Христос и богатый юноша. Неделя 12–я по Пятидесятнице
Думая о том, что произошло с богатым юношей, мы часто обращаем внимание прежде всего на то, что он не последовал за Христом, не решился отказаться от своего богатства, а также на слова, которые Господь сказал ему и ученикам Своим: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Часто мы упускаем из вида начало этой истории о том, что богатый юноша пришел к Иисусу с вопросом: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Господь ответил ему: «Соблюди заповеди». Юноша спросил: «Какие?» — Иисус ответил: «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради, не лжесвидетельствуй; почитай отца и матерь; и: люби ближнего твоего, как самого себя». И юноша сказал: «Все это сохранил я от юности моей» (Мф. 19:16–26).
Спроецируем эту историю на нашу жизнь и зададим себе вопрос: можем ли мы ответить Господу с чистою совестью так, как ответил Ему богатый юноша: «Все это сохранил я от юности моей»? Соблюдаем ли мы те десять ветхозаветных заповедей, которые были даны человечеству как основа для его нравственного выживания? Можем ли мы поставить себя на один уровень с этим богатым юношей? Мы видим, что сегодня творится вокруг нас, в нашем обществе. Убийства становятся обычным явлением — и не только на криминальной почве, но и те убийства, которые совершают ежедневно тысячи российских женщин, — убийства плода во чреве. Воровство стало обычным делом. За последнюю неделю наша церковная лавка была дважды ограблена, а за несколько дней до этого был украден ящик с пожертвованиями на содержание храма. Крадут иконы, Евангелия, и нам начинает казаться, что все это как бы в порядке вещей. Мы говорим себе: это происходит потому, что людям трудно жить, им не хватает денег и т. д. Но почему трудно жить, почему денег не хватает? Именно потому, что воровство совершается на всех уровнях, в том числе и на самом высоком, когда крадут миллионы долларов, и на самом низком, когда продавщица обсчитывает вас в магазине на три рубля. Воровство в большом масштабе начинается с воровства в малом, и массовые убийства тоже начинаются с единичных случаев.
Все в мире взаимосвязано. Каков народ — таково у него и правительство, и наоборот — каково правительство — таков и народ. Если народ ворует, то и в правительство попадают воры, а если государство обкрадывает людей, то и люди крадут у государства.
Недавно, посетив в очередной раз Англию, я оказался в маленьком городке, где стоит церковь XIII века. Зайдя в нее, я был приятно удивлен тем, что двери ее распахнуты настежь, нет ни сторожа, ни полиции, на престоле стоит церковная утварь — чаши, кресты — на стенах висят иконы, вдоль них расположились статуи святых, и почему?то никому не приходит в голову все это стащить. Более того, хранителям этой церкви не приходит в голову посадить туда сторожа или провести сигнализацию, потому что в основе жизни лежит доверие людей друг к другу.
Конечно, мы можем сказать: к тому, что происходит вокруг нас, мы лично непричастны — мы не убиваем, не крадем. Но ведь мы часть нашего народа, о котором иногда говорят, что это народ- богоносец, народ, на который Богом возложена какая?то особая миссия, на самом же деле, по крайней мере, в наши дни, это народ, не соблюдающий не только христианские, но и ветхозаветные заповеди. Но нравственное и духовное исцеление общества не начнется, пока не произойдет нравственное и духовное перерождение каждого отдельного человека — и тех, кто стоит на вершине власти, и тех, кто находится на нашем уровне, на уровне обывателей. Только когда каждый человек научиться исполнять десять ветхозаветных заповедей, когда прекратятся убийства и воровство, когда люди начнут почитать отцов и матерей, а не относиться к старикам, как сейчас многие относятся — как к ненужному, отработанному материалу, уже ни на что не годному, — вот тогда можно будет говорить о духовном преображении общества.
Нравственный идеал христианства слишком высок, и очень немногие способны ему следовать и жить вровень с теми требованиями, которые предъявляет к ним Евангелие. Но мы должны помнить, что если Христос говорит: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19:23), — то осуждается не само богатство, не деньги, а все то, к чему может привести погоня за богатством. Ведь люди, которые взламывают церковные двери, крадут иконы и богослужебную утварь, а в последнее время и убивают священнослужителей с целью ограбления, совершают это в погоне за богатством. И ни одного из них нельзя оправдывать тем, что им не хватает денег. Многим из нас их не хватает, как не хватило множеству людей в истории человечества. Отсутствие денег — не повод для безнравственных поступков. Недостаток денег — не повод для нарушения заповедей — не только христианских, но и ветхозаветных.
Богатство само по себе не может препятствовать тому, чтобы человек вошел в Царство Небесное, как и бедность сама по себе не гарантирует вхождения в него. Царство Небесное дается тем, кто способен поделиться своим богатством с другими, направить его на благо других. Царство Божие дается людям не просто бедным в материальном плане, но «нищим духом», «алчущим и жаждущим правды», «чистым сердцем», как говорит нам Евангелие. Мы слышим эти слова за каждой литургией, и каждый раз они звучат как суд над каждым из нас и над нашим обществом в целом.
Таким же судом для нас являются десять заповедей Ветхого Завета. И мы, христиане, должны учиться тому, чтобы десять заповедей, которые соблюдал богатый юноша, стали основой нашей жизни — в личном плане, на уровне наших семей, на уровне наших взаимоотношений с сослуживцами на работе. И тогда постепенно от конкретных людей эти нравственные нормы распространятся на все общество, ибо духовное преображение общества начинается с духовного преображения каждого из нас. А научившись исполнять основополагающие заповеди, мы можем думать о следующем шаге, на который не смог решиться богатый юноша, — о том, чтобы раздать свое имение, взять крест Христов и последовать на Ним. Аминь.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком на Litres.ru
Содержание
- Изгнание Бесов. Неделя 5–я по Пятидесятнице
- О званных на брачный пир. Неделя 14–я по Пятидесятнице
- Богатый юноша.
