Ирина ШПАКОВСКАЯ
Паломнические отделы существуют при Белорусской православной и Рим-ско-католической церквях, но попытка как-то разделить маршруты, которые они предлагают на «православные» и «католические», обречена на провал — несмотря на наличие двух конфессий, древнейшие святыни, а следовательно, и объекты паломничества у христиан остались общими. Так что по содержанию паломнические туры для православных и католиков близки, хотя формально между ними все-таки есть некоторые различия. Кроме того, духовные центры католиков и православных совпадают далеко не всегда.
Паломничество и тур по святым местам: в чем отличие?
Как ни странно, но паломнический тур, который призван приобщить людей к церкви и к святыням веры, возможность посещения церковных служб предоставляет, но не навязывает — решение об этом принимает уже сам паломник. Стоит ему только захотеть, и путешествие для него пройдет в обычном туристическом режиме — зашел, посмотрел, послушал, ушел. В поездке паломников сопровождает либо приходской священнослужитель, либо православный экскурсовод, который в обязательном порядке затрагивает и вопросы культуры и истории. Довольно часто в паломничество отправляются люди, еще не определившиеся для себя с вопросами веры, любопытствующие, а также представители других конфессий. Последнее особенно актуально для православных и католиков, которые часто хотят познакомиться с обрядами другой христианской ветви, — понятно, что принуждать таких людей к посещению служб никто не будет. Примечательно, что в последнее время паломнические туры все чаще организовываются для небольших групп, на микроавтобусе, автобусы на 40 человек собираются разве что летом. Так мобильнее и быстрее, к тому же большие группы довольно сложно принимать монастырям, поэтому оптимальное количество паломников — 20-25 человек. Естественно, что в паломническом туре существуют и определенные требования к внешнему виду. В большей степени они, конечно, касаются женщин: это наличие платка, длинная юбка, отсутствие косметики на лице — своим видом они не должны отвлекать мужчин во время службы. Словом, это правила, действующие при любом обычном посещении церкви. В паломническом туре не пьют, не курят, не сквернословят, именно поэтому они зачастую привлекают людей, для которых религиозная составляющая поездки менее важна, чем экскурсионная, однако они хотят путешествовать в компании приличных людей. Таких «туристов» только приветствуют: люди разными путями приходят к Богу, и паломнический тур для любого может стать отправной точкой на этом пути. «Особенностью наших экскурсий является то, что мы проводим их только на белорусском языке, — рассказал Вячеслав Борок, координатор паломничеств в Витебской епархии Римско-католической церкви. — Систематически мы начали организовывать паломнические поездки 3 года назад, паломнический отдел при Белорусской православной церкви появился несколько раньше. Мы составляем программу таким образом, чтобы она была интересна и католикам, и православным, которые достаточно часто с нами ездят. Надо отметить, что обычно люди остаются очень довольными, кто-то путешествовал с нами уже 2-3 раза. Им нравится, что в дороге нет пьянок, ругани, они отмечают очень высокий культурный уровень попутчиков, в поездке все живут по правилу «не мешай другому». В подобные путешествия отправляются действительно прекрасные люди, которые ищут духовности».
