- Молитвенное правило Богословско-литургический словарь
- Молитвенное правило свящ. Константин Слепинин
- Молитвенное правило для стоящего на пути богоугодной жизни свт. Феофан
- Н.Е. Пестов
- Как совершать дома свое молитвенное правило
- Молитвенное правило игумен Иларион (Алфеев)
- С чего начать нам прот. Алексий Уминский
- О внимательной молитве, молитвенном правиле
- Слово о келейном молитвенном правиле свт. Игнатий (Брянчанинов)
- О кратком молитвенном правиле (Серафима Саровского)
- Опыт прочтения утреннего правила по православному молитвослову
- Об одной молитве вечернего правила А. Андреева
- Личное молитвенное правило в литургической практике М. Верховская
- Правило свящ. Сергий Бегиян
- О молитвенном правиле в дни празднования Святой Пасхи
- Толковый православный молитвослов
- Молитвенное правило в Аудиоразделе
- Тест на понимание молитв на сон грядущим
- Тест на понимание молитв утреннего правила
***
Моли́твенное пра́вило – 1) ежедневные утренние и вечерние молитвы, которые совершают христиане (рекомендуемые тексты можно найти в молитвослове); 2) регламентированное чтение этих молитв.
Правило бывает общим – обязательным для всех или индивидуальным, подбираемым для верующего духовником с учетом его духовного состояния, сил и занятости.
Состоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно. Этот жизненный ритм необходим, поскольку в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации недостаточно.
Чтение молитв связует человека с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению. В том, чтобы молиться чужими словами, пример нам – Сам Господь Иисус Христос. Его молитвенные возгласы во время крестных страданий – строки из псалмов (Пс. 21:2; 30:6).
Существует три основных молитвенных правила:
1) Полное молитвенное правило, которое печатается в «Православном молитвослове»;
2) Краткое молитвенное правило. У мирян иногда возникают ситуации, когда времени и сил для молитвы остаётся мало, и в таком случае лучше со вниманием и благоговением прочитать краткое правило, чем торопливо и поверхностно, без молитвенного настроя — всё положенное правило целиком. Святые отцы учат с рассуждением относиться к своему молитвенному правилу, с одной стороны, не давая поблажек своим страстям, лени, саможалению и прочим, которые могут разрушить правильное духовное устроение, а с другой стороны, учиться без соблазна и смущения сокращать или даже несколько изменять правило тогда, когда в этом существует действительная необходимость.
утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя Боже», «Символ веры», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших;
вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»;
3) Краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского: три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и один раз «Символ веры» – для тех исключительных дней и обстоятельств, когда человек находится в крайнем утомлении или весьма ограничен во времени.
Совсем опускать молитвенное правило нежелательно. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие.
Основные молитвы следует знать наизусть (при регулярном чтении они постепенно запоминаются человеком даже с очень плохой памятью), чтобы они глубже проникли в сердце и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах. Желательно изучить текст перевода молитв с церковнославянского языка на русский (см. «Толковый молитвослов»), чтобы понимать значение каждого слова и ни одно слово не произносить бессмысленно или без точного осмысления. Очень важно, чтобы приступающий к молитвословию изгнал из сердца обиды, раздражение, горечь. Без усилий, направленных на служение людям, на борьбу с грехом, на установление контроля над телом и душевной сферой, молитва не может стать внутренним стержнем жизни.
В условиях современного быта, учитывая загруженность и ускоренные темпы, мирянам нелегко отводить для молитвы определенное время. Врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней – усталость.
Утренние молитвы лучше всего читать до начала всякого дела (и до завтрака). В крайнем случае, их произносят по дороге из дома. Поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости, поэтому можно рекомендовать читать вечернее молитвенное правило в свободные минуты до ужина или еще раньше.
Во время молитвы рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. В зависимости от характера внутрисемейных взаимоотношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила вместе, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно. Общая молитва рекомендуется перед вкушением пищи, в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях. Семейная молитва – это разновидность церковной, общественной (семья – своего рода «домашняя Церковь») и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет ее.
Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. Трудность молитвы – нередко признак ее подлинной действенности.
