В нелегкое и смутное время рубежа двух веков и тысячелетий, в Москве совершилось настоящее чудо, 31 декабря 1999 года в канун 2000-летия Рождества Христова вновь распахнулись врата Храма Христа Спасителя.
Храм имеет 3 престола – главный, освященный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и Святого Князя Александра Невского (северный).
Главные святыни Храма:
Частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа; Риза Пресвятой Богородицы; Св. мощи основателя Храма, митрополита Московского Филарета (Дроздова), перенесенные в 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II из Троице-Сергиевой Лавры, Частицы свв. мощей: св. апостола Андрея Первозванного, св. глава святителя Иоанна Златоуста, свт. Петра, Митрополита Московского, свт. Ионы, митрополита Московского, св. блгв. князя Александра Невского, св. блгв. кн. Михаила Тверского и преподобной Марии Египетской. Чудотворный образ Владимирской Божией Матери и чудотворный образ Смоленской-Устюженской Божией Матери. Икона Рождества Христова привезенная Святейшим Патриархом Алексием из Вифлеема, шесть подлинных отреставрированных полотен художника В.П. Верещагина и подлинный трон Святейшего Патриарха Тихона в главном алтаре, икона собора новых мучеников и исповедников Российских прославленных 20 августа 2000 г. в Храме Христа Спасителя, список с чудотворной иконы Богоматери «Святого евангелиста Луки» («Мадонна ди сан Лука»), привезенный из г. Болоньи (Италия).
Духовенство:
Настоятелем Храма Христа Спасителя — Кафедрального собора Русской Православной Церкви — является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его представитель в Храме — Ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев. В клир Храма также входят: протоиерей Георгий Мартынов, протоиерей Андрей Марущак; иерей Сергий Куксов, иерей Димитрий Кельманов, иерей Артемий Кокош, протодиакон Константин Барган, протодиакон Николай Филатов, протодиакон Дионисий Пряхин и диакон Иоанн Клинцов.
Хоры:
в Храме Христа Спасителя и в нижней Преображенской церкви поют: Патриарший хор под управлением регента И. Толкачева, Камерный хор под управлением С. Соколовской и Преображенский хор под управлениея С. Сидоренко.
Богослужения:
Всенощное бдение и Божественная Литургия в воскресные дни и Великие праздники (см. расписание Богослужений).
Воссозданный Храм воспроизведен максимально близко к оригиналу. Во время проектных и строительных работ использовалась информация прошлого века, включая эскизы и чертежи. Однако имеются некоторые отличия в планировке и технологии строительства Храма, обусловленные объективными причинами. Это наличие стилобатной части, возведенной на месте существовавшего холма-основания. В этом сооружении, высотой 17 метров, находится церковь Преображения Господня, Зал Церковных Соборов, Зал совещаний Священного Синода, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения. Для въезда к подножию Храма построен пандус. В колоннах Храма и в стилобатной части установлены лифты.
Второе отличие — использование современных строительных технологий и материалов. Стены и несущие конструкции Храма изготовлены из железобетона с последующей облицовкой кирпичом. Для наружной отделки использовался мрамор месторождения Коелга (Челябинская область), цоколь и лестницы из красного гранита Балморалского месторождения (Финляндия).
Храм Христа Спасителя — самый большой собор Русской Православной Церкви, он вмещает до 10 000 человек. В горизонтальном сечении напоминает равносторонний крест шириной свыше 85 метров. Высота нижнего блока около 37 метров, высота барабана – 28 метров, высота купола с крестом – 35 метров. Общая высота сооружения – 103 метра, внутреннего пространства — 79 метров, толщина стен до 3,2 метра, объем здания 524 000 куб. метров. Площадь росписи Храма — более 22 000 кв. метров, из них более 9000 кв. метров золочения сусальным золотом.
