Бог создавал мир вне времени, смена дня и ночи, времен года позволяет людям приводить в порядок свое время. Для этого человечество изобрело календарь, систему исчисления дней в году. Основной причиной перехода на другой календарь стали разногласия насчет празднования важнейшего дня для христиан — Пасхи.
Содержание
Юлианский календарь
Когда-то, еще во времена правления Юлия Цезаря, в 45 году до н.э. появился Юлианский календарь. Сам календарь был назван в честь правителя. Именно астрономы Юлия Цезаря создали систему летосчисления, ориентированную на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому Юлианский календарь был «солнечным» календарем.
Эта система была наиболее точной для тех времен, каждый год, не считая високосного, содержал 365 дней. Кроме того, Юлианский календарь не противоречил астрономическим открытиям тех лет. Полторы тысячи лет никто не мог предложить этой системе достойной аналогии.
Григорианский календарь
Однако в конце XVI века Папа Григорий XIII предложил другую систему летосчисления. В чем заключалось отличие Юлианского и Григорианского календаря, если разницы в количестве дней по ним не наблюдалось? Високосным годом теперь уже не считался каждый четвертый год по умолчанию, как в Юлианском календаре. Согласно Григорианскому календарю, если год заканчивался на 00, но при этом не делился на 4, високосным он не был. Так 2000 был високосным, а 2100 високосным уже не будет.
Папа Григорий XIII основывался на том, что Пасха должна праздноваться только в воскресенье, а по Юлианскому календарю Пасха каждый раз выпадала на разные дни недели. 24 февраля 1582 года мир узнал о Григорианском календаре.
Фото: http://hram-troicy.prihod.ru
За реформу выступали также папы Сикст IV, Климент VII. Работу над календарем, в числе прочих, вел орден иезуитов.
Юлианский и Григорианский календари — какой популярнее?
Юлианский и Григорианский календари продолжили существовать вместе, но в большинстве стран мира используют именно Григорианский календарь, а Юлианский остается для расчета христианских праздников.
Россия приняла реформу в числе последних. В 1917 году, сразу после Октябрьского переворота «мракобесный» календарь заменили на «прогрессивный». В 1923 году Русскую Православную Церковь пытались перевести на «новый стиль», но даже при давлении на Святейшего Патриарха Тихона, от Церкви последовал категорический отказ. Православные христиане, руководствуясь наставлениями апостолов, рассчитывают праздники по Юлианскому календарю. Католики и протестанты считают праздники по Григорианскому календарю.
Вопрос о календарях — это также богословская проблема. Несмотря на то, что Папа Григорий XIII считал основном вопросом астрономический, а не религиозный аспект, позднее появились рассуждения о правильности того или иного календаря по отношению к Библии. В православии считается, что Григорианский календарь нарушает последовательность событий в Библии и приводит к каноническим нарушениям: Апостольские правила не допускают празднование святой Пасхи ранее Пасхи иудейской. Переход на новый календарь означал бы разрушение пасхалии. Ученый-астроном профессор Е.А. Предтеченский в своей работе «Церковное время: счисление и критический обзор существующих правил определения Пасхи» отмечал: «Этот коллективный труд (Прим.ред. — пасхалия), по всей вероятности многих неизвестных авторов, выполнен так, что до сих пор остаётся непревзойденным. Позднейшая римская пасхалия, принятая теперь западной церковью, является, по сравнению с александрийской, до такой степени тяжеловесною и неуклюжею, что напоминает лубочную картинку рядом с художественным изображением того же предмета. При всём том эта страшно сложная и неуклюжая машина не достигает ещё и предположенной цели». Кроме того, схождение Благодатного огня у Гроба Господня совершается в Великую Субботу по юлианскому календарю.
4 января 2020 года — суббота, четвертый день 2020 года по григорианскому календарю. 4 января соответствует 22 декабря юлианского календаря (по старому стилю).
Православные праздники 4 января 2020 года.
4 января 2020 года в православной церкви: Седмица 29-я по Пятидесятнице, Рождественский пост, постный день.