Молитва за других людей (см. помянник) – неотъемлемая часть молитвословия. Предстояние Богу не отдаляет человека от ближних, но связывает его с ними еще более тесными узами. Не следует ограничиваться только молитвой за близких и дорогих нам людей. Молитва за тех, кто причинил нам огорчение, вносит в душу мир, оказывает воздействие на этих людей и делает нашу молитву жертвенной.
Хорошо окончить молитвословие благодарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательности. Приступая к делам, надо прежде подумать о том, что предстоит говорить, делать, видеть в течение дня и испросить у Бога благословения и сил для следования Его воле. В гуще трудового дня надо творить краткую молитву (см. Иисусова молитва), которая поможет и в повседневных делах находить Господа.
Содержание
- Можно ли сокращать молитвенное правило?
- Хорошо ли, если молитвенное правило будет побольше: кроме обычных утренних и вечерних молитв – акафисты, каноны?
- Молиться с чистым сердцем
- С какими чувствами молятся Богу
- С какими словами надо обращаться к Всевышнему
- На каком языке нужно молиться в церкви и дома?
- Как правильно молиться святым
- Как нужно начинать и заканчивать молиться
- Молитвенное правило в православии
- Как исполнять молитвенное правило
- Православный молитвослов
- Как не отвлекаться во время молитвы
Можно ли сокращать молитвенное правило?
Этот вопрос волнует многих современных людей. Однако, как представляется, дать на него однозначный ответ, «да» или «нет», безотносительно к обстоятельствам нельзя.
С одной стороны правило для того и существует, чтобы его соблюдать. Важность молитвенного правила заключается в том, что оно ориентирует христианина в правильном русле.
Входящие в состав правила молитвы способствуют формированию надлежащих отношений богомольца с Богом, святыми и вообще с ближними, предохранению его от действий лукавых сил и внутренних страстей.
Многие, не имей они этого спасительного правила, может быть даже и не знали бы, как именно, о чём именно и с какой регулярностью должно молиться Богу и Его угодникам.
С другой стороны существует различные жизненные ситуации, когда верующему, либо ввиду немощи телесной или духовной, либо ввиду иных причин (например, в случае особо ответственных вахт и дежурств, караулов, активных боевых действий) регулярно читать молитвенное правило целиком бывает или крайне затруднительно, или практически невозможно.
В подобном случае следует помнить, что молитвенное правило хотя и является правилом, подразумевающим уместность его исполнения, однако не предполагает абсолютной, безусловной необходимости его соблюдения.
Иногда бывает лучше прочесть меньше молитв, но искренне и с усердием (от сердца), чем все (составляющее полное правило), но «формально» (небрежно, скороговоркой, перепрыгивая через строчки и т. п.).
Существуют, к слову, и сокращённые варианты молитвенного правила.
Но всё же в случае возникновения сомнений по этому поводу есть смысл обратиться за конкретной рекомендацией к опытному, духовно мудрому пастырю, духовнику.
Хорошо ли, если молитвенное правило будет побольше: кроме обычных утренних и вечерних молитв – акафисты, каноны?
Самое главное в исполнении молитвенного правила – постоянное ежедневное исполнение его. При нужде оно сокращается. Надо иметь такое правило, чтобы оно не превышало ваших сил и чтобы совесть не укоряла за леность.
***
Утреннее и вечернее правила – это лишь необходимая духовная гигиена. Молиться же нам заповедано непрестанно (см. молитва Иисусова). Святые отцы сказали: если будешь сбивать молоко, получится масло, так и в молитве – от количества переходит в качество.
***
преподобный авва Исайя:
«Не оставляй молитвенного правила, чтобы не впасть в руки врагов твоих. Тщательно исполняй твое молитвенное правило. Остерегись! не допусти себе пренебречь им. От тщательного исполнения правила просвещается и укрепляется душа».
протоиерей Алексий Уминский:
«Чтобы правило стало не препятствием, а настоящим двигателем человека к Богу, необходимо, чтобы оно было соразмерно его духовным силам, соответствовало его духовному возрасту и состоянию души. Многие люди, не желая себя отягощать, сознательно выбирают слишком легкие молитвенные правила, которые из-за этого становятся формальными и не приносят плодов. Но иногда и большое правило, выбранное из неразумной ревности, тоже становится кандалами, ввергая в уныние и мешая духовно расти.
