Откроем книгу пророка Иеремии, 1-ю главу, с первого стиха, читаем: «Слова Иеремии, сына Хелкиина, из священников в Анафофе, в земле Вениаминовой». Вот у нас информация – с кем имеем дело, кто эти вести пророческие будет нам передавать – Иеремия, сын Хелкии, из священников, из рода священников. Жил он в Анафофе – это пригород Иерусалима, 5 километров от Иерусалима. Во-первых, он был священником, он потомственным был служителем. Значит, он вырос в семье священников. Его родители были священниками, и деды были священниками, прадеды тоже были священниками.
А что это значит? Он знал служение изнутри. Он знал состояние народа не издалека, в общем. Он там жил. Он слышал, может быть, от родителей, а что-то видел сам, что происходило в рядах священников. И мы немного знаем, что тогда происходило.»К которому было слово Господне во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского, в тринадцатый год царствования его, и также во дни Иоакима, сына Иосиина, царя Иудейского, до конца одиннадцатого года Седекии, сына Иосиина, царя Иудейского, до переселения Иерусалима в пятом месяце. И было ко мне слово Господне».
Тоже, обозначено время его пророчествования, от и до, во дни каких царей. И если мы хотим увидеть полную картину, то надо посмотреть историю, почитать эти летописи названных царей, и тогда мы увидим, это было уже время перед самым Вавилонским пленением. Что тогда происходило? Были еще попытки реформ каких-то, были хорошие цари. Но народ уже настолько далеко ушел от Господа за время правления нечестивых царей. Хотя бы вспомнить правление Манассии, который больше всех правил.
Подумайте, что вам это говорит о Боге? Что Господь терпит нечестивого царя дольше, чем праведных. Дольше Манассии никто не правил. Были попытки что-то исправить. Но что можно исправить после пятидесяти двух — летнего правления нечестивцев. Люди уже давно привыкли поклоняться идолам. Как это все искоренить?
«И было ко мне слово Господне» — вот что Господь говорит Иеремии – «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя». Вы видите, Господь знает все наперед. И Он планирует, и некоторых людей он предвидит и готовит для особой миссии. Иеремию – тоже. Знаете, для какой миссии?»А я сказал: о, Господи Боже! Я не умею говорить, ибо еще молод. Но Господь сказал мне: не говори: «Я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю Я тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их». Кого их «не бойся»? К кому он пойдет, к каким людям? В первую очередь, кого он будет обличать? Не просто народ – царей, пророков и священников. А кто это? Кто они? – помазанники: пророки, священники, цари. Господь избирал разных людей, в разное время, для разных целей. Не каждому такая честь выпадали. Если это можно честью назвать, как Иеремии. Вы почитайте о его жизни, и вы увидите, честь какая выпала на его долю.
«И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами». Для чего? Послушайте для чего, интересно! : «чтобы искоренять – что искоренять? — разорить, губить, разрушать». Как вам это нравится? Господь не только созидает. К сожалению, приходится тут, и громить что-то. А что? И кто это будет делать? Вот, Иеремия будет делать – губить, разрушать, а потом созидать и насаждать».
«И было слово Господне ко мне: «что видишь ты, Иеремия?». Я сказал: вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь»; А что это за видение, что вам напоминает? – Аарона; жезл, помните, расцветший? И тут что он видит?: «Вижу тот жезл». Господь ему показывает видение, первым долгом, знаете для чего? Кем он был? – он был священником, он был потомком Аарона. Что ему Господь говорит? Потому что перед этим Иеремия говорит: «Господи, я молод; и вообще-то, время такое; может быть, мне чем-то другим заняться».
Было, вообще-то, хорошо быть священником в то время, и пророками. Только надо было быть хорошими священниками и хорошими пророками. Если вы почитаете о тех временах – о, интересная история в 3-й книге Царств записана. Но вы дома почитаете — работу пророков узнаете, что значило тогда быть пророками. И вы увидите из этой истории, 22-я глава 3-й книги Царств, прочитаете, что значило быть пророками, и как надо было быть пророками, чтобы хорошо жить.
Главное, надо было внимательно следить за царем, и говорить то, что ему нравится. Он хочет идти воевать — в 22-й главе 3-й книги Царств это так красочно описано — видишь, что он хочет воевать, иди, скажи ему: «что Господь благословит тебя, и ты победишь». Иди, скажи от имени Господа, и он скажет: «Отлично, я тебя ставлю над всеми пророками, и ты будешь главным». Главное, вот на эту волну попасть, и все будет хорошо. То, что удобно; предугадай, что хочется царю, то ему говори, и будет все хорошо.Смутное было время. Именно потому Господь и готовил уже Вавилонян, потому что пророки — ну, что пророки? Вот, они пророки. Один, например, в той главе, в 22-й, пошел, сделал себе рога, одел. И не просто он пришел, сообщить царю, «что ты победишь», а говорит: «видишь рога? Вот, сими избодаешь Сириян до истребления».
Иеремия с этим столкнется. Вы увидите таких пророков. В книге пророка Иеремии, 28-я глава, подобный пророк. Конечно, он живет лучше, чем Иеремия, потому что знает, что и когда и кому говорить. 28-я глава: «В то же год, — в начале царствования Седекии, царя иудейского, — в четвертый год, в пятый месяц, Анания, сын Азура, пророк из Гаваона, говорил мне в доме Господнем, пред глазами священников и всего народа, и сказал: Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: сокрушу ярмо царя Вавилонского; Через два года Я возвращу на место сие все сосуды дома Господня, которые Навуходоносор, царь Вавилонский, взял из сего места, и перенес их в Вавилон».
Это уже было после того, как сосуды были взяты. Понимаете? И этот пророк приходит, все еще продолжает пророчествовать. Потому что Иеремия предсказывал: «сдавайтесь». Вы понимаете, что это значило? Иудеям говорят: «сдавайтесь Вавилонянам». Иудеи говорят: «Ты что пророчествуешь? Как? Надо стоять за Господа Бога нашего, и Господь будет поборать за нас». Пророки тут подкрепляют своими пророчествами устремления царей. И вот, один из них, говорит: «Ничего, Вавилоняне забрали эти сосуды. Через два года — я говорю от имени Господня — сокрушу ярмо Вавилонское и верну сосуды».
