Был известен и обряд хождения по домам. Ходили толпами под окна просить пирогов. Впереди всех шла девица, называемая мехоноскою; она несет кошель для пирожного сбора, она предводит толпу и распоряжается дележом сбора.
Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки:
Коляда, коляда! А бывает коляда накануне рождества. Коляда пришла, Рождество принесла.
Если хозяйка выносила угощение, благодарили:
У доброго мужика
Родись рожь хороша:
Колоском густа,
Соломкой пуста!
Если же угощения не подавали, могли пропеть и такое:
У скупого мужика
Родись рожь хороша:
Колоском пуста,
Соломкой густа!
или:
На двор чертей, на огород червей!
Коляда. Моляда.
Уродилась Коляда!
Кто подаст пирога —
Тому двор живота,
Еще мелкой скотинки
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки —
Завалим лазейки.
Кто не даст лепешки —
Завалим окошки,
Кто не даст пирога —
Сведем корову за рога,
Кто не даст ветчины —
Тем расколем чугуны!
Общее праздничное настроение и желание, чтобы в наступающем году жилось хорошо, делали людей щедрыми, терпимыми, гостеприимными. После шумного, веселого обхода домов молодежь собиралась в посиделочной избе и устраивала общую пирушку — съедали все, чем их одарили односельчане. Молодежь, «разодетая в новые рубахи, чтоб избежать неурожая, собравшись в избе, пляшет под дуду, слушает сказки, перекидывается загадками, а главное — рядится, или «покручивается», и гадает о своей судьбе».
Есть предание, что на Васильев вечер ведьмы крадут месяц, чтобы он не освещал их ночных прогулок с нечистыми духами.
Основным праздничным блюдом на Васильев день был поросенок, которого зажаривали целиком, так же готовили зайца и петуха. Наши предки верили, что жаркое из поросенка обеспечивает благополучие на грядущий год, мясо зайца ели, чтобы быть проворными, как заяц, а петуха — чтобы быть легкими, как птица.
В наше время в ночь с 13-го га 14-е многие празднуют наступление старого Нового года, возрождая обычай в этот вечер звать гостей на щедрое угощение. Жаркое из свинины или курятины будет в этот день особенно уместным на вашем праздничном столе.
Biography
Вокально-инструментальный ансамбль (Минск). Пионеры фолк-рока на отечественной сцене, белорусские «ПЕСНЯРЫ» долгое время оставались одной из самых популярных групп страны, записали множество и сегодня свежо звучащих интерпретаций народных песен, первыми совершили турне по США, а позднее обратились к крупным формам и сделали несколько масштабных музыкальных спектаклей, в которых успешно соединяли фольклор и современное звучание.
«ПЕСНЯРЫ» появились на свет в Минске под названием «ЛЯВОНЫ» в составе: Владимир Мулявин (гитара, вокал), Леонид Тышко (бас), Владислав Мисевич (саксофон, флейта, вокал), Валерий Яшкин (клавишные, лира). В сентябре 1969, когда к ним присоединились младший брат Владимира, Валерий Мулявин (гитара, труба), а также Александр Демешко (барабаны) и бывший певец самодеятельной группы «ЗОЛОТЫЕ ЯБЛОКИ» Леонид Борткевич, родилось новое название «ПЕСНЯРЫ». Группа выступала в Белоруссии, исполняя народные песни, осовременивая их звучание примерно так же, как «FAIRPORT CONVENTION» в Британии исполняли песни старой Англии. Несмотря на скептическое и даже отрицательное отношение некоторых ревнителей этнической чистоты, она сразу привлекла внимание слушателей, прежде всего, молодых, и начали выступать за пределами своей республики, а в октябре 1970 с триумфом выступила на V Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Москве, после чего их популярность начала расти как снежный ком. В 1972, когда в составе «ПЕСНЯРОВ» появился скрипач Валентин Бадъяров, они записали для «Мелодии» свой первый диск с моментально ставшими популярными песнями Косил Ясь конюшину, Ой, рано на Ивана, Ты мне весной приснилась, Рушники, Александрина и т. д.
Вскоре после выхода пластинки Бадъяров покинул «ПЕСНЯРОВ» и собрал собственный ВИА «СЯБРЫ». Его место занял Чеслав Поплавский, а ко времени выхода следующего диска «ПЕСНЯРОВ» состав группы пополнили Владимир Николаев (клавишные) и Анатолий Кашепаров (вокал). Карьеру группы в середине 70-х годов омрачила гибель в автомобильной катастрофе Валерия Мулявина.
