Конда́к 1.
Избра́нная от все́х родо́в Де́во Ма́ти Го́спода Бо́га Вы́шняго, в лучеза́рней сла́ве Небе́сней превы́ше Херуви́мов и Серафи́мов Цари́це Влады́чице, приклони́ ми́лость Твою́ к на́м гре́шным, утоли́ печа́ль серде́ц на́ших; простри́ над на́ми покро́в Тво́й честны́й, посети́ ско́рбную жи́знь на́шу, не и́мамы бо ины́я по́мощи, не и́мамы бо ины́я наде́жды ра́зве Тебе́, Ма́ти ро́да на́шего. В стра́хе и в тре́пете пред вели́чием милосе́рдия Твоего́, коленопрекло́ньше, хода́тайства Твоего́ пред безсме́ртным Сы́ном Твои́м про́сим, со умиле́нием зову́ще:
Ра́дуйся, Ми́лостивая Ма́ти Бо́жия, ми́лости Твоя́ на на́с излива́ющая.
И́кос 1.
Арха́нгел благове́стник с Небесе́ по́слан бы́сть пра́ведному Иоаки́му ра́дость рождества́ твоего́ возвести́ти, и возра́довавшеся ста́рец святы́й, вели́чие Твое́ в ми́ре Бо́жием прови́дя, те́мже и мы́ Богоро́дице, с ни́м ра́достно вопие́м Тебе́:
Ра́дуйся, всего́ ми́ра Влады́чице; ра́дуйся, А́нгелов цари́це.
Ра́дуйся, Пречи́стая; ра́дуйся, все́х цвето́в благоуха́ннейшая.
Ра́дуйся, любвеоби́льная; ра́дуйся, кро́тости и милосе́рдию науча́ющая.
Ра́дуйся, покро́в Тво́й святы́й над все́ми на́ми простира́ющая; ра́дуйся, Де́во светоза́рная.
Ра́дуйся, Ми́лостивая Ма́ти Бо́жия, ми́лости Твоя́ на на́с излива́ющая.
Конда́к 2.
Ви́дяще Тя́ на о́блацех, честны́й покро́в Тво́й простира́ющую, и те́м на́с соблюда́ющую, благода́рственно вопие́м Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 2.
Ра́зум на́ш обурева́емый плотски́ми помышле́ниями, око́вы земны́я сокруши́ти тща́шеся. Немощны́я и лени́выя во греха́х на́ших валя́емся, но сле́зно к Твоему́ милосе́рдию взыва́ем: воздви́гни из бе́здны грехо́вныя, наста́ви на́с на пу́ть спасе́ния, да со а́нгелы Тебе́, Ма́ти Пречи́стая, прославля́ем:
Ра́дуйся, покро́ве на́ше и спасе́ние; ра́дуйся, ко благоче́стию на́с наставля́еши.
Ра́дуйся, гре́шников моли́твеннице; ра́дуйся, воздыха́ний на́ших не отверга́ющая;
Ра́дуйся, на́ши сле́зы утира́ющая; ра́дуйся, Ма́ти милосе́рдия.
Ра́дуйся, Живоприе́мный Исто́чнице; ра́дуйся, мно́гие не́мощи на́ши исцеля́ющая.
Ра́дуйся, Ми́лостивая Ма́ти Бо́жия, ми́лости Твоя́ на на́с излива́ющая.
Конда́к 3.
Си́ла Вы́шняго храня́ше Тя́, егда́ младе́нческими стопа́ми твори́ла еси́ восхожде́ние ле́ствицы хра́ма Госпо́дня и мы́, гре́шнии, упова́я на Ма́тернюю ми́лость Твою́, го́рестно мо́лим: возведи́ на́с по ле́ствице спасе́ния; да прибли́зимся ко Престо́лу сла́вы Бо́жия, благода́рственно зову́щи: Аллилу́иа.
И́кос 3.
Иму́ще се́рдце все́х де́в чисте́йшее и ра́зум, устремле́нный в Го́рнее, Де́во Мари́е, в хра́ме Бо́жием пребыва́юще, о земно́м не помышля́я, все́ существо́ свое́ к восприя́тию Царя́ царе́й пригото́вила еси́. Си́лы Небе́сныя пред чистото́ю Твое́ю преклоня́ются, и ве́сь ро́д челове́ческий ра́достную пе́снь Тебе́ возсыла́ет:
Ра́дуйся, Пречи́стая Де́во все́х де́в чисте́йшая; ра́дуйся, ра́зум плотски́м грехо́м не повреди́вшая.
Ра́дуйся, кро́ткая лампа́да всему́ ми́ру сия́ющая; ра́дуйся, се́рдце Твое́ все́х серде́ц чисте́йшее.
Ра́дуйся, Богоизбра́нная отрокови́це; ра́дуйся, красото́ неизрече́нная и неопи́санная.
Ра́дуйся, украше́ние всего́ Не́ба и земли́; ра́дуйся, все́м святы́м ра́дость.
Ра́дуйся, Ми́лостивая Ма́ти Бо́жия, ми́лости Твоя́ на на́с излива́ющая.
Конда́к 4.
Бу́ри отча́янные в сердца́х на́ших претерпева́я, во греха́х житие́ свое́ ижди́вшии к Тебе́, Богоро́дице прибега́ем и смире́нно мо́лим: пода́й на́м си́лу ду́ха, пода́й на́м кро́тость и смире́ние, терпе́ние и му́дрость к перенесе́нию все́х скорбе́й на́ших, да воспои́м Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 4.
Смиренному́дренно Ты́ приняла́ благу́ю ве́сть арха́нгелом Гаврии́лом принесе́нную и, уразуме́в ча́с се́й святы́й, рекла́ еси́: «Се́ раба́ Госпо́дня, бу́ди ми́ по глаго́лу Твоему́», – о, Пресвята́я Де́во, научи́ и на́с храни́ти поко́рность во́ле Бо́жией и безро́потно перенести́ низпосыла́емыя на́м Бо́гом испыта́ния, да очи́стятся ду́ши на́ша огне́м страда́ний; да измету́тся из серде́ц на́ших вся́ скве́рны грехо́в на́ших; восста́нем бо́дры и чи́сты се́рдцем, возсыла́я Бо́гу благода́рственныя восхвале́ния: благодари́м Тя́ Бо́же, Царю́ Небеси́ и земли́, вся́ прему́дростию Твое́ю стро́яй и сокрове́нная челове́ков я́ве предве́дый, се́ досто́йное по дело́м на́шим прие́млем. Да бу́дет над на́ми свята́я во́ля Твоя́. Тебе́ же, Преблагослове́нная Де́во, Бо́га все́х ро́ждшая, умиле́нно прославля́ем:
Ра́дуйся, смире́нная раба́ Госпо́дня; ра́дуйся, на́с приме́ром Свои́м ободря́ющая.
