Содержание
ГЛАВНОЕ
- Один из самых известных храмов Москвы, расположенный на Пятницкой улице, является уникальным примером церковного барокко.
- Святой Климент (II век н.э.)был «апостолом от 70-ти», 4-м епископом Рима. Тогда еще не произошло разделения церкви на православную и католическую.
- Храм, по основной версии, построен в 17 в. одним из богатейших купцов Москвы Козьмой Матвеевым, чья усадьба располагалась на Пятницкой улице.
- Считается, что автор проекта — Пьетро Антонио Трезини – швейцарский архитектор, автор многих дворцов и храмов в Санкт-Петербурге.
- В иконостасе храма и его внешнем убранстве проявился богатый архитектурный язык московского барокко.
Храм священномученика Климента, Папы Римского, расположен в историческом центре Москвы на Пятницкой улице. Его величественное здание с голубыми куполами заметно издалека.
Это один из самых известных храмов Москвы и уникальный пример церковного барокко в архитектуре (с итальянского la perla barocco – «жемчужина необычной формы»). Храм обладает нехарактерными для православных храмов иконостасами, а его центральный резной деревянный позолоченный иконостас со скульптурами не имеет себе равных в Москве.
Если посмотреть на храм св. Климента со стороны, то первые два яруса напоминают барочный дворец. Общая площадь храма составляет почти полторы тысячи квадратных метров. Церковь состоит из храмового зала с пятью приделами, трапезной с двумя приделами и колокольни. Это памятник архитектуры Федерального значения, включенный в экскурсионный и паломнический маршрут Золотого Кольца.
Кто такой святой Климент?
Святой Климент (II век н.э.) был «апостолом от 70-ти», по счёту четвертым епископом Рима (Папой). В его времена еще не произошло разделения христианских церквей на православную и католическую. По легенде, рукоположил Климента в епископы Рима сам апостол Петр. Климент был подвергнут гонениям со стороны римского императора Траяна, отправлен в ссылку в крымские каменоломни. Однако и там он не прекратил свои проповеди, организовав службы и крещение язычников. За это он был утоплен римлянами в 103 году. Позже его нетленные мощи были обретены его учениками на дне отступившего моря.
В Киевской Руси св. Климента считали святым покровителем. Часть его мощей была помещена князем Владимиром в Десятинной церкви в Киеве – первом христианском храме на Руси.
История храма
История храма уходит корнями в XVII век, когда у небольшой крепости, выстроенной казаками по соседству с деревянным храмом св. Климента, состоялось одно из сражений Смутного времени. В 1612 году Климентовский острожек стал форпостом борьбы с интервентами и символом стойкости православных воинов. В ходе тяжелых боев русским казакам удалось выбить из крепости войска гетмана Ходкевича, спешившего на помощь засевшему в Кремле польскому гарнизону. Эта победа стала прологом к освобождению Москвы и России от иноземных захватчиков.
Считается, что немного позже думным дьяком (министерское звание тех времен) Александром Дуровым было выстроено и первое небольшое каменное здание храма, в знак благодарности Богу за свое чудесное спасение. Осужденный на казнь во времена царя Михаила Романова, дьяк молился в тюрьме перед иконой Знамения и получил видение, что его помилуют. И действительно, его вскоре освободили, потому что такое же видение было и самому царю.
Существующий же пятиглавый храм, по основной версии, был выстроен в середине XVIII века одним из богатейших купцов Москвы, Козьмой Матвеевым, чья усадьба располагалась на Пятницкой улице. По другой версии, никак документально не подтвержденной, заказчиком строительства мог быть генерал-фельдмаршал и канцлер Российской империи А. Бестужев-Рюмин, живший по соседству с храмом. 25 ноября 1741 года, на день памяти св. Климента состоялся дворцовый переворот, который привел к власти императрицу Елизавету. Тогда в Санкт-Петербурге и Москве стали строить храмы с посвящением св. Клименту.