Храм Христа Спасителя задумывался как памятник религиозно-благодарственный, свидетельствующий о божественном заступничестве за Россию в Отечественную войну 1812 года и, вместе с тем, как памятник исторический. Поэтому на всех четырех стенах Храма находятся изображения, напоминающие о событиях войны 1812 года, фигуры святых заступников за Русскую землю и некоторых отечественных распространителей православной веры, а также князей русских, отдавших свою жизнь за свободу и целостность Русской земли.
Содержание
ГЛАВНОЕ
- Все православные святыни и реликвии Москвы не счесть. Их сотни в самых разных храмах и монастырях города.
- Главное место среди православных святынь — чудотворные образы Богоматери.
- Главный православный храм России — Успенский собор Московского Кремля. Здесь находятся мощи святителя митрополита Петра Московского.
- В Архангельском соборе Московского кремля находятся мощи святых Михаила и Феодора Черниговских и мощи святого князя Димитрия Донского.
- Почитаемые святыни вы найдете в Богоявленском соборе в Елохове, Даниловском и Донском монастырях и многих других, упомянутых в этой статье храмах.
- В московских монастырях и храмах нет информации на английском языке.
После завоевания турками Константинополя в середине XV века возникло представление о том, что Русь – это последний оплот православия, «третий Рим». Известно высказывание монаха Филофея: «два Рима пали, а четвертому не бывать». Такое понимание предназначения православной Руси стало основой русской политики в эпоху средневековья. С XVI века Москва стала резиденцией патриарха Московского и всея Руси и остается ею поныне. Поэтому именно здесь возводились самые величественные соборы и монастыри, в которых собирались самые ценные православные реликвии. Среди них одно из главных мест занимают чудотворные и почитаемые образы Богоматери, которая считается покровительницей православной России.
Построй маршрут по Москве
Святыни кремлевских соборов и Храма Василия Блаженного
Главной и самой почитаемой святыней Москвы является Успенский собор Московского Кремля. Это – главный православный храм России, он посвящен Богоматери. На протяжении веков собор был усыпальницей митрополитов и патриархов Московских и всея Руси. Здесь почивают мощи святителя митрополита Петра Московского, который перенес некогда православную митрополичью кафедру из Киева. В Успенском соборе почивают и мощи последовавших за ним святителей митрополитов Феогноста, Киприана, Фотия, Ионы, Макария Московского и Филиппа, а также мощи святителя патриарха Иова (первого русского патриарха) и священномученика патриарха Гермогена. От их святых мощей происходило множество чудес и исцелений.
В Успенском соборе Московского Кремля находится посох св. митрополита Петра, древние иконы XIV-XV вв (Спас «Ярое око», икона св. Троицы, икона Успения Богородицы). Доступ ко всем святыням возможен во время нечастых богослужений, которые проводятся по благословению Патриарха. В обычное время в соборе работает музей.
В расположенном на той же Соборной площади Кремля Архангельском соборе находятся в раке мощи святых Михаила и Феодора Черниговских, а также мощи святого благоверного князя Димитрия Донского. В этом соборе традиционно упокаивались представители великокняжеского и царского дома. Среди захоронений выделяется рака с мощами святого благоверного царевича Димитрия Угличского. Трагически погибший в 1591 году сын царя Ивана Грозного был канонизирован в начале XVII века. В православной традиции он считается святым покровителем детей. В Архангельском соборе богослужения совершаются по престольным праздникам и по благословению Патриарха; в остальное время собор работает как музей.
Наверное, самым известным в мире московским храмом считается Покровский собор или храм Василия Блаженного (Красная площадь, д.2). Изначально собор был построен в знак благодарности после взятия Казани войсками Ивана Грозного в XVI веке. Второе свое название храм получил по имени святого Василия, Христа ради юродивого. Мощи его почивают в приделе Покровского собора.
Св. Василий рано принял подвиг юродства – особого пути к Богу, известного в христианстве. Скитаясь, он не имел ни крова, ни одежды. Так прожил он 72 года, пророчествуя, наставляя и исправляя людей, которые безмерно почитали его. Сам царь Иван Грозный нес его гроб к месту погребения. От мощей Василия Блаженного известно множество исцелений.