Ра́дуйся, Де́во Пресвята́я; ра́дуйся, ю́ность Свою́ Бо́гу посвяти́вшая.
Ра́дуйся, кро́тость неизглаго́ланная; ра́дуйся, сто́лп ве́ры непоколеби́мый.
Ра́дуйся, упова́ние все́х конце́в земли́; ра́дуйся, любви́ мо́ре неизмери́мое.
Ра́дуйся, Ми́лостивая Ма́ти Бо́жия, ми́лости Твоя́ на на́с излива́ющая.
Конда́к 5.
Боготе́чная звезда́ волхва́м на небеси́ яви́вшася, и ди́вным верте́п озари́вшая, показа́ Царя́ сла́вы в я́слех лежа́ща; и с ни́м Ма́терь Его́, Де́ву чи́стую и святу́ю, в се́рдце Свое́м пе́сни а́нгелом слага́ющую. О, Де́во кро́тости и смире́ния, вознеси́ Го́споду и на́ше славосло́вие: Аллилу́иа.
И́кос 5.
Ви́дяще волхвы́ сла́ву предве́чнаго младе́нца Христа́, на́с ра́ди пло́тию ро́ждшагося, возда́ли Ему́ Бо́жеское поклоне́ние. А́нгел же Госпо́день ста́рцу Ио́сифу яви́ся, повеле́в безсме́ртное Отроча́ и Ма́терь Его́ во Еги́пет от я́рости И́родовой спасти́. Со умиле́нием помышля́я, Богоро́дице, о многотру́дном пути́ Твое́м, мы́, гре́шнии, смире́нно к Тебе́ прибега́ем: облегчи́ на́ш земны́й пу́ть, скорбя́ми испо́лненный, подыми́ па́дающих ду́хом, поддержи́ сла́бых и боля́щих, простри́ ру́ку спасе́ния уныва́ющим, укрепи́ Правосла́вие в стране́ на́шей, кро́вию истека́ющее. О, Пресвята́я, Всепе́тая Де́во Богоро́дице, бу́ди ми́лостива ны́не к на́м гре́шным о греха́х свои́х пла́чущим; умоли́ Сы́на Твоего́ изли́ти ми́лость Его́ на на́с гре́шных и немощны́х: да ра́достно во умиле́нии серде́ц на́ших вопие́м Тебе́:
Ра́дуйся, Богоро́дице, матери́нския ско́рби утоля́ющая; ра́дуйся, вдови́ц и си́рых покрыва́ющая.
Ра́дуйся, люде́й Твои́х спасе́ние; ра́дуйся, моли́твенников похвало́.
Ра́дуйся, ста́рцев утеше́ние; ра́дуйся, ю́ности ободре́ние.
Ра́дуйся, убо́гих призре́ние; ра́дуйся, всему́ ми́ру весе́лие.
Ра́дуйся, Ми́лостивая Ма́ти Бо́жия, ми́лости Твоя́ на на́с излива́ющая.
Конда́к 6.
Про́поведь любви́, кро́тости и всепроще́ния ми́рови возвеща́ющая со Христо́м, Сы́ном Твои́м, все́ го́рести земны́е претерпе́вшая. Апо́стола Иоа́нна и с ни́м ве́сь ро́д христиа́нский Своему́ матери́нскому се́рдцу усынови́вшая. О, Присноде́ва Пренепоро́чная, бу́ди на́м Ма́терию на́шею Небе́сною, утеше́ния и матери́нскаго тепла́ нужда́ющихся, да со благодаре́нием зове́м Го́споду: Аллилу́иа.
И́кос 6.
Возсия́вши все́й вселе́нней, я́ко ди́вный благоуха́нный хра́м Бо́жий, испо́лненный Боже́ственныя сла́вы и благода́ти, о, Де́во Ма́ти Пречи́стая, Цари́ца Небе́сная, Цари́ца челове́ков и а́нгелов, апо́столов и му́чеников; бу́ди и на́м путево́дною звездо́ю во мра́ке ско́рбных дне́й на́ших, возвесели́ сердца́ на́ша, тьмо́ю страсте́й объя́тыя; возста́ви си́лы на́ши во страстя́х изся́кшия; умно́жи ве́ру на́шу, укрепи́ наде́жду на́шу и согре́й огне́м пла́менныя любви́ ожесточе́нныя и озло́бленныя ду́ши на́ша, да зове́м Ти́ со умиле́нием:
Ра́дуйся, Ма́ти ро́да христиа́нского; ра́дуйся, страны́ на́шея защи́тнице.
Ра́дуйся, призыва́ющим Тя́ ско́рая помо́щнице; ра́дуйся, гре́шников упова́ние.
Ра́дуйся, пра́ведных весе́лие; ра́дуйся, па́че все́х свети́л сия́ющая.
Ра́дуйся, еди́на благослове́нная.
Ра́дуйся, Ми́лостивая Ма́ти Бо́жия, ми́лости Твоя́ на на́с излива́ющая.
Конда́к 7.
Хотя́щи с Сы́ном твои́м единоро́дным до кре́стныя сме́рти неразлу́чно бы́ти, Ты́ возпосле́довала еси́ неви́нному Страда́льцу до са́мыя Голго́фы и у подно́жия Креста́ слы́шала во́пли со́нмища разъяре́нного, и в молча́нии страда́ла еси́. И Тебе́ само́й ду́шу Твою́ напо́лни сия́ ско́рбь вели́кая. Мы́ же, удивля́яся Твоему́ неизрече́нному матери́нскому му́жеству, зове́м: Аллилу́иа.
И́кос 7.
Но́вую ве́сть арха́нгел Госпо́день возвести́ Тебе́, Богоро́дице, о Воскресе́нии Сы́на Твоего́; с ни́м же и вся́ во́инства Небе́сныя велегла́сно сла́вят безсме́ртнаго Христа́. Сподо́би и на́с, Христе́ Бо́же, сра́доватися ны́не Ма́тери Твое́й, умиле́нно восклица́я:
Ра́дуйся, Благода́тная, я́ко Госпо́дь с Тобо́ю; ра́дуйся, Де́во чи́стая.
Ра́дуйся, сла́ва бо Госпо́дня на Тебе́ возсия́; ра́дуйся, о возста́нии Рождества́ Твоего́.
Ра́дуйся, незаходи́мая заря́ И́стины; ра́дуйся, путево́дная звезда́.
