В наше время необходимо вновь подчеркнуть важное значение честности, силы воли и верности своим принципам. Лишь тогда, когда мы снова вплетем в волокно нашей жизни добродетели, составляющие сущность истинной цивилизации, изменится уклад жизни наших времен. Вопрос лишь в том, с чего начать.
Я убежден, что для начала нужно признать Бога нашим Небесным Отцом, общаться с Ним как с Отцом, признавая, что Он превыше всего, и ежедневно обращаться к Нему за руководством во всех наших делах.
Я утверждаю, что возврат к древнему порядку молитвы, семейной молитвы в каждом доме, – это одно из лучших средств против смертельного заболевания, разъедающего наше общество. Нельзя ожидать, что чудо произойдет за один день, но пройдет одно поколение – и чудо свершится …
В самом коленопреклонении есть нечто, противостоящее чертам, описанным Павлом: «горды… наглы, напыщенны».
Есть в самой этой традиции – когда и отец, и мать, и дети все вместе опускаются на колени – нечто такое, что сводит на нет следующие качества, описанные им: «родителям непокорны… непримирительны».
Сам акт обращения к Божеству каким-то образом устраняет в человеке склонность к богохульстиву не позволяет ему стать более сластолюбивым, нежели боголюбивым .
Склонность быть далекими от святости, как сказал Павел, неблагодарными, испаряется по мере того, как члены семьи вместе благодарят Господа за жизнь, за покой и за все, что у них есть. И, выражая Господу благодарность друг за друга, члены семьи начинают с новой силой ценить, уважать и любить друг друга …
Когда мы все вместе вспоминаем перед Господом бедных, нуждающихся и угнетенных, у нас незаметно, но реально пробуждается способность любить ближних больше, чем себя, уважение к ближним, желание служить на благо других людей. Невозможно просить Бога помочь страдающему ближнему и при этом не чувствовать побуждения сделать что-то своими руками, чтобы помочь этому ближнему. Какие чудеса свершились бы в жизни детей этого мира, если бы они отложили в сторону свой эгоизм и посвятили себя беззаветному служению другим людям! Место для ежедневных семейных молитв – вот лучшее место для посадки и питания семени, из которого вырастет это тенистое и плодоносное дерево …
Я не знаю способа, позволяющего так же легко снять напряжение в семье или незаметным путем вызвать уважение к родителям, ведущее к послушанию, не знаю лучшего способа пробудить дух покаяния, способный в значительной мере избавиться от недуга, разбивающего семьи, чем совместная молитва, когда люди вместе признаются в своих слабостях перед Господом и призывают благословения Господа на свой дом и всех его обитателей …
Семья – базовая единица общества. Семья, возносящая молитвы, – надежда более совершенного общества. «Ищите Господа, когда можно найти Его» (Исаия 55:6)14.
Меня тронули… искренние слова одного юного . Он сказал: «Я здесь уже много месяцев. Мне не под силу выучить этот язык. Мне не нравятся люди здесь. Днем я чувствую себя подавленным, а по ночам плачу. Мне как-то хотелось умереть. Я написал маме, умоляя найти для меня повод вернуться домой. Вот ее ответ. Она пишет: ‘Мы молимся за тебя. Не было ни одного дня, чтобы мы вместе не преклоняли колени утром перед едой и вечером перед сном и не молили Господа послать тебе благословения. Мы дополнили свою молитву постом, и теперь, когда твои младшие братья и сестры молятся, они говорят: «Небесный Отец, благослови Джонни… и помоги ему выучить язык и исполнять работу, к которой он был призван’».
А затем этот юноша, превозмогая слезы, сказал: «Я попробую начать сначала. Я прибавлю свои молитвы к их молитвам и свой пост – к их посту».
Теперь, спустя четыре месяца, я держу в руках другое его письмо, где он пишет: «Произошло чудо. Я получил дар от Господа – знание языка. Я полюбил народ в этой прекрасной стране. Благодарение Богу за молитвы моей семьи!»15
Можем ли мы сделать свои дома красивее? Да, если обратим свои семьи к Источнику всей подлинной красоты. Можем ли мы укрепить общество и сделать его более приятным для обитания местом? Да, если будем укреплять добродетели в жизни собственной семьи, преклоняясь вместе и вознося прошения Всевышнему во имя Его Возлюбленного Сына.
