В храме напротив Рижской детской клинической больницы иногда происходят чудеса исцеления даже самых безнадежно больных малышей
Когда шансов на выздоровление маленького пациента остается совсем немного или вовсе непонятен диагноз, некоторые медики сами отправляют отчаявшихся родителей в Храм Нерукотворного Образа Спасителя, что располагается через дорогу от центрального входа больницы. Потому что знают примеры реальных исцелений.
Настоятель этой маленькой церкви отец Макарий вместе с тем уверен – чудеса просто так не происходят. Все дело в силе веры и искренности молитвы просящих о помощи. А еще (о чем из скромности батюшка умалчивает) – в его особом подходе к детям, боль каждого из которых он воспринимает как свою.
Не случайно за два года, что служит он настоятелем, мальчики и девочки стали основными его прихожанами. За молодым батюшкой с глубокими лучистыми глазами они ходят гурьбой. Украшают церковь на праздники, поют в хоре, занимаются в воскресной школе и навещают с ним своих ровесников в больнице.
В один из пасхальных дней (Воскресение Христово православные будут праздновать в этом году до 5 июня) «Суббота» присоединилась к команде отца Макария, состоящей из хористок и юных прихожан, чтобы поздравить со Светлым праздником ребятишек в некоторых больничных отделениях.
Батюшка окроплял святой водичкой палаты, дарил конфеты и от всего сердца желал скорейшего выздоровления. А когда мы решили запечатлеть одну из таких трогательных сцен, пошутил: «Видите, в нашем деле много общего. Вам, журналистам, надо спрашивать у родителей разрешения, чтобы сфотографировать ребенка, а нам, священникам, чтобы окропить его святой водой».
Пред Богом все равны
— Отец Макарий, почему дети, еще совсем безгрешные создания, страдают от болезней?
— Чаще всего болезнь ребенка — это некое обращение Господа к родителям. Хотя, конечно, нельзя однозначно сказать, что все упирается только в грехи взрослых.
Когда Господь исцелил одного расслабленного болезнью человека, ученики спросили Его, что же было причиной заболевания – сам человек или его родители? Спаситель ответил, что не то и не другое. Потому что иногда людям посылаются болезни, чтобы, исцелившись, они уверовали в дела Божьи.
И если люди со всей искренностью, настойчивостью и неотступностью обращаются к Богу за помощью, Господь всегда откликается.
Когда родители воспринимают болезнь ребенка именно как наказание за свои грехи и искренне в них каятся, Господь очень часто посылает ребенку исцеление. Даже в тех случаях, когда врачи говорят, что шансов нет. Я лично знаю такие семьи – многие из них стали постоянными прихожанами нашего храма.
Один такой замечательный пример — это муж и жена, оба мастера спорта по спортивной гимнастике, у которых новорожденная дочка лежала в реанимации с аппаратом искусственного дыхания.
Они попросили покрестить ребенка. Я покрестил, потом долго говорил с ними. А спустя время прихожу в храм и вижу на свечном ящике большой торт, цветочки и записочку: «Отцу Макарию от рабы Божьей Таисии».
Оказывается, у девочки был день Ангела. И я сразу догадался, что она поправилась. Ее родители стали настоящими верующими. Они регулярно ходят в церковь и всегда причащают свою дочурку по праздникам. А девчонка стала такая хорошенькая, бойкая! Никогда не скажешь, что недавно она так страшно болела.
К сожалению, я не знаю поправились ли до конца и ходят ли в храмы абсолютно все дети, родители которых прибегали в наш храм за помощью. Но каждый раз, когда крещу или миропомазываю малышей, оставляю родителям свой телефон и прошу держать меня в курсе.
— Почему Церковь молится только за крещеных детей? Неужели все без исключения младенцы не находятся под покровительством Бога?
— Каждый из нас находится под покровительством Божьим и сам по себе может молиться в церкви за любого человека. А вот церковные таинства можно совершать только над крещеными людьми. Потому что крещение – это символическая дверь в Церковь. Не отворив ее, нельзя пройти дальше. Как сказал Господь: «Кто веру имеет и крестится, тот спасен будет».
Крещеный ребенок находится под особым покровом Бога и Богородицы. Ему дается ангел-хранитель, который нечистого отгоняет. Крещеного малыша можно причащать, а причастие – это жизнь, оно душу подкрепляет. Хотя в понимании многих далеких от церкви людей, исповедь и причастие означают почему-то только напутствие на тот свет.
Молитва – не кнопка «ENTER»
— Недавно в Риге проходила выставка мерных икон, которые пишут специально для младенцев, чтобы они были им защитой на всю жизнь . Но мы с коллегами обнаружили, что часть из представленных «экспонатов» принадлежала цесаревичам, которые совсем немножечко прожили на этом свете и умерли в раннем детстве. Как это можно объяснить?
— К сожалению, очень распространенное явление в церковной жизни, когда люди думают, что исполняя какой-то внешний атрибут они гарантируют себе духовную защиту и особую милость Божью.
В наш компьютерный век все вообще, кажется просто – свечу в храме поставил, молебен о здравии заказал, на кнопку «ENTER» нажал и решил, что дело сделано, послание к Богу отправлено. Мол, Господь сразу должен на эту просьбу откликнуться. А так не бывает!
Необходима еще и постоянная личная молитва. Надо попереживать, поплакать, вымолить здоровье. Ведь Бог иногда человека испытывает. Чтобы через страдания он стал светлее и крепче.
Не так давно, например, в наш храм пришла бабушка и попросила помолиться Богу за свою больную внученьку Катеньку. Заказала молебны, литургию . А потом изо дня в день на каждую службу в храм приходила, стояла в уголочке на коленочках и как умела обращалась к Богу за помощью. А перед Пасхой принесла в храм огромный букет роз и рассказала: «Я благодарю Бога. Стало легче нашей Катеньке».
— С какого возраста дети должны самостоятельно молиться и есть ли в этом смысл?
— До семи лет ребенок считается младенцем и причащается в храме без исповеди. Но на практике уже с пяти лет некоторые начинают исповедоваться. Детская исповедь, конечно, наивная, но очень-очень необходимая. Ребенок учится анализировать свои поступки и понимать, что есть добро и зло.