Неизвестен в точности и автор проекта. Считается, что им был знаменитый Пьетро Антонио Трезини – швейцарский архитектор, крестник царя Петра I и автор многих дворцов и храмов в Санкт-Петербурге. Отличающуюся по стилю колокольню выстроил главный архитектор Москвы князь Дмитрий Ухтомский.
Советское время храм св. Климента мог не и пережить. В 1920-е годы храмовое имущество, кроме икон, было изъято в казну, а в 1930-е годы храм подготовили к сносу. Уже были снесены церковная ограда и павильон, который выполнял роль Святых врат. Но за храм вступились известные реставраторы – профессор П. Барановский и академик И. Грабарь. В результате храм постигла не самая худшая судьба: в нем были размещены фонды Библиотеки имени В. Ленина. В этом можно видеть Божий промысел, ведь св. Климент считается покровителем книг и науки.
В 2008 году храм был передан православной церкви, и его реставрация стала важной страницей в жизни прихожан московской епархии.
Внутреннее убранство храма
В иконостасе храма и его внешнем убранстве проявился богатый архитектурныйязык московского барокко. Недаром искусствоведы сравнивают его с фасадом дома Апраксиных-Трубецких на Покровке и другими барочными постройками Москвы. Возможно, что иконы главного иконостаса были написаны Василием Василевским и Дмитрием Левицким, которые в эти годы над похожими иконостасами в храмах на Ордынке и на Солянке.
Северный (левый) придел трапезной посвящен иконе Пресвятой Богородицы «Неопалимая купина», помещенной слева от царских врат и защищающей от огня и пожаров. Слева от Преображенского придела находится придел в честь иконы Богоматери «Знамение».
Южный (правый) придел трапезной посвящен папе Римскому св. Клименту и архиепископу Александрийскому Петру. Этот придел занимает место первоначального храма, возле которого бились польские и русские войска в 1612 году.
В главной части строения – пять приделов, что для московских церквей редкость. Храмовую икону св. Климента обычно располагают на аналое. В пристенных киотах под аркой – старинные иконы XVIII века.
Основная часть храма была выстроена в 1770 году и выполнена в стиле, характерном для западноевропейских храмов. Статуи ангелов стоят на пьедесталах на уровне второго яруса, иконы вправлены в роскошные оправы и выполнены в стиле итальянского искусства XVIII века. В храме впервые в Москве была применена «киотная» структура иконостаса, когда единым иконостасом охвачены все пять престолов центральной части храма. Ближайшим аналогом считается иконостас Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.
Еще два придела находятся на хорах, куда можно подняться по лестнице: придел Рождества Богородицы и Вознесенский придел. Они более всего пострадали в советское время из-за протекавшей кровли.
Храм в честь святых апостолов Петра и Павла и праведной Тавифы является подворьем Русской духовной миссии в израильской Яффе (Яффо). Он находится на месте, где была погребена праведная Тавифа (Доркас), творившая много добрых дел при жизни и известная своим трудолюбием: она шила рубашки и платья для бедных. Однажды Тавифа заболела и умерла. Перед погребением верующие призвали святого апостола Петра. Он помолился и оживил Тавифу. Благодаря совершенному Петром чуду многие жители Яффы обрели веру во Христа.
До наших дней рядом с храмом сохранилась пещера, где, по преданиям, была погребена праведная Тавифа. В нее можно спуститься и рассмотреть на полу византийскую мозаику. Над гробницей, где была захоронена праведная, возведена часовня. Пещера была найдена в результате раскопок, организованных начальником Русской духовной миссии.
При православном храме в Тель-Авиве-Яффе проводятся занятия для детей 5–15 лет в воскресной школе. Здесь работает также библиотека с художественными и духовными книгами. В саду подворья приятно прогуляться среди фруктовых деревьев и кипарисов, здесь можно встретить павлинов и попугаев.
