Скандальный клирик-расстрига ведет личный прием паломников и водит экскурсии по храмам Казани
Фото: medialeaks.ru
Ровно год назад в этот день патриарх Кирилл утвердил «извержение из сана» прославившегося нетривиальными проповедями протоиерея Владимира Головина, организовавшего интернет-сообщество, в котором практикуются коллективные платные «соборные молитвы по соглашению с Болгаром», и его сына протоиерея Анастасия. О том, чем сегодня занимается лишенный сана клирик, как к его деятельности относится православная церковь и как кардинально сменил направление бизнеса его сын, — в материале «Реального времени».
Содержание
Из храма в «скит»
Лишенный сана и прихода Владимир Головин, к которому ехали и продолжают ехать православные со всей России и из-за рубежа, по-прежнему именует себя «отцом Владимиром», читает проповеди и проводит платные коллективные молитвы по соглашению по установленному им «тарифу». Он даже расширил свою деятельность — выстроил в селе Балымеры, находящемся в 18 километрах от Болгара, «скит Воскресения Христова» — с часовней и гостиницей, где принимает паломников. Кроме того, Владимир Головин устраивает для паломников экскурсии по Болгару и Казани.
«Реальное время» пыталось связаться с Головиным, но по сотовому телефону батюшки сейчас отвечает лишь его прихожанка Любовь П., которая сказала, что мобильника в настоящее время ее духовный пастырь не имеет. Мы обратились к нему по электронной почте, указанной на страничке «неофициального сайта» Головина на страничке «Контакты», однако ответа так и не получили. Редакция готова предоставить отцу Владимиру возможность высказать свою позицию, если он выйдет на связь с редакцией. Тем не менее некоторые подробности деятельности «изверженного из сана» священнослужителя нам стали известны.
Головин с супругой «посещают службы, как обычные миряне — молятся, причащаются». Супруга Головина, «обладая хорошим голосом, ранее всегда пела на клиросе во время службы и пыталась продолжать это делать после того, как отца Владимира лишили сана, однако ей в грубой форме запретили это делать». В часовне «скита» в Балымерах, по ее словам, круглосуточно читают акафисты последователи опального клирика, есть там и церковная лавка, где торгуют свечами и предметами церковной утвари.
Выстроил в селе Балымеры, находящемся в 18 километрах от Болгара, «скит Воскресения Христова» — с часовней и гостиницей, где принимает паломников. Фото bolgar-fond.ru
— Когда нам в Болгар прислали нового священника, то батюшка (Владимир Головин, — прим. ред.) просил нас во всем помогать ему и поддерживать его, и мы это делаем, — добавила Наталья, которая по-прежнему относится к Владимиру Головину как к своему духовному пастырю. — А вместе с отцом Владимиром пострадал и его двоюродный брат — отец Георгий, который был священником в Храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Три Озера. Его вначале отправили служить в далекую чувашскую деревню, а потом перевели в село Куралово. У него пятеро детей, а церковную кружку в последний раз открыли — там за 2 месяца 90 рублей набралось — на что им жить?..
От молитвы до экскурсии
Семья Головиных не бедствует. На своем YouTube-канале «Жизнь во Христе» Головин регулярно выкладывает видеопроповеди. Последняя — на «горячую» тему «Можно ли коронавирусом заразиться от Причастия?» — от 17 марта собрала 25 тысяч просмотров. Опальный священник-расстрига по-прежнему популярен, и это способствует посещаемости его «неофициального ресурса» (такой статус обозначен на главной страничке сайта с проповедями и беседами Головина).
На этом сайте есть раздел «Молитва по соглашению», где желающему присоединиться предлагают перейти на соответствующий сайт, выбрать, за что молиться, после чего участнику соборного моления выставляют прайс: «ПРЕДЛАГАЕМОЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ОДНО ИМЯ: 700 р. за один акафист на один календарный год. При выборе 4-кратного чтения акафиста в течение суток предлагаемое пожертвование на одно имя 1 500 р. за один акафист на один календарный год». Перечислить деньги можно через электронные системы платежей, например, на «Яндекс-кошелек», переводом на банковские карты секретарей о. Владимира, либо через СМС на короткий номер. Имена тех, за кого будут возноситься соборные молитвы, вносятся в список после подтверждения платежа.