Это особенно важно в наше время, когда свободу трактуют как вседозволенность. Ведь родители скоро не смогут наказывать своего ребенка, потому что он может позвонить по нужному по телефону и на них пожаловаться. А это недопустимо!
Скажем, можно ли предоставить ребенку право решать — чистить или не чистить ему зубы? Мол, когда вырастет сам разберется. Нельзя! То же самое касается молитвы. К ней надо приучать с младенчества, как к необходимости.
Если случилось самое страшное
— Если ребенок не исцеляется – как жить и верить?
— Да, исцеление действительно приходит не всегда. Иногда Господь забирает ребеночка у родителей и почему это происходит, мы знать не можем.
Самое тяжелое — смириться с утратой и не роптать на Бога. Главное осознать — если Господь забрал ребенка, значит, Ему так угодно. Утешение надо искать в молитве. Она облегчает боль.
На моей практике, к сожалению, были случаи, когда болезни детей заканчивались смертью. Более всех поразил самый первый, когда я ребеночка крестил, молился за него, но он перенес шесть или семь операций и умер… Это что-то непостижимое.
Говорят, что усопший младенец становится ангелом-хранителем своей семьи. Бывает также, когда родители с полным смирением принимают уход ребенка, Господь посылает им другого.
Географическая доля
— «Шефство» над больницей к вам перешло по наследству от предыдущего настоятеля или стало вашей личной инициативой?
— Так географически сложилось у этой церкви. Просто раньше священников не так часто в больницы приглашали.
Самыми первыми ко мне пришли родители ребеночка, который родился шестимесячным. Я вошел в реанимацию и онемел — лежит в инкубаторе совсем крошечный комочек, ручками-ножками шевелит и светится насквозь. По всему телу у него проводочки, в носу трубочки. Меня страх да ужас пробрали. Несколько секунд был в замешательстве — как такого крестить? Как дотронуться, чтобы не навредить? Руки дрожали… К счастью, ребеночек этот поправился. Николай его зовут.
Сейчас порой приходится по три-четыре раза в неделю в реанимацию ходить. И крещу, и исповедую, и причащаю.
Помню , как в первый раз на Пасху пошел с хористками деток поздравлять – думал больница маленькая и за час мы ее всю быстренько обойдем.
Но не тут-то было – мы идем, а конца и края нет, отделение за отделением, палата за палатой. Ноги под конец еле передвигали. Четыре часа ходили…
— А как вы нашли общий язык с врачами?
— Специально ни к кому не приходил и бесед не проводил. В основном, здесь люди верующие работают – православные, католики, лютеране. Они с уважением относятся к священникам и никогда не позволяют оскорблять религиозные чувства друг друга.
Особенно отзывчивые врачи и сестрички в онкологии работают, где лежат самые тяжелые детки и смерть рядом ходит. Люди здесь расположены к молитве и всегда встречают с радостью.
С заведующей 19-м отделением пульманологии, доктором Христенко, мы просто на одном языке разговариваем. Она глубоко верующий человек и очень часто зовет меня на помощь, и сама родителей в церковь отправляет.
Рукой врача управляет Бог
— Вы лично доверяете медикам?
— Рукой врача в любом случае управляет Господь Бог. И в православии есть святые, которые были врачами. Великомученник Пантелеймон, например, был врачом и в первую очередь лечил людей молитвой.
Удивительным совершенно хирургом был святитель Лука Крымский. В советское время ему разрешали преподавать в медицинском институте в подряснике. Он Сталинскую премию получил за открытия в области гнойной хирургии. По его учебникам до сих пор еще преподают.
Перед тем как начать операцию, он всегда йодом рисовал на коже больного крестик. А однажды кто-то, подтрунивая, спросил его: «Доктор, как вы, будучи хирургом, можете верить в существование души? Где же она по-вашему находится?» На что он говорит: «Дорогой, мы с вами сколько раз делали трепанацию черепа и вы хоть раз ум видели?».
Святитель Лука написал книгу «Дух, душа и тело». Он утверждал, что человек трехсоставен, то есть состоит из духа, души и тела. Душа — это совокупность эмоций и мыслей, а дух — высшее проявление души. То, что человека соединяет с Богом.
Поэтому, прежде чем обращаться к врачам, надо всегда думать о душе – исповедоваться, причащаться и просить благословения на лечение.
Как вымолить здоровье ребенка. Практические советы от отца Макария:
— С молитвой о больных детях, прежде всего, надо обращаться к Богородице. Я, например, в нашем храме молюсь пред Тихвинской иконой Божьей Матери. Она чудотворная, от нее много очень исцелений было.
И всем мамам советую взять себе за правило каждый день читать маленькую молитву Божьей Матери. Потому что молитва матери о детях самая сильная. Она способна поднять со дна моря.
По нескольку раз в день повторяйте над ребенком «Богородица, Дева, радуйся…». Если малыш лежит в больнице, не сидите сутки напролет у его кроватки. Пока ребенок спит, идите в церковь.
На прикроватном столике у ребенка должны быть иконки Небесного покровителя или Ангела-хранителя, Божьей Матери.
На самом малыше — нательный крестик. Если ребенок подключен к аппаратам, тогда просто можно положить крестик на подушечку рядом.
Святая водичка и масло тоже должны всегда быть под рукой, чтобы окроплять и помазывать ребеночка.
Здоровое состояние является жизненно необходимым, говорим ли мы о нашем теле, отношениях, финансах или окружающей среде. Что мы можем сделать, когда мы нуждаемся в исцелении в одной из этих сфер свой жизни?
Библия устанавливает для нас стандарт исцеления, основанный на вечных и универсальных духовных законах. Осознав полную благость Божью и свою неотделимость от этой благости, вдохновленные мужчины и женщины нашли решение широкому спектру человеческих нужд, а также испытали преобразование личности и жизни. Эти случаи были «не сверхъестественны, а в высшей степени естественны» («Наука и здоровье», стр. xi), как объясняет Христианская Наука. Каждый может изучать и применять эти духовно-научные идеи к запросам сегодняшнего дня и найти решение, доказывающее милость Божью.
В Новом Завете Иисус говорит: «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит…» (от Иоанна 14:12). Научные христиане полностью признают и верят в это обещание Иисуса. Следуя его учениям и понимая духовные законы, которые он применял на практике, они привержены духовному исцелению, которое включает в себя как физическое исцеление болезней и расстройств, так и изменение и налаживание жизни. Работа Мэри Бэкер Эдди «Наукa и здоровье с Ключом к Священному Писанию» раскрывает, как произошли библейские исцеления, и как мы можем добиться таких исцелений для себя, своих семей и всего мира.