Расписание богослужений в храме святой Тавифы в Яффо
Время проведения божественной литургии — 08:00 часов утра, по субботам, воскресеньям и в дни великих праздников. По пятницам, субботам и перед праздниками совершается вечернее богослужение — в 16:00 часов.
Время для исповеди — перед литургией, с 07:00 до 08:00 часов по субботам и воскресеньям. Благодарственные молебны проходят в 10:00 часов.
В понедельник подворье праведной Тавифы в Яффо закрыто для посещений. Время работы православного храма в южной части Тель-Авива в остальные дни:
Для посещения организованных групп паломников рекомендуется заранее уточнить время работы по телефону церкви Петра и Тавифы в Яффо.
Расписание служб храма Тавифы в Яффо на официальном сайте Русской духовной миссии в Иерусалиме
История
Русская духовная миссия в Иерусалиме появилась в 1847 году. Ее возникновение было связано с тем, что российские паломники сталкивались с множеством трудностей на территории Святой земли. У них не было возможности молиться на русском языке, не было нормальных бытовых условий. На протяжении периода когда миссию возглавлял архимандрит Антонин (1865—1894 гг.), в ее собственность было приобретено много участков, где позднее возникли православные храмы, чтобы облегчить путешествие паломников.
В 1869 году Русская духовная миссия купила участок, где впоследствии была построена церковь апостола Петра и праведной Тавифы в Яффо. Сначала на этой земле был сооружен дом для приюта паломников православной веры, был посажен сад и вырыт колодец. Пристанище на этом участке было важным объектом, так как через него проходили паломники, приезжающие через порт в Яффо на Святую землю.
Работы по взведению церкви Петра и Тавифы в Яффо были начаты в 1888 году, это событие посетили великие князья — двое из детей императора Александра II. В работах по возведению участвовали мастера из Италии. Патриарх Иерусалимский Герасим освятил новую церковь в 1894 году.
В течение следующих 100 лет храм Тавифы в Яффо стал ветшать. Реставрационные работы были организованы в 1995–2000 годах. В паломнической гостинице на тот момент могли остановиться более 25 человек.
Архитектура
В проектировке православного храма в Яффо участвовал архимандрит Антонин. Так как он продолжительное время руководил церквями посольства в Афинах и Константинополе, считается, что именно благодаря ему, в храме узнаются особенности византийской архитектуры.
Внутри церкви — двухъярусный иконостас белого цвета, подаренный Императорским Православным Палестинским Обществом. Второй алтарь — левый придел в честь праведной Тавифы.
Иконы, украшающие храм праведной Тавифы в Яффо, написал художник А. Ледаков. В 1905 году на стенах были изображены сцены из жизни апостола Петра. При посещении храма стоит посмотреть на искусную роспись купола.
На столпах алтаря изображены апостолы Петр и Павел, сверху остальных столпов можно увидеть десять других апостолов.
Колокольня храма в честь святых апостолов Петра и Павла и праведной Тавифы, имеющая розоватый цвет, — самая высокая в Яффо, ее легко увидеть даже с моря. Колокольня имеет шатровый купол и состоит из 4 ярусов, на каждом — высокий арочный проем.
Высота колокольни — 37 метров.Гробница праведной Тавифы, © Русская духовная миссия в Иерусалиме
Как добраться до церкви Петра и Тавифы в Яффо
Те, кто путешествует на машине, могут оставить автомобиль на стоянке возле храма в честь святых апостолов Петра и Павла и праведной Тавифы.
Чтобы добраться до храма Тавифы в Яффо, можно воспользоваться услугами такси: в Тель-авиве работают Uber, Yango (Яндекс.Такси), Taxi Tauro, Emun Taxi.
Панорамный вид на колокольню церкви Петра и Тавифы в Яффо:
Видео о подворье праведной Тавифы в Яффо:
Московский храм сщмч. Климента Римского
Московский храм в честь Преображения Господня с приделом священномученика Климента, папы Римского (Московская епархия)
С середины XVI в., во время царствования Иоанна Грозного, по линии нынешнего Климентовского переулка селились стрельцы. Видимо, в центре их зареченской слободы располагался Свято-Климентовский храм, т.к. называлось это место Климентовский городок, или острожец, осторожок.
