КА́ИН (קַיִן), первенец Адама и Евы. Библия объясняет имя Каин как производное от глагола קנה — приобретать, получать, производить. Ева говорит: «Приобрела я человека от Господа» (Быт. 4:1). Однако подлинное значение имени: кузнец (как в арамейском и арабском языках); среди потомков Каина числится Тувал-Каин, «ковач всякой меди и железа» (Быт. 4:22).
Согласно библейскому рассказу, земледелец Каин и его брат, пастух Авель, совершили каждый приношение Богу, и Он принял дары Авеля и пренебрег жертвами Каина. Вопреки предостережению Бога (Быт. 4:6,7), Каин убил Авеля, за что был подвергнут двойной каре — лишен плодов земли и обречен на непрерывные скитания. Чтобы первый же встречный не убил преступника, первого рожденного женщиной человека и первого человекоубийцу, Бог отметил Каина особым знаком (ср. крылатое выражение «печать Каина»). Каин поселился в «земле Нод» (возможно, метафорически — «страна скитания»), женился и произвел на свет сына Эноха, по имени которого назвал основанный им город.
История Каина принадлежит к широко распространенному сюжету о двух соперничающих братьях. Фрагментарность и туманность библейского повествования (так, неясна причина, по которой Бог пренебрег приношениями Каина; не выяснено, как узнал Каин, что его жертвоприношение было отвергнуто; непонятно, от кого должна была охранять Каина Божья печать, так как других людей, кроме его родителей, не должно было существовать; по той же причине остается загадочной женитьба Каина) свидетельствует, что этот рассказ является сокращенной версией более разработанной фольклорной истории. Подтверждением этому служит контрастирующая с краткостью повествовательного изложения длина диалогов Каина с Богом (Быт. 14:6–7, 9–15).
Образ Каина восходит, по всей очевидности, к известному у многих народов отрицательному образу кузнеца-чародея; у древних евреев к кругу ремесел, ассоциированных с магией, относилось, по-видимому, и земледелие, что позволило переосмыслить Каина как земледельца. В мифе о Каине отражены древнейшие конфликты между кочевыми пастушескими и земледельческими племенами, а также возникновение «греховной» цивилизации, в основе которой лежало ремесло и которая безвозвратно погибла в потопе.
Идея библейского рассказа о Каине — моральный, а не метафорический характер зла, которое представляет собой извращение человеком данной ему Богом свободы выбора. Наказание Каина, превратившее его в одинокого скитальца, служит выражением библейского взгляда, что убийство является не только проступком индивида, но также и общественным злом и грехом перед Богом; семь раз подчеркиваемая в рассказе кровная связь Каина и Авеля, по всей видимости, выражает мысль, что убийство всегда есть братоубийство.
В Аггаде Каин трактуется не только как первый убийца, но и как первый человек, выказавший неблагодарность: согласно аггадическому рассказу, Авель, который был гораздо сильнее Каина, победил брата в борьбе, однако, растроганный просьбой брата о милости, отпустил его, а затем тот убил Авеля (Быт. Р. 22:8). Библейский рассказ о Каине лег в основу множества произведений мировой литературы; наиболее известным из них является «Каин» Байрона (1821).
В христианской традиции Каин является представителем сыновей дьявола, убившим беспорочного пастыря Авеля; последний трактуется как своего рода предтеча Иисуса, в то время как Каин символизирует убийц Иисуса, евреев. В мусульманской традиции причиной конфликта между Каином и Авелем является спор из-за их сестер, на которых они должны были жениться. Каин предпочел невесту Авеля и, убив последнего, женился на ней.
Имя Каин является также собирательным названием древнего народа — кенитов (Суд. 4:11 и др.).
Содержание
- Кто говорит: «Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец. Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит. Святой апостол Иоанн Богослов
- Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица, а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит. Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. Быт. 4 — 11
- Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга. Не так как Каин, который был от лукаваго и убил брата своего.1 Ин. 3 – 11.
- Примеры употребления слова адам в литературе.
Кто говорит: «Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец. Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит.
Святой апостол Иоанн Богослов
После изгнания из рая у Адама и Евы стали рождаться дети: сыновья и дочери.
Первого сына они назвали Каином, а второго Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель занимался разведением домашнего скота.
Однажды они приносили жертву Богу в знак любви, покорности и благодарения. Каин — плоды земные, а Авель — лучшее животное из своего стада. Авель был нрава доброго и кроткого, он приносил жертву от чистого сердца, с любовью и верой в обещанного Спасителя, с молитвой о помиловании и надеждой на милость Божью; и Бог принял жертву Авеля, — дым от нее вознесся к небу.
Каин же был нрава злого и жестокого. Он приносил жертву только по обычаю, без любви и страха Божьего. Господь не принял его жертвы, — дым от нее стелился по земле.
Сделал Господь это в наставление о том, что жертва Богу должна соединяться с внутренней жертвой доброго сердца и добродетельной жизнью.
