Родился в семье композитора и музыкального критика Александра Николаевича Серова и пианистки Валентины Семеновны Серовой.
В 1871 году его отец скоропостижно умер, мать поехала для продолжения музыкального образования в Мюнхен в Германию.
Шестилетний Валентин был помещен в коммуну Н.Н. Друцкой-Николинской, подруги матери, на хутор Никольский Смоленской губернии. Там впервые проявились его способности к рисованию. После распада коммуны в 1872 году Валентина Серова привезли к матери в Мюнхен и в 1873 году он начал учиться рисованию у немецкого гравера Карла Кеппенинга.
В 1874 году Валентин Серов вместе с матерью переехал в Париж и начал заниматься у И.Е. Репина. Спустя год, Валентин вернулся в Россию и поселился в Абрамцеве летом, где написал натюрморт «Синяя ваза». С сентября десятилетний художник начал посещать гимназию Кара Мая в Санкт-Петербурге. В 1876 году Валентин Серов вместе с матерью поселился на хуторе Ахтырка в Харьковской губернии, принадлежавшем гражданскому мужу матери В.И.Немчинову. В 1877 году Серов начал учиться во втором классе киевской гимназии, параллельно посещая рисовальную школу Николая Мурашко, где был награжден малой серебряной медалью.
В 1878 году были возобновлены занятия с И.Е. Репиным. Валентин Серов перешел в третий класс первой московской прогимназии. В это время он жил в семье И.Е. Репина и усердно занимался, копируя портреты, учась передавать светотеневые эффекты и рисуя натюрморты.В 1879 году Валентин Серов был отчислен из гимназии за неуспеваемость. Летом он снова жил в Абрамцеве, сделал серию карандашных портретов, и осенью переехал в Санкт-Петербург, продолжив заниматься у И.Е. Репина.
В 1880 году стал вольнослушателем Императорской Академии Художеств, а 1882 году — студентом.
В 1884 году, живя в Абрамцеве, Валентин Серов написал портрет Л.А. Мамонтовой. В 1885 – 1886 году писал портреты и этюды, путешествовал по Германии и Голландии, где изучал европейскую живопись.
В 1887 путешествовал летом по Италии, осенью написал портрет В.С. Мамонтовой «Девочка с персиками» — являющийся одним из ключевых творческих достижений художника.
В 1889 году Валентин Серов женится на О.Ф. Трубниковой.
В 1890 году у Валентина Серова родилась дочь Ольга и, по предложению И.Е. Репина, он принял участие в выставке Товарищества передвижных художественных выставок. На конкурсе Московского общества любителей художеств получил первую премию за портрет А. Мазини.
В 1898 году принимал активное участие в создании художественного объединения «Мир искусства». После смерти П.М. Третьякова был избран членом Совета Третьяковской галереи, тогда же начал преподавать в Московской школе живописи, ваяния и зодчества.
В 1899 году вышел из состава Товарищества передвижных художественных выставок.
В 1900 году писал заказные портреты царской семьи и был награжден гран-при за портрет великого князя Павла Александровича на Всемирной выставке в Париже.
В 1907 году Валентин Серов поехал в Грецию и по мотивам этой поездки написал картину «Похищение Европы» в 1910 году и несколько вариантов картины «Одиссея и Навзикаи».
В 1910 году он написал знаменитый портрет танцовщицы Иды Рубинштейн, который был приобретен Русским музеем.
22 ноября 1911 года Валентин Серов скоропостижно скончался от приступа стенокардии и был похоронен на Донском кладбище в Москве. Позднее останки великого художника были перенесены на Новодевичье кладбище.
Краткая биография Серова
Направление в живописи
Особенности стиля и приемов работы художника
- Картины одного тона
- Сотни часов позирования
- Выбор холста, приемов, красок
Цены, рекорды продаж картин
Оценка, продажа и скупка картин Серова
- Нюансы оценки картины
- Сколько стоят картины
- Особенности продажи картины
Содержание
Проницательный портретист В.А. Серов
Серов Валентин Александрович родился в 1865 году в Санкт-Петербурге в семье композиторов Серовых и рано начал заниматься рисованием. Из-за частых переездов родителей мальчик много путешествовал и учился живописи у разных художников. Он обучался у мастеров в Германии, у И.Е. Репина в России и во Франции, постигал таинства живописи в Академии художеств Санкт-Петербурга, а также посещал художественный кружок в усадьбе Абрамцево.
