Цель:
1. Формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования;
2. Закрепление тем и экономических понятий на специальных задачах, раскрывающих типичные экономические ситуации (вычисления на условных примерах).
Материально-техническая база:учебник А.Г. Важенин.- 6-е изд.-М., практикум А.Г. Важенин, наглядно-дидактический материал.
Описание работы
Задание 1
Определите статус лиц, перечисленных ниже, в составе населения страны с точки зрения их занятости в национальном хозяйстве и объясните свой ответ.
1) Работник, работавший не по специальности, уволившийся по собственному желанию и ищущий работу по специальности.
2) Оля Куликова, не работающая и являющаяся студенткой дневного отделения Высшей школы экономики.
3) Работник текстильного предприятия в городе Иваново, переведенный на режим неполного рабочего дня.
4) Слесарь, который был уволен с предприятия «Красный богатырь из-за сокращения числа рабочих мест и, отчаявшись найти работу, прекратил ее поиски.
5) Шахтер, который по состоянию здоровья больше не может работать.
6) Катя Иванова – лаборантка кафедры экономической теории Высшей школы экономики, которая учится в этом же вузе на вечернем отделении.
7) Балерина Большого театра, которая в 38 лет ушла на пенсию и больше не хочет работать.
8) Женщина-домохозяйка, которая полностью посвятила себя дому и семье.
9) Женщина, ушедшая в декретный отпуск.
10) Женщина, ожидающая ребенка, которая уволилась с работы.
11) Петя Васечкин, которому на днях исполнилось 14 лет.
Задание 2
Определите, к какому типу безработицы относятся следующие безработные.
а) Квалифицированный бухгалтер уволился, потому что у него не сложились отношения с директором фирмы, и сейчас он находится в поисках рабочего места, соответствующего его квалификации.
б) В последнее время внедрение персональных компьютеров в России сократило спрос на машинисток, а также понизился спрос на рабочую силу, занятую на предприятиях по производству пишущих машинок.
в) Медсестра Нина Касторкина из Рязани переехала жить в Москву и хочет устроиться на работу в одну из московских поликлиник.
г) Много лет тому назад высококвалифицированные стеклодувы остались без работы из-за изобретения специальных станков для изготовления бутылок.
Задание 3
Придумайте примеры фрикционной, структурной и циклической безработицы.
Задание 4
Внимательно прочтите материал о состоянии российского рынка труда в 90-е гг. Подумайте о причинах, которые порождают на российском рынке труда такое явление, как частичная занятость. Перечислите эти причины и кратко охарактеризуйте их.
«В целом по России в вынужденных отпусках в течение 1993 г. находилось более 4063 тыс. человек, что составило около 10% занятых в народном хозяйстве. К примеру, в Тульской области в течение 1993 г. 65 тыс. работников (7% занятых) были в административных отпусках, а 15 тыс. работали неполный рабочий день. В Карачаево-Черкесской республике, по оценкам специалистов Центра занятости, скрытая безработица составила 40-50% занятых в государственном секторе республики. В первом полугодии 1994 г. на неполный рабочий день (неделю) по инициативе администрации были переведены более 18% работников в промышленности, более 15% – на транспорте и связи, около 7% – в строительстве и более 8% – в науке и научном обслуживании. Всего в таком режиме работало 4340 тыс. занятых в этих отраслях.
В этих же отраслях 6760 тыс. человек находились в отпусках по инициативе работодателей на условиях частичного сохранения заработной платы или даже без сохранения.
Максимального уровня частичная занятость достигла на предприятиях текстильной промышленности, тракторного, сельскохозяйственного и дизельного машиностроения, электронной промышленности. В этих отраслях от 40 до 60% занятых пользовались дополнительными отпусками или были переведены на неполную рабочую неделю (день).
