Проводим этот вечер вместе, в домашней обстановке. Семейный круг, тем более в светлый праздник Пасхи, объединяет. И сплачивает нас, таких непохожих. Мы все действительно разные: по характеру, возрасту, внешности, цвету кожи, национальности и вере. Но, находясь перед вызовом, эти личные особенности не имеют значения. Мы вместе, друг за друга. В радости и перед испытаниями.
В минувшее воскресенье праздник Пасхи встретили католики. Сегодня – православные. На первый взгляд, разные конфессии, но исповедующие одну религию – христианство. Делить нечего. Бог, как говорится, один.
И есть символ, который как нельзя лучше объединяет и католиков, и православных. Остробрамская Матерь Божия. Этой святыни одинаково поклоняются обе ветви христианства – и это тот самый случай, когда один образ объединяет всё. К ней обращались известные поэты Адам Мицкевич и Максим Богданович. Защиты и помощи у неё просили простые люди. И получали, вне зависимости от веры. Более трёх веков икона Остробрамской Матери Божьей помогает людям. Корреспонденты ОНТ побывали в двух храмах, католическом и православном, и узнали, в чём же её особенность и уникальность.
На иконе Божией Матери «Остробрамская» у Девы Марии опущен взгляд и скрещены руки. Кроме нимба на голове у Богородицы – корона. Название образа исходит от географического названия. Икона хранится в Вильнюсе в часовне, которая стоит у ворот при входе в город. Ворота называются Острыми, поэтому икону в свою очередь стали называть «Остробрамской».
Считается, что икона написана в западноевропейской традиции, точная история ее создания неизвестна. Возможно, образ – это список с другой иконы нидерландского происхождения, который был сделан в XVII веке.
Подробности смотрите в видеоинформации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram
Данная статья содержит: молитва к остробрамской пресвятой богородице — информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.
Содержание
- ВИЛЕНСКАЯ-ОСТРОБРАМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
- Православные иконы и молитвы
- Икона «Остробрамская» в чем помогает
- Молитва Остробрамской иконе Божьей Матери — текст
ВИЛЕНСКАЯ-ОСТРОБРАМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Молитва иконе Божией Матери «Остробрамская”
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Пресвятая Богородице, Спаси нас!
Эту икону хорошо иметь дома и молится ей она успокаивает и умиротворяет атмосферу в семье. Перед ней молятся о душевнобольных людях, людях склонных к депрессиям, уныниям. Эту икону хорошо дарить крестникам младенцам что бы матери их молились о покое и радости в их душах. Этой иконе молятся ещё от нежелательных гостей.
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Икона «Остробрамская» в чем помогает
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».
Большое значение имеет «Остробрамская» икона не только для католиков, но также и для православного народа. В соответствии с более известной версией божественный образ был ввезен в город Вильно князем Ольгердом из Херсонеса, однако, после его кончины лик Пречистой был определен в Троицкую обитель.
Чудотворное изображение имеет богатую историю, оно постоянно переходило из одних рук в другие. На сегодняшний день образ Богородицы можно увидеть над Острыми воротами в Вильнюсской часовне.
В этой статье Вы сможете для себя найти много интересной информации, к примеру, от чего помогает Святой образ, его значение, где вешать икону Остробрамскую в доме и многое другое.
История божественного образа и его чудотворные свойства
Всего известно две, но разные версии того как явилось это святое изображение. Как было описано в одном из сказаний, лик Девы Марии появился в 1431 г. 27 апреля в городе Вильно на «острых воротах». Именно отсюда и произошло название образа. Этот Божественный лик отличается не только богатым одеянием, но и невероятной красотой.
Однако основываясь на другом сказании, Остробрамская икона Божией Матери была получена как дарование, в честь принятия христианства от императора Греции князю. Существует также и другая легенда, согласно которой икона чудесным образом явилась над воротами.