Валентин Александрович Серов. Автопортрет. 1880-е гг.
Больше всего Серов любил работать над портретами. Для каждого портрета он самостоятельно подбирал интерьер и наилучшую позу, так что в картинах не было повторов. Рисованию именно портретов во многом способствовали постоянно растущие заказы на них, так, что художнику приходилось даже многим отказывать. Создание большого количества портретов привело к тому, что он стал настоящим мастером в этом направлении и даже получил заказы от титулованных особ. Так, за портрет князя Павла Александровича в 1900 году Серова наградили золотой медалью в Париже.
К числу самых известных картин Валентина Александровича относятся «Девочка с персиками», «Петр I», «Девушка, освещенная солнцем», «Портрет Иды Рубинштейн» и другие.
В.А. Серов. «Петр I». 1907 г.
Скончался художник в 1911 году в возрасте 46 лет от болезни и был похоронен на московском кладбище.
Направление в живописи Серова
Для первых работ портретиста Серова характерны все черты зарождающегося русского импрессионизма. Работая над своими знаменитыми картинами «Девушка, освещенная солнцем» и «Девочка с персиками», автор стремился максимально передать жизнь в ее чувственном проявлении. Он не спроста взял образы девушек, отражая их свежесть, юность и очарование мягкими тонами и плавными линиями. По его собственным словам, в этих работах он добивался особой свежести, которая всегда сохраняется в натуре, но не передается в картинах. Любопытно, что двенадцатилетняя Вера Мамонтова согласилась неделям позировать для картины «Девочка с персиками» только в обмен на ежедневное катание на лошадях с Валентином Александровичем.
В.А. Серов «Девочка с персиками». 1887 г.
В зрелые годы Серов перешел от импрессионизма к стилю модерн. От мягкости и чувственности в портретах он переходит к отражению острых психологических характеристик, начинает искать некую формулу социально-обусловленных черт человека. В это время рождаются портреты Максима Горького, Федора Шаляпина, Иды Рубинштейн и многих других.
В.А. Серов. «Портрет Иды Рубинштейн». 1910 г.
Особенности стиля и приемов работы художника
Картины одного тона
Так как творческая деятельность Серова началась рано (даже в Академию художеств он был зачислен в 16 лет), уже в 80-х годах девятнадцатого века молодой человек перешел от созерцания красоты и нежности к остроте передачи натуры. В эти годы его яркие разноцветные полотна сменились картинами одного тона. Чаще всего он выдерживал коричневую гамму тонов или черно-серую. А в сами портретах художник стал использовать широкий мазок. Переход к одному цвету помог ему добиться невероятной красоты цветового слоя картины. Он концентрировался на том, чтобы максимально разработать каждый оттенок и каждый полутон, получить наилучшее сочетание белых и темных тонов, благодаря чему добился исключительной выразительности того или иного цвета.
В.А. Серов. «Мика Морозов». 1901 г.
Сотни часов позирования
Серов был непреклонен к себе и своим моделям, когда дело доходило до позирования. Если другие старались закончить сеансы побыстрее, Серову приходилось позировать для одной картины до ста раз. У многих художников такие цифры не укладывались в голове. Однако Валентин Александрович не мог работать над портретом без позера или без того, чтобы подобрать идеальный интерьер и позу. Порой он много раз переделывал уже начатую работу в поисках лучшего решения.
Впрочем, число сеансов напрямую зависело от того, насколько хорошо художник знал модель. Если это был кто-то из его знакомых, кого он мог наблюдать в быту и чей характер был хорошо ему известен, работа над картиной могла занять всего несколько дней. Относительно быстро велась работа и в том случае, если обстановка была хорошо знакома самой модели. Тогда Серову хватало всего нескольких дней или недель, чтобы понаблюдать за моделью в привычной для нее среде. Например, на создание портрета княгини Юсуповой ушла неделя, младшего сына князя Юсупова он рисовал чуть более двух недель, а на главу семьи ушло более трех недель. В то же время для картины «Девушка, освещенная солнцем» художнику и модели пришлось работать в течение 90 сеансов.
Валентин Серов. «Девушка, освещенная солнцем». 1888 г.