Этот уникальный подход к исцелению подтвердил свою эффективность на целых поколениях Научных христиан, во многих случаях после того, как был поставлен медицинский диагноз, что состояние было неизлечимым. Исцеление на основе Христианской Науки не является исцелением верой, позитивным мышлением или само-гипнозом. Оно требует Христианской веры в Бога и понимания Бога как безоговорочного и благонадежного добра, для которого нет ничего невозможного. Практика такого исцеления является Христианской, то есть подразумевает жизнь согласно учению и примеру Иисуса. Эта практика также научна, то есть подразумевает жизнь в соответствии с духовными законами Бога, которые можно изучить, понять и доказать через исцеление и духовное обновление.
Научные христиане всегда свободны выбирать для себя и своей семьи тот вид здравоохранения, который отвечает их нуждам. Однако, практикуя Христианскую Науку, многие живут счастливой и здоровой жизнью без лекарств и использования других систем физического ухода.
Содержание
Узнать поподробней об исцелении
Существует множество способов изучения исцеления на основе Христианской Науки, и многие готовы помочь. Полное объяснение исцеления на основе Христианской Науки можно найти в учебнике Христианской Науки «Наука и здоровье с Ключом к Священному Писанию» Мэри Бэкер Эдди.
-
Почитайте примеры документально подтвержденных на протяжении более века исцелений Христианской Науки в «Вестник Христианской Науки».
-
Послушайте рассказы тех, кто был исцелен от всякого рода проблем.
-
Посетите богослужение Первой Церкви Христа, Научной, в воскресенье или в среду.
-
Посетите местный Читальный зал Христианской Науки, чтобы задать вопросы, ознакомиться с материалами по Христианской Науке или найти тихое место для чтения и молитвы.
-
Свяжитесь с Практикующим (-ей) Христианской Науки. Практикующие – это мужчины и женщины по всему миру, посвятившие свою жизнь Христианскому исцелению. Они предоставляют духовную поддержку, которая приводит к исцелению всякого рода трудностей: физических, психических, финансовых, в отношениях с другими.
-
Узнайте, как стать эффективными целителем Христианской Науки, записавшись на Основной курс обучения.
Примеры исцелений
В книге «Наука и здоровье с Ключом к Священному Писанию» Мэри Бэкер Эдди утверждает, что Иисус «утвердил свою миссию на духовном фундаменте Христова исцеления» (стр. 136). Применение на практике этой системы Христианского исцеления на протяжении более столетия приводит к значительным исцелениям физических и психических расстройств. В Христианской Науке сила молитвы заключается не только в одной вере, но и в более глубоком понимании божественных законов Бога, охватывающих человечество. Это понимание затрагивает и преобразует сердца. Многие обнаружили, что по мере того, как присутствие и любовь Бога становятся более реальными и ощутимыми, исцеление и восстановление наступает естественным путем.
Прочитайте тысячи проверенных исцелений, опубликованных на многих языках в «Вестнике Христианской Науки», а на английском в журналах The Christian Science Journal и Christian Science Sentinel
Либо же посетите встречу свидетельств по средам в вашем регионе, или в режиме онлайн (на английском языке), чтобы послушать рассказы других о том, как они исцелились благодаря своим молитвам и изучению Христианской Науки.
Кроме того, вы всегда можете связаться с Практикующим (-ей) Христианской Науки с конкретными просьбами о помощи об исцелении любых видов проблем, включая физические, эмоциональные, финансовые, а также проблемы, касающиеся взаимоотношений.
Сегодня Церковь вспоминает великомученика и целителя Пантелеимона. Его верующие часто просят ходатайствовать перед Богом об исцелении. Но есть ли смысл молиться о выздоровлении? Почему мы просим здоровья, если болезни нам посылает Бог? Может быть, нужно просто внутренне принять болезнь и довольствоваться «подручными средствами»: лекарствами, которые выписывает врач, и так далее? О том, нужно ли просить Бога, чтобы быстрее поправиться, размышляют священники.
Обращение к Отцу
Протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищеве (Москва):
Когда человеку, особенно маленькому, больно, он маме об этом говорит, жалуется, и мама принимает меры. Господь сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3)
Если больно — проси, и Бог уменьшит боль и побыстрее пришлет выздоровление, если это — в Его Божественных целях.
Почему бы нам не просить в болезни о помощи? Мы молимся «Отче наш», а отцы заботятся о своих детях, получают радость от общения с ними. Тем более — если речь о Божественном Отце.
Так что к Нему можно и нужно обращаться с просьбой о выздоровлении.
Болезнь как повод научиться молитве
Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке в Москве:
Протоиерей Феодор Бородин
В болезни молиться необходимо. Хотя есть примеры, когда многие святые просто принимали болезнь как испытание от Бога, воспринимали ее как некое искупление и не молились о выздоровлении.
Если человек не несет никакого подвига, то Господь компенсирует это, посылая телесные скорби. Видимо, так воспринимали болезнь те подвижники, которые принимали решение терпеть и не молиться об избавлении.
Но мы — не такие подвижники, и мы молимся, прося Господа о помощи. Тем более, Господь иногда и посылает эти болезни для того, чтобы мы обратились к Нему, научились молитве. Ведь мы знаем, что никогда человек так горячо не молится, как когда пришла какая-то беда: заболел кто-то из близких или заболел он сам.
Мы знаем много случаев, когда человек к вере пришел, научился молиться, полюбил Бога, именно столкнувшись с бедой.
Если человек заболел, или заболел кто-то из близких, нужно усилить молитву. Здесь нужно и к врачам обращаться, следовать их предписаниям, и просить о помощи Господа.
В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, есть такие слова: «Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце… И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо и он нужен» (Сир. 38: 9–12)
Наверное, каждый сталкивался с ситуацией, когда ему именно после молитвы приходило облегчение. У меня был случай, когда накануне Рождественского Сочельника я сильно заболел: температура под сорок и другие симптомы гриппа. Службу пришлось отменить. Но на следующее утро — служба Сочельника, а затем — Рождество. Как здесь отменишь? Стал просить Господа о помощи. На следующее утро — 36,6. Осталась слабость, но болезнь ушла. Наверное, это была лучшая подготовка к Литургии, и возможно, болезнь и нужна была, чтоб я так искренне и горячо помолился…
Так что молиться — нужно. Тем более, молитва — это, может быть, самое важное для нас, это общение с Тем, Кто является смыслом нашей жизни.