Сам образ Богородицы считается очень редким, потому что на нем изображена только Богоматерь без младенца. Сама Святая — со скрещенными руками и с наклоненной вниз головой. Верующие христиане считают, что этот запечатленный жест говорит о принятии Святой вести. А вот на голове у Богоматери находится нимб с длинными лучами и звездами, корона, а внизу изображения размещен серебряный полумесяц.
Когда празднуется день божественного изображения
- Католики устраивают торжественную процессию ежегодно 14 апреля;
- А православный народ устраивают празднование из года в год 26 декабря.
Чудо, совершенное Святым образом
- Излечение от бесплодия.На протяжении 10 лет Виталий и Елена не могли стать счастливыми родителями. Муж Елены, узнав, что возводится храм в честь Богоматери, принял активное участие в строительных работах, и они стали одними из первых, кто смог помолиться божественному лику в новом храме. После этого Елена смогла забеременеть и вскоре родила прекрасную девочку.
- Возвращение похищенных детей.Было зафиксировано случаи возвращения похищенных и пропавших детей родителям, причем в некоторых случаях без каких либо условий.
- Поиск пропавших.Помогает Святая и в обретении пропавших родных. Больше года дочь Галины не выходила на связь с матерью. Она отправилась на заработки в Японию и там пропала. Галина стала каждый день молиться образу о помощи, и очень скоро нашлись люди, которые помогли в короткие сроки вернуться ее дочери домой.
И это еще далеко не все чудеса, которые божественный лик сделал для людей искренне просящих о помощи.
В чем помогает Божья Матерь Остробрамская
Православный народ считает, что божественное изображение является одним из главных защитников от недругов и темных сил. Чтобы лик оказывал свое чудесное действие, картину следует вешать прямо над входной дверью.
От чего защищает Остробрамская икона Божьей Матери
- Имея дома Святой образ можно значительно улучшить домашнюю энергетику;
- Чудотворная картина поможет и в трудные времена, найти решение для многих проблем и принести удачу в большинстве начинаний;
- Богоматерь защищает также и семейные пары от чужого вмешательства, помогая сохранять им свои чувства еще долгое время;
- Многие люди общаются к образу, чтобы помочь близким с психическими расстройствами и прочими душевными недугами;
- Еще один немаловажный факт, в чем помогает Обстробрамская икона – это избавление человека от многих проблем и даже уберечься от преждевременной смерти;
- Поможет также лик уберечь себя от дурного сглаза, зависти и сплетен.
Где вешать икону Остробрамскую
Святой образ должен находиться в каждом доме, ведь что немало важно он защищает от недоброжелателей и приносит гармонию в семью.
О чем молятся божественному лику:
- О снятии проклятий и освобождении рода;
- при унынии;
- О людях склонных к проявлению депрессии;
- Радости и спокойствии в душе у младенцев;
- О психически неуравновешенных людях.
Именно поэтому очень важно повесить образ в правом углу, который противоположен к входной двери. Других каких-либо предметов рядом со Святым ликом находиться не должно, а также необходимо следить за тем, чтобы святыня постоянно находилась в чистоте и порядке. Старайтесь регулярно вытирать с изображения пыль, и уделять должное внимание его внешнему виду.
Как молиться перед Богоматерью
Конечно, лучше всего проводить молебень в храме, но если возможности такой нет, то можно выполнить обряд и в домашних условиях:
- Перед молитвой нельзя грешить, лгать и за несколько часов до начала употреблять пищу. А помыслы при обращении к Святому лику должны быть искренними и чистыми;
- Женщинам следует повязать на голову легкий платок (можно шелковый), а также лучше воздержаться от открытой одежды;
- Прежде чем начать обряда нужно умыться святой водой и зажечь от свечи лампадку перед иконой. В помещение при этом необходимо соблюдать полную тишину;
- Очистите свой разум от плохих намерений, ведь такая молитва являет собой призыв о помощи;
- А после того как молебень завершиться обязательно нужно сказать Аминь, перекреститься и поклониться образу.