«И сказал Иеремия пророк пророку Анании перед глазами священников и перед глазами всего народа, стоявшего в доме Господнем, — И сказал Иеремия пророк: да будет так, да сотворит сие господь! Да исполнит Господь слова твои, какие ты произнес о возвращении из Вавилона сосудов дома Господня и всех пленников на место сие». Пусть будет. «Только выслушай слово сие, которое я скажу вслух тебе и вслух всего народа: пророки, которые издавна были прежде меня и прежде тебя, предсказывали многим землям и великим царствам войну и бедствие и мор. Если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка. Тогда пророк Анания взял ярмо с выи Иеремии пророка» — а Иеремия пришел с ярмом и говорил: «вот, так вас поведет в Вавилон. Вы будете как животные для него».
А Анания говорит: сокрушу это ярмо». И теперь Анания перед глазами всего народа ярмо с выи ( с шеи ) Иеремии и ломает его, и говорит: «Так говорит Господь: сокрушу ярмо». Представляете, представление?И Иеремия пошел. Написано: и пошел Иеремия без ярма уже. Как вам нравится? Дуэль двух пророков. Кто, кажется, победил? Анания продемонстрировал, как Господь будет освобождать народ. Иеремия ушел. «И было слово Господне к Иеремии после того, как пророк Анания сокрушил ярмо с выи пророка Иеремии: Иди и скажи Анании: так говорит Господь: ты сокрушил ярмо деревянное – и сделаешь вместо него ярмо железное. Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: железное ярмо возложу на выю всех этих народов, чтоб они работали Навуходоносору, царю Вавилонскому, и они будут служить ему, и даже зверей полевых Я отдал ему».
Ну, вот один из фрагментов, как Иеремии предстояло совершать служение, в каких обстоятельствах. Анания, конечно же, был почитаем. Иеремия, конечно же, был пренебрегаем царями. Это мягко сказано. Его пророчества никто не слушал. Однажды Иеремия не только произносил, он записывал. То, что он записал — но, почему он записывал? — потому что не слушали, потому что ему не давали произносить эти пророчества. А почему не давали? Потому что неудобно было. И что он делал? А он записывал. Он дает своему помощнику, он несет царю, чтобы читать. Царь что делает? Там – целая глава. Царь берет: «Ну, читай. Давай. А теперь то, что прочитал, отрежь. Отрезал?». – «Да». – «Давай его сюда». И демонстративно — в огонь. И так всю книгу пророка Иеремии. Представляете?
Что делает Иеремия? «Ничего, запишу еще одну копию». Записывает опять. Вот, в таких обстоятельствах пророку приходилось совершать служение. Но, Господь ему сказал: ты должен, и ты никуда отсюда не уйдешь. Интересно, Господь распорядился. Разные пророки в это время были. Вы знаете, что в это время пророчествовал Иезекииль. Где он был в это время? Он был в Вавилоне. В это же время был Даниил, Богом охраняем, Бог давал ему откровения, какие-то лично, какие-то через царя Вавилонского. И Даниил при дворе царя сообщал Божью волю. Иеремия в то же время совершал свое служение в Иерусалиме.
В одно и то же время, в разных условиях, разные Божьи пророки совершали служение. Господь использовал разных людей и в разных обстоятельствах. Если вы сравните условия служения Иеремии с условиями Иезекииля или Даниила, вы увидите огромную разницу. Тот часто бывал вторым после царя, и пользовался уважением. Не так Иеремия. Он говорил, казалось, в пустоту. Казалось, это все не имело смысла. Но, Господь ему сказал: «Говори, говори, записывай. Когда не дают говорить, записывай. Когда сжигают то, что ты записал, ходи, ходи перед ними. Это тоже пророчество».И вот Господь Иеремии: «Купи пояс». А что это значит? Пояс не просто был часть одежды, пояс служил и украшением. И по поясу можно было узнать, какой человек перед вами – богатый, бедный, знатный, вельможа, царь или простой человек. У царей украшались драгоценными камнями. Ну, простые люди, они просто веревкой обвязывали себя для удобства. Пояс о чем-то говорил. Господь говорит: «Купи хороший пояс». Да это как галстук. Это не одежда, это, своего рода, украшение. Ну, и по галстуку можно оценить человека. Так тогда пояс. Господь говорит: «Купи пояс и иди». Знаете, как далеко Господь отправил Иеремию? – за 500 километров где-то. И это не самолетом, и даже не поездом, и даже не на осле.
Наверное, это было время, когда его никто не слушал в Иерусалиме. «Иди теперь». А это же не просто путешествие. А что это было? Он идет, день закончился. Что он будет делать? Где-то отдыхает. Знаете, как тогда путешествовали? Караваны отправлялись в далекий путь, останавливались у костра. Рассказывали истории. Там встречались. Это интересно, вообще на востоке – это традиция, это целый ритуал на востоке: остановиться, узнать новости.
А как тогда передавались новости? Вот таким образом – путешественники приносили информацию о событиях в мире. Не было телевидения, не было газет. Вот эта информация – это новости. Иеремия прошел дневной участок пути, остановился с кем-то из людей. Его спрашивают: «Ты куда идешь?». — «А ты куда идешь?». Ну, и друг другу рассказывают. Иеремия что рассказывает? – «Я пояс несу». — «Куда несешь?» – «Господь мне сказал, пояс надо спрятать у реки Евфрат». – «Интересно!» — задание интересное, да? – «И зачем?!» — «Не знаю, Господь так сказал».
Отнес туда. Это в 13-й главе записано, 4-й стих: «Встань, пойди к Евфрату и спрячь его там, в расселине скалы. Я пошел и спрятал его у Евфрата, как повелел мне Господь». Ну, скоро мы прочитали это, а не так скоро это делается. Так? Два стиха всего – «я пошел и спрятал». Если не видеть этих расстояний – 500 км пройти пешком – сколько людей узнал. Как правило, торговцы ходили, и они передавали истории, которые узнавали по пути. Вот так распространялась вот эта проповедь Иеремии, наглядная проповедь.