Правило — не застывшая форма, в течение жизни оно обязательно должно меняться и качественно, и внешне».
***
Святитель Феофан Затворник так кратко систематизирует советы по прочтению молитвенного правила:
«а) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев… В древности все читаемые молитвы брались из псалмов… Но нигде не встречаю слова «читать», а везде «петь»…
б) во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте…
в) чтобы подсечь позыв на спешное чтение, положите — не то и то вычитывать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час… сколько обычно выстаиваете… и затем не заботьтесь… сколько прочитаете молитв, — а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать…
г) положив это, однако ж, на часы не посматривайте, а так становитесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед…
д) чтобы способствовать движению молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все молитвы, которые входят в ваше правило, — и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, знать, наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце…
е) никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своеличною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правило — самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного… Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте… так до самого конца положенного времени».
***
митрополит Сурожский Антоний:
Мой духовный отец мне советовал так читать утpенние или вечерние молитвы: стал, помолчал, предстал перед Богом, пеpекрестился: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», – не в свое имя и не ради себя самого, а во имя Божие и ради Него. Потом пpочти пеpвую фразу молитвы, помолчи мгновение, совеpши земной поклон и повтоpи ее, помолчи мгновение и повтоpи ее еще раз; тогда пеpеходи на следующую фразу. Это значит, что утpенние или вечерние молитвы (с поклонами) занимают приблизительно два часа с половиной, – но они доходят. Они доходят, потому что ты услышишь те же слова три раза и заставишь свое тело поклониться и восстать. Конечно, дойдут, сколько возможно, в пределах твоей глубины. (Источник).
***
См. ВНИМАНИЕ В МОЛИТВЕ, БОРЬБА С ПОМЫСЛАМИ
Братья и сестры,
Мир вам в Господе! Молитва — это важный способ для нас, христиан, установить нормальные отношения с Богом. Речь в особенности идет об утренней и вечерней молитве. Вот почему крайне важно научиться молиться. Однако многие братья и сестры чувствуют себя озадаченными. Каждый день мы молимся и утром, и вечером, мы молимся также перед едой и после еды в дополнение к молитвам на собраниях. Далее, каждый раз во время молитвы мы много говорим Господу и долго молимся. Однако мы не чувствуем присутствия Бога. Впечатление такое, будто во время молитвы мы просто говорим сами с собой, и наш дух не чувствует мира или радости. Почему Бог не слушает наши молитвы? Как нам следует молиться, чтобы заслужить Божью похвалу?
На самом деле, есть несколько причин, почему Бог может не слушать наши молитвы. Я поделюсь своим личным пониманием вопроса со всеми.
● Прежде всего, молимся ли мы Богу с искренним сердцем? ● Во-вторых, разумно ли мы молимся Богу? ● В-третьих, есть ли в нашей церкви труд Святого Духа?
Прежде всего, молимся ли мы Богу с искренним сердцем?
Господь Иисус сказал: «Когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (От Иоанна 4:23). Божьи слова показали нам, как мы должны молиться, чтобы поклоняться Богу в соответствии с Его намерениями. Самое большое внимание Бог уделяет тому, есть ли у нас искреннее сердце, когда мы находимся перед Ним, и говорим ли мы Ему искренние и правдивые слова. Если в нашем сердце есть благоговение перед Богом и искренность в молитве, Бог сочтет наши молитвы приемлемыми. Однако, когда мы молимся Богу, мы часто неспособны успокоиться перед Богом и молиться Ему от чистого сердца. Наши уста двигаются, но в душе мы думаем о семье или работе и наполнены беспокойными мыслями. Иногда наши губы двигаются, а сердце безмолвно. Мы не подходим к молитве честно, а просто выполняем формальность, поверхностно произнося одно и то же. Зачастую мы даже говорим некие возвышенные, напыщенные и пустые слова, слова, которые только звучат хорошо, или выхолощенные слова, чтобы ввести Бога в заблуждение. Например, мы любим родителей больше, чем Господа, и карьеру мы любим больше, чем Господа, но когда молимся, то говорим: «О Господи, я люблю Тебя! Я готов отказаться от всего и всем сердцем посвятить себя полностью Тебе!» Когда наши семьи сталкиваются с какими-либо несчастными случаями, наши сердца унывают, и мы жалуемся Господу. Но все равно в молитве мы благодарим Господа и говорим Ему слова хвалы… По сути, обманывает Бога тот, кто не искренен и только исполняет формальность, говоря громкие, пустые и фальшивые слова, или тот, кто маскируется перед Богом и говорит только приятные слова. Бог не станет слушать неискренние молитвы.