А вот и сама молитва Остробрамской иконе Божьей Матери
«О пресвятая Госпоже, Владычица моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй нас, грешных рабов твоих ( имена) от напрасной клеветы, от всякие беды и напасти, злых и лукавых человек и наглые смерти. Защити нас, Владычице Богородице, от всех враг наших видимых и невидимых, от лютого навета вражия и от всякого злаго обстояния. Аминь».
«Пресвятая Богородице, не отврати лица Твоего от меня, грешной рабы Божьей, и прими молитву сию к Тебе, от всего сердца возносимую, сохрани плод чрева моего и благополучно разродитеся (родить) во время благопотребное (положенное) благоволи Твоею великою и неизреченною милостью».
Храни Вас Господь!
Смотрите видео о иконе Богородицы «Остробрамская»:
Празднование Остробрамской иконы происходит 8 января (26 декабря по старому стилю).
О чем молятся Остробрамской иконе: молятся от ересей, расколов; об укреплении в вере.
Остробрамская икона Божией Матери
Молитва Остробрамской иконе Богородицы
О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй мя, грешного раба Твоего, от напрасный клеветы, от всякия беды и напасти и внезапный смерти. Помилуй мя в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в ночных часех спяща снабди, покрый и заступй. Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих видимых и невидимых и от всякого злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ми, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое.
О Пресвятая Госпоже, Владычице Дево Богородице! Приими недостойную молитву мою, и сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние.
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Ты мне Хранительница жизни всея явися, Пречистая: Ты мене избави от бесов в час смерти: Ты и по смерти мене упокой.
Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не презри в скорбех, но и от бед избави нас, едина Чистая и Благословенная.
Молитва Остробрамской иконе Божьей Матери — текст
Данная икона является достаточно редкой в продаже, но сильной по своей символике. Остробрамская икона Божьей Матери должна находиться в доме каждого православного человека. И для того, чтобы она защищала жилище от всякого зла, колдовства и лукавых людей, ее необходимо размещать при входе в дом. Чаще всего можно увидеть эту икону прямо над входной дверью дома. Она смотрит в помещение, а не из него. Когда заходит человек, она как бы провожает его взгляд в дом и находиться строго над его головой.
История Остробрамской иконы Божьей Матери
Данная святыня одинаково высоко почитается как православными, так и католиками всего мира. Называется она Остробрамской потому что находиться в Вильнюсе, на городских воротах (Острой браме).
Существует сразу несколько версий, по происхождению чудотворной иконы. По одной из них в 1431 году, 27 апреля эта икона сама явилась на крепостной ограде «Острых ворот» большого города Вильны. Богородица на иконе изображена одна, в очень пышных и богатых одеждах. Как и на других образах, голова ее немного наклонена в сторону, руки находятся в крестообразном положении, которые свидетельствуют о молитве и смирении.
Эта икона имеет достаточно сложную судьбу, так как не единожды передавалась из государственного в частное владение и наоборот. Спустя время, она стала высоко почитаться как в католицизме, так и в православии, потому как находилась определенное время во владениях, как католиков, так и христиан.
По второй версии, такую икону могли привести правящие князья того времени из захваченных крымских земель, а именно города Корсуня. Еще одна версия указывает, что икона была подарена Византийским императором Палеологом, князю Ольгерду, который в тот момент принял святое крещение.
В 1655 году Вильня была под оккупацией русских войск, которая продолжалась вплоть до 1661 года. В тот период было принято вывезти святыню в неизвестное место. Как гласит история, когда везли икону, в пути их ограбили русские казаки, которые и забрали икону в неизвестном направлении.
Но по чудесному стечению обстоятельств в 1661 году, икону возвратили на прежнее место в Вильны. Но на этот раз ее поместили в костел святой Терезии. Спустя 10 лет, в 1671 году, случилось первое чудо, связанное со спасением ребенка, после этого чудеса начали совершаться регулярно и верующие со всего мира потянулись к святыне со своими молитвами и прошениями.
Икона «пережила» 2 пожара, которые состоялись в 1706 году и в 1714. Любопытно то, что вокруг нее все выгорело дотла, а сама икона осталась невредимой как в первом, так и во втором случае.
