В Православной Церкви есть такое понятие как таинство причастия, еще оно имеет название евхаристия. Причастие — благословение Господне на отпущение грехов и наполнение христиан своей благодатью. Если вы приняли решение посетить храм с этой целью, то наша статья растолкует вам все сопутствующие вопросы.
Содержание
- Что такое таинство причастия в православной церкви: что оно дает и для чего нужно?
- Как проходит причастие в церкви?
- Каковы дни причастия в церкви?
- Во сколько начинается причастие в церкви в субботу и воскресенье?
- Сколько длится причастие по времени?
- Как часто можно причащаться?
- Как правильно причащаться первый раз?
- Подготовка к причастию
- Какие молитвы читать перед причастием?
- Как вести себя на причастии в церкви, что нужно говорить?
- Что нужно для причастия в церкви ребенка?
- Основные правила причастия в православной церкви
- Можно ли причаститься на вечерней службе?
- Можно ли причащаться во время месячных?
- Можно ли причащаться беременным женщинам?
- Можно ли причащаться, если не постился?
- Можно ли причащаться не натощак?
- Можно ли причащаться без подготовки?
- Можно ли причащаться без исповеди?
- Можно ли причащаться, если делала аборты?
- Можно ли причащаться, если живешь в гражданском браке?
- Видео: Как проходит причастие в церкви?
Что такое таинство причастия в православной церкви: что оно дает и для чего нужно?
Далеко не каждый человек, носящий нательный крест, и который был крещен в Православной Церкви, может назвать себя христианином. Верующим человек становится, когда начинает участвовать в жизни церкви, соблюдать все ее каноны. Другими словами – находится в духовном единении с Богом.
Для наших предков, которые исповедовали Православную веру, было немыслимо называться христианами, и не соблюдать причастие.
Таинство причастия было установлено Иисусом Христом еще перед тем, как его предали и отправили на мучения. На тайной вечере среди своих учеников Спаситель установил таинство причащения. Он благословил хлеб насущный и вино как свою плоть и кровь, тем самым заповедовал своим апостолам, а через них – другим их приемникам совершать это благое дело.
Совершая таинство причащения, человек получает возможность очиститься от греха и получить исцеление души. Появляется возможность исправить свою жизнь в лучшую сторону, преобразить свою человеческую сущность.
Как проходит причастие в церкви?
Если вы настоящий верующий человек, то должны правильным образом подготовиться к причастию (об этом читайте далее). Этим вы выразите благодарность и уважение Господу. Прийти к решению причаститься нужно не из-за чувства долга, ваша душа должна осознанно к этому стремиться.
Понятия исповеди и святого причащения – нераздельны. Вы не сможете причаститься, если перед этим не исповедаетесь.
Исповедь – это раскаяние перед Господом Богом о содеянных грехах, отрицание от совершения дальнейших грехов. Вы – раб Божий в присутствии священника озвучиваете все грехи, за которые просите у Бога прощение. В свою очередь, священник помогает вам с помощью молитвы очиститься от согрешений. К исповеди тоже нужно подготовиться:
- Заблаговременно обдумайте возможные грехи, которые вами совершались. Первым делом уделите внимание тем совершенным деяниям, которые вас беспокоят, мешают жить. Но не забывайте и о других непослушаниях вере, которые, на первый взгляд, кажутся менее значимыми (ознакомьтесь со списком).
Если вам трудно озвучить ваши грехи вслух, то можете написать записку, и передать ее батюшке, он сделает это за вас. Только в момент исповеди нужно искренне осознать свои ошибки — перед Богом вы ничего не утаите.
После подготовки к причащению и исповеди священник дает благословение пройти причастие.
Как правило, священное действие происходит таким образом:
- Поутру человек приходит на исповедь, после начинается служба в церкви.
- Затем священник выносит чашу красного вина, символизирующую кровь Спасителя.
- Далее по очереди, без толкотни, люди подходят к батюшке, чтобы принять немного вина с ложки.
- После принятия красного вина православный христианин отходит в сторону, где служители церкви дают ему кусочек просфоры со святой водой, обозначающих плоть Христа.
- Детей пропускают причаститься первыми, до семи лет они могут не готовиться к причастию.
- На этом процедура принятия таинства причастия считается оконченной.
Каковы дни причастия в церкви?
Пройти таинство причастия можно в любой день, когда происходит церковная служба. Это христианское богослужение имеет название – литургия. Чтобы не ошибиться – переговорите заранее со священником, либо со служителями церкви о точном дне причастия. Как правило, служба в церкви обязательно правится в субботу и воскресенье.
