что движение духовных христиан, из которых выделилось молоканство, берет начало от Великого раскола РПЦ, а точнее — от беспоповцев. Историк баптизма М. С. Каретникова, считает, что духовные христиане вышли из секты Божьих людей — «первой секты на почве православия» и вполне правомочны вести свою историю от 1666 года — года Великого раскола.
По другой версии, молоканство (а точнее, духовное христианство) — следствие проповеди иностранца. В 1938 году издававшийся в США молоканский журнал «Солнце» опубликовал серию «Очерков истории русского протестантского религиозного движения» А. К. Дубового. Там говорилось:
«Духовное христианство появилось первоначально в селе Охочем Змиевского уезда Харьковской губ. в 1740 году. Вот как история повествует о начале молоканства и духоборчества. Пришел туда (в Охочее) — один престарелый иностранец, называвший себя отставным унтер-офицером, который, начав с осторожностью проповедовать новые мысли, основанные на Библии, собирал по вечерам людей и толковал им Слово Божие. В продолжении некоторого времени он давал им советы, помогал, улаживал раздоры, за что приобрел к себе доверие и любовь многих. По их просьбе согласился он остаться жить между ними, и, живя среди них, приобрел последователей. Таким образом зародилась община духовных христиан, — в последствии разделившаяся на два течения — духоборцев и молокан.
Некоторые полагают, что этот основатель духовного христианства у нас на Руси был квакер, что, хотя, подвержено сомнению; но нужно сказать, что как у духоборцев, так и у молокан, есть много сходственного в уставах и обрядах с квакерскими.
Кто бы он не был, но проповедник этот бросил семена Евангелия, вследствие чего к концу 1790 года религиозное пробуждение уже вовсю охватило Харьковскую губернию; оно рапространилось и по всей Екатеринославской и др. соседним губерниям».
Распространителем молоканства стал Семён Уклеин, бывший духобор и муж дочери лидера духоборов, Иллариона Побирохина, из Тамбовской губернии. Оттуда молоканство быстро распространилось в Саратовскую, Воронежскую, Астраханскую и другие губернии.
В 1830-х годах, по декрету Николая I, для заселения молоканами и духоборами открываются закавказские провинции. Одновременно с этим среди молокан происходит всплеск религиозного энтузиазма, связанный с распространившимися между ними пророчествами о начале тысячелетнего царства Христа в районе горы Арарат в 1836 году.
Также большое количество молоканских семей были отосланы в украинские степи, а именно по большей части в нынешнюю Запорожскую область, где молокане проживают по сей день.
В конце XIX — начале XX века на территории Российской империи значительная часть молоканства влилась в русский баптизм, схожий с молоканством по вероучению, но имевший более проработанное и структурированное богословие. Основное отличие молокан от баптистов заключалось в небуквальном «духовном» понимании крещения и Вечери. Баптисты, используя Библию, убеждали молокан принять крещение буквально, что вело их к переходу в баптистскую общину.
В первые десятилетия распространения баптизма в России именно молоканство наряду со штундизмом являлись основной «питательной средой» для роста баптизма. В населенных пунктах, где были крупные молоканские общины (Тифлис, Самара, Пески Воронежской губернии, Благовещенск-на-Амуре и близлежащие села — Толстовка, Тамбовка, Гильчин и др.) появились крупные баптистские церкви. Значительная часть пионеров российского баптизма являлись выходцами из молокан.
Численность
По сведениям Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД Российской империи, собранным через губернаторов, к 1 января 1912 года общее количество «сектантов» в России составляло 399.565 человек. молокане-«воскресники» стали самыми многочисленными из них (около 133.935 человек), обойдя по численности баптистов (штундистов) (около 115 тысяч человек), меннонитов (около 36 тысяч человек) и евангельских христиан-прохановцев (около 31 тысячи человек). В то же время рост численности баптистов почти десятикратно превышал молоканский: если за период 1905 — 1911 годов в молоканство из православия перешло 2.875 человек, то в баптизм — 28.144.
Вероучительные документы
У молокан не было общепринятого признаваемого вероучительного документа, ибо, как писалось в журнале «Духовный христианин», молоканский «фундамент – есть внутренняя свобода совести; у нас нет никакого св. синода, который имел бы право составлять по баллотировке для нас правила вероучения (катехизис), выработанное на съезде по большинству голосов, а не какие либо другие катехизисы, составленные другими братьями». В то же время попытки выработать вероучение предпринимались не раз.
Богословы
- Пашацкий, Иван Андреевич
- Проханов, Александр Степанович
Периодика
В настоящее время
Тысячи молокан Закавказья были вынуждены искать себе новое место жительства в результате войн начала XX века и после передачи Турции территории Карсской области. Советское правительство выделило переселенцам целинные земли в Сальской степи на юге России, ныне входящие в состав Целинского района Ростовской области. Там и в настоящее время есть активные молоканские организации.