Кроме того, в Болгар и Балымеры — в «скит» к Головину — организуются платные экскурсии. Двухдневная автобусная поездка из Казани с ночевкой в «скиту» обойдется в 5 700 рублей с человека, в эту сумму входят «транспортное обслуживание, проживание, трапезы, сопровождение на всем маршруте православным воцерковленным гидом». Для приезжих из других регионов есть дополнительная услуга — экскурсия по храмам столицы Татарстана «Казань православная» стоимостью 4 500 рублей. При желании можно посетить Раифский и Свияжский монастыри — за дополнительные 5 300 рублей.
Владимир Головин устраивает для паломников экскурсии по Болгару и Казани. Фото ansobor.ru
Духовная помощь по прайс-листу
Организатор экскурсий в Балымеры из Чебоксар и большая поклонница о. Владимира Головина преподаватель РГСУ Любовь Селиванова рассказала «Реальному времени», что однодневная поездка в «скит» из столицы Чувашии обходится дешевле, чем из Казани — 4 тыс. рублей с питанием. И это, по ее словам, недорого — с учетом стоимости бензина для микроавтобуса.
Селиванова рассказала о том, как проходят индивидуальные беседы Головина с паломниками (когда он служил в Болгаре, такие беседы еще не практиковались):
— Вначале проходит общая беседа. Люди предварительно составляют на черновике список вопросов, на которые хотели бы услышать ответ и по мере беседы вычеркивают из него вопросы, ответы на которые получили. Потом у каждого остаются вопросы, которые нежелательно задавать прилюдно. Время, выделенное на встречу с группой, делится на число паломников поровну, чтобы никого не обидеть. И с каждым уже идет индивидуальная беседа.
По ее словам, о. Владимир помогает принять решение — продолжать или закрыть бизнес, развестись или сохранить семью и т. п. — и практически никогда не ошибается. А еще, отметила она, Головин фактически выступает «прекрасным психотерапевтом». Но чтобы почувствовать эффект от встреч с ним — «получить помощь», одной встречи, по словам собеседницы «Реального времени», недостаточно, нужно несколько. При этом, подчеркнула Любовь Селиванова, каждый паломник «попадает в поле любви, когда отец Владимир занят только им».
Селиванова также рассказала, что «когда о. Владимира лишили сана, его сын Анастасий в знак поддержки отца также сложил с себя сан и сейчас он стал концертным директором известных артистов Антона и Виктории Макарских». (На «неофициальном интернет-ресурсе» Головина можно найти видеозаписи бесед с Антоном Макарским, — прим. ред.).
Каждый паломник «попадает в поле любви, когда отец Владимир занят только им», говорит Селиванова. Фото православный-болгар.рф
«Проблема не в Головине, а в людях»
Официального церковного сана отец Владимир Головин лишился после почти полуторагодового скандала. В начале 2018 года на Рождественских чтениях в Москве настоятель новосибирского собора во имя святого благоверного князя Александра Невского отец Александр (Новопашин) выступил с докладом «Коммерческо-религиозный проект протоиерея Владимира Головина», в котором раскритиковал деятельность болгарского батюшки, создавшего и раскрутившего в интернете практику «соборных молитв по соглашению».
Особенно возмутили клириков вольные до бестактности рассуждения Головина, направленные, по словам российского историка и богослова Александра Дворкина, на то, «чтобы подчеркнуть человечество Христа» и «финансовая сторона деятельности болгарской группировки, через которую, как можно подозревать даже при беглом взгляде, проходят такие сумасшедшие деньги, что пресловутый «бог Кузя» отдыхает».
Церковное руководство применило к автору неканонических духовных практик все меры — от увещевания до прямых запретов проповедовать в интернете и читать акафисты по соглашению по твердой таксе, а потом — и совершать обряды в храме. А когда все это не подействовало, была применена крайняя мера — «извержение из сана». Головин сана лишился, но деятельность продолжил — уже вне юрисдикции Русской православной церкви.