Исключением становится Великий Пост перед Пасхой до Страстной Седмицы. В этот период существует особый календарь (график) богослужений.
Великий пост предназначен для подготовки христианского народа к великому празднованию Пасхи. Богослужения в этот период отличаются молитвами о воспоминании смерти и воскрешения Иисуса Христа, его покаянии.
Православный христианин должен причащаться как можно чаще, раз или два раза в месяц. Но это очень индивидуально, вы сами должны почувствовать тягу к покаянию, а не придерживаться стандартов. Не лишне будет обсудить с батюшкой все волнующие вас вопросы духовной жизни.
Во сколько начинается причастие в церкви в субботу и воскресенье?
Таинство причастия начинается по окончанию утренней службы в церкви. В каждом храме есть свое – индивидуальное время начала проведения утренней службы. Церковные службы делятся на: утренние, дневные, вечерние. Причащение зачастую проводится на утренней службе (бывают исключения), ее еще называют 1-го часа. Обычно начало такой службы не ранее семи, и не позднее десяти утра.
Длительность службы зависит:
- От характера богослужения (праздничная, ежедневная, вечерняя, великопостная и т.д.).
- От скорости исполнения службы как святым отцом, так и хором. В одних церквях это происходит не торопясь, в других – более быстро.
- От количества желающих исповедоваться до начала службы и причаститься после нее, соответственно.
- От того, будет ли звучать на службе проповедь.
В среднем, утренняя служба длится 1 час 20 мин — 2 часа.
Если причащение будете проходить на вечерней службе, то лучше посоветуйтесь со святым отцом о моментах подготовки к нему, так как действие должно происходить натощак. Возможно, лучше исповедаться перед вечерней службой, а причаститься после утренней.
Сколько длится причастие по времени?
- Длительность самого причащения будет зависеть от количества жаждущих причаститься.
- После окончания службы священник выносит Чашу со Святыми Дарами из-за алтаря, и приглашает желающих к причастию.
- Вначале причащаются церковные служители, монахи, а затем пропускают детей и всех остальных.
- Дожидаясь своей очереди, нельзя устраивать балаган и выяснение отношений, иначе все покаяние не будет иметь никакого смысла.
- Чтобы вкусить Святые Дары («кагор», просфору, святую воду или «теплоту»), понадобится меньше минуты.
Как часто можно причащаться?
Это довольно неоднозначный вопрос. Скорее важна не частота, а «качество» причащения, осознание самим человеком важности происходящего. Если такое осознание присутствует всегда, то можно причащаться как можно чаще, хоть каждую неделю.
- Православным христианам рекомендовано два-три раза в месяц познавать таинство причащения.
- Люди, которые готовятся посвятить свою жизнь церкви, могут причащаться чаще, тогда душевный и телесный пост может быть немного ослаблен на один-два дня.
- Также это можно сделать перед каждым постом – четыре раза в год.
- Категорически нельзя причащаться дважды в один день.
Благодаря церкви возрождается духовность человека. Если вы чувствуете тягость на душе – начните посещать для начала просто литургию, без причастия. Поговорите со святым отцом, возможно, вы найдете ответы и обретете успокоение. Когда ваше сознание само придет к желанию исповедоваться и причаститься – вы это ощутите.
Как правильно причащаться первый раз?
Первое причащение происходит немногим позже крещения ребенка.
Перед первым причастием нужно духовно настроить и подготовить как себя, так и ребенка:
- Хорошим поступком будет, если родные и крестные родители после крестин причастятся вместе с ребенком.
- В подготовку перед причастием входят все те же пункты, что вы читали ранее.
- Произнесите молитвы за ребенка (смотрите далее), попросите у Господа своими словами, чтобы он наделил крещеного малыша своей благодатью, помог вырастить достойного христианина на пути к спасению своей души.
- Затем малыша поднесите к священнику, голову положите на правую руку, ручки придерживайте, чтобы он не мог нечаянно опрокинуть Святую Чашу.
- Также нужно правильно подготовить одежду, ребенку должно быть комфортно, чтобы он не волновался лишний раз.
Если приучать ребенка причащаться как можно чаще, то он будет взрослеть, находясь в духовном равновесии с собой.
Бывает, что крещение и первое причастие человек получает уже во взрослом возрасте. Тогда не бойтесь ошибиться — первое причастие, как и все последующие, проходит практически одинаково. Смело задавайте вопросы своему духовному наставнику, он сумеет вас подготовить.