Остававшиеся в Турции молокане были репатриированы в Россию (в разные районы Ставропольского края) в 1961 году.
В начале 1900-х годов несколько тысяч молокан эмигрировало в США (западное побережье) и Мексику (северо-запад).
На сегодня в Соединённых Штатах около 20 тысяч человек «этнически идентифицируют себя как молокане», в том числе около 2 тысяч регулярно посещают молоканские служения.
Примечания
- Никольская Т. К. «Русский протестантизм и государственная власть в 1905—1991 годах». — СПб.: Изд-во Европейского университета, 2009. — С. 189. ISBN 978-5-94380-081-8
- Молокане
- Христианство: Словарь Под общей редакцией Л. Н. Митрохина и др. Москва, издательство «Республика» 1994, ISBN 5-250-02302-9 С.287
- Кестонский институт — Современная религиозная жизнь России. Т.1, Москва, «Логос», 2004 ISBN 5-94010-237-9 C.279
- Кестонский институт — Современная религиозная жизнь России. Т.1, Москва, «Логос», 2004 ISBN 5-94010-237-9 C.279
- Альманах по истории русского баптизма. СПб, Библия для всех, 2006, С.48
- Дубовой А. К. — «Очерки истории русского протестантского религиозного движения» // Солнце (Лос-Анджелес), №7-9 за 1938 год С.18
- Слово Истины, 1914, №48, С.566
- Журнал «Духовный христианин» №2 с.21
- Журнал «Духовный христианин», 1905, №1, С.34
- Каталог Национальной электронной библиотеки
- Зарегистрированные на территории Целинского района религиозные организации
- Molokane. Short Description and History
Ссылки
- Молокане — русское лицо Армении
- Сайт молокан Красносельска Армении
- По следам молоканства
- Молитвенник Молокан
- Молокане
- Molokane.org: Molokan Home Page
- Авраам Шмулевич, Марк Кипнис. Субботники (Иудействующие). КЕЭ, том 8, колонка 635—639
- «Молокане: между небом и землей, между Россией и Арменией», Благовест-Инфо, 25.12.2007
- «Из Грузии уезжают молокане», Newsru.com, 25.02.2009
- Официальный сайт постоянных Духовных Христиан Молокан в России
- Russian Molokan Church service, September 14, 1938
Авторы и редакторы Republic работают не на абстрактную «аудиторию», которую другие СМИ любят описывать миллионными цифрами и процентами, а на вполне конкретную группу людей, заплативших за подписку. Все доходы авторов и редакторов складываются целиком из денежных поступлений от подписчиков. У нас нет рекламы и назойливых партнерских проектов.
30% доходов от подписки мы тратим на административные нужды: сайту нужны сервера, персоналу — офис, а еще нужно оплатить несколько сервисов, содержать бухгалтера и юристов.
Оставшиеся 70% полностью распределяются между журналистами. В этом смысле у Republic не может быть «прибыли». Этих 70% хватает, чтобы платить журналистам достойные гонорары и компенсации. Если количество подписчиков будет расти и/или статьи отдельных авторов будут особенно популярны, то доходы этих авторов и редакторов могут сильно превышать средний уровень. Никто не будет «изымать» лишние деньги из системы.
Так как Republic — это платформа профессиональной журналистики с независимыми журналами («Политика», «Деньги», «Будущее», «Мнения», «Власть», «Книги» и так далее), деньги подписчиков распределяются между авторами и редакторами в зависимости от количества прочтений. Более того, деньги подписчика идут только в те журналы, тексты которых он читает. Остальные материалы в таком случае не участвуют в распределении средств читателей.
Началось все с письма на редакционную почту. Из Казани. Оксана Федорова, жительница столицы Татарстана, родом из села Жабино Чаплыгинского района. Приехав в августе на родину, она первым делом отправилась на кладбище. И обнаружила подпиленные кладбищенские деревья, которые попадали на могилы и завалили проходы. Таким образом, сельсовет занялся благоустройством территорий, включая кладбища. Оксана обратились в местную администрацию, там пообещали, что скоро все уберут. Со спокойной душой Оксана вернулась в Казань. Но месяц спустя ей написали из Москвы родные, что побывали на кладбище, а там все без изменений – деревья лежат вповалку.