Еще одно принципиальное отличие паломничества от обычных автобусных туров заключается в стоимости: паломнический тур, как правило, — крайне экономичный способ путешествия, особенно если организацией поездки занимается паломнический отдел. В то же время школы и различные предприятия для организации путешествия по святым местам Беларуси чаще обращаются все-таки в турфирмы. Дело в том, что взаимодействие Церкви и светских организаций в области организации паломнических туров затруднительно по причине несовершенства действующего законодательства, так как в большей части Церковь осуществляет свою деятельность на пожертвования. Но если для частного лица сделать пожертвование — не проблема, то для компании, задумавшей нестандартный корпоративный тур для своих сотрудников, это совсем не просто. Вот и получается, что, несмотря на 30-40%-ную выгоду при обращении в паломнические отделы при церквях, организации больше привлекают туристические фирмы. Удешевление стоимости в паломнических турах происходит и за счет экономии на комфорте — например, используя ночные переезды, которых за 11-дневную поездку может быть даже пять. Стоит заметить, что турфирмы уже давно перестали строить экскурсионные поездки по такому графику. Это само по себе достаточно утомительно, а кроме того, паломники посещают утренние и вечерние службы, много переезжают. Учитывая это, в паломнических отделах стараются организовать поездку так, чтобы за насыщенным в религиозном плане днем следовал день полегче и люди могли отдохнуть. Но это правило касается только многодневных туров, чаще же всего паломники выезжают на 2-3 дня, с пятницы по воскресенье, чтобы успеть вернуться на работу. Трапезничают современные пилигримы при монастырях, ночуют там же или в небольших гостиницах для паломников — в Европе, например, таких довольно много. Послушание, когда человек неделю или две живет при монастыре, отдыхая от мирской жизни и помогая монахам по хозяйству, также достаточно распространенная форма паломничества. Примечательно, что православные чаще, чем католики, едут на послушание за рубеж — в Россию, Болгарию, Крым или Грецию.
Куда ездят паломники?
Беларусь
Культовым местом для православных паломников в Беларуси является Жировичский монастырь с нерукотворной иконой Жировичской Божией Матери, религиозные святыни Полоцка и Минска, святой источник у Логойска. За ними следуют Гомель, Корма, Лавришевский монастырь, Слуцк, Туров и другие места. Для гостей из других стран организовываются многодневные туры — в основном к белорусским святыням едут из России и Украины. «Недавно к нам на 5 дней приезжали паломники из России, — рассказывает Геннадий Воробьев, сотрудник паломнического отдела Минской епархии. — Мы организовали для них поездку по 4 областям страны. Гости остались в восторге — просили в следующий раз сделать такую же по продолжительности поездку, на этот раз по другим местам. Но для приезжих паломников, в частности в Минске, нет условий для размещения — стоимость обычных гостиничных номеров кусается, а паломнических домов нет, разве что при отдельных монастырях. В последние годы, к сожалению, стала заметна тенденция: в паломнические туры стало ездить меньше людей. Возможно, сказывается и тот факт, что у паломнических отделов нет средств на рекламу: мы работаем так, чтобы поездки просто самоокупались, так что основным способом информирования людей является размещение объявлений непосредственно при храмах. Так сведения о паломничестве получают верующие люди, но: У нас в стране, при подавляющем крещении в православную веру, живут церковной жизнью от силы 3% людей».
Для католиков в Беларуси также есть свои знаковые места. Первым следует упомянуть, конечно же, Будслав. Ежегодно тысячи католиков из Беларуси и сопредельных стран пешком отправляются поклониться Будславской иконе Божией Матери. «Самое длительное пешее паломничество по Беларуси было совершено, когда около ста человек прошли из Борисова в Росицу, на место мученической смерти ксендзов Юрия Каширы и Антония Лещевича — всего около 300 километров, — рассказывает Вячеслав Борок. — 22 августа в Браславе собралось очень много паломников на коронацию папскими коронами иконы Браславской Божией Матери, которую называют еще Владычицей озер».
«К сожалению, в Беларуси сохранилось не так много памятников XII-XIII веков. Однако святыни XVI-XIX веков у нас есть, — говорит Марина Леонович, экскурсовод. — Может быть, история у них не такая глубокая, но мы горячо их почитаем. Почти в каждую поездку случаются чудеса веры: люди исцеляются от болезней или получают помощь в тяжелой ситуации. Конечно, в эпоху кризиса, в количестве паломников наблюдается небольшой спад — в туры едут в основном люди пожилого возраста, инвалиды, но есть и молодежь».