Мы можем укреплять свою семью, вместе преклоняя колени в молитве.
Всего за одно поколение эта традиция, возврат к поклонению Богу всей семьей, распространившись по всей Земле, подняла бы нас из губительного состояния упадка. Она способна возродить в сердцах людей целостность, взаимоуважение и дух благодарности16.
Разве молитва – это так сложно? Неужели так сложно побуждать отцов и матерей преклонять колени со своими маленькими детьми и обращаться к престолу Божества с выражением благодарности за полученные благословения и молиться о страдающих, а также о своих нуждах, а затем просить во имя Спасителя и Искупителя мира? Как велика сила молитвы! Я могу свидетельствовать об этом, равно как и все вы. Как же трагична утрата, с которой сталкивается любая семья, пренебрегающая преимуществами этой драгоценной и простой привычки!17
Если кто-либо среди вас не проводит семейную молитву, начните прямо сейчас, опускайтесь вместе на колени, если мы способны это делать, каждое утро и каждый вечер, обращайтесь к Господу и выражайте свою благодарность, призывайте Его благословения на всех нуждающихся Земли и говорите с Ним о вашем собственном благополучии18.
Я приношу вам мое свидетельство: если вы искренне постараетесь установить порядок семейной молитвы, вы не останетесь без награды. Изменения, быть может, проявятся не сразу. Они могут быть едва различимыми. Но они воистину произойдут, ибо Бог «ищущим Его воздает» (к Евреям 11:6).
Давайте же будем с верой подавать пример всему миру, следуя этой традиции и поощряя других поступать так же19.
Исповедайте убо друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да исцелеете
Сказав об оставлении грехов, которое приемлют недужные от освящённых, сразу же присовокупляет здесь божественный Иаков и исповедание грехов, говоря, что подобает вам христиане, исповедовать свои грехи, один другому и призывать Бога, Который есть Врач душ и телес, чтобы принять от Него исцеление греховных ран и язв. Изначально исповедание грехов было обще для всех, а не только принадлежало кающимся, которые обращались от смертных грехов, но и тем, которые исправили свою жизнь к добродетели и справедливости, но согрешали простительно по человеческой немощи. С одной стороны, в божественном Евангелии написано о Крестителе Иоанне: «Тогда исхождаше к нему Иерусалима, и вся Иудея, и вся страна Иорданская, и крещахуся во Иордане от него, исповедающе грехи своя» (Матф. 3:5-6), с другой же, Иов так говорит: «аще помыслит сердцем обратитися ко Господу, повесть же человеку свой зазор (т.е. исповедание своих грехов), и безумие свое покажет, заступит и (т.е. Бог), еже не впасти ему в смерть, обновит же тело его якоже повапление на стене, кости же его исполнит мозга; умягчит же его плоть якоже младенца, и устроит его возмужавша в человецех. Помолится же ко Господу и прият Им будет, внидет же лицем веселым со исповеданием (т.е. славословием), воздаст же человеком правду свою. (Иов 33:23-26).
Говорит же и другое слово, этот праведный столп терпения, Иов: «Аще же и согрешая неволею, скрых грех мой; не посрамихся бо народнаго множества, еже не поведати пред ними» (Иов 31:33-34). Из этих слов, яснейшим образом видно, насколько удивительное и достославное целительное средство, для прощения грехов, есть исповедание их другим. Оно открыто и победоносно, для разумных, совершенных и духовных, при рассуждении и добродетели; ходатайствует же, греховных ран умное исцеление с наставлениями и епетимиями духовных мужей, подобно смягчающему и стягивающему пластырю. Поэтому и Екклесиаст сказал: «Благо еже слышати прещение премудра, паче мужа слышащаго песнь безумных» (Еккл. 5:6), и Давид говорит: «Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея» (Пс. 140:5). Эти слова явно показывают, что должно предпочитать и любить, разумное уязвление и наказание, праведных и добродетельных как полезное для души, чем похвалы лукавых как по настоящему душевредные. Достойно замечания и то, что от этих слов, которые говорит здесь брат Божий, чтобы исповедовать, друг другу грехи, обличаются те, которые пустословят и суесловят, что нет нужды исповедоваться людям, но только одному Богу, приводя Давидское «рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви; и Ты оставил еси нечестие сердца моего» (Пс. 31:5). И не только, от этого изречения Иакова, заграждаются сии уста, но и от прочих изречений ветхого Писания и Евангелия, которые мы привели уже выше.