Ра́дуйся, к пра́вде Бо́жией веду́щая на́с; ра́дуйся, ду́ши на́ши умиротворя́ющая.
Ра́дуйся, Ми́лостивая Ма́ти Бо́жия, ми́лости Твоя́ на на́с излива́ющая.
Конда́к 8.
Вели́кое и пресла́вное та́инство вознесе́нием Твои́м, Христе́ Бо́же, ми́ру яви́вый и одесну́ю Бо́га Отца́ седя́й и на́м, живу́щим на земли́, о селе́ниях ра́йских скорбя́щим, низпосли́ Уте́шителя, Ду́ха И́стины и всели́ в ны́, Жизнода́вче, моли́твами Ма́тери Твоея́, да зове́м: Аллилу́иа.
И́кос 8.
Ве́сь на́ш земны́й пу́ть испыта́ний и скорбе́й преиспо́лненный, но к Тебе́ вопие́м, Богоро́дице Де́во, умилосе́рдися над на́ми, Боже́ственная на́ша покрови́тельнице, и приюти́ на́с под Твои́м честны́м покро́вом, укрепи́ ста́рцев немощны́х, уврачу́й боля́щих, насы́ти на́с а́лчущих, напои́ на́с жа́ждущих, воодушеви́ ю́ношей к све́тлым по́двигам стремя́щимся, вразуми́ роди́телей воспита́нию дете́й свои́х, сохрани́ младе́нцев от вся́кия беды́, осени́ благода́тию Твое́ю на́ших па́стырей духо́вных, вознеси́ на́ши моли́твы ко Престо́лу Всевы́шняго, да славосло́вим Тя́ Ма́терь Бо́жию зову́ще:
Ра́дуйся, Отра́да на́ша и утеше́ние; ра́дуйся, скорбя́щих све́тлая ра́дость.
Ра́дуйся, Ма́ти все́м и́щущим спасе́ние; ра́дуйся, огражде́ние де́вства.
Ра́дуйся, пра́вды Небе́сныя побо́рнице; ра́дуйся, неистощи́мый исто́чниче святы́ни.
Ра́дуйся, благода́тию на́с пита́ющая; ра́дуйся, непреста́нная хода́таице о душа́х на́ших.
Ра́дуйся, Ми́лостивая Ма́ти Бо́жия, ми́лости Твоя́ на на́с излива́ющая.
Конда́к 9.
«Вся́к, и́же призове́т и́мя Госпо́дне, спасе́тся, и на вся́ку пло́ть излию́ от Ду́ха Моего́», –рече́ Госпо́дь. На Тебе́ же, Ма́ти Бо́жия, излия́ся благода́ть Свята́го Ду́ха превы́ше вся́кия ме́ры. Зане́ Творца́ и Зижди́теля на́шего вмести́ла еси́. Изле́й же и на на́ши стра́ждущия ду́ши ми́лость Сы́на Твоего́, да облегче́нным се́рдцем вопие́м: Аллилу́иа.
И́кос 9.
Святи́и апо́столы, ничто́ земно́е не помышля́я, с благогове́нием и тре́петом сла́вят пресла́вное Твое́ Успе́ние. Ца́рь бо ца́рствующих и Госпо́дь госпо́дствующих, соше́д на зе́млю, восприя́т святу́ю Твою́ ду́шу, и в вели́кой сла́ве вознесе́ Ея́ на Не́бо, иде́же угото́ва одесну́ю Престо́ла Своего́ оби́тель Тебе́. Мы́ же к Твоему́ милосе́рдию, Богоро́дице, взыва́ем: пода́ждь прию́т на́м бездо́мным, собери́ воеди́но все́х на́с, пошли́ на́м ми́р и благослове́ние, да пое́м Тебе́:
Ра́дуйся, на́с погиба́ющих спаса́ющая; ра́дуйся, за на́с моля́щаяся.
Ра́дуйся, Боже́ственный покро́в рабо́м Твои́м; ра́дуйся, люде́й твои́х спасе́ние.
Ра́дуйся, моли́твенников похвало́; ра́дуйся, све́тлый ли́к Тво́й от на́с не отвраща́ющая.
Ра́дуйся, по Успе́нии Свое́м ми́р не оставля́ющая; ра́дуйся, я́ко Тобо́ю ро́д христиа́нский хва́лится.
Ра́дуйся, Ми́лостивая Ма́ти Бо́жия, ми́лости Твоя́ на на́с излива́ющая.
Конда́к 10.
Спасти́ хотя́ ми́р, Па́стырь До́брый все́х ко спасе́нию зову́щий и вся́к к себе́ привлека́ющий; пра́ведныя любя́й и гре́шныя ми́луяй, спаси́ на́с гре́шных моли́твами Богоро́дицы, да пое́м: Аллилу́иа.
И́кос 10.
Покро́в и предста́тельство все́х ка́ющихся гре́шников, приими́ и на́ше покая́ние о, Всеблага́я Де́во Мари́е, умягчи́ сердца́ на́ша, исцели́ боле́зненное блужда́ние умо́в на́ших, низве́ргни го́рдость на́шу в пучи́ну смире́ния, подыми́ горе́ о́чи на́ша, земле́ю ско́ванныя; разомкни́ уста́ на́ша, да воспое́м славосло́вие сие́:
Ра́дуйся, Живоно́сный Исто́чниче; ра́дуйся, на́с росо́ю живи́тельной окропля́еши.
Ра́дуйся, гла́сом моля́щихся вне́млющая; ра́дуйся, погиба́ющим ру́ку спасе́ния простира́ющая.
Ра́дуйся, ско́рби челове́ческой стра́ждущая; ра́дуйся, я́ко утеше́ние Твое́ на́м подае́ши.
Ра́дуйся, прекра́сный цве́те ра́йский; ра́дуйся, две́рь на́шего спасе́ния.
Ра́дуйся, Ми́лостивая Ма́ти Бо́жия, ми́лости Твоя́ на на́с излива́ющая.
Конда́к 11.
А́нгельское пе́ние сопровожда́ет пра́ведных, отходя́щих по́сле сме́рти. Ка́ко же и мы́, гре́шнии, обря́щем спасе́ние, ка́ко предста́нем пред Судие́ю пра́ведным; но на Тя́, Богоро́дице, наде́ющиися умиле́нно про́сим: спаси́ Твои́м Матери́нским предста́тельством ду́ши на́ша пою́щия: Аллилу́иа.
И́кос 11.