Россия и Украина
Россия и Украина — это главные маршруты православных паломников за пределами родной страны. Там находится очень много древних христианских духовных центров: Оптина пустынь, святые места Соловецкого архипелага, Валаамская обитель, Троице-Сергиева лавра, Киево-Печерская лавра, Почаевская лавра, храмы Южного Крыма — перечислять места, знаковые для православного человека, можно очень долго. Но и путешествия в ближнее зарубежье не всегда удаются, особенно во времена финансового кризиса.
Дальнее зарубежье
До вступления прибалтийских стран в Шенгенскую зону паломникам (как и другим туристам) в них попасть было проще. С введением шенгенских виз начались проблемы, так что организованный ручеек паломников в эти страны уменьшился. Из европейских стран наиболее «православно ориентированными» являются Болгария, где богослужение до сих пор ведется на старославянском языке, Греция со знаменитыми монастырями в Метеорах и на святой горе Афон, Кипр и Италия, где в городе Бари находятся мощи святого Николая-Чудотворца. Маршруты по католическим странам — Италии, Испании, Франции, Германии — и у католиков, и у православных примерно одинаковые. Посещаются Кельн (мощи трех волхвов), Венеция (собор святого Марка), Падуя (собор святого Антония Падуанского), Париж (собор Парижской Богоматери). Иерусалим и Рим в контексте паломничества занимают особое место — эти два города по праву считаются главными святынями христианского мира. В Рим и Ватикан попасть с паломническим отделом своей церкви могут и православные, и католики. Поездки на Святую землю для паломников организовывает как паломнический отдел при Минской епархии (на большие праздники белорусские и русские паломники летят из Москвы специально зарезервированным самолетом), так и многочисленные турфирмы. «Мы не делаем поездки в Иерусалим, потому что на туристическом рынке уже есть большой выбор таких предложений и ничего лучше организовать мы пока не способны, — объяснил Вячеслав Борок. — Хотя возможно, что в будущем паломничество в Святую землю появится среди наших маршрутов. Пока же в планах организация поездки по Испании и Португалии, чтобы дать паломникам возможность посетить Сантьяго-де-Компостела. Этот город — центр христианского паломничества еще со времен раннего Средневековья, третья по значимости католическая святыня после Рима и Иерусалима».
Дополнительную информацию по паломническим турам вы можете получить на сайтах http://piligrym.by (паломничества, организуемые Витебской епархией Римско-католической церкви) и http://piligrim.by (паломнический отдел Минской епархии Белорусской православной церкви).
ОЧЕВИДЕЦ
Ольга Ленковец: «Большинство паломников отправляются в путь, чтобы найти смысл жизни!»
Александра СЕМАК
Минчанка Ольга Ленковец — паломник со стажем. Много раз она не просто посещала православные святыни — белорусские, российские, украинские, но и в качестве паломника жила в монастырях.
Мы попросили Ольгу поделиться своими впечатлениями о жизни в монастырских стенах.
— Конечно, это нельзя назвать отдыхом в обычном смысле этого слова. Паломники во всем подчиняются правилам, которые установлены в монастыре. Например, едят ту же пищу, что и монахи. Живут паломники, как правило, в специальных гостиницах. Понятно, что это не отели класса «люкс» — чаще всего под гостиницу приспособлены вагончики. В принципе, любой человек может там жить, но за это он должен работать, как и сами монахи — заниматься прополкой, заготовкой семян и так далее. Помимо этого, паломники присутствуют на церковных службах. Нельзя забывать и о таком факте, как церковный этикет, который необходимо соблюдать, — например, женщины должны быть в длинной юбке и платке.
Вообще, приехать в монастырь в качестве паломника может любой человек — даже иноверец или атеист — всякий, кому интересно испытать что-то новое. Но я думаю, что большинство, как и я, отправляются в подобную поездку, чтобы найти смысл жизни.
