Крещение Христа — Андреа Верроккьо и Леонардо да Винчи. 1470-1475. Дерево, темпера, масло. 177х151
Будучи прежде всего скульптором, Андреа Верроккьо (1435/1436-1488) выполнял живописные заказы с перерывами, вследствие чего одну из своих картин — «Крещение Христа» — никак не мог закончить. Он попросил довершить начатое своего ученика Леонардо да Винчи (1452-1519), молодого, но уже достигшего к тому времени больших успехов, хотя и остававшегося в мастерской учителя. Центральные фигуры и ангел справа уже были написаны в типичной для Верроккьо манере — суховатой, линеарной, с изысканными силуэтами фигур.
Леонардо изобразил ангела, стоящего слева, но использовал не темперу, как учитель, а масляные краски, сохнущие дольше и позволяющие передать мягкую светотень, окутать образ легкой дымкой. Так родилась ставшая потом знаменитой леонардовская техника «сфумато». Художник написал и часть пейзажа позади ангелов, основой для которой послужил сделанный им рисунок с изображением долины реки Арно. Работа молодого живописца поразила Верроккьо и стала так популярна, что с этой группы ангелов выполняли копии.
Монастырь Неа Мони (по-гречески «новый монастырь») — один из самых живописно расположенных греческих монастырей. Знаменит уникальными мозаиками главного собора, композиция которых включает фигуру Богоматери, сюжеты двунадесятых праздников и Страстей Господних. Включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Монастырь был основан византийским императором Константином IX Мономахом и императрицами Зоей и Феодорой. Строительство завершилось уже после смерти Константина в 1055 году. Монастырь, подчиненный непосредственно патриарху Константинополя, благополучно пережил турецкое владычество и был сильно поврежден лишь однажды — во время хиосской резни (расправы турок над жителями острова Хиос за поддержку борцов за независимость Греции) в 1822 году. Тогда сгорели иконостас и библиотека.
Монастырский комплекс включает кафедральный собор (кафоликон), две малые церкви, трапезную, келейное здание для монахов, зал для приемов (триклиний) и подземную цистерну. Главный храм украшен мозаиками, которые по цвету изящно сочетаются с мраморной облицовкой стен. По стилю собор «Неа Мони» близок к другим выдающимся памятникам той же эпохи — постройкам монастырей «Осиос Лукас» и «Дафни» в Греции.
Д.Бондоне, «Крещение Христа», 1305 год, Фото: regnum.ru
Название | Крещение Христа |
Страна, художник | Италия, Джотто ди Бондоне |
Год | 1305 |
Жанр | христианское искусство, Возрождение |
Находится | Капелла Скровеньи, Падуя, Италия |
Материалы | фреска, темпера |
Фреску «Крещение Христа» написал итальянский художник Джотто ди Бондоне в 1305 году. Она относится к циклу сцен из жизни Иисуса Христа, украшающих стены капеллы дель Арена в Падуе.
Новый Иисус в спорной композиции
Автор разработал кардинально новый подход к изображению пространства, и большинство его работ отличаются правдоподобностью, тщательной проработкой каждой детали и невероятной продуманностью.
«Крещение Христа» полностью соответствует нормам канонической иконографии, но стилистические принципы художника в ней угадываются с трудом. Вода, в которую до пояса погружен Иисус выглядит совершенно оторванной от реальности, и законы оптики будто бы совершенно ее не касаются. Более того, окружая фигуру Христа, она не затапливает скалы. Многие считают это серьезным просчетом Джотто, который к таким мелочам всегда относился с вниманием.
Другие предполагают, что это лишь проявление неповторимой манеры художника, и водная гладь призвана разделять Христа и других персонажей. И несоответствие линии берега и уровня воды, и симметричные скалы по обеим сторонам — все это должно подвести зрителя к центру картины, главной мысли. Так, считают исследователи, выражается умение художника находить и выделять главное по смыслу в любой композиции.
Но в исполнении фрески сложно не заметить поразительную четкость линий, ясность контуров и множественные контрасты. Даже неподвижные объекты приобретают естественность и изящество. Так, светлые скалы противопоставляются темно-синему небесному своду, и небо контрастирует с водной гладью. Джотто выбирает яркие, насыщенные цвета и таким образом привлекает внимание зрителя, оживляет обычные иконографические детали.
Итак, в центре действия находится Иисус Христос, и, отдавая дань традициям, над его головой художник изображает парящего Бога-Отца в лучах света. Справа от Христа стоит Иоанн Креститель, и, чтобы уравновесить композицию, на левый берег Джотто помещает троих ангелов с полотенцами в руках.
Художник, не изменяя своей обычной манере, привносит в канонический сюжет нечто новое и свежее, даже необычное для тех времен. В Падуе его работы можно увидеть и по сей день.