Пою́щи о ми́лости Твое́й, Благода́тная между́ жена́ми, еди́на благослове́нная, Спаси́теля ми́рови дарова́вшая, и те́м ве́чную сла́ву и поклоне́ние стяжа́вшая, бу́ди хода́таицею и засту́пницею о на́с, гре́шных, и рцы́ Сы́ну Твоему́: Го́споди, покры́й и́х ми́лостивым про́мыслом Твои́м и испо́лни и́х сердца́ ра́дости и утеше́ния, мы́ же благода́рнии Тебе́, Влады́чице, восклица́ем:
Ра́дуйся, Све́те Небе́сный неугаси́мый; ра́дуйся, из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды, Христо́с Бо́г на́ш.
Ра́дуйся, непостижи́мая та́йна Боговоплоще́ния; ра́дуйся, невмести́маго Бо́га вмести́вшая.
Ра́дуйся, одесну́ю Бо́га Сы́на Твоего́ седя́щая; ра́дуйся, Си́л Небе́сных превы́сшая.
Ра́дуйся, просты́х умо́в утеше́ние; ра́дуйся, возводя́щая гре́шников на Не́бо.
Ра́дуйся, Ми́лостивая Ма́ти Бо́жия, ми́лости Твоя́ на на́с излива́ющая.
Конда́к 12.
Благода́ть Сы́на Твоего́ ми́рови яви́ла еси́ Присноде́во Пренепоро́чная, спаси́ и на́с гре́шных, зову́щих о ми́лости Твое́й: Аллилу́иа.
И́кос 12.
О, Всеми́лостивая Ма́ти Бо́жия, Ты́ излива́еши Матери́нскую любо́вь Твою́ на все́х к Тебе́ притека́ющих, и на́ши сердца́ любо́вию Твое́ю наполня́еши. Ка́ко мы́, гре́шнии, возблагодари́м Тебя́ за Твои́ неизрече́нныя ми́лости к на́м недосто́йным де́тем Твои́м; да́й на́м с благогове́нием и со смире́нием воспе́ти Тебе́:
Ра́дуйся, сердца́ на́ши любо́вию соединя́ющая; ра́дуйся, еди́ными усты́ и еди́ным се́рдцем пе́ти Сы́на Твоего́ на́с науча́ющая.
Ра́дуйся, умиле́ние и ра́дость в ду́ши на́ша излива́ющая; ра́дуйся, и ненави́дящих на́с возлюби́ти науча́ющая.
Ра́дуйся, любо́вию ду́ши на́ша от грехо́в и боле́зней очища́ющая; ра́дуйся, на Тебе́ бо на́ше упова́ние.
Ра́дуйся, и на земли́ ра́йское блаже́нство лю́бящим Тя́ подаю́щая; ра́дуйся, благода́тную сла́дость в сердца́ моля́щихся Тебе́ влага́еши.
Ра́дуйся, Ми́лостивая Ма́ти Бо́жия, ми́лости Твоя́ на на́с излива́ющая.
Конда́к 13.
О, всепе́тая Ма́ти, о Ма́ти благода́ти испо́лненная. Приими́ на́ши сле́зныя моли́твы к Тебе́, е́же в ны́нешнее вре́мя на милосе́рдие Твое́ дерза́юще, из глубины́ душе́вныя Тебе́ прино́сим пе́снь: Аллилу́иа.
Этот конда́к читается трижды, затем и́кос 1-й и конда́к 1-й.
И́кос 1.
Арха́нгел благове́стник с Небесе́ по́слан бы́сть пра́ведному Иоаки́му ра́дость рождества́ твоего́ возвести́ти, и возра́довавшеся ста́рец святы́й, вели́чие Твое́ в ми́ре Бо́жием прови́дя, те́мже и мы́ Богоро́дице, с ни́м ра́достно вопие́м Тебе́:
Ра́дуйся, всего́ ми́ра Влады́чице; ра́дуйся, А́нгелов цари́це.
Ра́дуйся, Пречи́стая; ра́дуйся, все́х цвето́в благоуха́ннейшая.
Ра́дуйся, любвеоби́льная; ра́дуйся, кро́тости и милосе́рдию науча́ющая.
Ра́дуйся, покро́в Тво́й святы́й над все́ми на́ми простира́ющая; ра́дуйся, Де́во светоза́рная.
Ра́дуйся, Ми́лостивая Ма́ти Бо́жия, ми́лости Твоя́ на на́с излива́ющая.
Конда́к 1.
Избра́нная от все́х родо́в Де́во Ма́ти Го́спода Бо́га Вы́шняго, в лучеза́рней сла́ве Небе́сней превы́ше Херуви́мов и Серафи́мов Цари́це Влады́чице, приклони́ ми́лость Твою́ к на́м гре́шным, утоли́ печа́ль серде́ц на́ших; простри́ над на́ми покро́в Тво́й честны́й, посети́ ско́рбную жи́знь на́шу, не и́мамы бо ины́я по́мощи, не и́мамы бо ины́я наде́жды ра́зве Тебе́, Ма́ти ро́да на́шего. В стра́хе и в тре́пете пред вели́чием милосе́рдия Твоего́, коленопрекло́ньше, хода́тайства Твоего́ пред безсме́ртным Сы́ном Твои́м про́сим, со умиле́нием зову́ще:
Ра́дуйся, Ми́лостивая Ма́ти Бо́жия, ми́лости Твоя́ на на́с излива́ющая.
Моли́тва.
О, Засту́пнице ми́ра Ма́ти всепе́тая. Со стра́хом, ве́рою и любо́вию припа́даем пред честно́ю ико́ною Твое́ю и усе́рдно мо́лим Тя́: не отврати́ лица́ Твоего́ от прибега́ющих к Тебе́. Умоли́, ми́лостивая Ма́ти, Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, сладча́йшаго Го́спода Иису́са Христа́, да сохрани́т страну́ на́шу в ми́ре, да утверди́т держа́ву на́шу в благоде́нствии и да изба́вит на́с от междоусо́бныя бра́ни, да укрепи́т на́шу Правосла́вную Це́рковь и незы́блему сохрани́т ю́ от неве́рия и раско́ла, и ересе́й. Не и́мамы бо мы́ ины́я по́мощи, ра́зве Тебе́, Пречи́стая Де́ва. Ты́ бо еси́ всеси́льная христиа́ном засту́пнице пред Бо́гом, пра́ведный гне́в Его́ умягча́ющая. Изба́ви все́х Тебе́ моля́щихся от паде́ний грехо́вных, от наве́тов злы́х челове́к, от гла́да, от скорбе́й. Да́руй на́м ду́х сокруше́ния, смире́ния се́рдца, чистоту́ помышле́ний, исправле́ние согреше́ний на́ших, да вси́ благода́рно воспева́юще вели́чия Твоя́, сподо́бимся Небе́снаго Ца́рствия, и та́мо со все́ми святы́ми просла́вим пречестно́е и великоле́пое и́мя в Тро́ице Еди́наго Бо́га – Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.
