Видение старца Дорофея. Фрагмент Псково-Печерской иконы Божией Матери. Нач. XVII в. (Троицкий собор в Пскове)
Видение старца Дорофея. Фрагмент Псково-Печерской иконы Божией Матери. Нач. XVII в. (Троицкий собор в Пскове) Наиболее ранние известные изображения К. относятся к кон. XVI — нач. XVII в. Иконописные подлинники не содержат сведений о внешнем облике преподобного. В псковских письменных источниках XVII-XVIII вв. иконы святого не упоминаются, в опубликованных церковно-археологических описях псковских храмов и монастырей кон. XIX — нач. XX в. сведения о них отсутствуют. Иконография К., очевидно, разрабатывалась в Псково-Печерской обители, ставшей основным центром почитания преподобномученика. В 1602-1603 гг. при входе в пещеры мон-ря на столбе был написан «образ Пречистыя с Превечным Младенцем Господем нашим Иисусом Христом да преподобный первый старец Марк да игумен Корнилий Печерский» (Малков Ю. Г. Худож. памятники Псково-Печерского мон-ря: (Мат-лы к исслед.) // Древний Псков: История. Искусство. Археология: Новые исслед.: . М., 1988. С. 200). Однако в переписных книгах мон-ря на протяжении XVI-XVII вв. не указано ни одной иконы К. (переписные книги 1639, 1652, 1663, 1682 гг.; см., напр.: ГА Псковской обл. Ф. 499. Оп. 1. Ед. 113. Л. 1-253; Псковский Печерский мон-рь в 1586 г. // Старина и новизна. СПб., 1904. Кн. 7. С. 255-272). Предположительно 1-й единоличной иконой святого мог быть нагробный образ, поводом для написания которого послужило перенесение св. мощей К. в 1690 г. из некрополя, природной пещеры монастыря, в ц. Успения Пресв. Богородицы.
Образ К. встречается на неск. иконах XVII-XVIII вв., объединенных темой явления Божией Матери, оказавшей чудотворную помощь защитникам Пскова и Печерского мон-ря в их героической обороне от нашествия войск польского кор. Стефана Батория в 1581 г. Лит. основой для их создания послужили тексты, самые ранние списки к-рых относятся к рубежу XVI и XVII вв.: «Сказание о видении Божией Матери старцу Дорофею», «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков», «Повесть о Псково-Печерском монастыре». В них К. упоминается как участник «мистического действа» — явления Богоматери. Он показан на иконах с многофигурной композицией в одном типе изображения: в темно-коричневой мантии, охристой или зеленоватой рясе, куколе округлой формы, с бородой средней величины с проседью; отличия в нюансах — расположении фигуры, жесте рук.
Прмч. Корнилий и прп. Марк Псково-Печерские в группе иноков. Фрагмент иконы «Богоматерь, с видом Псково-Печерского монастыря». 2-я пол. XVIII в. (ц. во имя свт. Николая Чудотворца Псково-Печерского мон-ря)
Прмч. Корнилий и прп. Марк Псково-Печерские в группе иноков. Фрагмент иконы «Богоматерь, с видом Псково-Печерского монастыря». 2-я пол. XVIII в. (ц. во имя свт. Николая Чудотворца Псково-Печерского мон-ря)
Наиболее ранней является икона Божией Матери Псково-Покровская («Видение старца Дорофея») нач. XVII в. из ц. Покрова Пресв. Богородицы от Пролома (в наст. время в кафедральном Троицком соборе Пскова). На фоне панорамы Пскова («плана» города) и вида Псково-Печерского мон-ря, за стенами к-рого иноки просят Пресв. Богородицу о заступничестве, разворачивается событие явления Богоматери кузнецу Дорофею в присутствии святых, молящихся об избавлении «града Святыя Троицы» от врагов. Среди чудотворцев (блгв. князей псковских Всеволода и Довмонта, равноап. кн. Владимира, блж. Николая Саллоса, свт. Нифонта Новгородского и др.) 4 раза изображен К., сопровождающий Богородицу вместе с прп. Антонием Киево-Печерским. К. дважды представлен на иконе «Видение старца Дорофея» (т. н. икона Жиглевича) 3-й четв. XVIII в. (ПИАМ; см.: Псковская икона XIV-XVII вв. из собр. Псковского музея / Авт.-сост.: И. С. Родникова. Псков, 2013. С. 4) рядом с Богоматерью и вместе с прп. Антонием Киево-Печерским (в центре на городской стене и в нижнем регистре, с надписаниями: «п ко(р)нилïи п печерскiи», «игме(н) Корнилiи»). Икона является списком с утраченного более раннего образца из Псково-Печерской обители. Существуют совр. копии Псково-Покровского образа (2003, иконописец Н. А. Денисова, Успенский собор Псково-Печерского мон-ря).
Образ К. включен в композицию иконы «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся» на текст стихиры праздника Пятидесятницы (Успенский собор Псково-Печерского монастыря). Этот памятник со значительными утратами, под записью, можно датировать лишь предположительно. Иконография, совместившая изображения праздников, предстоящих и припадающих в молении к Св. Троице пророков, византийских и русских святых, восходит к традиции рубежа XVI и XVII вв. Вероятно, именно эта икона (или ее протограф) упомянута в Переписной книге Псково-Печерского мон-ря 1652 г.: «В церкви Успения Пречистой Богородицы позади левого крылоса вверху образ Приидите Трисоставному Бжству поклонимся на золоте без окладу» (ГА Псковской обл. Ф. 499. Оп. 1. Ед. 113. Л. 83). В нижнем регистре среди киевских и псковских подвижников за прп. Марком, согласно надписи на нимбе, изображен К. с непокрытой головой (как и живопись, надписи грубо поновлены, и судить об их соответствии подлинным затруднительно).
Прмч. Корнилий Псково-Печерский. Фрагмент росписи ц. Сретения Господня Псково-Печерского мон-ря. После 1870 г.
