21 августа 2020 года, в праздник явления Толгской иконы Пресвятой Богородицы, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл и епископ Нижнетагильский и Невьянский Евгений приняли участие в Божественной литургии в Свято-Введенском Толгском женском монастыре Ярославской епархии.
В эти дни в Толгской обители проходят празднества, посвященные памяти явления чудотворной иконы Божией Матери на месте слияния рек Волги и Толги. В праздничных мероприятиях принимают участие Его Высокопреосвященство митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, понесший немалые труды по возрождению монастыря, будучи главой Ярославской кафедры с октября 2002 до июля 2011 годы, и Преосвященный Евгений, епископ Нижнетагильский и Невьянский.
Праздничная Божественная литургия состоялось на соборной площади обители. Божественную литургию возглавил митрополит Ярославский и Ростовский Вадим. Владыке Вадиму сослужил сонм архипастырей, прибывших в Ярославль из разных епархий: митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, митрополит Тверской и Кашинский Савва, митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор, епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин, епископ Нижнетагильский и Невьянский Евгений, епископ Переславский и Угличский Феоктист, епископ Некрасовский Борис, клирики Ярославской, Рыбинской и Переславской епархий Ярославской митрополии, а также духовенство из других епархий, в том числе клирики Екатеринбургской митрополии.
После Божественной литургии был совершен крестный ход в кедровник – кедровую рощу, где была явлена Толгская икона Божией Матери.
Престольный праздник в обители еще называют Толгин день. Как известно из истории монастыря, обитель изначально была мужской. По всей стране монастырь стал известен случаями мироточения и исцелений, проистекавшими от чудотворной иконы — Толгского образа Пресвятой Девы.
Богоборческие времена не обошли стороной Свято-Введенский монастырь, его закрыли в 1926 году. Возрождаться обитель стала 30 лет назад, уже как женский монастырь. Постепенно возродилось и празднование Толгина дня. А в августе 2003 года произошла передача чудотворной иконы Божией Матери из музея в обитель.
Отметим, 21 августа – празднование одного из особо почитаемых образов Пресвятой Девы – Толгской иконы. Эта икона явилась 8 августа 1314 года Ростовскому святителю Прохору (в схиме Трифону). Объезжая епархию, святитель посетил белозерские пределы и отправился оттуда вниз по рекам Шексне и Волге к Ярославлю, гласит летопись обители.
При наступлении ночи была сделана остановка в 7 верстах от Ярославля, на правом берегу Волги напротив впадения в нее реки Толги. В полночь, когда все спали, святитель проснулся и увидел яркий свет, озарявший окрестность. Свет исходил от огненного столпа на другом берегу реки, к которому протянулся мост. Взяв жезл, святитель перешел на другой берег и, приблизившись к огненному столпу, увидел в нем икону Пресвятой Богородицы, стоявшую на воздухе. Пораженный видением, святитель долго молился и, когда возвращался обратно, забыл взять свой жезл.
На другой день, после совершения утрени, когда святитель Прохор собрался продолжить путь в лодке, начали искать его жезл, но не могли нигде найти. Тогда святитель вспомнил, что оставил свой жезл на другом берегу реки, куда перешел по чудному мосту. Он рассказал о явлении и, посланные на тот берег на лодке слуги вернулись с известием, что увидели в лесу между деревьями икону Матери Божией, а рядом епископский жезл. Святитель немедленно переправился вместе со всеми людьми на тот берег и узнал явившуюся ему икону. После горячей молитвы перед иконой на том месте расчистили лес и заложили церковь.
Как только об этом узнали жители Ярославля, они прибыли на указанное место. К полудню церковь уже построили, а вечером святитель освятил ее в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, перенес туда икону и установил празднование в день ее явления. Позже святитель Прохор устроил при этой церкви Толгский монастырь.
Магазин Елисеевых в Петербурге.
В середине сентября в ярославском селе Яковцеве, что в окрестностях Борисоглебского, отмечаются Дни купцов Елисеевых. Да-да, тех самых Елисеевых – знаменитых «миллионеров, колониальщиков и виноторговцев», основавших самые роскошные магазины в обеих российских столицах.
Как связано наше скромное село со столичными купцами, поставщиками царского двора? Да очень просто – именно здесь, на Ярославской земле, созрел предпринимательский талант, удививший всю Россию. Один из братьев Елисеевых, Григорий, родился 25 сентября, но День купцов Елисеевых отмечают, как правило, 12 сентября.