Содержание
Икона, которую нельзя увидеть
Икона Киккской Богоматери под окладом
Как мы все знаем, православное христианство с особым почтением относится к иконам. Созерцая их, молящийся возносится к первообразу, то есть, молясь перед иконой святой Девы, он смотрит на саму Богородицу. К особо почитаемым образам специально приходят, их облик воспроизводят в сотнях списков, в «меру и подобие», а также в уменьшенном формате, чтобы икону могли видеть те, кто не может добраться до святыни. Есть и другие причины. Например, когда Богоматерь Владимирская оказалась в Москве, в Успенском соборе, с нее была сделана точная копия и отослана во Владимир, чтобы святыня оставалась и там, оберегая свой город. Я немного упрощаю, но суть в том, что иконы предназначены для их созерцания, и самые выдающиеся из них многократно воспроизводятся.
В этом смысле икона Богоматери Киккской, одна из главных святынь Кипра, представляет собой уникум. Хотя «посетить» ее может всякий, видеть икону нельзя никому. Она закрыта окладом, вроде бы повторяющим изображение, а оклад − драгоценной пеленой.
Все почитаемые иконы со времени Средневековья имеют оклады и ризы из золота, серебра и драгоценных камней. Два оклада и риза Богоматери Владимирской выставлены в Оружейной палате. Оклады чудотворных икон Афона до сих пор находятся in situ, украшая образы. У некоторых икон есть разные драгоценные уборы для обычных дней и для праздников. Но сколь бы пышным и богатым ни был оклад, он оставляет видимыми лики (пусть и неоднократно переписанные). Исключением в этом ряду выступает Богоматерь Киккская, потому что лики Марии и Младенца закрывает тяжелая бархатная пелена. Видна только нижняя часть чеканного оклада, который воспроизводит контуры фигур. Я хочу подчеркнуть еще раз, что икона, которую нельзя видеть − это уникальный феномен. А вот как это получилось, и на что может быть похоже изображение − давайте разбираться.
Для начала немного истории, точнее, легенды. Считается, что икону Богоматери Киккской написал евангелист Лука, который по профессии был художником, еще при жизни Девы. Луке приписывают большую часть древних почитаемых икон, в том числе Богоматерь Владимирскую, которая в действительности датируется ΧΙΙ веком. Итак, Лука написал икону Богоматери, впоследствии названную Киккской, для христиан Египта. Но в эпоху иконоборчества (в восьмом − первой половине девятого века) икону отправили в Византию, чтобы спасти ее от уничтожения. Это звучит немного странно, потому что Константинополь, собственно, и был в то время центром гонений на образы.
Иконоборец замазывает известью икону Христа. Миниатюра Хлудовской Псалтири. Около 850 года. Византия. Исторический музей (Москва)
Так или иначе, до Царьграда икона не доехала, потому что по дороге корабль захватили пираты. Пираты были сарацинами, то есть арабами, и иконой они не заинтересовались: ничто так не спасает памятники культуры, как забвение и равнодушие (кстати, они могли уничтожить икону, потому что ислам не одобряет изображения человека). Так или иначе, в 980 году или около того, эти пираты потерпели поражение от греков, и икона попала в Константинополь, где на тот момент всякая иконоборческая ересь была побеждена, восторжествовало православие, и произведению кисти Луки евангелиста уже ничто не угрожало.
Следующий этап истории образа относится к концу ΧΙ века, когда икона оказалась на Кипре. Она хранилась в покоях императора Алексея Комнина (годы правления 1082–1118), которому Богородица явилась во сне и велела отправить икону туда. О том же самом Алексея попросил тогдашний правитель острова Мануил Вутомит. Отшельник Исайя, живший на горе, где сейчас стоит Киккский монастырь, также был предупрежден в видении о прибытии чудотворного образа. Предание гласит, что Алексею была так дорога чудотворная икона, что он не мог примириться с мыслью, что теперь ее сможет взять и увидеть кто угодно, и потому распорядился закрыть ее от чужих глаз. Драгоценности и реликвии во все века прятали, а еще на Востоке так до сих пор зачем-то поступают с живыми людьми.
Впрочем, Алексей Комнин был не одинок в своем стремлении укрыть домашнюю святыню от чужих глаз. Моя коллега Ирина Стерлигова в свое время обратила внимание на шитые предметы, впервые упомянутые в описи личного имущества Ивана Грозного. Предметы эти были частью убора почитаемых икон и назывались «застенками», или «пеленами стенными». Они представляли собой завесы из тонкой ткани, богато украшенные дробницами, усыпанные жемчугом и драгоценными камнями, которые прикрепляли к верхнему полю иконы так, чтобы закрыть священное изображение. В середине этих «застенков» (наверное, от слова «застить», то есть закрывать) были вышиты «имена образов», то есть названия икон.
Иконы с «застенками» во время некоторых богослужений и церемоний выносили из дворцовых церквей и царских покоев в соборы. Это были очень личные и глубоко почитаемые предметы, и «застенки» скрывали их от суетных или даже еретических глаз, которые могли глянуть на святыню, пока ее несут через Соборную площадь. Скорее всего, обычай закрывать святые образы не придумали в кремлевских палатах, а переняли у византийцев.
Кстати, чудотворная икона Влахернской Богоматери в Константинополе тоже была большую часть времени скрыта завесой, которая чудесным образом поднималась каждую неделю на пятничной вечерней службе, являя лик Богоматери молящимся. В воскресенье пелена опускалась. С этим «обычным чудом» (так византийцы это называли) связан праздник Покрова Богоматери, но это отдельная тема. Позже практика пошла в народ: в крестьянских домах иконы в красном углу тоже занавешивали. Но все это лишь указывает на корни феномена Богоматери Киккской: все эти застенки и занавески скрывали образ только от нежелательной публики и в определенные моменты. Принципиально то, что царь, великий князь и император свою домашнюю святыню как раз созерцали, не говоря о множестве людей во Влахернском храме, созерцающих «обычное чудо» явления иконы. И только Киккскую Богоматерь видеть никому нельзя. Совсем.