Прмч. Корнилий Псково-Печерский. Фрагмент росписи ц. Сретения Господня Псково-Печерского мон-ря. После 1870 г.
К. представлен на иконе Божией Матери с видом Псково-Печерского мон-ря 2-й пол. XVIII в. (надвратная ц. свт. Николая Чудотворца Псково-Печерского мон-ря). За стенами обители изображены Богоматерь с развернутым свитком в руке и молящиеся Ей иноки (сюжет восходит к детали композиции образа Богоматери Псково-Покровская, в основе — иконографический тип Боголюбской или Молебной иконы Божией Матери). Полуфигуры преподобномученика и печерского подвижника прп. Марка возвышаются над группой иноков, простирающих руки к Богородице. К.- в монашеском облачении, в округлом куколе, с широкой русой бородой средней длины; правее надпись: «
«. О более ранних памятниках такого рода свидетельствует запись в Переписной книге монастыря 1639 г. («образ Пречистые Богородицы со обителью Печерскою обложен серебром басмы…» — Малков Ю. Г. Новые мат-лы к истории архит. ансамбля Псково-Печерского мон-ря // Реставрация и исслед. памятников культуры. М., 1982. Вып. 2. С. 79. Примеч. 7). К подобному изводу относится рисунок сер. XVII в., выполненный чернилами и темперой, из собрания С. В. Чехонина (ГРМ; см.: Соловьёва И. Д. Неизв. произведение с изображением Псково-Печерского мон-ря // Псков. 2000. № 13. С. 33-40), где К. определяется приблизительно среди иноков, следующих за преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими, рядом с преподобными Марком и Ионой Псково-Печерскими (все в мантиях и с куколями на плечах, без нимбов). Икона 2-й пол. XVII в. с аналогичной композицией хранится в МГОМЗ (Полякова О. А. Архитектура России в ее иконе: Города, монастыри и церкви в иконописи XVI-XIX вв. из собр. музея-заповедника «Коломенское». М., 2006. С. 146-149, 247. Кат. 29).
В традиц. иконографическом типе К. включен в группу святых, предстоящих образу Св. Троицы (новозаветной) в верхней части композиции иконы «Сретение Богородицы» 1784 г. из часовни Владычного Креста в Пскове (ПИАМ; выполнена на сюжет осады города Стефаном Баторием с батальными сценами и чудом явления Богоматери). Живопись имеет значительные утраты, что не позволяет идентифицировать всех святых. Из-за утрат и переделок мн. надписей образ К. не определяется среди единообразных ликов преподобных и на иконе «Богоматерь, с собором Новгородских и Псковских святых» кон. XVIII в. (Успенский собор Псково-Печерского мон-ря). Согласно надписи на поновленном в кон. XX в. золотом фоне, К. в деисусном молении (в рост, в золотисто-охристой рясе, коричневой мантии и черном куколе) изображен в одном из клейм (предположительно кон. XVII — нач. XVIII в.) на правой створке киота, предназначенного для скульптуры свт. Николая Чудотворца (Можайского) из надвратной Никольской ц. мон-ря. Необычным изображением К., связанным с почитанием старообрядцами рус. святых, является его образ на иконе «Собор русских чудотворцев» нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) — без куколя, с кудрявыми волосами (по-видимому, повторяет изображение прп. Корнилия Комельского на этой же иконе); на нимбе надпись: «Прп(д) Корнилïй Пско(в)».
Прмч. Корнилий Псково-Печерский. Фрагмент иконы «Псково-Печерские святые». Кон. XIX в. (собор в честь Успения Пресв. Богородицы Псково-Печерского мон-ря)
Прмч. Корнилий Псково-Печерский. Фрагмент иконы «Псково-Печерские святые». Кон. XIX в. (собор в честь Успения Пресв. Богородицы Псково-Печерского мон-ря)
К кон. XIX в. сложился определенный иконографический тип К., представленный в произведениях академического письма: седовласый старец с правильными чертами аскетичного лица и густой, немного раздвоенной бородой. Таким К. запечатлен на выносной ростовой иконе на холсте из ризницы при ц. Благовещения Пресв. Богородицы Псково-Печерского мон-ря (в схиме, куколе, со свитком в правой руке и четками в левой; надпись: «Св. Корнилiй игм. Печерск.»). Подобное изображение сохранилось и на фрагменте стены с живописью, выполненной не ранее 1870 г. в интерьере ц. Сретения Господня (погрудное изображение широкоплечего старца в схиме). На чеканной крышке раки в Успенском соборе К. изображен со скрещенными на груди руками, в к-рые вложен крест (на иконе глаза святого закрыты). Образ, очевидно, был создан в 1892 г., когда св. мощи преподобного переложили в новую медную посеребренную раку, изготовленную, судя по надписи, по благословению еп. Ермогена (Добронравина) «в благоговейную память чудесного события 17 октября 1888 года» (впосл. живопись на раке поновлялась).
На иконе Псково-Печерских чудотворцев кон. XIX в. (на металле, с поновлениями 2-й пол. XX в.) в пещерной галерее обители К. представлен на фоне мон-ря в молении образу благословляющего Спасителя. К.- 1-й от центра в правой группе святых, рядом с ним прмч. Вассиан, прп. Дорофей, напротив — преподобные Иона, Васса и Марк. К. написан в рост, вполоборота влево, в схимнических одеждах темного цвета, в островерхом надвинутом низко на лоб куколе. У святого седая окладистая борода средней длины, взгляд устремлен вверх, правая рука поднята в молении, в левой — игуменский посох, на запястье — светлые четки. В Успенском соборе на большой иконе 3 Псково-Печерских святых кон. XIX в. (на металле, с новым золотым фоном и поновлениями) помимо К. изображены преподобные Марк и Иона. К. показан в рост крайним справа в схиме и зеленой епитрахили (как и в стенописи Сретенской ц.), правая рука с четками лежит на груди, в левой — посох. У святого впалые щеки, борода округлая седая средней длины. Подобный образ в живописной светотеневой манере встречается в изображении группы подвижников XVI в. в стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 60-х — 70-х гг. XIX в., поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010), в росписи придела блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя в Москве (70-е гг. XIX в., худож. Я. С. Башилов; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / . М., 1996п. С. 81).