Прошло время. Много времени прошло, написано: «По прошествии же многих дней сказал мне Господь: встань, пойди к Евфрату — опять путешествие, опять давай туда». Зачем? Часто бывают такие обстоятельства в жизни, что мы не знаем, зачем это нужно. Только потом проходит время, и мы обнаруживаем: «Вот, зачем это нужно было».Мы не знаем. Господь иногда так сводит людей, так стечение обстоятельств организовывает. У Него есть план. Мы не всегда знаем, зачем это нужно было. Кажется, какой смысл? Но, Господь говорит через время: «Иди опять». Он опять этот же путь проделывает. Приходит. Помните, где он спрятал пояс? – в расселине скалы. А теперь что он делает? «И я пришел к Евфрату, выкопал и взял пояс из того места, где спрятал его». Понимаете, сколько времени прошло? — Ему уже выкапывать пришлось, заросло все. Выкопал пояс из того места, где спрятал его; «и вот пояс был испорчен, ни к чему стал негоден». А был хороший.
Вы представляете, первое путешествие Иеремии, если там он встречал людей и рассказывал о своей миссии? Представьте себе, через время, возможно, он кого-то из тех же людей встретил, уже с поясом испорченным временем. «О, старый знакомый! Ты опять; куда теперь». На этот раз куда идешь, и с каким поручением? Ну, у каждого какая-то, кажется, более серьезная задача, да? Каждый работает – ладан, смирну, чем они торговали? Как правило, это был путь из Вавилона в Египет. Это торговый путь через Палестину. Помните, так Иосифа продали?
Если сравнить занятие Иеремии с занятием этих людей, то любой скажет: «Я делом занимаюсь. У меня хоть какой-то смысл в моей работе, можно ощутить – там продал, там купил. А ты? Вообще-то, интересная у тебя миссия. Пророк, да? Чей пророк». – «Господень пророк». – «Чем занимаешься?» — «Пояс несу». – «А теперь». – «А теперь обратно несу». – «Ну-ка, покажи». Представляете себе? Он достает пояс, драгоценность, которую он несет за 500 км. «Ну, и что это значит, ты можешь объяснить?» — «Да, теперь уже могу. Господь мне объяснил, что это значит. Слушайте, что это значит: Так говорит Господь: так сокрушу Я гордость Иуды» – пояс. Иуда ходил – самый красивый пояс у него был. «так сокрушу Я гордость Иуды и великую гордость Иерусалима. Видите пояс? Этот негодный народ, который не хочет слушать слов Моих, живет по упорству сердца своего и ходит во след иных богов». Понимаете, чем занимался Иеремия? Это не просто были пророчества и вести, которые он проповедовал.
Знаете, главная проповедь Иеремии в чем заключалась? Ну, она по-разному тут, в разных словах выражена в книге пророка Иеремии. Но, наверное, один из таких ярких и емких изложений вести, которую проповедовал Иеремия, мы находим в 7-й главе, в 4-м стихе: «Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень». Это то, что проповедовал Иеремия. Слышите, а что это значит? Кто говорил так: «Храм Господень, здесь храм Господень?».О чем проповедовал Иеремия? — «Вавилоняне придут, Господь уже распорядился, осталось время времени. И тут камня на камне не останется». Что в ответ? – «это ересь, Иеремия проповедует ересь, такого быть не может. Господь, Он может нас наказать. Да. Но, храм Его никогда не будет разрушен. И потому в безопасности тот, кто будет в храме».
Что это значит? Понимаете, что за этими словами скрывается? Иеремия не только проповедовал о том, что Вавилоняне придут, а и объяснял, почему они придут, за что они придут. Он не просто говорил о том, что они будут уведены в Вавилон, в рабство, а объяснял за какие грехи. И что надо исправить, и что надо изменить. Хотя Иеремия говорил: «знаете, уже мы дошли до такого этапа в нашем беззаконии, что Господь не будет отменять. Это точно – мы уйдем в плен. Вавилоняне возьмут этот город и разрушат его. Это определено. Но, если хотите, чтобы это было менее болезненно, не сопротивляйтесь».
В другой главе Иеремия говорит: «Те, кто ушел в Вавилон, стройте домы, насаждайте виноградники, устраивайтесь, не торопитесь – это надолго». Вот с чем он и столкнулся, с этим ложным пророком, который говорит: «Да, не надолго. Два года – и они вернутся, и сосуды вернут». Иеремия говорит: » Нет, передайте мое послание тем, кто туда ушел в плен. Вернутся дети через 70 лет» — он говорит — » так что не рассчитывайте на скорое возвращение».
А эти в ответ – аргумент: «Храм Господень, не может такого быть». И таким образом, выставляли Иеремию за ложного пророка. Иеремия говорит: «Не надейтесь и не успокаивайте себя этими словами. Потому что вы понимаете, в чем дело? Вы решили, что можно спрятаться в храме, и творить там беззаконие. Вы решили, что можно назваться пророком, и делать что хотите. Вы решили, что можно назваться первосвященником, и все хорошо. Вы должны и быть, соответствовать тому, кем называетесь. Вы думаете, что можно сказать: мы народ Божий, и значит, ничего с нами не случится».
Конечно, Господь очень переживает о своем народе. Иеремия это говорил, что Он выведет, что Он спасет, что Он любит Иакова, что Он избавит его и сохранит остаток. Но, что это значит? И чего Он ожидает от этого остатка? Господь действительно нас любит, но это не значит, что можно спрятаться в этой церкви. А то, что будет в сердце, и что я буду говорить, и что я буду творить – не имеет значения. Имеет! Вот это весть Иеремии. Конечно же, пророки, которые хорошо там устроились, и цари им покровительствовали, им это не нравилось. Пророки выступали против Иеремии. И они изучали Священное Писание, находили места, которые доказывали, что Иеремия неправду говорит. И поэтому Иеремии трудно приходилось совершать свое служение. Когда мы подходим, где-то, ко второй части книги, мы обнаруживаем его в темнице, потом в зловонной яме. Вот где его место – так решили, так решил царь, так решили пророки, так решили священники : «Вот твое место, там, чтоб ты больше не пророчествовал нам, и чтоб не смущал народ, и чтобы не говорил, в каком мы состоянии находимся. Надо говорить только то, что нравится, чтоб нам приятно было».
