Недавно прошедшая выставка была посвящена 110-летию со дня рождения выдающегося иконописца монахини Иулиании (Марии Николаевны Соколовой. 1899-1981).
Церемонию открытия возглавили директор музея Геннадий Викторович Попов и ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений (Решетников).
На выставке были представлены работы монахини Иулиании — зарисовки закрытого в советские годы московского храма святителя Николая в Кленниках на Маросейке, созданные в конце 1920-х годов копии древних фресок Новгорода, Пскова и Вологды. Некоторые из них — едва ли не единственные оставшиеся изображения не существующих сейчас росписей (церквей Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле, Спаса Преображения на Нередице). Многие образы — копии древнерусских икон, в частности, список Владимирской иконы Божией Матери, подаренный монахиней Иулианией Патриарху Пимену.
«Здесь представлены даже работы из Патриарших собраний, — рассказал архимандрит Лука (Головков), заведующий Иконописной школой при Московской духовной академии. — Экспозицию предваряла большая работа по выявлению, если можно так выразиться, материального наследия матушки Иулиании, не говоря уже о другом — нематериальном ее опыте, слове, самой жизни, которые влияли на иконописание самым серьезным образом».Посетители выставки увидели также одну из самых значимых работ монахини Иулиании — икону Всех святых, в земле Российской просиявших. «Создание этой иконы — акт великого мужества. Он делает фигуру матушки Иулиании важной в истории отечественного иконописания и вообще всей культурной жизни России», — считает Г. В. Попов.
В центре выставочного зала располагалась экспозиция небольших икон, умещающихся на ладони. Их монахиня Иулиания написала специально для домашних богослужений. Когда было закрыто большинство храмов, а многие священнослужители и верующие подверглись арестам, литургии служили дома, используя такие образа.
«Эти иконы уникальны, потому что все они были на службах в то время, когда никто не знал, что может случиться с ним завтра. Люди умели беречь тайну, и благодаря этому Церковь сохранялась. Эти образы проникнуты особым духом, напоены молитвой, слезами того времени — времени горя и величайшего внутреннего подъема», — рассказала корреспонденту портала «Татьянин день» племянница монахини Иулиании, преподаватель Иконописной школы при Московской духовной академии Наталья Алдошина.
На эти небольшие иконы обратил особое внимание и архиепископ Верейский Евгений: «На примере матушки Иулиании и той небольшой общины, которая сложилась на Маросейке вокруг священника Алексия Мечева, по сути дела, прослеживается жизнь всей Церкви. На выставке представлена икона, в которую вставлялся антиминс. В эпоху гонений молодая девушка носила ее с квартиры на квартиру — туда, где служили литургию. Это же живая история нашей Церкви на примере конкретного человека».
Владыка отметил, что работы монахини Иулиании стали как бы мостом, перекинутым из XIX века к современности, к современной иконописи. Ее трудами в 1958 году в стенах Московской духовной академии был открыт иконописный класс, которым матушка Иулиания руководила в течение 23 лет. Обучаться в этой школе могли только студенты семинарии и академии, государство не допускало, чтобы церковной живописью занимался кто-то со стороны. Но в те времена даже горстка учащихся иконописной мастерской была важна для сохранения церковной традиции. «Нынешнее развитие иконописи — память о том, что оставила нам матушка Иулиания», — заключил архиепископ Евгений.
М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. — 225 с.
Матушка Иулиания на протяжении шестидесяти лет занималась иконописью. Ее трудами в стенах Московской духовной академии был организован иконописный класс, где изучались древние традиции этого искусства. Как педагог она особое внимание уделяла духовному образованию и просвещению, в чем стремилась открыть своим ученикам глубину Православия и православной иконы. «Икона — не есть некое самостоятельное искусство. Иконопись есть часть жизни Церкви, одно из ее установлений… Церковь хочет выразить в образе свое учение, свою историю, догматы веры, то есть богословие, молитву, как дыхание жизни духовной. Язык иконы выработался разумом Церкви, народов и истории под благодатным водительством Святого Духа, всегда пребывающего в Церкви», — пишет монахиня Иулиания в своей книге. В книге «Труд иконописца» представлена биография монахини Иулиании, а также воспоминания о ней. Остальное содержание посвящено руководству для начинающих иконописцев, где подробным образом описывается техника, этапы и процесс работы. Богатый иллюстративный материал заметно упрощает изучение теории. Помимо технического советов здесь представлены статьи матушки Иулиании, посвященные вопросам богословия иконы, Церкви, человека и его духовной жизни. Последняя часть книги отведена под альбом с наглядными материалами. Представленные здесь прориси и рисунки выполнены как пособие для начинающих иконописцев.Монахиня Иулиания (Мария Николаевна Соколова) 1899 – 1981 гг. Жизнеописание.Руководство для начинающих иконописцев.
Начинающему иконописцу.
Иконопись есть искусство традиции.Техника иконописи.
Этапы иконописания:
Выбор основы и ее обработка.
Подготовка доски к грунтовке.
Процесс наложения грунта на доску.
Заравнивание грунта.
Грунтовка «холстяной дцки» (таблетки)
Рисунок. Прорись. Подлинники. Золочение. Красочный слой
Олифление.Приложения:
Лик Спасителя, Его внешний вид по древнейшему документу.
Внешний вид и нравственная высота Пресвятой Богородицы.
Описание принятых в иконописи изображений .Богословские статьи.
Церковь – Тело Христово.
В чем истинная святость членов Церкви Святой.
Зрение духовное.
Икона есть богословие в образе.
История иконографии образа «Воскресение Христово».
Иконография изображения «Сошествие Святого Духа на Апостолов».
Православная икона.Приложения:
Прориси икон.
Работы из альбома М. Н. Соколовой (1929 г.)
Список изображений святых, данных в приложении.