30.04.2020
Протодиакон Андрей Кураев
Патриарх Кирилл запретил диакона Андрея Кураева в служении. Теперь возможно самый известный христианский публицист современной России ожидает церковного суда, пишет Константин Эггерт — специально для DW.
Повод для патриаршего указа, запретившего диакона Андрея Кураева в служении — грубые и недостойныевысказывания диакона в адрес недавно скончавшегося настоятеля Елоховского собора в Москве протоиерея Александра Агейкина. «Грубые и недостойные» — это оценка не только патриарха, но и моя личная. Отец Андрей часто высказывается провокационно и бескомпромиссно. В этом случае стоило промолчать.
Патриарх Кирилл в борьбе за лояльность
Однако важен контекст. Тут пригодится историческая аналогия из советского прошлого. Запрет в служении — эквивалент «строгого выговора с занесением в учетную карточку» в КПСС. Это, по сути, одно из последних, если не последнее, предупреждение перед «исключением из партии» — снятием сана.
Аналогия неслучайна — нынешнее церковное руководство, как и когда-то руководство партийное, видит мир черно-белым. Есть друзья — те, кто лоялен церковному начальству. И есть враги — критики патриарха и высшей иерархии, особенно из числа священства и диаконства. Как говорят, патриаршее окружение использует в отношении таких людей отдельное прозвище — «предатели в рясах». Отец Андрей теперь, фактически, назначен «предателем номер один».
В условиях пандемии коронавируса авторитет и влияние патриарха заметно пошатнулись. В глазах светских властей он выглядит слабым кризис-менеджером, в глазах фундаменталистского меньшинства, которому он всегда хотел понравиться и никогда не нравился — агентом разнообразных безбожных «ротшильдов», которые обманывают православный народ «фейком» про вирус. В такой ситуации единственной опорой и поддержкой первосвященника в публичной сфере вольно или невольно оказываются те, кто, пусть и критикуя нынешнее состояние церкви, переживают за нее. Андрей Кураев — как раз такой человек.
Константин Эггерт
Он не очень легок в общении, но искренне переживает за судьбу церкви и вообще христианства в России. Его имя известно в стране намного шире, чем имена большинства архиереев — не только в православной среде, но и у широкой общественности. Он — один из немногих, кто пользуется уважением многих атеистов. Заслуга Кураева в том, что он, несмотря на ошибки — один из немногих, благодаря кому российскому обществу по-прежнему интересна не только судьба РПЦ, но и христианство вообще.
Отец Андрей, с его ошибками и сомнениями — живой. В глазах неискушенных в религии людей он являет собой один из немногих наглядных примеров того, что христианство — это не только «попы на порше», чугунное имперское многословие и секс-скандалы в семинариях, а живая вера. И именно этого непростого, но искреннего человека, золотой «PR-актив» РПЦ, если выражаться языком бизнеса, подвергают публичной порке.
«Верховный» против «старшины»
Если продолжать светские аналогии, то патриарший указ — это, прежде всего, ошибочное кадровое решение. Когда верховный главнокомандующий (патриарх) публично наказывает старшину (диакона), он резко возвышает статус старшины и при этом ставит под сомнение собственный авторитет.
Кроме того, возникает вопрос. Кураев допустил бестактность. Но неужели проповеди схигумена Сергия (Романова) и публичная активность других отрицателей опасности коронавируса приносят меньше зла? Ведь они призывают других людей рисковать жизнями — своими и чужими. Но их в служении не запрещают, а мягко ограничивают в праве произносить публичные проповеди, да и то, как показывает опыт, скорее всего ненадолго. Кстати, именно активное фундаменталистское меньшинство будет наиболее склонно в определенных условиях уйти в раскол и нарушить то самое единство, о котором так пекутся в патриархии.
По-человечески, патриарха Кирилла можно понять. Скончавшийся отец Александр — близкий для него человек. Он много лет сослужил предстоятелю и был настоятелем второго по значимости патриаршего собора Москвы. Однако, с точки зрения административной и духовной, запрет, наложенный на Кураева, — признак административной слабости и человеческой недальновидности.
После Путина — новые вызовы для РПЦ
Избирательность патриарха не останется незамеченной. Ни властью, которая «считывает» такую слабость мгновенно и при случае радостно ее использует в своих целях. Ни фундаменталистами, для которых последние действия главы РПЦ — доказательство его капитуляции перед ними. Ни для набирающих силу «новых атеистов», все больше напоминающих красных богоборцев начала века с их песенным призывом «Церкви и тюрьмы сравняем с землей».
И радикальные фундаменталисты, и радикальные безбожники все активнее столбят за собой место в пост-путинском будущем России. Исторически они скоро (каждые по-своему) бросят очень серьезный вызов российской религиозности вообще, и Русской церкви в особенности. Ослепленная повседневностью и официозом, иерархия РПЦ этого не видит. Вместо этого, она поглощена публичной поркой тех немногих, кто пытается предотвратить это все более вероятное развитие событий, которое скоро рискует стать необратимым.