- Неделя 32-я по Пятидесятнице. О Закхее
- Неделя 35-я по Пятидесятнице. О Страшном суде
- Неделя 36-я по Пятидесятнице. Прощеное воскресенье
- Неделя 16-я по Пятидесятнице. Притча о талантах
- XXIII В заиорданской стране. Благословение детей. Богатый юноша. Притча о равной плате работникам в винограднике. Известие о болезни Лазаря и отшествие Христа в Иудею
- Богатый юноша (Матф. 19:16-26; Марк. 10:17-27 и Луки 18:18-27).
- Богатый юноша
- Неделя 6-я по Пятидесятнице
- Неделя 14-я по Пятидесятнице
- Неделя 4-я по Пятидесятнице
- Неделя 20-я по Пятидесятнице
- Неделя 7-я по Пятидесятнице
- Иисус Христос и богатый юноша (Евангелие от Матфея 19. 16-22)
- Христос и богатый юноша. Неделя 12–я по Пятидесятнице
- 7.31 Бедный и богатый в знаниях
- «Чей ты сын, юноша?»
- Юноша и дивы
- Богатый и бедный
- Юноша и мудрец
- Юноша и подлива
- Юноша и три великана
- Богатый человек и его слуга
- Богатый бедняк
- Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса;
- Юноша Евтих.
Изгнание Бесов. Неделя 5–я по Пятидесятнице
Изгнание Бесов. Неделя 5–я по Пятидесятнице В евангельском чтении, которое мы только что слышали, говорится об изгнании Господом бесов из людей, которые долгое время были одержимы ими. В Евангелии много подобных историй. И всякий раз, читая их, мы задаемся вопросом: какое
О званных на брачный пир. Неделя 14–я по Пятидесятнице
О званных на брачный пир. Неделя 14–я по Пятидесятнице Мы только что слышали притчу Господню о званных на брачный пир (Мф. 22:1–14), притчу о том, как Бог призывает людей на Свою вечерю, но люди по тем или иным причинам отказываются откликнуться на зов Божий.Как и другие притчи
Богатый юноша.
Богатый юноша. 10.17-27 — «Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди: не
Неделя 32-я по Пятидесятнице. О Закхее
Неделя 32-я по Пятидесятнице. О Закхее Во имя Отца и Сына и Святого Духа.На прошлой неделе мы слышали рассказ о слепом Вартимее. Этим рассказом Церковь напоминала нам о том, что мы все слепы: не физической слепотой, а духовной; и напоминает нам, что избыть эту духовную слепоту
Неделя 35-я по Пятидесятнице. О Страшном суде
Неделя 35-я по Пятидесятнице. О Страшном суде Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Сегодня вспоминается день Страшного суда Господня; что страшного в этом суде? Неужели то наказание, которое нас может постигнуть? Нет! В каком-то смысле наказание облегчает тяжесть нашего греха;
Неделя 36-я по Пятидесятнице. Прощеное воскресенье
Неделя 36-я по Пятидесятнице. Прощеное воскресенье Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Из «земли чуждей» мы сейчас идем в страну славы, на встречу с Живым Богом, как дети Его Царства. И этот храм сейчас являет нам образно картину нашего положения: мы стоим в полумраке, и видим
Неделя 16-я по Пятидесятнице. Притча о талантах
Неделя 16-я по Пятидесятнице. Притча о талантах Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Прочитанная сегодня притча о талантах – одно из целого ряда пророческих предупреждений и приточных сказаний Христа о грядущем Суде. Если прочесть 24 и 25 главы Евангелия от Матфея, откуда и
XXIII В заиорданской стране. Благословение детей. Богатый юноша. Притча о равной плате работникам в винограднике. Известие о болезни Лазаря и отшествие Христа в Иудею
XXIII В заиорданской стране. Благословение детей. Богатый юноша. Притча о равной плате работникам в винограднике. Известие о болезни Лазаря и отшествие Христа в Иудею Во время пребывания в Перее Спаситель по обычаю занимался делами благотворения, поучал народ и беседовал с
Богатый юноша (Матф. 19:16-26; Марк. 10:17-27 и Луки 18:18-27).
Богатый юноша (Матф. 19:16-26; Марк. 10:17-27 и Луки 18:18-27). Об этом юноше, или князе, как называет его св. Лука, спрашивавшем Господа Иисуса Христа, что ему делать, дабы наследовать жизнь вечную, рассказывают все три первых Евангелиста. Эта беседа, как и дальнейшая, происходили по
Богатый юноша
Богатый юноша Один юноша был очень богатым. Ему нравилось все, о чем рассказывал людям Спаситель. И очень нравились Его ученики, которые всегда были вместе со своим Учителем и не пропускали ни одного Его слова.И однажды юноша решился. Он подошел к Спасителю и
Неделя 6-я по Пятидесятнице
Неделя 6-я по Пятидесятнице Сегодня Святая Церковь предлагает нам чтение из Евангелия от Матфея о том, как Господь исцелил расслабленного, которого принесли и положили перед Ним. «И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем
Богатый юноша (Матф. 19:16-26; Марк. 10:17-27 и Луки 18:18-27). Об этом юноше, или князе, как называет его св. Лука, спрашивавшем Господа Иисуса Христа, что ему делать, дабы наследовать жизнь вечную, рассказывают все три первых Евангелиста. Эта беседа, как и дальнейшая, происходили по
Неделя 14-я по Пятидесятнице
Неделя 14-я по Пятидесятнице В сегодняшнем евангельском чтении Церковь предлагает нам притчу Господню о брачном пире. Эта притча о Царствии Небесном. Царствие Небесное сравнивается со свадьбой, которую устраивает Отец Небесный Сыну Своему.В Библии есть книга «Песнь
Неделя 4-я по Пятидесятнице
Неделя 4-я по Пятидесятнице «Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник (военачальник, у которого в распоряжении сто воинов) и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его». А сотник отвечает:
Неделя 20-я по Пятидесятнице
Неделя 20-я по Пятидесятнице Господь пришел на землю и основал Церковь с одной только целью: чтобы человек мог достичь Царствия Небесного. Царствие Небесное – это полное общение души с Богом. А так как на язык человеческий перевести это событие очень трудно, трудно
Неделя 7-я по Пятидесятнице
Неделя 7-я по Пятидесятнице «Когда Иисус шел… за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, Сын Давидов!» Такая картина в то время могла наблюдаться очень часто, потому что Господа Иисуса Христа окружало бесчисленное множество больных, слепых, убогих – Он так
Свящ. Александр Мень
Иисус Христос и богатый юноша (Евангелие от Матфея 19. 16-22)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня вы слышали евангельский рассказ, печальный рассказ, о юноше, которого Господь призвал стать апостолом, а тот отказался. Великая честь, великая радость, великое служение — все лежало перед этим юношей. Но он, печально опустив голову, отошел от Спасителя. А ведь в душе у него что-то было, что-то тревожило его, он был хорошим человеком, честным, добропорядочным, соблюдавшим заповеди. Наверное, он заботился о бедных, поскольку был богат. Но он чувствовал, что этого мало, что надо сделать еще какое-то усилие, еще один шаг. Правильно ли он понял? Конечно, правильно. Но он не сумел сделать этого шага, оступился и как бы отпрянул назад.