Ему совершенно не выгодно такую весть проповедовать. Единственное объяснение, почему он продолжает, потому что это – истина. Потому что это то, что Господь ему повелел проповедовать. И он не смотрел ни на обстоятельства, ни на людей, ни на царей. Для него единственным авторитетом оставался Господь. Все доктрины, которые воздвигали в то время пророки и священники о том, что мы в безопасности, потому что мы в церкви Божией, ничего не значат. Почему? По той же причине, о которой говорил Исайя пророк: «Вы говорите: храм, вы говорите: жертвы, Мне это уже порядком надоело. Я ненавижу это» — говорит Господь.
Только теперь через Иеремию Он говорит в других словах и в других образах, но то же самое: «Вы надеетесь на жертвы» — говорит Исайя, «вы надеетесь на храм» — говорит Иеремия. А надеяться надо на Господа и повиноваться Ему нужно. Господь всеми средствами хочет донести до нас вечную истину – это вечная истина, если хотите. Это вечное евангелие, если хотите. Это трехангельская весть, если хотите. Что это значит? — «Бойся Бога». Слышите трехангельскую весть: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу»? А Екклесиаст что пишет? — «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай» — это не то же самое? «И поклонитесь сотворившему небо и землю» — это не то же самое?
А Иеремия что говорит? » Что вы надеетесь на эти камни . Убойтесь Бога и повинуйтесь Ему. Он сейчас повелевает вам идти в Вавилон. Повинуйтесь Ему. Но наступит день, когда вы услышите другую весть, следующую: «Пал Вавилон». Это будет следующая весть.
Знаете, трехангельская весть не появилась в книге Откровения вдруг. Трехангельская весть, она уже давно звучит через века, потому что проблемы те же, потому что пороки те же, потому что у беззакония та же природа, такой же характер. Потому что отец – один, отец всякой неправды и всякой лжи. Вот, потому Господь одну и ту же весть проповедовал во все века: «Убойтесь Бога, воздайте Ему славу».
Проходит время. Сбылось то, что Иеремия предсказывал. На его глазах те пророки, которые с ним соперничали в слове, были посрамлены. Вавилоняне пришли, сделали то, о чем говорил Иеремия: разрушили Иерусалим, храм сожгли — остались груды развалин, — увели всех в плен. Что вы думаете, кого увели? Всех увели, но некоторые остались. Оставили они простых людей, бедных, несчастных. И кого еще оставили? Иеремию тоже. Ну, а какой он был? — в яме, зачем его туда вести. Они взяли Вавилоняне кого? Знатных – Даниила, Седраха, Мисаха и Авденаго. Но, это раньше было. Осталась эта горстка людей. Господь предвидел, Он оставил Своего пророка здесь, с ними. Там есть Даниил, там есть Иезекииль. А тут? Он любит этих людей тоже, Иеремию оставляет здесь.
Но эти люди, вы думаете, поняли что-то? Приходят к Иеремии и говорят: «Спроси у Господа, что нам дальше делать – в этой разрухе жить или, может быть, в Египет податься? Все-таки, Египет – еще сильная держава, может, мы там спасемся?». Иеремия говорит: «Хорошо, я спрошу у Господа, что делать?». Они говорят: «Спроси, спроси, мы сделаем все, что скажет Господь, ты вопроси у Господа». Десять дней проходят. Иеремия говорит: «Господь мне ответил. И вот что он мне ответил: «не ходите в Египет, оставайтесь здесь. Пойдете в Египет, погибнете все, здесь оставайтесь, здесь безопасно». Что они говорят? «Мы пойдем, и ты пойдешь с нами». Вы понимаете? Берут его насильно, Иеремию, и ведут его в Египет. Поселяются в Египте. И он продолжает им проповедовать. Говорит: «Придут сюда Вавилоняне. Спасутся только те, кто сбегут отсюда».
Хорошее время. Хотели бы быть на месте Иеремии? Как вам нравится миссия пророка? Представляете себе, Господь говорит: «А Я предвидел, ты подходящая кандидатура для такой миссии, ты хорошо справишься с этим». Вы заметили, что заканчивается книга Иеремии разрушением Иерусалима и храма. Но в Египет они ушли позже. Тут, книга Иеремии, как и многие книги Священного Писания, не в хронологическом порядке написана. Потому что это проповедь. Чем заканчивается?
В девятый день, четвертого месяца пролом в стене сделали Вавилоняне, и всё. Что это значило? И до сих пор этот день помнят. И у этой стены вспоминают плачущего пророка Иеремию. Стена плача — у них есть. И в десятый день, пятого месяца сожгли храм, и увели из Иерусалима всех жителей его. Остались то тут, то там – маленькие группки людей среди развалин.
И после этого следует маленькая книга того же пророка «Плач Иеремии». Знаете, зачем «плач Иеремии» нужна? Господь научил нас смеяться, Господь научил нас жить, праздновать субботу, строить стену, строить храм, воспитывать детей, чему еще не научил? Плакать надо научиться. Вы видели, как плачут дети в магазине, например, видели? Вы знаете, мама всегда хорошо чувствует, как это он плачет. Он еще маленький, в кроватке, он ходить не может, говорить не может, а плачет. И мама знает, надо идти к нему, или, может быть обойдется. Потому что иногда он плачет, и в этом плаче — «мне плохо, и ты в этом виноват». Вот что значит.
Иногда так люди плачут – и взрослые и дети: «мне плохо, и виноват ты, и все виноваты, мне очень плохо».
Бывает плач другой — «мне плохо, я ничего знать не хочу, и, вообще, больше ничего не хочу, и жить больше не хочу».
Есть еще один вид плача – «мне плохо, не знаю, кто виноват, но иду к Тебе».
Заметили разницу? Господь хотел бы научить нас и плакать, потому что, как сказал Екклесиаст, «всему свое время – время строить, а разрушать». Вот, Иеремия и занимался разрушением, чтобы потом построить. «Время собирать камни, и время разбрасывать камни, время радоваться, а время и плакать». И вы знаете, Господь может прославиться как в нашей радости, так и в нашей печали тоже. И если вы посмотрите в Священном Писании, многие плакали. Иногда этот плач был оскорблением для Бога, а иногда этот плач был приятным благоуханием для Бога.