В 1995 г. доля занятых на условиях неполного рабочего дня (недели) на предприятиях химической и нефтехимической промышленности по сравнению с 1994 г. составила 35,6%. На предприятиях машиностроения и металлообработки удельный вес занятых на работах с неполным рабочим днем (неделей) увеличился с 18,2 до 26%, в легкой промышленности – с 16 до 27,4% и т. д. В марте в отпусках по инициативе администрации предприятий находились 55% рабочих и 36,9% служащих (преимущественно с частичной оплатой). К июню 1995 г. эти показатели достигли уже соответственно 62% и 57,2% в среднем по всем обследованным предприятиям. В металлургии же они составили соответственно 95% и 70,4%, в машиностроении – 75% и 65,5% и т. д.».
Задание 5
Назовите некоторые из государственных программ, направленных как на снижение естественного уровня безработицы, так и на смягчение последствий, которые оказывает на человека потеря работы.
Задание 6
Определите статус лиц, перечисленных ниже, в составе населения страны с точки зрения их занятости в национальном хозяйстве.
1) Программист Вася Петечкин, уволенный из-за ликвидации конторы, в которой он работал, и обратившийся с просьбой о работе в Государственную службу занятости.
2) Коллега Васи Петечкина, уволенный по той же причине из той же конторы и устроившийся ночным сторожем на соседнем предприятии.
3) Многодетная мать, работающая на полставки контролером в кинотеатре.
4) Медсестра Нина Касторкина, которая работала в Рязани, вышла замуж за москвича, переехала жить в Москву и хочет устроиться на работу в одну из московских поликлиник.
Практическая работа №7
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 422 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Урок экономики с использованием ИКТ:
«Безработица и её виды». 7 класс.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: урок – практикум.
- Словесно-логические – рассказ, объяснение, беседа; Иллюстративные – демонстрация мультимедийной презентации; Практические – решение упражнений, выполнение заданий.
Цель урока: повторить структуру населения в составе населения страны с точки зрения занятости в национальном хозяйстве; познакомить учащихся с видами безработицы и её причинами; развивать умение определять статус лица в составе населения, вид безработицы, умение решать задачи по безработице; воспитывать социальную адаптацию учащихся к жизни в современном обществе.
Оборудование:
- Приложение1. Безработица. Виды безработицы.Приложение 2. Карточки для учащихся. Распечатанный для каждого ученика лист индивидуальной работы с заданием 2 и 3 (Приложение 3и4);
Содержание
- «Безработица и её виды».
- Объявление темы урока и цели урока.
- Сегодня мы с вами повторим структуру населения страны с точки зрения занятости в национальном хозяйстве, познакомимся с видами безработицы и её причинами и выполним задания по этой теме.
- V. Подведение итогов урока. Выставление отметок.
- Просмотр содержимого документа «Урок «Трудовые ресурсы»»
- На каком основании могут уволить во время пандемии?
- Сегодняшняя ситуация поставила в сложную ситуацию как работодателей, так и работников. Однако, даже в условиях кризиса нельзя урезать зарплаты сотрудников, если для них все еще есть работа.
- Если условленный объем работы сохраняется, то согласно Закону о трудовом договоре, оснований для урезания заработной платы нет. В таком случае работодатель может попробовать обсудить урезание зарплаты с работниками и прийти к соглашению.
- Отправить работника в неоплачиваемый отпуск можно лишь по соглашению обоих сторон, то есть для этого необходимо согласие работника.
- Сегодняшняя ситуация поставила в сложную ситуацию как работодателей, так и работников. Однако, даже в условиях кризиса нельзя урезать зарплаты сотрудников, если для них все еще есть работа.
- Работодатель лишь в исключительных случаях может понизить зарплату
- Что нужно помнить при сокращении зарплаты:
- Перед уменьшением зарплаты работодатель должен предложить работнику другую работу, но тот не обязан соглашаться.
- Об уменьшении заработной платы работников необходимо уведомить по меньшей мере за 14 дней, а работник должен представить свое мнение насчет этого в течение 7 дней.
- Уменьшить заработную плату можно на срок до трех месяцев в течение 12-месячного периода до разумного размера, но не ниже минимальной зарплаты.
- У работника есть право отказаться выполнять работу пропорционально снижению зарплаты.