В 1795 году губернатором Вильны был выпущен указ, который гласил, что каждый мужчина, проходящий через Острые Ворота, должен был снять с себя головной убор и воззреть вверх на чудотворный образ. Так воздавалась честь Святому лику. Также была запрещена всякая торговля при этих воротах, из-за глубокого почитания и уважение к святыне.
В момент, когда началась реконструкция оклада (верхней части иконы), была обнаружена наиболее известная на сегодняшний день хвалебная песнь в честь Пресвятой Богородицы «Честнейшую херувим». Художники сделали новый оклад (ризу), которая отличалась особой роскошью и пышностью.
Существует мнение, что эта икона является всего лишь частью большого изображения, вторая часть которого изображает архангела Гавриила, который принес Богородице благую весть о том, что она породит на свет от непорочного зачатия Сына Божия. Считается, что вторая часть была подарена князем Ольгердом кому-то из высоких чинов, но достоверных доказательств, которые подтверждают эту теорию, до сих пор не нашли.
О чем молятся перед Остробрамской иконой Божьей Матери
Перед этой иконой возносятся молитвы о даровании покровительства и защиты Божьей. Также превозносятся молитвы о защите супружеской пары от посягательств и всяких искушений. Эта икона также помогает тем, кто не может долгое время зачать детей. Но чаще всего ей молятся о защите от всего недоброго, чтобы в доме всегда был мир и покой, а также царила любовь и понимание.
Те, кто страдают душевными расстройствами, депрессиями, паническими атаками, унынием и другими психическими недугами – также необходимо произносить молитвы перед этой иконой. Чаще заказывать молебен и подавать записки за здравие болящих и недугующих.
Молитва Остробрамской иконе
О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякие беды и напасти и внезапныя смерти. Помилуй мя в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снебди, покрый и заступи. Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ти, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое. О, Пресвятая Госпоже, Владычице Дево Богородице! Прийим недостойную молитву мою и сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние. Пресвятая Богородице, спаси нас! Ты мне хранительница жизни всея явися, Пречистая; Ты мне избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти мене упокой. Под твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не призри в скорбех, но от бед избави нас, Единая Чистая и Благословенная. Пресвятая Богородице, Спаси нас!
Очень часто можно увидеть, как перед этим образом натягивают ниточку, на которой размещают кольца, нательные крестики, ладанки и другое. Такие украшения, которые освящаются возле Святого образа, являются сильной защитой от всего дурного и плохого. Например, если человек сильно болеет, можно принести его нательный крестик и посвятить возле этой иконы, также помолиться о скором выздоровлении Богородице, которая обязательно услышит каждого и воздаст по вере его.
- Молитва Владимирской иконе
- Молитва Казанской иконе — здесь
- Молитва иконе Неувядаемый Цвет — https://bogolub.info/molitva-ikone-neuvyadaemyj-cvet-chitat-v-chem-pomogaet/
Именно эту икону можно и нужно преподносить в качестве подарка своим крестницам и крестникам, которые еще находятся во младенчестве. Она помогает расти ребенку спокойным, здоровым и счастливым.
Защиты и мира Вам! Да хранит Вас Господь!
Что нужно знать про икону Остробрамской Божьей Матери
3 Значение иконы «Остробрамская» у православных христиан. . Молитва Остробрамской иконе… Молитва Божьей Матери…
Краткое содержание. 1 Зачем молитва иконе Неувядаемый Цвет. . Молитва Остробрамской иконе Божьей Матери — https.
Молитва иконе Неувядаемый цвет — найдете здесь. Молитва Остробрамской иконе Божьей Матери — https.
Молитва Остробрамской иконе Божьей Матери — https . Молитвы Тихвинской Иконе Божией Матери. Тропарь, глас 4.
8 Самые известные храмы. 9 Молитва иконе Иверской Божьей Матери. . Молитва Остробрамской иконе…
3 Значение иконы «Остробрамская» у православных христиан. . Молитва Остробрамской иконе… Молитва Божьей Матери…
Краткое содержание. 1 Зачем молитва иконе Неувядаемый Цвет. . Молитва Остробрамской иконе Божьей Матери — https.
