3. Сошествие Св. Духа
(стр. 32–40; илл. стр. 35, 37, 384–389)
Новгородский музей, инв. 2183.
Первая треть XV в.
202 × 135,5.
Происходит из главного храма Свято-Духова монастыря в Новгороде (храмовая икона). Поступила в Новгородский музей в 1929 г.
Раскрытие. Пробная расчистка (участок в левой части иконы — прямоугольник с головой апостола Луки) сделана в 1930-х годах И. Я. Челноковым. Икона раскрыта в ГЦХРМ с июня 1964 г. по декабрь 1967 г. А. Н. Овчинниковым (КП ГЦХРМ 1458; архив ВХНРЦ, д. № 2807).
Доска липовая, из трех или четырех частей, с четырьмя тыльными накладными шпонками (две горизонтальные и две диагональные перекрещивающиеся) и двумя торцовыми накладными же. Ковчег, паволока холщового переплетения.
Сохранность. Изображение Богоматери в верхней части иконы является поздним (XVIII в.?), оно не удалено при раскрытии. Живопись всей иконы потерта. Верхние красочные слои сильно смыты, что особенно заметно в изображении ликов. В левой группе апостолов лучше других сохранились головы Петра, Варфоломея и Фомы (первый, пятый и шестой сверху); в правой группе — головы Иоанна, Матфея, Иакова и Симона (второй, третий, четвертый и пятый сверху). Сильно утрачен также ассист на одеждах, почти исчезла разделка на архитектуре. Зеленая краска стала почти черной, оттенок ее трудно различим. Имеются многочисленные большие и мелкие утраты, испещряющие всю поверхность и прикрытые тонировками. Отверстия от гвоздей, прикреплявших оклад, загрунтованы и тонированы.
Пробная расчистка участка с головой апостола Луки сильно повредила оригинал: на изображении архитектуры живопись снята реставратором почти до грунта, а на лике, напротив, оставлена поздняя олифа и записи, усиливающие рисунок и тени1.
1 О сохранности и раскрытии см.:
- Г. И. Вздорнов. О теоретических принципах реставрации древнерусской станковой живописи. — «Всесоюзная конференция «Теоретические принципы реставрации древнерусской станковой живописи». Доклады, сообщения, выступления участников конференции и принятые решения. Москва, 18–20 ноября 1968 г.». М., 1970,
- Н. А. Гагман. Принципы восполнения утрат древнерусской станковой живописи. — «Всесоюзная конференция «Теоретические принципы реставрации древнерусской станковой живописи». Доклады, сообщения, выступления участников конференции и принятые решения. Москва, 18–20 ноября 1968 г.». М., 1970.
Описание.
Двенадцать апостолов, размещенные полукругом, по шесть с каждой стороны, восседают на оливковой скамье, придерживая на коленях книги Евангелия (с красными обрезами и золотыми крышками, с орнаментом в виде крестов и ромбов). Имена апостолов устанавливаются по иконографическим типам и по золотым надписям, сохранившимся около некоторых фигур. В центре — апостолы Петр и Павел. Слева, за Петром, — Марк (МР), Лука (с гуменцом на голове) Андрей (АД), Варфоломей (ВР), Фома (ФО). Справа, за Павлом, — Иоанн (IѠ), Матфей (МТ), Иаков (ѦК), Симон (N), Филипп (ФI). Апостолы облачены в темнозеленые хитоны и разноцветные гиматии, в основном темных, насыщенных оттенков; исключение составляет гиматий Фомы — светло-малиновый. Четыре оттенка гиматиев повторяются последовательно, при рассмотрении фигур слева направо, после Фомы: желтый (у Варфоломея), лилово-коричневый (у Андрея), красно-коричневый (у Луки), зеленый (у Марка); снова желтый (у Петра), лилово-коричневый (у Павла), красно-коричневый (у Иоанна), зеленый (у Матфея); снова желтый (у Иакова), лилово-коричневый (у Симона), красно-коричневый (у Филиппа). Облачения апостолов густо покрыты золотым ассистом в виде клинообразных бликов с отходящими от них штрихами.
