Главная Иконы и фрески Иконография праздника в вопросах и ответах
Крещение Господне
– Кто, помимо Иисуса Христа и Иоанна Предтечи, изображён на этой иконе?
– Конкретно на этой иконе изображены ангелы, которые помогают святому Иоанну совершать обряд Крещения Господня.
– Почему на разных иконах Крещения – разное количество людей?
– Это довольно часто бывает в иконографии, ведь икона – не фотография. На иконе Крещения может быть изображён пророк Исайя – в память того, что именно его слова повторял Иоанн Предтеча, готовя народ к пришествию Христа: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Бывает, что на иконе изображаются люди, которые готовятся к принятию Крещения – так же, как Христос.
– На иконе изображён сам обряд Крещения Христа?
– Да, мы видим сам момент принятия Им крещения. Иоанн Креститель указывает на Спасителя, как бы говоря, что именно Его пришествия ждал Предтеча Господень, именно о Нём проповедовал людям. Возле фигуры Спасителя – ангелы. В руках они держат покровы – специальные отрезы ткани, что-то типа полотенец. И точно так же, как диаконы в храме помогают священнику в таинствах, так и Ангелы готовы помочь Иоанну Крестителю.
– А река на иконе – это и есть Иордан?
– Конечно, это Иордан. Обратите внимание, что по берегам реки – две горы. Изображение гор на иконах – это символ молитвенного восхождения человека к Богу. На этой иконе у изображения гор есть ещё одна функция: таким образом иконописец показывает, что всё происходит на открытом воздухе, а, например, не в храме.
– Что это за полукруг в верхней части иконы?
– Так изображается небо. Такой же полукруг есть, например, на иконе Рождества. Только на той иконе с неба на Младенца Христа падают лучи от Вифлеемской звезды, а на иконе Крещения Господня спускается Святой Дух в виде голубя.
– Почему на некоторых иконах Крещения написано – «Богоявление»?
– Это два названия одного праздника. Ведь именно в этот день Бог явился людям как Пресвятая Троица: Бог-Отец сказал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», Бог-Сын принял Крещение, а Бог-Святой Дух сошёл с неба в виде голубя.
– Но почему же тогда на иконе только Бог-Сын и Святой Дух?
– Бога Отца никто из людей никогда не видел, а потому и изобразить Его тоже никто не может.
Пасха ру.
В чем подражать ему? — Он всегда имел голову непокровенной: это знак непрестанной молитвы и обращения к Богу; потому что мужу долженствует молиться с непокровенной головой, согласно Апостольскому слову (1 Кор. 11), чтобы непокровенным лицом взирать на отражение славы Божией. Итак, закрыли себе лица те люди, которые связали себя с миром, окружив себя, а лучше сказать — сросшись с его вредом и со сплошными терниями у их ног, и не могущие, как это мы можем, непрестанно взирать на славу Божию. Мы же, прекрасно удалившиеся от мира, уйдем из него и своими мыслями, в псалмах и песнях духовных и молитвах сочетая наш ум со Христом, и делая себя обителью спасительного (Его) имени, памятуя Его, ради Которого мы ушли из мира: потому что тот, кто ради Него удалился от мира и сущих в жизни удобств, тот желает всецело соединиться с Ним, что достигается путем непрестанного памятствования о Нем, которое очищает ум. Итак, очистим наше душевное око, простираясь к Богу делами, словами и мыслями; потому что у нас нет ничего того, что бы нас пригнетало к земле, если мы пожелаем сообразоваться, насколько это возможно, с образом жизни Иоанна. Он прожил, не имея крыши над головой, мы же будем довольствоваться скромным жилищем; каждый будем любить данную нам от настоятеля келлию, помышляя о том, кто всю жизнь был бездомным. Он довольствовался плодовыми деревьями и диким медом; находится же в пустыне растение, которое растет само по себе, корни которого употребляли в пищу и бывшие после Иоанна пустынники Отцы; «плодами» же называются фрукты. Итак, он кормился фруктами и корнями растений или диким медом. Имел же он только одну одежду и имел кожаный пояс на чреслах своих, образно предоставляя этим, что он носил в теле своем умерщвление страстей, а также, что он обладает благом нестяжательства, и наставляя нас делами; мы же изобилуем таким большим количеством продуктов питания и одеждой, имея склады и хранилища полные пшеницы и вина, булочные и пекарни и, одним словом, все необходимое.