— Это религиозный коммерческий проект, — прокомментировал «Реальному времени» сегодняшнюю ситуацию в Балымерах епископ Чистопольский и Нижнекамский владыка Игнатий. — Такую оценку его деятельности дали богословы, которые проанализировали его деятельность. Он ее продолжает, но так называемый «скит» — на самом деле не скит, а просто частная территория. Под скитом подразумевается монастырь, а тут на частной территории просто собирают людей и ведут с ними беседы. Причем наставления, которые там даются — это наставления для маловерующих, для не понимающих . Головину не раз объясняли, чем должен заниматься священник — это в первую очередь богослужения. И служить он должен не напоказ…
Это религиозный коммерческий проект, — прокомментировал сегодняшнюю ситуацию в Балымерах епископ Чистопольский и Нижнекамский владыка Игнатий. Фото tatmitropolia.ru
А еще владыка Игнатий сказал, что «проблема даже не столько в самом Головине, сколько в людях, которые идут к шарлатанам, а каяться не хотят, не понимают, что болезни или беды насылаются не просто так, а чтобы они задумались, что делают не так — им проще молиться по соглашению с верой в то, что тогда все изменится».
Инна Серова ОбществоКультураБизнесПроисшествия Татарстан
«Берегитесь лжепророков,
которые приходят к вам в овечьей одежде,
а внутри суть волки хищные…» (Мф. 7:15)
Седовласый старец с печальными глазами и нарочито простонародной речью, предельно «доходчивой» и… не терпящей возражений. Провинциальный батюшка из далекого Болгара, этнически русского городка, что на юге Татарстана. Услышишь первый раз и диву дашься: да это же народный самородок, провинциальный златоуст, проповедник, чье слово будет услышано «от Москвы до самых до окраин»! Но, «встретив по одежке», стоит и повнимательнее вслушаться в то, что же несут «миллионам людей по всему миру» столь популярные в соцсетях и блогосфере интернет-проповеди протоиерея Владимира Головина.
А прислушивались, увы, лишь немногие. Хотя в Центр религиоведческих исследований имени священномученика Иринея Лионского, непосредственно занимающийся проблемами новых религиозных движений, сект и культов, еще с 2014 года стали поступать тревожные сигналы. Мол, батюшка не столь прост, как кажется: благословляет разводы, уводит людей из других церковных общин, получает немалые пожертвования от своих виртуальных «духовных чад», порой отдающих последнее в ущерб семьям. Собственно, ведет себя как самый настоящий тоталитарный «гуру». И это, не считая, мягко говоря, «богословских вольностей», а на самом деле — серьезных расхождений болгарского батюшки с православным богословием, облеченных порой в откровенно кощунственные формы.
Два удара в набат
Первым в набат ударил известный новосибирский клирик, протоиерей Александр Новопашин, в начале 2018 года выступивший на Международных образовательных Рождественских чтениях с докладом «Коммерческо-религиозный проект протоиерея Владимира Головина». Отец Александр проанализировал выступления этого клирика, сделав неутешительный вывод:»То, что говорит в своих проповедях знаменитый «проповедник», на самом деле является элементарной глупостью, смакуемой скабрезностью и страшной грязью в устах уже немолодого человека в рясе».
Более того, новосибирский пастырь детально разобрал коммерческую составляющую так называемой молитвы по соглашению, к которой болгарский проповедник привлекает верующих отнюдь не бескорыстно (адепты отца Владимира молятся вместе в одно и то же время по часовому поясу Болгара, внося за эти совместные молитвы вполне определенную мзду).
В. Головин. Фото: фрагмент передачи на youtube
Вскоре к отцу Александру Новопашину подключился и главный российский специалист по «нетрадиционной духовности», профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Дворкин. В серии своих статей «Нетрадиционное богословие прот. Владимира Головина» профессор-сектовед остановился на разборе не только коммерческого характера нового околоцерковного культа и на кощунственных изречениях его создателя. Александр Дворкин детально разобрал и то, что «богословие» клирика из Болгара не имеет отношения к Православию, но исповедует «целый букет ересей, осужденных на большинстве Вселенских соборов нашей Церкви», а многие его теории и стилистика самих его речей базируются на «творениях» сектантов-неопятидесятников. Возможно, из-за банальной богословской малограмотности. Однако для православного священника эта простота воистину «хуже воровства».
