Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст.
Подростковый возраст понимают как особый период онтогенетического развития человека, своеобразие которого заключается в его промежуточном положении между детством и зрелостью. Он охватывает период жизни достаточно длительный. Его начало приходится на 11-12 лет, а заканчивается по-разному: от 15 до 17-18 лет.
Выготский Л.С. предлагает рассматривать подростковый возраст с точки зрения интересов, определяющие структуру направленности реакций. Например, особенности поведения подростков (падение школьной успеваемости, ухудшение отношений с родителями др.) можно объяснить коренной перестройкой всей системы интересов в этом возрасте.
Эльконин Д.Б., называет подростковым возрастом период 11-17 лет, основываясь на критерии смен ведущих форм деятельности. Но подразделяет его на два этапа: средний школьный возраст (11-15 лет), когда ведущей деятельностью является общение, и старший школьный возраст (15-17 лет), когда ведущей становится учебно-профессиональная деятельность.
Следует отметить, что Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин рассматривали подростковый возраст как в норме стабильный, несмотря на то, что реально он может протекать весьма бурно. Временем, отделяющим подростковый возраст от младшего школьного и юношеского, Л.С. Выготский считал кризисы 13 и 17 лет, соответственно. Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова рассматривают возраст 11-12 лет, как переходный от младшего школьного к подростковому периоду. Кризисом, отделяющим подростковый возраст от юношеского, Д.Б. Эльконин считает кризис 15 лет, а отделяющим юность от взрослости — кризис 17 лет.
Границы подросткового возраста не устанавливаются четко, у каждого подростка они индивидуальны. Наравне с понятием «подростковый возраст» используется понятие «переходный возраст». В этот период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. В данном возрастном периоде у ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Особенности развития познавательных способностей подростка часто служат причиной трудностей в школьном обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение. Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личностного смысла, которое имеет обучение для подростка. Основное условие всякого обучения – наличие стремления к приобретению знаний и измерению себя и обучающегося. Но в реальной школьной жизни приходится сталкиваться с ситуацией, когда подросток не имеет потребности в обучении и даже активно противодействует обучению.
Знание особенностей познавательной сферы подростка очень важно, потому что при обучении воспитании эти особенности нужно обязательно учитывать.
Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками. Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями. Учение приобретает для многих подростков личностный смысл.
Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач. Это важнейшее приобретение в анализе действительности. Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Подросток приобретает взрослую логику мышления.
Память развивается в направлении интеллектуализации. Используется не смысл, а механическое запоминание. Подросток легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи у своих учителей, родителей, находит нарушение несомненных правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения. Подросток в силу взрослых особенностей способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника. Для подростков важен авторитет культурного носителя языка. Персональное постижение языка, его значений и смыслов индивидуализирует самосознание подростка. Именно в индивидуализации самосознания через язык состоит высший смысл развития.
Восприятие является чрезвычайно важным познавательным процессом, который тесно связан с памятью: особенности восприятия материала обуславливают и особенности его сохранения.
Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо подростком. Индивидуальные колебания внимания обусловлены индивидуально-психологическими особенностями (повышенной возбудимостью или утомляемостью, снижением внимания после перенесенных соматических заболеваний, черепно-мозговых травм), а также снижением интереса к учебной деятельности.
Связь памяти с мыслительной деятельностью, с интеллектуальными процессами в подростковом возрасте приобретает самостоятельное значение. По мере развития подростка содержание его мыслительной деятельности изменяется в направлении перехода к мышлению в понятиях, которые более углубленно и всесторонне отражают взаимосвязи между явлениями действительности.
Содержанием психического развития подростка становится развитие его самосознания. Одной из важнейших черт, характеризующих личность подростка, является появление устойчивости самооценки и образа «Я». Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я» – представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности».Особенности физического развития могут быть причиной снижения у подростков самооценки и самоуважения, приводить к страху плохой оценки окружающими. Недостатки внешности (реальные или мнимые) могут переживаться очень болезненно вплоть до полного непринятия себя, устойчивого чувства неполноценности.
Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подтвержден влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников.
Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость.
Подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверстников. Если у младших школьников повышенная тревожность возникает при контактах с незнакомыми взрослыми, то у подростков напряженность и тревога выше в отношениях с родителями и сверстниками. Стремление жить по своим идеалам, выработка этих образцов поведения может приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуации. В связи с бурным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками.
Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе.
Ситуация развития подростка (биологические, психические, личностно-характерологические особенности подростка) предполагает кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде. Подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый этап становления своего психо-социального развития, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепринятой нормы, получает статус «трудного». В первую очередь это относится к подросткам с асоциальным поведением. Факторами риска здесь являются: физическая ослабленность, особенности развития характера, отсутствие коммуникативных навыков, эмоциональная незрелость, неблагоприятное внешне-социальное окружение. У подростков появляются специфические поведенческие реакции, которые составляют специфический подростковый комплекс: — реакция эмансипации, которая представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых.
Из вышесказанного следует, что подростковый период – время активного формирования личности, преломления социального опыта через собственную активную деятельность индивида по преобразованию своей личности, становление своего «Я». Центральным новообразованием личности подростка, в этот период, является формирование чувств взрослости, развитие самосознания.
Таким образом, подростковый период является очень ответственным, потому что он зачастую определяет дальнейшую жизнь человека. Утверждение независимости, формирование личности, выработка планов на будущее – все это формируется именно в этом возрасте.
Список использованной литературы:
1. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч. в 6-ти т. Т. Детская психология / Под ред Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика 1984. 132с.
3. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. «Психология», Москва, 2000г.
4. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии, 1971, № 4. 6с.
Мировой кризис входит в завершающуюся стадию и все более актуальным становится вопрос, что посткризисное развитие возьмет от докризисного и какие новые ритмы и факторы оно сформирует. Этой теме был посвящен доклад Г. О. Куранова (Минэкономразвития России) на сессии «Макроэкономическая политика и экономический рост» XI МНК
Автор оперирует в своем исследовании несколькими экономическими циклами в экономике. Это классический инвестиционный цикл с периодом около 10 лет, кондратьевская волна с периодом 34-36 лет, ответственная за смену технологических укладов. Кроме того, он выделил другие циклы: с периодом 16-17 лет, который автор определяет потребительским по содержанию и кредитным по механизму поддержки, а также с периодом около 5 лет — инновационный цикл, ответственный за смену модельного ряда продукции и техники, либо просто обертон инвестиционного цикла.
Примечательным является то, что все четыре цикла в 2006-2008 годы входили в отрицательную фазу. Это явилось, с точки зрения автора, одним из главных факторов формирования финансово-экономического кризиса 2007-2009 годов. Можно ожидать, что амплитуды этих циклов будут заметно подавлены текущим кризисом, но ритм экономического развития, раз заложенный в большой системе, будет проявляться, несмотря на серьезные помехи.
Разразившийся в 2007 году финансово-экономический кризис явился неизбежным завершением потребительского цикла, причем в своей фазе спада он совпал с нисходящими фазами двух других важных циклов: инновационно–инвестиционного и кондратьевской волны, а также с вхождением инвестиционного цикла в нисходящую стадию. Поэтому не удивительно, что настоящий кризис должен был стать одним из самых глубоких за весь послевоенный период.
По мнению автора, первым стимулом для восстановления экономики будет рост потребительского спроса в связи с ожиданиями улучшения экономики, а также в связи с существенным стимулирующим воздействием на потребление домашних хозяйств государственных расходов на социальную сферу.
Однако применительно к России волна потребительского цикла не так значима. Потребительский спрос в силу особенностей российской экономики никогда не был определяющим (доля потребления домашних хозяйств никогда не превосходила 50% от ВВП, что существенно ниже, чем в развитых странах). Также в России не наблюдается такой консолидации интересов всех слоев населения на потреблении каких-то благ или услуг, как в Америке. А роль консолидации интересов, как мультипликатора волны цикла, хорошо известна.