И часто тот, кто плакал, получал благословение. Бог хотел бы нас чему-то и в печали научить. Понимаете, что произошло, когда они вернулись из плена. Они уже многому научились во дни Ездры и Неемии. Они, когда восстанавливали эти стены разрушенные здесь, собирали камни . И когда, помните, посвящали храм, радовались. А некоторые – написано — и плакали. И тема этого плача была такой: «Господи, мы виноваты, нам плохо, но мы вернулись к Тебе. Мы пришли к этим стенам, потому что, куда нам идти. Мы не смеем, глаза к небу поднять, потому что знаем, в чем причина. Мы знаем конкретно, в чем причина. Мы полистали нашу историю, посчитали нашу родословную, мы посмотрели на наших детей, мы послушали наши речи, и мы поняли, в чем причина. Тут многое нужно восстановить. Восстановить поколения — родословные, восстановить стены — камни собрать. Восстановить богословие – субботу. Восстановить семьи наши – жен, детей отправить. Нам столько нужно отремонтировать, кроме храма. Когда мы берем эти камни и кладем на положенное место, мы не можем не думать: что, а мы-то не на месте. Мы собираем все, что разрушено с годами, ком к горлу подкатывает. Но, что нам сказать, Господи? Мы виноваты. И мы пришли к Тебе».И когда мы научимся правильно плакать, тогда мы научимся и радоваться правильно и смеяться. Потому мудрый Соломон написал, что «вообще-то, надо бы сначала в дом печали» – больше пользы. И тогда радость ваша будет совершенна.
Вот об этом пророчества плачущего пророка. Книга Иеремии – это жизнь, где вы не видели его слез. А книга «Плач » — это руководство к действию, пока, к сожалению, на этой земле. Гораздо приятнее плакать, понимая, где ошибку допустил, чем плакать и обвинять всех и всё вокруг.
Иов, Патриарх Московский и всея Руси
Страна: Россия Биография:
Будущий Патриарх Иов (мирское имя — Иван (Иоанн)) происходил из посадских людей города Старицы Тверской губернии. Родился во второй половине 20-х гг. ХVI столетия.
Обучался в школе при Старицком Успенском монастыре, где в 1550-х гг. был пострижен в монашество с именем Иов в честь Иова Многострадального. Впоследствии стал настоятелем старицкой обители: 6 мая 1569 г. царь Иоанн IV Васильевич дал жалованную грамоту Иову как архимандриту Успенского монастыря.
В 1571 г. архимандрит Иов был назначен настоятелем Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. Как настоятель одного из важнейших монастырей того времени принимал участие в делах Русской Церкви и государства, участвовал в церковных Соборах.
В 1575 г. стал архимандритом Новоспасского монастыря в Москве.
В 1581 г. состоялась хиротония архимандрита Иова во епископа Коломенского, богослужение возглавил митрополит Московский Дионисий.
С середины 1580-х гг. — близкий сподвижник Бориса Годунова; в 1586 г. переведен на Ростовскую архиепископскую кафедру, при содействии царя собором епископов 11 декабря 1586 г. возведен в митрополиты Московские.
В 1588 г. в Москву прибыл Константинопольский Патриарх Иеремия II, в ходе его визита царь вновь поднял вопрос об учреждении в России Патриаршества (русские власти начали обсуждение этой темы летом 1586 г., во время посещения Москвы Патриархом Антиохийским Иоакимом VI). 26 января 1589 г. при участии Патриарха Иеремии II состоялось возведение митрополита Иова на Патриарший престол.
Главной целью деятельности Патриарха Иова было укрепление в стране Православия и Русской Церкви, проявлял заботу об укреплении дисциплины духовенства. По инициативе святителя были проведены преобразования, в результате которых архиепископии были преобразованы в митрополии — Новгородскую, Казанскую, Ростовскую и Крутицкую; другие епархии стали архиепископиями — Вологодской, Суздальской, Смоленской, Рязанской, Тверской; были учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей. Личные средства и богатые царские подарки Патриарх Иов употреблял на милостыню и строительство храмов.
Попечением Патриарха Иова возобновилось печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, особенно в присоединенных землях — Казани, Астрахани, Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы Триодь Постная, Триодь Цветная, Октоих, Минея Общая, Чиновник архиерейского служения и Служебник. Святитель предпринял также нeкоторые меры по исправлению существовавших неточностей в богослужебных книгах.
При Патриархе Иове были прославлены новые русские святые: святой Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоколамский (святитель сам написал ему канон и «исправил службу»), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский, преподобные Антоний Римлянин и Корнилий, блаженный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий. Heкоторым святым, уже чтимым на Руси, были установлены новые дни празднования.
При святителе Иове развивалась миссионерская деятельность, направленная на укрепление православной веры в отдаленных районах государства (в Сибири, на Русском Севере), а также в Грузии. По благословению Патриарха православные миссионеры возрождали храмы и монастыри на окраинах России, несколько новых обителей было основано и в европейской части страны, в Москве был устроен Донской монастырь.
Со смертью царя Феодора Иоанновича 7 января 1598 г. пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время. В эти тяжелые времена святитель Иов первым возглавил борьбу с польско-литовскими захватчиками, рассылая по городам грамоты с призывом к защите веры и Отечества. В январе 1605 г. Патриарх Иов предал анафеме Лжедмитрия I и поддерживающих его изменников.
3 апреля 1605 г. после внезапной кончины царя Бориса Гoдyнова в Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов был низложен и сослан в Успенский Старицкий монастырь, где святитель начинал свой иноческий путь.
После свержения Лжедмитрия I и воцарения 1 июня 1606 г. Василия Иоанновича Шуйского святителю было предложено вернуться на Патриарший престол, однако он отказался, сославшись на слепоту и преклонный возраст. Патриархом был избран митрополит Казанский Ермоген. В феврале 1607 г. Патрирх Иов был приглашен царем Василием Иоанновичем, освященным Собором и всеми «чинами» русского общества в Москву. 20 февраля 1607 г. Патриарх Иов и Патрирх Ермоген совершили богослужение в Успенском соборе Московского Кремля, народ просил у них прощения за нарушение крестного целования царю Феодору Борисовичу Годунову и за признание самозванца. В соборе была прочитана разрешительная грамота, составленная от имени двух Первосвятителей.
Патриарх Иов скончался 19 июня 1607 г. и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над его могилой была устроена часовня.