Иконография праздника Крещения Господня основана на тексте Евангелия от Матфея: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 13–17).
Крещение Господне. Андрей Рублев, 1405 г.
Центром иконы является фигура Господа Иисуса Христа, Который пишется препоясанным и стоящим посередине реки Иордан в момент крещения Его пророком Иоанном Предтечей.
Господь изображается в легком развороте и движении – Он делает небольшой шаг вперед. Это символическое указание на исход Христа из вод Иордана на служение людям, на проповедь Евангелия.
Слева от Христа изображается пророк и Креститель Господень Иоанн, который стоит на берегу реки. Правой рукой он омывает Христа водой (возлагает на Него руку), то есть совершает тайнодействие крещения.
Справа от Спасителя изображаются склоненные к Нему ангелы, которые являются свидетелями произошедшего. Два ангела используют свои одеяния как платы, готовые принять Христа от купели крещения.
Событие Богоявления на иконе отображено в тех образах, о которых сообщает Священное Писание: Бога Отца символизирует небосвод в полукруге, от которого исходит «троичный свет», Бога Духа Святого – белый голубь, а Бога Сына (как уже отмечалось) – фигура Иисуса Христа. Таким образом иконографически передается явление всех Лиц Пресвятой Троицы.
Другие материалы о празднике Крещения Господня читайте в рубрике
Содержание
Крещение Господне
Крещение Господне, или Богоявление, называется так потому, что в момент Крещения Спасителя явились все три Лица Пресвятой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, крестящийся в Иордане, и Дух Святый, сошедший в виде голубя.
Иконы Крещения Господня
Нажмите на изображение для просмотра галереи:
Равеннская мозаика — первое известное изображение Крещения Господня
Из ранних изображений Крещения Господня наибольший интерес представляют Равеннские мозаики V-VI вв. В куполе Православного баптистерия Крещение Господне имеет сложную иконографию: Спаситель представлен обнаженным, с власами назорейской длины, с бородой, с опущенными вниз руками; Он стоит по пояс в воде, а сверху на Него спускается Дух Святый в виде голубя.
Иоанн Предтеча в тунике стоит на скалистом берегу Иордана; левой рукой он держит четырехконечный крест на высоком древке, а правой из сосуда возливает на главу Спасителя воду. Правее Спасителя – в водах Иорданских – бородатый старец; в его руках покрывало и тростниковая ветвь; это аллегорическое изображение реки Иордан.
Центральную композицию окружают величественные фигуры апостолов, первыми принявших крещение; они несут в руках короны, намереваясь вручить их Господу.
По известным иконам из Синайского монастыря св.Екатерины, относящимся к комниновской эпохе (второй половины XI в.), нетрудно представить, какими были первые изображения Крещения Господня, попавшие на русскую землю.
Обнаженный Спаситель полностью погружен в воды Иорданские; Он находится в движении: видно, что Он только что вошел, и тотчас выходит (взыде абие от воды – Мф. 3:17); Предтеча, облаченный в одежду из верблюжьего волоса (Мф. 3:4), стоя на берегу, протягивает к Спасителю руку, исполняя всякую правду. На противоположном берегу Иордана – благоговейно склонившиеся ангелы подают выходящему из воды Иисусу одежды…
Вторая половина XI века. Церковь Успения Богоматери, Дафни. Мозаика в тромпе
Древние иконописные подлинники, составленные согласно с византийскими памятниками, дают описание Крещения Господня кратко: «Спас наг… правою рукою благословляет о бедре, а Предтеча крестит Христа. Три ангела… наклонены к Господу, а Предтеча аки на колена преклонился”.