Более сильной может оказаться волна инвестиционного цикла, которая будет поддерживаться государственными инвестициями в крупные инвестиционные, прежде всего, инфраструктурные проекты. Можно предположить, что Россия также включится в общий инвестиционный цикл, постепенно меняя свой 12-летний (восточный) цикл на 10-летний (западный). Наложение инвестиционного цикла (как доминирующего для России) и потребительского (как второго по значимости) приведет к тому, что темпы роста экономики России ожидаются более высокими в интервале 2013-2016 годов и более низкими в интервале 2017-2019 годов, с последующим восстановлением умеренных или умеренно-высоких темпов после 2020 года.
Чтобы получить количественные характеристики прогнозируемой динамики нужно учесть ряд факторов в их взаимосвязи между собой, а также влияние формирующегося многие десятилетия долгосрочного потенциала развития российской экономики. В первую очередь автор выделяет фактор, который поднял траекторию экономического роста над трендом, формировавшимся в период выхода экономики России из кризиса 1998 года на структурной базе 1995-1997 годов. Тогда в период 1999-2003 годов Россия использовала преимущества поскризисного развития и начала обеспечивать состоятельный рост со средним темпом около 5% в год.
Рис. 1. Динамика экономики СССР и России (в логарифмической шкале, 1932 г. =1)
Этот средний темп роста автор называет состоятельным, поскольку он более чем на половину был определен действием внутренних, не конъюнктурных факторов. Конъюнктурный фактор сложился в 2003-2008 годах в результате непрерывного и динамичного роста цен на нефть и другие товары российского экспорта. В период 2005-2007 годов конъюнктурный фактор обеспечивал до 4-4,5 п.п. прироста ВВП или более половины общего темпа прироста. Этот конъюнктурный рост лишь частично и с некоторым лагом переходил в состоятельный — через ввод мощностей в конкурентоспособных отраслях — но лишь частично. И поэтому был «снят» в 2008-2009 годах в результате падения цен на нефть и снижения спроса на российский экспорт. В ближайшее десятилетие его вклад, по-видимому, уже не превысит 1-1,5 п.п. ВВП.
Что касается чисто структурного роста, то он был в прошедшее семилетие незначителен в силу ориентации экономики на экспорт сырьевых ресурсов при снижении доли инновационных секторов. Доля добывающих отраслей промышленности, по последним данным Росстата, возросла в период 2003-2009 годов с 27,4% до 33,3%. Особенно сильно замедлились инвестиции в инновационные сектора экономики.
Если в 2001-2004 годах соотношение между темпами роста инвестиций в инновационные сектора и в экономику в целом составляло 1,66 раза, то в 2006-2009 годах это соотношение сократилось до 0,8 в среднем за период. Такой уровень никак не может быть сохранен в период перехода к инновационному типу развития после 2012 года.
Таким образом, при сокращении конъюнктурных факторов роста примерно до 1-1,5 п.п. ВВП, необходимо определить возможные темпы роста за счет преимущественно внутренних факторов развития.
На основе использования классической инвестиционной модели, использующей гипотезы о динамике снижения фондоотдачи действующих фондов, роста фондоотдачи новых фондов под влиянием научно-технического прогресса, роста нормы накопления и других гипотез, автор рассчитывает возможный темп состоятельного роста от 3,3% до 5% в год. Для повышения темпа экономического роста сверх 5% в год необходимы по его мнению, более серьезные, чем в докризисный период усилия.
Рис. 2. Динамика ВВП России
Если ограничить горизонт рассмотрения, то для краткосрочного периода такими стимулами выступают расширение потребительского спроса, в том числе под влиянием стимулирующих государственных расходов, и расширение инвестиционного спроса также за счет государственных расходов. В краткосрочном периоде первое дает даже больший эффект, так как в рост производства включаются отрасли, уже готовые к этому.