Нужно понять, что такое здоровье…
протоиерей Алексий Потокин
Помните, как Понтий Пилат спрашивал у Христа: «Что есть истина?» Это вопрос неверный, его надо задавать иначе: «Кто есть Истина?» Очень трудно человеку поверить, что Истина — живая, что истина может говорить, вступать в отношения, быть милостивой, быть верной, преданной. Она богатая, живая, и проявляется в каждый момент, несмотря на свои единые глубокие корни, необычайным количеством красок.
Так вот вопрос о болезнях, о том, для чего нам Бог посылает их так же неверен, как и вопрос Понтия Пилата. Когда мы молимся об усопшем человеке, мы говорим, что он уходит в страну, где нет ни болезней, ни печалей, ни воздыханий. У Бога нет болезней, а значит, Он ничего не насылает, никогда не мстит. Скажите, кто наслал подлость, хитрость и лукавство на Адама в тот момент, когда он должен был признаться в своей неправде, а вместо этого — стал сваливать вину на Бога и на супругу.
Мы говорим о здоровье, не понимая смысла этого слова. Здравие – это полнота возможностей человека. И все противоестественное неустройство, которое есть у нас и в нас, мы выбираем сами, по собственному желанию. Нам просто кажется, что это неустройство делает или может сделать нас счастливыми.
Ошибка человека – в понимании, что есть сокровище, способное принести блаженство. Почти каждый из нас думает, что станет счастливым, когда будет сыт, одет, обут, когда люди будут его слушаться, подчиняться и так далее. В этой ошибке виноват сам человек, он сам своей волей сделал выбор. Это и есть самая страшная смертельная болезнь, она называется грех.
В Евангелие, а вслед за ним вся наша вера свидетельствуют о сокрытом, невидимом, таинственном. Но люди, когда говорят о болезнях, часто имеют в виду именно узкую, глупую, с точки зрения веры, частность, когда под болезнью подразумевается только какая-нибудь язва, какой-нибудь гнойник, паралич и прочее.
Но Бог никогда не говорил только об этом внешнем, используя его образы для знакомства с Его Царствием. Он, как раз противопоставлял наше внешнее и внутреннее, объясняя, что сокрытое, духовное определяет состояние человека, и только в случае, когда от его избытка складывается видимая жизнь- можно говорить о ее честности, простоте и подлинности. И измена человека, в частности, состоит в том, что он придает значение только внешнему. Хотя тело человека может быть пышное, жизнь — насыщенной. Но если его душа бесчувственна, он живет без радости – это просто мертвец.
Наша болезнь, которая в нас постепенно развивается, называется смертью. Наши телесные болезни только проявление духовных. Что такое боль зуба? Нам нервы подают сигнал, что что-то не в порядке с корнями у этой кости, которая помогает жевать. Так и остальные проявления нашего телесного нездоровья — свидетели того, что мы глубоко больны душою, нервом , соединяющим с другими частями общего тела, глава которого Христос.
Когда Бог говорит о богатстве, Он меньше всего говорит о деньгах. Он говорит о талантах человека, помогающих ему может думать, понимать, дружить с другими людьми.
Или, например, что мы имеем в виду под понятием красота? В основном -телесную, внешнюю красоту. А ведь красота, которую имеет в виду Бог, совсем иная красота, — это, например, красота ума. Люди уже настолько стали грубы в своих органах восприятия , что они не чувствуют этого.
Есть еще красота отношений. Я могу быть вышколен, я могу быть вежлив, я могу быть воспитан, но если за этой внешностью поступков не лежит глубокой надежды, желания развития этих отношений, хранение их, благодарности – эти отношения пусты.
Человек, который обладает этой красотой ума и чувств, всеми своими талантами, которые в него вложены, — богат и здоров.
Здравие – это когда человек знает Бога и понимает, что Бог его знает. Когда человек знает всех людей, и все люди его знают. Если эта взаимность нарушается, —наступает одиночество, которое и есть смерть.
Грубое утверждение
Нам нужно вылезти из ямы, воскресить наши сердца. Да, люди больны. Но все признаки духовной и телесной болезни, которые у нас есть, не посланы Богом. Он сожалеет о них. Обратное утверждение – подлое и грубое.
Я Бога вижу иначе, иначе понимаю. Он согласился вместе с нами болеть, умирать, быть в одиночестве. Что такое смерть Бога? Он потерял отношения и с нами, и с Отцом, взойдя на крест. Не для того, чтобы что-то доказать, а чтобы нас не оставить. Понимаете? Поэтому, зачем Бог на Себя насылает болезнь? Он сказал: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф.25:40). Он полностью разделяет судьбу человека, все страдания, и, между прочим, все его радости. Он просто живет нами. Когда мы болеем — Он болеет. Просто люди грубы, они абсолютно одиноки, поэтому не чувствуют, что когда они страждут, то страдает и Бог. Его страдания – это суть наши страдания. Его смерть — наша смерть. Когда я умру, я умру от своей гадости, а Он умер, чтобы меня в этой гадости не оставить.
Ведь все Евангелие об этом – люди были больны: кто слеп, кто болен, кто страдал от проказы. Как Бог их исцелял? Он говорил: «Прощаются тебе грехи». Исцеление – это есть возвращение целостности, полноты совершенства, здравия, когда человек начинает обладать собою и всеми своими возможностями, то есть и Богом, и всеми оставшимися людьми.
Такая цель должна быть у человека. Каждый должен спросить себя: Чего я хочу? Смерти, одиночества, жизни для себя? Или той силы, которая есть у Бога. Ведь это удивительно — Он богат, а живет ради других. Он всемогущ, а от Себя отказывается. Он смирен сердцем, Он слушает нас, таких недалеких. Если этой я жизни хочу, то я хочу здравия.
А просто молиться о здоровье, чтобы вернуться к прежней бессмысленной жизни – для чего? Это как просить денег, чтобы пропить их.
