СОТНИК
Сотник (Мат.8:5 ) — звание воинского начальника в Римском войске, имевшего под своею командою сотню, или сто солдат. Шестьдесят сотен их составляли легион. Некоторые из сотников, упоминаемых в Новом Завете, отличались своим благочестием. Об одном из означенных Римских воинских начальников ·св. ·ев. Лука засвидетельствовал таким образом: «он (·т.е. сотник Капернаумский) любит народ наш, и построил нам синагогу (Лук.7:5 ). Об другом из них ·св. ·ев. Марк, при описания крестных страданий Господа Иисуса, говорит в следующих словах: «Сотник, стоявший напротив Его (·т.е. висевшего на кресте Господа) сказал: истинно человек сей был Сын Божий» (Мар.15:39 ). И первые плоды Христианской Церкви среди язычников произросли в Римском войске. Апостол Петр был послан к сотнику Корнилию с особым поручением возвестить ему Евангелие. По свидетельству ·св. Писания, означенный сотник был человек «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, тративший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (Деян.10:2 ).
Содержание
Сотник
Значения в других словарях
- сотник — Со́т/н/ик/. Морфемно-орфографический словарь
- сотник — СОТНИК, -а, м.. Сотовый телефон. Толковый словарь русского арго
- сотник — С’ОТНИК, сотника, ·муж. 1. Офицерский чин в казачьих войсках, соответствующий чину поручика в пехоте (·дорев. ). 2. Командир небольшого войскового подразделения, сотни (·ист. ). Стрелецкий сотник. Толковый словарь Ушакова
- сотник — сотник м. 1. Офицерский чин в казачьих войсках, соответствовавший чину поручика в пехоте (в Российском государстве до 1917 г.). || Лицо, имевшее такой чин. 2. Командир сотни сотня II 1. 3. Начальник сотни сотня II 3. Толковый словарь Ефремовой
- СОТНИК — см. СОТЕНСКИЙ Словарь русских фамилий
- Сотник — Сотник см. Начальник, вождь (II,1). Библейская энциклопедия Брокгауза
- сотник — орф. сотник, -а Орфографический словарь Лопатина
- сотник — со́тник ст.-слав. сътьникъ ἑκατοντάρχης (Мар., Зогр.). Калькирует греч. слово. Этимологический словарь Макса Фасмера
- сотник — сущ., кол-во синонимов: 10 командир 32 мобила 9 мобильник 10 поручик 3 стоначальник 1 телефон 37 центурион 18 чин 78 юзбаши 1 юсбаши 1 Словарь синонимов русского языка
- СОТНИК — СОТНИК ,1) офицерский чин в казачьих войсках русской армии, соответствовавший чину поручика в регулярных войсках. 2) Начальник административно-территориальной и военной сотни на Украине в 16-18 вв. Большой энциклопедический словарь
- сотник — Сотник, сотники, сотника, сотников, сотнику, сотникам, сотника, сотников, сотником, сотниками, сотнике, сотниках Грамматический словарь Зализняка
- Сотник — Войсковой чин. В древности встречался в стрелецких войсках и в малороссийском казачестве. Стрелецкий «приказ», или «прибор» делился на сотни, число стрельцов в которых было не всегда определенно: в XVI… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- сотник — -а, м. 1. Начальник сотни воинов в древней Руси. 2. Командир сотни в стрелецких войсках Русского государства в 16—17 вв. 3. Военный чин в казачьих войсках дореволюционной России, соответствовавший чину поручика в регулярных войсках… Малый академический словарь
- сотник — СОТНИК -а; м. Ист. 1. Командир сотни (4 зн.). Стрелецкий с. 2. В казачьих войсках русской армии до 1917 г.: офицерский чин, соответствовавший чину поручика в регулярных войсках; лицо, имеющее такой чин. С. Оренбургского казачьего полка. Толковый словарь Кузнецова
- сотник — СОТНИК, а, м. 1. В старину: командир сотни (во 2 знач.). Стрелецкий с. 2. В царской армии: казачий офицерский чин, равный поручику, а также лицо, имеющее этот чин. | прил. сотницкий, ая, ое и сотничий, ья, ье. Толковый словарь Ожегова
- сотник — См. сотня Толковый словарь Даля
- сотник — С’отник — римский офицер, командир сотни (1/60 легиона), воинского подразделения, подобного современной роте. Такие подразделения, по-видимому… Библейский словарь Вихлянцева
- Сотник — (Мф 8:5) — звание воинского начальника в римском войске, имевшего под своею командою сотню, или сто солдат. Шестьдесят сотен их составляли легион. Некоторые из сотников, упоминаемых в Новом Завете, отличались своим благочестием. Библейская энциклопедия архим. Никифора
Урядник, вахмистр, сотник: что на самом деле означают эти казачьи звания
Впервые воинские чины у казаков появились на Дону и в Запорожье в XV веке. Их называли «казачьей старшиной» — это были выборные должности, которые включали в себя писарей, командиров сотней и десятков, кантарей и атаманов. Позже, с развитием организации казачьих войск, появились и другие должности — от приказных до полковников.