В 1652 г. при Патриархе Иосифе нетленные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены рядом с гробницей Патриарха Иоасафа. По благословению Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода имя святителя Иова было внесено в Собор Тверских святых, первое празднование Собора Тверских святых состоялось в июле 1979 г. Для всероссийского почитания святитель был канонизирован на Apхиерейском Соборе Русской Православной Церкви 7-14 октября 1989 г.
Память святителя Иова, Патриарха Московского и всея России, совершается Церковью 5/18 апреля и 19 июня / 2 июля.
Еврейское имя (ירמיהו) в значении — «Бог/Бога (Иегова) возвеличит». Английская форма: Jeremiah
Православные Именины (День Ангела):
27 января — преподобный Иеремия.
1 марта — мученик Иеремия.
19 апреля — мученик Иеремий.
14 мая — пророк Иеремия.
11 октября и 18 октября — преподобный Иеремия прозорливый, Печерский (Рус.).
21 ноября — архангел Иеремиил.
Иеремия — второй из четырёх великих пророков Ветхого Завета. Иеремия родился в левитском городе Анатоте в 7 км от Иерусалима, в семье, принадлежавшей к жреческой династии Эвиатара, отстранённой царем Соломоном от служения в Иерусалимском храме. Пророческая деятельность Иеремии приходится на самый бурный период истории Иудейского царства и относится к 13-му году царствования Иосии. В это время Иеремии было 25 лет. Его учеником и писцом был пророк Варух. Благочестивый царь порешил очистить свою землю от язычества в любом его проявлении, истреблял капища Ваала и Астарты и заботился о возвышении религиозно-нравственного смысла в народе. Иеремия в это время был ещё молодым человеком (Иер.1:6), но, призванный на высшее пророческое служение, он своим словом энергично поддерживал преобразовательное движение. После смерти Иосии опять начались религиозно-нравственные нестроения и политические смуты. Иудейские цари, вздумавшие заводить политические интриги с фараонами, чтобы найти у них защиту против месопотамских завоевателей, навлекли на себя гнев последних, и участь царства была решена. Народ не верил пророчествам Иеремии, и сам пророк, как нарушитель общественного порядка, подвергался даже насилиям и темничному заключению (598 г до н.э.). Нашествие вавилонян открыло народу глаза, но было уже поздно. При царе Седекии Иерусалим был разрушен и народ уведён в плен, а пророку осталось только оплакать пепелище священного города, что он и сделал в глубоко трогательных песнях. Сам пророк остался в родной земле под управлением вавилонского наместника Годолии; но после мятежа, во время которого убит был Годолия, Иеремия был уведён мятежниками в Египет, где и скончался, побитый камнями от иудеев, которых он и там не переставал обличать за нечестие. Память Иеремии чтилась высоко: он считался одним из предтечей Мессии (Мф.16:14). История его жизни и деятельности изложена в его книге, под заглавием «Книга пророка Иеремии». Слог её несколько уступает классическому изяществу стиля Исайи; местами встречаются резкие и колкие слова, но в его словах слышен сам вопль Всемогущего о грехе Его народа. Пророк обличал как царей, так и толпу; отсюда резкие переходы в его стиле. Книга Иеремии состоит из 52 глав; каноническая подлинность её никогда не подвергалась серьёзным сомнениям, хотя и были попытки набросить тень на некоторые главы, особенно ввиду несогласия греческого текста с еврейским.
Свящ. Александр Мень
§ 8. Пророк Иеремия: жизнь и служение (до 597 года)
О жизни и личности св. пророка Иеремии в Библии содержится больше сведений, чем о каком-либо другом пророке-писателе. И это не случайно. Иеремия — великий провозвестник личной религии, «религии сердца», приоткрывший людям мир своей внутренней молитвенной жизни. Иеремия близок по духу псалмопевцам. Он обнажает перед нами тайники своей души, любящей и страдающей, души, которая ведет постоянный диалог с Богом. Он принадлежит избранному Остатку, ему суждено быть свидетелем и предсказателем национальной катастрофы. И он же первый произнесет слово «Новый Завет» более чем за пять веков до явления Христа Спасителя.
1. Книга пр. Иеремии писалась им на протяжении почти сорока лет. Она состоит из обличительных речей, предсказаний, притч, псалмов-молитв и биографических глав. Собраны были писания пророка его учеником Варухом, но окончательную форму этот сборник получил в эпоху Плена. Свою работу Варух начал около 604 года, еще при жизни учителя.
Состоит книга из четырех основных разделов:
- Пророчества и обличения, написанные до падения Иерусалима между 626 и 586 годами (Иер 1-25).
- История борьбы пр. Иеремии с князьями, духовенством, лжепророками, написанная в основном пр. Варухом (Иер 26-45). В этом же разделе находится так называемая Книга Утешения (пророчество о Новом Завете, Иер 30-31), главные части которой созданы, вероятно, после разрушения Иерусалима.
- Пророчества о народах (Иер 46-51).
- Историческое приложение (Иер 52).
В Септуагинте Кн. пр. Иеремии имеет ряд отличительных особенностей: часть текста сокращена (примерно на одну восьмую); пророчества о народах даются в другой последовательности и помещены после главы Иер 25:13.
2. Основные черты богословия пр. Иеремии. В данном разделе отметим лишь наиболее характерные особенности его провозвестия.
Пр. Иеремия говорит о конце Синайского этапа Завета и замене его Новым Заветом, который будет начертан в человеческих сердцах (см. §10). Пророк отрицает абсолютное значение Храма и Ковчега и предсказывает их уничтожение. Он — предтеча новозаветного богопочитания «в духе и истине» (Ин 4:23).
Иеремия называет Бога Отцом и подчеркивает значение личной религиозности. В его книге мы находим тему богосыновства как основы веры (Иер 3:4,Иер 3:19).
Как и Амос, пр. Иеремия учит, что избранность народа Божия — не привилегия, а тяжкое бремя ответственности перед Богом. Он сурово осуждает слепой патриотизм политиков и признает за Израилем главным образом религиозную миссию и призвание. Подобно пр. Исайе, Иеремия — противник войны, считающий мир залогом успеха внутренних преобразований.