Установлены следующие памятные даты:
День памяти великомученицы Анастасии Узорешительницы;
День памяти мученика Хрисогона, мученицы Феодотии, мучеников Евода, Евтихиана и иных;
День памяти преподобного Никифора Прокаженного, монаха;
День памяти священномучеников Димитрия Киранова и Феодора Поройкова, пресвитеров.
Народные праздники 4 января 2020 года.
Настасьин день
Народный праздник «Настасьин день» отмечается 4 января (по старому стилю – 22 декабря). В этот день Православная церковь чтит память святой Анастасии, которую в народе прозвали Узорешительницей. Другие названия праздника: «Анастасия», «Анастасия Узорешительница», «Анастасия постница», «Федотья».
Анастасия жила в Риме в 3 веке во времена гонений на христиан при императоре Диоклетиане. Свое прозвище святая получила за то, что всеми силами старалась облегчить жизнь узникам, которые попали в заключение из-за своей веры. Позже Анастасии стали молиться женщины о разрешении от других «уз» — от бремени.
У восточных славян святая считалась покровительницей беременных, поэтому ей молились во время родов. Именно с этим связывалось ещё одно толкование прозвища Анастасии. Беременность женщины понималась как тяжесть («тяжёлая баба»), ноша (беремя — ноша, вязанка), а рождение ребёнка как освобождение его из материнского чрева-узилища. Символике узла придавалось большое значение: считалось, что беременная не должна была сматывать верёвки, завязывать узлы, сучить нити, а в одежде рожающей женщины не должно быть узлов.
В Настасьин день на Руси беременные женщины вышивали полотенца, которые должны были служить оберегом при родах. Учились вышивать и девушки, а их матери доставали из сундуков родовые полотенца с вышитыми знаками, символизировавшими плодородие. Вышивальщиц называли узорницами, а вышивку — узорочьем, что также пересекалось с прозвищем святой Анастасии.
Также в этот день было принято варить постную кашу. Ею кормили беременных, чтобы оградить их от возможных болезней. А еще вся семья славила свой род и своих предков. Особые почести доставались матерям.
Традиционно 4 января запрещалось бить животных, в противном случае человека могут настигнуть болезни и возникнут проблемы с ногами. В Настасьин день нельзя было прокалывать уши, иначе они долго не заживали. Запрещалось ходить босиком и вязать, так как это могло привести к аресту кого-либо из родственников.
Ко дню Анастасии крестьяне на Руси старались завершить все основные работы по дому. В это время начиналась заготовка сырья для рождественского стола. На Анастасию кололи свинью, то есть проводили свежину. В старину говаривали: «Рождество без колбас, что Пасха без крашенок».
Болгары в Родопах и Страндже почитали святую как «Нашташу», «Чёрную святую» или «Бабу чёрную». День был связан с представлениями о смерти. Женщины не выполняли никакой работы, чтобы не «почернел» дом, то есть чтобы никто в семье не умер.
В ночь с 13 на 14 января отмечается Старый Новый год — неофициальный, но любимый в народе праздник, который получил свое название из-за перехода на так называемый «новый стиль».
История праздника
Традиция отмечать Старый Новый год связана с расхождением двух календарей: юлианского — календаря «старого стиля» и григорианского — календаря «нового стиля». Это расхождение в XX-XXI веках составляет 13 дней, поэтому Новый год по старому стилю отмечается в ночь с 13 на 14 января.
Большинство стран Западной Европы перешли на григорианское летоисчисление в XVI-XVIII веках.
В России новый календарь был принят в 1918 году. Декретом Совета народных комиссаров от 24 января 1918 года «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени» было установлено считать первым днем после 31 января 14 февраля.
При переходе на новое летоисчисление изменилась дата начала Нового года. 1 января по новому стилю приходится на 19 декабря по юлианскому календарю, а 14 января по новому стилю является 1 января по юлианскому календарю.
Однако в церковной жизни никаких изменений не произошло. Постановлением Всероссийского Поместного Собора (1917-1918) Русская православная церковь не перешла в своем обиходе на григорианский календарь.
Современный Новый год выпадает на Рождественский пост, предваряющий праздник Рождества Христова 7 января (25 декабря по старому стилю), после которого через шесть дней наступает Новый год, который приходится по григорианскому календарю на 14 января и поэтому получил название Старого Нового года.