- Если работник не согласен с урезанием зарплаты, то он может отказаться от трудового договора, предварительно уведомив об этом работодателя за пять дней. При этом работодатель обязан выплатить ему компенсацию, как при сокращении.
- Касса по безработице планирует в течение двух месяцев компенсировать работникам попавших в трудное положение предприятий 70% от их зарплаты.
- Для получения компенсации работодатель должен отвечать по меньшей мере двум из трех условий:
- оборот предприятия снизился как минимум на 30% по сравнению с тем же периодом прошлого года;
- по меньшей мере у 30% работников нет на данный момент работы;
- зарплата как минимум 30% работников упала более чем на 30%.
- Данная мера будет иметь обратную силу и действовать с 1 марта по 31 мая, для получения компенсации работодатель сможет выбрать два месяца из трёх.
«Безработица и её виды».
«Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не нашлось работы. ”
«Истинное сокровище людей – умение трудиться». Эзоп.
Необходимое оборудование и материалы:
- компьютер, проектор; презентация; карточки; учебник «Экономика» эпиграф рабочие тетради
Объявление темы урока и цели урока.
Сегодня мы с вами повторим структуру населения страны с точки зрения занятости в национальном хозяйстве, познакомимся с видами безработицы и её причинами и выполним задания по этой теме.
Запишите тему урока в тетрадях.
II. Повторение изученного материала.
1.Беседа с выполнением заданий:
Учитель: В Конституции РФ в статье 37 говорится: «1.Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2.Принудительный труд запрещён». Слайд 2.
Учитель: в командной экономической системе безработица отсутствует, но может наблюдаться Неполная занятость – ситуация, при которой работник формально числится занятым, но заработной платы не получает, так как находится в вынужденном отпуске, или получает часть своей нормальной оплаты, так как трудится неполный рабочий день.
В рыночной экономической системе безработица всегда присутствует.
Учитель: Давайте повторим понятия, которые мы изучили на том уроке. Дать понятию определение: Население страны, Рабочая сила, Занятые, Безработные, Выбывшие. Слайд 4.
Безработица – положение в экономике, когда часть трудоспособного населения не может найти себе работу. Слайд 5.
Учитель: А сейчас выполним задание. Слайд 6.
Кто из перечисленных граждан является безработным?
а)программист, работающий мастером производственного участка на заводе, уволился по собственному желанию и ищет работу по специальности; (безработный)
б)студент, не работающий и обучающийся на дневном отделении вуза; (выбывший)
в)рабочий, уволенный в связи с ликвидацией предприятия, обратился в поисках работы в государственную службу занятости; (безработный)
г)учитель школы уволился из-за переезда на новое место жительства в другой город и ищет работу по специальности (безработный).
III. Работа над новым материалом.
1.Объяснение нового материала.
Рассказ учителя с показом слайдов.
Учитель: безработица бывает четырех видов – фрикционная, структурная, циклическая и сезонная. Слайд 7.
Каждый вид безработицы имеет свои особенности и причины.
Особенность: работу ищут уже готовые специалисты с определённым уровнем профессиональной готовности и квалификации.
Причины: 1. Неосведомлённость людей, несовершенство информации.
2. Факторы, снижающие мобильность рабочей силы.
3. Особенности национального характера и образа жизни.
Особенность: связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу.
Причины: НТП ( научно – технический прогресс).
Структурная безработица – явление естественное и неизбежное.
Особенность: общий экономический спад в стране. Большинство предприятий закрываются, а люди остаются без работы.
Причина: низкий спрос на рабочую силу во всех отраслях, сферах, регионах.
Связана с сезонными работами.
Например: кочегары, сельскохозяйственные работы, обслуживающий персонал на курортах и др.
Связана с поисками и ожиданием работы.
1. Неосведомлённость людей о возможности найти работу по своей специальности с устраивающим уровнем оплаты. 2. Факторы, объективно снижающие мобильность рабочей силы. 3. Особенности национального характера и образа жизни.
Связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. НТП (научно – технический прогресс).
Вызывается спадом деловой активности в экономике страны. Общий экономический спад в стране. Большинство предприятий закрываются, а люди остаются без работы.