много бо может молитва праведного поспешествуема
Этими словами, брат Божий как бы говорит следующее, по святому Митрофану: да христиане, братья мои, много помогает в прощении грехов, исповедующимся христианам, прошение и молитва добродетельных духовников, которые их исповедают. Но каким христианам? Тем, которые осуждают своё «я», с чистым и нельстивым расположением сердца, за прежде соделанные грехи; тем, которые возненавидели грех, и поэтому восторжествовали над ним и посрамили его, через исповедь. И тем, которые не имеют цели, вернуться опять на ту же самую блевотину своих грехов, но более приносят достойные плоды покаяния. За таковых, говорю, очень сильна молитва и прошение к Богу — моление духовников. Бывает же она действенна у тех, которые исповедаются, так как, ей не препятствует никакая злая причина их грехов, но более того, ей содействует смирение и добродетельные их дела. За тех же, исповедующихся христиан, кото- рые имеют развращённые и лукавые помыслы, возвратиться опять ко греху, и они ещё как бы держат в объятиях и любят зло, за таких, говорю, если будет просить Бога сам праведный Ной, угодивший Богу, и пророк Даниил, и засвидетельствованный от Бога Иов, то не будут услышаны. Об этом ясно засвидетельствовал Бог, пророку Иезекиилю говоря «сыне человечь, земля аще согрешит Ми, еже пастися грехом, и простру руку Мою на ню и сотру утверждение хлебное и пущу на ню глад… и аще будут сии трие мужие среде ея, Ное и Даниил и Иов, тии во правде своей спасутся, глаголет Адонаи Господь… не избавят ни сынов, ни дщерей своих, но тии едини спасутся» (Иез. 14:13-14,18). И к Иеремии говорит: «Ты же не молися о людех сих и не проси еже помилованым быти им, и не моли, ниже приступай ко Мне о них, яко не услышу тя» (Иер. 7:16). Смотри также толкование на «Есть грех к смерти» (1 Ин. 5:16).
Никто да не думает здесь, по написанному: «Исповедайте убо друг другу согрешения», чтобы мы исповедовали простым людям, наши согрешения, и получали от них прощение в грехов. Это совсем не подобающе и чуждо чину, нашей Святой Церкви. С самого начала и можно сказать свыше, сама Церковь установила Таинство исповеди и прощения грехов, чтобы совершали его мужи облечённые священством, посвящённые в тайны и немногословные, как пишет Сократ в Церковной Истории кн. 5, гл. 19. И Созомен 7-ой книге, гл. 16 по этому же поводу пишет, чтобы имели таковые разрешение от архиерея вязать и решать грехи исповедающихся. Но более сами епископы в первую очередь должны являться духовниками, как имеющие власть вязать и решать грехи и примирять кающихся, в соответствии с 6-м правилом Карфагенского Собора. Что ещё сказать? Не только мирские не могут исповедовать, но и не все облечённые священством. Только опытные и добродетельные, могущие мудро исцелять греховные раны. Также как и не все врачи могут врачевать болезни, но только испытанные и опытные во врачебном искусстве, как сказал Великий Василий: «как не всем, и не случайным открывают люди телесные страсти, так и исповедание грехов должно быть тем, которые могут их исцелить». Духовникам подобает быть искуснейшими, более прочих священников, и совершеннейшими в слове добродетели, как говорит святой Митрофан. Если же кто утверждает, противное сказанному нами, ссылаясь на слово брата Господня, «исповедайте убо друг другу», то кратко даём на это ответ, что это было сказано, тогда, когда Церковь не имела ещё совершенного и соответствующего устройства, находясь посреди гонителей и идолопоклонников. Позже когда воцарился Великий Константин, и были Вселенские и Поместные Соборы, всё устроилось в совершенное и гармоничное состояние, в том числе и Таинство исповеди. Прибавим же ещё и то, что не запрещается исповедовать грехи другому, также как и Иов исповедовал перед множеством, если сделал, что сатанинское (Иов 31:33-34), но связать или разрешить от грехов, другой не может, кроме имеющих власть вязать и решать, т.е. архиереев и иереев как выше было сказано.