Молитва иконе Неувядаемый цвет — найдете здесь. Молитва Остробрамской иконе Божьей Матери — https.
Молитва Остробрамской иконе Божьей Матери — https . Молитвы Тихвинской Иконе Божией Матери. Тропарь, глас 4.
8 Самые известные храмы. 9 Молитва иконе Иверской Божьей Матери. . Молитва Остробрамской иконе…
единственный известный образ с таким названием, датируемый ок. 1700 г., происходит из собора Рождества Пресв. Богородицы в Муроме (с 1935 в МИХМ), его авторство приписывают изографу А. И. Казанцеву. Икона написана темперой на доске (размер 179×142 см), название вписано в ленту внизу: «Сии пречу(д)ныи образ звезда пресветлая прес(вя)тая влад(ычи)цы Б(огоро)д(и)цы н(е)б(е)снии ц(а)рицы». На иконе на фоне овальной мандорлы с расходящимися лучами, похожими на языки пламени, представлена в рост Богоматерь с Младенцем. Иисус Христос обнимает Ее правой рукой, а в левой, опущенной к предстоящим, держит крест на длинной цепочке. Пресв. Богородица изображена с распущенными волосами, в венце, в платье и плаще, Младенец — в препоясании. К ногам Богоматери припадают в молении муромские святые: князья Константин, Михаил и Феодор Муромские (слева), кн. Петр и кнг. Феврония, прав. Иулиания Лазаревская (справа). Между лучами представлено 15 сцен из истории НЗ, к-рые образуют вокруг мандорлы ореол. Внутренний и внешний края ореола обрамлены облаками. Солнце и луна в верхних углах дополняют образ неба, на к-ром сияет Богоматерь — «Звезда Пресветлая». В клеймах представлены (слева снизу по часовой стрелке): «Благовещение», «Встреча Марии и Елисаветы», «Рождество Христово», «Сретение», «Преполовение», «Моление о чаше», «Бичевание Христа», «Коронование терновым венцом», «Несение креста», «Распятие», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа», «Вознесение Богоматери». «Коронование Богоматери» размещено над головой Пресв. Богородицы и является центральным сюжетом.
Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая». Ок. 1700 г. Иконописец А. И. Казанцев (?) (МИХМ)
Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая». Ок. 1700 г. Иконописец А. И. Казанцев (?) (МИХМ)
Иконография «З. П.» и. восходит к католич. изображению «Мадонна с четками», или «Мадонна розария» (итал. Madonna del Rosario; нем. Rosenkranzmadonna; польск. Matka Boska Różańcowa; словен. Rožnovenska Mati Božja), возникшему в позднее средневековье и отразившему развитие почитания Богоматери на католич. Западе. В основе изображения лежит читаемое по четкам молитвенное правило — розарий, во время к-рого вспоминают 15 таинств из жизни Пресв. Богородицы: 5 радостных (Благовещение, Встреча Марии и Елисаветы, Рождество Христово, Сретение, Преполовение), 5 скорбных (Моление о чаше, Бичевание, Коронование терновым венцом, Несение креста, Распятие), 5 славных (Воскресение Христово, Вознесение, Сошествие Св. Духа, Вознесение Богоматери, Коронование Богоматери). Иконография «Мадонна с четками» представляет собой изображение Девы Марии с Младенцем Христом на руках, протягивающими предстоящим четки — розарий (за редким исключением, четки могут быть только у Младенца). Дева Мария с Христом изображаются в рост (или сидящими) на престоле, на облаках, на полумесяце. Их одеяния не подчинены строгому канону, как правило, Богомладенец препоясан, голову Богородицы украшает венец. Иногда плащ Богородицы, как в образах «Мадонна Милосердие» (Madonna della Misericordia), образует покров, под к-рым находятся предстоящие. Четки имеют крест и крупные бусины, делящие нитку на неск. частей. Сохранился ряд произведений этой иконографии, в к-рых Деву Марию с Младенцем окружают следующие сцены: «Благовещение», «Встреча Марии и Елисаветы», «Рождество Христово», «Сретение», «Преполовение», «Моление о чаше», «Бичевание Христа», «Коронование терновым венцом», «Несение креста», «Распятие», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Св. Духа», «Вознесение Богоматери», «Коронование Богоматери». В нек-рых композициях эти сцены скомпонованы в 3 группы по 5 сюжетов. В композицию «Мадонна с четками» обычно включается изображение цветов, гл. обр. роз (розарий — также венок из роз) (Menaše L. Marija v Slovenski umetnosti: ikonologija slovenski marijanske umetnosti od začetkov do prve svetovne vojne. Celje, 1994. № 143-148). Розарий — домашнее молитвенное правило, отсюда часто встречающееся на иконах «Мадонна с четками» изображение ктиторов или их небесных покровителей — как выражение персонального, личного моления заказчика.