Иеремия мало говорит о Мессии как о Личности, однако он именует Его «Давидовой Отраслью» (Иер 23:5), тем самым продолжая мессианскую традицию, восходящую к пр. Нафану. Это пророчество читается в праздник Рождества Христова.
Память пророка празднуется Церковью 1 мая.
Основные даты жизни и деятельности пр. Иеремии | |
Ок. 645 | рождение пророка в Анафофе, близ Иерусалима |
626 | призвание Иеремии |
626-622 | первые проповеди |
622-609 | служение в годы реформ царя Иосии |
609-605 | выступления против царя и пророков |
605-597 | чтение рукописи пр. Иеремии в Храме. Арест его. Первый поход Навуходоносора II на Иерусалим |
597-586 | деятельность в годы падения Иерусалима |
586 | пр. Иеремия уходит в Египет вместе с иудеями-беженцами |
ок. 580 | смерть пророка в Египте |
3. Призвание пророка. Иеремия родился в семье священника в небольшом левитском городке Анафофе (евр. Анатот), в 9 км от Иерусалима. Стиль его писаний показывает, что он глубоко проникся духом северной традиции. По-видимому, его предки были связаны с теми кругами духовенства Ефраима, которые хранили Второзаконие. Иеремия в детстве был свидетелем гонения на пророков (при Манассии).
626 год был переломным для Иудеи. В это время царь Иосия провозгласил себя верным почитателем Бога отцов. Тогда же Господь призвал Иеремию на служение. Молодой левит повествует, как он страшился возложенной на него миссии:
…я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить,
ибо я еще молод. Но Господь сказал мне:
Не говори: «я молод»;
Ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь
и все, что повелю тебе, скажешь.
Не бойся их, ибо Я с тобою,
чтобы избавлять тебя, сказал Господь.
И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь:
Вот, Я вложил слова Мои в уста твои.
Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять,
губить и разрушать,
созидать и насаждать.
Иер 1:6-10 |
Иеремия ясно сознавал, что не по собственной воле идет в Иерусалим пророчествовать. Это Бог избрал и возлюбил (познал) его еще до рождения (Иер 1:4-5; ср. Гал 1:15). Он должен стать орудием и освященным сосудом Духа Божия. Пророк возражает Господу с искренностью сына. Он готов исполнить Его волю, но не считает себя способным к этому. Подобно Моисею, он уверен, что не сможет послужить целям Промысла. Ведь ему нужно говорить вещи, которые вызовут протесты и даже ярость. Только надежда на помощь свыше помогает Иеремии преодолеть страх. Здесь мы снова видим одну из важнейших особенностей профетизма. Человек служит Богу не как бездумное орудие, а как свободное существо, избирающее путь Божий во имя любви и послушания.
Когда пророк появляется в Иерусалиме, он застает там борьбу со старыми суевериями, которые пытается искоренить царь Иосия. Иеремия со всей горячностью молодого сердца обрушивается на язычество, пустившее прочные корни при Манассии. Желая напомнить народу о его измене Моисееву Завету, пророк повторяет притчу Осии о неверной жене и притчу Исайи о винограднике:
Возвратитесь, дети-отступники,
говорит Господь,
потому что Я сочетался с вами.
Иер 3:14 |
Но Бог дает ему понять, что его слова не будут услышаны, что «обращение» иудеев остается поверхностным. Им придется многое испытать, прежде чем они познают истинное покаяние. Пророку трудно говорить об этом:
Утроба моя! утроба моя!
скорблю во глубине сердца моего,
Волнуется во мне сердце мое,
не могу молчать;
Ибо ты слышишь, душа моя, звук трубы,
тревогу брани.
Беда за бедою,
вся земля опустошается.
Иер 4:19-20 |
Пророк недоумевает: неужели Господь обманул Иерусалим и впереди у него только гибель и разорение (Иер 4:10). И тогда он получает новое откровение, полное света и надежды. Придет время, когда люди обратятся к Богу и «все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего» (Иер 3:17). Тогда даже внешние символы богопочитания окажутся излишними, ибо Бог будет с людьми (ср. Откр 21:22):
Не будут говорить более: «Ковчег Завета Господня»; Он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет. (Иер 3:16)
Но пока пророк должен продолжать свою борьбу. Нравственное состояние народа вызывает у него горькие размышления:
Походите по улицам Иерусалима,
и посмотрите, и разведайте,
И поищите на площадях его,
не найдете ли человека,
Нет ли соблюдающего правду,
ищущего истины?..
К кому мне говорить и кого увещевать,
чтобы слушали?
Вот, ухо у них необрезанное,
и они не могут слушать.
Вот, слово Господне у них в посмеянии,
оно неприятно им.
Поэтому я преисполнен яростью Господнею,
не могу держать ее в себе.
Иер 5:1 Иер 6:10-11 |
Иеремия, сочтя, что миссия его выполнена, вернулся в родной городок. Он утратил надежду на быстрое возвращение Израиля. Однако вскоре в Храме была найдена Книга Закона и царь Иосия приступил к реформам (см. §7).
Иеремия приветствовал начинания благочестивого монарха. Господь повелел взывать ему повсюду: «Слушайте слова завета сего!» (Иер 11:2). Но левиты Анафофа были против реформы. Она лишала их возможности служить при своих алтарях. Не смея подвергать нападкам царя, они обратили свою ненависть против Иеремии и, вероятно, даже покушались на его жизнь. В молитвах перед Богом изливал пророк свою скорбь. Он оказался в полном одиночестве. Он не имел семьи, был окружен недоверием и враждой.
…Я, как кроткий агнец,
ведомый на заклание,
И не знал, что они составляют замыслы
против меня, говоря:
«Положим ядовитое дерево в пищу его
и отторгнем его от земли живых,
чтобы и имя его более не упоминалось».
Но, Господи Саваоф, Судия праведный,
испытующий сердца и утробы!
Дай увидеть мне мщение Твое над ними,
ибо Тебе вверил я дело мое.
Иер 11:19-20 |
Молитвы-сетования пророка показывают всю глубину его страдания. Он готов, как Иов, судиться с Богом, хотя при этом выражает полное Ему доверие:
Праведен будешь Ты, Господи,
если я стану судиться с Тобою;
И однако же буду говорить с Тобою о правосудии:
Почему путь нечестивых благоуспешен
и все вероломные благоденствуют?