Толкует это изречение богоносный Максим: «Много может молитва праведного поспешествуема», как сказано. Поспешествуема же она бывает двояко: первое (когда молящийся сам праведен), и возносит к Богу молитву при делах по заповедям, как такую, которая не в одном только слове состоит, и не пустым звуком голоса произносится, и предлежит праздной и ничего твердого под собою не имеющей, но есть действенна и жива, воодушевляема будучи делами по заповедям. Ибо сила и состоятельность молитвы зависят от исполнения заповедей чрез творение добродетелей; в следствие чего праведный имеет сильную и многомогущую молитву, поспешествуемую заповедями. Второе, когда кто, прося молитвы у праведного, сам творит дела молитвы, обещая исправить и действительно исправляя прежнюю жизнь, и таким добрым своим обращением делая молитву праведного сильной и многомогущей. (Умозрительные и деятельные главы, гл.200). И ещё: «Многое есть неисправление, более же скажу безумие, в удобстве живущему, просить спасения молитвами праведных, в то время как они просят прощения грехов, сей по свободному произволению остаётся в нечистоте… если молитва праведного остаётся не действенной, не подобает нисколько медлить… но деятельно и со тщанием совершать и творить добродетели».
Феофилакт и Икумений толкуют это изречение: «Молитва праведника имеет большую силу тогда, когда и тот, за кого он молится, содействует его молитве душевной скорбью, ибо если тогда, когда за нас молятся другие, сами мы проводим время в роскоши, неге и невоздержании, то мы через это ослабляем силу молитвы подвизающегося за нас, и сбывается на нас слово премудрого Сираха: «Един созидаяй, а другий разоряй, что успеет более, токмо труд? Единому молящуся, а другому проклинающу, коего глас услышит Владыка?» (Сир. 34:23-24).
И ещё говорит святой Максим: «Никакой нет пользы от молитвы праведного для прибегающего к ней, когда он более услаждается грешными делами, чем добродетелями. Так некогда и великий Самуил оплакивал Саула грешащего, но умилостивить за него Бога не был силен, не прияв в поспешество плачу своему подобающего исправления грешащего. Почему Бог, останавливая раба Своего от бесполезного плача, говорит ему: «доколе ты плачеши о Сауле. Аз же уничижих его, не царствовати во Израили» (1Цар. 16:1). (Умозрительные и деятельные главы, гл.201).
Сказал и великий в отцах Варсонофий: «Если человек сам не потрудится, по силе своей, и не присоединит собственного труда к молитвам святых, то никакой не получит пользы от того, что святые будут за него молиться. Когда они будут и поститься, и молиться за него, а он будет сластолюбствовать и вести себя беспорядочно, то какую пользу принесет молитва их о нем? Ибо здесь сбывается сказанное в Писании: един созидаяй, а другий разоряяй, что успеет более, токмо труд? (Сир. 34, 23). Если бы возможно было, чтобы тот, о котором молятся святые, спасался, нимало не внимая себе, то что препятствовало бы святым спасать таким образом и всех грешных людей мира сего? Но хотя грешный и потрудится несколько сам, он имеет нужду в молитве праведного. Ибо апостол говорит: много может молитва праведного поспешествуема, то есть когда святой и праведный молится за грешного, то и грешный, по силе своей, должен содействовать молению святых покаянием; будучи сам собою недостаточен к уплате долгов своих, он приносит малое, а молитвы святых — многое» (Ответ 622). О том же сказано и в 70-ом ответе.
Говорит и святой Иоанн Лествичник: «Не ленись просить и молить Бога за самых ленивейших; не о том, чтобы они были помилованы, ибо это без их содействия невозможно, но чтобы Господь воздвиг их к усердию» (Слово к пастырю 12:11).
Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.
Если же кто в молитве будет молиться Богу о какой-либо добродетели, а сам между тем предается нерадению, никаких на стяжание сей добродетели определенных средств не приемля и никаких для того дел не делая, и подвигов не подъемля, то поистине такой паче искушает Бога, а не молится. Почему божественный Иаков и сказал, что «много бо может молитва праведнаго поспешествуема». Споспешествованием здесь бывает и то, когда кто, прося праведного помолиться о чем для себя, и сам о том молится, и то, когда кто, молясь о чем Богу, и сам всеусердно делает все, потребное для стяжания просимого, как разумеет св. Максим.
Невидимая брань.