Во-вторых, разумно ли мы молимся Богу?
Большую часть времени мы бездумно предъявляем требования к Богу в молитве или высказываем всевозможные нелепые просьбы. Например, если у нас нет работы, мы просим Бога обеспечить нас работой. Если у нас нет ребенка, мы просим Бога подарить нам ребенка. Если мы больны, то просим излечить нас от болезни. Если наши семьи переживают трудности, мы просим Бога помочь нам. Бизнесмены молятся Богу и просят Его благословить их, чтобы они заработали много денег. Студенты просят Бога благословить их умом и мудростью. Старики просят Бога защитить их от недомогания и бедствий, чтобы они спокойно дожили свои последние годы. В своей жизни мы не способны покориться Божьим обустройствам, несмотря на испытываемые трудности и испытания. Мы всегда надеемся, что Бог спасет нас от проблем, и что нам больше не придется страдать. Мы всегда просим Господа защитить нас, чтобы мы жили в счастье и мире. Молитва такого рода — это не молитва к Богу одного из Божьих творений. Напротив, в ней мы обращаемся к Богу с просьбами сделать что-либо в соответствии с нашими собственными мыслями. Когда люди верят в Бога, они надеются, что Бог удовлетворит все их просьбы и желания. По сути, это коммерческая сделка с Богом, в которой нет ни капли совести или разума. Люди такого рода не имеют настоящей веры в Бога и любви к Нему, они по-настоящему не повинуются Богу и не благоговеют пред Ним. Вместо этого они используют Бога для достижения своих целей. Бог сказал именно об этом: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (От Матфея 15:8). Поэтому Бог не слушает молитвы, которые люди совершают с неподобающими намерениями.
В-третьих, есть ли в нашей церкви труд Святого Духа?
Вспомните начальный этап Периода Закона, когда в храме имелась работа Святого Духа. Когда люди совершали грехи, они получали наказание от Святого Духа. Если служащие Богу священники нарушали закон, прямо с неба нисходил огонь и сжигал их дотла. Люди испытывали большой страх, и их сердца благоговели пред Богом. Однако в конце Периода Закона, когда явился и трудился Иисус, иудеи не могли соблюдать закон и использовали храм как место обмена денег и продажи скота. Они превратили храм в вертеп разбойников. В нем больше не было дисциплины Святого Духа. Поскольку Святой Дух уже покинул храм, чтобы защитить труд Иисуса, те, кто остались в храме и отказались принять спасение Иисуса, были отсеяны Божьей работой и провалились во тьму. Хоть они и молились во имя Иеговы, Бог не слушал их. Более того, они были не способны получить труд Святого Духа.
Давайте посмотрим на нашу сегодняшнюю церковь. Проповеди пасторов и старейшин скучны. Нет нового света. Братья и сестры не получают питания жизни, их дух становится все более увядшим и темным, и они не способны чувствовать присутствие Святого Духа. Они даже начинают угождать плоти и искать жизненные удовольствия, а также положение и власть. Между соработниками вспыхивают конфликты. Их грехи часто берут над ними верх, и они не чувствуют себя в долгу перед Господом. Они не следуют за словами Господа и не исполняют Его заповеди. Они полностью преступили Божью волю, став противниками Бога… Какова разница между церковью такого рода и храмом конца Периода Закона? Это полностью исполняет библейское пророчество: «И удерживал от вас дождь за три месяца до жатвы; проливал дождь на один город, а на другой город не проливал дождя; один участок напояем был дождем, а другой, не окропленный дождем, засыхал. И сходились два-три города в один город, чтобы напиться воды, и не могли досыта напиться; но и тогда вы не обратились ко Мне, говорит Иегова» (Амос 4:7–8). Фактически Бог покинул церковь Периода Благодати. Есть много братьев и сестер, которые четко ощущают, что в церкви больше нет работы Святого Духа, и что Бог уже закрыл лицо Свое от нас. Поэтому разве возможно, чтобы наш дух не увял? Как может Бог слушать наши молитвы?