В 1976 «ПЕСНЯРЫ» совершили турне по Югу США в сопровождении популярной американской поп-фолк-группы NEW CHRISTIE MINSTRELS. В их составе появился еще один клавишник Анатолий Гилевич, а в конце того же года пришел скрипач и певец Юрий Денисов. Группа продолжала интенсивно гастролировать по СССР и Восточной Европе, записывала пластинки, однако, с течением времени отходили от переложения народных песен, исполняя как собственный материал, так и песни профессиональных композиторов. Как и многие динамично мыслившие музыканты, Владимир Мулявин во второй половине 70-х годов обратился к крупным формам, однако, несмотря на первоначальный интерес публики и доброжелательные отклики прессы, ни «Песня о доле» (по мотивам белорусских обрядовых песен), ни «Курган» (на музыку их постоянного автора композитора Игоря Лученка) не стали настоящим событием. Подобно питерским «ПОЮЩИМ ГИТАРАМ», для которых увлечение рок-операми и мюзиклами обернулось потерей направления, а следом и прекращением существования в виде единого коллектива, в этот период «ПЕСНЯРЫ» все больше превращались в профессионально безупречный, однако, работающий впустую механизм. Они продолжали напряженно работать, ставили новые программы (на стихи Роберта Бернса, Владимира Маяковского, поэтов-фронтовиков и т. п.), но внимание к ним неуклонно ослабевало.
К 1980 состав группы радикально изменился: к ядру (Мулявин, Тышко, Мисевич, Демешко, Борткевия, Николаев и Кашепаров) присоединились клавишники, гитаристы и скрипачи Октай Айвазов, Евгений Поздышев, Владимир Ткаченко, Игорь Паливода, Валерий Дайнеко и Анатолий Щеголев. В 1983 Айвазова, Поздышева и Щеголева сменили клавишники Аркадий Эскин и Игорь Пеня, место покинувшего «ПЕСНЯРОВ» после пятнадцатилетней работы Тышко занял новый бас-гитарист Борис Бернштейн, а за барабаны сел Владимир Беляев. Леонид Борткевич ушел и собрал собственный ВИА «МАЛЬВЫ».
В первой половине 80-х годов «ПЕСНЯРЫ» заметно сдали свои позиции, уступая даже явно вторичным в художественном отношении «СЯБРАМ», «ВЕРАСАМ» и другим эстрадным группам с фольклорной основой, а также филармоническим рок-группам. В 1987 Ткаченко, Паливоду, Эскина и Бернштейна сменили Эдуард Тышко, Дмитрий Явтухович, Александр Виславский и Александр Ростопчин (последний пришел из популярной в то время самодеятельной группы «СУЗОРЬЕ»). К началу 90-х годов о «ПЕСНЯРАХ» почти забыли.
Возвращение группы состоялось лишь во второй половине 1996, когда, возглавляемые своим неизменным лидером Владимиром Мулявиным, они вернулись на сцену и дали серию тепло встреченных концертов в Москве и Санкт-Петербурге, а также выступили в Витебске на ежегодном фестивале «Славянский Базар» 1996.
«Зима».
Художник Б. М. Кустодиев
В этой статье представлены русские народные колядки на Рождество: песни из сборника XIX века.
Тексты колядок взяты из книги П. А. Бессонова «Детские песни» (Москва, тип. Бахметева, 1868 г.).
Смотрите также: Короткие колядки для детей
***
Коляда, коляда!
Накануне Рождества
Вскочил месяц на дрова,
На дубовые дрова.
На что дрова?
Искать бруска
На что брусок?
Косу точить.
На что коса?
Траву косить.
На что трава?
Коней кормить.
На что кони?
Дубьё возить.
На что дубьё?
Мосты мостить.
На что мосты?
К обедне ходить.
***
Ходил козел на базар,
Коляда, коляда!
Купил козел косу.
На что ему коса?
Мураву траву косить.
На что мураву косить?
Добра коня выкормить.
На что коня выкормить?
Дубов лес на нем возить.
На что дубов лес возить?
Лесом будем мост мостить.
На что нам мосты мостить?
В Церковь ко Христу иттить.
Коляда, коляда!
***
Овсéнь, овсéнь,
Подай брусень!
На что брусень?
Косу точить.
На что косу?
Траву косить.
На что траву?
Коров кормить.
На что коров?
Молоко доить.
На что молоко?
Робят кормить.
На что робят?
А им пашню пахать,
Перелóжки ломать.
***
А летела пава,
Ай, овсень!
Через наше поле,
Ай, овсень!
А роняла перья.
Кому перья брати,
Кому подбирати?
Хозяину дома.
На что ему перья?
Ему шапку шити,
Перьями пушити.
На что ему шапку?
В торги ехать.
На что в торги ехать?
Топор купить.
На что топор купить?
Дрова рубить.
На что дрова рубить?
Пиво варить.
На что пиво варить?
Сына женить,
Ай, овсень!
Дочку выдать,
Ай, овсень!
***
Коляда, коляда,
Где ты была?
Коней пасла.
Что выпасла?
Коня в седле,
Жеребеночка в узде.
