Страницы ← предыдущая следующая → нальной деятельности социальному работнику подчас приходится опреде- лять, чей интерес является приоритетным в какой-либо ситуации. Это обу- словлено тем, что в настоящее время, по подсчётам специалистов, 80 % на- селения нуждается в социальной помощи со стороны государства. Однако возможности системы социальной защиты, особенно в условиях кризисного развития общества, всегда ограничены. Социальным работникам приходится решать вопрос о предпочтении интересов того или иного клиента либо инте- ресов общества. Позиция социального работника должна быть позицией справедливого человека. Понятие «справедливость» в этом смысле оборачивается ещё од- ной своей гранью. Справедливость, выступая мерой воздаяния и требо- вательности, выражает также правильность этой меры. Справедли- вость в этом смысле — это предъявление одних и тех же требований к фактам действительности, их единая моральная оценка. В этом аспекте справедливость понимается как индивидуальная добродетель, справедливая личность. Основная особенность социального работника как справедливой личности состоит в выполнении нравственных обязанностей независимо от личного интереса, пристрастий и склонностей. Итак, справедливость как основополагающее понятие профессионально- го морального сознания соединяет объективное беспристрастное отношение социального работника к клиенту с непримиримостью к несправедливости, если она проявляется в работе коллег. Попирание социальными службами прав клиентов приводит к критиче- ской оценке существующего общественного устройства, к поиску идеала, к конфликтам. В этом смысле работа социальных служб выступает гарантом социальной стабильности общества. Однако речь не идёт о преувеличении возможностей таких служб, так как они, особенно в современных условиях, испытывают недостаток финансирования. Всё это не способствует возраста- нию престижа профессии социального работника. Контрольные вопросы: 1. Каково значение термина «справедливость» как понятия этической науки? 2. Как соотносится понятие «справедливость» со следующими высказы- ваниями: «надо жить по правде», «правда восторжествует»? 3. Как вы считаете, применима ли оценка «справедливый» к обществу, человеку? 4. Может ли социальный работник быть справедливым или несправедли- вым? Ответ аргументируйте. 5. Можно ли полностью положиться на справедливость в социальной ра- боте? 51 5.4. Милосердие как выражение гуманистической ценности социальной работы Социальная работа относится к такому виду человеческой деятельности, целью которой является сотворение добра. По своим целям и задачам — это «чистая» моральная деятельность, так как высшей целью социальной работы является не только «способствовать решению проблем и условий жизнедея- тельности клиента». Как пишет Е. Ярская-Смирнова, социальная работа должна быть направ- лена на освобождение личностных резервов, обеспечение социального здо- ровья, гражданского и личностного комфорта, благополучия, конкуренто- способности, социальной интеграции. Высшим критерием деятельности со- циального работника может быть благо (добро) клиента и общества. Очень многие мыслители во все времена придавали большое значение раскрытию понятия добра. В. С. Соловьёв отмечал, что необходимо иметь представления о понятии добра, и это поможет обрести силы «для ис- полнения добра». Ложное понимание добра может привести к неправедным действиям, к ужасным поступкам. Возможность таких действий содержится и в профессиональной деятельности социальных работников. Существова- ние добра не подвергается сомнению. Более того, идея добра, по меткому замечанию Л. А. Попова, упорядочивает, объединяет всю духовную жизнь человека. И можно добавить — всю социальную работу. В реальной прак- тике социальной работы проявления добра настолько многогранны, что, опираясь только на неё, невозможно дать всеобъемлющее определение доб- ра. Не вызывает сомнения, что помогать старикам — это добро, но нельзя со- гласиться с утверждением, добро — это помогать старикам. Во всех формах деятельности социальных работников всегда содержится основание для во- проса: добро ли то, что я (как социальный работник) делаю. В прикладной этике невозможно дать определение понятия «добро». Этика социальной ра- боты также не может претендовать на возможность дать всеобъемлющее оп- ределение этому понятию. Поэтому обоснование добра и его определение является важнейшей проблемой на всём протяжении развития теоретической этической мысли. В истории этики были попытки определить добро с различных позиций. Исто- рический процесс формирования этого понятия был и процессом становле- ния и развития самой морали. Хотя, как уже отмечалось, во все исторические эпохи существовали скептические утверждения о невозможности дать определение понятию «добро», параллельно с ними возникали различные подходы в трактовке это- го понятия. Гедонистические и эвдемонистические учения понятия добра связывали его с наслаждением и счастьем. Добро в этих учениях — это полу- чение различных удовольствий и достижение счастья (Эпикур, Аристотель). 