Сезонные работы. Например, кочегары, сельскохозяйственные работы, обслуживающий персонал на курортах и др.
Учитель: чтобы решать задачи по этой теме мы познакомимся с формулами
Уровень безработицы = ( безработные : рабочая сила ) х 100%
Уровень занятости = ( занятые : рабочая сила ) х 100%
ЕНБ (естественная норма безработицы) = фрикционная безработица + структурная безработица.
Полная занятость = рабочая сила х ( 1 – ЕНБ ) Слайд 12.
IV. Закрепление материала.
1.Задание: стр. 35 -36 (устно) рабочая тетрадь 7 класс.
2.Задание. Определить тип безработицы. Приложение .
3.Задание: Нужно определить статус лиц в составе населения страны с точки зрения их занятости в национальном хозяйстве. ( Индивидуальные карточки. Приложение 4).
V. Подведение итогов урока. Выставление отметок.
Домашнее задание: Учить виды безработицы (карточка), стр.36-37 текущий счет в тетради письменно.
Приложение . Безработица. Виды безработицы.
1. Трудоспособный возраст. 2. Отсутствие у человека постоянного заработка. 3. Доказанное стремление человека найти работу.
Выбывшие из состава рабочей силы – лица трудоспособного возраста; потенциально имеющие возможность работать, но по каким – либо причинам не работающие: учащиеся, пенсионеры, бездомные, домохозяйки, инвалиды, студенты дневных отделений.
Уровень безработицы = ( безработные : рабочая сила) × 100%
Уровень занятости = ( занятые : рабочая сила) × 100%
ЕНБ (естественная норма безработицы) = фрикционная безработица + структурная безработица.
Полная занятость = рабочая сила × (1 – ЕНБ)
Связана с поисками и ожиданием работы.
Связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. НТП (научно – технический прогресс).
Вызывается спадом деловой активности в экономике страны.
Сезонные работы. Например, кочегары, сельскохозяйственные работы, обслуживающий персонал на курортах и др.
Закон Артура Оукена: если фактическая безработица превышает естественный её уровень на 1%, то производство сокращается на 2,5%.
Приложение . Виды безработицы.
Связана с поисками и ожиданием работы.
1. Неосведомлённость людей о возможности найти работу по своей специальности с устраивающим уровнем оплаты. 2. Факторы, объективно снижающие мобильность рабочей силы. 3. Особенности национального характера и образа жизни.
Связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. НТП (научно – технический прогресс).
Вызывается спадом деловой активности в экономике страны. Общий экономический спад в стране. Большинство предприятий закрываются, а люди остаются без работы.
Сезонные работы. Например, кочегары, сельскохозяйственные работы, обслуживающий персонал на курортах и др.
Приложение№3. Задания по безработице. (Савицкая . 229).
Определите, к какому типу безработицы относятся следующие безработные.
1. Квалифицированный бухгалтер уволился, потому что у него не сложились отношения с директором фирмы, и сейчас он находится в поисках рабочего места, соответствующего его квалификации.
2. В последнее время внедрение персональных компьютеров в России сократило спрос на машинисток, а также понизился спрос на рабочую силу, занятую на предприятиях по производству пишущих машинок.
3. , которая переехала из Рязани жить в Москву и хочет устроиться на работу в одну из московских поликлиник.
4. В период спада 1982 года уровень безработицы в США поднялся до 9, 7%; в разгар » Великой депрессии» 1933 года безработица достигла 25%.
5. Много лет тому назад высококвалифицированные стеклодувы остались без работы из – за изобретения специальных станков для изготовления бутылок.
Задача. (Савицкая . 225).
В стране Синеглазии в августе было 10 млн. человек безработных и 90 млн. человек занятых. 1. Определите численность рабочей силы в Синеглазии, уровень безработицы и уровень занятости.
2. В сентябре этого же года из 90 млн. человек, имевших работу, было уволено 0, 5 млн. человек. При этом дополнительного найма на работу в течение сентября зарегистрировано не было. Определите численность занятых в новой ситуации.