Земляника к Рождеству
Основателем блестящей династии Елисеевых, получивших в начале XX века дворянский титул, был ярославский крепостной крестьянин, а вернее – садовник.
Скромный малый Петр Елисеевич Касаткин с детства присматривал за садом в ярославском имении графа Шереметева, а однажды вытянул у жизни счастливый билет. По семейному преданию, произошло это на Рождество 1812 года, когда граф пожаловал в свою усадьбу с большой компанией.Герб при въезде в Шереметевский дворец на берегу Фонтанки.
В разгар застолья на десерт подали свежую землянику. За окном бушевала вьюга, а спелые ягоды на столе источали аромат летнего леса. Гости были в изумлении. Оранжереи той поры отапливались с помощью печек, и в них, конечно, можно было при наличии опытного садовника выращивать кое-какие заморские фрукты. Однако вырастить прихотливую лесную землянику, добиться ее плодоношения именно к празднику… Это было выше всяких похвал.
Расчувствовавшийся граф потребовал вызвать садовника:
– Угодил, Петр Елисеевич! Проси что хочешь – все подарю!
Оробел наш Петр, но вымолвил заветное желание:
– Дай, граф, вольную…
Вряд ли Шереметев отпустил бы такого искусного садовника, да в присутствии гостей постеснялся отказать. Что за граф, если слова не держит?
В тот же день Петр Елисеевич вместе c женой, тремя сыновьями и подаренной графом кругленькой суммой отправился в Петербург.
Уже через год он сумел открыть собственную торговую лавку – да не гденибудь, а на Невском проспекте! Торговал предприимчивый садовник недешевым товаром – винами да экзотическими фруктами. Сразу же, как только скопил денег, выкупил у Шереметева своего брата Григория и взял его в компаньоны. Фирму Петр и Григорий Елисеевичи решили назвать просто – «Братья Елисеевы», не забывая об отцекрестьянине и о том, откуда родом.
Путешествие на Мадеру
Удивительно, но первым делом новоиспеченные купцы взялись за географию. Желали знать, где на свете произрастают любимые знатью фрукты и делают барское «горячительное» – вино. Бывший садовник Петр Елисеев посетил остров Мадеру, лично познакомившись со всеми местными виноделами. Привезенное им вино произвело в Питере фурор, и дела Елисеевых отныне шли только в гору. При сыновьях Петра Елисеевича фирма постоянно расширялась, обзавелась собственными винными погребами и торговыми кораблями.Внутренний вид магазина Елисеевых.
Вина были главным предметом торговли фирмы, но имелся еще один эксклюзивный товар: «деревянное» (то есть оливковое) масло. Елисеевым принадлежали водочный и колбасный заводы, шоколадный цех, самостоятельные «отделения» по вареньям, мармеладу, уксусный и масляный цехи. В елисеевских лавках можно было найти изысканные сорта чая, кофе и самые диковинные фрукты, названия которых порой и не знали в Петербурге. К примеру, именно Елисеевы познакомили клиентов с экзотической папайей – учили есть ее натощак с утра для «бодрости желудка».
Чудо-магазины
В начале XX века в Москве был открыт знаменитый Елисеевский магазин на Тверской. В зале были диковинные экзотические растения и богатая отделка: хрустальные люстры, позолота, лепные украшения стен и потолка, зеркальные стекла. Не менее роскошным был магазин Елисеева в Петербурге – с мраморными прилавками, цветными витражами и изразцовыми плитами. Очень скоро магазины Елисеевых в Москве, Петербурге, а затем и в Киеве стали самыми знаменитыми в России.Киевский магазин братьев Елисеевых, 1906 год.
Именно благодаря Елисеевым российские покупатели познакомились с заморскими специями и устрицами, оценили трюфели и анчоусы, научились разбираться в палитре французских сыров. Особенностью магазинов был не только богатейший ассортимент, но и удобство для покупателей и культура обслуживания. На прилавки попадали лишь товары высочайшего качества. Перед подачей в торговый зал весь товар тщательно проверялся, недопустимым считалось наличие даже одной подгнившей или мятой ягодки в кисти винограда.Правление.