52 В воззрениях утилитаризма добром является то, что приводит к счастью большое число людей и поэтому может быть действительно полезным (Бен- там, Милль). Религиозные мыслители утверждают, что Бог является вопло- щением добра. Отсюда только те действия являются добрыми, которые со- ответствуют воле Бога. Несмотря на различие этих подходов, добро, с точки зрения различных мыслителей, выражает установку, нацеленность человеческого поведе- ния на идеал, на реализацию гуманистических ценностей. Добро — это то, что приближает к идеалу. А идеал может рассматривать- ся как Бог, счастье, удовольствие, польза и т. п. Если придерживаться этой позиции, то можно прийти к моральному волюнтаризму: сегодня для меня добро – получить удовольствие, завтра – выполнить своё обещание. Как пишет А. А. Гусейнов, моральный волюнтаризм может привести к аморализму, так как «открытость стихии внутреннего хаоса» оборачивается потаканием склонности человека ко злу. Добро в «чистом виде» — нравствен- ная установка, по замечанию И. Л. Зеленковой, стратегический ориентир личности, нравственный идеал. Реальным добро становится благодаря деятельности людей. Если статус реальности добру придают поступки людей, то добро воплощается в такой человеческой добродетели как доброта. Это качество человеческой личности особенно значимо для социального работника. Что служит основа- нием доброты социального работника? Доброта требует от социального работника сознательного и доброволь- ное следование нормам доброжелательности, уважения и любви к любому человеку, готовность прийти к нему на помощь, защитить его достоинство и права. Гуманизм во все времена проверялся на принципе: человек — цель или средство? Для гуманистов всех времён человек был единственной це- лью бытия. Именно человек — основное богатство. В истории этической мысли вклад Канта в развитие этого этико- гуманистического принципа велик. Сущность гуманизма выражена, как уже отмечалось, в категорическом императиве (нравственном законе, предписа- нии) Канта: поступай так, чтобы относиться к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого как к цели, и никогда — только как к средству. Этика социальной работы решает вопрос о соотношении цели и средств на конкретном уровне. В сущности, всякий раз деятельность социального работника оценивается в единстве её целей и средств, когда устанавливается соотносительная ценность целей и средств. Цель может оправдывать средст- ва или не оправдывать в зависимости от того, какова цель, каковы средства, каков характер их связи в данном конкретном виде деятельности. Понимание и оценка различных гуманистических ценностей отдельными социальными работниками могут не совпадать с нравственными требова- ниями, предъявляемыми к профессии. Социальный работник трактует про- явления добра в своей деятельности с известной долей конкретности, так как имеет дело с клиентом, интересы которого и нравственный облик не всегда 53 могут вызывать симпатию. Не менее важно и то, что профессиональная мо- раль «накладывается» в процессе подготовки специалиста на моральное соз- нание личности, уже имеющей не только представления о нравственных ценностях, но и определённый опыт нравственной жизни. Ложное понима- ние справедливости, добра и зла может лишить социальную работу его нрав- ственного смысла. В социальной работе не существует особой нравственной деятельности. Все виды деятельности социальных работников имеют нравственную сторону, которая в определённых условиях может выйти на первый план, ес- ли эту деятельность начинают оценивать как выражение профессиональной морали. Моральная сторона деятельности проявляется в единичных действи- ях и зависит от личностных качеств социального работника. Цели социаль- ной работы определяются потребностями и интересами общества, их субъ- ективность относительна. Цели социальной работы на уровне специалистов воспринимаются как мотивы их деятельности. Совокупность идеалов и ценностей, которые опре- деляют сущность социальной работы, выступают нравственным мотивом их деятельности. Эти ценности определяют поведение специалиста только в наиболее общих для профессии чертах. В сознании отдельной личности об- щие черты поведения социального работника могут претерпеть некоторые изменения, обусловленные особенностями его воспитания и образования. В христианской этике милосердие рассматривается как моральный принцип, которому должен следовать каждый человек. При этом