Святыни древних монастырей Москвы
Святитель Алексий также основал в Москве неподалеку от Кремля первый женский монастырь – Зачатьевский (2-й Зачатьевский пер, д. 2). Разрушенный в годы советской власти, Зачатьевский монастырь был восстановлен в XXI веке. В нем можно найти захоронения свв. Иулиании и Евпраксии – основательниц обители и сестер свт. Алексия.
Главной его святыней является икона Божией матери «Милостивая», которая считается чудотворной. К ней прибегают с молитвой в скорбях и болезнях. Эту икону можно найти в главном соборе монастыря – соборе Рождества Пресвятой Богородицы.До восстановления монастыря икона пребывала в соседнем храме Ильи Обыденного (2-й Обыденский пер., д. 6). Известно, что советское время кремлевские соборы и монастыри были закрыты и превращены в музеи, а многие и вовсе разрушены. Храм Ильи Обыденного — это ближайший к Кремлю православный собор, который продолжал работать в годы советской власти. В нем в эти годы негласно собирались святыни из разрушенных соседних монастырей и церквей. В этом храме особая, «намоленная» атмосфера. Храмовыми святынями являются икона Божией Матери «Нечаянная радость», а также частица пояса Богородицы, частицы мощей святых, в том числе св. Стефана.
В числе наиболее известных действующих московских монастырей – Покровский (ул. Таганская, д. 58). В нем находятся мощи св. Матроны Московской. С юности Матрона обладала даром пророчества, к ней прибегали за советом люди со всей округи, а позже — со всей страны. Ее земную жизнь ставят в пример большого подвига духа, сострадания, самоотречения, любви и терпения. Матрона скончалась в 1952 году, а в 1998 году были обретены ее мощи, которые ныне находятся в раке в Покровском храме монастыря. Св. Матроне молятся об удачном браке и сохранении семьи.
Самым древним московским монастырем является ставропигиальный Даниловский монастырь (Даниловский вал, д. 22). Он был основан более семи веков тому назад первым московским князем – св. князем Даниилом Московским. Именно с него началось возрождение православной Москвы на закате советского периода: в 1983 году разоренный монастырь был передан православной церкви и стал резиденцией Патриарха московского и всея Руси. В монастыре сейчас расположены отдел внешних церковных связей и Синодальная резиденция.
В этой древней обители открыты несколько храмов, старейший из которых – храм свв. Отцов семи Вселенских соборов, в котором в раке находится часть мощей самого св. князя Даниила Московского. Они были обретены в середине XVII века нетленными. В Троицком соборе находится ковчег с частицами мощей св. князя Даниила, а в Покровском храме — иконы св. князя Даниила с частицами мощей. Среди прочих святынь монастыря – частица мощей св. Николая Чудотворца, мощи приисп. Георгия, чтимая икона Божией Матери «Троеручица» и другие.
Паломникам стоит также обязательно увидеть Даниловские колокола. Эти колокола были спасены от переплавки в 1930 году американским промышленником Чарльзом Крейном, который выкупил их по цене бронзового лома и передал Гарвардскому университету. Много лет они были установлены на башне студенческого общежития Лоуэлл-хаус. В 2008 году оригинальные колокола были возвращены в Россию, а в Гарварде теперь находятся точные их копии. В монастыре проводятся экскурсионные туры с посещением колокольни и осмотром знаменитых колоколов. Также при монастыре работают паломнический центр, магазин православной литературы и гостиница «Даниловская».
Одной из прославленных православных обителей столицы является Донской монастырь (Донская пл., д.1-3). В нем в 1925 году был похоронен святой патриарх Тихон, который возглавил православную церковь в годы испытаний, терпел притеснения со стороны советских правителей и непоколебимо защищал православие. Его мощи были чудесно обретены в 1992 году и пребывают ныне в Большом соборе монастыря.