Прмч. Корнилий Псково-Печерский. Диаконская дверь. 60-е гг. ХХ в. (ц. во имя свт. Николая Чудотворца Псково-Печерского мон-ря)
Прмч. Корнилий Псково-Печерский. Диаконская дверь. 60-е гг. ХХ в. (ц. во имя свт. Николая Чудотворца Псково-Печерского мон-ря)
Своеобразное графическое изображение К. опубликовано в 1885 г. (Филарет (Гумилевский). Жития. Т. 1: Янв.-февр. 2000. С. 393): преподобный представлен в рост, в мантии, с покрытой головой и с омофором на плечах, борода небольшая; в правой руке держит крест, в левой — развернутый свиток (атрибуты, указывающие на просветительскую миссию К. и его мученическую кончину). Иллюстрации книги восходят к святцам, выполненным худож. Ф. Г. Солнцевым в 30-50-х гг. XIX в. Данный извод иконографии К., видимо, не получил распространения. Его влияние просматривается в образе К. на юж. диаконской двери 60-х гг. XX в. из иконостаса надвратной Никольской ц., где преподобный показан в рост вполоборота влево в мантии и без куколя, в правой руке держит крест, левая развернута ладонью, на запястье — четки. У К. волосы с проседью, борода продолговатая, раздвоенная на конце.
Во 2-й пол. XX — нач. XXI в. утвердилась иконография К. в традиционной иконописной стилистике с использованием образцов XIX в. Сложился и получил распространение тип изображения святого в охристо-золотистой рясе и коричневой мантии, синей схиме с островерхим куколем. Как правило, он благословляет правой рукой, а левой опирается на игуменский посох. Лик пишется худощавым, величина и форма бороды с проседью варьируются. Существуют ростовые и поясные образы, изображения К. с Псково-Печерскими, Псковскими и избранными чудотворцами.
Прмч. Корнилий Псково-Печерский. Створка складня. Икона «Божия Матерь «Умиление» Псково-Печерская, с преподобными». 60–80-е гг. ХХ в. (собор в честь Успения Пресв. Богородицы Псково-Печерского мон-ря)
Прмч. Корнилий Псково-Печерский. Створка складня. Икона «Божия Матерь «Умиление» Псково-Печерская, с преподобными». 60–80-е гг. ХХ в. (собор в честь Успения Пресв. Богородицы Псково-Печерского мон-ря)
Единоличная аналойная икона К. 60-80-х гг. XX в. находится в монастырском соборе арх. Михаила. В сложных по содержанию многофигурных композициях этого времени образ К. узнаваем благодаря сложившемуся иконографическому типу: святой в схиме держит посох в руке. Т. о. К. изображен в рост вполоборота вправо на левой створке большого складня с образом Псково-Печерской Божией Матери «Умиление» в среднике (на правой створке — прп. Сергий Радонежский), находящегося на юж. стене Успенского собора (возможно, работа архим. Алипия). Среди Псково-Печерских подвижников К. написан на монастырских иконах, где в нижнем регистре использована иконография образа кон. XIX в. из пещерной галереи. Преподобные предстоят иконе Успения Пресв. Богородицы на фоне пейзажа с Успенской ц. и крепостными башнями мон-ря в их совр. виде. К., 1-й от центра в правой части, изображен вполоборота влево, правой рукой благословляет, в левой — четки и игуменский посох. У святого окладистая, слегка суженная книзу седая борода до середины груди. На подобной иконе из Успенского храма, названной «Собор святых Псково-Печерского монастыря», К. изображен на том же месте. Как и др. подвижники, он обращен к образу Покрова Пресв. Богородицы во славе, окруженной ангельскими силами и небесными покровителями престолов обители; композицию венчает образ Св. Троицы (ветхозаветной).
Преподобные Псково-Печерские. Фрагмент иконы Божией Матери «Игумения». 60–70-е гг. ХХ в. (Псково-Печерский мон-рь)
Преподобные Псково-Печерские. Фрагмент иконы Божией Матери «Игумения». 60–70-е гг. ХХ в. (Псково-Печерский мон-рь)
К. представлен среди избранных святых на иконах Божией Матери «Игумения» и «Знамение» («что в Печерах») 60-70-х гг. XX в. письма учеников архим. Алипия. Иконы находятся под сводами при входе в обитель на стене, примыкающей к ц. свт. Николая Чудотворца. На 1-й иконе (в надписи — «Образ Пресвятыя Богородицы Всечестнейшая наша Мати Игумения») К. показан в 3-м ряду справа среди рус. иноков и инокинь, изображенных в неск. регистров по сторонам от Богоматери. На др. иконе усложненной композиции (Пресв. Богородица в славе с символами евангелистов, в верхней части — Господь Саваоф и Всевидящее Око Божие) К.- внизу среди коленопреклоненных святых на фоне обители (1-й в группе справа); ниже написан тропарь преподобномученику.
В 70-80-х гг. XX в. создана житийная иконография преподобного. Икона К. с 16 клеймами жития выполнена в монастырской иконописной мастерской (Успенский собор Псково-Печерского монастыря). В среднике святой написан в рост с разведенными в стороны руками, правой рукой благословляет, левой держит игуменский жезл. Клейма расположены в традиц. порядке: рождение; крещение; обучение в Мирожском мон-ре; приход юного К. с родителями к пещерам Псково-Печерского мон-ря; постриг К.; поставление К. в сан игумена; явление Божией Матери в сопровождении К. и прп. Антония Киево-Печерского старцу Дорофею; закладка и сооружение в мон-ре надвратного храма во имя свт. Николая Чудотворца; чудо К. об избавлении утопленника от смрада; закладка и постройка К. каменных стен вокруг мон-ря; исцеление болящих во время мора; духовное просвещение народов Сетумаа; написание иконы «Успение Пресв. Богородицы, с житием» иконописцем Алексеем Малым; труды К. в иконописной мастерской мон-ря; встреча К. и царя Иоанна Грозного в мон-ре в 1570 г.; погребение К. в монастырских пещерах.