Всех выстроить по ранжиру!
В середине XVI века в России появились особые «городовые» казаки, которых набирал на службу особый «голова». В одном «приборе» насчитывалось до 500 казаков, которые делились на сотни, полусотни и десятки. Во главе подразделений стояли сотники, пятидесятники и десятники. Те из казаков, которые шли на службу целыми станицами, имели своих атаманов, которые по рангу стояли между ними и головой или же подчинялись непосредственно городскому воеводе.
Совершенно особой статьей были «сторожевые казаки», которые по своему положению были выше «городовых». Например, обычный сторожевой казак был равен пятидесятнику у городовых казаков. Обычные сторожевые казаки и их командиры, начиная с XVII века, были выделены в особое сословие и были равны «боярским детям». За верную службу отечеству они имели денежное жалование и получали землю.
Петр Великий решил ограничить вольницу и поставить казаков под контроль государства. Выборные атаманы были заменены назначаемыми, а власть от казачьего круга была передана офицерам. Суд над предателями, отправка посольств в другие страны, переписка с ними — все это стало осуществляться государством и его приказами. На это в статье «Статус казаков — важнейший инструмент развития войск казаков как региональных социально-экономических систем в России» указывал военный историк Виталий Васильевич Глущенко.
Однако казаки на окраинах страны еще долгое время оказывались «наособицу». Лишь на исходе XVIII века в «Табель о рангах» были включены офицерские чины казаков, а в 1850-х было решено привести казачьи войска к общей системе званий.
При этом офицеров разделили на младших и старших. К старшим офицерам отнесли полковников, подполковников и войсковых старшин, а к младшим – хoрунжиeв, есаулов и сотников. Остальные были отнесены к нижним чинам. В 1880 году появилось новое звание – подхoрунжeго, а спустя несколько лет подполковника было решено сделать войсковым старшиной, кроме этого, появился чин подъесаула.
Были у казаков и весьма интересные должности зауряд-хoрунжегo, зaуряд-eсaула или зауряд-сoтникa. Так называли казаков, которые не могли претендовать на производство в офицеры, однако при этом во время боевых действий несли соответствующую службу, то есть фактически выполняли обязанности названных чинов.
Чины до революции
До революции казак был равен рядовому пехотинцу, а приказный – ефрейтору. Урядника, командовавшего взводом в 26 казаков, приравнивали к унтер-офицеру, младшего и старшего урядника, соответственно, к младшему или старшему унтер-офицеру.
Чин вахмистра у казаков соответствовал пехотному фельдфебелю, а чин подхорунжего – подпрапорщику. Хорунжий находился на одной ступени с пехотным поручиком или корнетом-кавалеристом, а сотник по странному стечению обстоятельств командовал 50 подчиненными и по чину равнялся армейскому поручику. Сотней доверяли командовать подъесаулу, звание это приравнивалось к штабс-капитану.