милосердие требует не только простого понимания, но такого понимания, которое осно- вывается на любви. Не моральный долг, а любовь – эта та сила, на которой держится мир. Без любви все требования морали лишаются своего основа- ния. Несмотря на различие подходов в оценке роли милосердия в христиан- ской морали и профессиональной этики, эти позиции объединяет характери- стика его как общественного чувства (наряду с великодушием, добротой), играющего большую роль во взаимодействии людей. Если общественные чувства способствуют укреплению связей между людьми, то антиобщест- венные (ненависть, гнев и др.) приводят к их разрушению. Сочувствие – моральное чувство, которое не может рассматриваться в качестве принципа, морального закона. Роль морального закона (принципа) выполняет милосердие. Являясь понятием этики, милосердие трактуется как сострадательное, участливое, заботливое отношение к другому че- ловеку. Милосердие часто используется в словосочетании «милосердная любовь». Оно означает, что мотивом милосердного отношения к другим лю- дям является любовь, а не личная польза и выгода И в этом понимании ми- лосердие является не только одним из основных качеств социального работ- ника, но приобретает статус морального принципа, моральной установки со- циального работника. Противоположностью милосердию в социальной ра- 54 боте является если не жестокосердие, то, в лучшем случае, безразличие, да- же если оно искусно маскируется под добродетель. То, что в реализации милосердия как морального императива для соци- альной работы содержатся свои трудности, обусловленные не особенностя- ми личности социального работника, а объективными факторами, обсужда- ется и религиозными мыслителями. Как объективно сочувствовать негатив- ным проявлениям в видении мира, оценки других людей? Как сочувствовать тому, кто сам не способен сострадать «близким», у кого отсутствует адек- ватная самооценка своих чувств, мыслей и поступков? Если мы сочувствуем таким людям, то не разделяем ли этим их отношение к миру? Одно обстоятельство является совершенно определённым: милосердное отношение к другому не предполагает «растворения» самого себя в нём, отождествления с ним. Собственные моральные установки социального ра- ботника должны выполнять функцию контролёра с тем, чтобы сочувствен- ное отношение к клиенту, не являющегося нравственной личностью, было сочувствием тому, что он, как личность не смог выбрать верные нравствен- ные ориентиры в своей жизни. Трудности, которые в реальной жизни могут подстерегать тех, кто сознательно избрал милосердие как моральный прин- цип, разрешимы, если следовать заповеди любви к человеку. Не случайно в оценке деятельности социального работника как выражение определённой награды являются такие слова – добрый, отзывчивый человек. Поэтому ос- новой для выбора профессии, как замечает Г.П. Медведева, может служить призвание и своеобразные духовно-нравственные характеристики личности будущего специалиста. Социальный работник только в том случае принесёт пользу своим трудом отдельным людям и обществу, если нести людям добро соответствует его сущности Контрольные вопросы: 1. Дайте определение понятию «добро». 2. В моральном смысле истинное добро является добром для всех. Но так как в мире сталкиваются различные потребности, желания, то добро в этом смысле не выполнимо. Так в чём же смысл идеи добра, если она не выпол- нима? 3. Какие проявления морального зла возможны в социальной работе? 4. Каковы же составляющие профессионального морального сознания? в социального работника. 55 6. НРАВСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 6.1. Понятие «нравственно-профессиональные принципы» Такие общечеловеческие ценности как справедливость, милосердие яви- лись основанием для выработки профессиональных принципов социальной работы. В определённом смысле можно сказать, что профессиональные цен- ности проходят проверку на свою этическую «правильность» только, если они соответствуют высшим общечеловеческим ценностям. Социальная работа осуществляется в условиях, которые несут на себе отпечаток времени, места, социального окружения. Поэтому социального работника нельзя «вооружить» определёнными инструкциями, которые бы абсолютно могли регламентировать его деятельность. Клиенты, с которыми работает социальный работник, — это люди с особым психическим складом характера, определённым нравственным и социальным опытом. Всё это обу- словливает необходимость разработки особых профессиональных ценностей социальной работы. Профессиональные ценности ориентируют социального работника на необходимость следовать в работе необходимым принципам, на основе ко- торых социальный работник может принимать в различных ситуациях един- ственно правильное с моральной точки