Розарий стал источником вдохновения для авторов сб. «Звезда Пресветлая» и иконы из Мурома, в к-рых была сделана попытка включить в правосл. обиход новации, имеющие католич. корни, что нередко практиковалось во 2-й пол. XVII в. «З. П.» и. представляет собой близкий к католич. иконографии образ, хотя четки заменены крестом на цепочке. Центральное изображение повторяет один из многочисленных вариантов изображений, состав сюжетных сцен точно соответствует канону розария. Очевидно, иконописец имел графический образец, к-рый воспроизвел на иконе, внеся минимальные изменения.
Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая». 70–80-е гг. XVII в. (ЦМиАР)
Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая». 70–80-е гг. XVII в. (ЦМиАР)
Близкий круг догматических и иконографических тем представлен на иконе 70-80-х гг. XVII в. из Христорождественского собора г. Балахны Нижегородской обл. (ЦМиАР), получившей название «Звезда Пресветлая» при поступлении в 1964 г. в музей. На иконе представлена Богоматерь на троне в царском облачении с Младенцем Христом в окружении розового облака — сияния. От него исходят тонкие лучи света и подобия языков пламени, к-рые «порождают» внешнее сияние, в его лучах размещено 17 сцен из жизни Пресв. Богородицы и Иисуса Христа — история домостроительства спасения: «Рождество Богоматери», «Благовещение у колодца», «Рождество Христово», «Сретение», «Преполовение», «Омовение ног», «Моление о чаше», «Взятие под стражу Христа», «Распятие», «Положение во гроб», «Восстание из гроба», «Явление Марии Магдалине», «Сошествие во ад», «Вознесение Христово», «Сошествие Св. Духа», «Коронование Богоматери», «Страшный Суд». У подножия престола представлены коленопреклоненные святые: слева — ап. Иаков, брат Господень, мч. Кондрат (соименный вероятному вкладчику собора Кондрату Ильину, протопопу «Успенского Большого собора, что на Москве» — см.: Писцовая книга Балахны. С. 19), ап. Иоанн Богослов, справа — ап. Симеон, еп. Иерусалимский, праведные Иоаким и Анна. В «Описи памятников церковных древностей» 1904 г. икона называется «Божия Матерь, Корень Девства». Исторически зафиксированным названием иконы стал текст молитвы Богородице из канона мон. Феостирикта, помещенного на ленте на поземе: «О Дево, Госпоже, Мати Господа моего, Творца всех, Ты — Корень девству и Неувядаемый цвет чистоты, Небесным чином радование и человеческому роду Благословенная Помощнице, Моли Сына Своего о спасении всех христиан». Связь между историческим названием и иконографией не прослеживается. Известны изображения (напр., гравюра 1-й пол. XVIII в. (?) из собрания А. В. Олсуфьева — РНБ. Собр. Олсуфьева. № 86), где представлен образ Богоматери иной иконографии, чем на балахнинской иконе, но с текстом той же молитвы. Это может свидетельствовать об определенной распространенности текста и отсутствии его прямой связи с иконографией.