Казалось бы, после столь авторитетных материалов церковное священноначалие должно было незамедлительно отреагировать. Как минимум, запретив еретичествующего кощунника в служении до церковного суда. Однако пока этого не случилось. На протяжении полугода автор этих строк в разговорах с авторитетными священниками и даже архиереями нашей Церкви задавался элементарным вопросом «почему?», на что получал примерно один и тот же ответ: «Пока не время выносить сор из избы». Сложно сказать, чего ждали. Возможно, реакции Святейшего Патриарха, который в силу чрезвычайной занятости едва ли может оперативно реагировать на чудачества того или иного провинциального клирика. Однако в данном конкретном случае эти «чудачества» с очевидностью дискредитировали всю Русскую Церковь.
Заявление без решения?
И только несколько дней назад появилось «Заявление Чистопольского епархиального управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина, штатного клирика Чистопольской епархии». Заявление, с одной стороны, содержательно очень жесткое, а с другой — откровенно половинчатое относительно сделанных выводов. Коротко перечислим основные тезисы этого официального церковного документа:
Размещенные в открытом доступе в Интернете проповеди прот. Владимира Головина содержат явно противоречащие православному учению утверждения. Например, о том, что у Христа «в одной сущности — две природы». Или о том, что будто бы Христос «мог пасть», но «победил в себе грех». Также прот. Владимир называет ложью наименование Христа Богом, говоря, что «Он — не Бог. Он — Богочеловек», и при этом обвиняет в монофизитстве всех православных, которые молятся Христу как Богу.
Казалось бы, одного этого достаточно, чтобы самыми жесткими, «хирургическими» методами оградить православных христиан от деятельности такого еретичествующего «пастыря». Но дальше — больше!
В публичных выступлениях прот. Владимира Головина имеются высказывания, граничащие с кощунством и глумлением над Христом. В беседе с молодежью он призывал слушателей представить физиологические отправления. Даже само по себе обращение к теме справления естественных потребностей в «духовной» беседе в высшей степени неуместно для православного священника, а если еще учесть, что прот. Владимир настойчиво предлагал своим слушателям, в том числе и присутствовавшим на беседе девушкам, подробно представить, как мужчина совершает физиологические отправления, то это к тому же и безнравственно.
А вот это уже откровенно страшно! Ведь если еретики древности зачастую были весьма благочестивыми в личном отношении людьми, порой готовыми отдать жизнь за свои заблуждения, то здесь мы сталкиваемся с откровенно хамским, кощунственным глумом над Самим Христом: «Ради красного словца не пожалел и Творца». Также в заявлении разбираются и многие другие головинские непотребства, включая неканонический чин «духовного лечения», уже упомянутую коммерческую практику «молитв по соглашению» и даже «оскорбление памяти Героя России, гвардии майора Р. Н. Филипова и героев Великой Отечественной войны, отдавших свои жизни, подобно подвигу военного летчика Н. Ф. Гастелло».
Словом, сказанного уже предостаточно «на статью». И не на одну. Другое дело, что в Церкви во все времена любому грешнику и даже еретику предоставлялась возможность для покаяния. А потому, несмотря на то, что протоиерей Владимир Головин уже много лет упорствует в своих хулах и заблуждениях, даже в его отношении пока еще не было вынесено окончательное дисциплинарное решение. Но только призыв к его возможным адептам (а по сути, и к нему самому):
Обращаемся прежде всего ко всем клирикам и пастве Чистопольской и Нижнекамской епархии, а также ко всем верным чадам Русской Православной Церкви с просьбой постараться со вниманием и любовью увещевать своих братьев и сестер, вовлеченных в движение «соборной молитвы по соглашению с Болгаром», к познанию подлинного святоотеческого понимания Евангелия Христова и святой апостольской веры.
***
Фото: www.globallookpress.com
Профессор Александр Дворкин: «Протоиерей Владимир Головин должен принести публичное покаяние»
За комментарием относительно принятого Заявления, а также с вопросом, каким образом можно оградить православных христиан от подобных лжепророков в пастырских одеждах, Телеканал «Царьград» обратился к уже упомянутому в этом материале профессору Александру Дворкину.
«Царьград»: Насколько важно появление «Заявления Чистопольского епархиального управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина, штатного клирика Чистопольской епархии»? И почему оно появилось так поздно?