Три вышеупомянутых обстоятельства являются главными причинами того, что Господь не слушает наши молитвы. Все, что мы можем сделать — это прийти к Господу, искать Его намерений и размышлять об этих вопросах. Мы должны также пытаться понять, как молиться Господу так, чтобы Он нас слушал. Это истина, в которую нам как можно скорее необходимо войти. Теперь я поделюсь со всеми тремя практическими методиками, чтобы вы знали, как молиться в соответствии с Божьими намерениями. Если мы будем в состоянии каждый день искренне практиковать их и претворять их в жизнь, я думаю, что Господь будет слушать наши молитвы.
● Во-первых, мы должны молиться в духе, молиться искренне и говорить правдиво и от сердца. ● Во-вторых, мы должны занимать место сотворенных существ и ничего не требовать от Бога; мы должны молиться Богу покорным Ему сердцем. ● В-третьих, если в нашей церкви нет работы Святого Духа, мы должны молиться о ее обретении.
Во-первых, мы должны молиться в духе, молиться искренне и говорить правдиво и от сердца.
Мы все знаем, что Бог верен. У Бога нет коварства, лицемерия и лжи. Бог искренен с каждым их нас. Бог также надеется, что мы будем молиться Ему искренне и честно. Как о том сказал Иисус: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (От Матфея 5:37). Поэтому в молитве мы должны говорить с Богом откровенно. Если мы слабы, то должны сказать, что слабы. Какие бы у нас ни были мысли, идеи, боль, трудности или поступки, совершенные не в согласии с Божьими намерениями, мы должны полностью открыть сердце и рассказать Богу обо всем. Есть слова и ситуации, в которых нам может быть неудобно признаться другим. Однако мы не можем скрывать все это от Бога. Мы должны открыть сердце Богу и честно рассказать Ему обо всем. Когда Бог увидит, что наши сердца широко открыты Ему и что мы ничего от Него не скрываем, и, более того, что мы говорим с Богом прямо от сердца и очень честно, Он приведет нас к пониманию Своих намерений и осознанию всех аспектов истины. Это укажет нам путь.
Кроме того, во время молитвы мы должны успокоиться перед Богом. Мы должны молиться Богу сосредоточившись. Мы не должны быть нерешительными или говорить неискренние слова. Когда мы говорим с родителями, у нас получается уважать их. Наше отношение к ним искреннее. Разве это не потому, что они старше и вырастили нас? Бог сотворил нас, подарил нам жизнь, снабдил нас всем необходимым для жизни и одарил нас истиной. Разве не тем более важно молиться Богу с благоговением в сердце? О чем бы мы ни молились Богу, мы должны обладать преданным сердцем и искать Божьих намерений, говорить Ему честно о своих мыслях и трудностях и терпеливо ждать Божьего времени. Только таким образом мы получим Божье просвещение и руководство и поймем Его намерения. Тогда наши трудности будут разрешены вовремя.
Во-вторых, мы должны занимать место сотворенных существ и ничего не требовать от Бога; мы должны молиться Богу покорным Ему сердцем.