Сходство балахнинской и муромской икон несомненно. Создатель балахнинской иконы, очевидно, также имел перед собой зап. образец, восходящий к иллюстрациям розария. На это указывают центрическая композиция с клеймами, расположенными наподобие венка вокруг Богородицы, их количество, деление на 3 части, характерное сияние. Однако икона из Балахны сложнее по составу и приближена к традиционной православной иконографии. Иконописец несколько изменил состав сцен, изобразив в отдельных клеймах по 2 сюжета. Завершение сюжетного цикла композицией на тему Страшного Суда, не соответствующее канону розария, находит аналогию в «Розарии» Альберто ди Кастелло. В основе иллюстраций, начинающих каждый из 3 разделов книги,- мотив цветка с 5 крупными и 5 мелкими лепестками, в центре которого венок с образом Богоматери в разных иконографических типах, в т. ч. в царском венце на престоле в сиянии из языков «пламени». Среди иллюстраций — Богоматерь в венце из 12 звезд на полумесяце в сиянии (Castello. 1556. P. 179), т. е. «жена, облеченная в солнце» (Откр 12. 1); о связи иконографии «жена, облеченная в солнце» и «Мадонна с четками» см.: Leksikon. 1985. S. 167. В конце «Розария» помещены тексты и иллюстрации, представляющие завершение истории домостроительства спасения: слава праведников, обновление мира и наступление жизни будущего века, что близко к 3-й части сюжетного цикла иконы из Балахны. Т. о., католическое изображение «Мадонна с четками» в рус. иконах получило отражение как минимум в 2 одновременно написанных, несколько различающихся по иконографии образах, один из которых известен под названием «Звезда Пресветлая».
Арх.: Опись памятников церковных древностей, находящихся в церквах г. Ниж. Новгорода, Арзамаса и в Ардатовском у. 1904 г. Нижегородский обл. архив. Ф. 559. Оп. 1779а. Ед. хр. 2.
Ист.: Castello A. di. Rosario della gloriosa vergine Maria. Venezia, 1556. P. 34, 90, 146, 179; Писцовая книга Балахны, 1674-1676 гг. // Действия Нижегородской ученой архивной комиссии. Н. Новг., 1913. Сб. 15. Вып. 1; Les estampes des Wierix: Catalogue. Brux., 1978. Vol. 1. P. 1338-1340.
Лит.: LCI. Bd. 3. Sp. 568-572; Leksikon ikonografije, liturgike i simbolike zapadnog krscanstva. Zagreb, 1985. S. 167-168; 1000-летие рус. художественной культуры. М., 1988. С. 142. Кат. 174; Тарасенко Л. П. Иконы из Христорождественского собора г. Балахны в собрании ЦМиАР // Филевские чт.: Тез. конф. М., 1997. С. 57-59; она же. К вопросу об истоках иконографии «Богоматерь Звезда Пресветлая» // Рус. церк. искусство Нового времени / Ред.: А. В. Рындина. М., 2004. С. 73-80; Бахарева Н. Н. Исторические сведения об иконе из церкви Рождества Христова г. Балахны, хранящейся в ЦМиАР // Филевские чт.: Тез. 6-й науч. конф. М., 1999. С. 1-2; она же. Икона «Богоматерь Корень девства» из церкви Рождества Христова г. Балахны в культурно-историческом контексте кон. XVII в. // Памятники христ. культуры Нижегородского края: Мат-лы науч. конф., 29-30 марта 2001 г. Н. Новг., 2001. С. 58-71; София Премудрость Божия: Выставка рус. иконописи XIII-XIX вв. из собр. музеев России. М., 2000. С. 234-235. Кат. 81; О Тебе радуется: Рус. иконы Богоматери XVI — нач. XX в. М., 2000. Кат. 69; Костромская икона XIII-XIX вв. М., 2004. Кат. 47; Иконы Мурома. М., 2005. Кат. 53.
Л. П. Тарасенко