Но для среднесрочного горизонта это уже по ряду причин не совсем так. Во-первых, с ростом спроса населения, который поддерживается ростом доходов, начинается все большее переключение его на импорт. А импорт потребительских товаров — это уже прямая поддержка иностранного производителя. В результате мультипликатор государственных расходов падает с течением времени.
Второе, что нужно отметить — это нарастающее влияние в среднесрочной перспективе фактора инвестиций. Возможность удовлетворения спроса за счет использования действующих мощностей через несколько лет после кризиса иссякает, и тогда неизбежно вступают в действие факторы роста импорта и роста производства на вновь введенных мощностях. При этом в отличие от потребительского импорта инвестиционный импорт несет с собой новые технологии, способные повысить эффективность производства. Вместе с тем для роста нормы накопления есть оптимальная траектория, но определить ее теоретически очень трудно.
Конечная эффективность инвестиций в высокотехнологичные проекты и инновации технологические не всегда однозначна и больше зависит от конкретных параметров соответствующих проектов и прогнозной ситуации. Вполне может случиться, что при высокой мировой конкуренции в тех или иных областях, реализация проекта не обеспечит его конкурентоспособность, и осуществленные инвестиции окажутся бросовыми.
В своем докладе автор также рассматривает особенности формирования циклов. Мощный импульс началу цикла обычно дает консолидация сил в посткризисный период. Затем происходит расслоение пакета консолидированных сил и формирование доминирующей структуры, определяющей основной цикл. Наряду с ним могут формироваться циклы (ритмы) с другой продолжительностью, в зависимости от характерных качеств сил, которые их формируют. Постепенно в развитии системы нарастают противоречия, которые обычно не могут быть разрешены самой доминирующей структурой, поскольку ей органически присущи. Их разрешает либо кризис, либо направленные усилия других структур, отвечающих за возвратные силы (устойчивость системы). Началу некоторых циклов может давать и внешний шок или вызов. Примерами таких импульсов, запускающих циклы, могут служить нефтяные шоки 1973 и 1982 годов.
Подготовила Валерия Церевитинова
Полный текст доклада Г.О. Куранова
8 апреля, 2010 г. Подпишись на IQ.HSE
Содержание
Как пережить кризисы детского возраста?
В жизни каждой семьи возникают периоды, когда ребёнок вдруг резко меняется, буквально «отбивается от рук», доставляя родителям немало хлопот и проблем. Однако очень часто родители даже не подозревают о том, что подобное поведение их чада нормально и обусловлено возрастным кризисом.
Психологи утверждают, что возрастной кризис ― это переломные точки на кривой развития человека, отделяющие один возраст от другого. На самом деле, любой человек постоянно переживает кризисы. И это абсолютно нормально. Первый кризис происходит в 1 год, второй — в 3 года, третий — в 7 лет. Следующий кризис, весьма сложный, растянут по времени от 10 до 18 лет.
Необходимо сразу отметить: время наступления возрастных кризисов условно, их нельзя чётко градуировать. Кризисы могут наступить раньше или позже: они связаны с физиологией человека, с его гормональной перестройкой. И происходят кризисы в прямой связи с развитием человека, пугаться их не стоит. Давайте разберёмся в особенностях некоторых кризисов и рассмотрим кризисы детского развития.
Кризис первого года жизни
Первый кризис — это кризис первого года жизни ребёнка.
С точки зрения родителей, самый приятный «переломный момент» в жизни ребёнка. Ребёнок начинает ходить, понимает некоторые слова и начинает говорить сам. Ребёнка очень интересует окружающий мир, его больше не нужно постоянно держать на руках, подносить к нему те или иные предметы, сейчас он сам готов знакомиться со всем окружающим.
Рекомендации психолога: в это время ребёнку очень важна родительская реакция — как одобрительная, так и наоборот. Худшее, что могут позволить себе родители, — это равнодушие. Или же когда родители реагируют только на плохие поступки своего ребёнка. У их чада сразу вырабатывается стереотип: «На меня обращают внимание только тогда, когда я веду себя плохо, значит, чем хуже я себя веду, тем больше на меня будут обращать внимание».