Увидев, что жертва его не принята, Каин разгневался на брата и стал завидовать ему. Лицо его помрачнело. Господь, видя озлобление Каина, обращается к нему, как к родному, но стоящему на краю пропасти сыну, предостерегая от уже замышленного братоубийства.
Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица, а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит. Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
Быт. 4 — 11
Этими словами Господь показывает, что всякий человек, даже с такими задатками, как у Каина, может стать праведником.
Но не внял Каин Божьему увещеванию и, зазвав Авеля в поле, убил его. Тогда Господь обратился к Каину, желая, чтобы он покаялся, и спросил его: «Где брат твой Авель?” Но диавол окончательно овладел сердцем Каина, и тот дерзко ответил: «Не знаю; разве я сторож брату моему?». Это отрицание вины уже не давало надежды на исправление.
Тогда Бог сказал ему: «Что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет ко Мне от земли. За это ты будешь проклят, и земля не будет плодоносить тебе, и будешь ты скитаться по земле».
Тяжкое наказание сломило упорство Каина. Он стал просить, чтобы кто-нибудь, встретившись с ним, убил его. Но это желание, вызванное отчаянием, было преступно и потому не могло быть исполнено. Как наказанный убийца, Каин должен был служить предостерегающим примером для других. Поникшее, искаженное злодейством лицо его служило знаком, чтобы никто не убил его, ни дикий зверь, ни человек.
Велико было его преступление и оскорбление, нанесенное чистоте и святости любви. Но, несмотря на это, нашлись люди, которые решились последовать за Каином в изгнание.
Это повествование открывает перед нами два пути: путь с Богом и путь без Бога, путь добра и любви и путь зла, гордости и произвола. Один приводит к вечной жизни — другой к смерти…
Жизнь человека есть дар Божий, поэтому человек не имеет права ни сам себя лишать жизни, ни отнимать ее у других. Отнятие жизни у ближнего называется убийством и является одним из самых тяжких грехов.
…А Адаму и Еве Бог дал другого сына. Безмерна была их радость. В надежде, что он не будет таким, как Каин, а заменит Авеля, его назвали Сиф, что значит «основание” — основание новому человечеству, мирному, благочестивому, в котором не будет братоубийства и злобы, которое веками будет шаг за шагом возвращаться на дорогу праведных, ведущую человека через преодоление греха к Богу.
Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга. Не так как Каин, который был от лукаваго и убил брата своего.
1 Ин. 3 – 11.
Примеры употребления слова адам в литературе.
В эту военную пору невесть каким путем, может быть через прусских же штабных офицеров, до кантора доходит весть от придворного чембалиста, личного аккомпаниатора его величества короля, что жена Эммануеля — Иоганна Мария — благополучно разрешилась от бремени и родила сына, названного Иоганном Адамом, впрочем, вскоре получившего имя Иоганн Август.
Библейская аллюзия на грехопадение Адама и Евы, которых соблазнил сатана в облике змеи.
Кроме Малалы, Пантелей, по наущению Иллариона, читал также хронику Георгия Амартола, то есть грешника, византийского монаха, который, подобно Малале, излагал историю человечества начиная от Адама, однако с особым желанием сосредоточивался на повествованиях о великих людях языческого мира, что вельми привлекало Пантелея.
После того, как Адам потерпел неудачу в седьмой раз, Ананке отменила свое прежнее решение и постановила, что Адам ни при каких обстоятельствах не может вернуться обратно в Эдем.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Cвятые отцы говорят, если у всех всё будет, то не будет места любви. Каждая из страстей (гордость, сребролюбие, чревоугодие, уныние, блуд, гнев, зависть) начинается с греховных помыслов. Возникший помысел начинает проявляться в человеке и развиваться.
Одним из гнусных людских пороков является зависть. Зависть — чувство повседневное и нелогичное.
Все смертные грехи предполагают личную выгоду или получение какого-либо удовольствия. Зависть же желает добра не для себя, но зла для ближнего И извращение естества человеческого происходит от сатанинской зависти Зависть — это порождение собственной нереализованной алчности. Св. Исаак Сирин пишет «Обретый зависть обреете с нею диавола». Человек одержимый завистью не способен к богоугодной жизни, в его сердце отсутствует любовь к Богу и к ближним, его душу разъедает зависть.
По словам Иоана Богослова » … не любяй брата своего, в смерти пребывает» (1 Ин.3,14).
Зависть изнуряет человека, не даёт ему душевного покоя, вынуждает его скорбеть, страдать. Человек завистливый лишается божьего разума. Именно зависть побудила Каина убить брата своего Авеля. «Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его… И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт. 4:3-5, 8-10).
Зависть по сути своей — печаль о благополучии ближнего. Завистливый постоянно пребывает в грехе. Так как он не желает видеть ближнего в благополучии Зависть не дает развиваться разуму, возбуждает самые низменные мысли и действия и отказывает душе в свободе выбора, идя по пятам за предметом вожделения. Зависть приносит печаль своему носителю. Причиной развития зависти являются личные качества человека: эгоизм, себялюбие, тщеславие, честолюбие.