Пришло человеку освобождение от каких-то недугов? Надо радоваться не этому, а тому, что ты прощен. То исцеление, которое приходит не от лекарства, а от Бога, всегда прощает грехи. Мы вступаем в единство с Ним, возможности Его – это мои возможности. Раз есть единство с Богом, я знаю, что со мной происходит, я знаю, что было, понимаю себя, понимаю других, мне нужны все люди. Вот, что такое здравие. Я славлю это здоровье, понимаю, что все не зря. Вот оно и получилось — православие. Я праведен и славлю эту жизнь.
До этого великого, может быть, человек не всегда догадается. Но даже если человек захочет маленького исцеления, Господь говорит: «Верный в малом и во многом верен» (Лк 16:10). Захочет человек восстановления хотя бы одних утраченных своих возможностей, которые он сам промотал, Бог его услышит и вручит все, полной мерой.
Мы привыкли жить под девизом «сделай себя сам», добиваться всего, либо —требовать. Люди сейчас даже не понимают, что такое просьба. Чем отличается требование от просьбы?
Просьба – это разрешение другому не выполнять то, о чем ты просишь, оставление его в свободе. Это есть взывание к другому, как любимый к любимому.
Просьба – это то, что навсегда (или то, что всегда), она не может быть окончена, она относится к вечности, к Царствию Небесному. Если я сегодня вас прошу, а завтра забыл — да, это измена, это предательство. Поэтому хотеть здоровья нужно всегда.
Именно об этом говорит притча о десяти прокаженных. Только один вернулся поблагодарить. У него наступило единство с Богом, он понял, что оказался нужен Христу. Как странно! Великому Учителю нужен, он, больной… Остальные получают облегчение, для того, чтобы опять крепко забыть про всех остальных и упиваться жизнью в свое удовольствие.
Так что дело в выборе человека. Хочу ли я такого здравия, о котором говорил Христос? Ведь Он не шутил над нами, когда говорил, что мы можем сделать больше Него. Он хотел нам вернуть достоинство, здоровье, всемогущество, всеблаженство. Но об этом люди даже не догадываются.
Захотеть главного
Мы говорим о вере. И в контексте это разговора вопрос о том, надо ли молиться в болезни кажется мне безжизненным и глупым. Давайте тогда говорить, в какую аптеку пойти, к какому святому обратиться. Между прочим, святой Пантелеимон был врачом до того, как встретился с Христом, а после этого у него жизнь изменилась. Люди на это не смотрят, не видят настоящего сокровища.
Когда я нахожу настоящее сокровище, то я бросаю имеющиеся фальшивые. Да, я за то, чтобы голодного накормить, тому, кто страждет, сделать укол, чтобы не болел, и так далее. Для чего? Для того чтобы была передышка у души – захотеть этого великого вечного и главного. Когда мне очень плохо физически, я кроме боли ничего не вижу, ничего не слышу душой и телом. Поэтому нужны врачи, для того чтобы дать возможность опять задуматься над жизнью, поиском сердца, покаянием опять иметь возможность вернуться в здравие. Поэтому облегчение от телесных страданий – это шанс человека за всем видимым увидеть невидимое. Если он хочет меньшего — это обычная суетливая пустая жизнь.
Христос говорил: «Кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк 11:23) Удивительно, что настоящая жизнь человеку приносит все больше и больше внутренних возможностей. Мы же привыкли к жизни, которая умаляется, истекает, истончается. Душа должна с этим не согласиться, она должна возмутиться. Смертью нужно возмущаться. Мы привыкли к ней, как к должному. Пожил человек, говорит: «Ну, хорошо, пожил, пора бы и умереть». Любая смерть – чудовищна. Протестовать, бунтовать против умирания и смерти – это нормальное здравие.
Поэтому здравие нужно, конечно, и в вере. А у нас здесь столько больного- мечтаний, неверного зрения, неверного слуха, столько глухоты и слепоты! Люди часто не замечают, что у всех нас паралич воли.
Некоторые люди понимают, что по настоящему «хорошо» и как нужно поступить благо. Но осуществить этого не могут как раз из-за своей парализованной воли. И об ее исцелении нужно просить Бога, как просил евангельский расслабленный у купели Милосердия.
Если ты научился просить, ты будешь слышать, как тебя просят. Не будешь попадаться на шантаж, когда требуют, когда добиваются, когда выманивают.
Каждый вопрос веры – колоссальный, определяющий. Если хоть один человек правильно попросит здоровья, и сможет принять потом это здоровье как милость, он получит гораздо больше – он спасется. Христос часто говорил, когда человек освобождался от болезни: «Вера твоя спасла тебя». Он никогда не обманывает, Он вечен, Он – Тот, Кто был, есть и будет, как были, есть и будут Его слова.
Но почему-то я убежден, что современным людям, тем, которые в храм ходят, это не интересно и этого не надо. Им нужно другое…
Здесь не поздно сказать: «Господи, исцели мою совесть». Ведь священникам не стыдно на каждой литургии говорить такие слова: «Лукавую совесть мою исцели». Совесть – это то, что различает , благодаря неотмирной вести из мира невидимого- истинное и лживое, светлое и темное, доброе и злое, вечное и преходящее. Я вижу, что моя совесть перепутала, что она больше заботится о себе, чем о другом.
Везде болезни. И люди привыкли к этой болезни. Они считают ее нормой. Но единственная норма для верующего – когда он чадо Божье, не наемник, не раб, не враг. Но этой нормы никто не хочет, никто не просит. Вместо этого: «Господи, дай мне глоточек воздуха, чтобы я еще немного побузил». Вот, что такое наша молитва о здравии.
Раньше было выражение «здравый рассудок», «здравый смысл», а сейчас этого уже нет, забыли. Повторяю, мы привыкли к болезни. И у нас есть наркотик как для тела, так и для души, заглушающие боль. Все время принимаются и совершаются подмены. Ищется и утверждается ложная, лукавая жизнь. Мы все живем в глубочайшем лицемерии. Не слышал ни разу на исповеди, чтобы человек попросил исцеление от лицемерия. Я сам раб своего лицемерия, из него выбраться не могу. Единственная возможность вылезти из этого описана в 50-м псалме, где мы просим: «Господи, я своим сердцем прожить не могу. Господи, мне нужно новое сердце, измени. Я бессилен, я пропал, мне нужен Спаситель».