Предложения дня
Подписывайтесь на TIO.BY в Telegram и Yandex Zen
Паломничество по святым местам представляет собой одно из проявлений благочестия, вызванное желанием увидеть великие святыни, помолиться в местах, особо значимых для христианского сердца, воздать таким образом Господу, Божией Матери, святым видимое поклонение. С глубокой древности христиане отправлялись в странствие, чтобы увидеть места, связанные с земной жизнью Спасителя, помолиться у Гроба Господня. Также с первых веков христианства зарождаются и становятся местом паломничества верующих монашеские обители Палестины, Египта, Сирии. В дальнейшем появляются и получают известность другие места паломничества. Это и Рим, и Афон, и Бари, куда направляются паломники со всего мира.
На Руси со времен Крещения паломничество также становится очень популярным. Отсутствие современных средств передвижения делало такие путешествия подвигом, очень тяжелым и опасным для жизни паломника. Постепенно, возникают на Руси и становятся общеизвестными национальные святыни: Киево-Печерская и Троице-Сергиева Лавра, Валаам, Соловки и другие места, связанные с местами жизни и подвига святых отцов.
Революция разрушила традиции паломничества в нашей стране. Монастыри и храмы были уничтожены, участки русской миссии за рубежом во многом утрачены, а русские люди на многие годы были лишены возможности беспрепятственно совершать паломнические поездки.
В наши дни традиция совершать паломничества возрождается, множество людей отправляются как в общеизвестные, так и в малоизвестные монастыри. В этой сфере работают множество фирм, которые организуют и транспорт, и проживание, и посещение храмов. Но зачастую дух этих поездок кардинально отличается от тех, что совершались в прошлые века.
И дело не в том, что изменились условия жизни и современный человек стал пользоваться скоростным транспортом. Если бы в древности была такая возможность облегчить передвижение, люди бы ее тоже использовали. Тогда ведь не все ходили пешком, кто-то ездил в повозках, которые тоже облегчали путь. В наши дни необходимость отдавать заработанную сумму денег за билет может восприниматься как эквивалент усилий древних паломников.
Основное отличие состоит в том, что в то время паломничество воспринималось как труд, как служение Богу. Христианин воспринимал и семью, и работу, и отношения с ближними как поприще, на котором человек должен чем-то жертвовать, терпеть какие-то тяготы, и через это духовно возрастать, становиться ближе к Богу. Широкую известность в прошлом столетии приобрела книга «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу», герой которой пешком прошел тысячи километров от центральной России до Сибири, посещая святые места. Безусловно, совершив такой подвиг, он иначе воспринимал свое паломничество, чем современный человек. А главным его приобретением в странствиях стали не приятные впечатления и памятные сувениры, а навык в молитвенном делании.
А мы зачастую и паломничество, и все остальные сферы своей жизни воспринимаем, как средство приобрести лично для себя какую-либо выгоду, получить удовольствие, неважно чувственное, душевное или даже духовное. Потребительское, эгоистичное отношение к миру свойственно современному человеку. Чтобы вернуться к опыту древних паломников, нельзя плыть по течению, нужно сделать над собой усилие и постараться что-то изменить.
Игумен Пахомий (Брусков)
Источник: сайт «Православие и современность».
В первую очередь – это физическое здоровье. «Хадж – это не прогулка, не просто путешествие. Это испытание – чтобы преодолеть его, необходимо физическое здоровье», — говорит Айнур Биргалин. Кроме того, паломник должен быть привит всеми прививками по национальному календарю, а также менингококковой четырехкомпонентной вакциной – это обязательно требование консульства Саудовской Аравии. Без этого сертификата визу для посещения паломнику не откроют. При этом вакцинация должна быть проведена не менее чем за десять дней и не более чем за три года до прибытия в страну. Стоит отметить, что женщины до 45 лет могут отправится в хадж только в сопровождении близких родственников – отца, дяди, брата, мужа – и родство должно быть документально подтверждено.
