Московский храм в честь Воскресения Христова на Семеновском кладбище, 2014. Фото Андрея Агафонова с сайта sobory.ru
Московский храм в честь Воскресения Христова на Семеновском кладбище, патриаршее подворье Русской Православной Церкви
- Престолы: Воскресения Христова, иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (северный придел), равноапостольного князя Владимира (южный придел)
- Адрес: Россия, город Москва, Измайловское шоссе, дом 2.
- Официальный сайт:
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Храм был построен в 1855 году на Семеновском кладбище купцом М.Н. Мушниковым в русско-византийском стиле по образцам архитектора Константина Андреевича Тона и освящен 17 июля 1855 года святителем Филаретом (Дроздовым).
В 1901 году трапезная и колокольня были реконструированы архитектором А.П. Михайловым.
При храме действовали церковноприходская школа, бесплатная библиотека-читальня, Общество трезвости, проводились богослужебные собеседования, сборы в пользу слепых, в праздничные дни проводились религиозно-нравственные беседы.
В 1930-х годах храм был закрыт, купол и колокольня были совершенно разобраны. Поскольку храм двусветный, это позволяло новым его владельцам устроить там второй этаж. К апсидам, колокольне и южному фасаду сделаны хозяйственные пристройки. После этой «реконструкции» в бывшем храме разместился ремонтно-механический комбинат.
Более 30 лет, с 1930-х по 1960-е, длилась ликвидация Семеновского кладбища: надгробия шли на государственные нужды, ограды и часовни переплавляли. В результате место захоронений разделили на две части: на первой возвели жилые дома, вторая ушла под сквер.
В 1996 году храм был передан Церкви, однако вплоть до 1998 года в нем продолжало находиться оборудование ремонтного цеха. В том же году, перед Пасхой, был установлен крест на крыше храма. В течение всего года по воскресным и праздничным дням совершались молебны и чтения акафиста Христу Воскресшему. Службы совершались на 2-м этаже храма, часть которого была перестроена в советское время под актовый зал. Первый этаж представлял собой цех, весь уставленный разнообразными станками, с полом, покрытым толстым слоем асфальта и заводской грязи.
19 апреля 1998 года на Пасху была отслужена первая Божественная Литургия.
C 2000 года были начаты полноценные работы по восстановлению. К тому моменту сохранилось только 2 фрески, но и они не подлежали восстановлению. Новые росписи храма были закончены в 2005-2006 годах.
26 февраля 2017 года, в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания, патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения возрожденного храма и Божественную литургию в новоосвященном храме. Предстоятель Русской Церкви благословил называть храм Воскресения Христова на Семеновском кладбище без использования слово «бывшее». «Не бывает бывших кладбищ… Здесь люди в земле лежат. Не употребляйте слова «на бывшем кладбище» — Храм Воскресения Христова на Семеновском кладбище. И пусть само название помогает нам осознать весь трагизм той истории, которая на этом месте совершилась. Вычеркните из названий слово «бывшее»» .
При храме действуют: воскресная школа для детей, Евангельский кружок, Кружок трезвости, проводятся Катехизические беседы, осуществляют свою деятельность Православный Центр кризисной психологии, где оказывается квалифицированная психологическая помощь детям и взрослым, переживающим тяжелое горе в связи с потерей близких, кризис семейных отношений, потерю смысла жизни и др.. Кроме того, при храме функционирует Молодежный Центр во имя святой великомученицы Екатерины, в рамках которого проводится множество мероприятий: совместные паломнические поездки и празднования, встречи с психологами, ставшие уже традиционными встречи с настоятелем, архимандритом Августином (Пидановым). Осуществляет свою работу Служба приходского консультрования.
Содержание
Архитектура
Это довольно редкий тип храмового сооружения. Одноглавый храм имел оригинальную систему трех цилиндрических сводов, опирающихся пятами на подпружные арки. Базы колонн-пилястр точно повторяли конструкцию храма Христа Спасителя. Алтари приделов – по одной линии с главным алтарем, имеются три престола. Центральный – во имя Воскресения Христова, придел южный – во имя св. благ. кн. Владимира и Всех Святых, и северный придел – во имя иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость. Невысокая шатровая колокольня не была вынесена за пределы храма как самостоятельное архитектурное строение, она была расположена с запада и напоминала скорее вторую, асимметричную главу, нежели колокольню. В объемно-планировочном решении храма были сделаны акценты на роль колокольни как доминанты окружающего пространства и на его внутреннюю монументальность и масштабность.