Уже на первой карте Москвы — «Годунове чертеже» 1597 г., обозначена деревянная Климентовская церковь. Присутствует она и на последующих планах — «Сигизмундове» 1610 г., Олеария 1636 г., Мериана 1643 г. и других.
Сражение 24 августа 1612 г. у Климентовского острожка стало тогда для России символом мужества православных воинов. Именно у Свято-Климентовской церкви началось освобождение Москвы от польсколитовских захватчиков, здесь произошел перелом в ходе баталий, решавших судьбу государства Российского.
Восстановления храма после Смутного времени
После подписания в 1618 г. перемирия между Россией и Польшей завершилось опустошительное «лихолетье» и началось постепенное восстановление мирной жизни. «Московская разруха» оставила только выжженное поле в еще недавно процветавшем Климентовском острожке. Всего около двух тысяч стрельцов вернулось на родное пепелище. Все приходилось начинать сначала. Восстановленный храм впервые упоминается под 1625 г. в «Ружных книг» Патриаршего Казенного приказа. По-видимому, главный его престол изначально был посвящен священномученикам Клименту, папе Римскому, и Петру Александрийскому. Однако церковь традиционно величали Климентовской.
Во второй половине XVII в., когда к этому храму пристроили более обширный — Знаменский, с приделом в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского, его иногда называли Знаменским. В церковной ризнице хранилась древняя рукопись «Сказание о бывшем чудеси от святых икон Знамения Пресвятыя Богородицы и Святителя Николая». В этом списке второй половины XVIII века повествовалось о думном дьяке Александре Степановиче Дурове († 1671), которого в 1636 г. оклеветанного пред царем Михаилом Федоровичем, обвинили в измене и осудили на смертную казнь. Горячая молитва царского слуги перед иконами Богородицы и святителя Николая оказалась услышанной «на небесех». Предстательством Пресвятой Девы и угодника Божия Николая царь вернул Дурову все надлежащие ему привилегии, наделил вотчинами и наградой из царской казны. В память о своем спасении и в назидание будущим поколениям чиновник устроил на месте своего дома каменную церковь, украсив ее «всяким благолепием», передав туда обе иконы. К образу святителя Николая был прикреплен серебряный ковчежец в виде панагии с частицами многих святых мощей, «означенных вырезанными буквами на крышке этого ковчежца». Таким образом, зафиксированная в «Ружных книгах» под 1662 г. новая церковь «у Климента» и есть обетный Знаменский храм Дурова. Из чертежа 1789 г. следует, что был он небольшого размера, с трехчастным алтарем. Южный Никольский придел имел свою алтарную апсиду, за которой располагался погост, а далее — дворы причта. По причине нищенского содержания, поступавшего от малочисленных прихожан обеих церквей, их окормлял один и тот же клир.
В 1730 г., по прошению настоятеля храма о. Симеона Васильева появился указ, дозволявший в Знаменской церкви «старый свод разобрав поднять в вышину и построить вновь, также и престол в той же церкви сделать посреди алтаря понеже оный престол стоял к одной стороне».