Прмч. Корнилий Псково-Печерский, с житием. Икона. 70–80-е гг. XX в. (собор в честь Успения Пресв. Богородицы Псково-Печерского мон-ря)
Прмч. Корнилий Псково-Печерский, с житием. Икона. 70–80-е гг. XX в. (собор в честь Успения Пресв. Богородицы Псково-Печерского мон-ря)
Ставшее образцом для иконописцев ростовое изображение святого было выполнено в 1986 г. насельником обители архим. Зиноном (Теодором) для иконостаса ц. во имя К. в надвратной башне Псково-Печерского мон-ря. Преподобный представлен прямолично, правая рука в благословляющем жесте отведена в сторону, в левой — игуменский посох. К. облачен в коричневую мантию, собранную в узел на груди, охристо-зеленоватую рясу и синюю схиму, голова покрыта островерхим куколем; лик с тонкими чертами, борода средней величины, более узкая на конце. Известен поясной вариант извода (К. с благословляющей десницей возле груди) работы того же автора (ок. 1981). На круглой иконе из иконостаса ц. Псково-Печерских преподобных на Святой горке (1989-1991, мастерская архим. Зинона) К. показан фронтально по пояс на красном фоне. В облике преподобного сохранены индивидуальные черты: аскетичный лик с впалыми щеками обрамлен седой продолговатой заостренной бородой средней длины, напряженный взор устремлен в сторону. По сторонам от образа Св. Троицы Ветхозаветной за ракой К. написаны в рост склоненными К. и прп. Антоний Киево-Печерский. Иконография К. традиционная (коричневая мантия, округлый куколь, золотистая ряса, посох в левой руке, борода продолговатая средней длины). Возле раки К. на подставке под лампаду сделана роспись: святой на золотом фоне в рост, в лиловой мантии.
Прмч. Корнилий Псково-Печерский. Икона. 1986 г. Иконописец архим. Зинон (Теодор) (ц. во имя прмч. Корнилия Псково-Печерского Псково-Печерского мон-ря)
Прмч. Корнилий Псково-Печерский. Икона. 1986 г. Иконописец архим. Зинон (Теодор) (ц. во имя прмч. Корнилия Псково-Печерского Псково-Печерского мон-ря)
В этих же традициях исполнены поясные и ростовые образы К. кон. XX — нач. XXI в., ориентированные на древнерус. и греч. стилистику, напр. письма А. М. Кетросана (находится при входе в Псково-Печерский мон-рь). В иконографию К. привносятся новые детали, напр., на иконе (2010, иконописец Денисова) из Сретенской ц. Псково-Печерского мон-ря, написанной по благословению архим. Тихона (Секретарёва), монументальная фигура преподобного отличается индивидуально трактованным ликом, в левой руке — развернутый свиток с надписью: » «. На иконе из придела равноап. кнг. Ольги псковского Троицкого собора К. изображен в рост вместе с прп. Вассианом Псково-Печерским, в левой руке — модель Успенского храма мон-ря. Вместе с преподобными Марком и Ионой К. (обеими руками держит посох) написан справа на золотофонной иконе из собора арх. Михаила Псково-Печерской обители.
Прмч. Корнилий Псково-Печерский. 1990 г. Худож. С. Б. Симаков (УИХМ)
Прмч. Корнилий Псково-Печерский. 1990 г. Худож. С. Б. Симаков (УИХМ)
В местном ряду иконостаса псковской ц. Покрова Пресв. Богородицы от Торга находится икона «Псковские чудотворцы» кон. XX в., где К. представлен фронтально в правой части (между блгв. кн. Всеволодом и блж. Николаем Саллосом) на фоне Троицкого собора Пскова. К подобному изводу относится ряд различных по композиции икон, созданных в кон. XX — нач. XXI в. в мастерской Псково-Печерской обители. К. обязательно изображается в изводе «Собор Псково-Печерских чудотворцев», как правило, в центре, на фоне монастырских построек и пейзажа. Примерами являются иконы из храмов обители — собора арх. Михаила, ц. Сретения Господня (за ракой со св. мощами прп. Симеона Псково-Печерского), а также из братской трапезной, дома паломника и др.
На иконе «Собор Псковских святых» кон. XX в. (Троицкий собор в Пскове) К. показан в левой группе (1-м от центра во 2-м ряду, вместе с др. Псково-Печерскими чудотворцами), его образ опознается по посоху в руках. В верхней части композиции — Троицкий собор и псковские чудотворные иконы, в центре — образ «Успение Пресв. Богородицы, с клеймами жития», святыня Псково-Печерской обители. Образ К. присутствует и на иконах того же сюжета с др. расположением святых (1982, Троицкий собор в Пскове).
Прмч. Корнилий Псково-Печерский. Барельеф. 70-е гг. ХХ в. Мастер В. П. Смирнов
Прмч. Корнилий Псково-Печерский. Барельеф. 70-е гг. ХХ в. Мастер В. П. Смирнов
Образ К. включен в композицию «Собор святых земли Эстонской» (2002, иконописец Е. Савкина, кафедральный собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Таллине), написанную по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Фигуры К. и преподобных Ионы и Вассы Псково-Печерских располагаются в левом верхнем ярусе сложной многосоставной композиции на фоне Успенского собора Пюхтицкого мон-ря. К. представлен справа прямолично в рост, в традиционной иконографии. Его образ присутствует и на др. иконе того же сюжета, выполненной Н. В. Масюковой в иконописной мастерской МДА (2005, ц. Нарвской иконы Божией Матери в Нарве, Эстония). К. возглавляет группу святых в левой части иконы (за ним следуют псковские преподобные Серапион Елеазаровский и Онуфрий Мальский).