Традиции
14 января (1 января по старому стилю) христианская церковь также чтит память святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. В старину этот день носил название Васильева дня и имел решающее значение для всего года. Вечер накануне (13 января) назывался Васильевым вечером.
В старину существовало убеждение в том, что если проводить старый год и встретить новый как можно веселее, то он пройдет счастливо. В Новый год не давали денег в долг, чтобы в течение года в них не было недостатка; получить же деньги в этот день считалось очень удачным, так как это предвещало прибыль в новом году. Утром в день Нового года примечали: если первой в дом войдет женщина, это, по традиционным представлениям, принесет несчастье; а если первым гостем будет мужчина, то — к добру.
В Васильев вечер на новогоднюю трапезу ели все самое лучшее и вкусное, что было в доме: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пили пиво, вино и другие хмельные напитки. Обязательными для новогоднего стола были кутья (как в сочельники), кесаретский поросенок или какие-либо блюда из свинины.
Традиция встречать Старый Новый год сохранилась не только в России, но и в ряде стран бывшего СССР и некоторых европейских странах.
Отмечают Старый Новый год в Сербии и Черногории. В этих странах праздник еще называют Малым Рождеством. Иногда в этот день вносят в дом «бадняк» — одно из двух поленьев, которые заготавливают в сочельник для Рождества и Малого Рождества. Готовят на Старый Новый Год василицы: круглые пироги из кукурузного теста с каймаком — сливками, створоженными, как сыр, или же другое блюдо из кукурузного теста — попареницу.
В немецкоязычных регионах Швейцарии 13 января отмечают старый День святого Сильвестра, наряжаются в маскарадные костюмы и поздравляют друг друга с Новым годом. В Македонии в Новый год по старому календарю устраивают карнавалы.
Аналог праздника есть в Уэльсе: маленькая община фермеров-валлийцев с центром в деревушке под названием Долина Гуэйн справляет наступление Нового года по юлианскому календарю. «Хен Галан» встречают по традициям предков песнями, колядками и местным домашним пивом. Для местных жителей «Хен Галан» — праздник добрососедства и «открытых дверей».
Старый Новый год отмечают в южном Тунисе и Алжире берберы — коренное население Северной Африки. Праздник у них носит название Yennayer. Его отмечают праздничным ужином, который обязательно должен включать блюда из мяса, особенно куриного. Также подают сухофрукты и сладости.
Что нельзя делать в Старый Новый год?
У каждого праздника есть и свои табу, то, чего ни в коем случае нельзя делать в этот день. Старый Новый год не исключение. 13 и 14 января строго запрещено:
— не рекомендуется давать в этот день в долг;
— нельзя ни на кого обижаться и вспоминать обиды;
— следует избегать в Старый Новый год мелких денег и лучше отложить решение финансовых проблем;
— а еще не произносите в этот день слово «тринадцать», не считайте до тринадцати и не выносите из дома мусор.
Приметы
Оттепель пришла — жди холодное лето и бедный урожай.
Снегопад начнется — июль дождливый будет.
Сухо и холодно — грибов не видать.
Ясная морозная погода в Васильев день — к обильному урожаю ягод и хлеба.
Сильный ветер — сухое и жаркое лето.
Александр Кислицкий (Фонд Материнство)
Дата последнего редактирования статьи: 23 декабря 2007 г.
Григорианский календарь был введён папой Григорием XIII 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: следующим днём после четверга, 4 октября стала пятница, 15 октября (дней с 5 по 14 октября 1582 в григорианском календаре нет).
Поводом к принятию нового календаря стало смещение дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи. До Григория проект пытались осуществить папы Павел III и Пий IV, но успеха они не достигли. Подготовку реформы по указанию Григория осуществляли астрономы Христофор Клавиус и Луиджи Лилио (он же Алоизий Лилий). Результаты их труда были зафиксированы в папской булле, названной по первой строке Inter gravissimas («Среди важнейших»).