Так или иначе, лик иконы закрыт, а любопытных, согласно монастырским хроникам, небесная Царица довольно жестоко карает. Например, Александрийский патриарх в 1669 году приподнял покров и тут же ослеп. Правда, зрение к нему вернулось после того, как он признал, что был неправ, и раскаялся. Можно считать, что образ закрыт для нашей же безопасности. Знаменитый путешественник Василий Григорович-Барский, исходивший в XVIII веке остров Кипр вдоль и поперек, подозревал, что лик Богоматери можно увидеть, оставшись в храме на ночь, и что он все же открывается, когда меняют на нем обветшавшую пелену, а происходит это раз в три-четыре года. Судя по запискам, «пешеходец» все же не рискнул заночевать в храме, а пелена во время обоих его визитов не нуждалась в замене. Ваш покорный слуга тоже заглядывать под покров не стала. Под окладом может быть еще один, или имитация тканевой завесы в серебре. И вообще, глаза − важный орган для искусствоведа, а почтение к традициям мест, которые посещаешь − лучшая техника безопасности.
Икону выносят из храма только по особым случаям, с великими почестями, и при этом стараются на нее не смотреть. Это делается, например, когда в засуху нужно вызвать дождь, и Владычица всегда выручает островитян.
Версия насчет ревности Алексея Комнина к его домашней реликвии легендарна, и наличие копий-списков иконы, появляющихся в окрестных церквах уже в ΧΙΙΙ веке, наводят на мысль, что какое-то время икону все-таки можно было видеть. Когда же она закрылась? Так или иначе, это произошло довольно давно. Версий несколько.
Самый первый вариант − после пожара 1365 года. Монастырь тогда весь выгорел, а икона, по источникам, осталась невредимой. У нас на Руси тоже такое часто случалось. Например, как-то раз от почитаемой иконы в результате пожара в Кремле осталась одна доска, а изображение сгорело. Знаменитый художник Дионисий, помнивший оригинал, загрунтовал уцелевшую доску и написал образ заново. Не исключаю, что здесь произошло что-то подобное. Икона могла обгореть или закоптиться. Реставрировать ее по каким-то причинам не стали, − или было некому, или побоялись испортить. Может быть, с тех пор лик ее и закрыт. До этого момента икона должна была быть доступна, чему свидетельство довольно древние списки, но о них позже. Пожары в монастыре случались и позднее, в частности, в 1542, 1751, 1813 годах.
Второй вариант даты сокрытия иконы − это 1576 год. Именно тогда икона получила роскошный оклад (скорее всего, не первый): серебряный, позолоченный, украшенный черепаховыми панцирями, инкрустированными перламутром. Он сохранился и, кажется, выставлен для обозрения, просто смонтирован на другую доску. Современный оклад относится в концу ΧVIII века. Именно с ним связана последняя и самая поздняя дата, когда икону можно было увидеть − это последняя смена оклада, 1795 год.
Теперь обратимся к самому изображению, попытаемся мысленно его реконструировать. Судя по многочисленным спискам, например, по этой иконе конца XIII первой половины XIV века из монастыря св. Иоанна Лампадиста, мы видим, эта икона принадлежит к типу Елеуса, или по-русски Умиление, то есть такая, где мать ласкает сына, скорбя о его будущих страданиях.
Богоматерь Киккская. Конец XIII – первая половина XIV века. Музей при монастыре св. Иоанна Лампадиста, селение Калопанайотис
Кроме того, ее тип можно определить как Взыграние, то есть дитя подскакивает на руках у матери, а она пытается его удержать. В этом богословы тоже видят отсылку к будущим страстям, потому что, оплакивая сына, Мария говорила, что раньше в детстве он прыгал у нее на руках, а сейчас лежит мертвый. Одним словом, амбивалентный тип, одновременно трогательный и трагический.
Сложная поза младенца, вырывающегося из рук матери, это первая отличительная черта образа. На большинстве списков младенец сидит слева от нас, хотя бывают и зеркальные варианты. Вторая особенность − это дополнительное покрывало на голове Девы Марии. Кстати, такие иконы, с двумя покрывалами, и довольно древние, известны и у нас на Руси. Это так называемая Богоматерь Умиление Старорусская (от названия города Старая Русса)
Богоматерь Умиление Старорусская. Начало ΧΙΙΙ века. Русский музей (Санкт-Петербург)
и просто Богоматерь Умиление из Успенского собора Московского Кремля, обе начала XIII века.
Богоматерь Умиление. Начало XIII века. Успенский собор Московского Кремля
Правда, на этом сходство с Киккской заканчивается: младенец на обеих этих иконах не вырывается из рук, а наоборот обнимает мать. И сидит он справа, а не слева. Третья характерная (но необязательная) деталь иконографии Киккской Богоматери − это очертания этого самого второго покрывала, край которого младенец поднимает ручкой. У нас на Руси этот вариант появился только в ΧVII веке. Первый такой образ, подписанный по-гречески «Киккская», появился в 1668 году. Ее написал знаменитый царский иконописец Симон Ушаков для церкви Григория Неокесарийского в Москве.
Богоматерь Киккская. Симон Ушаков, 1668 год. Третьяковская галерея (Москва)
Тогда был велик интерес ко всему греческому, и связано это с патриархом Никоном, которого потом пришли судить все те же самые греческие иерархи. Ушаковская икона очень точно воспроизводит все то, о чем шла речь, даже надписи все − греческие (русский перевод рядом), только вот композиция − зеркальное отражение. Скорее всего, мастер делал очень точную копию, снимая ее механическим способом, а потом забыл перевернуть лист. Это бывает, даже у великих мастеров. Потом икону Ушакова копировали, и не раз. Например, единственное подписное произведение рыбинского иконописца Леонтия Тюменева 1693 года − это Киккская Богоматерь.
Богоматерь Киккская. Леонтий Тюменев, 1693 год. Рыбинский музей. Копия с иконы Ушакова
До произведения Симона Ушакова мне известна только одна икона, напоминающая Киккскую: на ней изображена Богоматерь с дополнительным, красным головным покрывалом, и тоже Взыграние младенца. Ее можно датировать XVI веком, второй половиной или даже концом столетия.
Богоматерь Взыграние младенца. Москва. Конец XVI века
Правда, «смотрит» она тоже не в ту сторону, и мелкие детали не совпадают. Это значит, про Киккскую икону в России конца XVI века что-то знали. Об отношениях России и Кипра в Позднем Средневековье я заговорила неслучайно, и мы к ним еще вернемся.
Собственно на Кипре есть копии XIII, XVI и XVIII века. Их немало, и происходят они из селений, расположенных именно в той части острова, где возвышается гора, на которой стоит Киккский монастырь. И в XVI веке, и позже, сохраняется устойчивый тип: Богоматерь Взыграние. На голове Марии накинуто второе, дополнительное покрывало, красное, либо почти черное, имеется в виду пурпурное, затканное золотыми узорами. Кстати, название «Киккская» встречается на иконах с XIII века.