В Священном Писании есть грозные слова Господа. Обращаясь к тем, кто не делает этого шага, Спаситель говорит: «Ты не холоден и не горяч», — равнодушен, холоден сердцем. И сейчас мы должны задуматься: может быть, и нам необходимо сделать этот шаг? Потому что мы имеем благодать Божию, веру Христову, Истину Евангельскую. А тем не менее часто идем по жизни сгорбленные и унылые. Часто все кажется нам однообразным, почти что скучным. И мы превращаемся в того, кто не холоден и не горяч.
Мы все, здесь собравшиеся, можем считать себя верующими людьми. И вообще большинство людей на свете так или иначе верят. Но Господь ждет от нас большего, Он ждет обращения сердца к Нему. И если этого шага не сделать, так и останешься не холодным и не горячим, равнодушно, без смысла идущим по жизни. Мы приходим в храм, а сердце наше остается каменным. Мы открываем Слово Божие, а слова пролетают мимо. Нас угнетает тоска и уныние, потому что мы не холодны, не горячи, а надо сделать еще одно движение сердца. «Потому что, если не обратитесь, — говорит Господь, — то не войдете в Царство Божие». Вот правда о нашей жизни. Можно остаться до конца своих дней с ярлыком христианина и жить серой, бездарной, унылой, никчемной жизнью.
А между тем для всех нас жизнь должна быть праздником, подвигом, горением — у каждого на своем месте, пусть маленьком и незаметном.
Я хочу обратить ваше внимание на один удивительный подвиг. Сейчас в Москву приехала одна монахиня из далекой Индии. Еще будучи девочкой, а она родом из Албании — она мечтала быть проповедником Слова Божия среди язычников. И эта мечта привела ее в Индию, где она поселилась в монастыре и приняла имя Тереза. Там она молилась, как все монахини, участвовала в богослужении, пела, трудилась на кухне. Но она не смогла остаться в монастыре, потому что была горяча сердцем. Когда ей случалось выходить на улицы Калькутты, большого города, где находился монастырь (он и теперь там стоит), она видела десятки бездомных, голодных людей, которые умирали прямо на асфальте, детей, которых выбрасывали нищие родители на свалку, и они бродили там среди кошек и обезьян.
И эта юная монахиня поняла, что не сможет спокойно молиться за стенами своего монастыря, если хочет быть служительницей Христа Спасителя. С большим трудом она исхлопотала у церковного начальства разрешение выйти из стен монастыря и поселиться в трущобах — грязных, страшных, наполненных отбросами, голью, людьми, которые ниже нищих. Сначала она посвятила себя умирающим. Вот она видит — человек умирает, она его с помощью других притаскивала в хижину, обмывала, молилась над ним, хотя он был язычник, и провожала его в вечный путь.
Господь благословил ее начинание. У нее нашлись последователи, им помогали, богатые люди из разных стран присылали им деньги. И сегодня эти монахини появляются во всех частях земли, где только беда, где убивают, калечат, где воюют, где катастрофа. Они не имеют ничего, они сами почти нищие: белая монашеская одежда, походная кровать, которую можно положить в сумку, и несколько необходимых вещей — все их имущество. Но каково же так жить этим людям, которых ждут, как ангелов и в Ливане, и в Ирландии, и везде, где убивают? Каково так жить? Они все отдают людям. Откуда они черпают силы?
Эта женщина, получившая международную премию Мира, выступила в Москве, побывала в Чернобыле. Она хотела видеть нашу жизнь. Она говорит, что самое главное, что несут она и ее сестры — это любовь. Мир давно уже озверел, люди ожесточились, и единственное, что может их спасти — это возвращение к евангельским заповедям, к любви.
Конечно, такое служение — это подвиг. Мы скажем: «Ну кто же из нас способен на такое?» Но я отвечу вам, что у каждого есть свое призвание, у каждого человека найдется, что сделать, но первое, что необходимо — это повернуться к Господу. Уверовать еще раз, обратиться еще раз, призвать на себя благодать Божию еще раз, воззвать к Духу Божию и понять, что без Него жизни нет, обратиться всем сердцем, всем существом, возлюбить Господа до конца. Это будет не слепой фанатизм, не то, что делает человека безумным, озлобленным, не внимающим словам других людей, это будет та вера, которая сеет в сердце любовь Христову.
И вы будете счастливы. Больные и старые, вы все равно будете счастливы, потому что с вами будет Господь. Потерпевшие в жизни множество неудач, вы все равно будете счастливы, потому что с вами будет Господь. Несущие большие труды, имеющие тяжелые переживания в. семье, на работе, вы все равно будете счастливы, потому что с вами будет Господь. Вот что только нужно: помолитесь же о том, чтобы Господь вложил в ваше сердце Дух, любовь к Нему и готовность целиком Ему принадлежать. И молитва ваша будет услышана. Господь сказал: «Все, что вы попросите во имя Мое, Я сделаю». А это самый дорогой дар — Вера и Любовь, рождающие Надежду! Аминь.