Внизу, в черном проеме арки, — поколенное изображение старца в красном лоратном одеянии, в венце, держащего на белом плате двенадцать красных свитков. Надпись: ОТОМОСЪ (вместо традиционного «Космос»).
В верхней зоне по сторонам — две почти симметричные оливковые палаты с черными проемами и зелеными капителями, между палатами стена с балюстрадой на колонках и красный велум. У верхнего края иконы — сегмент «неба» с двенадцатью лучами.
Нимбы золотые. Фон и поля золотые. По торцовым полям двойная опушь (темно-красная и красная). Лики исполнены тонко положенной жидкой желтой охрой по прозрачному зеленоватому санкирю.
Иконография.
Легенда, составляющая основу сюжета, изложена в «Деяниях апостолов», 2, 1–13. В день праздника Пятидесятницы (пятидесятый день после Пасхи, издревле отмечавшийся иудеями и как земледельческий праздник), когда апостолы собрались вместе, внезапно раздался шум, как бы от ветра, и на каждого апостола снизошел огненный язык, после чего они исполнились Святого Духа и начали говорить на разных языках, проповедуя среди разноязычных народов евангельское учение.
Двенадцать апостолов, в позах, подобных тем, какие имеют восседающие на церковных соборах, представлены в триклиниуме, с книгами или свитками в руках — эмблемами церковного учительства. Такие композиции «Сошествия Св. Духа» появились, как предполагает А. Н. Грабар, в Константинополе после иконоборчества, в IX в.2 (В доиконоборческое время апостолы изображались в этой композиции стоящими.) Ранние примеры композиции с сидящими апостолами содержатся
2 Об иконографии сюжета см.:
Важные замечания см. также:
-
G. Millet. Le monastère de Daphni. Paris, 1899, р. 84–85;
- Л. Успенский. По поводу иконографии Сошествия Св. Духа. — «Вестник Русского западноевропейского патриаршего экзархата», № 101–104, январь — декабрь 1979, с. 115–157.
Существенные сведения об иконографии и смысле сюжета содержатся в статье:
Отдельные сведения см.:
-
Г. В. Попов. Иконопись. — Г. В. Попов, А. В. Рындина. Живопись и прикладное искусство Твери. XIV–XVI века. М., 1979, с. 299–302.
3
В XVII–XVIII вв. в русском искусстве стали изображать в этой сцене Богоматерь, по западному образцу; в издаваемой иконе Богоматерь изображена вверху на поздней вставке.
Арка внизу обозначает вход в триклиниум. В арке обычно изображалась группа фигур, символизирующих различные народы, среди которых проповедуют апостолы. Начиная с XIV в. в арке появляется изображение старца, в лоратных одеждах, в венце, держащего на плате двенадцать свитков, с надписью «Космос» — изображение, как в издаваемой иконе из Духова монастыря. Наиболее ранние примеры композиций с этой фигурой —
- в клейме иконы первой половины XIV в. на Синае — «Распятие» с праздниками и страстями,
- в клейме тетраптиха с евангельскими сценами, там же4,
- на шестичастной мозаичной иконе из Флоренции5.
4 G. et M. Sotiriou. Icones du Mont Sinaï, I, II. Athènes, 1956, 1958, I, pl. 205, 206, 210.
5 В. Н. Лазарев. История византийской живописи, II. М., 1948, табл. 302.
Эту фигуру трактуют по-разному. По мнению С. А. Усова, это царь Давид, упоминающийся в Деяниях апостолов, 1, 16, 206, свитки же в его руках символизируют избрание апостолами Матфея вместо Иуды. Следует отметить, что фигура Космоса по облику очень напоминает пророка Давида. По мнению иных исследователей, изображен пророк Иоиль (ср. его текст: «Излию от духа моего на всякую плоть…» — Иоиль, 2, 28)7.