Святыней Донского монастыря является одна из самых почитаемых на Руси святынь – Донская икона Божией матери, которая считалась заступницей русских воинов. Она хранится в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке, дом 10, в зале древнерусского искусства. Каждый год, в день празднования дня иконы, этот древний образ доставляется в Донской монастырь и принимает участие в торжественной службе.
Известные иконы Божией Матери в Москве
В Москве есть иконы, к которым традиционно прибегают в определенные моменты жизни. Так, например, Иверская икона Божией Матери (Воскресенский проезд, 1) считается заступницей града Москвы. Перед ней молятся, когда начинают важное трудное дело либо долгое путешествие. Ее образ можно увидеть в восстановленной в 1990-е годы часовне у Иверских (Воскресенских) ворот Красной площади.
На улице Ордынке расположен прекрасный классицистический храм Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость, построенный архитектором О. Бове (ул. Б. Ордынка, д. 20). Главной его святыней является храмовый образ Богоматери «Всех скорбящих радость». Возле этой иконы молятся о здравии и исцелении болящих. Неподалеку, в храме Григория Неокесарийского (ул. Б. Полянка, д.29). находится ковчег с частицей мощей свт. Григория, епископа Неокесарийского. Он прославился как борец с язычеством и, по легенде, именно он записал Символ веры — основы православного учения. Известно, что в этом храме венчались родители царя Петра I царь Алексей Михайлович и царица Наталья Кирилловна. Храм украшен замечательными изразцами и считается одним из самых красивых в городе.
Икона Божией Матери «Державная» находится в Казанской церкви на территории музея-заповедника «Коломенское» (Андропова пр-т, 39). Эта икона была чудесно обретена в этой бывшей загородной царской резиденции в 1917 году. По преданию, это произошло в день, когда император Николай II отрекся от трона. На иконе Богоматерь восседает на троне в образе Царицы небесной с атрибутами царской власти – скипетром и державой. Своим обликом она словно указывает, что после отречения божьего помазанника она становится главной заступницей и покровительницей России.
;В отделе Третьяковской галереи — церкви св. Николая в Толмачах (М. Толмачевский пер, д.9) находится один из самых почитаемых образов России – икона Владимирской Божией Матери. По преданию, этот образ был написан самим св. евангелистом Лукой. В XII веке эта византийская икона была перенесена из-под Киева во Владимир св. князем Андреем Боголюбским, сыном основателя Москвы князя Юрия Долгорукого. В XIV веке икона была торжественно перенесена в Москву. Долгое время с этой иконой связывали победы русского оружия над захватчиками. В Третьяковской галерее также хранится целый ряд других древних икон, в том числе знаменитая «Троица» XV века кисти Андрея Рублева.
В храме св. Троицы в Никитниках (Никитников пер, д.3) находится почитаемая икона Божией Матери «Грузинская». Она была привезена в Россию в XVII веке из Персии, и после молебна у этой иконы в Москве прекратилась ужасная эпидемия чумы. 22 августа каждый год празднуется день этой чудотворной иконы.
В храме Иконы Божией Матери Знамение (2-й Крестовский пер., д.17) хранится почитаемый список иконы, с которой на Руси с древних времен связывали многочисленные чудеса. Это образ Богоматери «Знамение». Его заступничество спасло Великий Новгород во время осады в 1170 году. Списки иконы «Знамение» широко распространены в русских храмах. В храме в Крестовском переулке находится список, датированный XVI веком. Также в храме есть чудотворный образ св. Трифона с частью мощей. Этот храм также никогда не закрывался и славится своей «намоленностью».
Одним из известнейших московских храмов является Богоявленский собор в Елохове (ул. Спартаковская, д.15), который в течение почти всего советского периода (с 1930-х гг.) был кафедральным собором русской православной церкви.
В соборе находятся чудотворная икона св. Николая и чудотворная Казанская икона Божией матери. Самой почитаемой реликвией собора являются мощи святителя митрополита Алексия. Он был московским митрополитом в переломный момент русской истории, накануне освобождения Руси от власти Золотой Орды. Алексий боролся за единство православной церкви и фактически был правителем Московской Руси в годы малолетства князя Дмитрия Донского. Его мощи открыто почивают в раке. Интересно, что перенесены они в собор были в 1947 году по личному разрешению Иосифа Сталина.