— Понимаете, это кладбище – молоканское, — рассказала уже по телефону Оксана Федорова. — Многие молокане живут в разных городах страны и приезжают побывать на могилах родственников, и видят такое…
Молокане? Молоканское кладбище в Липецкой области? Откуда? Звонки липецким религиозным деятелям ничего не дали, никто не слышал о молоканах в регионе, в списках религиозных организаций Липецкой области их тоже нет. Интернет-поисковики выдали лишь эпизодические упоминания Жабино, как села, откуда вышли многие известные в своей среде молокане, причем с фамилиями Жабин.
И вот редакционный автомобиль на подъездах к Чаплыгину. Огромная пробка перед ремонтируемым мостом. Пока есть время, интересуемся, как проще проехать в Жабино, местные водители рассказывают. Оказывается село не в глухомани, а всего лишь в нескольких километрах от города. Здесь лет 150 назад и укрылись гонимые с Дона казаки-молокане. Но об этом мы узнаем чуть позже.
В Чаплыгине нас встречает Марина Серова, сестра Оксаны из Казани. Она тоже из Жабино, тоже молоканских корней. По пути в Жабино Марина рассказывает:
— Как здесь оказались молокане? Моя бабушка, Мария Петровна, рассказывала, что они были донскими казаками, но, почему-то сменили традиционную веру и за это их погнали с Дона…
Впрочем, различные религиоведческие источники утверждают, что молокане появились после церковного раскола XVII века и реформ патриарха Никона. Грубо говоря, некоторым людям надоело наблюдать распри православных, разборки, споры вокруг обрядов, и они пошли по пути отказа от них, перестали почитать иконы, признавать институт духовенства, отказавшись от любого посредничества между человеком и Богом. Из священных книг они признавали только Библию. Царским властям такая «ересь» понравиться не могла и против приверженцев различных религиозных течений, наряду со старообрядчеством, начались репрессии. С казнями, каторгами, ссылками.
— Бабушка рассказывала, как и ей, в свою очередь также рассказывали предки, к их станице, в которой казаки объявили себя духовными христианами и отказались вернуться в православие, подошли царские войска. Людей выгоняли из хат, кто, в чем был, гнали к Дону, их загоняли в воду, и они поплыли, спасаясь, на другой берег, а некоторые утонули. Как рассказывала бабушка, тогда царёвы люди говорили: «Мало их кануло в воду, мало!». Якобы от этого и пошло название – молокане. Но, конечно, название не от этого пошло, однако, так нам рассказала бабуля. Нам же интересно было, почему – молокане? Первое детское объяснение само собой напрашивалось – молоко, наверное, любили пить, — говорит Марина.
Впрочем, Марина, ссылаясь не детские ассоциации недалека от истины. Молоко пить любили, но, в другом смысле. Различные религиоведческие источники объясняют название этой группы верующих словами апостола Петра из первого послания: «Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь…»
И так, с Дона, спасшиеся от преследования «царёва войска» молокане одной конкретной группы оказались в Раненбургском уезде Рязанской губернии. Ныне эта территория Липецкой области. Поселились они компактно в одном месте, несколькими семьями. Сначала деревня называлась Гвоздовка, а потом, по фамилии поселенцев, а это были Жабины, стало Жабиным. «Липецкая топонимия, издания 1980 года» относит появление Жабино к 1859 году.
В Жабино и сейчас большинство, наверное, носят эту фамилию. За более чем полтора века, естественно, появились и другие фамилии, ведь девушки выходили замуж, кто-то приезжал в село со стороны, особенно в советское время. Но изначально, и на протяжении многих десятков лет Жабино было селом молоканским. Однако, в отличие от молоканских поселений Армении, Грузии, других стран, в которых после гонений компактно поселились духовные христиане, и живут там поныне, сохранив древние устои, все-таки Жабино практически утратило свой молоканский дух. Здесь уже давно и много людей принявших православие. Есть смешанные семьи, где муж — молоканин, а жена – православная.
Марина Серова, вызвавшаяся проводить журналистов на старое молоканское кладбище, тоже крещена уже была в православии, как и ее сестра. А вот их мама, которая живет со старшей сестрой в Казани, остается молоканкой. Но в таких семьях нет никаких религиозных противоречий. Возможно оттого, что, чего уж греха таить, большинство из нас лишь условно можно назвать «православными», «католиками», «мусульманами», или теми же «молоканами».
Черные женщины
По пути в Жабино, Марина продолжает свой рассказ.
— Я отлично помню, как еще наши бабушки собирались на свои моления. Я маленькая была, сидела под столом и наблюдала. Они одевались во все черное. Черные чулочки, черные туфельки, кофты черные платки черные. Молельня была в доме моего прадеда. Он и сейчас цел, стоит на улице Школьной. Никаких религиозных символов, ничего. Посреди хаты стоял деревянный, некрашеный стол, скамьи вокруг него. А на столе старинная Библия. Женщины и мужчины садились на скамьи и начинали петь псалмы Давида или разбирать Писание.