В совр. изобразительном искусстве образ святого разрабатывается в реалистической живописи, металлопластике, скульптуре. В Псково-Печерской обители хранится картина 60-70-х гг. XX в. с изображением К. в виде старца-схимника, к-рый сидит в задумчивости на валуне, преклонив голову и опираясь руками на посох. На 2-м плане возвышается новопостроенный храм свт. Николая «вратного», вдали сцены с фигурами трудящихся иноков. Одна из картин выполнена в 1990 г. худож. С. Б. Симаковым (впосл. игум. Рафаил; галерея совр. правосл. искусства в Угличе, УИХМ). Кроме моления иноков перед Пресв. Богородицей в стенах обители в композиции изображен К. с усекновенной головой в руке (как на нек-рых иконах св. Иоанн Предтеча).
На территории мон-ря недалеко от входа, в нише на стене, помещен чеканный рельеф 70-х гг. XX в. с ростовым изображением К. (архитектор-реставратор В. П. Смирнов). По сторонам от центральной фигуры в углублениях — чеканные пластины-клейма с композициями из Жития преподобномученика: вверху слева — «Строительство монастыря», справа — «Убиение прмч. Корнилия царем Иоанном Грозным»; внизу слева — «Оборона монастыря от войск Стефана Батория», справа — «Погребение прмч. Корнилия».
Образ К. помещен на постаменте памятника равноап. кнг. Ольге в Пскове (2003, скульптор В. М. Клыков) среди образов др. псковских святых и российских новомучеников. Барельеф с ростовым изображением трактован в реалистической манере. К. в традиц. облачении, борода средней длины, острая на конце, правая рука в жесте благословения возле груди, в левой — четки. Памятник К. в Печорах (2012, скульптор И. В. Голубев) представляет святого в схиме с крестом в правой руке и посохом в левой, облик восходит к изображениям кон. XIX в.
На рисунке для Миней МП работы прот. Вячеслава Савиных и Н. Д. Шелягиной К. представлен в рост с разведенными в стороны руками, в левой — развернутый свиток с традиц. наставлением преподобных: «Не скорбите оубо братия…» (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 176). Этот образ К. (без посоха) опубликован в книге мон. Таисии (Карцевой) «Русские святые» (СПб., 2000. С. 170).
И. С. Родникова
Преподобномученик Корнилий, игумен Печерский.1529-1570
Наибольшего расцвета Псково-Печерская обитель достигла при своем постриженнике Корнилии, избранном во игуменство настоятелем монастыря в 1529 году.
Уже в возрасте 28 лет преподобный Корнилий оказался достойным такого избрания, уже тогда ему было по плечу бремя большой ответственности перед Богом и людьми.
О родителях преподобного Корнилия известно мало. Звали их Стефан и Мария. Жили они в Пскове и были знатными людьми. И так как Богом избранного отрока с ранних лет влекла к себе духовная жизнь, они поместили его на учебу в Мирожский монастырь.
Закончив ученье, вернулся Корнилий в дом к своей матери. Как и прежде, был он далек от мирской суеты. Пребывание в Мирожском монастыре еще более утвердило его призвание к духовной жизни. Чувство влечения к иноческой жизни пробуждалось в нем со всей полнотой и ждало лишь удобного случая для своего проявления, который и не замедлил представиться.
Государев дьяк Мисюрь Мунехин в то время стал часто ездить в маленькую Печерскую обитель, затерянную среди лесов, которая была беднее любого псковского погоста, и всячески помогал ей. Зная о возникшем у Корнилия сильном желании посетить Псково-Печерскую обитель, Мисюрь Мунехин собирался захватить Корнилия с матерью при своей ближайшей поездке в монастырь.
Это первое пребывание в Псково-Печерской обители окончательно решило судьбу преподобного Корнилия. Он навсегда ушел из родного дома в Пскове и принял иноческий образ в Псково-Печерском монастыре. Здесь Корнилий поселился в убогой келье, спал на досках, покрытых сермягой, вел строгую жизнь. Все свое время он посвящал полезному труду и молитве.
В 1529 году Корнилий, служивший образцовым примером богоугодной жизни, был возведен в сан игумена и избран настоятелем монастыря.
Игумен Корнилий строго осуществлял монашеское общежитие. Он сильной рукой защищал монастырь от величайшего зла русской монастырской жизни того времени — так называемых «вкладчиков”, т.е. мирян, приносивших богатые пожертвования в пользу обители, затем поселявшихся в ней с принятием монашеских обетов или отказом от их исполнения. Бывали случаи, что лица, внесшие богатый вклад в монастырь и принявшие монашество, считали для себя необязательным выполнение монашеских правил.
Полный христианской любви к ближним и к братии обители, Корнилий подавал им пример истинного подвижничества не только словом, но и делом. Число братии при Корнилии увеличилось от 15 до 200 человек. Это количество насельников монастыря не было превышено ни при одном из последующих настоятелей.
Свои заботы о благочестии и спасении преподобный Корнилий не ограничивал стенами обители, но распространял их далеко за ее пределы.
С начала игуменства преподобного Корнилия усиливается проповедь христианства среди жившей вокруг монастыря чуди, современных нам сету. Игумен Корнилий распространил Православие среди эстов и сету, заботился о просвещении и благоустройстве их жизни, наделял их землей и защищал от врагов.
Стараясь помочь всем обездоленным, блаженный Корнилий хлопотал в Москве о закреплении за монастырем свободных земель и заселял эту землю бедняками. И местное население — сету, темные язычники, были обращены в христианство в этой славной обители ее мудрым игуменом (В. Синайский. Псково-Печерский монастырь. Рига, 1929).