Константин Эггерт — российский журналист, ведущий программ телеканала «Дождь». Автор еженедельной колонки на DW. Константин Эггерт в Facebook: Konstantin von Eggert
Комментарий выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать с мнением русской редакции и Deutsche Welle в целом.
Запретное искусство России «Тангейзер» против системы
В 2015 году против режиссера Тимофея Кулябина было возбуждено административное дело из-за «умышленного публичного осквернения религиозных символов» в постановке оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер». В современной интерпретации Вагнера суд не нашел ничего преступного, однако спустя несколько дней Борис Мездрич, директор Новосибирского театра оперы и балета, где была поставлена опера, был уволен.
Запретное искусство России «Родина» с третьего раза
В 2012 году бывший директор Пермского музея современного искусства Марат Гельман привез в Новосибирск выставку «Родина». Работы художников критиковали политиков и негативный образ стран бывшего СССР. Открытие переносили дважды — Минкульт запретил проводить выставку в здании государственного музея, а потом ее и вовсе отложили на неопределенный срок. В итоге площадка для «Родины» все-таки нашлась.
Запретное искусство России «Матильда» под давлением
До начала проката «Матильда» Алексея Учителя оказалась в центре скандала. В феврале 2017 года трейлер к фильму вызвал недовольство у представителей РПЦ и депутата Госдумы Натальи Поклонской. Она направила несколько запросов в прокуратуру с просьбой провести проверку и не утверждала, что создатели могут быть привлечены к уголовной ответственности. Прокатное удостоверение «Матильда» все же получила.
Запретное искусство России «Нуреев» перенесен
В июле 2017 года руководство Большого театра за несколько дней до премьеры перенесло балет «Нуреев» Кирилла Серебренникова якобы из-за «неготовности» спектакля. Настоящей причиной считают то, что в спектакле идет речь и о гомосексуальности Нуреева. Постановщик сейчас находится под домашним арестом из-за обвинений в «мошенничестве», связанном с его театром «Гоголь-центр».
Запретное искусство России Позор для России?
«Синие Носы» – скандальная арт-группа, созданная в 1999 году. Ее участников Александра Шабурова и Вячеслав Мизина неоднократно задерживала таможня, против выставок с их работами возбуждали уголовные дела, а в 2007 году Александр Соколов, на тот момент — министр культуры РФ, назвал картину «Эра милосердия» «позором для России». «Синие Носы» именуют себя «самыми запрещенными художниками страны».
Запретное искусство России «Война» в Италии
Участники арт-группы «Война» Олег Воротников и Леонид Николаев (на фото) находились в 2010 году в СИЗО из-за перформансов, носящих «дерзкий и циничный характер выражения протеста против власти». Действия художников были провокационными – они целовали милиционеров, переворачивали машины, блокировали работу ДПС. Лидеры сбежали в Италию, опасаясь преследования со стороны российских властей.
Запретное искусство России Узницы совести
Панк-группа, исполнившая молебен с призывом «Богородица, Путина прогони!» в Храме Христа Спасителя. В 2012 году Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич приговорили к двум годам лишения свободы за хулиганство. Дело получило широкий общественный резонанс, за девушек заступились известные музыканты – Мадонна, Пол Маккартни, Стинг и правозащитная организация Amnesty International.
Запретное искусство России Псалмы против искусства
Организаторы выставки «Запретное искусство – 2006» выплатили штрафы в 150 и 200 тысяч рублей за «разжигание религиозной розни». Уголовное дело против Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова (на фото) было возбуждено по инициативе православного движения «Народный собор». В день оглашения приговора во дворе суда поборники религии пели псалмы, а арт-группа «Война» в знак протеста выпустила 3000 тараканов.
Запретное искусство России Обвинение за «Свободу»
Петра Павленского неоднократно задерживали сотрудники полиции во время его перформансов: художник зашивал рот в поддержку Pussy Riot, обматывался колючей проволокой в знак протеста против «репрессивной законодательной системы и государственной машины», прибивал себя за гениталии на Красной площади. Петербургский художник обвинен в вандализме из-за акции «Свобода» в поддержку киевского Майдана.
Запретное искусство России Карнавала не будет
Новосибирский художник и создатель шествия «Монстрация» был арестован на десять суток после акции 1 мая 2015 года. Организаторы впервые за 12 лет не сумели согласовать маршрут ежегодного карнавала с местными властями, однако Артем Лоскутов призвал новосибирцев поддержать событие и направиться к администрации, скандируя «Не мужик!» в адрес мэра Анатолия Локтя.
1 | 10 Константин Эггерт