Во-первых, новый календарь сразу сдвигал на 10 текущее (на момент принятия) число из-за накопившихся ошибок. Во-вторых, в нём стало действовать новое, более точное правило о високосном годе: год високосен (то есть содержит 366 дней), если:
а) его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100 или
б) его номер делится без остатка на 400.
Таким образом, с течением времени юлианский и григорианский календари расходятся всё больше и больше (на 1 сутки в столетие, если предыдущее столетие не делилось на 4). Григорианский календарь намного точнее отражает истинное положение вещей (то есть даёт гораздо лучшее приближение к тропическому году), чем юлианский.
В 1583 г. Григорий XIII направил Константинопольскому Патриарху Иеремии II посольство с предложением перейти на новый календарь. В конце 1583 года на соборе в Константинополе предложение было отвергнуто, как не соответствующие каноническим правилам празднования Пасхи.
В России григорианский календарь введён в 1918 году декретом Совнаркома, согласно которому после 31 января 1918 г. следовало 14 февраля 1918 г.
С 1923 г. большинство поместных православных церквей, за исключением Русской, Иерусалимской, Сербской и Афона, приняло похожий на григорианский новоюлианский календарь (оба календаря совпадают до 2800 года). Он также был формально введён патриархом Тихоном для употребления в Русской православной церкви 15 октября 1923 г. Однако это нововведение, хотя было принято практически всеми московскими приходами, в общем вызвало несогласие в церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 г. патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Т. о., новый стиль действовал в РПЦ только 24 дня.
В 1948 г. на Московском Совещании Православных Церквей постановлено, что Пасха должна рассчитываться по Александрийской Пасхалии (юлианскому календарю) и все переходящие праздники, а непереходящие по тому календарю на котором живет Поместная Церковь. Только Финляндская Православная Церковь празднует Пасху по григорианскому календарю.
Даты перехода стран на григорианский календарь 1582 — Италия, Испания, Португалия, Польша, Франция, Лотарингия, Голландия, Люксембург, Великое княжество Литовское. 1583 — Австрия (часть), Бавария, Тироль. 1584 — Австрия (часть), Швейцария, Силезия, Вестфалия. 1587 — Венгрия. 1610 — Пруссия. 1700 — протестантские немецкие государства, Дания (включая Норвегию). 1752 — Великобритания и колонии. 1753 — Швеция (включая Финляндию). 1873 — Япония. 1911 — Китай. 1912 — Албания. 1916 — Болгария. 1918 — Советская Россия. 1919 — Сербия, Румыния. 1924 — Греция. 1927 — Турция. 1928 — Египет.
О юлианском календаре
Александр Кислицкий (Фонд Материнство)
Дата последнего редактирования статьи: 23 декабря 2007 г.
Юлианский календарь был разработан группой александрийских астрономов во главе с Созигеном и введён Юлием Цезарем в 45 г. до н. э.
Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день со 153 г. до н. э. вновь избранные консулы вступали в должность. В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день — 29 февраля (ранее аналогичная система была принята в зодиакальном календаре по Дионисию). Таким образом, юлианский год имеет продолжительность в среднем 365,25 дней, что отличается на 11 минут от тропического года.
В настоящее время юлианский календарь используют лишь некоторые поместные православные церкви: Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская.
Кроме того, его придерживаются некоторые монастыри и приходы в США, монастыри Афона и греческие старостильники, не принявшие перехода на новоюлианский календарь в Греческой православной церкви в 1923; а также ряд монофизитских церквей, в том числе в Эфиопии.
Однако все принявшие новый календарь православные церкви, кроме Финляндской церкви, по-прежнему исчисляют день празднования Пасхи и праздники, даты которых зависят от даты Пасхи, по Александрийской пасхалии и юлианскому календарю.
В связи с постоянно изменяющейся разницей между юлианским и григорианским календарями православная церковь начиная с 2101 года будет праздновать Рождество 8 января, в то время как церкви использующие григорианский календарь будут продолжать встречать этот праздник 25 декабря.
О еврейском календаре
Александр Кислицкий (Фонд Материнство)
Дата последнего редактирования статьи: 21 сентября 2007 г.
Еврейский календарь идеально подходит именно женщинам. Всем женщинам, независимо от их религиозной принадлежности. И вот почему.