Подготовка к причастию
Самая главная подготовка к причастию заключается в осознании самого процесса. В церковь вы должны идти для сближения с Богом, осознания и раскаяния о своих грехах. Вы должны ощущать светлый настрой перед посещением церкви, а не тягостное бремя от вынуждения.
- Далее, не позднее чем за три дня, нужно соблюдать пост – не употреблять пищу животного происхождения. Само причастие должно проходить натощак.
- Также за три дня до причастия необходимо отказаться от сексуальных контактов, причем старайтесь даже ваши помыслы избавить от этого. Окончание телесного воздержания заканчивается в день, последующий дню самого причащения.
- Требуется отказаться от мирских утех, празднований.
- Если нет никаких жизненных препятствий, то нужно очистить свое тело, входить в церковь грязным – грех. Для этого рано утром перед походом в храм вымойтесь.
- Далее необходима исповедь – раскаяние перед Богом о всех своих грехах.
- Пройдя исповедь, побывав на церковной службе – вы можете быть благословенны на причастие священником.
Какие молитвы читать перед причастием?
Как вести себя на причастии в церкви, что нужно говорить?
К причастию не может быть допущен христианин, если:
- Он не исповедовался (кроме деток до семи лет).
- Он отлучен от Святых Таин.
- Потерял разум, находится не в себе. Насильно веру не навязывают.
- Супруги, вступившие накануне в половую связь.
- Женщина в период менструации.
- Не носит нательный крест.
- Другие моменты, они оговариваются с батюшкой.
- Явиться в церковь нужно до начала богослужения, при опоздании исповедь и причастие переносится.
- После молитвы «Верую, Господи и исповедую…”, священник выносит Чашу с Дарами, при этом нужно низко поклониться.
- При открытии царских ворот надо перекреститься, сложить руки крестом на груди (правая сверху). В таком положении нужно принять таинство причастия.
- Приближаться к Чаше нужно с правой стороны церкви, не опережая других прихожан.
- Женщинам желательно проходить причастие без макияжа (хотя бы без губной помады).
- Оказавшись около батюшки, нужно четко сказать свое имя, принять Святые Дары, поцеловать Чашу (как ребро Христово). Больше ничего трогать и целовать нельзя.
- Отойдя, получите от служителей церкви просфору и запивку – святую воду либо теплоту.
- Если Чаш несколько, то принимать Дары можно только из одной.
- Далее прочитайте молитвы по Святом Причащении или прослушайте их в храме.
Что нужно для причастия в церкви ребенка?
Основные правила причастия в православной церкви
По церковным законом есть определенные правила, которые должен соблюдать каждый христианин. В прохождении таинства причастия тоже имеются свои нюансы. Давайте разберем, какие.
Можно ли причаститься на вечерней службе?
Однозначно причаститься на вечерней службе можно в день Тайной Вечери. Сам Иисус Христос заложил это правило, причастив своих учеников — дав им свою плоть и кровь.
Что же касается вечернего причастия в другие дни, то ответ на этот вопрос довольно неоднозначен. В подавляющем большинстве причащение происходит утром, на голодный желудок. Соблюдать такое правило в течение всего дня не очень удобно, и не каждый сможет выдержать. При этом желательно присутствовать на вечерней службе, исповедоваться также можно на ней, а можно и утром. Поэтому этот вопрос нужно задать святому отцу того храма, где вы собираетесь принять таинство причастия.
Можно ли причащаться во время месячных?
Нет, во время месячных нельзя причащаться, такой поступок будет считаться дерзостью и большим грехом. Прикоснуться к Святой Чаше в этот период – великое неуважение к Господу Богу. Более того, женщина в период менструации вообще не может входить в храм. Объяснением тому считается, что менструация – это неслучившаяся беременность, и женщина должна за это понести ответственность. Женщина считается «нечистой» из-за кровянистых выделений, чем оскверняет церковь, входя в нее.
Совсем другое дело, если кровотечения сопровождают женщину долгое время — это уже не очищение, а недуг. Тогда спросите совета у своего духовного наставника, а на исповеди — покайтесь. Священник должен допустить вас до причастия, возможно, пройдя его, вы получите исцеление.
Можно ли причащаться беременным женщинам?
Да, можно, и чем чаще, тем лучше. Это особый период, женщина еще до рождения ребенка должна осознавать важность искупления, а после рождения – приобщать свое чадо к этому процессу.
Церковь снисходительна для беременных – разрешается упростить пост по мере своего самочувствия. Если состояние здоровья позволяет – пост и молитвы подготавливаются по общим правилам. Подготовку молитвами и службу в церкви можно совершать, сидя на скамье.
