КАПΠАДОКИЙЦЫ (великие каппадокийцы, «три светоча каппадокийской церкви») – имя трех великих отцов Церкви, младших современников Афанасия Александрийского, действовавших во 2-й пол. 4 в.: Василия Великого, его младшего брата Григория Нисского и его сподвижника и друга Григория Богослова (Назианзина), уроженцев Каппадокии, области в Малой Азии. Отцы каппадокийцы оказали громадное влияние как на внутрицерковное развитие, так и на положение Церкви в светской культуре. Они смогли выразить смысл православного догмата о триединстве Бога в понятиях греческой философии, что в свою очередь изменило ее язык. Разработанная в ходе полемики с интеллектуализирующим арианством (аномейством) сбалансированная терминологическая формула «одна сущность – три ипостаси» помогла преодолеть церковный раскол периода тринитарных споров и вошла в т.н. Никео-цареградский символ веры, принятый на II Вселенском соборе и получивший признание как единственное истинное исповедание веры. Одной из литературных заслуг каппадо-кийцев может считаться составление «Филокалии», антологии избранных мест из Оригена, выполненной Василием Великим и Григорием Назианзином. Кроме того, каппадокийцы дали мистическое объяснение монашества (Іригорий Нисский) и осуществили написание двух редакций (пространной и краткой) «Монашеских правил» (Василий Великий вместе с Григорием Богословом), устав которых способствовал оцерковлению монашеского движения, повлияв на становление киновитного монашества также и на Западе (Бенедикт Нурсийский).
А.В.Михайловский
Патристика
Патристическая философия включала в себя несколько разновидностей:
1. Относительно своих задач она делилась на апологетическую и систематическую. Эта двойственность происходила из того, что первые философские попытки христиан исходили из двояких потребностей, внешних и внутренних. С одной стороны, философия должна была защищать христианскую веру извне, и по отношению к врагам должна была демонстрировать свое соответствие усилиям разума — это должно было быть делом «защитников», или апологетов. С другой же, для внутреннего истолкования в общинах, необходимо было целостное и последовательное изложение взглядов, — и это было задачей систематиков. Апологеты, зависящие от идущих реально дискуссий и потребностей, в силу этого обстоятельства более фрагментарно разрабатывали христианские доктрины. Систематики же стремились целостно разработать христианский взгляд на мир, и они, собственно говоря, определили главные этапы развития христианской философии.
2. Относительно места становления патристическая философия делилась на философию Востока и Запада: на греческих Отцов Церкви (связанных с греческой средой и пишущих по-гречески) и латинских Отцов Церкви (пишущих на латыни). Главным центром на Востоке была Александрия со своей знаменитой школой Катехетов; кроме этой школы, философские центры существовали в Кесарии, Антиохии, Газе, но определенную роль еще играли Афины. На Западе столицей философии был, очевидно, Рим, однако и колонии, особенно африканские, дали выдающихся мыслителей.
Различие между двумя группами было не только географическим: на Востоке философия развивалась в среде, где преобладало традиционное увлечение спекулятивной философией и где взаимодействие с варварскими философскими системами было стимулом для работы, там также появились первые христианские философские системы. На Западе же, напротив, практичное и трезвое римское общество влияло на поддержание враждебных по отношению к философии настроений, в том числе и среди христиан. Запад долгое время давал лишь апологетов, но не выработал ни одной философской системы. С другой стороны, на Востоке, где философская культура иноверцев была более высокой, христианской мысли было трудно освободиться от ее влияний, поэтому греческая патристика имела высокий уровень, но была малосамостоятельной. Когда же на Западе появилась, наконец, система философии, то это была собственная система, которая полностью соответствовала духу христианства.
3. Хронологически патристика делилась на период подготовки до Никейского Собора в 325 г. и на период после собора; во второй период были установлены основополагающие догматы, за пределы которых церковная философия выйти не имела права.
Развитие христианских философских систем периода патристики шло к а) все большей самостоятельности относительно других философских систем и к б) все большему соответствию вере. На своем пути оно прошло четыре основные фазы:1) философскую систему гностиков во II в., которая имела внехристианское происхождение (восточное, а не греческое) и была только внешне приспособлена к христианскому учению; 2) философские системы александрийских Отцов Церкви, главным образом Оригена, в III в., которые были созданы христианскими мыслителями уже самостоятельно, но еще тяготели к греческим философским системам; 3) философские системы каппадокийских Отцов Церкви, особенно Григория из Ниссы, в IV в., уже после Никея, которая опиралась на предшествующую философскую систему Оригена, но была уже согласована с церковной традицией; 4) философскую систему Августина на границе IV и V вв., которая, в противоположность трем предыдущим, будучи продуктом Запада, была самой самостоятельной и наиболее соответствующей вере.