С 1558 года поле деятельности блаженного Корнилия расширилось в связи с тем, что Иван Грозный начал войну с ливонскими немцами, образовавшими после своего утверждения в Лифляндии Ливонский рыцарский орден — полудуховное, полувоенное общество, стремившееся низложить Православие. Настоятель Псково-Печерского монастыря не остался в стороне от текущих событий. Он принял самое деятельное участие в оказании помощи Отчизне. В качестве миссионера преподобный Корнилий шел в завоеванные города, проповедовал там христианство силою слова и примера, строил храмы.
Ревностный распространитель Православия доходил даже до Нового городка (Нейгаузена), лежавшего уже за пределами Русской земли, обращал к православной вере и крестил многих лифляндских туземцев этого городка. Пришедшие русские мирно уживались с эстами, ливами и другими финскими племенами. Народы эти, не видя притеснений со стороны пришельцев, мало-помалу перенимали их образ жизни, обычаи и нравы. Они не могли не видеть превосходства Православия над своими темными языческими верованиями. Этому немало способствовала миссионерская деятельность преподобного Корнилия и благоустроенная его неусыпными трудами Печерская обитель с ее святынями.
Очень много способствовали обращению в Православие и чудеса, источаемые главной святыней обители — иконой Успения Божией Матери.
В 1560 году игумен стал орудием дивного дела Божия на радость Православию и на посрамление его врагов. Царские воеводы осаждали город Феллин. В праздник Успения Божией Матери Корнилий послал им просфору и святую воду. Лишь только прибыл в русское войско посланный от преподобного с его благословением, как от русских ядер вспыхнул пожар в осажденном городе.
Снаряды и весь запас хлеба у неприятеля были истреблены этим пожаром. Это заставило немцев сдать город русским воеводам, которые в благодарность за чудесную помощь прислали в обитель взятый в Феллине колокол («Преподобный Корнилий Печерский”. — М., 1909, с.20-21).
Преподобный Корнилий щедрой рукой раздавал пострадавшим во время войны эстам пособия из монастырских запасов. Искалеченных мечами и пушечным свинцом иноки лечили и кормили из благочестия. С полей они несли тяжелые дубовые гробы-колоды, копали последние убежища, вмуровывали гробовые камни в стены и вписывали в синодик имена…
Несмотря на свою занятость после своего назначения игуменом, преподобный Корнилий находил время и для литературной работы. В 1531 году в окончательной редакции вышел его труд под названием «Повесть о начале Печерского монастыря…” Непосредственным поводом к написанию «Повести…” послужило распространение ложных слухов о происхождении монастыря. В связи с этим выявилась необходимость дать точное описание начальных событий печерской жизни, на что и указывает сам игумен Корнилий: «По благословению отец, иже прежде мене бывших зде игумена и священноинока Дорофея и Герасима, иже быща в та лета, яже строися новый сей монастырь, по совету и проразсуждением всех яже о Христе братиа нашеа повелело бысть мне худому и грешному написати сиа, помыслившим о сем им и рекшим яко не лепо есть Пречистыа Богородица чудесем и явления сего святаго места к перваго началника глаголатися от неких человек, — ов сице и инже инако”.
Преподобный Корнилий описал в своей работе крупные перемены в устройстве монастыря, монастырский быт, охарактеризовал деятельность своих предшественников. Его труд отличается хронологической точностью приводимых данных.
Игумен Корнилий и старец Вассиан были для 16-го столетия удивительно культурными людьми, большими знатоками и любителями книг. В монастыре была собрана солидная для того времени библиотека, непрестанно пополнявшаяся.
Уже к первой половине XVI века в нем была создана настоящая книжно-литературная школа, задачами которой являлись сбор рукописей богослужебного, светского и житейского характера, розыск разного рода богослужебных книг, уставов и т. п.
В задачи этой школы входили также сбор старинных актов, касающихся истории Пскова и его обители, переписка их в особые сборники, составление и переделка монастырских новостей, посланий, поучений и главное — ведение летописи.
Кроме того, известно, что игумен Корнилий завел большой монастырский «Синодик” для поминовения усопших братий, а также усопших благотворителей обители, что свидетельствует о понимании им долга признательности за все, сделанное для обители. Он начал вести «Кормовую книгу” с 1558 года, «Описание монастыря”, а также составил «Описание чудес Печерской иконы Богоматери”.
Другим делом усердия преподобного Корнилия было основание в 1538 году во Пскове, на Усохе, подворья для монастыря с каменной церковью в честь Божией Матери «Одигитрия”. При нем был устроен дом для служащих в новом храме и для приходящих из монастыря в город по каким-либо делам. Печерское подворье было основано для принятия святых икон из Псково-Печерского монастыря, приносимых с крестным ходом в город.
Затем игумен Корнилий занялся строительством в самом монастыре. Он перенес деревянную церковь во имя Сорока мучеников Севастийских, построенную при игумене Дорофее, за монастырскую ограду, на приезжий монастырский двор в Печерском посаде, где она стоит и ныне. На этом же дворе находилась часовня во имя великомученицы Варвары, а также помещение для остановки царя на случай его приезда.
На освободившемся месте в обители преподобный Корнилий в 1541 году поставил церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Он расширил и украсил монастырь и главный храм его — Успенскую церковь. Распространил и прокопал далее монастырские пещеры, как свидетельствует надпись на его гробе.
Для обращенных им в христианскую веру многих жителей — «чуди” соседнего города Нейгаузена он принял на себя труд по постройке православного храма в этом городке. Кроме того, преподобный Корнилий построил еще две церкви в Эстонии для вновь обращенных: Троицкую церковь в Агареве у озера Ахеро в Валгском уезде и церковь Рождества Христова в Топине Нейгаузенского прихода, а также некоторые другие. Построенные церкви блаженный Корнилий снабдил причтом, а также обеспечил церковной утварью и содержанием. Но вскоре после неудачного окончания для России Ливонской войны и окатоличения поляками Лифляндии храмы эти были разрушены немецкими рыцарями.