Можно ли причащаться, если не постился?
- Бывают разные случаи, иногда пост может быть нарушен по небольшой оплошности (случайное вкушение скоромной пищи, например).
- Либо же человек по состоянию здоровья не может прийти на причастие голодным, или не выпив воды. Такие моменты оговариваются с батюшкой, а на исповеди нужно покаяться за это.
Нужно понимать, что пост — это хорошо, но цель причастия — отпущение грехов и единение с Богом. Если есть уважительные причины, по которым пост был нарушен — нет преград для прохождения причастия.
- Если речь идет о нарушении физического воздержания супругами — то лучше пропустить один раз причастие, а на последующей исповеди учесть этот момент.
Можно ли причащаться не натощак?
Можно, но только детям до семи лет. Причем вкушение пищи должно происходить не сразу перед причастием, а заблаговременно. Следует с самого малого возраста подготавливать детей к причащению натощак.
Это правило касается также болеющих людей, если им нельзя обойтись без еды утром.
Можно ли причащаться без подготовки?
Нет, такого делать нельзя. Получается, что вы это сделаете просто «для галочки». Только вот смотреть на эту ситуацию следует с двух сторон:
- Вы причащаетесь несколько раз в году, в общем, как и посещаете саму церковь. В этом случае нужно строго соблюдать пост, пройти исповедь, прочитать все каноны и молитвы.
- Вы живете по церковным канонам, соблюдаете все посты, то есть, подготовка к причащению — это ваш образ жизни. Тогда на таинство причащения можно просто прийти натощак, прочесть нужные молитвы.
- Как уже упоминалось, дети до семи лет могут не готовиться.
Можно ли причащаться без исповеди?
Это правило также касается детей до семи лет. В некоторых храмах делаются исключения постоянным прихожанам, если они принимают таинство причастия часто.
Можно ли причащаться, если делала аборты?
Господь Бог всемилостив, он способен простить любой грех, если вы в нем действительно искренне раскаиваетесь. Детоубийство – один из самых страшных грехов человечества. Цель осознания данного безбожия – это не совершать подобные поступки в будущем. Духовный наставник не может отказать в исповеди и причастии, если вы хотите искупить свою вину.
Если же женщина бежит в церковь после каждого содеянного аборта, то это не приветствуется церковью, женщина не до конца осознала свою вину, раз продолжает совершать подобное.
Можно ли причащаться, если живешь в гражданском браке?
Многие путают понятия брака, давайте выясним где истина:
- Церковный брак – это брак, который получил свое благословение в таинстве венчания.
- Гражданский брак – это законно зарегистрированный брак государством. Его церковь признает, и допускает к причастию людей, состоящих в таком браке, даже если они не венчаны.
Не стоит путать гражданский брак с обычным сожительством, который в церковной терминологии называется — блуд. Если вы живете в блуде, то вам может быть отказано в благословении на таинство причастия.
Другое дело, если вы сожалеете о своем поступке, и собираетесь вскоре узаконить свой брак. По православным канонам нужно либо совершить бракосочетание, либо прекратить отношения, тогда можно будет причаститься.
Видео: Как проходит причастие в церкви?
Если вас интересует, как проходит таинство причастия на практике, то посмотрите следующее видео:
Аудио
Вопрос о частоте Причащения. В Апостольских Правилах сказано о том, что христианин, не причащающийся три недели подряд, исторгается из Церкви, а христианин, присутствующий на Литургии и не приходящий причащаться, должен уйти из храма. Так ли это?
Все правила, которые существуют в Церкви, всегда соотносятся с тем временем, в которое установлены – временем, ситуацией и обстановкой. Я особенно хочу сказать о Причащении за каждой Литургией. Да, было время, начальное время, время особых духовных дарований, без которых, если бы их не было — например, в 1 веке, христианство было бы уничтожено, стерто с лица земли. Жуткие гонения были подняты. Скажите, кто пошел бы в христианство, стал бы христианином, только один раз посмотрев в цирке, как звери растерзывают христиан? Кто бы принял это христианство? Никто. Ни за что. В страхе, если бы только услыхал, отскочил бы от него. Даже пообщаться не смог бы с ним. Христианство уже было бы уничтожено в первом столетии.
Только благодаря чрезвычайным дарованиям, которые получали первые христиане – во-первых, необычайная радость, дар исцеления, дар прозрения, дар пророчества, дар языков и так далее – только благодаря этим потрясающим дарованиям, которые просто поражали окружающих людей, христианство не только сохранилось в истории, но и распространилось по Римской империи. Иначе оно было бы уничтожено.