Кризис трёх лет
Из милого ангелочка, которым только что был ваш ребёнок, он вдруг превращается в настоящего непоседу.
Ребёнок учится манипулировать, всё время кричит, что то или иное действие будет выполнять «он сам». Второй способ манипулирования — капризы: ребёнок кусается, плачет, бросается на пол.
Рекомендации психолога: для того чтобы этот кризис благополучно миновал, очень важно, чтобы к 3 годам ваш ребёнок уже начал хорошо говорить. Речь в данном случае для ребенка — это не только средство коммуникации, но и некая регуляторная функция поведения — «это можно, а это нет». Если ребёнок сможет понять, что именно значит слово «нет» и почему «этого делать нельзя», — кризис пройдёт быстрее. После «кризиса 3-х лет» у ребёнка наступает пора игр: через них он познаёт мир, взрослую жизнь. Важно, чтобы ребёнок умел играть, и научить его этому должны вы. И это не должны быть игры на компьютере!
Кризис семи лет
Ребёнок идёт в школу, а значит, получает больше свободы.
За ним уже не следят круглые сутки взрослые, он приучается к самостоятельности, к ответственности, к самостоятельному решению своих проблем. Ребёнок всё больше времени проводит со своими сверстниками — и многое от них перенимает. А потому может начать хулиганить, но не со злости. Дети в этом возрасте не могут отвечать за свои поступки, не понимают их последствий, не понимают опасностей.
Рекомендации психолога: очень важно, чтобы вы уделяли ребёнку как можно больше своего свободного от работы времени: вместе гуляли, проверяли домашние задания, общались с ребёнком, интересовались его успехами в школе.
Подростковый период
Самый сложный период в развитии человека — это подростковый возраст: ребёнок отдаляется от родителей, подвергает сомнению их авторитет.
У него появляются новые объекты для подражания — сверстники, «звёзды» телевидения. Ребёнок-подросток по-новому видит свою жизнь, свои подростковые проблемы и пытается их решить так, как умеет. Это сложный возраст: с одной стороны, подростку нужны новые степени свободы, с другой — нельзя оставлять его наедине с собой.
Рекомендации психолога: ребёнок должен сам внутренне пройти через свои ошибки, осознать их, ведь это непременное условие на пути к взрослой жизни. Ребёнок проходит через этот кризис, как бы перешагивая со ступеньки на ступеньку. В конце концов, этот растянутый по времени кризис даёт подростку понимание того, кем он хочет быть в этой жизни. И речь тут идёт не о будущей специальности, а о личности в глобальном плане и её месте в жизни человечества. И именно вы, родители, должны показать ему, насколько богат этот мир. Помните, ведь вы сами когда-то были такими. И все возникающие перед ребёнком проблемы стоит решать вместе с ребёнком, тем не менее предоставляя ему свободу выбора.
Общие рекомендации психолога родителям для преодоления кризисов детского возраста:
- Понять ребёнка и осознать его неповторимость и уникальность.
- Не превращать всю жизнь ребёнка в способ удовлетворения своих высоких родительских амбиций.
- Создать условия для «поощрения» умственных и поведенческих проявлений ребёнка.
- Не проецировать на ребёнка собственные увлечения и интересы.
- Не перегружать ребёнка.
- Учить ребёнка терпению и поощрять за все старания.
- Тактично, деликатно помогать ребёнку во всем.
- Учить ребёнка не воспринимать любую неудачу как трагедию.
- Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную эмоциональную ранимость ребёнка.
- Спокойно относиться к эмоциональным перепадам в настроении ребёнка.
- Учить ребёнка владеть собственными эмоциями.
- Не возвышать ребёнка над остальными членами семьи.
- Учить ребёнка быть дружелюбным в коллективе.
- Как можно больше уделять внимания физической активности ребёнка.
- Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.
- Понять, в чем суть проблемы вашего ребенка. С чем, например, могут быть связаны агрессия и неприятие себя. Что беспокоит ребёнка все время.
- Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к ребёнку, привлекая не только близких, но и воспитателей / педагогов ребёнка.
- Считать себя самым счастливым из всех родителей в мире!
Уважаемые родители, искренне желаем вам успехов в воспитании детей!
Другие статьи детских психологов и педагогов смотрите .
ПРОБЛЕМЫ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Л.С. ВЫГОТСКОГО Тухужева Л.А.1, Темирканова Д.С.2, Гукова Д.А.3
1Тухужева Ляна Анзоровна — студент;
2Темирканова Диана Судиновна — студент;
3Гукова Дарина Альбердовна — студент, Институт педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,
г. Нальчик
Аннотация: в данной статье рассматриваются кризис 3 лет в концепции Л.С. Выготского и симптомы, которые свидетельствуют о наступлении кризисного периода.
Ключевые слова: кризис, периоды, симптомы.
Кризис 3-х лет — граница между ранним и дошкольным детством — один из наиболее сложных этапов в жизни детей. Это разрушение устоявшейся системы общественных отношений, кризис выделения своего «Я». Критическим данный возраст считается потому, что в течении всего нескольких месяцев значительно меняются поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми. Американский психолог Э. Эриксон полагает, что именно в этом возрасте у детей начинает формироваться воля, самостоятельность и независимость.
Кризис 3-х лет в концепции Л.С. Выготского проработан более детально. Он выделяет 3 общих свойства таких периодов:
1. Границы, характеризующие начало и конец кризиса от смежных возрастов, в высшей степени неотчетливы — сложно установить период его наступления и завершения. Однако в середине периода как правило начинается внезапное обострение — своего рода апогей кризиса и состояние более яркого различия от устойчивых этапов жизни.
2. У большинства детей, которые переживают кризисные периоды, выявляется трудновоспитуемость. Дети будто выпадают из системы педагогического влияния, которая не так давно обеспечивала нормальный процесс их воспитания и обучения. В критические годы развитие детей зачастую сопутствуется более или менее острыми столкновениями с окружающими и с болезненными внутренними конфликтами.
3. Развитие в данные периоды, в отличие от стабильных возрастов, совершает скорее разрушительную, нежели созидательную работу. Прогрессивное формирование личности затухает, а на 1 -ый план выступают процессы отмирания и свертывания того, что сформировалось на предыдущем этапе развития
В своей работе «Кризис 3-х года» Л.С. Выготский описывал «семизвездье симптомов», которое говорит о наступлении кризиса 3 -х лет.
1 симптом — негативизм. Все без исключения действия детей проходит вопреки с тем, что говорят ему старшие: он никак не желает что-нибудь совершать исключительно потому, что это предложил кто-нибудь из взрослых, т.е. это ответ не на сущность действия, а на непосредственно факт предложения взрослым данного действия. Отрицательная реакция отличается от обыкновенного непослушания 2-мя значимыми факторами. Во-первых, здесь на 1 -ый план выдвигается социальное отношение, т.е. негативизм адресован человеку. Во-вторых, возникает умение действовать вопреки собственному аффекту .
2 симптом кризиса 3 -х года — упрямство, которое нужно отличать от настойчивости. Это такая реакция ребенка, когда он требует чего-то не потому, что он этого очень желает, а вследствие того, что он этого потребовал. Мотивом упрямства считается то, что ребенок связан собственным начальным решением и никак не
желает отходить от него. От настойчивости упрямство отличает 2 момента: 1-ый -отношение к мотивировке (похожее с негативизмом), т.е. ребенок может требовать того, чего ему в принципе и не хочется; 2-ой — новое отношение к себе — ребенок действует таким образом, потому что он так сказал, и придерживается собственного решения до конца.
3 симптом этого возраста — строптивость. Этот симптом считается основным для кризиса 3-х лет. Данная тенденция скорее ориентирована против норм воспитания, против образа жизни, сформировавшегося к 3 годам, нежели чем вопреки конкретного человека либо конкретного указания — она безлична.