3. В течение сентября 1 млн. человек из числа безработных прекратили поиски работы, поскольку им постоянно отказывали в рабочих местах из – за того, что они имели карие глаза. Определите численность рабочей силы, количество безработных и уровень безработицы в Синеглазии в сентябре. Задача. (Савицкая . 243).
В стране Какофонии насчитывается 76 млн. человек в трудоспособном возрасте. Из них 30 млн. человек не работают и не ищут работу (это – домохозяйки, инвалиды, пенсионеры, студенты и бездомные бродяги).В стране Какофонии 4 млн. 600 тысяч человек безработных и 1 млн. человек работники, занятые неполный рабочий день и желающие работать полный рабочий день. Определите уровень безработицы в стране Какофонии
Приложение . Задание (, стр.221.)
Определите статус лиц, перечисленных ниже, в составе населения страны с точки зрения занятости в национальном хозяйстве.
1. Работник, работавший не по специальности, уволившийся по собственному желанию и ищущий работу по специальности (безработный).
2. Оля Куликова, не работающая и являющаяся студенткой дневного отделения Высшей школы экономики (выбившая).
3. Работник текстильного предприятия в городе Иваново, переведённый на режим неполного рабочего дня (занятый).
4. Слесарь, уволенный с предприятия «Красный богатырь» из – за сокращения числа рабочих мест и отчаявшись найти работу, прекративший её поиски (безработный).
5. Шахтёр, который по состоянию здоровья больше не может работать (выбивший).
6.Катя Иванова – лаборантка кафедры экономической теории Высшей школы экономики, которая учится в этом вузе на вечернем отделении (занятая).
7. Балерина Большого театра, которая в 38 лет ушла на пенсию и больше не хочет работать (выбывшая).
8. Женщина – домохозяйка, которая полностью посвятила себя дому и семье (выбывшая).
9. Женщина, ушедшая с работы в декретный отпуск (занятая).
10. Женщина, ожидающая ребёнка, которая уволилась с работы (выбывшая).
11. Петя Васечкин, которому на днях исполнилось 14 лет (не входит в состав рабочей силы).
12. Программист Вася Петечкин, уволенный из – за ликвидации конторы, в которой он работал, и обратившийся с просьбой о работе в государственную службу занятости (безработный).
13. Коллега Васи Петечкина, уволенный по той же причине из той же конторы и устроившийся ночным сторожем на соседнем предприятии (занятый).
14. Многодетная мать, работающая на полставки контролёром в кинотеатре (занятая).
15., работавшая в Рязани, вышла замуж за москвича, переехала жить в Москву и хочет устроиться на работу в одну московских поликлиник (безработная).
Численность экономически активного населения (рабочей силы) к концу 1995 года составила 73 млн. человек, а к концу 1996 года – 72,7 млн. человек. Количество занятых в экономике на конец 1995 года составило 67 млн. человек, а на конец 1996 года – 65,9 млн. человек.
1. Определите количество безработных в составе рабочей силы в России на конец 1995 и 1996 годов.
2. Определите уровень занятости в России на конец 1995и 1996 годов.