В 1910 внук основателя династии Григорий Елисеев был возведен в звание потомственного дворянина «за особые заслуги перед Отечеством и преуспеяния отечественной промышленности». В 1913 году состоялись торжества по случаю столетия фирмы Елисеевых. Вся петербургская знать – около четырех тысяч гостей – отмечала с Елисеевыми эту дату. Созданные ими прекрасные магазины пережили революции и войны, сохранив в народе названия «Елисеевских». Кстати, имя купца продолжает жить и в Европе, так, на далеком португальском острове Мадейра все еще существуют Елисеевские винные погреба.
Дом Шереметевых
Шереметевский древний род пользовался уважением и при московских великих князьях, и при царях, и при императорах. В начале XVIII века фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву за славные победы над шведами в Северной войне Петр I пожаловал графский титул и обширные земельные владения. Для благодарности новоиспеченному графу у императора были причины и личного характера. Именно Борис Петрович приютил у себя пленную литовскую девушку Марту Скавронскую, ставшую впоследствии женой Петра Великого и вошедшую в историю как русская императрица Екатерина I.Двухэтажный дом по адресу улица Свободы, 3.
Среди подаренных Шереметеву земель были владения на территории Ярославского края – Юхотская волость (современный Большесельский район) и несколько сел под Ростовом. Во время деловых поездок Шереметевы нередко останавливались в Ярославле. Для удобства пребывания в городе сын фельдмаршала Петр Борисович Шереметев приказал построить здесь небольшой путевой домик, местоположение которого стало известно ярославским историкам лишь недавно. Резиденцией Шереметевых в Ярославле являлось двухэтажное здание в стиле раннего классицизма (современный его адрес – улица Свободы, 3), возведенное в 1787 году близ ныне не сохранившейся церкви Святого Власия.
«Ярославцы – все красавцы!»
Петр Елисеев был далеко не первым ярославским крестьянином, достигшим успеха в столице. Ярославские крестьяне, в жилах которых, по выражению современников, кипела «ртутная» кровь, не раз отправлялись в Москву или Питер на заработки. Скудная земля, редко баловавшая щедрым урожаем, заставляла ярославских крестьян искать иные источники дохода. Покончив с полевыми работами и взяв лишь пару сменных лаптей, ярославцы отправлялись на зиму «в отход». «Более чем 1/8 часть населения Ярославской губернии странствует в погоне за счастьем по всем дорогам государства», – писал немецкий путешественник барон Гакстгаузен. В столицах ярославцы обычно становились коробейниками, половыми в трактирах или сидельцами в лавках. Лихие ярославские отходники знали свой, особый подходец к клиенту, неизменно добиваясь успеха на коммерческом поприще.
«Гоняясь за трудом, как охотник за зверем, – констатировал журнал «Библиотека для чтения», – ярославский крестьянин не разбирает расстояний. Побывать в Крыму, в Финляндии ему нипочем. И между татарами, и между финнами ярославец вечно на первом плане. И в том, и в другом месте не надивятся его уму и сметливости». Даже в Стокгольме на Олимпийских играх 1912 года, где, казалось, ни одна живая душа не понимала русского слова, наша сборная неожиданно наткнулась на разговорчивого продавца фруктов, оказавшегося… ярославцем. Известен был также и другой случай, произошедший в конце XIX века: один русский турист, путешествуя по Африке, переезжал на лодке через реку Нил. Каково же было его удивление, когда в лице перевозчика, умело управлявшегося с веслом, он узнал своего соотечественника – чистокровного ярославца!
Почти как в столице!
Елисеевские магазины – явление, конечно, уникальное. Однако и ярославские предприниматели умели уважить клиента. Рассматривая старые фотографии дореволюционного Ярославля, удивляешься обилию и пестроте рекламных вывесок на провинциальных узких улочках и невысоких фасадах. Здесь каждый владелец маломальски доходного заведения заявлял о себе весомо, не стесняясь – буквами в аршин высотой. Под стать Елисеевскому был в Ярославле знаменитый магазин Лобанова, что у Знаменской башни, торговавший иностранными винами, сладостями и колониальным товаром.Магазин Лобанова (слева).
Рядом, в магазине чайной фирмы «Сергей Васильевич Перлов», знатоки приобретали китайский чай с манящими названиями – «Поодзюкон», «Ваньсунчо», «Цветочный». В витринах продуктовых магазинов ярославцы выставляли искусно выточенные из воска фрукты. Магазины готового платья вывешивали на фасадах литографии c изображениями новинок сезона. У гостиницы «Европа» детвора собиралась поглазеть на заманчивые огоньки «Детского базара игрушек» – самого большого в городе магазина детских товаров. Постоянная торговля велась на Мытном и Толкучем рынках (последний частично сохранился и в наши дни), в торговых рядах Гостиного Двора, выстроенного в лучших традициях эпохи классицизма.