Отрывки к тексту: Мф 19:16-22 16И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? 17Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. 18Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; 19почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. 20Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? 21Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. 22Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Скрыть
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа
07.09.2008г
Дорогие братия и сестры! В Евангелии, которое вы сегодня слышали, речь идёт о спасении человека, о спасении его бессмертной души. Начинается этот разговор о вечных непреходящих ценностях следующим образом: Однажды ко Христу подошёл богатый юноша и задал ему такой вопрос: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную»? Этот вопрос был адресован с его стороны ко Христу, в Котором он видел только необыкновенного, талантливого учителя, учителя закона Божия, нравственности, но не более того. Он не видел в Нём ничего необыкновенного, он не признавал в Нём Бога, и поэтому Христос немного обличает его и умеряет его пыл: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, только один Бог».
Эти слова надо понимать в контексте наших размышлений, ни в коем случае не в том смысле, что Христос не является Богом. Тогда рукоплескали бы нам иеговисты, которые только и ищут любой повод в Священном Писании, который бы доказывал то, что Христос не является Богом. А если не находят этого места в Священном Писании, то сами придумывают и сами составляют, редактируют Священное Писание. У иеговистов текст Евангелия, который они употребляют, отредактированный, изменённый, он называется «новый перевод Священного Писания». Поэтому, упаси Бог кого-нибудь из нас, братия и сестры, взять в свои руки отредактированный иеговистами Новый Завет. Другие протестантские издания Священного Писания, Евангелия, в частности, баптистов, лютеран можно употреблять. Они не касаются текста самого Евангелия, они по-другому понимают многие места Священного Писания. То есть вопрос заключается в толковании, а не в тексте. А иеговисты, когда не находят подтверждение своим лживым измышлениям и своей хуле на Христа, Сына Божия, то они изменяют, редактируют эти места, чтобы для несведущих людей была более очевидна их мнимая правота.
И вот Господь отвечает этому юноше, который видел в Нём только учителя, только необыкновенного проповедника: «Что ты называешь Меня благим»? В этом случае из уст юноши это звучало неким возвышенным эпитетом, лестью. Он обратился ко Христу-учителю с эпитетом, присущим только Богу. Поэтому Господь и говорит, что ты называешь Меня благим, если сам не считаешь меня Богом, не видишь во мне Сына Божия. Никто не благ, как только один Бог. И далее Господь отвечает на его вопрос: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Такой, казалось бы, простой ответ не удовлетворил юношу. Казалось бы, всё ясно и очевидно, что делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Исполнить заповеди. Разве можно по-другому ответить на этот простой вопрос? Нет, нельзя.
Как часто, дорогие братия и сестры, для нас с вами, грешников, и особенно для тех людей, которые впервые приближаются к Церкви, которых привели горе, болезни, страдания детей или их страшные пороки: пьянство, наркомания; когда говоришь, что вот так надо жить: ходить в храм, причащаться Святых Христовых тайн и вам, родителям, и всем близким, братьям и сестрам. Только тогда ваши сын или дочь через вас, через ваши молитвы, через ваше освящение и приближение к Богу, соединение с Ним получат спасение. Тогда постепенно благодать Божия будет воздействовать и на ваших заблудших и погрязших в грехах детей.
Казалось бы, всё очевидно, просто и убедительно, но когда касается дела, когда касается исполнения заповедей и традиций Православной веры, то как будто бы и не доходит до разума человека. Человек в падшем состоянии своём — крайне ленивое существо, это всегда так было после греха Адама, а в наше время тем более. Именно этим и больше ничем иным объясняется необычайный успех протестантских конфессий, всяких новоявленных учений и проповедников, потому что они ничего не требуют от человека, они тешат его гордыню, самолюбование. Вот как прекрасно звучит, допустим, доктрина лютеранской евангелической церкви: «Поверь во Христа, что Он твой Спаситель, — и адвентисты точно так же, и баптисты говорят, — поверь, что Он твой Спаситель, Искупитель и всё, и ты спасён». Дадут тебе анкетку на собрании, чтоб подписался ты, что признаёшь Христа своим личным Спасителем и всё, как говорится, дело в шляпе, ты спасён, и дальше больше ничего не надо делать, абсолютно ничего. Как бы ты ни жил, что бы ты ни делал, лишь бы посещал молитвенные собрания в определенное время, а если не посещаешь, платил религиозные налоги, традиционные для западного мира и всё благочестие и вся вера твоя состоит в этом, Христос за тебя всё исполнил.
Дорогие братия и сестры! Прекрасно звучит и очень импонирует это современному ленивому человеку. Вот представьте себе, обращается какой-то новоявленный человек, пришёл грешник, а ему говорят, что ничего делать не надо, менять жизнь свою не надо: как жил раньше подобно зверю дикому в поле, без всяких принципов, тормозов в жизни, без всяких ориентиров, без всего святого — и нормально, вот поверь, что Христос теперь твой Бог. Раньше твоим покровителем и идеалом был, возможно, Бахус, Венера или ещё кто-нибудь, а теперь будет Христос — и всё в порядке.
Вот, дорогие братия и сестры, на этой крайней лени, на нежелании трудиться над своим спасением и играет диавол, совершает, так сказать, свой пир во время чумы, во время горя и бедствия людского. Эти принципы, которые положили протестанты во главу своего учения, во главу сотериалогии, они поднимались и раньше, но раньше люди находили мужество в себе не давать дальнейшего хода распространению, пониманию и развитию этим идеям. Так, например, ещё в 4 веке во времена Блаженного Августина поднимался этот вопрос о спасении, о сущности спасения, что для этого надо делать по слову Евангелия. Блаженный Августин полемизировал с Пелагием, их точки зрения на спасение расходились. Пелагий ориентировался тогда уже на подвижников благочестия, на египетских пустынников, которые после свободы Церкви уже во множестве заселяли пустыни египетские в Александрии и других местах. Пелагий учил о том, что спасение совершает сам человек, своим трудом, своим молитвенным подвигом, делами, доброделанием милосердия, зарабатывает, как какой-то рабочий у станка, сам, своими руками, своим трудом. А Блаженный Августин отвечал ему, что какие бы труды ни были, какие бы труды не подъял человек, он никогда не будет достоин сам по себе Царства Небесного, потому что Царство Небесное выше всякого понимания и представления человека. Всякий человек, как бы ни жил, как бы ни старался приобрести святость, он никогда не сравняется с Богом, никогда не будет достоин Его царства по своей жизни, по своим делам, он никогда не будет достоин по своим заслугам спасения и Царства Небесного. Потому что, как говорил Блаженный Августин, спасение — это дело благодати Божией, дело милующего Бога.