7 В соборе Хиландарского монастыря на Афоне над фигурой старца во фреске «Сошествие Святого Духа» имеется греческая надпись «о профитис Иоиль» ( Н. А. Скворцов. Археология и топография Москвы. М., 1913, с. 242–243).
А. И. Кирпичников трактует фигуру Космоса как персонификацию мира, пребывающего во тьме (отсюда темная арка внизу)8.
8 А. И. Кирпичников. К иконографии Сошествия Св. Духа. М., 1893, с. 12–15.
Интерпретация фигуры Космоса нуждается в дополнительном исследовании. Проблема осложняется тем, что Космос бывает изображен не только вместо «народов», но и вместе с «народами». В сербской Мюнхенской Псалтири конца XIV в. он представлен восседающим на престоле в верхней части проема под аркой, а ниже него — «народы». При этом Космос здесь — не старец, а юное существо, в короне с жемчужными подвесками9.
9
Фреска в церкви Никиты в Чурчере, считавшаяся одним из ранних примеров изображения Космоса в «Сошествии Св. Духа» (см.: G. Millet, A. Frolow. La peinture du Moyen Âge en Yougoslavie (Sérbie, Macédoine et Monténégro), fasc. I–III. Paris, 1954–1962, III, pl. 51–4), по последним исследованиям датируется временем не около 1309–1314 гг., а около 1484 г. (С. Радоjчић. Jедна сликарска школа из друге половине XV века. Прилог историjи хришћанске уметности под турцима. — «Зборник за ликовне уметности», 1. Нови Сад, 1965, с. 79, 81–82).
В миниатюре «Основание церкви апостолами» из Апостола XVI в., ГПБ, F.I.60, л. 137 об., представлен юноша в царском облачении, с надписью «Весь мир». Интересно мнение Л. Попович, которая считает, что фигура старца-Космоса есть персонификация вселенной, на текст Евангелия от Марка, 16, 15 («И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари»); аллегория родилась в константинопольской среде и получила наибольшее распространение в искусстве палеологовской эпохи10.
Сюжет «Сошествие Св. Духа» занимает видное место в православном богословии: это событие, наряду с «Крещением» и «Преображением», знаменует собою откровение «Троицы» — не в образе, а в человеке, через его «обожение»11. Тем не менее изображение «Сошествия Св. Духа» сравнительно редко встречается как храмовая икона, более часто — в составе евангельских сцен и двунадесятых праздников.
11 Л. Успенский. Большой московский собор и образ Бога-Отца. — «Вестник Русского западноевропейского патриаршего экзархата», № 78–79, апрель — сентябрь 1972, с. 166–167.
Сошествие Св. Духа. Около 1341 г. Икона из праздничного ряда иконостаса Софийского собора в Новгороде. Новгородский музей. | Сошествие Св. Духа. 1405 (?). Икона из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. | Сошествие Св. Духа. 1425–1427 гг. Икона из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора в Загорске. |
Извод, представленный в иконе из Духова монастыря, сложился в XIV в.: апостолы беседуют между собой, поворачиваясь друг к другу (чаще всего с одной стороны повернут один апостол, в данном случае Лука слева, а с другой — два, в данном случае Иоанн и Иаков справа); архитектурным фоном служат две палаты и стена или колоннада между ними; внизу арка с фигурой Космоса12. Таковы иконы из праздничного ряда иконостаса Софийского собора в Новгороде13, из Благовещенского собора Московского Кремля14. Позы, пропорции и контуры фигур иконы из Духова монастыря находят наиболее близкую аналогию во фреске Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире, 1408 г. Приблизительно к тому же изводу принадлежит икона из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора в Загорске, хотя по деталям и пропорциям эта икона несколько отличается (илл. стр. 190, 191).