Апологеты не создали отдельных философских систем, но они их подготовили своим трудом. Апологеты Востока подготовили александрийскую и каппадокийскую философские системы, а апологеты Запада, из которых наиболее оригинальным умом обладал Тертуллиан, представляли тот этап развития христианской мысли, который предварил появление Августина.
Следующая глава >>
Содержание
- 1. Восход теизма (патристика)
- 50. Теоцентризм средневековой философии. Патристика и схоластика
- § 18. Восход теизма (Патристика)
- Патристика
- 6.1. Христианство против язычества (патристика)
- Патристика. Христианство против язычества
- Христианство против язычества. Патристика
- Василий Великий
- Значение Каппадокийцев
- Проблематика соотношения веры и разума
- Главная теологическая заслуга отцов-каппадакийцев
1. Восход теизма (патристика)
1. Восход теизма (патристика) Эпоха, пришедшая на смену Древнему миру, получила название средневековья. Она охватывает период приблизительно с V по XV вв. В идейном смысле это время было периодом безраздельного господства в Европе христианской религии, которая
50. Теоцентризм средневековой философии. Патристика и схоластика
50. Теоцентризм средневековой философии. Патристика и схоластика Специфической чертой Средневековья был теоцентризм – идея, согласно которой реальностью, определяющей все сущее, является Бог, а не природа. В основе лежат два тесно переплетающихся друг с другом принципа
§ 18. Восход теизма (Патристика)
§ 18. Восход теизма (Патристика) Эпоха, пришедшая на смену Древнему миру, получила название средневековья (V–XV вв.). Во времена средневековья господствующей религией являлось христианство, сформировавшееся в начале нашей эры в римской провинции Иудее. Оно быстро
Патристика
Патристика Патристическая философия включала в себя несколько разновидностей:1. Относительно своих задач она делилась на апологетическую и систематическую. Эта двойственность происходила из того, что первые философские попытки христиан исходили из двояких
6.1. Христианство против язычества (патристика)
6.1. Христианство против язычества (патристика) На смену Древнему миру пришла эпоха Средних веков. Она охватывает период приблизительно с V по XV в. Это время было периодом безраздельного господства на Западе христианской религии, которая сформировалась в начале нашей эры
Патристика Патристическая философия включала в себя несколько разновидностей:1. Относительно своих задач она делилась на апологетическую и систематическую. Эта двойственность происходила из того, что первые философские попытки христиан исходили из двояких
Патристика. Христианство против язычества
Патристика. Христианство против язычества На смену Древнему миру пришла эпоха Средних веков. Она охватывает период приблизительно с V по XV в. Это время было периодом безраздельного господства на Западе христианской религии, которая сформировалась в начале нашей эры в
Христианство против язычества. Патристика
Христианство против язычества. Патристика На смену Древнему миру пришла эпоха Средних веков. Она охватывает период приблизительно с V по XV в. Это время было периодом безраздельного господства на Западе христианской религии, которая сформировалась в начале нашей эры в
|
18 марта 2014 г. в Российской Государственной Библиотеке состоялась международная конференция «Святые Каппадокии и христианские святыни в Турции». На конференции принял участие проректор Николо-Угрешской духовной семинарии диакон Валерий Духанин, выступивший с докладом о вкладе в богословие великих отцов-каппадокийцев. |
Богословская заслуга святых отцов-каппадокийцев
Великие отцы-каппадокийцы – это знаменитейшие отцы Церкви второй половины IV в., совершившие окончательное богословское осмысление догмата Святой Троицы. Это святители Василий Великий (ок. 330 – 379), Григорий Богослов (329 – 389) и Григорий Нисский (ок. 335 – после 394). Иногда к ним причисляется святой Амфилохий Иконийский и некоторые другие последователи и единомышленники.