Надо отметить, что Марина Серова выпускница академии искусств Казани, а сейчас преподает в чаплыгинской музыкальной школе. И она с легкостью воспроизвела песенную манеру молокан. Она похожа на то, как наши православные бабушки «голосили» по покойникам. Режет слух и бьет по нервам.
Так как мы едем на кладбище, Марина рассказывает:
— Наше кладбище издревле молоканское. Но, сейчас, конечно, много захоронений и православных. Мы особо не делимся. На кладбище есть и братская могила советских воинов. Во время войны мимо села (железная дорога неподалеку) проходил эшелон с ранеными. И он остановился, чтобы выгрузить и похоронить умерших. Согнали всех молокан, тогда еще молоканами здесь были все, и попросили похоронить солдатиков. И они на своем кладбище вырыли братскую могилу. Сколько там человек было – неизвестно. Как неизвестны и их имена. А после войны на братской могиле установили обелиск.
Красные звезды молокан
Тем временем, подъехали к кладбищу. Оно расположено островом, прямо посреди поля, на котором посеяны озимые. К кладбищу накатана дорога. Покосившийся деревянный забор, из-за которого выглядывают металлические оградки, и не видно ни одного привычного креста. Зато стоит столб дыма и видны штабеля спиленных деревьев. Из-за этого, по сути, мы сюда и прибыли. Но, с ходу убеждаемся, проблема, приведшая на молоканское кладбище, решается. Несколько человек жгут спиленные еще в августе деревья, а на воинском обелиске две женщины, как потом выясняется из администрации села, занимаются уборкой.
Марина показывает могилы бабушек-молоканок, тех самых, которые «голосили» на молениях, дедов, которые были молоканскими «попами» и дедов-молокан совершенно необычных. Кто на могильной фотографии в буденовке с красной звездой, кто в военной фуражке, с орденами на кителе.
— Вот, дедушка мой с финской начал воевать, всю войну прошел, — рассказывает Марина показывая на одну из могил с фото бойца в буденовке. – А это сосед, подполковник. А вот еще один наш дедушка, тоже ветеран войны.
На некоторых памятниках молокан-ветеранов – тоже звезды красные.
— Молокане воевали?
— Да, как началась война почти все мужики, кто был годен, ушли на войну. Многие не вернулись, многие вернулись героями. Мои деды воевали. Здесь в каждой семье есть ветеран, или чтут память не вернувшегося с войны.
Странно, «молоканская ересь» похожа на протестантские «ветви», в которых исповедуется запрет брать в руки оружие. Хотя… русская душа загадочна. А жабинские молокане, не забываем – из донских казаков! Как бы там ни было, гадай, не гадай, факт остается фактом: мужики из Жабино ушли на войну и били врага. Многие остались в братских могилах, в таких же, как на молоканском кладбище.
Возвращаясь с кладбища, у сельсовета встречаем главу сельсовета Елену Фомичеву. Рассказываем о сути проблемы, которая привела в село.
— Да, все жалобы на спиленные в рамках программы благоустройства села деревья до нас дошли, причем давно, — говорит глава. – Почему не убирали? Вы видели, какой там объем? Вывозить машинами, у нас, честно скажу – средств нет. А там нужно очень много вывезти. Поэтому мы решили деревья и ветви жечь. Но тут вышло постановление о введении в регионе противопожарного режима! Вот и получилось, что почти полтора месяца деревья лежали на кладбище. Но, думаю, в течение пары дней мы потихоньку их пожжем.
— Кладбищенскую ограду не планируете обновить?
— Планируем. Не знаем, правда, на какие только средства. Сейчас в области новый губернатор, и глава у нас новый в районе, буду просить хотя бы «рубль на рубль», на условиях софинансирования, так сказать, решить этот вопрос, — говорит Елена Фомичева.
— Елена Анатольевна, простите за такой вопрос: «А вы — молоканка»? – наглеет пресса.
— Нет, я вообще не местная, кстати, — не обижается Елена Фомичева. – Да мало здесь очень молокан осталось. Мало. И то, старенькие бабушки. Приезжает сюда в село иногда какой-то высокопоставленный в своей среде молоканин из Москвы, здесь его корни. Мы просили его помочь составить историю села, и он обещал. Но, потом куда-то пропал. Этим летом даже не приезжал.
«Отче наш» — вот и всё наше моление»
Водитель администрации села оказался знаком с последними из молокан.
— Да поедем, отвезу вас к бабе Ане, если она дома. Она точно – молоканка.