Строительство нового каменного храма
В апреле 1756 г. отец Симеон с «приходцкими людьми» в поданном в Московскую духовную консисторию прошении отмечал, что «предел и трапеза от давних лет пришли в ветхость, отчего службу Божию исполнять весьма небезопасности, чего ради желаем мы вновь перестроить… на том же месте и в тоже наименование». После того, как осмотревший трапезный храм благочинный Замоскворецкого сорока засвидетельствовал его «ветхость и безнадежность», последовал синодальный указ, разрешавший строительство. Все расходы принял за себя богатейший предприниматель коллежский асессор Козьма Матвеевич Матвеев (около 1707-1775), имевший в приходе храма огромную усадьбу (ныне дом № 31 по Пятницкой улице). К тому же Матвеев обладал высоким художественным вкусом и был связан с Императорской Академией художеств. В 1862 г. в газете «Московские ведомости» Р. Игнатьев опубликовал статью, в которой утверждал, что строителем и благодетелем Свято-Климентовского храма являлся видный дипломат и государственный деятель А.П. Бестужев-Рюмин. К сожалению, это повествование, не подтвержденное никакими документальными свидетельствами, подхватили современные исследователи. Причем, они игнорировали вышедшее еще в 1863 г. в газете «Наше время» опровержение статьи Игнатьева, основанное на данных архива Московской Духовной консистории и впервые достаточно полно излагающее историю строительства церкви во имя священномученика Климента, папы Римского. Кстати, в упомянутом выше ее «Кратком историческом описании», изданном в 1904 г., автор, а им, видимо, являлся настоятель А.С. Парусников, нет ни слова о великом канцлере Бестужеве-Рюмине.
В феврале 1758 г. осмотревший возведенные храмовые строения член Московской духовной консистории протопоп Рождественского собора Иаков Григорьев заявлял, что при церкви Знамения Пресвятой Богородицы новая трапезная имеет два придела: южный — «Климонта Папы Римского», северный — во имя иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина», «в которых и престолы устроены в указную меру, также образами и всем церковным благолепием оные приделы украшены и одежды на престоле и на жертвенниках в готовности и сосуды церковные устроены, и ко освящению их совсем приготовлены». Тогда же были получены новые антиминсы. 14 февраля 1758 г. митрополит Московский и Севский Тимофей (Щербацкий) (+ 1767) освятил Свято-Климентовский придел.
Сдержанный внешний вид древней Знаменской церкви, вероятно, определил компактность новой трапезной и колокольни, архитектурное решение которых соответствовало нормам московской зодчества середины XVIII века. По московской традиции, автором проекта трапезной и колокольни считается архитектор А.П. Евлашев.
В мае 1762 г. «доброхотный и боголюбивый вкладчик» К.М. Матвеев обратился к Московскому митрополиту Тимофею с прошением, в котором выражал желание вместо «настоящей каменной церкви во имя Знамения Пресвятой Богородицы» вновь на том же месте «обширную каменную своим коштом разобрав построить». Скоро последовавший указ Московской духовной консистории позволял купцу «то строение производить в силу правил святых отец, и престолы устроить в указную меру, и построя убрать иконостасами и святыми иконами и протчим церковным благолепием украсить и всею церковною утварью удовольствовать неоскудно».
В мае 1770 г. строительство было окончено. Архиепископ Московский и Калужский Амвросий (Зертис-Каменский) (+ 1771) благословил освятить новый обширный престол во имя Преображения Господня. Приделы же посвятить Знамению Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. На хорах «два придела учинить… поставкою иконостаса со святыми иконами во имя Вознесения Господня да Рождества Богородицы и все пять престолов на выданных на атласе антиминсах освятить дозволить».
Чин освящения главного престола в честь Преображения Господня совершил Московский архиеп. Амвросий в Духов день, 24 мая 1770 г. Расположенный справа от него Никольский придел был освящен 11 июня, левый, Знаменский, — 25 августа. Богородице-Рождественский придел слева на хорах освятили 7 сентября. А придел во имя Вознесения Господня, по неясным причинам, был освящен только через несколько лет — 28 мая 1774 г.
В 1770 г. Матвеев пожертвовал храму большой колокол. Еще одним колоколом храм обзавелся через 12 лет. Всего колоколов насчитывалось восемь.