В 4 веке этот спор, две разных точки зрения на спасение возникли и оформились. Позднее точка зрения Пелагия стала традиционной для Католической церкви и постепенно стала явной к средним векам. Католическая церковь проникнута духом юридизма, духом работы, духом индульгенций. Здесь все взаимоотношения человека и Бога поставлены на взаимовыгодных, если называть вещи своими именами, партнерских отношениях и условиях. А точка зрения Блаженного Августина, озвученная тогда, была подхвачена Лютером в 16 веке, и он эту идею развил до абсурда. Sola fide, спасение одной верой, это точка зрения Лютера, которая получила свое продолжение из того учения Блаженного Августина. Сам Блаженный Августин не упразднял труда христианской жизни, он акцентировал лишь момент на том, что главное, что спасает Бог, а не человек сам себя спасает. Потому что, если бы человек мог сам себя спасти, то не надо было пришествия Христа, не нужна была Его крестная смерть и пролитие Его крови на кресте. Зачем, если человек может сам, своим трудом, усердием, взыванием к своей совести и т.д. Нет, не может, природа человека повреждена, осквернена и обезображена грехом.
Дорогие братия и сестры! Далее в разговоре с этим юношей Господь перечисляет основные заповеди закона Моисеева, которые, интересно, Он приводит в приложении к ближним, но по отношению к Богу Господь не упоминает. Почему? Потому что юноша эти заповеди, особенно относящиеся к Богоугождению, исполнял безукоризненно. Другой евангелист, который тоже свидетельствует об этой встрече Христа с юношей, передаёт такую интересную деталь. Когда юноша ответил, что он всё сохранил от юности своей, то Господь посмотрел на него и возлюбил его. Ведь этот юноша действительно отличался усердным исполнением внешнего закона Моисея. Господь напоминает ему часть заповедей, которые относятся к взаимоотношению с ближними: не лжесвидетельствуй, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, чти отца своего и матерь свою и будешь иметь спасение вечное. Но этот юноша понимал заповеди совершенно буквально. Господь не вступает с ним в диалог и не пытается объяснить, что нельзя буквально исполнять эти заповеди, формально. Потому что если взять, например, заповедь убийства, никто из нас с вами не повинен в этом в прямом смысле, за исключением греха аборта, который приравнивается к нарушению этой заповеди, но убийство очень широко рассматривается. Народная мудрость говорит о том, что словом можно убить ещё хлеще, чем ножом, можно на всю жизнь поранить сердце человека и убить его в прямом смысле этого слова, сказав ему какой-то неожиданный диагноз его состояния, болезни или о каком-то предательстве, измене близкого друга, жены или мужа. Вот так можно человека омрачить внезапным словом, что и жизнь его может быть, действительно, в опасности.
Дальше Господь отвечает этому юноше совершенно неожиданным образом: «Если хочешь быть совершенным, иди продай имение твоё, раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах». Дорогие братия и сестры, конечно, когда мы читаем Евангелие, когда мы читаем толкование Святых отцов, то в любом месте можем найти упоминание о том, что нам продавать ничего не надо, что это был конкретный пример, направленный к этому юноше, который был очень богатым, который отошел с печалью. Представьте себе, братия и сестры, если бы Господь напрямую озвучил этот вопрос, задал бы его каждому из нас. Если он звучит в Евангелии, то мы вправе приложить его к самим себе. И вот Господь бы сказал: «Иди-ка ты, раб Божий Иоанн или Александр, иди продай свой дом или квартиру, раздай деньги нищим, вон на улицу выйди — сколько бомжей, сколько нищих, иди продай и раздай деньги нищим, получишь спасение». Кто из нас, дорогие братия и сестры, способен это сделать? Абсолютно никто.
Понятно, дорогие братия и сестры, что мы не доросли до понимания Евангелия таким образом, что мы не готовы к такому шагу, который, например, совершил Антоний Великий. Когда он был ещё маленьким мальчиком или юношей, после смерти родителей зашёл в храм и там услышал слова Евангелия, Нагорной проповеди, которые призывали к любви к ближним. Он подумал, а как я могу любить ближнего, дать ему 5 копеек и в этом ли любовь моя. И он после храма, даже не дождавшись окончания Божественной литургии, пошёл, продал всё родительское имение и ушел в пустыню.
Да, дорогие братия и сестры, для нас это вещи непосильные, абсолютно нереальные, мы и помыслить не можем, а совершить тем более, не надо это совершать, но дело в принципе. Вот если бы Господь через нашу совесть, через ангела-хранителя вот так бы сказал: «Иди продай, раздай нищим, не надо заботиться о чём-то, что после тебя останется. Господь Сам всё устроит, и твоих детей, и твоих близких, и родственников». Нет у нас этой веры в Бога, нет у нас надежды на промысл Божий. Если бы Господь сказал нам так явственно, вряд ли мы бы так поступили. Даже если бы райские двери перед нами распахивались, мы бы Ему сказали, как говорил блаженный Августин, когда он начал уже прозревать от грехов своих. Помните, как он молился: «Господи, дай мне целомудрие, но только не сейчас, дай мне ещё пожить, дай ещё насладиться этой жизнью, дай ещё немножко пособирать сокровищ земных, позаботиться о себе и о детях. Ты заботишься незримо, незаметно, а вот когда вот поработаешь своими руками, что-нибудь приобретёшь, сделаешь спокойно, так уверенно чувствуешь себя на этой земле».