Воображение рисовало встречу с люто-религиозной женщиной в черных одеяниях. Дверь же очень ухоженного домика открыла милая бабулька. Даже бабулькой язык не повернется ее назвать. Женщина в годах – скорее. Анне Ивановне Каневской 81 год.
— Ну, молоканами нас называют неправильно. Правильное название – духовные христиане, — рассказывает легко пошедшая на контакт баба Аня.
— Молоканами нас даже больше обзывали. С улицы иногда кричали: «Эй, молоканы! Давно дождя нет, идите молиться на кладбище». А мы и впрямь, пойдем на кладбище, помолимся. И дождь как хлынет! – прямо с ходу рассказывает Анна Ивановна.
— Ой, ребята, я борщ сварила, может, в дом пройдете, покушаете? – приглашает баба Аня.
А у вас не как у староверов? Для пришлых, чужаков – лавка отдельная, посуда отдельная?
— Нееет, что вы?!
— Какая наша вера? Для нас Христос – всё. Библию почитаем. Иконам и кресту не поклоняемся. Крест принес страдание Христу. Хотя на некоторых надгробных памятниках молокан есть кресты, но это стандартные плиты, такими их выпускают. Хотя это и не правильно, но, что поделаешь? Церквей и пышного убранства у нас тоже нет. «Попами» наши начитанные в Писании мужики были. Мужчины-духовные христиане никогда не пили спиртного, не курили. И мы не кушаем свинину. По писанию – это не чистое животное. А если честно, уходит всё… В селе уже никто не собирается на моления. Некому. Если умрет кто, зовут меня, или сестру мою. Мы почитаем Библию, поговорим с родственниками. Вот и все.
— А семья ваша, муж, дети — молокане?
— Муж в православии крещен. А вот когда детки стали рождаться, я попросила мужа, можно их по нашим обычаям покрестить, а он и разрешил. Как проходит наш обряд крещения? Да просто над детьми читается молитва и все. С мужем никаких разногласий не было, а ведь мы в феврале отмечаем золотую свадьбу. Надо жить по правде, по Писанию, чтить Христовы заповеди. Любить друг друга. И все будет хорошо. С православными нет никаких споров. Я с удовольствием смотрю выступления патриарха Кирилла. Да, смотрю по телевизору. Телевизор у нас не под запретом. Смотрю патриарха Кирилла, и мне сейчас очень жалко его в связи с последними событиями, у вас же, православных сейчас скандал какой-то, Варфоломей какой-то, Константинопольский патриархат. Я, ребятушки, плохо в этом понимаю, расскажите, что там происходит?
— Мать, мы православные-то знаете какие? Как говорится, только называемся. Что происходит, тоже шапочно знаем. Говорят, раскол грядет серьезный…
— Ой, ребятушки, страшно как. Надо молиться. Молиться, может Господь устроит всё.
— А как вы молитесь, молокане? Как-то особо креститесь?
— Нет, не крестимся. Просто вслух молитву произносим. А молитва она из Писания, не человеком придумана, а самим Господом. Самая правильная молитва, для всех христиан, как бы не делились они. И, баба Аня произносит самую главную в христианстве молитву:
— Отче наш, сущий на небесах, да святится имя твое, да придет царство твое. Да будет воля Твоя, как на небе так и на земле. Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день. И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Молокане
Русские поселенцы (скорее всего, молокане) в Муганской степи (начало XX в)
США — ок. 20 000
Мексика
Армения — не менее 5000
Россия
Украина
Австралия
Грузия
Азербайджан
Русский язык
Духовное христианство
Русские
Молока́не — разновидность духовного христианства, а также особая этнографическая группа русских. В Российской империи были отнесены к «особенно вредным ересям» и преследовались вплоть до указов Александра I, относящихся к 1803 году, которые дали молоканам и духоборам некоторую свободу. У молокан утвердилась уверенность о существовании царского указа «О свободе вероисповедания молокан и духоборцев» от 22 июля 1805 года. Основанием этой уверенности послужила хранящаяся у одного из молокан записка о походе к царю поверенных от молокан Журавцова, Мотылёва и Лосева, государственном совете, который Александр I созвал для рассмотрения их прошения, и последующем царском указе. Эта записка послужила поводом для проведения молоканами юбилейного съезда в июле 1905 года в селе Воронцовка Тифлисской губ. Молокане представляют собой не единую церковь, а скорее религиозное движение с единым корнем, но с большими различиями во взглядах, песнопениях, учении, соблюдаемых праздниках. Среди таких направлений в молоканстве заметно выделяются «мокрые молокане» (практикующие водное крещение), молокане-прыгуны, молокане-субботники (соблюдающие субботу), дух-и-жизники (полагающие книгу «Дух и жизнь» в престоле, считая её третьей частью Библии) и другие
.