Так вот, эти правила – это правила первых столетий. Они соотносились с жизнью той эпохи. В наше время ситуация такова, когда мы должны смотреть за тем, чтобы Причащение не оказалось нам в суд и в осуждение. Надо смотреть за тем, чтобы я мог, хоть более или менее – но подготовиться к Святому Причащению, а не подойти просто так, чтобы в меня потом вошел сатана, как в Иуду. Поэтому эти строки предписания в отношении того, чтобы причащаться каждую Литургию, уже едва ли могут, то есть даже не могут сейчас быть применены к нам. Но какова ситуация – если я не могу причащаться, я чувствую, что я не могу, значит – что, я не должен и ходить тогда на Литургию? Что лучше? Я пойду к Литургии и не причащусь, или я не только не причащусь, но и не пойду к Литургии?
Церковь сказала – нет, ты побудь хотя бы на Литургии. То есть, Литургия в данном случае для этого человека уже является богослужением, на котором он может помолиться, покаяться, побыть с собой, побыть с Богом. Поэтому уже в столь строгом виде это правило, конечно, уже неприменимо к нашему времени. Но, тем не менее, это правило напоминает нам, что долгое непричащение – это явное свидетельство охлаждения человеческой души.
Поэтому вы должны – насколько это возможно, причащаться. Тут разные вещи. До революции, например, читаешь: хоть раз в год, или – ну, четыре – в четыре поста. Вы прочтете это не у кого нибудь – у митрополита Филарета (Дроздова). Хотя бы каждый пост, ну, если можешь – то хорошо бы каждый месяц.
Все зависит от того, в каких условиях мы находимся. К тому же, надо сказать, что еще налагают бремена неудобоносимые на готовящихся к Причащению. То, что соответствует, например, монастырской жизни — когда пост три дня и больше, то едва ли может подойти каждому мирянину, который находится в условиях работы, этой суеты и так далее. Здесь, по крайней мере, пост хотя бы один день. Один, ну, два – надо смотреть, но не меньше хотя бы одного дня. То есть, нужны вот эти ограничения, и они должны быть разумными. То, что очень многих – и это священники знают, задерживает в Причащении — трехдневный пост. Ну, не может он никак три дня – это для него просто невыносимая вещь. Надо же это учитывать. И здесь священник, зная человека, поговорив с ним, может регулировать количество дней подготовки.
Когда священник нашего храма благословил меня причащаться за каждой воскресной Литургией я, честно говоря, испугалась. Я из тех прихожан, которых называют «захожанами». Трое детишек плюс муж, который не особо стремится в храм, домашние заботы, гурьбой падающие на выходные дни — все это мешает ежевоскресному пребыванию на службе. Я знаю, многое из этого популярные «отговорки», но нужно иметь большую смелость сказать домашним, что полвоскресенья — мои, для души. Я сейчас даже не об этом.
Скажем, я собрала волю в кулак и установила, что воскресенье — день молитвы в Храме. Но к причастию нужно готовиться, и как велят правила, нужно поститься неделю (минимум 3 дня). Получается, что причащающиеся за каждой Литургией обязаны вовсе отказаться от скоромной пищи и каждый день вычитывать каноны, акафисты, полное ежедневное правило, а в субботу еще и правило к причастию.
Не знаю, как для кого, для меня каждое причастие дается усилием воли. А если еще детей нужно причастить или мужа уговорить на этот подвиг — то усилий необходимо приложить втройне. Надо проследить за постным столом семьи, прочесть с сыновьями необходимые молитвы и мужу о них напомнить… в общем, контролировать ход исполнения всех приготовлений. При этом у меня возникают двойственные чувства, я чувствую себя ответственной за воспитание детей в православии, да и мужа приобщить хочется, но при этом не хочу довлеть над домашними, не хочу принуждать, заставлять. Проще отвечать только за себя и спокойно самой готовиться к таинству. Проще, то оно проще, только совесть мучит тогда, мол оставила семью, пошла одна спасаться.
В общем, я запуталась. Поэтому вопрос о частом причастии для меня болезненен, все эти душевные метания добра не приносят, только раздражение на близких.
Коротко говоря, батюшка то меня благословил, конечно, но я, многогрешная, своевольничаю и непослушАюсь. Как причащалась 4-5 раз в году, так и причащаюсь до сих пор. Да и в Храм хожу от силы раз в месяц, что не очень радует, конечно. Просто я знаю, для меня такое причастие — бремена неудобоносимые, хоть это и Радость и Святыня, но не по мне такая Мера, наверное.