зрения решение. Профессиональные этические принципы социальной работы – это ценностные установки, определяющие смысл и направление деятельности специалиста. Социальная работа по своему содержанию многогранна. Её нельзя огра- ничить рамками профессиональных взаимоотношений социального работ- ника с клиентом. Кроме того, она является элементом государственной со- циальной политики и, следовательно, должна строиться на принципах, кото- рые бы определяли характер нравственных отношений социального работ- ника и по отношению к клиенту, и по отношению к обществу и к государст- ву. Социальный работник в своей профессиональной деятельности тесно связан с людьми, которые, как и он, являются представителями одной и той же профессии. Работу отдельного социального работника невозможно пред- ставить вне той организации, того коллектива, в котором он работает. По- этому профессиональные моральные принципы должны быть ориентиром для него и в этой сфере его деятельности. В этой связи следовало бы уточ- нить содержание понятия «профессиональные моральные принципы» соци- альной работы. 56 Профессиональные моральные принципы – это ценностные уста- новки социального работника, определяющие смысл и направления его деятельности как представителя профессии, реализующего государст- венную социальную политику. Моральные принципы, выступающие своего рода установками в дея- тельности социальных работников, являются следующие: — уважение личности клиента и достоинства каждого человека, с которым социальный работник профессионально связан; — уважение доверия каждого человека (клиента, коллег и пр.); — соблюдение профессиональной честности; — уважение права человека (клиента, коллеги, руководителя и пр.) при- нимать своё собственное решение; — соблюдение разумных интересов клиента; 6.2. Уважение достоинства каждого человека В этической литературе начало рассмотрения проблемы достоинства связывают с И. Кантом. Достоинство человека, считает Кант, — это то, что «поднимает» его над природой, которая подчиняется только законам приро- ды. Человек же наделён разумом и свободой и должен на этом основании испытывать самоуважение. С точки зрения Канта, люди не могут различать- ся на «более значимых» и «менее значимых». Они принадлежат к единому человеческому роду, поэтому достоинство – их общее родовое качество. Че- ловек, как разумное существо, обладающее свободой воли, никогда не может выступать средством, а всегда является лишь целью. Итак, каждый человек обладает достоинством, являющимся его безус- ловной ценностью. Эта же мысль утверждается Всеобщей Декларации прав человека, где записано, что «все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах». Поэтому люди имеют право на достойную че- ловека жизнь, которая предполагает реализацию права на получение рабо- ты, свободы выбора работы, получения достойной человека заработной пла- ты, позволяющей жить и оказывать поддержку членам семьи. Право на ме- дицинское обслуживание и на образование, жилище и хорошее питание – это также составляющие жизни человека, не унижающие его человеческого дос- тоинства. В этой связи социальная работа, представляющая собою дея- тельность по социальной поддержке граждан, в этическом смысле мо- жет оцениваться как деятельность, утверждающая человеческое досто- инство граждан, находящихся в затруднительном положении. Уважение достоинства каждого человека является исходной ценностной установкой этики социальной работы. Понимание сущности этого принципа связано с необходимостью осмысления содержания этого понятия. Какой смысл несёт в себе «достоинство» как этическое понятие? В рели- гиозной и философско-религиозной традициях достоинство человека связы- вается с его богоподобностью. Человек как духовное существо обладает бес- 57 смертной душой, свободой творчества. В других концепциях достоинство определяется как совокупность свойств личности, характеризующих её вы- сокие моральные качества. Достойным человеком называют человека добро- го, справедливого, честного и т. д. Достойный человек поступает только дос- тойно, он уважает своё достоинство и не унижает достоинства других лю- дей. Итак, достоинство человека в объективном смысле является характери- стикой его внутренней ценности и представляет собою совокупность мо- ральных, положительных качеств. Социальный работник в профессиональ- ной деятельности вступает во взаимоотношения с клиентами, коллегами, руководителем, экспертами и др. Залог успешности профессиональных от- ношений состоит в том, чтобы социальный работник «строил» отношения с другими людьми на основе уважения. Уважительное отношение к другим людям проявляется только в том случае, если социальный работник испытывает почтительное отношение к клиентам, коллегам и др., признавая их личностное достоинство. Социальный работник в отношениях с клиентами не должен участво- вать в тех действиях, которые унижают их человеческое достоинство (в ча- стности, формами благотворительной помощи, разглашением тайн клиентов, оскорбительным отношением к их целям и т.