Есаула ставили вровень с ротмистром-кавалерийцем, но звание это предполагало разные функции. Постепенно все должности есаулов были упразднены, кроме войскового — он становился адъютантом при атамане.
Войсковой старшина до XIX века был равен майору, а позже — подполковнику. Казачий полковник командовал полком и был высшим штаб-офицерским (старшим) чином. Атаманы приравнивались к генералам.
В современной России
Согласно «Положению о чинопроизводстве «Союза казаков» от 19 февраля 2006 года», среди нижних чинов числятся: казаки, приказные, урядники, вахмистра. К младшим офицерам относят подхорунжего, хорунжего, сотника и подъесаула. К старшим офицерам относят есаулов, войсковых старшин, полковников, а генерал-майоры и генерал-лейтенанты относятся к высшему офицерскому составу. Согласно таблице, которую приводит в своей статье «Интеграция традиций и обычаев казачества в субкультуре» историк Валерий Валерьевич Дзюбан, казак по-прежнему соответствует рядовому, приказный — ефрейтору, урядники — сержантскому составу. Младшие вахмистры, вахмистры и старшие вахмистры соответствуют старшинам, прапорщикам и старшим прапорщикам. Подхорунжий, хорунжий и сотник равны младшему лейтенанту, лейтенанту и старшему лейтенанту. Подъесаул равен капитану, а есаула приравнивают к майору. Войскового старшину следует сравнивать с подполковником, полковника у казаков — с армейским полковником, генерала необходимо приравнивать к генерал-майору. Кстати, наличие воинских званий в современном казачестве указывает на то, что они все-таки не являются «общественными организациями» в обычном понимании этого слова, а стараются вернуть себе былую славу и жить по традициям предков.
Александр Сотник
Имя при рождении | Александр Владимирович Сотник |
Псевдонимы | Саша Сотник, |
Дата рождения | 21 марта 1968 года |
Место рождения | Магнитогорск, СССР |
Гражданство | СССР, Россия |
Род деятельности | поэт, прозаик, публицист |
Годы творчества | 1990—По настоящее время |
Направление | Публицистика, Ироническая проза |
Жанр | Романы, повести, статьи, песни |
Саша Сотник. Трактирный шансонСаша Сотник — Дом который построил ПуСаша Сотник: «О воровстве и пьянстве».
Александр Владимирович Сотник (род. 1968 г.) — русский писатель, публицист, автор-исполнитель песен, диктор радио и ТВ. Творческое имя — Саша Сотник.
Один из создателей альтернативного народного интернет-радио «Первый Голосовой Портал». Один из создателей независимого интернет-телеканала politvestnik.tv. В настоящее время выпускает видеоролики на актуальные политические темы на канале Sotnik-TV.
Биография
Родился 21 марта 1968 года в Магнитогорске.
Окончив 8 классов, поступил в Челябинское музыкальное училище. Учился на отделении теории музыки и актерском отделении. Отслужив в армии в 1986-88 гг., занялся шоу-бизнесом. Пел песни собственного сочинения. Выпустил 6 альбомов.
С 1993 года — член Союза Литераторов РФ. Публиковался в российской периодике, журналах, альманахах, сетевых журналах.
2006—2008 гг. возглавлял редакцию издательства современной художественной прозы «Selfиздат» (группа издательств «Триумф»). 2007 г. — книга «Рекламist», а также одноименная аудиокнига, начитанная автором. Озвучил книгу К. Кудряшова «Спонтанный драйв».
2008—2011 гг. — редактор и ведущий программ альтернативного народного интернет-радио «Первый Голосовой Портал».
C 2012 года — журналист и один из создателей видеопроекта «Политвестник».
О себе и своем творчестве Сотник написал в иронической автобиографии.
Общественная деятельность
В 2009 году вступил в ОДД «Солидарность», но вышел из движения по тактическим соображениям.