Мария Александрова
Чудеса в монастырском храме
Чудотворная икона Божией Матери Пряжевская — это еще одна из святынь Курской земли. До советского времени образ находился в Белогорской Николаевской пустыни.
Основана обитель была в 1672 году иеромонахами разоренного татарами Дивногорского монастыря Воронежской губернии. Монастырь закрыли в 1788 году — и до советской власти самодержавие нередко «оптимизировало» Русскую православную церковь.
Преображенский собор Пустыни был обращен в приходскую церковь ближайшей слободы Горнали. И в бывшем монастырском храме стали совершаться чудесные явления.
Например, несмотря на то, что после богослужения все свечи аккуратно гасились, на утро некоторые из них находили горящими. Это повторялось много раз, пока не обретена была Пряжевская икона Божией Матери. Обретена же она была следующим образом.
«Некоему богобоязненному живописцу Ивану Белому открыто свыше, чтобы он достал древнюю икону Божией Матери, писанную на полотне и скрытую за иконостасом уцелевшей еще монастырской церкви, и тщательно обновил ее, оставив только неприкосновенно совершенно сохранившиеся лики Приснодевы и Предвечнаго Младенца. О происхождении и существовании этого образа никто дотоле не знал, но он действительно обретен там, где указано и обновлен так, как повелено было в откровении».
Так описывал случившееся в 1862 году игумен Нестор. Иван Белый был болен, но, когда он вместе со священником и дьяконом нашел за иконостасом икону и отслужил молебен, то получил исцеление. С тех пор начали совершаться новые чудеса.
Второе «рождение» Белогорской пустыни
Возрождение монастыря стало возможным после очередного чуда — исцеления больного благочестивого суджанского купца Косьмы Купреева. Ему во сне было велено отправиться в закрытый Белогорский монастырь и отслужить перед иконой молебен.
По исцелении Косьма вместе с сыновьями Федором и Владимиром стали хлопотать об открытии обители. Высочайшим повелением 24 августа 1863 года было разрешено восстановить монастырь под названием Белогорская Николаевская пустынь.
Косьма с сыновьями стали в числе первых монахов. По восстановлении обители известность и почитание чудотворной иконы все возрастали. После покушения на царя Александра II в Париже, в память о его спасении, с 1867 года крестным ходом икону стали переносить в город Мирополье.
Позже, уже в память спасения царской семьи при крушении поезда, зародилась традиция второго крестного хода — в город Суджу. От Успения Пресвятой Богородицы до Рождества Пречистой Девы (с 28 августа до 21 сентября) икона посещала все слободы и села уезда.
Во второй половине XIX века чудотворное изображение было покрыто серебряной ризой, пожертвованной императрицей Марией Александровной. Виды монастыря на старых фотографиях…
Находка при инвентаризации
В Судже была монастырская Александро-Невская часовня, где святыня — Пряжевская икона Божией Матери пребывала, когда не «путешествовала».
В Белогорской же пустыни чудотворный образ хранился в иконостасе в правом приделе Преображенского собора, а на зиму переносился в теплую Покровскую церковь.
Большевики закрыли Белогорский монастырь в 1922 году, но монашеской братии удавалось до 1937 года жить в меловых пещерах. В результате усиления репрессий монахи покинули Горналь и, забрав свою главную святыню, ушли в Суджу.
Первоначально икону поместили в Успенском соборе, но затем ее перенесли в Троицкую церковь. Последние сведения о судьбе реликвии, относящиеся к советскому времени, датируются 1946 годом.
На протяжении пятидесяти лет Пряжевская икона Божьей Матери считалась безвозвратно утерянной. Но в 1996 году служители Троицкого храма заметили несовпадение между ликом и ризой изображения Смоленской Богородицы.
В ходе исследования архивных записей выяснили, что под окладом находится считающийся утраченным чудотворный образ.
Серебряная риза и драгоценные привески благодарных христиан, свидетельствовавшие об исцелениях, не сохранились.
Снова — в путь!..