д.). Исходя из этого определения, неявно просматривается мысль о том, что не всякая личность обладает положительно значимыми качествами и, следо- вательно, не может быть достойна уважения. Это обстоятельство обусловли- вает в некоторых случаях возникновение затруднений в реализации этого принципа. В частности, это касается тех клиентов, которые своими дейст- виями, опытом своей жизни показали, что были «далеки от моральных по- ступков». Однако социальный работник не должен выступать в роли судьи для такой категории клиентов. Более «продуктивным» с точки зрения мора- ли будет желание социального работника видеть в клиенте человека, спо- собного либо на раскаяние, либо человека, потенциально способного на доб- рые дела и т.п. По отношению к коллегам социальный работник должен признавать их профессиональную подготовку, методы работы, наличие собственного мнения и т.д. Сотрудничество с коллегами возможно только в случае при- знания правомерности наличия у них собственного мнения. Однако не все- гда это признание «даётся» легко, потому что признание достоинства коллег тесно увязано с позицией социального работника о значимости своего мне- ния, своих методов работы и т. д. Как видим, рассмотрение достоинства как совокупности положительных моральных качеств не исчерпывает содержание этого понятия. Можно гово- рить о достоинстве не только в объективном значении, но и в субъективном. Во втором аспекте достоинство – это чувство самоуважения, понимание собственной значимости. 58 Представляется, что признание достоинства других людей в социальной работе не отделимо от оценки социальным работником своей профессио- нальной значимости. В этом значении понятие «достоинство» близко поня- тию «профессиональная гордость». Оно может быть определено как мораль- ное чувство, выражающее высокую оценку своих достижений, самодоста- точность и независимость личности. В этом смысле можно говорить о про- фессиональной и прочих разновидностях достоинства (гордости). Применимо это понятие и к профессиональной гордости социального ра- ботника, отождествляющего свою профессиональную деятельность с про- фессией, имеющей высокую ценность в обществе. Это связано с осознанием такого факта, что Я, как социальный работник, являюсь частью этой профес- сии и, следовательно, причастен к тем достижениям, которые для неё харак- терны. Самоуважение играет большую роль в профессиональной деятельности, оно сохраняет у социального работника ощущение своей значимости. Одна- ко социальному работнику необходимо адекватно оценивать собственную значимость, с тем, чтобы избежать иллюзии самомнения. Только умение реалистически оценивать себя позволяет признать профессиональную под- готовку коллег, важность их мнения и т.п. Хотя перед нами не стоит задача категориального анализа этических ка- тегорий, тесно связанных с понятием «достоинство», но сложность практи- ческой реализации принципа, характеризуемого в этой главе, заставляет нас обратиться также к понятию «скромность». Дело в том, что с самоуважением тесно связано понятие «скромность». Скромным, как известно, называют сдержанного в обнаружении своих дос- тоинств человека. Скромность – моральное качество человека, если оно про- является в профессиональных отношениях, то заключается в отказе от осо- бых собственных претензий, подчёркивающих его внутренние достоинства. Скромность позволяет не только рассматривать свои достоинства чем-то ес- тественным, но и увидеть достоинства других коллег. Отсутствие скромности может привести к высокомерному, презритель- но-надменному отношению к другим людям. Такие люди (высокомерные, чванливые, тщеславные) вряд ли способны в профессиональной деятельно- сти уважать достоинство других людей. Итак, отметив роль самоуважения в профессии социального работ- ника, необходимо: — утверждать собственное достоинство по результатам своей работы, в самооценке профессиональной значимости учитывать мнение других людей (клиентов, коллег, руководителя службы); — способствовать развитию чувства самоуважения у коллег в тех случаях, когда у них «налицо» неуверенность в собственной значимости (речь не идёт о случаях неквалифицированной практики); — поддерживать чувство собственного достоинства коллег, одобряя их успешные методы и т.