13 В. Филатов. Праздничный ряд Софии Новгородской. Л., 1974, табл. 23.
14 В. Н. Лазарев. Московская школа иконописи. М., 1971, табл. 23.
Особенность обеих новгородских икон — колоннада между палатами; в московских произведениях показана вместо нее стена.
В новгородских церквах в XIX в. было несколько крупных местных (и настолпных) икон с изображением «Сошествия Св. Духа»: в церкви Благовещения на Городище — древнего иконографического типа, с двенадцатью апостолами и «Космосом», без Богоматери; в Софийском соборе и Успенской Колмовской церкви — с изображением Богоматери, т. е. позднего извода или под записью; в Прокопьевской церкви — с Богоматерью, но с идущей от древности деталью — пятью «народами» вместо «Космоса»15. Возможно, что основой популярности сюжета в Новгороде послужила издаваемая икона из Духова монастыря — особо чтимая, считавшаяся чудотворной.
Датировка и атрибуция.
- Макарий = Макарий, архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях, I, II. М., 1860
- Э. А. Гордиенко = Э. А. Гордиенко. Новгородская станковая живопись XI–XV веков в собрании Новгородского музея-заповедника. Автореферат канд. дисс. М., 1978
- Каталог V реставрационной выставки = «V выставка произведений изобразительного искусства, реставрированных Государственной центральной художественно-реставрационной мастерской имени акад. И. Э. Грабаря». Каталог. М., 1965
- Каталог VI реставрационной выставки = «VI выставка произведений изобразительного искусства, реставрированных Государственной центральной художественно-реставрационной мастерской имени акад. И. Э. Грабаря». Каталог. М., 1969
- Г. И. Вздорнов = Г. И. Вздорнов. О теоретических принципах реставрации древнерусской станковой живописи. — «Всесоюзная конференция «Теоретические принципы реставрации древнерусской станковой живописи». Доклады, сообщения, выступления участников конференции и принятые решения. Москва, 18–20 ноября 1968 г.». М., 1970
- Н. А. Гагман = Н. А. Гагман. Принципы восполнения утрат древнерусской станковой живописи. — «Всесоюзная конференция «Теоретические принципы реставрации древнерусской станковой живописи». Доклады, сообщения, выступления участников конференции и принятые решения. Москва, 18–20 ноября 1968 г.». М., 1970
- С. Ямщиков = B. Ямщиков. Древнерусская живопись. Новые открытия. Изд. 2. Л., 1969
- Н. П. Кондаков = Н. П. Кондаков. Русская икона, I. Прага, 1928; II. Прага, 1929; III. Прага, 1931; IV. Прага, 1933
- Г. В. Попов = Г. В. Попов. Иконопись. — Г. В. Попов, А. В. Рындина. Живопись и прикладное искусство Твери. XIV–XVI века. М., 1979
По стилистическим признакам икона не может быть отнесена ко времени более раннему, чем начало XV в., так как имеет в деталях много общего с произведениями круга Андрея Рублева, особенно с одноименной фреской 1408 г. Успенского собора во Владимире. Икона написана, видимо, до 1430-х годов, до времени архиепископа Евфимия II. Некоторые стилистические особенности — темные, глубокие оттенки красок, характер ассиста, рисунок рук — связывают икону с традициями XIV в., что является еще одним доказательством того, что икона не может быть отнесена к зрелому XV в.
Как известно, Духов монастырь был сожжен в 1386 г. вместе с рядом других новгородских монастырей, в связи с обороной города от войск Дмитрия Донского. Восстановление их происходило в конце XIV — начале XV в. при архиепископе Иоанне16, затянувшись надолго. Об одном из монастырей, Борисоглебском на Гзени (недалеко от Духова), сожженном в 1386 г., известно, что он восстанавливался лишь в 1424 г.17 Вероятно, именно при восстановлении Духова монастыря в первой трети XV в. и было написано «Сошествие Св. Духа». Один из Синодиков называет в числе строителей Духова монастыря некоего Иоанна18 — не архиепископа ли?