Дорогие братия и сестры! Если в таком размышлении мы продолжим сегодня наши думы над Евангелием, то поймем, что мы с вами плохие христиане, не надеемся на Бога, на Его промысл. И точно так же, как тот богатый юноша, и мы отойдём от Христа с печалью и пойдем к своему имуществу, к домам и квартирам, потому что там спокойнее, там надежнее, это для нас более важно, чем Бог.
Поэтому дальше продолжается речь в Евангелие о богатстве. Господь, когда увидел, что юноша отошёл ни с чем, что променял Евангелие и Христа на богатство, которое он имел, и сказал: «Как трудно богатому войти в Царство Небесное, легче верблюда через игольные уши протащить, чем богатый войдёт в Царство Небесное». Это образное сравнение, оно понималось Святыми отцами в двух значениях. Либо слово «верблюд» переводится с еврейской транскрипции как «канат», который невозможно через игольное ушко протащить, это не нитка. А второе понимание заключается в том, что в Иерусалимской крепостной стене были маленькие ворота, которые не закрывались на ночь. Человек мог пройти, нагнувшись, но не могли входить караваны, не могли купцы с товаром входить ночью. Они должны были входить днём, чтобы заплатить налоги, пошлины. А вот евреи умудрялись что делать: они этого верблюда на колени сажали и протаскивали за уздечку в этот проход, чтобы успеть, пока город спит, что-то провести в него. Поэтому так тяжело, так непросто богатому человеку войти в Царство Небесное. Дело не в богатстве, а дело в том, что этот соблазн, эти излишние житейские попечения порой так охватывают человека, что он забывает Бога, забывает своё вечное спасение и готов, как в своё время Исаак, променять своё первородство за чечевичную похлебку. Вот где-то что-то пообещали, где-то появилась возможность в воскресный день поработать, подхалтурить. Заработаешь 200 или 100 рублей и всё, и от нашего христианства ничего не осталось. И в храм не надо идти, надо бежать совершать покупки житейские. Вот так, за чечевичную похлебку и мы с вами очень часто продаёмся. Дай Бог, чтобы Евангелие учило нас мудрости житейской, мудрости христианской и чтобы учило нас верности Христу, потому что кто верен в малом, тот и во многом верен будет, как говорит Господь. Аминь
Богатый юноша.
10.17-27 — «Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать. Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей. Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение. И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу».
Рассказ о богатом юноше часто понимается неверно. Многим кажется, что его содержание в том, будто настоящим последователем Иисуса Христа может стать только тот, кто откажется от своей собственности. Мол, только такой человек, в конце концов, обретет вечную жизнь в Царствии Божием. Но такое понимание рассказанной в Евангелии истории неправильное, ложное. Речь в рассказе совсем не об этом.
Если мы желаем правильно понять историю с богатым юношей, нам надо взглянуть на исходную ситуацию. Человека, подбежавшего к Иисусу, интересовало, чтo ему надо сделать, чтобы наследовать вечную жизнь. С этим вопросом он обращается к Иисусу, называя его «Учителем благим». Но Иисус не любит высокие титулы. Ему не нравится такое обращение, и Он отклоняет его: «Никто не благ, как только один Бог!». Он как бы говорит: «Не надо никакой лести! Не называй Меня благим! Побереги это слово для Бога!». Учитель должен всегда притягивать внимание не к себе, а к Богу. Итак «благ только Единый Бог». Поэтому юноша только от благого Бога может узнать, чтo благое ему надо сделать, чтобы наследовать жизнь вечную.
Бог выразил Свою волю в заповедях благого поведения человека. «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать». Кто исполняет эту волю Божию, тот на верном пути к вечной жизни. Юноша получил ответ на свой вопрос, и на этом разговор мог бы закончиться.
Но разговор продолжается, – не потому, что Иисус должен был еще что-то добавить к сказанному. Продолжение разговора обусловлено тем, что юноша, оказывается, все еще чем-то не удовлетворен, ему все еще чего-то не хватает. Он говорит: «Учитель! всё это сохранил я от юности моей».
Эта реакция юноши привлекла к нему благосклонное внимание Иисуса Христа. Он с любовью взглянул на богатого юношу и увидел, что исполнение заповедей не заполнило его жизнь, не придало его жизни окончательного смысла. Для полноты жизни ему нужно было больше. Чего же ему не хватало? «Одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною!».
Этот призыв к полноте жизни, в которой уже нет недостатка, не имеет отношения к первоначальному вопросу о наследовании вечной жизни, которая наступит потом, которая еще далеко. Иисус же уже теперь предлагает богатому человеку новую жизненную возможность, которая его заполнит целиком – возможность следования за Христом. Жизнь юноши, чтобы уже сейчас и здесь стать «небесной», не должна исчерпываться исполнением заповедей.
Поэтому когда Иисус предлагает молодому человеку: «Пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах!», Он не предлагает ему дополнительное условие для вхождения в вечную жизнь. Нет, этими словами Иисус только заверяет юношу, что продажа его имения не принесет ему убытка! Напротив, он обретет нетленные сокровища на небесах уже сейчас и здесь.
«Но юноша смутился от сего слова и отошел с печалью, потому что у него было большое имение». Богатство мешало ему не исполнять заповеди, но последовать за Иисусом, с Которым Царствие Небесное уже сошло на землю.
И вот, поскольку юноша по причине своего богатства оказался неспособным принять приглашение Иисуса следовать за Ним, Господь теперь сокрушенно говорит: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!». Если бы богатый юноша последовал за Иисусом, то он вошел бы в Царствие Божие! «Ибо приблизилось Царствие Божие!», оно уже здесь! В него надо только войти! Уже сегодня! Но… «как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие».