Следует отметить, что в период своего правления монастырем преподобный Корнилий учредил при обители иконописную мастерскую (а также столярную, кузнечную, керамическую и другие хозяйственные мастерские), задачей которой являлось распространение икон среди новообращенных — жителей этого края.
«Будучи строгим монахом, преподобный Корнилий был и великим патриотом Русской земли и искренним сторонником общественно-политических интересов Московского государства” (Архимандрит Августин. Псково-Печерский монастырь. «ЖМП”, 1956, № 12, с. 30).
Для отвращения бедствий, грозивших Псково-Печерской обители, игумен Корнилий решил построить вокруг монастыря большую каменную ограду. И вот во время семилетней войны Ивана Грозного с Ливонией (1558-1565) преподобный Корнилий воздвиг вокруг всего монастыря массивную каменную стену (из плит) высотой в 5 арш., длиной в 380 сажен, а шириной более 2 аршин.
В результате возведения каменной ограды обитель превратилась в грандиозное оборонительное сооружение. Его могучие стены строились при непосредственном участии царского военачальника Павла Петровича Заболоцкого (впоследствии инока Пафнутия).
Преподобный Корнилий хорошо знал, что одних башен и стен недостаточно для защиты от врага. Поэтому, когда была закончена постройка каменной стены, над Святыми воротами игумен Корнилий по собственному проекту построил каменную церковь во имя Святителя Николая Чудотворца (1565 год) и тем самым поручил этому истинному защитнику чистоты веры христианской охранять православную обитель на границе с враждебными Православию народами.
Под каменное крыльцо храма было сложено оружие для защиты Николы «Ратного”, выполненного в виде прекрасной деревянной статуи. В правой руке святой Никола держал меч, а в левой — детинец (кремль) с храмом.
Последующие события показали мудрую прозорливость преподобного Корнилия. Через десять лет после его кончины выстроенные им стены увидели врага. Несмотря на сильный натиск неприятеля, монастырь устоял.
Более 150 лет со времени своего основания служили стены монастыря — до заключения Ништадтского мира в 1721 году, положившего конец воинской деятельности обители. По заключенному тогда договору к России навсегда отошли Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия, часть Карелии, Выборгский округ и некоторые острова. Псково-Печерский монастырь оказался вдали от границ, вдали от опасности, не стало необходимости вооружать эту крепость.
За свою ревность к славе святой обители и к благу ближних, за то постоянное и неутомимое усердие, с каким игумен Корнилий совершал дело Божие, он много пострадал от клеветников.
Вот что записано о мученической кончине преподобного игумена Корнилия в летописи XVII века, составленной иеродиаконом Питиримом и являющейся первоисточником наших сведений: «Сей достоблаженный игумен Корнилий I на игуменстве 41 год и 2 месяца поживе; он постническим и святым житием не точию мнихом бе образ ко спасению, но и люди Нова града Ливонского (Нейгаузена), «чудь” называемая, христианской вере научи и святым крещением просвети и клирики устроя, во время же бывших потом на земли России мятежей много злая пострада и, наконец, от тленного сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю в вечное жилище, в лето 1570 февраля в 20-й день на 69 году от рождения своего».
В одной древней рукописи, хранящейся в библиотеке Троице-Сергиевской Лавры (Устрялов И. Сказания кн. Курбского, изд. II. — СПб., 1842; «Синодик”, с. 422; Описание… с. 53), написано, что, когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом, царь, заранее разгневанный на него, своей рукой ссек ему голову, но тотчас же раскаялся и, подняв тело его, на своих руках понес его в монастырь. Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес безжизненное тело к церкви Успения, в память этого события названа «Кровавым путем”.
Свидетельством раскаяния царя Иоанна Васильевича служат щедрые пожертвования Псково-Печерскому монастырю, сделанные им после кончины Корнилия и, как утверждают, именно в память этого мученика. Он оказал обители много благодеяний и много способствовал украшению ее, наградил селами, золотом, разными книгами и многими другими потребными вещами, а из собственных его царских вещей в память оставил цепь золотую, в коей 19 звеньев золотых, монет весом 42 золотника, нож, вилку и ложку в серебряной оправе, орчаг седельный, трубу военную и денежный кошелек, два ковша серебряных весом оба 1 фунт и 87 золотников.
Царь приказал вписать в синодик имена опальных людей, ручным усечением конец принявших, сожженных, из пищалей простреленных, имена коих знал один Господь. Из Псково-Печерского монастыря были вписаны игумен Корнилий и старец Вассиан. Имя игумена Корнилия было отмечено также и в царском синодике.
В монастырской повести о причинах мученической кончины преподобного Корнилия ничего не сообщается. В народе распространено предание о том, что это произошло за самовольное построение вокруг монастыря каменной ограды. Но вряд ли игумен Корнилий строил ее без ведома царя. Вероятно, что Грозный велел ему соорудить небольшую стену, а увидев надежную каменную крепость, разгневался и заподозрил измену.
Тело игумена Корнилия было положено тогда в стене «Богом зданной пещеры”, вместе с его предшественниками, где пребывало 120 лет невредимо. В 1690 году Маркеллом, митрополитом Псковским и Изборским, со священным собором, мощи преподобного Корнилия, «аки сокровище драгоценное”, были перенесены из пещеры в соборную Успенскую церковь и поставлены в новом гробе в стене. В 1872 году, декабря 17 дня, при настоятеле монастыря епископе Псковском и Порховском Павле честные мощи с прежним гробом были переложены в новоустроенную медно-посеребренную раку, а в 1892 году, в третий раз, были переложены во вновь устроенную более благолепную медно-посеребренную раку, тщанием тогдашнего настоятеля архимандрита Иннокентия.
Подводя итог обширной деятельности самого выдающегося игумена в истории Псково-Печерской обители, можно в заключение сказать, что Корнилий был поистине для Псково-Печерского монастыря тем, чем Феодосий для Киево-Печерского монастыря. Оба были подлинными основателями своих монастырей и первыми основателями их как монастырей деятельных.