Основы веры
Молокане отличаются символическим и аллегорическим толкованием текстов Библии. Они
:
- признают поклонение Богу только в духе и истине (Иоан.4:23),
- не признавая видимых икон,
- не признают святых,
- не имеют церковной иерархии, клира,
- не употребляют в пищу свинину, спиртное, не курят.
- не делают изображения креста и не поклоняются ему, не творят крестного знамения.
История и происхождение названия
Молоканские старейшиныМолокане. 1870-е
Впервые термин «молокане» был использован в конце XVIII века в отношении людей, отвергших православный культ. По-видимому, «молокане» — это прозвище, которое дали им православные. Есть несколько теорий происхождения названия «молокане». Согласно одной из них, молокане пили молоко в постные дни, когда приём «скоромной» пищи запрещён православными канонами, за что их и прозвали молоканами. Некоторые связывают название «молокане» с рекой Молочной в Мелитопольском уезде, куда ссылали молокан. Имеет некоторое распространение версия, связанная с предпочтением есть молочную пищу в тюрьмах и армии, поскольку эта пища не могла быть приготовлена с использованием свинины, которую молокане не едят. Сами молокане предпочитают ссылаться на упомянутую в Библии метафору «духовного молока» (1 Петра 2:2)
.
Основатели молоканства остались неизвестны. Распространителем молоканства стал Семён Уклеин, бывший духобор и муж дочери лидера духоборов, Иллариона Побирохина, из Тамбовской губернии. Оттуда молоканство быстро распространилось в Саратовскую, Воронежскую, Астраханскую и другие губернии
.
Ниже приведена выписка, выполненная Е. И. Финогеновым, ИЗ АКТОВ, собранных Кавказской Археографической комиссией (архив ГУ Наместника Кавказского, том X, изд. под ред. пред. комиссии дейст. стат. советника Ад. Берже). Тифлис, тип. Канцелярии Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе, 1885 г
. ШЕМАХИНСКАЯ ГУБЕРНИЯ. Записка о русских переселенцах-раскольниках в Каспийской области стр. 281, 293.
1. Историческое изложение. Первое поселение раскольников в Каспийской области началось в Карабахской провинции, на урочище Кызыл-Кишлака в 1830 году сосланными по суду казаками земли Войска Донского, содержавшими духоборческую секту. Но распоряжение правительства по сему предмету сделано было ещё в 1829 году
.
Распоряжений правительства о переселении из России в Закавказский край раскольников из дел Каспийской палаты государственных имуществ не видно, кроме нижеследующего: 1830 года, октября 20-го, высочайше утвержденное мнение государственного Собрания о духоборцах-молоканах, иконоборцах, молоканах, иудействующих и других, признанных особенно вредными ересях. Государственный совет… положил: для руководства о духоборцах, иконоборцах, молоканах, иудействующих и других, признанных особенно вредными, ересей постановить следующее…
2. Различие расколов. В каспийской области поселены раскольники: старообрядцы, молокане, духоборцы, скопцы, иудействующие, или субботники. Молокане: веруют в Христа, но отвергают все наружные обряды и церковные таинства
.
МЕСТА ПОСЕЛЕНИЯ. В 1834 году были поселены на урочище Алты-Агач выходцы из России по добровольному желанию, а в 1840 году из переселившихся из села Алты-Агач, в числе 315 душ мужского пола, основано новое село на урочище Хильмилли. Оба села состоят и в настоящее время в Кушинском участке, из населения молокан преимущественно. В 1843 году на урочище Чухур-Юрт поселились переселенцы из Карабахского уезда Варащинского участка села Кызыл-Кишлака, в числе 57 душ мужского пола и 46 женского пола молоканской секты и переселенцы из России. Также в 1843 году поселены при станции Маразы Кобринского участка, тоже молокане из России, а в настоящее время, в 1844 году, основано новое поселение на урочище Джабаны Кущинского участка. Прибывали в Хельмилли: в 1840—352; 1841 — 12; в 1842 — 3; в 1843 — 14; в 1844 — 17 человек
.
БЛАГОУСТРОЙСТВО. В каспийской области все поселения русских раскольников устроены по образцу деревень и сел внутренних губерний в России. В Ширванском уезде в селе Хильмилли и Чухур-Юрт отбиты по одной улице, на коих указано строить дома. Раскольники тех селений не соблюдают строго правил даже в том, чтобы улицы были прямы. Лучшего устройства дома находятся в Ширванском уезде, в селениях Алты-Агач, Топчи и Хильмилли
.
УПРАВЛЕНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, С/ХОЗЯЙСТВО. Сельское управление в раскольничьих селениях состоит из старосты, десятских и писаря. В Шиваском уезде писари получают: в селе Хильмилли 100 руб. с канцелярскими припасами; в Алты-Агаче — 90 руб.; в Топчи — 120 руб. без канцелярских припасов. Школ в раскольничьих селениях нет
.
Сельское Хозяйство у переселенцев ведётся по принятым правилам их праотцами с тою только разницей, что плодородие земли поселяет между ними ещё большую беспечность, чем прежде в России, ибо дает достаточные урожаи без употребления тщательной обработки и удобрения полей. Кроме того, закостенелость в старинных обычаях, непредприимчивость и отвращение от всякого рода нововведений овладели ими до невероятной степени
.
НРАВСТВЕННОСТЬ И МОРАЛЬ. Раскольники, поселенные в Каспийской области, ведут себя вообще трезво, скромно, миролюбиво между собою, а главы семейств заботятся о благосостоянии своих жён и детей. Пьянство между раскольниками весьма редко
. Раскольники между собою очень доверчивы, но к другим жителям не только не доверчивы, но даже весьма скрытны, что увеличивается тем более, чем ближе известное обстоятельство к их пользе касается, и вообще они делаются пред теми скрытными, которые составляют их начальство или имеют какое-либо влияние.
В 1830-х годах, по декрету Николая I, для заселения молоканами и духоборами открываются закавказские провинции. Одновременно с этим среди молокан происходит всплеск религиозного энтузиазма, связанный с распространившимися между ними пророчествами о начале тысячелетнего царства Христа в районе горы Арарат в 1836 году
.
Также большое количество молоканских семей были отосланы в украинские степи, а именно по большей части в нынешнюю Запорожскую область, где молокане проживают по сей день
.
В конце XIX века число молокан в России превышало 500 тыс. человек. Большинство из них жили в Закавказье (в том числе в Карсской области, впоследствии отошедшей к Турции), и на Северном Кавказе
.
Обширный район в южной части Владикавказа до сих пор в народе называют Молока́нкой по названию Молоканской слободы, многие строения которой сохранились до наших дней. В этом районе продолжает функционировать молоканский дом собраний, на собраниях бывают около 150 человек. Один из центральных городских садов Баку носил ранее наименование «Молоканский садик» (до Революции — Мариинский сквер, ныне официально — Сад им. Хагани); это название популярно среди бакинцев по сей день
.
Тысячи молокан Закавказья были вынуждены искать себе новое место жительства в результате войн начала XX века и после передачи Турции территории Карсской области. Советское правительство выделило переселенцам целинные земли в Сальской степи на юге России, ныне входящие в состав Целинского района Ростовской области. Там и в настоящее время есть активные молоканские организации
.
Остававшиеся в Турции молокане были репатриированы в Россию (в разные районы Ставропольского края) в 1961 году
.
Молокане в Америке
В начале 1900-х годов несколько тысяч молокан эмигрировало в США (западное побережье) и Мексику (северо-запад
).
На сегодня в Соединённых Штатах около 20 тысяч человек «этнически идентифицируют себя как молокане», в том числе около 2 тысяч регулярно посещают молоканские служения
.
В 1997 году при поддержке американских молокан был построен Молоканский центр в селе Кочубеевском Ставропольского края.
В Краснодарском крае Отрадненском районе был хутор Новый Ардоган, куда переселяли из Карса; с 1900 по 1978 жили молокане, осталось кладбище
.
Существующие населённые пункты
- Украина
- Посёлок Южный. Приазовский район, Запорожская область
- Посёлок Нововасилевка. Приазовский район, Запорожская область
- Посёлок Новоспасское. Приазовский район, Запорожская область
- Посёлок Астраханка. Приазовский район, Запорожская область
- Россия
- Село Максимовка, Богатовский район, Самарская область
- Посёлок Цимлянский. Шпаковский район, Ставропольский край
- Станица Новомарьевская. Шпаковский район, Ставропольский край
- Село Надежда. Шпаковский район, Ставропольский край. Дом Собраний.
- Город Михайловск. Шпаковский район, Ставропольский край
- Село Казьминское. Ставропольский край.
- Село Новоблагодарное. Предгорный район, Ставропольский край
- Село Кочубеевское. Ставропольский край. Центральная церковь Молоканского собрания.
- Село Тяглое-Озеро. Пестравский район Самарской области.
- Сёла Плодородное и Ольшанка, хутор Одинцовка. Целинский район Ростовской области.
- Деревня Горки. Спасский район Нижегородской области.
- Село Кабаево. Республика Мордовия. Дубёнский район.