Это – ответ «ужаснувшимся» ученикам. Дважды подчеркнуто их изумление. А ужаснулись они потому, что Иисус совершенно переворачивал установившиеся иудейские нормы морали. Чем богаче человек, тем вероятнее, что он войдет в Царствие Божие. Ученики сразу же решили, что если Иисус сказал истину, у человека едва ли вообще есть шансы на спасение. Но когда они испуганно спрашивают: «Кто же может спастись?», – они путают понятия. Ведь Иисус ничего не сказал о спасении, то есть о вечной жизни богатого юноши. О спасении речь шла в самом начале разговора. Конечно, сам по себе обрести вечную жизнь никто не способен: это не во власти человека. Поэтому Иисус отвечает ученикам: «Человекам это невозможно». Но тогда, в начале разговора, Иисус сказал юноше о возможности его спасения Богом: «Ты знаешь заповеди», – сказал Он ему. Заповеди Божии – путь в вечную жизнь. Того, кто соблюдает заповеди Божии, спасает Бог! Наследование жизни вечной, то есть спасение человека из власти смерти, – зависит от Бога. Поэтому и сказано: «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу».
Но до тех пор, пока мы Царствие Божие, которое уже здесь, не отличаем от вечной жизни, которая предстоит нам только после нашей смерти; до тех пор, пока мы не понимаем, что мы входим в Царствие Божие уже сегодня, если мы действительно следуем Иисусу, – до тех пор мы будем смотреть на богатство как на опасность для вечной жизни. Однако в нашем евангельском рассказе не говорится, что богатство само по себе представляет опасность для вечной жизни. Вот ведь, юноша богат, и, поскольку он соблюдет заповеди Божии, вечную жизнь он наследует. Нет, евангельский рассказ устами Иисуса Христа говорит, что богатство – помеха на вхождении в Царствие Божие, здесь и сейчас: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие».
Но почему так?
Потому что в Царствии Божием свои законы: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (10.15). И еще: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (9.35). Жить такой переоценкой привычных ценностей, – а не только это проповедовать и славить, – так жить очень трудно, почти невозможно для того, кто не в состоянии отказаться от своего богатства. Вот потому и «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие».
В мире сегодня, а еще больше – в том мире, в каком жил Иисус Христос, ценности были совсем иными! Посмотрим на нашу историю под несколько иным углом зрения:
Вспомним о призвании другого отнюдь не бедного человека, мытаря Левия (Мк_2.14). «Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним». Богатый юноша приходит к Иисусу Христу по собственной инициативе. Иисус соединяет Свой призыв следовать за Ним с определенными условиями. Мытарь же Левий призывается по инициативе Иисуса, и при этом не говорится ни о каких условиях. В этих историях противопоставлены две исходные ситуации: Левий – «грешник», а богатый юноша, как его назвали бы в Палестине, – «праведник». В то время как мытарь Левий без сожалений оставил свое сомнительное имущество, богатый юноша не смог расстаться со своим богатством, ибо он в духе раввинистических представлений своего времени рассматривал свое богатство как вознаграждение от Бога за свою праведность. Он исполняет заповеди, то есть он праведен, и за это Бог наградил его богатством! Расставшись с ним он вместе с тем отказался бы и от своей заслуженной праведности.
Теперь обратим внимание на вариант нашей истории с богатым юношей, представленный в Евангелии от Матфея. Там слова Иисуса Христа юноше несколько иные: «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф_19.21). Замечаете разницу? У Матфея добавлены слова: «если хочешь быть совершенным». «Совершенный» – это слово в обычном греческом языке (а Евангелия написаны по-гречески) означает человека, который достиг высшей ступени развития или посвящения. Но в Библии, и в частности у Евангелиста Матфея, «совершенство» понимается в другом смысле. Совершенный – тот, кто полностью отдает себя Богу, жертвует всем ради Бога. Отсюда следует, что предложение расстаться со своим богатством нельзя понимать «по-гречески», как простой совет достичь некоей высшей нравственной ступени. Нет, условие все продать и раздать – означает пожертвовать всем! Отказаться от всего, даже от своих «заслуг», то есть действительным осуществлением библейского совершенства и действительным знаком покаяния. Поэтому совет «все, что имеешь, продай» – является не обязательным требованием для всех и всегда, но конкретным советом в конкретной ситуации. В принципе, дело не в богатстве как таковом, так как ситуация богатого и праведного юноши может повторяться в бесконечных вариациях. Ибо можно быть «богатым» не только деньгами.
Это далее разъясняется в примыкающем диалоге с учениками (Мк_10.23–27), в котором звучат яркие слова: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Мк_10.25). Кстати, этот парадоксальный образ иногда пытались ослабить искусственными филологическими уловками. Так делалось в рационалистической экзегезе 19-го века. Мол, Иисус Христос не говорит абсурдные вещи о реальном игольном ушке, а говорит о городских воротах, которые так назывались. Или – не о верблюде, а о корабельном канате. Нет. Иисус Христос рисует именно остроумный и живой парадоксальный образ: игольное ушко и верблюд! И действительно, невозможно богатому войти в Царствие Божие – тому богатому, который не нуждается в Боге, или делает из Бога своего работодателя, Который вознаграждает богатством за праведность. И ученики Иисуса Христа прекрасно понимают глубокий смысл этого образа, понимают, что речь идет не собственно о богатстве, ибо этим «богатством» может быть все что угодно. Понимая, что слово Христа касается всех, даже бедных, они испуганно спрашивают: «Кто же может спастись?» (Мк_10.26). Только нищие, отдавшие себя Богу? Но кто способен к этому? Ответ гласит как общая сентенция: «Человекам это невозможно, но не Богу; ибо все возможно Богу» (Мк_10.27). Иными словами, «если бы, все спасение человека зависело от его усилий, никто не смог бы спастись. Но спасение есть дар Божий, а для Бога все возможно». Но как Бог делает это возможным? Иисус Христос предлагает ответ на этот вопрос:
Бог дарует вечную жизнь тому, кто исполняет Его волю, соблюдает Его заповеди.
Но полное ощущение спасения, вхождение в Царствие Божие уже в этой жизни, становится доступным тому, кто жертвует всем ради того, чтобы следовать за Иисусом. Тот, кто Ему следует, находит «драгоценную жемчужину» (Мф_13.44–45). Утаенное от богатых, мудрых и разумных Бог в Иисусе открывает нищим и младенцам (Мф_11.25).