16 A. Л. Янин. Новгородские посадники. М., 1962, с. 240.
Датировке иконы XV в., казалось бы, противоречит характер ее доски — с накладными тыльными диагональными шпонками, что типично для более ранних произведений. Однако в начале XV в. еще писали иконы на «архаических» досках. Не исключено и использование старой доски, сохранившейся от XIV в.
В XVI в. икона считалась чудотворной: известны рассказы о чудесах в 1560 г. (исцеление слепой жены и исцеление отрока в день праздника Св. Духа) и 1563 г. (огонь, поднявшийся от Духовской церкви и упавший на Яковлевой улице) (см.: Вторую и Третью новгородские летописи под 7068 и 7072 гг., а также тексты на окладе иконы). В 1591 г. в описи монастыря эта икона упоминается в басменном окладе, который впоследствии был сменен на чеканный19.
19 Макарий, архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях, I, II. М., 1860, 2, с. 53, 72.
В ГРМ хранится икона из Михаило-Архангельского монастыря (на месте нынешнего Архангельска) с изображением двух святых епископов в предстоянии перед Спасом (ГРМ)20. В поздней надписи святые названы Иосифом и Климентом. Пробная расчистка, сделанная Я. И. Сосиным в 1936 г., показала плохую сохранность древней живописи. Но виден характерный контур головы правого святого, с высоким лбом и впалой щекой, темный санкирь лика — особенности, напоминающие «Сошествие Св. Духа». Примечателен и густой темно-зеленый цвет омофора с золотой разделкой. Двинской землей, откуда происходит икона, интересовались и Москва, и Новгород. Вполне вероятно, что перед нами новгородское произведение раннего XV в., направленное в новгородскую колонию на Двине.
20 ГРМ, инв. држ. 1943. Доска иконы, с накладными шпонками, имеет такое же строение, характерное для XIV в., как и доска «Сошествия Св. Духа».
Выставки.
- V реставрационная, 1965 г. = V выставка произведений изобразительного искусства, реставрированных ГЦХРМ имени акад. И. Э. Грабаря. Москва, 1965 г
- VI реставрационная, 1967 г. = VI выставка произведений изобразительного искусства, реставрированных ГЦХРМ имени акад. И. Э. Грабаря. Москва, 1967 г
Литература.
Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, живущим в нас. Аллилуйя (Входной антифон. Рим 5,5; 8,11).
Пятидесятница – это один из трех больших праздников иудаизма, во время которых множество израильтян совершало паломничество в Иерусалим, чтобы поклониться Богу в Храме. Его корни следует искать в седой древности: когда-то Пятидесятница была праздником благодарения после сбора урожая. Позднее этот праздник был связан с дарованием Богом Закона на горе Синай. Его отмечали на пятидесятый день после Пасхи. В конечном счете, в Новом Завете радость по поводу собранного урожая преобразилась в радость излияния Святого Духа и обретения Его даров.
При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились (Деян 2,1-2). Святой Дух нисходит под видом стихий, которые сопутствовали явлениям Бога в Ветхом Завете: ветра и огня (ср. Исх 3,2).
Огонь в Священном Писании выступает в качестве символа всепроникающей любви и очищения. Образ огня помогает нам понять характер действия Святого Духа в наших душах: Ure igne Sancti Spiritus renes nostros et cor nostrum, Domine… Очисти, Господи, огнем Святого Духа внутренность нашу и сердце наше…
С другой стороны, огонь является источником света и указывает на свет Духа, благодаря которому мы можем познать учение Иисуса Христа: Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину… Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин 16,13-14). В другой раз Иисус сказал Своим ученикам: Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин 14,26). Именно Святой Дух ведет нас к полному познанию истины, возвещенной Христом: «и, наконец, ниспосланием Духа Истины завершает Откровение во всей полноте и подтверждает его Божественным свидетельством» (II Ватиканский Собор, Догматическая Конституция Dei Verbum, 4).