п.; 59 Какова роль самоуважения в жизни клиента социального работника, ко- торый нуждается в социальной помощи, защите? Ответить на этот вопрос — значит определить те направления деятельности социального работника, ко- торые способствуют укреплению достоинства клиентов. Социальный работник, оказывая помощь клиенту, стремится по- мочь клиенту обрести самоуважение. Жить с самоуважением — значит уметь противостоять своим низменным, с точки зрения морали, влечениям, побуждениям. Жить с самоуважением – это умение стойко переносить жи- тейские невзгоды, выпадающие на твою долю. Встретить такие испытания с достоинством – значит пытаться найти их эффективное решение. Человек, обладающий внутренним достоинством, испытывает ответственность перед самим собой за свои чувства и мысли. 6.3. Уважение доверия каждого человека в профессиональной деятельности социального работника Доверительные отношения в социальной работе, складывающиеся меж- ду социальным работником и клиентом, внутри коллектива (между коллега- ми, социальным работником и руководителем) и являются одной из состав- ляющих успешной профессиональной деятельности. Уважение доверия других людей предполагает необходимость следую- щих знаний у социального работника, которые помогут строить отношения на доверии, а также упрочивать его: 1) Люди (клиенты, коллеги), исходя из особенностей воспитания, жиз- ненного опыта, различаются между собой по наличию или отрицанию «ба- зисного» доверия. «Базовое» («базисное») доверие является свидетельством того, что человек уже имеет опыт, согласно которому необходимо доверять людям, если даже можешь быть обманутым. Только на основе великодушно- го отношения к людям, которые иногда могут обмануть твои ожидания, воз- можно для таких людей оптимистическое мировосприятие. Однако сущест- вуют люди, не имеющие «базисного» («базового») доверия, которые по от- ношению к другим людям испытывают изначальное недоверие. По мере взросления, старения чувство недоверия у них только возрастает, а мир (близкие люди, окружение) представляются как нечто враждебное. От соци- ального работника ждут хорошей психологической подготовки, чтобы сде- лать всё возможное для установления, хотя бы отчасти, доверительных от- ношений. 2) Социальный работник сам должен быть человеком, способным вы- страивать отношения на доверии. 3) Не находить никакой корысти в отношениях с другими людьми, нико- гда не использовать другого человека как средство для укрепления своего 60 Страницы ← предыдущая следующая →
Предстоятель Православной церкви Украины Епифаний заявил, что искореняет привычку работников храмов ссориться с женщинами, которые заходят в православный храм без платка.
Епифаний отметил, что работники храмов старшего возраста делают резкие замечания молодежи. Впрочем он пытается искоренять такую привычку, поскольку считает, что принимать человека надо «с любовью», а не по внешнему виду.
«Мы должны принять ее с любовью. Она сама придет к осознанию, что в таком виде нельзя посещать храм», — сказал Епифаний в интервью «Радио Свобода».
Он также рассказал о своем отношении к сидячим местам в православных храмах, отметив, что скамейки отсутствуют из-за малой емкости помещений.
«Православная церковь не против скамеек в храмах. Но если мы возьмем Михайловский Златоверхий собор или иной в центре Киева храм, если мы разместим скамейки или стулья, то это автоматически уменьшит вдвое или втрое емкость собора», — сказал Епифаний.
Он добавил, что в сельских храмах с этим «проще» и у многих прихожан есть даже именные места.
«Я думаю, что в будущем это не будет проблемой и для нас, когда будет решен вопрос в мегаполисах соответствующего количества храмов», — сказал предстоятель ПЦУ, комментируя возможность сидячих мест в храмах крупных городов.
Отметим, 3 февраля в Софийском соборе происходит возведение на престол предстоятеля Православной церкви Украины Епифания.
Предстоятелем Православной церкви Украины Епифания выбрали 15 декабря 2018 на Объединительном соборе в Киеве.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Главой новой Православной церкви в Украине избрали Епифания: кто он
5 января Вселенский патриарх Варфоломей в своей резиденции в Стамбуле подписал Томос, который провозглашает автокефалию новосозданной Православной церкви Украины. 6 января Православная церковь Украины получила Томос от Варфоломея. Теперь процедура получения Украиной церковной независимости официально завершена.
7 января в Софии Киевской состоялось первое богослужение после предоставления Томоса Православной церкви Украины.
Поместная церковь — это объединение всех православных верующих, которое создается по территориальному принципу. Поместная церковь становится независимой и самоуправляемой на территории определенного государства и обычно соотносится с политико-административным делением и государственными границами.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как Порошенко Константинополь брал: история Томоса для украинского православия