ПРИЗВАНИЕ МАТФЕЯ
НА АПОСТОЛЬСКОЕ СЛУЖЕНИЕ
(Матфей, 9:9; Марк, 2:14; Лука, 5:27-28)
(9) Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.
(Мф. 9:9)
По традиции считается, что Апостол Матфей является автором первого Евангелия. Это подтверждают многие раннехристианские авторы (среди них и Отцы Церкви) — Псевдо-Варнава, Климент Римский, Поликарп, Иустин Мученик, Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген. Матфей не был особо выдающимся Апостолом, и скорее, казалось бы, первое Евангелие должно было быть написано Петром, Иаковом или Иоанном. Тем не менее предание не оставляет сомнений, что именно Матфей — автор его. Это, так сказать, «доказательства извне». Но имеются также «внутренние доказательства» — упоминания (более частые, чем в других Евангелиях) о деньгах. Кроме того, в силу своей профессии — Матфей был сборщиком податей (мытарем) — он должен был быть грамотным человеком и уметь вести точные записи. Он постоянно называет себя сборщиком пошлин, то есть не скрывает, что занимался малопочетным в глазах современников делом. И это свидетельствует о присущем ему христианском смирении.
В искусстве Матфей изображается сидящим за столом, на котором рассыпаны деньги (монеты). Его могут окружать плательщики, принесшие ему свою мзду (Караваджо).
Караваджо. Призвание Матфея (1597—1599).
Рим. Капелла Контарелли в Сан Луиджи деи Франчези.
Приблизившийся к мытарю Христос обращается к нему со словами: «Следуй за Мною». Он жестом призывает Матфея идти (особенно выразительно этот жест передает Караваджо). Вместе с Христом могут быть один (Апостол Андрей) или несколько учеников. Матфей всем своим обликом выражает изумление и готовность следовать за Иисусом. Иногда он изображается поднимающимся со своего места, готовый идти за Ним.
Последовав за Христом, призванный Им мытарь устроил для своих друзей обед, о чем Евангелие от Матфея, то есть от самого устроителя пира, упоминает кратко. Лука же описывает его подробнее: «И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ним» (Лк. 5:29).
Лука и Марк называют мытаря не Матфеем, как первый евангелист, а Левием; Марк даже уточняет, что это был Левий Алфеев, то есть сын Алфея. Но в этом нет никакого противоречия. Все три евангелиста говорят об одном и том же лице. Различие в его именах объясняется тем, что у евреев был обычай иметь несколько имен: Марк и Лука называют призванного мытаря Левием, вероятно, потому, что так называли его все имевшие с ним дело как с мытарем.
Евангелист же Матфей называет его, то есть самого себя, Матфеем, тем именем, которым, вероятно, называли его не как мытаря, а как человека, личность, близкие родные. Тем же именем — Матфей — называют его евангелисты Марк и Лука, когда перечисляют позже двенадцать избранных Апостолов.
Поскольку в основу картин, изображающих Христа на пиру в доме мытаря, положен рассказ Луки, то сам сюжет называется Пир в доме Левия (а не Матфея). Роскошный пир с множеством народа изобразил на картине Паоло Веронезе.
Паоло Веронезе. Пир в доме Левия (1573). Венеция. Галерея Академии.
Художник никоим образом не придерживается исторической достоверности в изображении персонажей и обстановки (в частности, пирующие не возлежат, как описывает трапезу Лука, а сидят за огромным столом, занимающим всю ширину пространства), а живописует пиршество в стиле венецианских торжеств XVI века.
ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:
Караваджо. Призвание Матфея (1597—1599). Рим. Капелла Контарелли в Сан Луиджи деи Франчези.
Паоло Веронезе. Пир в доме Левия (1573). Венеция. Галерея Академии.