А мы все о том, за что нам посылаются испытания… Скажите, пожалуйста, если нас не трогать, если нас не наказывать, но оставить без постоянного покрова Милости, что с нами будет? Да сгнием в ту же секунду. Богу не надо нас наказывать. Мы давно уже трупы. Он только жалеет нас.
У нас есть одна очень точная молитва, которая на духовном языке просит о здравии. Она есть в церковном каждодневном правиле, и звучит она так: «Господи, дай мне полюбить Тебя так, как я полюбил тот самый грех».
Будучи здоровыми, мы можем служить другим…
Священник Фома Диц, клирик храма Всемилостивого Спаса, бывшего Скорбященского монастыря
Мы молимся о здравии, потому что обладать здоровым телом – это благо. Будучи здоровыми, мы можем служить другим, творить добро. Мы ослабеваем, когда болеем, поэтому молим об исцелении от болезней. Неправильно думать, что здоровье нам не нужно, что оно не представляет собой благо.
Но с другой стороны, и болезнь – это тоже благо, большое благо, потому что дает смирение, ослабляет грехи. Болезнь смиряет гордость. Особенно, если человек не обладает добродетелями, не совершает добрых дел, своей болезнью он может умилостивить Бога, через крест болезни сглаживаются его грехи, недостаток добродетели.
Болезнь надо принять как крест, смириться с ней и надеяться на то, что Господь даст от нее исцеление. Болезнь может быть тела, а может быть и души. И то смирение, которое можно получить через болезнь, нужно стремиться сохранить и после выздоровления. Тогда это будет великое благо.
Господь испытывает нас через болезнь так же, как и через страдания, через старость, через смерть. И через болезнь, когда мы ослабеваем, мы получаем испытание по-настоящему оценить свои духовные силы. Болезнь нам открывает, достаточно ли мы укоренились в Боге, насколько мы еще зависим от окружающего мира, который проходит и который мы не возьмем с собою в Вечность. Болезнь – это проверка, насколько мы верим в Бога, доверяем Ему.
А если считать, что не надо молиться о здравии, то это было бы определенное презрение к своему телу. Мы своим телом прославляем Бога, поэтому должны заботиться о нем, сохранять его в силе.
Конечно, могут быть особые случаи, когда христиане не молятся о своем здоровье. Например, если человек носит свою болезнь как жертву. Блаженный Старец Паисий Святогорец молился, чтобы умереть от рака за другого человека, чтобы ему облегчить жизнь. И действительно заболел. Но это совершенно особый случай подвига святого человека.
– Бывают исцеления по молитве?
– Молитва к Богу – это просьба о милости. По молитве к святым бывают настоящие исцеления. Причем, от тяжких болезней.
– То есть возможно изменить волю Божию?
– В Библии описано об исцелении царя Езекии. «В те дни заболел Езекия смертельно, и пришел к нему Исаия, сын Амосов, пророк, и сказал, ему: так говорит Господь: «сделай, завещание для дома твоего, ибо умрешь ты и, не выздоровеешь». И отворотился Езекия лицом своим к стене, и молился Господу, говоря: «О, Господи! вспомни, что я ходил, пред лицом Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно. Исаия еще не вышел из города, как было к нему слово Господне: Возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь… Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя…» (4 Цар. 20:1-5).
Молитва может изменить волю Божию. Вопрос о силе нашей молитвы. Тут можно взять пример из жизни святых, когда они меняли промысел Бога о людях. Например, старец Гавриил Тбилисский, святой ХХ-го века, и при жизни многих исцелил, и после смерти многим помог. Однажды он предупредил монахинь, что если они поедут на машине в поездку, их ждет смертельная опасность. Он обладал даром прозорливости и знал, что ждет монахинь. Они не послушали его предостережения и отправились в дорогу. Случилась авария, машина перевернулась и упала в пропасть глубиной16 метров. Но монахини чудом остались живы. И старец сказал: «Я молился все время! Чтобы вы не погибли». Вот какая у него была сила молитвы!
Подготовили Оксана Головко и Тамара Амелина
Я много раз в своей жизни видел, как люди получали исцеление от Бога. Но самым ярким из недавних примеров является исцеление моей жены Ины (это не опечатка, её имя действительно пишется с одной буквой «н»:). Историю её исцеления я собираюсь подробно описать в другом блоге, но сейчас скажу только одно, что Ина тяжело болела более 4 лет, и мы все это время продолжали усиленно молиться.
Подпишись: Telegram YouTube
Моя жена получила яркое и чудесное исцеление чуть более двух лет назад, а именно 25 января 2016 года, в день рождения нашей третьей дочери Маккенны (вот здесь два «к» и два «н»:). Это произошло не в церкви, и даже не во время молитвы, а во время родов. Иногда Бог приходит не с той стороны, с которой мы Его ожидаем. Вспомните историю Неемана. Он обиделся на Елисея за то, что тот сказал ему идти в Иордан и окунуться семь раз. Нееман возражал: «А я думал, что Елисей выйдет, возложит на меня руки и помолится за мое исцеление…» Определенные ожидания и предрассудки чуть не помешали Нееману получить чудо от Бога.
Сегодня я хотел бы изложить 7 простых мыслей, которые, я верю, помогут вам получить ваше исцеление.
* * 1 * *
Самое первое, что нужно для получения исцеления, это вера.
Мы должны верить, что Бог может и хочет нас исцелить. Библия утверждает, что Бог уже все сделал для нашего исцеления. В Исаии 53:5 написано: ранами Его мы исцелились!
Я заметил, что в тех церквях, в которых не верят, что Бог сегодня исцеляет, исцеления не происходят. И, наоборот, в тех церквях, где верят и исповедуют исцеление, люди исцеляются.
* * 2 * *
Продолжительная вера.
Многие люди верят только до определенного момента, а потом сдаются. Когда Иисус шёл к дому Иаира для того, чтобы исцелить его дочь, его отвлекла женщина, которая болела 12 лет. Пока Иисус суетился и разговаривал с этой женщиной, дочь Иаира умерла. Друзья Иаира советовали не беспокоить больше Учителя и идти готовиться к похоронам. Услышав это, Иисус сказал ему: «Не бойся, только веруй!» (В английском переводе: «Продолжай верить!»).