Святыни
- икона блаженного Августина, епископа Иппонийского с частицей святых мощей (написана с мозаичного образа XIV века, находящегося в соборе города Чефалу на острове Сицилия (Италия);
- икона блаженной Матроны Московской с частицей мощей;
- икона с частицей мощей святого благоверного князя Петра и святой благоверной княгини Февронии Муромских чудотворцев;
- икона с частицей мощей мч. Гавриила Белостокского;
Настоятели
- сщмч. Павел Ансимов (1931 — 1935)
- Августин (Пиданов) (упомин. 2017)
…
Использованные материалы
- «О храме» // Официальный сайт прихода
- Москва. Церковь Воскресения Христова на быв. Семеновском кладбище // Сайт «Народный каталог православной архитектуры»
«Святейший Патриарх Кирилл освятил храм Воскресения Христова на Семеновском кладбище г. Москвы» —
Московский Воскресенский храм в Кадашах, 27 августа 2011. Фото Сычева А.П. с сайта sobory.ru
Московский храм в честь Воскресения Христова, в Кадашах Москворецкого благочиния Московской епархии
Первое упоминание о деревянной церкви находится в грамоте московского воеводы – князя Ивана Юрьевича Патрикеева своим сыновьям, составленной в 1493 году, где она именуется «церковью Воскресения, что на Грязех». Это наименование было связано с весенними разливами Москвы-реки и близким расположением храма к болотистому берегу. А с 1625 года появляются регулярные записи о храме в Патриарших окладных книгах.
Первый каменный храм построен в 1657 г. В 1687 г. заложен современный храм, старый разобран. Закладывал храм патриарх Иоаким, освящал патриарх Адриан в 1695 г. Южная аспида и фрагмент юго-восточного угла четверика, сохранившиеся от древней церкви 1657 г., были встроены в новое сооружение. А в 1695 г. была построена стройная шатровая шестиярусная колокольня, которая получила в народе название «свеча». В XIX в. были достроены галереи и крыльцо.
Кадашевский храм был знаменит своим внутренним убранством, о котором немало заботились тогдашние прихожане и благотворители. Для росписи стен и написания икон были приглашены царские изографы, что говорит об особой близости кадашевцев царскому двору. Особенной красотой выделялся шестиярусный резной иконостас, о котором сохранились отзывы, как об одном из лучших произведений резного искусства XVII в.
Старинная роспись XVII в., выполненная царскими изографами, пострадала в пожаре 1812 г. при нашествии французов и была заменена новой живописью художником П.Н. Шепетововым в 1848 г. при настоятеле о. Иоанне Маргаритове.
Последние строительные работы в храме проводились в 1860 г. под руководством архитектора Н.И. Козловского. Древние стены галерей были сломаны, а новые в целях расширения были отнесены на 3,2 метра. В таком виде здание церкви сохранилось до нашего времени.
Вид на храм Воскресения Христова в Кадашах со стороны 1-го Кадашевского пер., фото 1882 г. из альбома Найденова
В начале XX в. настоятелем Воскресенской церкви становится священник Николай Смирнов (1868 — 1922), прозванный в народе «кадашевским». Он заслужил особую любовь православной Москвы своей неутомимой и многообразной пастырской деятельностью. При нем было устроено сестричество, открыты богадельня, детский приют, а во время 1-й мировой войны два лазарета для раненых. Особую известность он получил за организацию многочисленных паломничеств к Российским святыням, в которых принимали участие до двух тысяч человек.
Несмотря на все усилия прихожан, храм был закрыт в 1934 г. Иконы храма в большинстве утрачены, немногие оставшиеся разрознены и хранятся в запасниках Третьяковской галереи, Исторического музея и музея «Останкино».
После закрытия в храме размещались различные государственные учреждения, в том числе и такие, как «спортивный клуб колбасной фабрики». Все это не могло не вызвать запустение и разрушение храма.
В 1966 г. Воскресенский храм был отдан в аренду ВХНРЦ имени академика И.Э.Грабаря, ведущему научному учреждению по реставрации и сохранению художественных ценностей.
6 февраля 1992 г. была зарегистрирована приходская община Кадашевского храма и подписаны документы о передаче церкви верующим. Но, несмотря на все усилия настоятеля и прихожан, храм в продолжении более чем двенадцати лет продолжал оставаться закрытым.
Для совершения богослужений церковной общиной было переоборудовано под церковь одно из ближайших строений. Новая церковь, посвященная прп. Иову Почаевскому по устному благословению Святейшего Патриарха Алексия, является единственным храмом в Москве этого великого русского святого. Особым почитанием в храме пользуется и Почаевский образ Пресвятой Богородицы, для которого устроена отдельная часовня.
Лишь в 1996 г. после невероятных усилий приходу было разрешено войти в Воскресенский храм для совершения богослужений.
Переломным для прихода явился 2004 г., когда усилиями прихожан при поддержке других православных приходов и братств был начат процесс освобождения Кадашевского храма. В декабре 2004 г. возобновились регулярные службы в верхнем храме Воскресения Христова в Кадашах. В настоящее время идет постепенное освобождение и нижнего храма.
Совместными усилиями прихода с Обществом ревнителей православной культуры издается журнал «Мир Божий» посвященный православной культуре и современной жизни Церкви. При храме создан историко-археологический музей «Кадашевская слобода», ведутся занятия в Воскресной школе. Проводятся ежегодные Кадашевские чтения, посвященные архитектурному наследию столицы.
- Страница храма на официальном сайте РПЦ
- Страница «История» на официальном сайте храма
Воскресенский Николай Александрович, краткая справка священнослужителей на сайте «Храмы России»,
Первая дата — назначен временным настоятелем, 30 сентября общим собранием прихожан избран настоятелем. Вторая дата — дата ареста.