Возвращаясь к вопросу о богатстве: Если мы вникнем во все речи Иисуса Христа на эту тему, то поймем, что смысл проповеди Иисуса Христа не в социально-экономической критике богатства. Такая критика не несет в себе ничего оригинального, она стара как мир, поверхностна и тривиальна. Проповедь Иисус Христос – новая благая весть о приблизившемся Царствии Божием. И в свете этой проповеди осуждение «богатых» касается всех и каждого, ибо все хотят сами себя обезопасить, обеспечить себе жизнь. Цель же осуждения – покаяние. Всякий «богатый» должен постичь, чтo приносит Иисус Христос, и как «нищий» дать Ему одарить себя частью того истинного богатства, которое утоляет всякую жажду и снимает все заботы.
Помимо этого история о богатом праведном юноше делает понятным следующее: самонадеянная праведность, которая видит свое подтверждение в богатстве, означает несвободу и отказ от призыва Иисуса Христа к покаянию. Ни жизнь, ни богатство, в конечном счете, не находятся в распоряжении человека. И напротив, свободным становится только тот, кто следует Иисусу Христу, что и означает истинное покаяние.
Иисус Христос не ставит своей целью ни социальное регулирование богатства и собственности, ни революционную отмену его. Он строит жизнь на новом основании, на эсхатологическом Царствии Божием, которое приходит в мир вместе с Ним и Его делами.
Беседа 26.
Следующая глава >>
Христос и богатый юноша. Неделя 12–я по Пятидесятнице
Христос и богатый юноша. Неделя 12–я по Пятидесятнице Думая о том, что произошло с богатым юношей, мы часто обращаем внимание прежде всего на то, что он не последовал за Христом, не решился отказаться от своего богатства, а также на слова, которые Господь сказал ему и
XXIII В заиорданской стране. Благословение детей. Богатый юноша. Притча о равной плате работникам в винограднике. Известие о болезни Лазаря и отшествие Христа в Иудею Во время пребывания в Перее Спаситель по обычаю занимался делами благотворения, поучал народ и беседовал с
7.31 Бедный и богатый в знаниях
7.31 Бедный и богатый в знаниях В Коцке нет системы и нет формул. В Коцке все находится над любой системой и выходит за рамки любой привычной схемы. Не придается никакого значения одежде (традиционным черным одеяниям) и внешней форме бейт-мидраша. Вообще не уделяется
«Чей ты сын, юноша?»
«Чей ты сын, юноша?» Теперь пора вернуться к обещанному. Как я уже дважды отметил, Библия предлагает читателю две версии восхождения царя Давида. По одной из них, Давид был тайком помазан на царство вместо Саула, а потом приведен в дом самого Саула, чтобы сыграть перед ним, и
Юноша и дивы
Юноша и дивы Было это, не было, но жил на свете один султан, имевший троих сыновей и трех дочерей. Под старость, тяжело заболев, он призвал сыновей и сказал:– Сыны, боюсь, что я умираю, выслушайте мою предсмертную волю!Когда сыновья собрались вокруг ложа отца, тот обратился к
Богатый и бедный
Богатый и бедный … Богатящихся отпустил ни с чем… Евангелие от Луки 1:53 «Богатые». Когда мы слышим это слово, мы думаем о людях, которые владеют кучей акций или еще чем- нибудь забавным в таком роде. Тех, кто считает эти вещи смыслом жизни, можно отнести к богатым; к ним же
Богатый юноша (Матф. 19:16-26; Марк. 10:17-27 и Луки 18:18-27). Об этом юноше, или князе, как называет его св. Лука, спрашивавшем Господа Иисуса Христа, что ему делать, дабы наследовать жизнь вечную, рассказывают все три первых Евангелиста. Эта беседа, как и дальнейшая, происходили по
Юноша и мудрец
Юноша и мудрец Юноша жил с престарелым отцом в пустынном месте высоко в горах. Скучая от такого однообразного существования, он захотел узнать, в чём смысл его жизни.Однажды до него дошли слухи, что далеко в горах живёт мудрец с учеником. Юноша захотел его увидеть. Бродя по
Юноша и подлива
Юноша и подлива Молодой человек был приглашён в гости. Все сели за стол. Юноша любил подливку, которая стояла в стороне от него. Он часто на неё поглядывал, не решаясь, впрочем, попросить поставить её ближе. Напротив юноши сидела дочь хозяйки, рядом с ней, собственно, и
Юноша и три великана
Юноша и три великана Однажды некий юноша услышал о загадочной чудесной траве, которая воскрешает мёртвых и пришёл с вопросом к старцу, который жил в лесном уединении и знал, где она растёт.Выслушав юношу, старец сказал ему:— Да, мне известно, где растёт эта трава, но её
Богатый юноша Один юноша был очень богатым. Ему нравилось все, о чем рассказывал людям Спаситель. И очень нравились Его ученики, которые всегда были вместе со своим Учителем и не пропускали ни одного Его слова.И однажды юноша решился. Он подошел к Спасителю и
Богатый человек и его слуга
Богатый человек и его слуга Богатый человек оставил свой прекрасный сад под охраной сиркара (старшего слуги). Когда приезжают посетители, чтобы увидеть сад, сиркар оказывает им всякое внимание. Он показывает им лучшие части сада с роскошными фруктовыми деревьями, цветы,
Богатый бедняк
Богатый бедняк Жил когда-то один благородный человек, который приобрёл редчайшую драгоценную шкатулку из ароматного сандалового дерева, отделанную золотом. Этот благородный человек публично объявил:— Эту драгоценность я отдам самому бедному человеку в мире.Множество
Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса;
Богатый юноша (Матф. 19:16-26; Марк. 10:17-27 и Луки 18:18-27). Об этом юноше, или князе, как называет его св. Лука, спрашивавшем Господа Иисуса Христа, что ему делать, дабы наследовать жизнь вечную, рассказывают все три первых Евангелиста. Эта беседа, как и дальнейшая, происходили по
Юноша Евтих.
Юноша Евтих. Этот юноша троадский примечателен тем, что уснул сидя на окне во время «продолжительной беседы» апостола; пошатнувшись, он упал сонный с третьего этажа… Очевидно беседа апостола Павла была слишком трудна для молодого Евтиха. Многие в наши дни тоже засыпают