Надо вспомнить, что Каппадокия являлась местом жительства землевладельческих фамилий, которые полагали честь своего звания и своих родов в том, чтобы дать детям как можно более высокое образование. Великие каппадокийцы (в частности, святые Василий Великий и Григорий Богослов) получили лучшее образование своего времени, включая высшую школу той эпохи – Афинскую академию. Тем самым отцы-каппадокийцы на собственном примере показали, что внешняя, мирская ученость нужна христианину и востребована в Церкви. Как пояснял святой Василий Великий, христианин должен уподобиться пчеле, которая собирает с цветов полезный нектар, а ненужное оставляет, так христиане должны ради образования пользоваться сочинениями внешних, нехристианских авторов, выбирая оттуда крупицы мудрости (Беседа 22 К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями). Это высокое образование и выдающиеся способности были поставлены отцами-каппадокийцами на служение Православной Церкви.
Главная их богословская заслуга – установление окончательной троичной терминологии. Вспомним, что IV век в истории Церкви представлял собой эпоху тринитарных споров. На I Вселенском соборе в 325 г. в Никее была осуждена ересь Ария, отвергавшего Божественное равенство Лиц Святой Троицы. На этом соборе приняли Символ веры, в который включили термин «единосущный» (όμοούσιος), означающий, что Сын Божий единосущен Богу Отцу. Однако точного разъяснения этого термина дано не было, и вскоре после Собора разгорелись горячие догматические споры, сотрясавшие Церковь более полувека.
По существу конечной целью всех тринитарных споров IV века было осмысление термина «единосущный», решение задачи, как в Боге Троице объясняется единство Трех Божественных Лиц. Эта задача была блестяще разрешена великими каппадокийцами. Они создали такую троичную терминологию, которая позволила выйти из лабиринта вероопределений, в которых бесконечно путались богословы IV века.
Прежде всего, каппадокийцы разграничили понятия «сущность» (οὐσία) и «ипостась» (ὑπόστασις), которые до этого четко не различались. Каппадокийцы (первым святой Василий Великий), отталкиваясь от аристотелевской терминологии, стали различать сущность и ипостась как общее и частное. Например, если обратиться к земным аналогиям, слово «человек» является общим и приложимо к любому представителю человеческого рода. То есть, человечество состоит из индивидуумов, которые хотя и носят разные имена, но обладают общими чертами, и потому о каждом из них мы говорим: «человек». Это общее и есть сущность или существо. Вместе с тем, каждый из представителей человеческого рода непохож на другого, обладает отличительными и особенными свойствами. И потому к отдельным, конкретным людям прилагается не просто название «человек», но различающиеся имена: Павел, Тимофей, Силуан. Вот эти отличительные свойства и обозначают собой ипостаси. Переходя от этой земной аналогии к Богу Троице, каппадокийцы обозначали сущностью то, что является общим для трех Лиц Божества, а под ипостасью то, что представляет индивидуальные особенности каждого Божественного Лица.
В частности, общим для Отца, Сына и Святого Духа является то, что Они не созданы, непостижимы, всемогущи, благи. Однако каждое Лицо имеет Свои отличительные, индивидуальные особенности. Бог Отец безначален, не имеет в Ком-либо причины Своего бытия, Сын предвечно рождается от Отца, Дух Святой исходит от Отца. Единосущие же Троицы означает, что каждой Божественной Ипостаси принадлежат те свойства, которые мыслятся в понятии Бог и которыми обладают и Отец, и Сын, и Дух Святой.
Далее, великие каппадокийцы (святые Григорий Богослов и Григорий Нисский) отождествили понятия «ипостась» (ὑπόστασις) и «лицо» (πρόσωπον), наполняя их новым смыслом. Напомним, что слово «ипостась» означало конкретное, индивидуальное, самобытное существование, допустим, такой-то конкретный человек. А вот понятие «лицо» (πρόσωπον) до каппадокийцев было описательным, а не онтологическим, им могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек. Ни то, ни другое философское понятие не подходило в чистом виде для троического богословия. Например, в тварном мире ипостаси дробят природу: Павел, Тимофей, Силуан – это не только разные, но и отдельные, обособленные друг от друга индивидуумы. О трех людях мы можем сказать: три разных человека. Но такого нельзя сказать о Боге Троице, ибо Троица – это не три Бога, а один Бог. Но и термин «лицо» в смысле роли, личины не подходил, ибо так учили модалисты, осужденные Церковью, они считали, что Бог проявляет Себя то в роли Отца, то в роли Сына, то в роли Святого Духа, как будто это всего лишь три модуса или формы проявления одного Божественного Лица. Каппадокийцы сглаживают крайности того и другого, они объединяют термины «ипостась» и «лицо», наполняют их новым смыслом, показывая, что в Боге Троице Отец, Сын и Святой Дух – это три самостоятельных Божественных Лица, обладающих всеми Божественными совершенствами, но это не три отдельные существа, Они имеют единое и нераздельное Божеское естество, единую Божественную сущность.