Когда мы молимся, мы должны четко понимать, что мы — творение, а Бог — наш Творец. Бог держит все вещи и события в Своей руке. Все, что у нас есть, находится под Божьим контролем. Все, с чем мы сталкиваемся каждый день, будь то значительные или несущественные события, все это происходит по Божьему обустройству. Во время молитвы нам следует прочно занимать свое место сотворенных существ и искать Божьей воли с преданным и покорным отношением к Богу. У нас не должно быть к Богу никаких требований. Например, когда мы сталкиваемся с трудностями и не знаем, что делать, мы можем молиться так: «Боже! Я не понимаю истину в этом вопросе. Я не знаю, как мне следует поступить в согласии с Твоими намерениями. Однако я готов обращаться к Твоему слову, делать все в согласии с Твоими требованиями и угождать Твоим намерениям. Пожалуйста, просвети меня и руководи мной. Аминь!» Когда в наших сердцах будет место для Бога, и когда мы сможем занять место сотворенных существ и молиться, падать ниц и поклоняться нашему Творцу, и когда мы сможем повиноваться Его работе и претворять в жизнь Его слова, только тогда мы построим нормальные отношения с Богом и получим труд Святого Духа. Нам всем известно, что Иов был человеком богобоязненным и удаляющимся от зла. Когда он потерял весь свой скот, сыновей и дочерей, был покрыт струпьями с головы до ног и терпел огромную боль, он верил, что Бог управляет всем и что без Божьего позволения все это не постигло бы его. Более того, он знал также, что все, включая его жизнь, было дано ему Богом. Когда бы Бог ни пожелал забрать ее, это естественно и правильно. Поэтому он не жаловался Богу и не предъявлял Ему никаких требований. В результате он склонился и поклонился Богу и помолился Ему с покорным сердцем. Он сказал следующие слова: «Иегова дал, Иегова и взял; да будет имя Иеговы благословенно!» (Иов 1:21). «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2:10). Иов был тверд в своем свидетельстве о Боге. Его здравый смысл и покорность Богу заслужили Божью похвалу. Если мы тоже будем способны обращаться к Богу так же, как это делал Иов, если в наших сердцах будет место для Бога и если мы сможем молиться Богу, покорившись в сердце Ему в любых испытаниях, Бог будет руководить нами и просветит нас так, что мы поймем истину. Наш дух станет все более восприимчивым, и наши мысли прояснятся. Когда мы проявляем какое-либо развращение или переживаем неприятности, нам будет легче сохранять осознание и вовремя разрешать эти вопросы. Тогда наши отношения с Богом будут становиться все ближе, и наша жизнь будет возрастать все быстрее.
В-третьих, если в нашей церкви нет работы Святого Духа, мы должны молиться о ее обретении.
Мы все знаем, что в конце Периода Закона сатана все больше развращал людей. Люди жили во грехе и подвергали себя опасности быть осужденными по закону и преданными смерти. Тогда Бог под именем Иисуса завершил Период Закона, начал Период Благодати и совершил труд искупления человеческого рода. С тех пор иудейская религия полностью утратила славное присутствие Божье. С какими бы обстоятельствами ни сталкивались все те, кто не принял имя и труд Господа Иисуса, и как бы они ни молились и ни взывали к Богу Иегове, Бог не слушал их, и они не обрели работы Святого Духа. Однако все те, кто принял новый труд Иисуса и молился во имя Его, пользовались питанием из Божьего источника живой воды. Когда они призывали Господа, они могли видеть дела Божьи, и их сопровождала работа Святого Духа.
В настоящее время, как бы мы ни молились во имя Господне, мы не чувствуем работы Святого Духа и не можем ощутить Его присутствия. Мы не можем получить питания для своей жизни, совершаем грехи, но не получаем наказания. Очень вероятно, что работа Святого Духа снова изменила направление. В Библии говорится: «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (От Иоанна 12:47–48). «Ибо время начаться суду с дома Божия» (1-e Петра 4:17). Из этих стихов мы можем видеть, что в последние дни Бог вернется еще раз, чтобы выполнить этап работы суда. Господь верен. Что Он скажет, то и произойдет. Что касается нас, то мы должны искать и молиться, прося Бога вести нас к источнику жизни, чтобы мы смогли получить полив и питание и пойти по стопам нашего Господа. Я верю, что если у нас жаждущее и ищущее сердце, мы получим Божье водительство. Так будет, потому что Бог обещал нам: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (От Матфея 7:7).
Благодарение Богу за Его водительство. Я надеюсь, что представленная информация о том, как молиться, принесет пользу всем. Молитва — это важный шаг в установлении нормальных отношений с Богом. Это также основной путь, посредством которого мы можем получить труд Святого Духа. Только когда мы понимаем, как молиться, чтобы получить ответ от Господа, и у нас есть практический путь, по которому мы следуем, и который регулярно практикуем, Господь услышит наши молитвы. Пусть наши молитвы вскоре будут в согласии с Божьими намерениями.
Да будет Богу вся слава!
Как правильно нужно молиться, чтобы Бог нас услышал и помог?