Профессор Александр Дворкин: Заявление очень важно, потому что наконец-то епархия выразила отношение к деятельности этого священника, вышедшего за рамки канонов и нравственных норм, а также, судя по всему, позволил себе чудовищные финансовые нарушения. Подчеркну: главная проблема не в том, что они собирают деньги (как это делают те же православные обители, собирая пожертвования на свой монастырь), а в том, что этот сбор денег «на Церковь» никак Церкви не касался. Все это шло на электронные кошельки, в некие фонды, а то и откровенно на частные счета секретарей и помощников протоиерея Владимира Головина, то есть от имени Церкви он собирал средства на собственные нужды, и как эти деньги расходовались, никому не известно. Подчеркну: речь, судя по всему, идет о сотнях миллионах рублей.
А. Дворкин. Фото: www.globallookpress.com
«Ц.»: Но откуда такие цифры?
Профессор Дворкин: Все на уровне элементарной арифметики. Минимальная сумма пожертвований, которые протоиерей Владимир Головин брал за поминание одного имени на «молитве по соглашению», составляла 700 рублей, а максимальная — 32 тысячи (!!!). Каждый человек подает на поминовение несколько имен. По уверениям самого Головина, к этой молитве присоединились сотни тысяч человек. Возможно, он преувеличивает, но, судя по посещаемости его видеоблога (самые популярные записи набрали свыше миллиона просмотров — ред.), масштаб проблемы действительно очень серьезен.
«Ц.»: Но что же можно и должно сделать, чтобы остановить подобных лжепророков? Почему «казусу Головина» на протяжении многих лет не была дана надлежащая церковная оценка?
Профессор Дворкин: Дело протоиерея Владимира Головина разбиралось достаточно долго, что не удивительно, в Церкви такие вопросы всегда разбираются неторопливо (тут очень важно не ошибиться, и чтобы решение было взвешенным). Отчасти в этом есть и моя вина, поскольку после первых сигналов, первых писем о деятельности Головина я не обратил на это должного внимания. И когда обращений стало очень много, то сначала попросил своего друга протоиерея Александра Новопашина прочитать об этом доклад на Рождественских чтениях, что он и сделал поистине великолепно, обнажив весь масштаб проблемы. И только после этого разбора я занялся этим делом вплотную, осознав, что это не просто чудаковатый батюшка.
С другой стороны, очевидна вина епархиальных архиереев. Понять можно, на первый взгляд, приход успешный: народ едет, епархиальные взносы исправно платятся. И сложилась ситуация, когда, с одной стороны, протоиерею Владимиру Головину делались замечания за «неосторожные высказывания», а с другой — он награждался церковными наградами. И практически никто не обращал внимания, что, по заявлениям самого Головина, он ушел из Московской духовной семинарии с 3-го курса, потому что там «невозможно молиться» (это в Троице-Сергиевой лавре-то «невозможно молиться»?!). А его сын вообще не имеет никакого образования — ни светского, ни духовного, — но при этом является настоятелем храма, личным секретарем владыки, руководителем двух епархиальных отделов, а также благочинным Спасского округа.
Конечно, если бы епархиальное руководство на местах обращало больше внимания на уровень образования клириков (а Святейший Патриарх Кирилл неоднократно поднимал этот вопрос), а также на их публичные высказывания, такой ситуации, как в Болгаре, не сложилось бы. Сегодня, насколько я знаю, протоиерею Владимиру Головину даны достаточно жесткие сроки, чтобы свернуть всю свою деятельность и стать тем, к чему он, по его словам, стремится: скромным и незаметным сельским батюшкой, а не наследным феодалом со своими дворцами, разноцветными рясами, фраками, специально выстроенными помпезными усыпальницами и так далее.
Решиться все должно буквально на днях, и тогда мы посмотрим, что для него дороже: Церковь или его собственная коммерческая структура, параллельная Церкви, и то почитание и поклонение, которыми он окружен. И тогда он либо со всеми своими фондами, угодьями и раболепными почитателями уходит в раскол, либо приносит публичное покаяние, осознав, что не он спасает Церковь, а Церковь спасает его. Думаю, на днях мы узнаем о решении протоиерея Владимира Головина.