Продолжай верить, не смотря на обстоятельства, продолжай верить, даже если ситуация ухудшается!
* * 3 * *
Нам важно понимать, кто является автором болезней.
В Исаии 53 написано, что Иисус забрал наши болезни и наши грехи. Бог не хочет, чтобы мы болели, точно также как Он не хочет, чтобы мы грешили. Многие люди думают, что болезнь это воля Божья. Если болезнь это воля Божья, тогда почему люди принимают таблетки, тем самым противятся Его воле? Перед тем, как молиться за исцеление, важно понимать, что болезнь — не от Бога.
* * 4 * *
Быть конкретным и специфичным в молитве.
Очень важно в молитве конкретно называть то, что вы хотите получить от Бога. Однажды слепого человека привели к Иисусу. Увидев его, Иисус спросил: «Что ты хочешь?» Вы когда-нибудь задумывались почему Иисус так спросил? Разве не понятно, что хочет слепой? Или, будучи Богом, разве Иисус не знал, что ему нужно?
Бог хочет, чтобы в молитвах мы были точны и конкретны.
* * 5 * *
Исповедание.
Найди место в Библии, которое говорит об исцелении, и молись на этом основании. Если Бог это делал раньше, Он может это сделать и сегодня. Если он это делал кому-то, Он может это сделать и для тебя.
Недавно я покупал себе одну крупную вещь и попросил продавца сделать мне скидку. Он мне ответил: «Все наши сделки фиксируются в интернете, поэтому если мы сделаем это для тебя, тогда мы будем обязаны это делать и для других. Если кто-то откопает, что мы это сделали кому-то, мы обязаны будем это сделать и для него».
Если Бог исцелил кого-то, Он может исцелить и тебя!
* * 6 * *
Провозглашение.
Бог наделил всех верующих духовной властью, и мы имеем право повелевать болезням убраться из нашего тела. В Евангелии от Марка 11:23 написано: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, —будет ему, что ни скажет.
За своё исцеление нужно воевать! Когда моя мама сломала ногу, она купила книгу Кеннета Хейгина и начала провозглашать своё исцеление. Однажды, она мне сказала: «Многие критикуют Хейгина за учение об исповедании. Я в этом сильно не разбираюсь, но знаю одно, у меня это сработало!»
* * 7 * *
Продолжать верить и молиться, даже если не видно результата.
Я для себя понял одно: наш Бог — Целитель, независимо от того, исцелён я или нет. Целитель это Его имя. Сущность Бога определяется не тем, что я чувствую или через что я прохожу, а тем, что написано в Его Слове. Если Бог сказал, что Он Целитель (Исход 15:26), то никакие обстоятельства или негативный опыт не могут подвергнуть это сомнениям.
Часто люди впервые приходят в храм, когда начинаются проблемы у их родных или близких. И тогда неизбежно звучит вопрос: что делать? В этом вопросе и боль, и надежда, и любовь, и отчаяние в собственных силах. Конечно, священник отзовется и поговорит и утешит, как сможет, но и самим приходящим надо понимать некоторые очевидные для православного человека вещи, но, увы, не всегда очевидные для большинства современных людей, не живущих церковной жизнью и до поры до времени не стремящихся к ней.
Во-первых, надо понять, что если человек в какой-то крайней нужде бросается к Богу, то Бог его не оставит. Но это не значит, что помощь будет именно такой, какой мы ждем. Например, у кого-то родственник оказался в реанимации, состояние критическое… Его родные приходят в храм и спрашивают: что делать?! Конечно, надо молиться, и Церковь в лице священника в этом добром деле первый помощник и участник. Но мы не знаем, что именно полезно человеку для спасения его души – болезнь или здоровье, жизнь или кончина. Поэтому, когда мы молимся о нашем близком и просим молиться других, мы должны знать, что мы всецело предаем человека в руки Бога, который Один знает, что по-настоящему нужно человеку с точки зрения вечности, в чем он нуждается. Конечно, мы молимся именно о здоровье, о благополучии, но непременно добавляем в конце: «да будет воля Твоя».
Я это потому говорю, что часто люди, приходящие в храм в каких-то отчаянных обстоятельствах, просят и ожидают от Бога, чтобы все разрешилось именно и только так, как кажется хорошо самим приходящим. При этом мы забываем, что наше понимание добра очень относительно и обычно связано только с понятиями житейского, земного благополучия. Мы мало заботимся о жизни души, о ее вечной участи и спасении. Словом, приходя в храм и прося у Бога благ для своих близких, мы должны и веру иметь, что Бог, знающий, что есть действительное благо, управит именно так, как полезно с точки зрения духовной, а не только с житейской и бытовой. Приходя в храм и прося Бога войти в нашу жизнь, в жизнь наших близких, нужно быть готовым это посещение Божие принять, а для этого нужна и решимость, и вера.
Кроме того, вот что нужно понять. Мы просим Бога с болью и крайним рвением о благополучии своего близкого. Но много раз в Писании и Сам Господь, и Его ученики говорят нам о том, что наша молитва, ее действенность напрямую зависит от образа нашей жизни – условно говоря, от того, насколько мы сами слышим и слушаемся Господа. Это очень важно понять! Потому что в беспечности своей мы иногда годами, день за днем, час за часом последовательно и сознательно отвергаем правду христианской жизни, не хотим ее знать, и когда случается беда или наступает проблема в нашей жизни или в жизни наших близких – это бывает следствием такого постепенного и методического удаления человека от Бога. И когда человек кричит Богу: «Помоги мне!» – он, конечно, должен твердо осознавать свое действительное положение – положение человека, отвергавшего Бога на протяжении многих лет, может быть не с явной и сознательной дерзостью, но своими поступками, своей беспечностью, своим нехристианским поведением в самых разных обстоятельствах, своим небрежением к призыву Божиему. Это как если бы мы отступали шаг за шагом от Бога спиной к обрыву, слышали увещевания об опасности, уговоры остановиться, но не верили им и продолжали свое движение. И вот однажды неизбежно наступает момент «последнего шага», когда события развиваются с катастрофической стремительностью. Но и здесь есть место для покаяния, для сердечной молитвы и прошения о помиловании. И мы из Библии знаем много примеров такого покаяния уже после падения и знаем, что и такое покаяние принимается Господом и милосердие Его, если можно так сказать, «смягчает» даже совершившееся уже падение и сглаживает его последствия.