Зная дату по еврейскому календарю можно знать фазу Луны. Например 1-е число это всегда новолуние, а 15-е число это всегда полнолуние. У григорианского календаря такой закономерности нет.
Продолжительность женского репродуктивного и менструального циклов связана с Луной. Продолжительность беременности тоже связана с Луной. Иными словами, Луна является задающим генератором для биологических циклов любой женщины, а также для этапов внутриутробного созревания ребёнка. И именно еврейский календарь точно отражает изменение лунных фаз.
Приведу отрывки посвящённые объяснению календаря из книги Зеева Гейзеля «Еврейская традиция».
Еврейский календарь похож на другие, но более сложен. Похож тем, что еврейский год делится на месяцы (в году — 12 или 13 месяцев), месяцы содержат чуть больше 4 недель (29 или 30 дней).
В Торе есть два отрывка, определяющие согласно традиции структуру еврейского календаря. Оба они относятся к выходу еврейского народа из Египта:
«Этот месяц для вас началом месяцев, первым из месяцев года» (Шмот, 12:2).
«Храни месяц весенний, отмечая Песах… так как в весеннем месяце вывел тебя Всевышний, Б-г твой, из Египта…» (Дварим, 16:1).
Первый отрывок говорит об «этом месяце». Поскольку речь идет о выходе евреев из Египта, то «этот месяц» — месяц «нисан», так как день выхода из Египта — 15-е нисана. В Торе слово «этот» всегда должно указывать на нечто конкретное, физическое, наглядное, в данном случае — на то, по чему можно увидеть, что начинается новый месяц. Это «нечто» относится к каждому «из месяцев года» и является, согласно традиции, появлением новой луны.
Второй отрывок говорит, что день выхода из Египта, 15-е нисана, всегда должен быть весной.
Из другого фрагмента Торы мы уже знаем, что период выхода из Египта пришелся на весну: «День выхода вашего — в месяце весеннем» (Шмот, 13:4). Приведенная же цитата из книги Дварим говорит, что это должно сохраняться и в будущем. Другими словами — календарь должен быть устроен так, что месяц нисан всегда будет «месяцем весенним».
Сложно ли «сделать» такой календарь? Оказывается, сложно, так как при этом надо решить некоторые астрономические проблемы. И это как раз неудивительно — если вспомнить, что основные понятия любого календаря связаны с астрономическими явлениями.
Кроме самого известного — общеевропейского (григорианского) календаря, в мире существовали и существуют многие другие календари. Все они так или иначе построены на трех астрономических понятиях: сутки, месяц, год.
Сутки — это оборот земли вокруг собственной оси.
Слово «месяц» в календаре связано, разумеется, с Луной (не только в русском языке: например, английское «month» происходит от «Moon» — Луна). Это период вращения Луны вокруг земли. Точнее — время от появления «новой Луны (то есть от того момента, когда Солнце начинает освещать часть обращенной к земле стороны Луны) до ее «ухода» (когда Луна невооруженным глазом с Земли не видна — та ее часть, которая обращена к Земле не освещается Солнцем).
Год — время оборота Земли вокруг Солнца.
Поскольку речь идет о трех разных процессах, все эти периоды в рамках одного календаря отсчитывать трудно. Было бы проще, конечно, если бы в каждом месяце было, например, ровно 30 дней, а в году — ровно 12 месяцев. Но это не так.
Например, длительность года составляет (приблизительно!) 365,242 суток. Это означает, что, произвольно установив, например, что год всегда равен 365 дням, через 800 лет, как мы можем рассчитать, человечество обнаружит ошибку примерно в 0,242 · 800 = 193,6 дней — так что 1-е января в результате придется на лето, а большие школьные каникулы — на зиму.
Еще сложнее обстоит дело с месяцем: его астрономическая продолжительность колеблется между 29 и 30 днями. Вращение луны вокруг земли и освещение ее солнцем — вообще, с точки зрения астрономии, более сложный для вычисления процесс.
Разные календари по-разному решают эту проблему. Обычно жертвуют либо астрономическим смыслом месяца, либо астрономическим смыслом года.