В Ветхом Завете действие Святого Духа часто описывалось словом «дыхание» или «дуновение». Этот образ отражает деликатность, а, вместе с тем, силу Божественной любви. Нет ничего более стремительного, чем ветер. Он проникает везде и даже приводит в движение неодушевленные тела. Сильный ветер в день Пятидесятницы свидетельствует о том, с какой силой Любовь Божия входит в Церковь и в души отдельных людей.
Апостол Петр, увидев толпу людей, собравшихся возле Сионской горницы, приходит к убеждению, что всё, что теперь происходит, представляет собой исполнение пророчеств (ср. Иоил 2,28): и будет в последние дни, говорит Бог: излию от Духа Моего на всякую плоть… (Деян 2,17). На этот раз Святой Дух сходит уже не на особо избранных людей – Моисея и его спутников (ср. Числ 11,25) или пророков – но на всех, кто хочет стать учеником Христа (ср. Ин 7,39). Действие Духа произвело такое впечатление на учеников и зрителей, что все изумлялись и дивились, исполняясь любви и радости.
Сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы не было изолированным явлением в жизни Церкви. Утешитель постоянно освящает каждого человека посредством бесчисленных дуновений. Это, по словам святого Франциска Сальского, «всякого рода порывы, внушения, духовные обличения и угрызения совести, просвещение и сознание того, что нас осенило – всё это Бог производит в нас, одаряя нас благословениями, заботой и отцовской любовью, дабы пробудить нас, побудить, подвигнуть и привлечь к приобретению святых добродетелей, воздыханиям небесным, добрым намерениям; словом, ко всему тому, что ведет нас к жизни вечной» (О благочестивой жизни, III, 18). По словам святого Кирилла Иерусалимского, действие Духа Святого в душе «имеет деликатный, нежный и приятный характер (…); Он приходит, чтобы спасать, исцелять, наставлять, советовать, укреплять, утешать и просвещать» (Катехеза 16 о Святом Духе, 1).
Во время Пятидесятницы апостолы утвердились в своем посланничестве свидетелей Иисуса, они обрели силы, чтобы возвещать Благую Весть всем людям. Однако это не только их миссия – все верующие в Иисуса имеют приятную обязанность провозглашать, что Господь умер и воскрес ради нашего спасения. И будет в последние дни, говорит Бог: излию от Духа Моего на всякую плоть; и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать (Деян 2,17-18). Так проповедовал апостол Петр рано утром в день Пятидесятницы, которым началась эпоха «последних дней», когда Святой Дух всё вновь и вновь сходит на тех, кто верит, что Иисус – Сын Божий, и следует Его учению.
Отныне миссия говорить о великих делах Божиих (ср. Деян 2,11), совершившихся через Иисуса и Его учеников, доверена всем без исключения христианам. Мы – народ святой, а потому обязаны возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет (1 Петр 2,9).
Если мы сумеем понять, что наше личное освящение и эффективность нашего апостольского служения прямо зависят от нашего отклика на призыв Святого Духа, то ощутим настоятельную потребность взывать к Нему, дабы Он омывал нечистое, орошал иссохшее, исцелял болящее, пробуждал застывшее, согревал озябшее, направлял заблудшее (Секвенция святой Мессы торжества Сошествия Святого Духа). Мы хорошо знаем, что наша духовная жизнь отмечена многими недостатками. Это – пятна, омертвевшие или пораженные тлением участки души, леность и всевозможные уклонения, нуждающиеся в исправлении.
Нам следует просить о даре послушания: активного послушания, которое позволит нам принять всем сердцем веления и внушения Святого Духа.
Ф. Карвахал. «В общении с Богом»