Как пояснили в таможенной службе, паломники обычно люди в возрасте, поэтому везут с собой медикаменты. Желательно, чтобы были справки от врача. Вывозить можно до 10 тысяч долларов, все, что больше – обязательно декларировать и проходить через «красный» коридор на границе. Предупредили и о ввозе литературы. Все, что захочется привезти на родину, стоит проверить на сайте Минюста – не входит ли издание в список экстремистской литературы. Данные этого списка обновляются раз в 30 дней. В целом, действуют те же требования, что и для обычных выезжающих за рубеж.
Паломничество – одно из самых древних проявлений богопочитания. Оно существовало с тех пор, как человечество помнит себя, существовало во всех вероисповеданиях, у всех народов.
Кто такой паломник? Это человек, который предпринимает определенные усилия, испытывает лишения, связанные с путешествием, для того, чтобы поклониться и прикоснуться к дорогой его сердцу святыне.
Зачем же мы отправляемся в паломничество? Ведь любая святыня распространяет благодать далеко за пределы своей материальной составляющей. Мы можем помолиться с верой и упованием, и Господь, и Матерь Божия, и все святые, несомненно, услышат нас, где бы мы ни находились.
Так почему испокон веков человеку было нужно совершить паломничество, физически прикоснуться, ощутить святыню? Потому что человек – это не только душа и дух, но и плоть, тело. Человеческое тело активно участвует в молитве посредством крестного знамения, поясных и земных поклонов, человек несет свое бренное, порой сопротивляющееся тело, в храм, приобщается Таинствам не только духовно, но и физически. Для питания святыней душевно-телесных чувств человека – зрения, слуха, осязания – существует церковное искусство. Видя красоту убранства храмов и теплый огонь свечей, слушая благозвучное пение, обоняя благоухающий ладан, человек настраивает свои телесные чувства на более возвышенный лад, на восприятие духовного мира.
В паломничестве человек обогащается новыми возвышенными впечатлениями, поднимающими его над суетой повседневной жизни. Поклоняясь и прикасаясь к чудотворным иконам и святым мощам, мы не только воздаем честь святыне, но освящаем тем самым свою плоть. Христиане не обоготворяют тела святых как таковые, но почитают их как вместилище Духа Святого, не поклоняются и доскам икон, но тем, кто на них изображен.
Таким образом, паломничество для христианина – один из главных способов соединения духовного и телесного начал.
Христиане путешествуют к святым местам ради благодарения, покаяния, обновления своей духовной жизни, молитвы ко Господу об исцелении души и тела, а иногда ради исполнения данных Богу обетов. В любом случае, совершая паломничество, человек стремится прикоснуться к иному миру, реально существующему как в вечности, так и в физическом пространстве и времени. И Бог, видя желание приблизиться к Нему, помогает человеку, используя святыни, как проводники Своей благодати.
Можно без преувеличения сказать, что Греция – сокровищница мест паломничества. Одних только действующих монастырей на сравнительно небольшой территории страны более 1000. В последние годы в обители приходит множество молодых людей, они подвизаются с горячей верой первых христианских иноков, бежавших из разлагающегося Рима в пустыню. Это явление внушает надежду. Особенно, если вспомнить, что население Греции – всего десять миллионов человек, которым было запрещено открыто исповедовать веру в течение пятисот лет турецкого ига. А в XX веке Греция пережила опустошительную итальянскую и немецкую оккупацию во время II Мировой войны, и кровавую гражданскую войну, почти разрушившую страну. Но сила веры, чудо Православия позволили грекам выстоять, сохраниться как нации, сохранить свои великие святыни и благодать православной цивилизации, которую чувствует каждый человек, приезжающий в Грецию в паломничество.
Не хватит целой жизни, чтобы посетить все дорогие сердцу христианина святые места Греции. И все-таки без паломничества в Грецию невозможно понять и почувствовать величие вселенского Православия.
Добро пожаловать на святую землю Эллады!