17 октября 1996 года была возобновлена традиция крестных ходов с Пряжевской чудотворной иконой Божией Матери в бывшую Горнальскую обитель, на территории которой находился спецшкола-интернат.
В 2001 году Горнальский Николаевский Белогорский монастырь был возвращен Православной Церкви. Сейчас обитель вновь переживает свое становление и воссоздание.
С 2002 года возрожден крестный ход в украинское Мирополье, это был единственный крестный ход, совершаемый за государственную границу России.
Но эта традиция была прервана в 2014 году. В тот год крестоходцы с обеих сторон встретились только на узком мостике, который перегородила колючая проволока…
Вера не посрамляет
Пряжевская икона — образ древнего византийского письма. О древности иконы свидетельствуют надписи в церковных книгах села Пряжева, находящегося недалеко от города Житомира. Поэтому и икона именуется Пряжевской.
Долгое время церковь в Пряжеве находилась в руках сторонников унии (союза) между православной и католической церковью. Название же села происходит от фамилии рода панов Прежовских — поляков, чьей вотчиной было в свое время это селение.
Корень фамилии можно перевести как «преже, переже, пережь, прежь», то есть «сперва, наперед, сначала». А так как у Бога случайностей не бывает, то поэтому при желании можно название иконы трактовать как «Бывшая сначала».
Перед образом Пресвятой Богородицы Пряжевской молятся о всяких житейских нуждах, но в народе считается, что молитвы у Пряжевской иконы особо помогают в исцелении болезней ног, позвоночника, бесплодия и женских недугов.
Облегчает Богородица и житейские скорби, свидетельство тому — современные приношения на иконе — масса золотых украшений, которые жертвуют верующие, получившие по вере и молитве.
Хотя икона Пряжеской Божией матери считается почитаемой в Курской области, слава о ней распространилась далеко по всем православным землям. И ежегодно на курскую землю приезжают тысячи паломников, чтобы попросить о помощи и защите у Небесной Заступницы.
График пребывания Пряжевской иконы в Курске
Храм преподобного Серафима Саровского на улице Союзной — с 17:00 20 октября до 16:45 26 октября.
Храм в поселке имени Маршала Жукова — c 17:00 26 октября до 16:45 27 октября.
Введенский храм на улице Дубровинского — с 17:00 27 октября до 16:45 30 октября.
Храм Георгия Победоносца на проспекте Победы — c 17:00 30 октября до 16:50 1 ноября.
Храм Царственных Страстотерпцев на улице Прогулочной — с 17:00 1 ноября до 16:50 2 ноября.
Никитский храм — c 17:00 2 ноября до 16:30 5 ноября.
Ахтырский храм — с 17:00 5 ноября до 16:30 7 ноября.
Храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на проспекте Дружбы —
с 17:00 7 ноября до 16:45 10 ноября.
Покровский храм на проспекте Хрущева — с 17:00 10 ноября до 16:50 11 ноября.
Крестовоздвиженский храм на проспекте Вячеслава Клыкова — с 17:00 11 ноября до 16:50 13 ноября.
Вознесенский храм — с 17:00 13 ноября до 16:45 14 ноября.
Михайловский храм — с 17:00 14 ноября до 16:30 15 ноября.
Всехсвятский храм — с 17:00 15 ноября до 16.45 16 ноября.
Храм апостола Иоанна Богослова — с 17:00 16 ноября до 16:45 17 ноября.
Храм преподобного Сергия Радонежского на улице 50 лет Октября — с 17:00 17 ноября
до 16:45 19 ноября.
Свято-Троицкий храм на улице Гайдара — c 17:00 19 ноября до 16:45 21 ноября
Храм преподобного Серафима Саровского на улице Полевой — с 17:00 21 ноября до 16:30 24 ноября.
Храм великомученика Пантелеимона в микрорайоне КЗТЗ — с 17:00 24 ноября до 16:45 28 ноября.
Храм великомученика Димитрия Солунского — c 17:00 28 ноября до 16:45 1 декабря.
Преображенский храм на проспекте Кулакова — с 17:00 1 декабря до 16:40 7 декабря.
Благовещенский храм в поселке Волокно — с 17:00 7 декабря до 16:30 13 декабря.
Свято-Троицкий храм села Лебяжье — с 17:00 13 декабря до 16:50 14 декабря.
Владимирский храм села Зорино — с 17:00 14 декабря до 16:45 15 декабря.