Богоматерь Киккская. ΧΙΙΙ век. Церковь Панагия Кивотос в селении Агиос Феодорос, округ Лимассол
На иконе так и написано: ΚΗΚΟΤΗΣΑ. При этом, некоторые списки, точно повторяющие описанные выше тип, подписаны вовсе не как «Киккотисса». Например, икона из церкви св. Марины в Калопанайотис подписана как «Афанасиотисса» (Αθανασιότησσα). Икона опубликована в небольшом разрешении, да и лик плохо сохранился, поэтому изображение не даю.
Икона XVI века, подписанная как «Киккотисса», хранящаяся в Византийском музее в Педулас, сохранила и имя художника. Его, как и художника-евангелиста, звали Лукой.
Богоматерь Киккская. Кипр, XVI век. Византйиский музей в селении Педулас
Итак, все иконы Богоматери Киккской очень узнаваемы, благодаря позе младенца и второму мафорию (накидке). Иногда, как на этой иконе XVIII века из монастыря пресвятой Богородицы Амасгу, основное изображение дополняли.
Богоматерь Киккская. Кипр, XVIII век. Монастырь пресвятой Богородицы Амасгу в селении Монагри
По сторонам от лика Богоматери добавили ангелов, а ниже − Луку евангелиста, автора оригинала иконы, и святителя Николая, потому что он был небесным покровителем заказчика. Об этом гласит надпись-молитва на нижнем поле иконы, где ктитор просит Христа не пренебрегать рабом Божиим Николаем и его родителями.
Но все же, что изображено на закрытой от глаз иконе? Казалось бы, все сходится. Там, судя по этим копиям и по очертаниям фигур на окладе оригинала, − поясное изображение Богородицы с младенцем на руках. Но все не так просто.
В фондах Государственной Публичной библиотеки Санкт-Петербурга, в коллекции Погодина есть рукописный сборник, а в нем − Повесть о Кипрском острове конца XVI века. Она короткая, но в ней, в немного путаном виде, рассказано многое об истории острова. Опубликовавшая этот источник О.А. Белоброва считает, что записано это со слов местного жителя. О регулярных отношениях России с Кипром можно говорить как раз с конца XVI века. Представители острова, в основном духовные лица, приезжали в Московию и им неизменно оказывали помощь и радушный прием. Один из патриархов эпохи Смутного времени, критянин Игнатий, по его же словам, занимал одну из кафедр на Кипре (правда, не говорил, какую). До этого о Кипре в древнерусской литературе встречаются лишь причудливые упоминания. Например, игумен Даниил, посетивший в ΧΙΙ веке Константинополь и Святую землю, побывал также на Кипре и писал, что там, в горах Троодос, «…родится фимиам, ладан: он спадает с небес, и его собирают на деревцах. Много ведь в тех горах деревцев низких, с травой равных, на них и падет фимиам тот хороший. Собирают его в июле месяце и в августе; в другие же месяцы не выпадает; но только в те два родится». Не спрашивайте меня, что это значит. О Киккском монастыре Даниил ничего не говорит, только о реликвии Крестного Древа, которая находится в той же части острова, в монастыре Честного Креста (Τιμίος Σταυρός).
Описание этого монастыря есть и в Повести о Кипрском острове, а еще там есть описание некоего Успенского монастыря, где хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Правда, согласно Повести, он расположен ближе к городу Киринее (северная часть острова), что не соответствует положению Киккского монастыря, но святыня напоминает Киккскую, судите сами: «Близ же того града (Киринеи − Ю.Б.) монастырь именуется Успенский, а в нем в церкви образ пречистые Богородицы с превечным младенцем на престоле, а младенец против грудей ее, благословляет обеими руками, письма Луки евангелиста. Коли архиепископ и люди захотят молиться от нахожения иноплеменных, или просить дождя или вёдра, и как пойдут по тот образ поднят его на собор и как отворят церковь, а тот пречистые образ вышедши сии ота стоит у двери на воздухе, а на всем лице ее государыни пот; по том упознавают благодарная. Иереи, тот образ приняв, понесут на собор, а как церковь отворят, а образ стоит в киоте, и его уже поднять не могут, а в ту пору от образа от очей слезы, и по тому познавают скорбная». В общем, речь идет о том, что икона − письма Луки евангелиста, Богоматерь на престоле, младенец благословляет обеими руками, и что иконе молятся о погоде и в случае иноземных вторжений. Если Дева расположена помочь людям, икона выходит из храма сама, и по лику Марии струится пот. Когда все плохо, икону нельзя поднять, и она плачет.
Не исключено, что икона, описанная в Повести, представляет собой собирательный образ Киккской и какой-то другой. Интересно, что престол, упомянутый в описании, и отсутствующий на всех списках, есть на одной иконе ΧΙΙ века, которая может считаться самым древним списком кипрской иконы.
Богоматерь на престоле, с пророками и святыми. ΧΙΙ век, монастырь св. Екатерины на Синае
Эта икона хранится в монастыре св. Екатерины на Синае, в общем-то не так далеко от Кипра. У нее очень сложная и утонченная программа, на которой я сейчас не буду останавливаться. Важно то, что средник иконы, Богоматерь с младенцем на престоле, во всем, кроме жеста Младенца, совпадает с описанием, данным в «Повести о Кипрском острове». Кроме того, эта икона один в один повторяет изображения Киккской Богоматери. Только изображена она в полный рост, сидящей на троне (или престоле) с подушками. А в остальном − та же поза младенца, который вцепился в покрывало и упирается ногой в плечо матери, тот же дополнительный платок на голове Марии. Вариантом этого типа является икона-складень, тоже происходящая из монастыря св. Екатерины.
Складень-диптих со св. Прокопием и Богоматерью Киккской. 1280-е годы, монастырь св. Екатерины на Синае
Здесь, правда, младенец не играет, а лежит на руках матери. Но почему-то исследователи публикуют ее как Киккотиссу. Из вышесказанного получается, икона «Богоматерь на престоле, со святыми и пророками» XII века из синайского монастыря может представлять собой самую точную копию образа, который никому нельзя видеть.
Если вышесказанное − правда, то можно считать, что иконы Киккской Богоматери, распространившиеся по Кипру, а потом и дальше, через Афон по всему православному миру, вплоть до Москвы, представляют собой камерный поясной вариант чудотворного образа, скрытого от людских глаз, неважно, благочестивых, негодных или просто любопытных. Возникновение сокращенного варианта может быть оправдано очень сложной программой иконы, с множеством дополнительных фигур, а молились люди все-таки Богородице, и самым распространенным типом икон были поясные изображения. Потому в списках воспроизвели только самое главное.