В московской церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке (Брюсов пер, д.15/2) находится чудотворная икона «Взыскание погибших». Эта икона датирована 1802 годом. Она прославилась многочисленными чудесами и исцелениями, к ней обращались те, кто был подвержен пьянству, впал в нищету, оказался в трудной жизненной ситуации. Ее почитают родители, которые молятся перед этим образом о счастье и направлении на истинный путь своих детей.
И, конечно же, при посещении Москвы невозможно обойти вниманием восстановленные храмы православной церкви. Казанский собор на Красной площади (ул. Никольская, д.3) был основан еще в XVII веке. Полностью разрушенный в 1930-е годы, он был восстановлен в своем изначальном виде в 1993 году. На его примере можно приставить себе типичное убранство и вид храма Московской Руси XVII века. В нем хранится список Казанской иконы Божией матери.
Святыни Храма Христа Спасителя и других храмов
Кафедральным храмом русской православной церкви является Храм Христа Спасителя (ул. Волхонка, д.15). Он также был восстановлен в конце XX века. Стоявший на этом месте храм, выстроенный архитектором К. Тоном в память об Отечественной войне 1812 года, был варварски взорван большевиками в 1931 году. Нынешний храм Христа Спасителя – один из крупнейших храмов в мире, он вмещает почти 10 тысяч человек. Как и изначальный храм, он обильно украшен ценными отделочными материалами и росписями. По храму можно пройти с экскурсией или подняться на смотровую площадку верхнего яруса, с которой открывается замечательный вид на центр Москвы. В Храме Христа Спасителя находятся важнейшие реликвии: мощи св. Филарета Московского и других святых, частицы Ризы Господней и Ризы Богоматери, Гвоздь Креста Господня, Смоленская икона Божией Матери, икона Рождества Христова и другие.
Храм Воскресения в Сокольниках (Сокольническая пл., д.6) стал местом на востоке столицы, куда переносили святыни из разрушавшихся в советское время церквей. Это — Иверская, Страстная, Боголюбская, Грузинская иконы Богоматери, образ св. Пантелеймона, ковчег с частицами мощей Сорока мучеников Севастийских и другие почитаемые святыни.
Святому Иоанну Воину посвящен один из красивейших храмов Москвы, (ул. Большая Якиманка, д. 46). К его заступничеству прибегают в житейских невзгодах. По легенде, храм выстроен по проекту самого императора Петра I в память о победе над шведами при Полтаве. Этот храм также не закрывался во все время существования советской власти. Его красивое убранство – пример московского барокко начала XVIII в. В алтаре храма хранится часть перста с перстнем св. великомученицы Варвары.
В Москве представлены «церковные посольства». Это подворья других православных церквей: например, Сербской (ц. Петра и Павла, Петропавловский пер., д. 4-6), подворье Православной Церкви в Америке в Москве (ц. св. Екатерины на Ордынке, ул. Большая Ордынка, д. 60/2), патриаршие подворья: Антиохийское (Архангельский пер, д. 15а,) и Александрийское (Славянская пл., д. 2) и др. В Иерусалимском патриаршем подворье (храм Воскресения Словущего, Филипповский пер, д.20) хранится десница св. Евстафия Плакиды, мученика I в. н.э., а также редкие Иерусалимская и Ахтырская иконы Богоматери.
Среди «посольств» особое место занимает Афонское подворье (ул. Гончарная, д. 6), которое расположено в храме св. Никиты за Яузой. Выстроенный в XVI-XVII веках на высоком месте над Москвой-рекой, этот храм является одним ярких из примеров московского средневекового зодчества. В храме находятся чтимые иконы св. Силуана Афонского и св. великомученика Пантелеймона с частицами мощей. К помощи св. Пантелеймона прибегают во время болезней.