Например, принятые в Европе календари — как нынешний, грегорианский, так и старый, юлианский (в России он был принят в начале 20-го века; сегодня его называют «старым стилем») построены на понятии «год», примерно соответствующем астрономическому. А вот длина месяцев в этом календаре, их начала — практически не связаны с реальным «лунным» месяцем, и только само слово «месяц» напоминает о происхождении этого понятия. Поэтому григорианский календарь называется солнечным.
Мусульманский календарь — «хиджра» — наоборот, привязан к месяцам. Месяцы начинаются и заканчиваются в соответствии с движением луны. Год же в мусульманском календаре слабо связан с его астрономическим смыслом (год состоит из 12 месяцев, но его длина меньше солнечного, поэтому начало такого года «плавает» по отношению к солнечному циклу и может выпадать и на лето, и на зиму — практически на любую дату европейского года). Поэтому такой календарь называется лунным.
Еврейский же календарь является лунно-солнечным. Это означает, что в еврейском календаре начало месяцев совпадает с новолунием, но при этом длина года соответствует периоду обращения Земли вокруг Солнца. В месяце — 29 или 30 дней, в году — 12 или 13 месяцев. Выбор между 29-ю и 30-ю сутками, 12-ю и 13-ю месяцами осуществляется по специальным правилам.
Длина месяца и длина года (в сутках) в этом календаре — переменные. Но если мы учтем данные за много лет использования еврейского календаря и, на основании этих данных, подсчитаем среднее значение длины месяца и длины года, окажется, что эти средние значения обладают удивительной астрономической точностью.
Если бы в каждом году было ровно 12 месяцев, каждый из которых содержит 29 или 30 дней — в году было бы от 348 до 360 дней. Как мы знаем, реальная длина астрономического года несколько выше — примерно 365,242 дня.
Чтобы ликвидировать эту «недостачу», еврейский календарь в некоторые определенные годы добавляет 13-й месяц. Такой год называется «високосный», в переводе с иврита «беременный год». Ещё одно сходство с темой беременности и материнства.
Какова же точность еврейского календаря? Так как календарь — лунно-солнечный, надо проверить, какую среднюю длину месяца и какую среднюю длину года устанавливает календарь.
Начнем с длины года. По отношению к ней требование состоит в том, что месяц нисан всегда должен быть весной. Заметим, что это требование выполняется уже более 3000 лет — со дня выхода из Египта! О чем это говорит?
Если бы, например, при определении длины обычного европейского года мы бы «отбросили» високосный день (ошибка меньше четверти дня в год, или 0.068%), то за прошедший период «накопилась» бы ошибка примерно в 2 года!
Но поскольку, как мы знаем, праздник Песах по-прежнему празднуется весной, в месяце нисан, легко подсчитать, что ошибка не достигла и 0,001%! Для сравнения отметим, что ошибка, например, юлианского календаря, которым пользовались в Европе еще несколько столетий назад, была в два раза выше, и обнаружили ее на основании астрономических наблюдений всей европейской науки в течение более чем тысячи лет!
Что же касается длины месяца, то здесь ситуация еще сложней. Дело в том, что орбита вращения Луны вокруг Земли имеет очень непростой характер — она, вообще говоря, не является строго периодической. Поэтому не существует постоянной длины лунного месяца — она колеблется между 29-ю и 30-ю днями, так что возможно вычислить только его среднее значение. Так вот, это среднее значение, вычисляемое по еврейскому календарю, отличается от принятого сегодня на 0,51 секунду — то есть около 0,00002%. Более того, современная астрономия утверждает, что ввиду непостоянности лунной орбиты это среднее значение само изменяется примерно на 0,25 секунды в 1000 лет. Таким образом, отклонение «еврейской» длины лунного месяца от «научной» меньше, чем изменения в лунной орбите за прошедшие 3000 лет — так что назвать их «ошибкой» можно только условно.
Чтобы убедиться в точности еврейского календаря, не обязательно сравнивать значения средних длин лунного месяца и производить вычисления. Достаточно 15-го числа любого еврейского месяца посмотреть вечером на небо и увидеть полную Луну.