3.Определите уровень безработицы в России на конец 1995 и 1996 годов
Урок Трудовые ресурсы» Задачи: сформировать понятия: трудовые ресурсы. экономически активное население, занятые, безработные
Анализировать статистические и картографические материалы. Формулировать проблемы, пути их решения. Составлять прогнозы
Просмотр содержимого документа «Урок «Трудовые ресурсы»»
- Понятия: трудоспособное население, трудовые ресурсы, экономически активное население, занятые, безработные, рынок труда
- Выявление зависимости структуры занятости населения от уровня развития экономики
- Умения: анализировать карты, прогнозировать, формулировать проблемные вопросы, предлагать пути решения проблем
- трудоспособное население,
- трудовые ресурсы,
- экономически активное население,
- занятые,
- безработные,
- рынок труда
- Используя текст учебника на стр.16 определите статус лиц в составе населения страны
- 1.Оля Куликова – студентка ВГУ
- 2. Программист Вася Петечкин, уволенный из – за ликвидации конторы и обратившийся в службу занятости населения
- 3. Нина Касторкина – лаборантка кафедры экономической географии, которая учится в ВГУ на вечернем отделении
- 4. Многодетная мать, работающая на полставки контролёром в кинотеатре
- 5. Балерина Большого театра, которая в 38 лет ушла на пенсию и больше не хочет работать
- 6.Учащиеся 9г класса лицея естественных наук
Определите статус лиц в составе населения страны
- 7.Лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услугдля реализации на рынке
- 8.Работник текстильного предприятия в городе Иваново, переведённый на режим неполного рабочего дня
- 9.Лица, работающие на семейных предприятиях;
- 10.Женщина домохозяйка, которая полностью посвятила себя дому и семье
- 11.Петя Васечкин, которому на днях исполнилось 14 лет
- количественные, качественные и структурные характеристики
- Численность трудовых ресурсов (91 млн.) –62 %от численности населения
- Экономически активное население:76.7 млн. человек или
52% от общей численности населения страны
Сформулируйте, объясните, спрогнозируйте
- Проанализируйте предложенную диаграмму,сформулируйте зависимостьмежду уровнем развития страны и занятостью населения.
- Объяснитеэту зависимость.
- Спрогнозируйтена её основе изменения в структуре занятости населения России
- Карта «Доля населения занятого в сфере услуг». стр. 17 учебника.
- Определите районыс наиболее высокой долей занятости в сфере услуг.Объяснитеполученные результаты.
- Сформулируйтепроблемный вопрос
- проживающие на территории страны трудоспособные граждане,
- не имеющие работы и заработка (трудового дохода),
- ищущие работу и зарегистрированные в центре занятости по месту жительства;
- готовые приступить к работе.
НАЗОВИТЕ СУБЪЕКТЫ РФ С ВЫСОКИМИ И НИЗКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ БЕЗРАБОТИЦЫ
- От чего зависит уровень безработицы?
Высокий уровень безработицы
- где большой удельный вес занимает сельское хозяйство,
- уровень урбанизированности ниже средне российского,
- скорость создания новых рабочих мест меньше, чем скорость роста трудоспособного населения
- Приток мигрантов
- Низкий уровень безработицы
- в районах нового освоения
- В высокоразвитых районах
Уровень безработицы в % к ЭАН
Профессии, востребованные на рынке труда Кировской области
- Медсестра
- Воспитатель детского сада
- Инженер-технолог
- Мастер строительных и монтажных работ
- Инженер-конструктор
- Врач-терапевт участковый
- Ветеринарный врач
- И нспектор полиции
- Уровень естественного прироста населения;
- Отраслевая структура хозяйства;
- Миграции населения;
- Скорость создания рабочих мест;
- Новые требования к трудовым ресурсам;
- Уровень урбанизации…
Самые востребованные профессии в России
- Специалисты в сфере IT.
- Инженер- проектировщик
- Педагог
- Юрист
- Медики. В особенности геронтологи и специалисты, занимающиеся вопросами продолжения жизни
- Маркетологи
- Специалист по персоналу
- Профессиональный рабочий –квалифицированные машинисты. Электрики. Сварщики
- Специалист индустрии красоты: стилисты, визажисты, парикмахеры..
- Экологи
- Логисты
- Химики
Востребованные профессии в мире(«Форбс»)
- GR-менеджер-«специалист по взаимодействию с государственной системой управления»
- Геронтологи и сиделки
- Специалист по альтернативным источникам энергии
- Эксперт по вопросам добычи нефти в труднодоступных месторождениях
- Консультант по ведению бизнеса на африканском континенте
- Журналист-блогер
- Генетик-селекционер
- Эксперт по развитию территорий (урбанисты, т.е. профессионалы, которые занимаются развитием городов.)
- Специалист по абсорбции (адаптация мигрантов)
- В макропрогнозе Минэкономразвития 2017 года, численность экономически активного населения России к 2020 году сократится на 1 млн человек,
- а численность трудоспособного населения – на 3 млн .