Молиться с чистым сердцем
С какими чувствами молятся Богу
С какими словами надо обращаться к Всевышнему
На каком языке нужно молиться в церкви и дома?
Как правильно молится святым?
Как нужно начинать и заканчивать молиться
Молитвенное правило в православии
Как исполнять молитвенное правило?
Православный молитвослов
Как не отвлекаться во время молитвы
Фото: фотобанк «Лори»
Чтобы Бог ответил на молитву, очень важно молиться правильно. Это не означает фарисейскую правильность и соблюдение всех мелких предписаний: как стоять, перед какой иконой, в какой последовательности читать молитвы, как правильно класть поклоны. Не следует слишком сильно бояться сделать при молитве что-либо не так и тем более из-за этого отказываться от молитвы. Бог видит наше сердце, и случайная ошибка не сделает нас преступниками в Его глазах.
Правильная молитва состоит в правильном расположении духа и чувств.
Молиться с чистым сердцем
Чтобы Бог не поставил нашу молитву во грех, молиться нужно с чистым сердцем и с глубокой верой. Как говорят в православии, с дерзновением, но без дерзости. Дерзновение означает веру во всемогущество Божие и в то, что Он может простить самый страшный грех. Дерзость — это непочтение к Богу, уверенность в Его прощении.
Чтобы молитва не была дерзкой, нужно быть готовым принять волю Божию, в том числе тогда, когда она не совпадает с нашими желаниями. Это называется «отсечь свою волю». Как писал святитель Игнатий Брянчанинов, «если предварительно не очистится человек отсечением воли, то истинного молитвенного действия в нем никогда не откроется». Этого нельзя достичь одномоментно, но к этому нужно стремиться.
С какими чувствами молятся Богу
По словам Святых Отцов, во время молитвы не надо искать особых чувств, духовных наслаждений. Зачастую молитва грешного человека, какими являемся мы все, бывает трудной, вызывает скуку и тяжесть. Это не должно пугать и смущать, тем более нельзя бросать молитву из-за этого. Гораздо больше нужно опасаться эмоциональной экзальтации.
По словам святителя Игнатия Брянчанинова, единственные чувства, которые допустимы при молитве, — это чувство своего недостоинства и благоговение перед Богом, иными словами, страх Божий.
С какими словами надо обращаться к Всевышнему
Для того, чтобы было легче молиться и просить Бога о правильных вещах, святые и просто благочестивые люди составили множество молитв. Они освящены авторитетом Церкви, святы сами слова этих молитв.
Святые Отцы сравнивали молитву, составленную святыми, с камертоном, по которому настраивается душа человека во время молитвы. Поэтому молитва уставная более душеполезна, чем молитва своими словами. Однако к ней можно прибавить и свои просьбы.
На каком языке нужно молиться в церкви и дома?
Большинство православных молитв читаются на церковнославянском языке, за исключением некоторых молитв, составленных в XIX веке и написанных по-русски. Существуют православные молитвословы, в которых молитвы даны с русским переводом. Если молиться на церковнославянском языке тяжело, можно читать перевод.
В отличие от домашней молитвы, в храме богослужение всегда совершается на церковнославянском языке. Чтобы лучше понимать богослужение, можно держать перед глазами текст с параллельным переводом на русский.
Как правильно молиться святым
Каждый день во время утренней молитвы верующий обращается к своему святому покровителю — угоднику, в честь которого молящийся был назван при крещении.
В других православных традициях, не русских, при крещении именем святого не называют, а святой покровитель либо выбирается самим человеком, либо является святым покровителем всей семьи. В день празднования памяти «своего» святого можно прочесть основные молитвы ему — тропарь и кондак.
Некоторым святым молятся при особых нуждах. Тогда тропарь и кондак этому святому можно читать в любое время. Если вы постоянно молитесь какому-то святому, желательно иметь в доме его икону. Если вы хотите помолиться какому-нибудь угоднику особо, можно пойти для молитвы в храм, где есть его икона или частица его мощей.
Как нужно начинать и заканчивать молиться
- Перед тем, как начать молитву, нужно побыть в тишине и мысленно сосредоточиться.
- Закончив молиться, нужно немного побыть в молитвенной позе и осмыслить совершенную молитву.