Животворя́щий Кре́ст (греч. ὁ ζῳοποιὸς σταυρός), Крест Господень, Животворящее Древо — крест, на котором был распят Иисус Христос. Является одним из орудий Страстей Христовых и относится к главным христианским святыням. В честь обретения в 326 году Животворящего Креста был установлен праздник — Воздвижение Креста Господня, получивший своё название от того, что епископ Макарий I, с целью, чтобы все верующие могли увидеть Крест, воздвигал (то есть поднимал) его, обращая ко всем сторонам света.
См. также: Храм Гроба Господня
Исторический экскурс
Святые равноапостольные Константин и Елена
После того как свершились величайшие события в истории человечества — Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 г. св. места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на нек-рых были построены языческие храмы.
Обретение св. Креста имело место в царствование св. равноап. имп. Константина I Великого. По сообщениям церковных историков IV в., мать Константина, св. равноап. Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление к-рого стало для св. Константина знаком победы над противником.
Сохранились 3 различные версии предания об обретении св. Креста . Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и др. и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.)), св. Крест находился под языческим святилищем Афродиты. Когда святилище было разрушено, обнаружились 3 креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на к-ром был распят Господь, иерусалимский еп. Макарий († 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят еп. Макарием для всеобщего обозрения.
Реликварий с частью Животворящего Креста (Собор Парижской Богоматери)
2-я версия предания, возникшая в кон. IV — нач. V в., сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место — храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо — воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима (Пигулевская. 1976). 3-я версия предания об обретении св. Креста, возникшая в Сирии в 1-й пол. V в., относит это событие не к IV, а к I в. и говорит о том, что Крест был найден Протоникой (или Петроникой), женой имп. Клавдия I, а впоследствии был скрыт и вновь найден уже в IV в. Несмотря на древность 1-й версии предания об обретении св. Креста, а также на то, что именно этой версии следуют наиболее авторитетные византийские историки (напр., Феофан), в поздневизантийскую эпоху более распространенной стала 2-я версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник В. согласно совр. богослужебным книгам православной Церкви.
Уже к сер. IV в., как свидетельствует свт. Кирилл Иерусалимский, частицы Истинного Древа распространились по всему христ. миру. В 2 исследованных археологами разрушенных христианских храмах Сев. Африки сохранились надписи от 359 и 371 гг., в которых упоминаются имевшиеся в тех храмах частицы Честного Креста. О том, что частицы Истинного Древа находились даже в наперсных мощевиках мн. христиан, сообщают святители Григорий Нисский и Иоанн Златоуст.
Кресты-мощевики с частицами Животворящего Креста известны давно. Они были у многих византийских императоров и других членов царского рода. В России о данной реликвии вероятно стало известно довольно давно — в одном из самых ранних памятников (1-я половина XI века) древнерусской словесности, «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона, есть упоминание Животворящего Креста: «Он с матерью своей Еленой Крест от Иерусалима принёс , по всему миру своему разослав, веру утвердил».
Крест с частицей Честного и Животворящего Креста Господня
Одной из первых реликвий Животворящего Древа на Руси стала частица в кресте Евфросинии Полоцкой, привезённая в XII веке из Иерусалима в числе прочих реликвий. Частица древа Креста была помещена в «Ковчег Дионисия», который в завещаниях московских великих князей XV века возглавлял перечень передаваемых по наследству святынь, а в XVII — начале XX веков являлся одной из главнейших святынь Благовещенского собора.
В период патриаршества Никона в России стали изготавливать кресты-мощевики «мерою и подобием Креста Христова». Одним из них стал «Кийский крест», куда кроме частицы Животворящего Креста было помещено 108 частиц мощей святых и 16 камней с мест библейских событий.
Русские паломники в Святую землю с первой половины XIX века, из числа особо именитых лиц, получали от Иерусалимского патриарха кресты с частицей Древа Креста Господня в качестве благословения, а позже и награды. Орден Креста с частицей Животворящего Древа и в настоящее время является высшей наградой Иерусалимской церкви.