Богословский вклад отцов-каппадокийцев иногда называют «каппадокийским синтезом», потому что они интерпретировали ценности античной философии и культуры в свете христианского откровения. Их разработки легли в основу II Вселенского собора, внесшего некоторые коррективы в Символ веры. На этом соборе в 381 году в Константинополе спор о Святой Троице был окончательно разрешен, и православный Никео-Цареградский Символ веры был признан единственно истинным и законным исповеданием веры в том истолковании, которое ему дали отцы-каппадокийцы. Это исповедание остается общепринятым по сей день во всех основных христианских конфессиях.
Еще одна богословская заслуга: великие каппадокийцы были первыми, кто открыто провозгласил авторитет Священного Предания и объявил его источником веры наравне со Священным Писанием. «Из догматов и проповедей, хранимых Церковью, – писал святой Василий Великий, – одни имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского предания, приняли мы в тайне. Но те и другие имеют одинаковую силу для благочестия» (послание «О Святом Духе к св. Амфилохию»). К Священному Преданию святой Василий в частности относил: крестное знамение, обращение в молитве на восток, евхаристические молитвы, обряды таинства Крещения.
Среди заслуг великих каппадокийцев обычно также указывают установление на востоке отдельного праздника Рождества Христова, который до того совмещался с Крещением Господним и назывался Богоявлением, а как отдельное литургическое празднование в пределах восточно-христианского мира впервые стал известен в Каппадокии. Святому Василию Великому принадлежит первое «Слово на Рождество Христово». Предполагается, что святитель Василий ввел этот праздник в 370-е гг., а его друг святитель Григорий Богослов перенес его в Константинополь, откуда он распространился как пример литургического празднования столичной Церкви.
И еще, заслугой каппадокийцев является упорядочение монашеской жизни, введение общежительного монастырского устава, принятого по сей день в Православной Церкви. Святой Василий Великий совместно с Григорием Богословом написал «Монашеские правила» в двух редакциях (пространной и краткой), а святой Григорий Нисский дал мистическое объяснение монашества. До этого времени, монахи, живя в пустыне, иной раз составляли общество, существующее несколько обособленно от Церкви и ее задач: подолгу не причащались, презирали богословские науки и не подчинялись церковной иерархии. Святой Василий Великий выработкой правил и устава смог включить монашеское течение в общее русло церковной жизни. Монахам предписывалось создавать небольшие общины, жить совместно, подчиняясь указаниям высших иерархов. Предпочтение давалось тем монахам, которые помогали бедным и больным, общались с паствой. Святой Василий считал, что такой образ жизни поможет монахам избавиться от лености, нарушающей внутреннюю уравновешенность. Брат же его святой Григорий Нисский дал мистическое объяснение монашества, сущность которого сводилась к тому, что без Церкви и ее спасительных таинств невозможен и сам идеал монашества.
При всем единодушии, великие каппадокийцы несомненно отличались друг от друга. Святой Василий был прежде всего человеком действия, прекрасным организатором церковной жизни, Григорий Богослов – это созерцатель и выдающийся оратор, а Григорий Нисский – мыслитель, философ. Их особенности отразились в их служении Церкви. Так, святой Григорий Богослов раскрыл учение о Боге Троице с наибольшей ясностью и дал ему совершеннейшее выражение в человеческом слове, святой Василий Великий мудро проводил православное исповедание в жизнь, а святой Григорий Нисский дал учению о Троице научно-философское обоснование.
Завершая краткое выступление, еще раз отметим, что установленное великими отцами-каппадокийцами понимание церковного учения о Святой Троице, созданные ими богословские формулы стали на все последующие века драгоценным достоянием православной догматики.
Диакон Валерий Духанин
Библиография: Источники и литература
Василий Великий, свт. Творения в пяти томах. М., 1993.
Григорий Богослов, свт. Творения в двух томах. М., 2007.
Алымов В. Лекции по исторической литургике. СПб., 1995.
Давыденков Олег, иер. Катихизис. М., 2000.
Давыденков Олег, иер. Догматическое богословие. Курс Лекций. М.: Свято-Тихоновский Богосл. Ин-т, 1997.
Карташев А. В. Вселенские соборы. М., 1994.
Киприан (Керн), архим. Золотой век святоотеческой письменности. М., 1995.
Лосский В. Н. Догматическое богословие. М., 1991.