11 марта 2010 г. подписался под обращением «Путин должен уйти».
29 июля 2011 г. заявил об отказе от гражданства РФ, о чем направил заявление Дмитрию Медведеву.
C весны 2012 года Саша Сотник и Дмитрий Мелёхин ведут проект Politvestnik.tv. Совместно они создают видеоролики на злободневные общественно-политические темы: репортажи с акций протеста и с других важных событий (например, большой репортаж из пострадавшего от наводнения Крымска), интервью с оппозиционными политиками, активистами и общественными деятелями. Саша комментирует события и берет интервью, а Дмитрий снимает и монтирует видео. Стиль Сотника, как он сам его определяет, — гонзо-журналистика. К некоторым роликам добавляются субтитры на английском языке. Авторы размещают свое видео на канале в YouTube politvestnik (туда же сейчас ведет адрес politvestnik.tv), некоторые — также в блоге Мелёхина на «Эхе Москвы», на сайте «Особая буква» и на сайте СNN. Проект полностью финансируются зрителями, которые перечисляют пожертвования на указанный в описаниях к видеороликам счет в системе Яндекс.Деньги. Авторы надеются, что их проект послужит основой для создания канала общественного телевидения.
С 2011 года Александр Сотник также ведет собственный канал на YouTube — Sasha Sotnik (Sotnik-TV) и с 2014 года занимается в основном им. Число подписчиков канала в марте 2017 г. составило свыше 140 тысяч человек.
Видеоролики и другие публикации Сотника некоторое время размещались также на сайте Sotniktv.org, однако затем автор его закрыл и теперь публикуется на других сайтах, в частности на оппозиционном российском сайте Ньюсэйдер и русскоязычном американском сайте 7 дней.
В августе 2015 года Александр Сотник наряду с политиками и деятелями культуры разных стран был назван на Украине одним из 24 друзей Украины. О нем тогда на украинском телевидении было сказано: «Российский журналист, в своих репортажах (преимущественно — в виде общения с людьми на улицах Москвы) пытается достучаться до здравого смысла россиян. В то же время он дает возможность понять, насколько позиция Кремля совпадает с настроениями рядовых москвичей. Саша Сотник — это и совесть русского общества в состоянии необъявленной войны с Украиной».
20 сентября 2016 года временно покинул Россию в связи с многочисленными угрозами в свой адрес. В конце декабря того же года вернулся в Россию, заявив, что угрозы в его адрес прекратились.
В настоящий момент проживает в Словакии.
Творчество
Книги, аудиокниги:
- «Рекламist»
- «Спонтанный драйв» (аудиокнига)
- песни
Публикации:
- «Новая литература»
- «Футурум-арт»
- «Зарубежные задворки»
- «ШоумэнЪ» (электронная книга)
Интервью:
- Интернет против книжного рынка. «Литературная Россия». № 17, 27.04.2007
- ЛитОтстой. АиФ. № 32, 8 августа 2007 г.
Свящ. Александр Мень
Исцеление слуги сотника (Евангелие от Матфея 8. 5-13)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы слышали о том, как сотник, римский офицер, пришел к Господу просить за своего любимого слугу, который был тяжко болен. Господь ответил: «Я к тебе приду и исцелю твоего слугу», а офицер сказал Ему: «Господин мой, я даю приказ своим солдатам, и они выполняют. Ты только прикажи и болезнь оставит его». Такова была у него вера в целительную силу Спасителя. Господь удивился его вере и сказал ему: «Иди, будет по твоей вере». И пока сотник шел домой, слуга его исцелился.
Каждый раз, когда в Евангелии рассказывается о том, что кто-то обращается к Господу, мы можем назвать это молитвой, потому что молитва и есть обращение к Господу. Давайте посмотрим, кто к Нему обращался и как. Очень часто это были люди страдающие, больные, обремененные скорбями и какими-то недугами. Но, пожалуй, столь же часто это были люди, которые молились за других.