В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что икона, которую нельзя видеть − это уникальный культурный феномен. Будем надеяться, что когда-нибудь мы сможем узнать, что же на ней действительно изображено. Было бы очень любопытно.
Юлия Бузыкина
Анекдот от киприотов + помощь сайту cyprusiana.ru
На заступничество Богородицы многие века уповают все верующие христиане. К ней идут со своими проблемами и молят о помощи. Особенно известна чудесами икона Пресвятой Богородицы «Милостивая».
История иконы
Предположительно, лик Марии и Сына Божьего на этой иконе написал сам апостол Лука. Наименование «Киккская» произошло от названия горы Киккос, находящейся на острове Кипр.
Икона Богородицы «Милостивая»
На остров Кипр икона попала не сразу. Евангелист Лука изначально передал её в Египет в христианскую общину. Когда туда прибыли сарацины и начались гонения на христиан, святыню было решено отправить в Константинополь. Произошло это в 980 году. Там образ пробыл до восхождения на престол императора Алексия Комнина. Возвращение на Кипр состоялось после обращения кипрского правителя Мануила Вутомита к императору с просьбой доставить икону на остров.
По преданию, Мануил получил наставление от инока Исаии, которому в знамении свыше было открыто, что он сможет вернуть святой образ на Кипр. Правитель выполнил волю старца и отправился к Алексию в Константинополь. В это время императорская дочь болела неизвестной болезнью, врачи никак не могли определить источник хвори. Услышав просьбу Мануила Вутомита, император дал согласие на отправление иконы.
Читайте еще об иконах Богородицы:
- Воспитание
- Пряжевская
- Сладкое лобзание
Девушке сразу стало легче. Однако, Алексий медлил с выполнением обещания и тогда его самого сразил тот же недуг. Во сне царю явилась сама Богородица и строго велела исполнить обещание. После этого император отдал распоряжение сделать список с образа Матери Божией, оставив его себе, а икону с торжеством отправил на Кипр.
На заметку! Для святыни был возведён храм, на который выделил средства сам император. С тех пор сооружение так и называется — Императорская обитель.
В Москве особенно почитается икона Божией Матери Милостивая, которая пребывает в Зачатьевском монастыре. Впервые о списке упоминается в записях обители, относящихся к XVIII веку. Образ поместили в храме, посвящённом Рождеству Пресвятой Богородицы. Он был самым ценным достоянием обители по свидетельству последней настоятельницы монастыря — Марии.
В советское время монастырь был закрыт, а потом и вовсе разрушен. Но икону удалось спасти. Долгое время она находилась в Ильинском храме. За иконой ухаживали и совершали перед ней молебны монахини разрушенной обители. А после восстановления в 1999 году Зачатьевского монастыря, икону снова доставили на её изначальное место.
Описание святого лика
Святыня является особенной. Дело в том, что на изображении появилась пелена от верхнего левого до нижнего правого угла, скрывающая лица Девы Марии и её Сына. Никто не знает, когда произошли эти изменения на иконе.
«Милостивая» Икона Божией Матери
Святой лик относят к типу Елеусы, что означает «источник милосердия». На иконе Богоматерь и Иисус обратили свои лица налево, Сын держит Мать за край мафория, а левыми руками они вместе держат греческий свиток.
В чем помогает «Киккская святыня»
Чудотворной иконе молятся о рождении детей, об избавлении от засухи и хорошем урожае, об исцелении от кровотечения, бесплодия и прочих недугов. Также Богородицу Милостивую просят о помощи в нужде и печали, в семейных скорбях.
В записях монастыря, где долгое время находилась икона Божией Матери, есть многочисленные свидетельства о помощи, которую получили просящие за свои молитвы. Это и долгожданное зачатие, и исцеление от тяжёлой болезни. Кто-то смог найти хорошую работу и устроить семейную жизнь.
Чудотворный образ Богородицы ещё называют «Услышательница», так как ушко Марии на иконе слегка приоткрыто. Считается, что Царица Небесная слышит все мольбы и просьбы и помогает людям по их вере.
Икона Пресвятой Богородицы Милостивая помогла женщине после нескольких лет безуспешного лечения от бесплодия в дорогих клиниках зачать здорового ребёнка и родить его в положенный срок. По словам другой прихожанки, её просьбы о помощи сыну устроить семейную жизнь также были услышаны, и вскоре молодой человек встретил свою будущую супругу.
Перед иконой молятся, чтобы избавиться от головной боли, скорби, других болезней, о помощи в несении иноческого креста.
Величание Пресвятой Богородице пред иконой ея, именуемой «Милостивая»
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души к Богу возводиши.
Значение чудотворного образа
На иконе Богородица умоляет своего Сына о спасении человеческого рода. Отсюда и название «Милостивая». Образ находится в Киккской обители, куда ежегодно стекаются паломники из разных стран в надежде получить исцеление от своих болезней и помощь в решении всяческих неурядиц.
Киккская икона Божией Матери «Милостивая»
Чудодейственная икона помогает даже иноверцам, настолько неисчерпаема милость Пресвятой Матери Божией.
Важно! Человек верующий, даже принадлежащий к другой конфессии, может получить помощь от Богоматери, если обращение его искренне, и исполнено веры. Икона Божией Матери Милостивая
Икона Юровичская Милосердная — описание
Источник: Сайт «Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы», автор — Валерий Мельников
Древняя белорусская святыня, почитаемая как православными, так и католиками из Юровичского православного мужского монастыря Рождества Пресвятой Богородицы (село Юровичи Турово-Мозырской епархии). В 1885 году подлинник иконы был вывезен в Польшу и сегодня находится в Кракове в костёле святой Барбары, в Юровичах хранится один из древних списков иконы.
Описание иконы Пресвятой Богородицы Юровичская Милосердная
История иконы Юровичская «Милосердная». По археологическим данным славянское поселение на месте современных Юрович появилось в конце 10 века. Первые письменные упоминания о Юровичах относятся к 1510 году. Местечко входило в состав Мозырского повета Минского воеводства Великого княжества Литовского, застраивалось и богатело благодаря выгодному расположению у реки Припять и при дороге Мозырь – Лоев. Во второй половине 17 века в Юровичах обосновались монахи католического ордена иезуитов, с деятельностью которых и связано появление в Юровичах чудотворного образа Божией Матери и возведение здесь грандиозного храмового комплекса. Эта икона, исполненная в церковно-художественном стиле «Богоматерь Одигитрия», по заключению экспертов была написана в начале 17 века на территории Западной Украины, так как в оформлении образа заметно сильное влияние православной иконографии. Впервые в исторических хрониках икона упоминается в 1630 году, когда она принадлежала знаменитому польскому полководцу