Мейендорф Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие. Нью-Йорк, 1985.
Поснов М. Э. История христианской церкви. Киев, 2007.
Первые попытки систематизации в области теологии были сделаны в патристике.
Одна из главных черт патристики – усвоение неоплатонизма.
В основе теологии лежит Ветхий и Новый Завет, а также сочинения предшественников.
Представителей патристики называли «отцами церкви».
- Они формировали теолого-догматический стандарт.
- Отцы церкви пользовались огромным авторитетом.
Замечание 1
Каппадокийцы – классика греческой патристики. Своё название они получили по месту, в котором было основано их общество – Каппадокия, Северо-Восток Малой Азии (вторая половина $4$ века).
Представители каппадокийской традиции:
- Василий Великий (Глава Каппадокийцев) (ок. $330 – 379$)
- Григорий Назианзин ($329 – 389$)
- Григорий Нисский (ок. $335$ – после $394$)
Василий Великий
Василий Великий, во время путешествий по Египту и Сирии, ознакомился с местным монашеством, и, вернувшись, основал свою общину, в которой вместе со своими единомышленниками изучал труды Оригена и теологию в целом. После он был избран епископом Кесарии.
Теологическая позиция Василия Великого изложена в его трудах: «О святом духе», «Шестоднев».
Важнейшей задачей теологии он видел в строгом оформлении учения о единосущной трипостасной Троице, в которой Святой Дух должен занят равное место.
Бог не поддаётся какому-либо познанию, о нём можно судить исходя из его творения.
В «Шестодневе» Василий Великий описывает устроение мира в течение шести дней. По этому труду можно судить о высокой эрудиции главы каппадокийцев, так как он прибегает к самым различным учениям предшественников: Платона, Аристотеля.
Григорий Назианзин представлял собой образец истинного христианского платоника, который упрочнил положение платонизма в христианской традиции.
Григорий Нисский получил свою известность благодаря заседанию Второго Вселенского собора, на котором он получил статус значительного теологического авторитета. По своей методичности он был ближе всех к трудам Оригена.
Значение Каппадокийцев
Переосмысление и дополнение традиции Оригена. Это важнейший этап формирования христианской догматики.
Каппадокийцы ставили целью извлечение философии из Священного Писания как свода канонических положений. Григорий Назианзин говорил, что отец пассивно воспринимает слово Божие для его последующей передачи. Теолог, в свою очередь, не мог быть просто транслятором, он был интерпретатором. Представители патристики пытались показать, что Священное Писание содержит в себе больше истины, чем кажется.
Замечание 2
Подлинная мудрость заключается в простоте, а всякая попытка навязать свой ум есть проявление гордыни.
В связи с последним положением возникали трудности в толковании.
Василий Великий ратовал за буквальное толкование Писания. Григорий Назианзин и Григорий Нисский предпочитали аллегорический метод.
Проблематика соотношения веры и разума
Главной проблемой являлось соотношение веры и разума.
Разум ограничен, особенно по отношению к вере. Сферой его применения является толкование Священного Писания. Разум должен всегда опираться на веру.
Григорий Нисский занимался символическим толкованием.
Чувственный мир – это мир феноменов и иллюзий, преодолев которые человек может погрузиться в подлинное бытие. Мир феноменов – это мир, сотворенный божественной энергией, которая познаваема, однако ее познание не дает познание Бога. Энергия есть бытие в действии. Мир подобен своему творцу – все в мире есть единство сущности, потенции и энергии. Человек – посредник между миром чувств и миром умопостигаемым.
Христианская аскеза отличалась от философской. В ее основе лежит идея воспитания и подавления своего Я.
Философская же заключается в противопоставлении духовного и материального.
Замечание 3
Христианство признает очищение плоти, а философская – очищение от плоти. Таким образом, основой восточной патристики является неоплатонизм.
Главная теологическая заслуга отцов-каппадакийцев
- Формирование и утверждение конечной троичной терминологии.
- Окончательное осмысление термина «единосущный» — разъяснение трёх лиц в одном Боге
- Разграничение понятий «сущность» и «ипостась» как общее и частное.
- Иногда теологический вклад каппадакийцев именуют каппадокийским синтезом, так как они объединили античные традиции в свете христианского откровения. Их труды легли в фундамент Второго Вселенского собора, на котором корректировался вопрос о Символе Веры.
В $381$ году, в Константинополе был решён спор о Святой Троице. Это решение получило статус истинности и законности в том моменте, в котором его предложили отцы-каппадокийцы.