Первое Свое чудо в Кане Галилейской Господь совершил по просьбе Марии. Дева Мария попросила Его помочь друзьям или родным, у которых они были в гостях на свадьбе, когда у тех кончилось вино. И можно сказать, что это была первая молитва за других Матери Божией. А помните вы, как принесли расслабленного паралитика, как его друзья разобрали крышу и спустили носилки к Господу, они тоже просили за этого больного. И сказано в Евангелии, что «Иисус, видя веру их», совершил исцеление. Вспомните женщину сирийскую, которая умоляла исцелить ее дочь. А того несчастного отца, который привел к Нему сына, страдающего падучей болезнью, и говорил: «Верую, Господи! Помоги моему неверию».
Очень важно обратить внимание на эти молитвы за других. Не о своей беде, не о своей нужде, не о своей болезни, а о нужде, беде, болезни другого человека. И это всегда исполнялось, всегда имело силу, потому что в молитве за других отступает наше себялюбие и на первый план выходит наше доброе отношение к другим людям. Поэтому молитва за других часто бывает выше, дороже для Господа, чем молитва только за себя.
Конечно, вы можете спросить: а почему же Господь не может услышать тех, кто молится сам за себя, почему обязательно нужно, чтоб кто-то ходатайствовал за нас — ведь мы все одинаково грешные люди? Потому что, когда вы приходите в храм или становитесь на молитву, и ваше сердце болит за кого-то, и вы приносите свою страдающую мысль об этом человеке к Божьему престолу, вы в это время поднимаетесь к этому престолу, и душа ваша летит к Господу и не только сама поднимается туда, но она на далеком расстоянии может поднять и того человека, о котором вы молитесь. И значит, вы оба уже как бы не на земле, а над землей подняты, и тогда отступают наши земные законы и стихии, могут отступить и болезнь, и искушения, и тяжелые, страшные обстоятельства.
Каждый из вас, кто молился за своих друзей и близких, знает, какая это большая сила — молитва. Каждый знает: иногда можно ощущать, когда за тебя молятся. Вы, наверное, помните, во время войны было популярное стихотворение, и песня была: «Жди меня», и там человек, который воюет, говорит: «Ожиданием своим ты спасла меня». На самом деле это было не просто ожидание, а это была молитва, пусть даже бессознательная молитва за человека, который сражался за родину. И многие люди, не умея молиться, сердцем своим как бы поднимались к Богу. И Господь слышал их.
Вот поэтому, дорогие мои, каждодневно, когда мы с вами предстоим перед Господом, прежде всего, мы должны молиться о том, чтобы была Его воля, а во-вторых, мы должны молиться о людях, не уставать, не останавливаться, не лениться, потому что нет большей любви, чем та, которая проходит через молитву. Этим держится Церковь, Она стоит на вере и на любви людей. И если мы молимся друг за друга, мы тесно, братски и сестрински связаны между собой, потому что действует сила Божия, а не наши человеческие немощи.
И если вы видите, что не способны помочь человеку делом или словом, что невозможно отвести его беду, невозможно его излечить, то всегда помните, что у нас есть Господь и есть твердая и надежная опора — это молитва. Испытайте это на практике, проверьте, горячо и сильно молитесь за тех, кто вам дорог, и вы увидите, что ваша молитва, какая бы слабая она ни была, все-таки будет действенной, ибо в ней проявится сила Божия. И тогда мы с вами поймем и почувствуем, что мы сами виноваты в том, что Господь нам кажется далеким. Если мы будем призывать Его, молясь о близких, Он будет всегда с нами, мы будем всегда Его чувствовать. Он Сам сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, Я среди них, и что будете просить Отца во имя Мое, будет вам». Будем молиться, молитесь все за други своя, за близких своих, и познаете Божию любовь. Аминь.
Отрывки к тексту: Мф 8:5-13 5Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: 6Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. 7Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. 8Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; 9ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает. 10Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. 11Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; 12а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. 13И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час. Скрыть