Об этом обязательно надо вспомнить и, конечно, из глубины сердечной попросить прощения с обещанием положить начало исправлению. Без этого всякая молитва будет всего лишь дерзостью человека, который привык только требовать, не желая ничем жертвовать взамен. Итак, приходя в храм и прося Бога о милости к своему ближнему, находящемуся в трудных обстоятельствах, нужно начать менять и свою жизнь – и начать менять незамедлительно.
В первую очередь, конечно, нужно как можно более ответственно и серьезно подготовиться к исповеди и причастию. Это займет несколько дней, а затем надо потихоньку начать выстраивать образ жизни, сообразный с православной верой. Именно потихоньку, без рвения, несмотря на желание моментальной и кардинальной перемены, которое возникает иногда от воспламенения в душе благочестивой ревности. Но все нужно делать понемногу, с рассуждением. В первую очередь надо осмыслить и рассмотреть свою жизнь на предмет наличия в ней тяжких, смертных грехов, и если таковые присутствуют – приложить все усилия, чтобы от них избавиться. Смертными грехами мы называем крайнее проявление любой страсти. Блуд, гордость, лихоимство, гнев… любая страсть в своем свободном и полном развитии разрушает человека и становится действительно опасной, смертной.
Кто-то из опытных духовников сказал, что тот, кто хочет помочь своему близкому, должен стать подвижником. Это суровая правда. Обычно просят помолиться, заказывают сорокоусты «в трех церквях», просят какую-то «специальную молитву», спрашивают, какому святому молиться, не понимая, что не в самой молитве, не в тех или иных словах заключается главная сила, а в готовности для спасения близкого человека жертвовать собой, своим покоем, своими греховными привычками, образом жизни. И только тогда боль о родном человеке, молитва о нем может быть действенной, если эта боль и молитва подкреплена личным подвигом или, по крайней мере, коренным изменением безбожной и далекой от христианской нормы жизни (а именно об этом приходится говорить в большинстве случаев).
В духовной жизни действует простой закон: «Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов» (Гал. 6: 2). Вот это ношение тягот и есть какой-то духовный труд, подъятый ради спасения своего близкого. И кто еще может этот труд подъять, как не близкий, родной человек. Да, и молитвы священника, а наипаче молитвы, приносимые в храме, на Божественной литургии, важны, но есть какая-то таинственная связь между родными людьми и в плане спасения, так что иногда именно близкий, а не кто-то другой должен принять на себя какой-то сугубый духовный труд. К слову, тот труд, который надо предпринять человеку (зачастую далекому от веры), на поверку оказывается не каким-то сугубым подвигом, а всего лишь возвращением к нормальной христианской жизни, к тому, какой эта жизнь должна быть в повседневности, и только наша многолетняя беспечность удаляет нас от этой нормы настолько, что она начинает нам казаться какой-то непосильной ношей.
И еще вот о чем хочется сказать. Действительно, бывают, и даже нередко, внезапные и чудесные избавления наших близких от тех или иных болезней, опасностей и напастей. И случается тогда видеть сияющие благодарные глаза родственников… Но так бывает далеко не всегда. Гораздо чаще человек, приходящий в храм и просящий молитв о своем близком, желающий ему помочь, должен запастись терпением и понимать, что некоторые запутанные обстоятельства, запущенные болезни и страсти не разрешаются моментально, а исправление той или иной тягостной ситуации требует многого терпения, смирения и постоянного приложения сил для изменения в лучшую сторону. Да и то еще есть такие трудные обстоятельства, что даже при изменении личной жизни, при постоянстве в молитве и благочестии плоды нашей веры и упования бывают не видны годами, а иногда не видны и вовсе в этой земной жизни. Но то, что они не видны, не значит, что их нет.
Есть такой хороший американский фильм «Эта замечательная жизнь». Так вот, главный герой этого фильма – действительно добрый человек – впал однажды в горькое уныние, потому что ему показалось, что все его добро напрасно и бесполезно. И тогда ему было показано, каким был бы мир, если бы он не совершал это свое повседневное и «неприметное» добро.
Да, бывает и так, что плоды наших трудов не видны, и к этому тоже нужно быть готовым, потому что разрешение всей нашей жизни и результаты наших трудов мы можем узнать только по исходе из этого мира, в свете Божиего суда и Его правды. Так что никогда ни при каких обстоятельствах нельзя говорить, что наша вера и труды и молитвы напрасны, только потому, что они не дают видимых результатов. Напротив – ни одно доброе дело, ни одно сердечное воздыхание не останется забвенным у Господа, только не всегда нам полезно видеть плоды Божиего милосердия здесь, на земле, – и это серьезный вопрос веры. Будем помнить, что многие праведники здесь, на земле, были гонимы и презираемы даже до последнего своего издыхания и так и не увидели триумфа, каких-то явных, с точки зрения житейской правды, плодов своего благочестия. Но ни один из них не остался забытым у Господа, и ни один из них не лишился радости пребывания с Ним. Так же и все, о ком они молились при жизни или по успении, не лишатся плодов этих молитв, если только сами хоть что-нибудь приложили доброго к молитвам святых ходатаев.
Ну, и нельзя никак обойти стороной «практическую сторону», потому что чаще всего приходящие в храм с болью о своих близких спрашивают, что именно нужно читать, какую молитву.
Хорошо читать Псалтирь по своему близкому человеку, добавляя на каждой «Славе» прошения о здравии (или об упокоении, если человек преставился). Чтение Псалтыри удивительным образом успокаивает человека, занимает его болезненно напряженный ум молитвой, позволяет отвлечься от тревожных, панических, тягостных дум и соединяет с Господом, который Один знает, как разрешить наши проблемы и трудности.
К счастью, в наше время широко распространены так называемые «полные молитвословы», где напечатаны молитвы на разные случаи жизни. Думаю, человек сам может выбрать любую молитву, подходящую по смыслу к его прошению, и читать ее терпеливо, ежедневно, добавляя в утренние и вечерние молитвы, и если эта молитва будет произноситься от всего сердца, с болью и любовью, если она будет подкреплена благими изменениями собственной жизни – то нет никакого сомнения, что Господь внемлет такой молитве и подаст именно то, что полезно нам и нашим близким для спасения души во времени и в вечной жизни.