По главному престолу новый храм стал именоваться Преображенским, но даже в официальных документах гораздо чаще встречается его древнее, исконное название — Климентовский. Он стал украшением не только Замоскворечья, но и всей древней столицы. По описи, проведенной в 1770-1771 гг., уникальное творение неизвестного зодчего оказалось в числе пяти «наилучших во всей Москве» храмов. Авторство приписывали Ф.Б. Растрелли, А.П. Евлашеву, С.И. Чевакинскому, И.Ф. Мичурину, И.П. Жеребцову, И.Я. Яковлеву. Наиболее убедительным кажется предположение об участии итальянского архитектора П.А. Трезини в разработке проекта замоскворецкой святыни, воплощенного позднее московскими архитекторами.
В 1783 г. вдова К.М. Матвеева пожертвовала деньги на первые ремонтные работы в церкви, пострадавшей от наводнения. Тогда указом Московской духовной консистории дозволялось «исправление прописанных в Климентовской церкви ветхостей», «приделные иконостасы попрежнему возобновить», во всей церкви перестлать и повысить пол, выбелить стены, починить купольный крест. Разрешалось также выдать новый антиминс в Неопалимовский придел взамен износившегося.
В архивных источниках особо отмечались иконы старого письма, относящиеся к XVI в. и бывшие, вероятно, еще в древнем разобранном храме: «Живоначальная Троица», «Успение», «Благовещение», «Покров», «Святители Петр, Алексий, Ион, Московские и всея России чудотворцы», «Святой апостол и евангелист Лука», «Моденский» образ Божией Матери. Икона священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского XVI в. имела ковчежец с частицами их нетленных мощей. Прикрепленные к доске этого образа три креста содержали более чем тридцать частиц святых мощей.
Вдоль южной границы участка Свято-Климентовского храма благодеянием Козьмы Матвеева были возведены богадельня, дома для духовенства и церковнослужителей, а также доходный дом, который причт сдавал внаймы. Разумеется, эти здания перестраивались и реконструировались. До сих пор они сохранились, и хорошо просматриваются в фасадах многоэтажных домов, выходящих на церковный двор.
После пожара 1812 года
После пожара 1812 г. в храме оказалась «крыша повреждена, а внутри цела. Иконостасы и святыя иконы невредимы во всех приделах. Два престола с антиминсами и два жертвенника на своих местах и нечем невредимы. Утварь церковная вся похищена. Книги церковныя имеются… Священнослужители все налицо… Церковной суммы находилось 200 руб. медно, из которых в наличности находится только 22 руб., а прочая вся разграблена… домов священно и церковнослужительских… шесть, церковные три и собственные деревянные три, все сгорели». Огонь не пощадил все приходские дворы, которые заново отстраивались на деньги, частично выделенные Святейшим Синодом. В 1813 г. благодаря пожертвованиям дворян Костромской губернии был восстановлен Свято-Климентовский придел в теплой трапезной.
В прошении настоятеля о. Иоанна Васильева 1814 г. сказано, что «настоящая холодная Преображения Господня церковь после неприятеля еще и доселе не освящена и святого антиминса нет». Его выдали храму «по архипастырской резолюции» 11 июля, а 8 сентября совершился чин освящения Богородице-Рождественского и Никольского приделов с возложением на их престолы новых антиминсов. Через 4 года был освящен Знаменский придел.
В описи церковного имущества 1817 г. отмечено: «Иконостас весь резной с колоннами самого лучшаго художества весь позлащен червонным золотом. Нижний ярус: местные иконы писаны самыми лучшими художниками на кипарисе, вообще и весь иконостас писан при Императорской Академии Художеств». Он оригинален по композиции и отличается совершенной деревянной резьбой. В церковной ризнице хранились уникальной работы хоругви, напрестольные кресты, книги в драгоценных переплетах (самая ранняя — Евангелие 1654 года, московской печати), а также высокохудожественные предметы церковной утвари — паникадила, подсвечники, сосуды. Но подлинным шедевром являлась напрестольная резная сень в виде балдахина на восьми витых колонках — редчайший образец барочного декоративно-прикладного искусства. Ныне сень хранится в Донском монастыре как экспонат Научно-исследовательского музея архитектуры имени Щусева. Высокое мастерство исполнения присуще также храмовым скульптурам и иконам.