4 симптом — своеволие. Оно заключается в проявлении избыточной тенденции к самостоятельности. Теперь ребенок желает все выполнять и решать самостоятельно. Данное стремление зачастую несоответственно способностям детей, и это порождает конфликты с взрослыми.
5 симптом — протест-бунт. Действия детей обретают тип неповиновения, будто ребенок пребывает в состоянии войны с находящимися вокруг. Ссоры и конфликты становятся обычным процессом.
6 симптом — обесценивание. В глазах ребенка обесценивается то, что ранее было свойственно, любопытно, ценно. Могут обесцениваться нормы поведения, прежние привычки и т.п. Подобные действа говорят о том, что у детей меняется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от родных людей.
7 симптом — деспотизм. Ребенок старается проявлять деспотическую власть над членами семьи. Он устанавливает собственные требования: чего он не хочет, что хочет; то что станет выполнять, чего же никак не станет; то что обязаны и чего же никак не обязаны выполнять все вокруг.
У детей не обязательно будут проявляться все без исключения особенности кризиса. Кризис 3-х лет — это бунт против родителей, которые ведут себя авторитарно, сопротивление нормам и опеке, которые устарели, — ведь ребенок вырос. Это недовольство ребенка, который желает самостоятельности и требует возможностей для проявления собственного «Я». 1-ый признак — возникновение в словарном запасе ребенка этого слова. Дети начинают себя таким образом именовать уже после 2-ух лет, поэтому особенности возрастного кризиса могут проявляться и ранее.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997.
2. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
Типичный ребенок школьного возраста растет примерно на 5 см каждый год. В период полового созревания этот показатель достигает 10 см. А вот в первые 12 месяцев своей жизни ребёнок вырастает просто колоссально быстро – примерно на 25 см.
Даже в этот оживленный вегетационный период некоторые дети испытывают короткие всплески увеличения веса и роста. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому невозможно сказать, будут ли у него скачки роста. Но нужно держать ухо востро и нос по ветру.
фото Nurturey Blog
Периодичность возникновения скачков роста
Ли Энн О’Коннор, сертифицированный консультант по лактации с частной практикой в Нью-Йорке, говорит, что она обычно наблюдает всплески роста детей в 3 недели, 6 недель, 3 месяца и 6 месяцев. Последний стремительный скачок, как правило, происходит примерно на 9-ом месяце жизни. Однако самый точный индикатор – это поведение ваших детей. Так на что же нужно обратить внимание?
До года ребёнок стремительно набирает вес / фото Tesco Baby Club
Признаки скачков роста
1. Ребёнок постоянно голоден
Кажется, вы уже наладили график кормления, а ребёнок начинает хотеть кушать… круглосуточно. Грудные дети могут уйти в такой марафон на 3-4 дня. И каждый раз, когда смесь в бутылочке заканчивается, малыш начинает неистово орать, требуя дополнительный «паёк». Спасти может только кормление по требованию. Все калории, которые ребёнок потребляет в этот период, идут на создание резервов жировых клеток, наращивание мышечной массы и изменение структуры костной ткани.
2. Изменение модели сна
Некоторые родители говорят, что их дети больше спят во время скачков роста. Другие утверждают, что дети спят гораздо меньше в такие периоды. Как бы там ни было, сон играет жизненно важную роль в производстве гормона роста. Так что пусть природа берёт своё, превращая дремлющего младенца в того, кого вы больше никогда не сможете подержать практически в ладошках.
3. Ребёнок становится более капризным
Кстати, это может быть побочным эффектом двух предыдущих признаков стремительного роста: голодный или уставший ребёнок, как правило, не будет молчать, а заявит об этом так же громогласно, как мчащаяся на вызов «Скорая помощь». Кроме того, в случае существенного скачка роста у детей растягиваются сухожилия и мышцы, что может статьи причиной боли. Пусть незначительной, но всё же боли.
4. Ребёнок осваивает новые навыки
Конечно, не стоит связывать новообретённую способность вашей крохи хлопать или хватать игрушку только с рывком роста. Но не следует забывать, что вместе с остальным телом растёт и развивается и мозг ребёнка.