Крещение. Преображение. Воскрешение Лазаря. Середина XIV века. Национальный музей, Белград.
Более поздние тексты дают описание подробнее:
«Господь наш Христос стоит в Иордане реце, наг, главу Свою преклонил к Предтече, рукою Своею благословляет Иордан. С правой стороны гора празеленая (т.е. неяркого зеленого цвета); Предтеча на ней стоит возле Иордана, приклонился ко Господу; и прикоснувся Иоанн десницею своею к пречистому верху Господню, крести единаго от Святыя Троицы. На Предтече риза от влас велбужих и пояс усмен о чреслех его, а риза мохнатая санкиро-дикая (коричнево-оливковая). С другой стороны реки гора вохра с бел, аки песчаная; ангели стоят, поклонившись Господу; един ангел держит ризу белую, риза на нем багряная, исподняя лазоревая; второй ангел держит ризу багряную, риза на нем киноварная, исподняя празеленая; третий ангел держит ризу лазоревую с белилы, а на нем риза празеленая, исподняя баканная с белилами”.
XI век. Греция. Монастырь Осиос Лукас
Обратим внимание на ризы, которые подносят Господу ангелы – цвета этих трех риз напоминают о важнейших сторонах служения Явившего Себя миру Спасителя. Одежды в Священном Писании рассматриваются как первостепенное условие человеческой жизни (Сир. 29:24), раскрывающее свойства человека (Сир. 19:27). В Богоявлении Троицы явление во Иордане бысть, и описание трех риз Господних, цвета их говорят о Единых в Существе Своем Лицах Святой Троицы, о свойствах Божиих, описанных пророками; приоткрывают они и тайну будущей Искупительной жертвы Христовой.
Коптская икона
Белый цвет риз Господних, знаменующий несозданный Божественный Свет, имеет несомненную эсхатологическую направленность: на Фаворе ученики увидели своего Божественного Учителя в сияющих белизной ризах, беседующим с пророками Моисеем и Илией, которые говорили об исходе Его (Лк. 9:31). Восседающий на престоле Ветхий деньми в видении пророка Даниила имел белое как снег одеяние (Дан. 7:9). Красный цвет риз, как цвет пламенной Божественной любви, может быть усвоен Ипостаси Бога Отца. Цвет «лазоревый с белилы”, цвет небесной синевы, соответствует Ипостаси Бога Духа Святого, Царя Небесного.
Коптская икона
В иконографии Богоявления нет видимого присутствия Пресвятой Богородицы. Но о Ней напоминает та багряница – царская порфира! – которую подносят ангелы выходящему из вод Иорданских Христу: воплотившийся Единородный сын Божий являет Себя миру как Царь Мира.
О Крестных страданиях Спасителя напоминает и Лазоревая риза, подносимая ангелом, – это напоминание о воде, истекшей вместе с кровью из Его прободенных ребр (Ин. 19:34). Следует помнить, что Лица Святой Троицы едины в Существе Своем; Сын – в Отце и Духе, Отец – в Сыне и Духе, Дух – в Отце и Сыне. И если рассматривать цвета в качестве символов Святой Троицы, то любой из цветов может символически отражать представления о любом из Лиц Триединого Божества.
Иконы Богоявления
Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г
Киево-Печерская Лавра. Фреска
Иконы Крещения Господня
Храм Христа Спасителя
Источник изображений — открытые источники
Текст — фрагменты стати прот. Николая Погребняка (ныне — епископа) «Троицы явление во Иордане бысть…». Заметка о иконографии и географии Богоявления. Московские епархиальные ведомости. 2003 г., №1-2
В праздник Святого Богоявления в центре храма всегда находится икона Крещения Господня. Она помогает верующим настроить свой ум и душу на молитвенный лад, и каждая маленькая деталь иконы имеет свой глубокий смысл.