И где кони?
За воротами.
И где ворота?
Вода подая снесла.
И где вода?
Быки попили.
И где быки?
В леса ушли.
И где леса?
Черви выточили.
И где черви?
Гуси выклевали.
И где гуси?
В тростник ушли.
И где тростник?
За лугОм зеленЫм.
И где тот луг?
Девки вытоптали.
И где девки?
За мУж пошли.
И где мужья?
На полатях сидят.
Что делают?
Они шапки шьют.
На что шапки?
По Коляду йти.
И где Коляда.
Во печи была.
***
Коляда молода!
Летел сокол,
Коляда молода!
Через батюшкин дворок,
Уронил сапожик.
«Катерина, подыми!»
— Не досуг подня:
— Я головушку чешу,
— Я русУ косУ плету.
— Я к обедне спешу,
— Я коровушку дою,
— Я лепешки пеку.
***
Это были русские народные колядки на Рождество: песни из сборника XIX века.
Источник Текстов: книга П. А. Бессонова «Детские песни» (Москва, тип. Бахметева, 1868 г.).
Поскольку сегодня все больше молодежи подхватывают этот древний и добрый обычай, ИА «Амител» напоминает, как нужно правильно кол
Вечером шестого января начинаются колядки – один из самых красивых обрядов Рождества. Впрочем, зародилась эта традиция задолго до христианского праздника, еще во времена язычества. А с приходом христианства просто несколько видоизменилась. Поскольку сегодня все больше молодежи подхватывают этот древний и добрый обычай, ИА «Амител» напоминает, как нужно правильно колядовать.
Все самое интересное о новогодних праздниках смотрите в проекте ИА «Амител» «Новый год-2016»
Что такое колядки?
Колядование связано с днем зимнего солнцестояния, которое наши предки-славяне считали днем рождения солнечного года и бога Коляды (коло — от слова «колесо», — прим. ред.). Колядующие одевали одежду шиворот-навыворот или наряжались в специальные костюмы и ходили от дома до дома, чтобы известить людей о рождении нового Солнца. И изображение этого солнца носили с собой – поэтому у тех, кто идет колядовать обязательно при себе должна быть большая звезда. Колядовщики заходили во двор и пели хозяевам величальные песни о солнце, месяце и свете – колядки.
С приходом христианства обряд колядования был приурочен к Рождеству Христову и в клядках стали использоваться библейские мотивы. Самая главная цель колядующих – прославить Рождество, поздравить хозяев дома и пожелать доброго урожая и благополучия в семье. При этом в песнях дом хозяина описывался как очень богатый, весь «из злата-серебра» — считалось, что таким образом колядующие призывают удачу и благополучие хозяевам дома. Поэтому как прогнать колядовщиков считается большим грехом. В каждом дворе колядующих награждали гостинцами.Традиция колядования сохранилась и в советское время в селах и деревнях.
Как нужно правильно колядовать?
По давней традиции, чтобы колядовать нужно как минимум три человека.
Самый главный — звездарь. На эту роль выбирался человек, у которого был красивый голос. Именно он идет первым и несет звезду.
Вторым идет звонарь. Он несет колокольчик и громко в него звонит, чтобы оповещать людей звоном о том, что идут колядующие.
Обязательно в команде должен быть мехоноша. Сильный и крепкий мужчина. Потому что именно ему приходится носить мешок, в который хозяева домов бросают колядующим гостинцы: конфеты, печенье, деньги и т.д.
Кстати, очень важный момент: колядующие не должны брать ничего из рук – все подарки хозяева должны сами класть им прямо в мешок.
Попробуйте в ночь накануне Рождества поколядовать вместе с детьми. Конечно, заранее договоритесь об этом со своими знакомыми.
Колядки и рождественские песенки для детей:
***
Динь-динь-динь, звенят звоночки!
К вам пришли сыны и дочки!
Вы колядников встречайте,
Нас улыбкой привечайте!
***
Коляда, коляда!
На кануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.
Дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа.
Рожь ужиниста!
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврина,
Из полузерна — пирог.
Наделил бы вас господа
И житьем, и бытьем,
И богатством. . .
***
Коляда-коляда
Накануне Рождества
Хоть рубль, хоть пятак –
Не уйдем мы просто так!
***
Нынче Ангел к нам спустился
И пропел: «Христос родился!»
Мы пришли Христа прославить
И вас с праздником поздравить!
После колядок начиналась вечерняя трапеза. В это время заканчивался Рождественский пост. На стол традиционно готовилась кутья сочельницкая (блюдо из пшена и ячменя). Так же обязательным атрибутом рождественского стола были фигурки коров, овец и других животных из пшеничного теста. Фигурки дарили друг другу и украшали ими интерьер дома.
Счастливого вам Рождества!
Какие фильмы стоит посмотреть на Рождество,