- Сформулируйте проблему. Предложите пути решения.
- повышение пенсионного возраста
- трудовая мобильность населения
- развивать программы внутренней трудовой миграции
- активно привлекать в страну специалистов из-за рубежа
- принимать активные меры по минимизации оттока высококвалифицированных специалистов из России, создавая условия для их работы внутри страны,
- расширять программы поддержки рождаемости, чтобы рост трудоспособного населения был не менее 2,7% в год
На каком основании могут уволить во время пандемии?
Из-за пандемии изменения в Трудовой кодекс пока не вносили. Основания для увольнения остались прежними – по соглашению сторон, по собственному желанию, по инициативе работодателя. Однако в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции нужно иметь в виду один возможный вариант развития событий…
С 30 марта указом1 мэра Москвы для жителей столицы введен режим самоизоляции. Ездить на работу разрешили только работникам организаций, которые в соответствии с указом2 президента продолжили свою работу в прежнем режиме.
Многие работодатели перевели сотрудников на удаленную работу. Обратите внимание: в организации должен быть издан приказ о таком переводе. Каждого из работников должны лично под роспись с ним ознакомить. Должно быть подписано дополнительное соглашение к трудовому договору об изменениях условий труда.
В противном случае у работодателя появятся основания для увольнения сотрудника по причине прогула, т.е. отсутствия его на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня или смены (ст. 81 ТК РФ). (Если сотрудник отсутствовал на рабочем месте по уважительной причине, увольнение будет незаконным. О том, какие причины считаются уважительными, читайте в статье «Когда за прогул нельзя уволить?»)
Другой вопрос – как на такие увольнения будут реагировать суды. Обычно они исходят из того, что работник является незащищенным, а бремя доказывания всегда лежит на работодателе, т.е. он должен представить доказательства тех обстоятельств, на которые ссылается, возражая против иска работника. С учетом указа мэра Москвы и позиции правительства суды будут на стороне работников и станут восстанавливать их в должности. Если вас уволили незаконно и вы дорожите своим местом, выход один – идти в суд. Но прежде лучше обратиться к юристу или адвокату. Специалист может помочь договориться с работодателем в режиме медиации. (Как урегулировать конфликт с помощью примирительных процедур – читайте в статье «Медиация: разрешаем споры без суда».)
Росстат подвел итоги выборочного обследования рабочей силы.
Численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше в октябре 2018г. составила 76,6 млн.человек, из них 73,1 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 3,4 млн.человек – как безработные – не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней.
Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности рабочей силы) в октябрк 2018г. составил 4,6% (без исключения сезонного фактора). Вот как это прокомментировал на своей страницев ФБ политолог Алексей Мухин:
«В стране, по данным Росстата, уровень безработицы составляет всего 4,6%. Не будем смотреть на Европу с ее показателями — посмотрим на Японию, где уровень безработицы в размере статпогрешности. Так что есть куда стремиться, хотя Япония и находится в приоритетной позиции по сравнению с Россией — против неё не применяются санкции и военные расходы для нее минимальны.
Тем временем в Москве, столицы нашей Родины, ситуация с безработицей – как раз на японском уровне: в этом году он составляет всего 0,34%. Таким образом, только порядка 24 тысяч человек сейчас по разным причинам не могут найти работу. Примечательно, что в 2017 году этот показатель составлял 0,51%, так что позитивные сдвиги есть».
Сегодняшняя ситуация поставила в сложную ситуацию как работодателей, так и работников. Однако, даже в условиях кризиса нельзя урезать зарплаты сотрудников, если для них все еще есть работа.
Адвокат бюро Hedman Partners Кристель Таэл-Саме подчеркнула, что и в кризис сокращение зарплат или отправление работников в неоплачиваемый отпуск требует соглашения сторон. «Прежде чем сокращать зарплаты, работодатель должен убедиться, что в связи с изменившимися условиями работникам невозможно предоставить другие обязанности или возможность удалённой работы”, – пояснила адвокат.