Христос
В центре иконы — Христос в момент крещения. Спаситель как бы поворачивается и выходит из вод Иордана на служение людям, проповедь Евангелия, Крестные Страдания и Жертвенную смерть: «взыде абие (тотчас) от воды» (Мф. 3, 16)..
Правой рукой Спаситель благословляет воды Иордана, освящая при этом их Своим погружением. Вода теперь не образ смерти, а рождения в новую жизнь.
Фактически на иконе изображён момент установления таинства Крещения, о котором Спаситель позднее сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин.3:5).
Воды Иордана полностью окружают фигуру Христа, потому что крещение знаменует собой смерть для вечной жизни, также во образ того, что при Крещении человек погружается в воду с головой.
Относительно Иоанна Крестителя спаситель находится немного ниже, а глава Его слегка наклонена. Это указывает на смирение и послушание воле Отца, а также согласие на будущие Крестные страдания и Крестную смерть.
Телесная нагота Христа символизирует Его внутреннюю нравственную чистоту. Этой чистотой обладали первозданные Адам и Ева до грехопадения в Раю.
Если же на Христе есть набедренная повязка, то это отсылка к образу праведного судьи у пророка Исаии: «Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине… И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина» (Ис. 11:1-5).
Иоанн Креститель
Иоанн Креститель стоит на берегу реки и возлагает руку на Христа. Левая рука Иоанна обычно развёрнута ладонью к Небу в знак внимания Богу и молитвы.
Иногда в левой руке находится свиток, то есть символ пророческой проповеди: «Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез Него» (Ин.1:7).
Если же в руке Иоанна не свиток, а крест, то это свидетельство о Христе и указание на Искупительную Жертву Христа: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин.1:29).
Бог Отец и Бог Дух Святой
Главный смысл иконы — явление миру Пресвятой Троицы. Бог Отец говорит с небес о Сыне, Сын крещается от Иоанна Крестителя, и Дух Святой сходит на Сына в виде голубя.
Небосвод в полукруге символизирует Бога Отца, от которого исходит Троичный Свет. Этот Троичный Свет указывает на единство трёх Лиц единой и нераздельной Пресвятой Троицы. Свет и лучи символизируют Божественное действие.
Расторгнутые небеса также напоминают, что Рай, закрытый для человека грехопадением Адама, вновь открывается Христом.
Если изображена благословляющая десница Всевышнего, она означает «жест речи», то есть глас с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Ангелы
Склонённые ангелы — свидетели происходящего. Два ангела используют свои одеяния и готовы принять Господа от купели крещения. Общее количество ангелов может быть различным. Их присутствие указывает на то, что каждому крещающемуся Господь даёт в помощь ангела-хранителя. Также ангелы могут символизировать крестных восприемников.
Дерево и секира
Дерево и секира (топор), взяты из проповеди Иоанна о грядущем суде: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк. 3:9).
Фигурки в воде
В воде, у ног Христа — две маленькие фигурки: мужская и женская. Это не языческий Посейдон или бесы, как считают некоторые. Мужская обнажённая фигурка седовласого старца, сидящего спиной ко Спасителю — это аллегория Иордана. А женская, сидящая на рыбе и уплывающая — персонификация моря, указание на переход евреев через Красное море: «Что с тобою, море, что ты побежало, и с тобою, Иордан, что ты обратился назад?» (Пс. 113:5).
Змеи и рыбы
Кроме двух фигурок на иконе иногда изображают змея или множество змей: «Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде» (Пс. 73:13). Сцену со змеями можно интерпретировать, как указание на победу Христа над падшими духами.
Рыбы у ног Христа указывают на подчинение Господу мира живой природы. Рыбы также могут символизировать последователей Христа и их близость к Нему.
Горы
Горы составляют собой фон происходящего. Визуально горы направляют внимание на Спасителя. Это указывает на то, что главная роль в деле Крещения принадлежала именно Спасителю, а не Иоанну. Восхождение человека к Богу и единение с Ним осуществляется именно через Христа.