Иер 12:1 |
Гибель царя Иосии в 609 году приостановила дело реформы. С этого момента начинается новый этап служения пр. Иеремии.
4. Проповедь пр. Иеремии между 608 и 597 годами. Преемником убитого царя-реформатора должен был стать его старший сын Елиаким, но народ отдал предпочтение князю Шалуму, который принял тронное имя Иохаз. Через три месяца его вызвал в свою ставку фараон Нехо II и объявил, что устанавливает контроль над Иудеей. Царь вынужден был повиноваться. Нехо оставил его у себя в качестве заложника, возведя на трон Иерусалима Елиакима. В знак подчинения Египту тот принял новое имя Иоаким (4 Цар 23:31-37).
Новый монарх не собирался продолжать дело отца. Религиозная жизнь пришла в упадок. Люди тешили себя надеждой, что Бог в любом случае спасет Иерусалим от врагов. И тогда Иеремия снова появился в столице, чтобы обличать народ. Он пришел к воротам Храма, когда там собрались толпы для участия в богослужении.
«Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, — начал он, — исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте. Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь Храм Господень, Храм Господень, Храм Господень!» …Как! Вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи, и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите, и становитесь пред лицем Моим в Доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости! Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших Дом сей, над которым наречено имя Мое»? (Иер 7:3-4:9-10).
Речь эта была воспринята как надругательство над национальной святыней. Особенно негодовали священники: «Ты должен умереть. Зачем ты пророчествуешь именем Господа и говоришь: Дом сей будет как Силом, и город сей опустеет?» (Иер 26:8-9).
Нашлись, однако, некоторые старейшины — очевидно, из числа приверженцев царя Иосии, — которые встали на защиту Иеремии. Они ссылались на то, что и прежде бывали пророки, которые предсказывали гибель Иерусалима, и их не карали за это. Тем не менее при дворе Иоакима было решено расправиться с Иеремией. Его спас один из царедворцев, сын Нафана, секретаря почившего монарха. Но пророк Урия, говоривший то же, что и Иеремия, был схвачен и казнен. Традиционное благочестие и патриотизм не могли мириться с такого рода «возмутителями».
Иеремия продолжал свои обличения, говоря теперь открыто против Иоакима. Подлинный «сын Давидов» лишь тот, кто исполняет веления Божии, а нарушитель закона теряет право быть «предводителем народа Божия»:
Думаешь ли ты быть царем,
потому что заключил себя в кедр?
Отец твой ел и пил,
но производил суд и правду,
и потому ему было хорошо.
Он разбирал дело бедного и нищего,
и потому ему было хорошо.
Не это ли значит знать Меня? — говорит Господь.
Но твои глаза и твое сердце обращены
только к твоей корысти
И к пролитию невинной крови,
к тому, чтобы делать притеснение и насилие!
Иер 22:15-17 |
Пророк был бы немедленно брошен к тюрьму, если б на столицу Иудеи не обрушились новые тревоги. В 605 году в битве при Кархемише Навуходоносор разгромил фараона, а вскоре венчался на царство в Вавилоне. Иерусалиму нужно было решать — сохранить ли верность Египту или перейти под власть халдеев.
Иеремия выступил снова с проповедью, в которой объявил Навуходоносора «бичом Божиим», посланным для вразумления Израиля. Он требовал, чтобы Иоаким подчинился халдейскому царю (Иер 25:1-17).
В декабре 604 года Навуходоносор предъявил Иоакиму ультиматум. И как раз в это время ученик пр. Иеремии Варух переписал его книгу пророчеств и публично прочел их в Храме (Иер 36). Об этом донесли царю. Он велел принести ему свиток и прочесть его. По мере того как царь выслушивал две-три строки, он брал из рук чтеца книгу, отрывал от нее часть и бросал в жаровню. Этим он хотел показать, что считает все пророчества Иеремии злокозненным бредом. Но пророк снова продиктовал Варуху пророчества, которые были еще более суровыми, чем прежние.
Иеремия был арестован в Храме, его в колодках поставили, как у позорного столба. Он видел, что стал ненавистен всем: его считали врагом отечества и хулителем Храма. Ему хотелось навсегда перестать проповедовать, вернуться домой и предоставить событиям идти своим путем. Но Господь побудил его стоять до конца. Душевное состояние пророка передает его псалом:
Ты влек меня, Господи,
и я увлечен,
Ты сильнее меня,
и превозмог;
И я каждый день в посмеянии,
всякий издевается надо мною.
Ибо лишь только начну говорить я,
кричу о насилии, вопию о разорении,
Потому что слово Господне обратилось в поношение мне
и в повседневное посмеяние.
И подумал я: «не буду я напоминать о Нем
и не буду более говорить во имя Его»;
Но был в сердце моем как бы горящий огонь,
заключенный в костях моих,
И я истомился, удерживая его,
и не мог.
Иер 20:7-9 |
Считаться предателем собственного отечества пророку было непереносимо горько, но призыв Божий оказался сильнее.
В 601 году фараон на время стал одолевать Навуходоносора. Иоаким сразу же перешел на сторону Египта. Но, узнав об этом, халдеи послали свои войска в Иудею. Осенью 598 года Иоаким умер и престол перешел к его сыну Иехонии. В январе 597 года армия Навуходоносора уже стояла под Иерусалимом.
В марте восемнадцатилетний Иехония решил сдаться на милость победителя. Множество знатных иудеев во главе с царем было отправлено в Вавилон. На престоле в качестве наместника Иехонии халдеи утвердили его брата Маттанию, получившего имя Седекии. Время его царствования стало медленной агонией Иерусалима.
Вопросы для повторения
- В чем состоит значение пр. Иеремии в св. истории?
- Как создавалась его книга?
- На какие части она делится?
- В чем заключены основные черты богословия пр. Иеремии?
- Как и когда совершилось призвание пр. Иеремии?
- О чем проповедовал пр. Иеремия в начале служения?
- Как была встречена его проповедь?
- Как отнесся пр. Иеремия к реформам Иосии?
- Расскажите о проповеди Иеремии в Храме.
- Как понимал пророк призвание царя?
- При каких обстоятельствах был арестован пр. Иеремия?
- В чем заключалась трагедия его жизни?
- Кому подчинилась Иудея в 597 году?