Зависть одурманивает человека. Она заставляет его думать, что преградой между ним и Богом или между ним и какими-то земными благами является другой человек. Завистник думает, что на этой земле есть только одно место, и это место принадлежит только ему. Однако, на земле есть место для каждого человека, и каждый может реализовать свой потенциал: духовный, профессиональный, человеческий. В каждом человеке есть свои отличия И всегда у себя можно найти то что отличает именно тебя. И завидовать никак другому не надо. И если мы не реализуем себя по каким-то причинам, то причины эти прежде всего в нас самих, а не в других людях
«Завистник почитает чужие несчастья своим счастьем, а благополучие других своим злополучием. Не столько бедный огорчается своею бедностью, сколько завистливый — благополучием ближнего; что может быть гнуснее сего?» (Свт. Иоанн Златоуст)
Зависть проявляет в человеке неблагодарность к Богу и гордость. Святой апостол Иаков говорит «Где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое» (Иак3, 16). Из-за возникшей в прошлом, но неискоренённой зависти люди теряют и отказываются от многолетней дружбы. Зависть порождает неприязнь между людьми.
Зависть окружала Иисуса Христа, следовала за Ним в течение всего времени Его пребывания на земле. Когда Иисус родился в Вифлееме и волхвы, придя к Ироду, спросили его, где родившийся Царь иудейский, первой мыслью Ирода было: «А не посягнет ли Он на царство?» И Ирод убивает всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях от двух лет и ниже. Но и тут побеждает Бог, потому что в конечном итоге убитые младенцы стали мучениками за Христа и пошли прямым путем в Царство Небесное. Сам же Христос был сохранен божественным действием для Своего служения. Когда Христос начал впервые проповедовать авторитет фарисеев и книжников стал падать. Они учили людей тому, как нужно соблюдать традиции и предания старцев, а Он говорил, что главное — поклоняться и чтить Бога в сердце своём. Они видели, что за Ним идут тысячи людей, а от них отступают. И у фарисеев, и у книжников возникла зависть против Иисуса. Они поняли, что, пока Он жив, их учение не будет иметь силы. И они принимают решение — предать Его смерти.
Христос стал жертвой человеческой зависти. Но Божественный Промысел действовал и тут: смерть Иисуса стала спасением всего человечества.
Мы все время забываем евангельскую истину: волос не упадет с головы человека без воли Божией. Ничто не происходит случайно. Ещё Паскаль. сказал, что «случай — это псевдоним, под которым Бог действует в мире».
Мы верим в нашу вечную жизнь, Ибо как говорил Данте: «Я утверждаю, что из всех человеческих скотств самое глупое самое подлое и самое вредное — это верить, что после этой жизни не будет другой».
По итогам своей земной жизни завистник может оказаться в аду и вот там мукой для него (одним из мытарств) будет вновь ненавистная зависть, поскольку он будет видеть блага праведников и их радость. Сам же будет в состоянии муки и от этого страдать ещё сильнее, поскольку «там будет плач и скрежет зубов» (Мф.8,12).
Каждый человек должен оценивать себя реально в этой жизни и знать своё место. Зачастую мы переоцениваем себя, свои силы, свои возможности.
Иоанн Креститель, несмотря на то, что его подталкивали,. чтобы он завидовал Христу, знал свою миссию: он знал, что призван «приготовить путь Господу, прямыми сделать стези Его» (Мк. 1:2), то есть подготовить людей к пришествию Христа. И когда Христос пришел, он с радостью сказал: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30). Вот пример для каждого из нас.
Без Божией помощи невозможно одолеть никакую страсть. В этой борьбе важно осознать и признать свою греховность.
Святитель Игнатий Брянчанинов говорил: «Лучше грешник, осознающий себя грешником, чем праведник, осознающий себя праведником». Эта истина и является главной.
Из Евангелие, видно, что мытари, прелюбодеи чувствовали себя грешными, сознавали свою греховность, а книжники и фарисеи — нет. Они были погружены не в грубые греховные удовольствия, а более тонкие грехи, что еще страшнее. Благо человеку если он желает избавиться от своей страсти «зависти». И Христос указывает нам дорогу по которой надо идти, дабы избавиться от порока. Искреннее раскаяние, сознание своей немощи, правдивость, покаяние, мужество и понуждение не действовать по влечению страстей — вот лекарство.
Святитель Феофан говорит: «Надо спешить возбудить добрые чувства особенно к тому, кому завидуешь, и обнаружить его делом. Тотчас зависть стихнет».
Чтобы понять, что ты что-то не так делаешь, нужно молиться, просить Бога открыть эти грехи. Нужна исповедь и Причастие.
Господь сказал: «Я есть путь, истина и жизнь». Это значит, что Он и Путь, и Цель, и Средство достижения цели.
А.Соколовский