В 1819 г. в церкви заменили ветхие образа и для теплой трапезной изготовили два новых одинаковых иконостаса взамен обветшавших.
Московский храм сщмч. Климента Римского, 1882 год
Во второй половине XIX в. благосостояние Климентовского храма улучшилось. Его счет пополнялся государственными пятипроцентными банковскими билетами Восточного займа, поступавшими от жертвователей. Большой вклад в церковную казну внесло купеческое семейство Куниных, особенно после того, как в 1886 г. церковным старостой стал С.А. Кунин. В 1880-х гг., при настоятеле протоиерее Николае Тольском, содержание причта определялось уже как «достаточное». В 1882 г. на деньги, завещанные Свято-Климентовскому храму на поминовение «купеческой женой Куниной», напротив его южного крыльца построили двухэтажный каменный дом для причта, просвирни и женской богадельни на 6 человек.
Приход великолепной и огромной Свято-Климентовской церкви на протяжении всей ее истории оставался малочисленным и бедным. Причт не справлялся с необходимостью постоянно поддерживать в благолепии уникальное храмовое убранство. Только однажды в архивном документе встречается упоминание, что «вся означенная церковь находилась в твердости, утварью довольна и внутри все исправно». Чаще, буквально из года в год, появлялись записи, типа: «Зданием каменная, многия имеет ветхости, а имянно крыши как на холодной и на теплой церкви во многих местах проржавели. Четыре главы облиняли и ржавеют, снаружи штукатурка во многих местах обвалилась, паперть и ограда кругом всей церкви обветшали, в холодной церкви многие рамы от долговременности повредились». Церковные ведомости постоянно фиксировали «посредственное» содержание Климентовских церковнослужителей. На их бедственное положение в 1853 г. откликнулся митрополит Московский Филарет (Дроздов) (+ 1867), по резолюции которого замоскворецкому храму было выделено пособие в размере 300 рублей.
Ремонтные работы в конце XIX века
Однако средств катастрофически не хватало на необходимые ремонтные работы в сыром и холодном храме, где даже в летние месяцы богослужения проходили «не без опасности для здоровья молящихся и причта». Лишь в конце 1890-х гг. появилась финансовая возможность для проведения ремонта. Руководил реставрацией известный московский архитектор А.А. Латков. Он провел капитальные работы очень быстро и качественно. Старый чугунный пол заменили метлахской плиткой, изготовили новые оконные рамы и колоды, переделали двери, исправили штукатурку, что позволило впервые расписать стены «в строгом соответствии с общим стилем храма». Тогда произвели реставрацию всех икон, «согласно с тем, как они были написаны первоначально», и, возобновили позолоту иконостаса, напрестольной сени и всех киот для икон, «под непременным условием сохранения стиля его и рисунка резьбы и орнаментации в неизменно первоначальном виде». Устроенное в Свято-Климентовской церкви паровое отопление позволило проводить богослужения ежедневно.
17 сентября 1900 г. возобновленный храм освятил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) (+1918).
Действующее с начала XX в. при церкви приходское попечительство старательно изыскивало возможности для увеличения ее доходов. Так, в 1901 г. к дому, возведенному в 1882 г., с востока пристроили узкий трехэтажный корпус, торцом к Пятницкой улице. В этом доходном доме, помимо всякого рода торговых, кустарных «заведений» и квартир, на первом этаже открыли церковно-приходскую школу.
В 1915 г., когда в Свято-Климентовском храме полностью прогнила крыша, и, несмотря на целые стропила, началась довольно сильная течь, ремонт вновь стал неизбежен, была перекрыта заново вся кровля главной Преображенской церкви, «но без… изменения прежнего вида ея и цвета окраски».
Авторы путеводителя «По Москве» 1917 г. писали: «Издали, на фоне Замоскворечья, и вблизи храм с пятью его куполами производит одинаково сильное впечатление своей спокойной красивой громадой. Очень хороши окна второго этажа и идущая поверх здания ажурная железная решетка тонкого рисунка».