Преподобный Корнилий много послужил возрождению Псково-Печерской обители. Его управление возвысило значение монастыря и как оплота славянства перед тевтонской силой, и как рассадника христианского просвещения. О памяти игумена Корнилия «из рода в род” поет «Корнилиевский” колокол, который «делаша мастеры псковичи”.
Память св. преподобномученика Корнилия чтится 20 февраля/5 марта.
Святость его не замедляет проявляться по отношению ко всем скорбящим, прибегающим к раке его мощей с верою и любовию. Всем им он приносит утешение.
Святый преподобномучениче Корнилие! Моли Бога о нас!
Дни памяти: 20 февраля, 29 марта
Преподобный Корнилий Псково-Печерский
Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский родился в 1501 году во Пскове в семье бояр Стефана и Марии. Чтобы дать сыну образование, родители отдали его в Псковский Мирожский монастырь, где он подвизался под началом старца: делал свечи, рубил дрова, обучался грамоте, переписке и украшению книг и иконописи. Закончив учение, Корнилий вернулся в родительский дом с решением стать иноком.
Однажды государев дьяк Мисюрь Мунехин взял с собой Корнилия в затерянную среди лесов Псково-Печерскую обитель, которая тогда была беднее любого псковского погоста. Красота природы, тихая служба в пещерной церкви произвели на Корнилия такое сильное впечатление, что он навсегда ушел из родного дома и принял иноческий постриг в Псково-Печерской обители.
В 1529 году, в возрасте 28 лет, преподобный Корнилий был возведен во игумена и избран настоятелем монастыря. В его настоятельство Псково-Печерская обитель достигла наибольшего расцвета. Число братии увеличилось от 15 до 200 человек. Это количество насельников не было превышено ни при одном из последующих настоятелей.
Деятельность преподобного Корнилия простиралась далеко за пределы обители: он распространял Православие среди живших вокруг монастыря эстов и сэту, строил церкви, больницы, дома для сирот и нуждающихся. Во времена ужасного мора на Псковщине преподобный Корнилий бесстрашно ходил по моровым деревням причащать живых и отпевать у круглых ям умерших.
Во время Ливонской войны преподобный Корнилий проповедовал христианство в отвоеванных городах, строил там храмы, щедрой рукой раздавал пострадавшим во время войны эстам и ливам пособия из монастырских запасов; в обители безмездно лечили и кормили раненых и изувеченных, хоронили в пещерах убитых и вписывали их имена в монастырский синодик на вечное поминовение.
В 1560 году, в праздник Успения Божией Матери, преподобный Корнилий послал в благословение русским войскам, осаждавшим город Феллин, просфору и святую воду. В тот же день немцы сдали город. В 1570 году на созданную в Юрьеве Ливонском кафедру был назначен епископом Юрьевским и Вельянским (то есть Феллинским) некий игумен Корнилий. Некоторые отождествляли его с преподобным Корнилием, но это не соответствует действительности. Преподобный Корнилий был большим знатоком и любителем книг — в монастыре была собрана солидная библиотека. В 1531 году вышел его труд под названием «Повесть о начале Печерского монастыря». В середине XVI века Псково-Печерский монастырь воспринял от Спасо-Елеазаровского монастыря традицию летописания. В основу летописи были положены сведения двух первых Псковских летописей в черновом продолжении с 1547 по 1567 год. Кроме того, игумен Корнилий завел большой монастырский Синодик для поминовения усопших братий и благотворителей обители, начал вести «Кормовую книгу» с 1558 года, составил «Описание монастыря» и «Описание чудес Печерской иконы Богоматери».
Преподобный Корнилий расширил и украсил монастырь, прокопал далее монастырские пещеры, перенес деревянную церковь во имя Сорока мучеников Севастийских за монастырскую ограду, на приезжий монастырский двор, а на ее месте в 1541 году поставил церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в 1559 году построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Печерская обитель, возникшая на границе Русского государства, была не только светочем Православия, но и крепостью против внешних врагов России.
В 1558 — 1565 годах преподобный Корнилий воздвиг вокруг монастыря массивную каменную стену, а над Святыми воротами по собственному проекту построил каменную церковь во имя Святителя Николая, поручив ему охрану обители. В храме был поставлен деревянный скульптурный образ «Николы Ратного».
О мученической кончине преподобного Корнилия в летописи, составленной иеродиаконом Питиримом, записано: «Сей достоблаженный игумен Корнилий… на игуменстве 41 год и 2 месяца поживе; он постническим и святым житием не точию мнихом бе образ ко спасению… во время же бывших потом на земли России мятежей много злая пострада и, наконец, от тленнаго сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю в вечное жилище, в лето 1570, февраля в 20-й день, на 69 году от рождения своего». (Эта же дата стоит и на керамической пластине — керамиде, закрывавшей устье первоначальной гробницы преподобного Корнилия.)
В древней рукописи Троице-Сергиевой Лавры написано, что, когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота с крестом на встречу царя, разгневанный ложным наветом Иоанн своей рукой отсек ему голову, но тотчас раскаялся и, подняв тело его, на руках понес в монастырь. Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес его тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем». Свидетельством раскаяния царя служат щедрые пожертвования Псково-Печерскому монастырю, сделанные им после кончины преподобного Корнилия. Имя игумена Корнилия было вписано и в царский синодик.
Тело преподобномученика Корнилия было положено в стене «Богом зданной пещеры», где пребывало 120 лет невредимо. В 1690 году митрополитом Псковским и Изборским Маркеллом мощи были перенесены из пещеры в соборную Успенскую церковь и поставлены в новом гробе в стене.
17 декабря 1872 года мощи преподобного Корнилия с прежним гробом были переложены в медно-посеребренную раку, а в 1892 году — в новую раку. Полагают, что служба преподобномученику была составлена ко дню открытия мощей в 1690 году.