- Село Павлодаровка. Горьковский район Омской области
- Сёла Каменка, Каменная Балка, Благодарненский район, Ставропольский край
- Село Юца. Предгорный район, Ставропольский край
- село Шилово, Бондарский район, Тамбовская область, большая часть жителей в советское время были молокане (женщины молоканки от рождения не стригли волосы), есть молоканское кладбище, сейчас село практически вымерло.
- Село Тамбовское, Терский район, Кабардино-Балкария
- Армения
- Село Чамбарак (бывший Красносельск).
- Сёла Фиолетово и Лермонтово (Лорийская область).
- Азербайджан
- Ивановка — село в Исмаиллинском районе.
- Новосаратовка — село в Кедабекском районе.
- Чухур юрд — Шемахинский район
- Ново-Ивановка (главным образом, населённый пункт не молокан, а староверов; находится недалеко от Новосаратовки) — село в Кедабекском районе.
- Грузия
- сёла Давитиани (быв. Свободное) и Ульяновка (Лагодехский район), Сатапле (быв. Красногорск) (Сагареджойский муниципалитет).
В посёлке Новокумском Ставропольского края действует историко-этнографический музей молокан и казаков-некрасовцев при Центре традиционной русской культуры. В музее, в частности, собран этнографический материал, связанный с проживанием молокан в Турции
.
В селе Павлодаровка, Горьковский района Омской области есть молоканское кладбище, где похоронены переселенцы-молокане из Тамбовской губернии. В хуторе Новосальском Дубовского района Ростовской области есть молоканское кладбище
.
В селе Вязовка Волгоградской области сохранилось молоканское кладбище. Оно находится неподалёку от той части села, которую местные жители до сих пор называют Молокановкой
.
Молокане в искусстве
- В 2009 году в Турции вышел на экраны художественный фильм режиссёра Мурата Сарачолу «Deli Deli Olma» о жизни молокан и турок на востоке Турции.
- В 1997 году Е. И. Финогенов написал стихотворение о жизни и обычаях молокан села Хильмилли (Азербайджан) с царских до перестроечных времен:
Чай, на самом краешке Земли,
Есть село, для нас ценней алмаза
С тамошним названьем ХИЛЬМИЛЛИ!…
- В романе В.Пикуля «Баязет» один из главных героев в течение нескольких дней живёт у местных молокан. Описываются их быт, жизнь, традиции. Так же говорится, что у молокан было спрятано несколько мешков с фальшивыми монетами Российской Империи и станок-пресс для их производства.
- В повести И.Ильфа и Е.Петрова «Одноэтажная Америка» описывается встреча авторов с молоканами, проживающими в Сан-Франциско. Перебравшиеся в Америку в 1902 году пятьсот семей поселились обособленно, на горе, образовав в городе так называемую «Русскую горку».
Примечания
- 1 2 Molokane. Short Description and History
- (англ.) Pryguny and Molokane in Baja California, Mexico. Архивировано из первоисточника 17 августа 2012. Проверено 14 августа 2012.
- Taxonomy of Molokane, Pryguny and Dukh-i-zhizniki — songs, holidays, prophets, communion and books (англ.)
- 1 2 Молокане
- ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ ЦЕЛИНСКОГО РАЙОНА РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
- 1 2 Самарина О. И. Общины молокан на Кавказе: история, культура, быт, хозяйственная деятельность. — Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. — Ставрополь, 2004.
- Нитобург Э. А. Молокане в Америке// «США — ЭПИ». — М., 1997. — № 10.
- Molokan Center, Kochubeevskoe, Stavropol’skii krai, Russian Federation — 1997
- Село на Кавказе названо в честь Саратова. — Риэлт МЕГ, 17 августа 2009 года.
- В азербайджанском селе будет открыт Музей русской культуры и быта. — ИА REGNUM, 28 апреля 2006 года.
- …большая часть поселилась в Восточной Грузии, а именно в районах Сигнахи и Сагареджо, где в деревнях Красногорск и Ульяновка молокане насчитывали 1365 человек.
- Сайт фильма «Deli Deli Olma» (тур.), (англ.)
- Блоги@Mail.Ru: Хильмилли
- Сайт молокан Красносельска Армении
- По следам молоканства
- Молитвенник Молокан
- Молокане
- Molokane.org: Molokan Home Page (англ.)
- Авраам Шмулевич, Марк Кипнис. Субботники (Иудействующие). КЕЭ, том 8, колонка 635—639
- «Молокане: между небом и землей, между Россией и Арменией», Благовест-Инфо, 25.12.2007
- «Из Грузии уезжают молокане», Newsru.com, 25.02.2009
- Официальный сайт постоянных Духовных Христиан Молокан в России
- Russian Molokan Church service, September 14, 1938 (англ.)