Храм в советский период
Московский храм сщмч. Климента Римского, середина XX века
После Октябрьской революции 1917 года вокруг священника А.С. Парусникова сплотилась община верующих. Стараниями сотрудников Центральных Государственных реставрационных мастерских Наркомпроса и Комиссии по охране памятников искусства и старины при Московском Совете рабочих и крестьянских депутатов церковь во имя священномученика Климента, папы Римского, одной из первых получила статус «памятника архитектуры».
В ходе кампании по изъятию церковных ценностей 1922 года из храма были конфискованы серебряные церковные предметы, весом в три пуда двадцать семь фунтов, для передачи в фонд помощи голодающим. В протоколе конфискации перечислены 24 ризы, 8 лампад, 3 дарохранительницы, 2 напрестольных креста, 2 кадильницы, 2 крышки от Евангелий, сосуды для причастия и жемчужное шитье с простыми камнями. Храму оставили лишь самое необходимое для богослужения. Все иконы остались на своих местах, что зафиксировано в протоколе осмотра Климентовской церкви в октябре 1923 г., проведенного Музеем старой Москвы.
В 1925 г. силами приходского совета в храме был произведен скромный, явно недостаточный ремонт, после которого церковь продолжала ветшать.
В 1929 г., ссылаясь на постановление ВЦИКа и СНК СССР «О религиозных объединениях» и незначительную посещаемость верующими храма, его вознамерились закрыть. Сразу же появилось множество организаций, желающих занять большое здание в самом центре столицы, причем каждая пыталась перепрофилировать храмовое пространство под свои цели. Это и Театральный музей имени А.А. Бахрушина, и завод «Богатырь», и Центрархив ВЦИКа. Однако в начале 1930-х гг. новых «хозяином» церкви оказался рабочий ЖСК «ВСНХовец». Этот кооператив планировал снести великолепный «памятник архитектуры высшей категории» с его уникальной оградой. На их месте предполагалось разбить сквер и построить детский сад.
Храм был закрыт в апреле 1934 года и передан в аренду Государственной библиотеке имени В.И. Ленина. Его пространственную среду переоборудовали под нужды книгохранилища.
Стараниями Комитета по охране памятников при ВЦИК здание церкви уцелело, но большую часть уникальной ограды спасти не удалось. В 1936 г. начали готовиться к реставрации сильно обветшавшей церкви, но помешала Великая Отечественная война.
После войны храм выглядел удручающе. На месте бывшего погоста разбили сквер, в центре которого соорудили подземный общественный туалет.
Во второй половине 1940-х гг. в колокольне церкви жил ее бывший настоятель протоиерей М.Ф. Галунов, служивший в те годы в храмах Воскресения Словущего, на Успенском вражке, и Преподобного Пимена Великого, в Старых Воротниках.
Возрождение храма
В 1990 г. исполком Моссовета удовлетворил ходатайство патриарха Московского и всея Руси Алексия II о передаче верующим храма.
20 марта 2005 года в храме была отслужена Божественная Литургия.
В конце 2008 года по благословению Патриарха и решению Правительства Москвы в храме начались масштабные реставрационные работы. В конце 2013 года все основные строительные и отделочные работы были завершены, и с этого времени приход храма приступил к благоукрашению интерьеров и реставрации икон.
Храм является памятником архитектуры Федерального значения и включен в один из основных экскурсионных и паломнических маршрутов Золотого Кольца Москвы.
Святые
- сщмч. Сергий Успенский, служил псаломщиком с 1901 по 1904 г.
- сщмч. Константин Любомудров, служил священником с 1928 по 1932 г.
Настоятели
- Леонид Калинин (с 26 марта 2002 )
Использованные материалы
- История храма на официальном сайте прихода
- Страница сайта «Народный каталог православной архитектуры»
Протоиерей Леонид Калинин, персональные сведения, на официальном сайте радио «Радонеж»,