Если условленный объем работы сохраняется, то согласно Закону о трудовом договоре, оснований для урезания заработной платы нет. В таком случае работодатель может попробовать обсудить урезание зарплаты с работниками и прийти к соглашению.
Однако надо учитывать, что если работодатель урезал зарплату, то у работника есть право отказаться выполнять работу пропорционально снижению зарплаты. Если же сотрудник переходит на удаленную работу, то работодатель обязан продолжать платить ему зарплату, так как работник по прежнему выполняет свои обязанности.
«Работодатель может договориться с сотрудниками о временном выполнении других обязанностей. Например, работников офиса можно привлечь к работе на складе. Если же занятость значительно снижается, то стороны могут договориться и о снижении зарплаты”, – привела пример Кристель Таэл-Саме.
Адвокат подчеркнула, что закон о трудовом договоре не предусматривает временное сокращение работников или их отправку в принудительный отпуск.
Отправить работника в неоплачиваемый отпуск можно лишь по соглашению обоих сторон, то есть для этого необходимо согласие работника.
Если же работник готов выйти на работу, а работодатель этого не хочет, и стороны не смогли договориться об отпуске или изменениях в работе, то работодатель обязан платить работнику среднюю зарплату. «По закону работодатель обязан платить зарплату работнику если он трудоспособен и готов выполнять работу даже в том случае, если работодатель больше не может предложить работникам прежний объем работы”, – пояснила адвокат бюро Hedman Partners Кристель Таэл-Саме.
Работодатель лишь в исключительных случаях может понизить зарплату
По словам адвоката, уважительные причины для снижения зарплаты в одностороннем порядке касаются лишь тех работодателей, кто, во-первых, не может предоставить работнику условленный объем работы по независящим от него непредвиденным экономическим причинам. Например, распространение коронавируса и его влияние на экономику. Во-вторых, выплата условленной заработной платы неоправданно обременительна для работодателя.
Адвокат подчеркнула, что снижение зарплаты предполагает одновременное выполнение обоих условий и лишь одного из них недостаточно.
Временно в одностороннем порядке можно сократить зарплату в таких непредвиденных ситуациях как, например, резкий спад объема сделок в связи с коронавирусом, банкротство важного партнера или необходимость снизить объемы производства в связи с нехваткой средств.
Что нужно помнить при сокращении зарплаты:
Перед уменьшением зарплаты работодатель должен предложить работнику другую работу, но тот не обязан соглашаться.
Об уменьшении заработной платы работников необходимо уведомить по меньшей мере за 14 дней, а работник должен представить свое мнение насчет этого в течение 7 дней.
Уменьшить заработную плату можно на срок до трех месяцев в течение 12-месячного периода до разумного размера, но не ниже минимальной зарплаты.
У работника есть право отказаться выполнять работу пропорционально снижению зарплаты.
Если работник не согласен с урезанием зарплаты, то он может отказаться от трудового договора, предварительно уведомив об этом работодателя за пять дней. При этом работодатель обязан выплатить ему компенсацию, как при сокращении.
Касса по безработице планирует в течение двух месяцев компенсировать работникам попавших в трудное положение предприятий 70% от их зарплаты.
Для получения компенсации работодатель должен отвечать по меньшей мере двум из трех условий:
оборот предприятия снизился как минимум на 30% по сравнению с тем же периодом прошлого года;
по меньшей мере у 30% работников нет на данный момент работы;
зарплата как минимум 30% работников упала более чем на 30%.
Касса по безработице возместит 70% средней брутто-зарплаты за предшествующие 12 месяцев, но не более, чем 1000 евро. В свою очередь работодатель обязан платить работнику не менее 150 евро, а также выплачивать налоги на рабочую силу.
Данная мера будет иметь обратную силу и действовать с 1 марта по 31 мая, для получения компенсации работодатель сможет выбрать два месяца из трёх.
Адвокатское бюро Hedman Partners предоставляет консультационные услуги по корпоративному и коммерческому праву предприятиям, их учредителям и инвесторам на всех этапах жизненного цикла компании – от разработки бизнес-модели до привлечения инвестиций и продажи предприятия.