5. Размер ноги и пятерни
Зачастую именно размер ног и рук является одним из первых признаков скачка роста. Когда вы видите, что его штанишки внезапно стали слишком короткими, манжеты рубашек начали подтягиваться к локтям, а ребёнок уже не может втиснуться в обувь, будьте уверены – у вашего малыша рывок роста. Кроме того, следует обратить внимание на слишком узкие суставы (колени, локти и плечи), которые делают ребёнка неуклюжим и нелепым. Вы заметите, что у мальчиков расширяются плечи, а у девочек – бёдра. Кипящие гормоны могут ускорить рост волос, изменить голос, а также спровоцировать появление прыщей и нового запаха тела.
Ещё один немаловажный момент. Скачки роста очень легко перепутать с другими проблемами. Например, слишком сонный или капризный ребёнок может быть просто болен, в то время как постоянный голод может указывать на то, что ему просто не хватает грудного молока.
фото Mama Natural
Почему так важно правильно кормить детей во время всплесков роста
Вы поняли, что у вашего чада скачок роста, потому что начали всё чаще заставать его за его самым любимым в это период занятием – за «раскопками» в холодильнике. В первый год жизни ребёнок вырастает на 25 см и утраивает свой вес. Кости, мышцы, сухожилия, суставы, кожа, волосы и внутренние органы – всё это формируется из питательных веществ, потребляемых ребёнком. Именно поэтому важно кормить детей не только достаточно, но и правильно. Департамент здравоохранения США назвал остеопороз «педиатрической болезнью с гериатрическими последствиями», поскольку костная масса, набранная в детстве и подростковом возрасте, является важной детерминантой пожизненного здоровья скелета. Так что всё закладывается в детстве, в том числе и болезни, от которых мы можем страдать впоследствии.
Для организации правильного питания следует помнить, что белок является основным строительным материалом всех тканей, таких как мышцы, кости, сердце, легкие, кожа и волосы. Подростку нужно примерно 1 г белка на 1 кг веса. Большее количество получаемого белка не обязательно ускорит рост, а его чрезмерное потребление может иметь негативные последствия для здоровья. Кости состоят из минералов кальция, магния, цинка, меди, марганца и калия, а также витаминов D и K.
Правильное питание — залог здоровья / фото Vision Smart Center
Растущие дети также нуждаются в сложных углеводах из овощей и цельнозерновых продуктов, которые являются источником гликогена, служащего основным источником энергии для мускулатуры. А последняя обязательно будет претерпевать сверхнагрузки во время занятий в школе, на спортивных секциях и прогулках. При этом наше тело способно хранить строго определённое количество гликогена, поэтому детишки должны постоянно пополнять его запасы.
И как всей этой полезностью накормить ребёнка, который предпочитает конфеты и «пустые» макароны?
Здоровая пища должна быть максимально доступной. Настолько, чтобы дети могли схватить её и снова убежать на улицу.
Так как процесс гидратации, отвечающий за накопление углеводов и глюкозы в клетках, жизненно необходим, держите на столе кувшин со свежей водой комнатной температуры.
На вашем обеденном столе должны обязательно присутствовать такие источники питательных веществ, как батат, тыква, коричневый рис, лебеда, полента, макароны из цельнозерновой муки, кукуруза и т.д.
Соблюдайте график приёма пищи. Перекусы на лету не заменят полноценной еды.
Пока ребёнок занят (делает уроки), поставьте перед ним тарелку с фруктами, овощами или крекерами. Но такой перекус не должен саботировать основной приём пищи.
Пользуйтесь формулой «90:10», где 90 – это процент полезных продуктов, а 10 – это количество сладостей и лакомств.
Говорят, что все радости жизни можно уместить в одной улыбке ребёнка. А ещё все эти радости можно запросто уместить и в каждом новом сантиметре, которые приближают наших малышей к новым высотам. Будьте здоровы и счастливы!