В честь обретения Креста был установлен праздник Воздвижение Креста Господня, получивший своё название от того, что епископ Макарий I, с целью, чтобы все верующие могли увидеть Крест, воздвигал (то есть поднимал) его, обращая ко всем сторонам света. То же было сделано с Крестом и после его возвращения в 629 году из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим при императоре Ираклии.
Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня отмечается как православной, так и католической церквями 14 сентября (по юлианскому календарю в некоторых православных церквях, и по григорианскому календарю в католицизме).
Отдельно установлено празднование в воспоминание обретения царицей Еленой Креста Господня и гвоздей. В Православной церкви оно совершается 6 марта (по юлианскому календарю), в Католической церкви — 3 мая.
В 2006 году частица Животворящего Креста была доставлена на околоземную орбиту.
Описание
За свою историю древо Животворящего Креста было разделено на частицы разного размера, которые сейчас можно встретить во многих храмах и монастырях мира. Исследователь конца XIX века Шарль Роо де Флери в сочинении «Память об орудиях страстей Христовых» (фр. «Mémoire sur les instruments de la passion de la N.-S. J.-C.») сообщает, что суммарный вес всех документально зафиксированных фрагментов Креста составляет всего около трети объема от Креста.
Местонахождение. Доступность для паломников
В данной таблице представлены наиболее известные в христианском мире места хранения частиц Животворящего Креста.
Страна | Храм (Монастырь) |
---|---|
Австрия | Хайлигенкройц |
Армения | Эчмиадзин |
Бельгия | Церковь Onthaalkerk в Брюгге |
Германия | Храм Святой Цецилии, Дюссельдорф |
Греция | Афонские монастыри: Иверский, Дионисиат, Котлумуш, Ксиропотам (часть пробитая гвоздём), Филофея, Симонопетра, Святого Павла, Ставроникита и Эсфигмен — единичные частицы; Великая Лавра, Ватопед, Хиландар, Пантократор, Зограф и Каракал — несколько частиц |
Грузия | Собор Светицховели (частица). По преданию часть Креста, один из гвоздей, а также подножье Креста были подарены Грузии императором Константином. Подножье было утеряно при грузинском царе Георгии XII |
Израиль | Храм Гроба Господня — самая большая из известных частей Креста |
Испания | Монастырь Санто Торибио де Льебана, Кантабрия |
Италия | Рим: собор Святого Петра, базилика Санта-Кроче-ин-Джерусалемме, Кафедральный собор Пизы, Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции |
Кипр | Монастырь Ставровуни — частица, по преданию, оставленная святой Еленой при основании монастыря. Монастырь Святого Креста в деревне Омодос — частица Креста и узы (веревки), которыми связывали руки Иисуса Христа по пути на распятие. |
Латвия | Собор староверческой Гребенщиковской общины в Риге. |
Россия | Александро-Свирский монастырь, Благовещенский мужской монастырь (Нижний Новгород), Крестовоздвиженский женский монастырь (Нижний Новгород), Богоявленский собор в Елохове (Москва), Воскресенско-Фёдоровский монастырь, Крестовоздвиженский мужской монастырь (Екатеринбург), Покровский Александро-Невский монастырь, Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, Церковь Анастасии Узорешительницы (Псков), Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь, Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. |
Украина | Крестовоздвиженская церковь (Винница), Крестовоздвиженский собор (Ужгород), Успенский собор (Мукачево), Свято-Успенская Почаевская Лавра, Крестовоздвиженская церковь Киево-Печерской Лавры |
Франция | Собор Парижской Богоматери, Аббатство Святого Креста, Пуатье (частица, с 568 года), церковь святого Клавдия, Париж (частица принесена из Иерусалима 28 июля 1109 года) |
Черногория | Цетинье — частица, ранее принадлежавшая Мальтийскому ордену, затем находившаяся в России (Зимний дворец и Гатчина, до 1917 года) |
Ссылки
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Крест