Выбор холста, приемов, красок
Серов чаще всего работал на фабричном холсте, прогрунтованном специальным полугипсовым составом, реже — на негрунтованном плотном холсте. Некоторые работы выполнены на картоне, доске или листах железа.
Помимо масла Серов успешно работал гуашью, пастелью, акварельными красками и темперой. Приемами кладки красок он владел разными и применял их тогда, когда они наилучшим образом подходили для решения художественной задачи.
Что касается красок, то художник предпочитал материалы компаний Лефрена (Франция) и Мевеса (Германия), а также отечественные краски фабрик Васильевых и Досекина.
Цены, рекорды продаж картин Серова
Картины Валентина Серова несколько раз били рекорды на аукционах и даже становились причиной сенсаций. Одна из рекордных продаж датируется 2012 годом, когда на американском аукционе FAAM появилась картина «Портрет Оскара и Розы Грузенберг», которую считали утраченной. За полотно эксперты давали максимум 200 тысяч долларов, однако на торгах за нее отдали 4,1 миллиона долларов.
Валентин Серов. «Портрет Оскара и Розы Грузенберг». 1910 г.
Но настоящая сенсация произошла в конце 2014 года, когда на торги был выставлен портрет Марии Цетлиной. Сенсационным стало все: сам факт внезапного появления картины на аукционе, причина ее продажи и сумма, за которую ее приобрели.
Портрет Марии Самойловны Цетлиной. В.А. Серов. 1910 г.
Эта картина вместе с другими полотнами коллекции Цетлиных была передана Рамат-Гану (город в Израиле). Однако средств на содержание картин у городских властей не было, а часть полотен была утрачена, так что мэрия приняла решение продать одно из ценных полотен коллекции, чтобы восстановить музей. Именно с такой целью картина и была заявлена на аукцион Christie’s. Некоторые пророчили, что ее вообще не купят, однако полотно ушло за рекордные 14,5 миллионов долларов, превысив эстимейт почти в четыре раза.
Среди других работ, которые были проданы с аукционов в последние десятилетия, упомянем следующие. Портрет Прасковьи Мамонтовой от 1887 года был продан в 2012 году на лондонских торгах Sotheby’s за 1,9 млн долларов, «Женский портрет» (1892) ушел с этого же аукциона через год за 1,3 млн долларов. 505,6 тыс. долларов заплатили за картину «Тарас Бульба с сыновьями (1889) в 2008 году, а за «Охоту с борзыми» (1906) — 363 тыс. долларов в 2002 году.
Портрет Прасковьи Мамонтовой. В. Серов. 1889 г.
Оценка, продажа и скупка картин Серова
Нюансы оценки картины Серова
Картины известного портретиста подделывались неоднократно. Довольно скандальная история произошла на торгах Bukowskis в 2007 году, когда на продажу выставили поддельную картину «На площади», выдав ее за полотно Серова. В этой связи стоит перед каждой сделкой обязательно проводить профессиональную экспертизу картин Серова. Это позволит не только установить подлинность полотна, но и узнать о нем новую информацию. В частности, это могут быть используемые в работе художника приемы, место и время создания картины и многое другое.
Мы предлагаем вам оценить картину Серова в Центре научной экспертизы имени Бенуа, находящемся в Санкт-Петербурге. Сотрудники центра располагают лабораторией, позволяющей исследовать произведение искусства с помощью различных техник и оборудования.
Сколько стоят картины Серова
Наилучшим образом на этот вопрос ответит эксперт, так как ориентация на уже проданные на аукционах картины может быть лишь примерной. Он составит заключение о том, сколько стоит картина Серова, на основании сохранности ее материалов, известности или редкости картины, ее отличительных особенностей и других характеристик.
Особенности продажи картины Серова
Где продать картину Серова с наибольшей выгодой? Вы можете прибегнуть к нашей помощи и выставить полотно в галерее «Лермонтов». Так как нашу площадку регулярно посещают ценители картин, вы сможете найти здесь покупателя и договориться с ним о выгодной для вас цене.
Как продать картину Серова быстро? Если вам срочно нужны деньги, вы можете продать нам антиквариат на комиссионных условиях. В этом случае вы получите двадцать процентов от той суммы, которую назовет эксперт. Скупку картин Серова мы проводим на условиях, описанных в разделе «Прием на комиссию».
Связаться с нами можно по телефону, электронной почте и иным средствам связи, указанным в разделе «Контакты».