- В начале и конце молитвы нужно осенить себя крестным знамением.
У домашней молитвы, как и у церковной, существует уставное начало и окончание. Они приведены в молитвослове.
Молитвенное правило в православии
Большинству людей трудно определить для себя продолжительность и количество молитвы: некоторые ленятся и молятся мало, а некоторые берут на себя избыточный труд и надрывают силы.
Для того чтобы дать верующему ориентир, существуют молитвенные правила.
Главными и обязательными являются утреннее и вечернее молитвенные правила.
Что такое молитвенное правило
Молитвенное правило (иначе келейное) — это четко установленная последовательность молитв, предназначенных для ежедневного чтения. Молитвенные правила читаются верующим дома вне богослужения, по утрам и вечерам. В эти правила входят основные православные молитвы, а также особые утренние и вечерние молитвы, в которых мы просим Бога простить наши грехи и сохранить нас невредимыми в течение дня и ночи.
Полное молитвенное правило, утреннее и вечернее, содержится в молитвословах. Те, кто не может читать полное молитвенное правило, могут, по благословению священника, читать сокращенное, включающее не все молитвы.
Краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского
Серафим Саровский дал это правило своим духовным чадам, живущим в миру. Оно охватывает весь день, и его обычно рекомендуют как краткое правило для начинающих. Как учил преподобный Серафим,
- утром нужно встать перед иконами и прочитать по три раза «Отче наш…», «Богородице Дево, радуйся…» и один раз Символ веры.
- Днем, до обеда, оставшись в одиночестве, нужно читать тихо Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», а если вокруг люди, то в уме повторять «Господи, помилуй».
- После обеда и до вечера нужно так же повторять «Пресвятая Богородице, спаси мя».
- Вечером же, перед тем как отойти ко сну, нужно помолиться так же, как и утром.
К утреннему правилу также можно прибавлять Молитву Оптинских старцев на начало дня.
Во время Великого поста к утреннему и вечернему молитвенному правилу добавляется великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина.
В праздники или дни памяти великих святых дополнительно к утреннему и вечернему правилу читаются песнопения (тропари, кондаки, стихиры) этого праздника или святого.
Во время подготовки к причастию Святых Христовых Таин после утренних и вечерних молитв читаются также каноны и последование ко Причащению.
По желанию, в дополнение к утренним и вечерним молитвам можно читать акафисты Господу Иисусу Христу, Богородице и святым.
На Светлой седмице (первая неделя после Пасхи) утренние и вечерние молитвы заменяют чтением текста Часов Святой Пасхи.
Как исполнять молитвенное правило
Молитвенное правило совершается перед домашними иконами. Оно читается стоя или на коленях, в случае болезни читать можно сидя.
Многие люди за долгие годы в церкви выучивают утренние и вечерние молитвы наизусть, однако чаще всего приходится молиться по молитвослову.
Перед чтением правила нужно осенить себя крестным знамением. Слова молитв нужно произносить неторопливо, вникая в их смысл. Молитвы, составляющие правило, можно чередовать с личными молитвами, особенно если такая потребность возникла во время чтения правила.
Закончив правило, следует поблагодарить Бога за общение и какое-то время побыть в молитвенном настроении, осмысляя свою молитву.
Православный молитвослов
В православном молитвослове обычно содержатся
- главные молитвы, используемые в богослужении и вне его
- утреннее и вечернее молитвенное правило
- каноны (покаянный, Богородице, Ангелу Хранителю) и последование ко Святому Причащению, молитвы на разные случаи
Также к молитвослову может прилагаться Псалтирь.
Как не отвлекаться во время молитвы
Многие воцерковляющиеся и даже давно воцерковленные люди жалуются, что во время молитвы их ум рассеивается, в голову приходят посторонние мысли, вспоминаются старые обиды, в голову приходят богохульства и непристойные слова. Или, наоборот, вместо молитвы возникает желание предаться богословским размышлениям.
Это всё искушения, неизбежные для человека, который пока не достиг святости. Бог попускает этому происходить, чтобы испытать в человеке веру и укрепить решимость противостоять искушениям.
Единственное средство против них — сопротивляться, не поддаваться им и продолжать молитву, даже если молиться тяжело и хочется ее прервать.