Американский писатель, журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года. Эрнест Миллер Хемингуэй получил известность благодаря своим рассказам и жизни полной приключений.
Эрнест родился в пригороде Чикаго в семье врача. Его мать была домохозяйкой и хотела, чтобы ее сын получил музыкальное образование. Эрнест пел в церковном хоре и играл на виолончели. Отец же пытался привить сыну любовь к природе, Эрнест любил рыбалку и много читал.
Когда Эрнесту Хемингуэю исполнилось 12 лет, его дед подарил ему однозарядное ружье, а отец научил его охотиться.
В школе Хемингуэй начал заниматься боксом и играть в футбол. В школьном журнале он впервые напечатал свой рассказ, потом публиковали его репортажи с матчей, концертов, заметки.
Содержание
Творческая деятельность Эрнеста Хемингуэя/Ernest Hemingway
После школы Эрнест Хемингуэй не хотел поступать в институт, он переехал в Канзас-Сити, где начал работать в газете. Он отвечал за маленький район города, и каждый раз ездил туда на происшествия. Общался с проститутками, полицейскими, мошенниками. Так сформировался его стиль.
Во время первой Мировой войны Хемингуэй записался добровольцем в Красный Крест в качестве шофера. В 1918 году Эрнесту удалось побывать на передовой. Спасая итальянского снайпера,Хемингуэй получил 26 осколков. На его теле врачи обнаружили более 200 ран, его перевезли в Милан и вместо коленной чашечки поставили протез.
По возвращении домой Эрнест Хемингуэй стал настоящим героем, о нем писали газеты, а король Италии наградил его серебряной медалью «За доблесть» и «Военным крестом».
В 1920 молодой Хемингуэй переезжает в Канаду, где устраивается в газету «Торонто Стар». Редактор разрешает писать ему на любые темы, но не все материалы могли быть опубликованы.
После переезда в Париж Хемингуэю приходиться больше работать, чтобы обеспечить семью. Он пишет свои первые очерки, на которых отрабатывает стиль. Эрнест знакомиться с парижской богемой, с Джемсом Джойсом, роман «Улисс» которого затем помогает распространять в Англию и США.
Первый успех пришел в Эрнесту Хемингуэю в 1926 году после публикации пессимистичного романа «И восходит солнце» о «потерянном поколении» молодежи Франции и Испании 20-х годов.
В 1927 году выходит сборник рассказов «Мужчины без женщин», в 1933 — «Победитель не получает ничего», гонорар от которого писатель потратил на сафари в Африке. Успех романа «Прощай, оружие!» превзошел все ожидания, не смотря на кризис.
В 30-е годы Эрнест Хемингуэй возвращается в США, где много путешествует, ездит на Кубу и пишет новые рассказы. Осень писатель попадает в автокатастрофу и на время вынужден приостановить свою работу. Но уже в 1932 году Хемингуэй публикует роман «Смерть после полудня», где описывает корриду, и снова закрепляет позицию «писателя номер один» в США.
В 1937 году Эрнест Хемингуэй выпускает новую книгу и едет в Мадрид освещать события гражданской войны. В отеле, который служил штабом интернационалистов и клубом корреспондентов, Хемингуэй пишет свою единственную пьесу, знакомиться с писателем Антуаном де Сент-Экзюпери. После таких ярких и печальных картин, которые увидели Эрнест в Испании, он пишет роман «По ком звонит колокол».
С началом второй Мировой войны Хемингуэй снова возвращается в журналистику, работает в Лондоне корреспондентом. Эрнест Хемингуэй смог организовать контрразведку на Кубе и сам охотился за подводными лодками в Карибском море. В 1944 году писатель стал командиром отряда французский партизан, принимал участие в боях.
После войны Эрнест Хемингуэй переехал на Кубу, где написал известнейшую повесть «Старик и море», за которую позже получил Пулитцеровскую и Нобелевскую премии.
Последние годы своей жизни Хемингуэй страдал от диабета, гипертонии, его мучила мания преследования. После 20 сеансов электрошока писатель потерял память и не мог ничего написать.
Как и его отец, Эрнест Хемингуэй покончил жизнь самоубийством. Писатель застрелился из любимого ружья, и не оставил даже записки, так как к тому времени уже не мог формулировать мысли на бумаге.
Как выяснилось позже, агенты ФБР действительно следили за Эрнестом Хемингуэем.
Личная жизни Эрнеста Хемингуэя/Ernest Hemingway
В 1921 году Эрнест Хемингуэй женился на пианистке Хэдли Ричардсон, с которой перехал в Париж. Через два года у них родился сын Бамби Джон.
После развода с Хэдли писатель женился на Паулине Пфайфер, от которой у него родились сыновья Патрик и Грегори.
Третьей женой Хемингуэя стала журналистка Марта Геллхорн, с которой он познакомился в осажденном Мадриде.
Последняя жена Эрнеста – Мэри Уэлш.
Экранизации Эрнеста Хемингуэя/Ernest Hemingway
- 1932 — Прощай, оружие
- 1937 — Испанская земля
- 1943 — По ком звонит колокол
- 1944 — Иметь и не иметь
- 1946 — Убийцы
- 1947 — Дело Макомбера
- 1950 — Мой старик
- 1950 — Переломный момент
- 1952 — Снега Килиманджаро
- 1952-1961 — Сборник (сериал)
- 1956 — Убийцы
- 1956-1961 — Театр 90 (сериал)
- 1957 — И восходит солнце
- 1957 — Прощай, оружие!
- 1958 — The Gun Runners
- 1958 — Старик и море
- 1960 — Пятая колонна
- 1962 — Приключения молодого человека
- 1964 — Убийцы
- 1965 — For Whom the Bell Tolls
- 1966 — Прощай, оружие!
- 1978 — Острова в океане
- 1979 — My Old Man
- 1981 — Best of Friends
- 1984 — The Sun Also Rises
- 1990 — Женщины и мужчины: Истории соблазнений
- 1990 — Старик и море
- 1990 — Убийцы
- 1999 — Старик и море
- 2001 — После шторма
- 2002 — Hills Like White Elephants
- 2005 — God Rest You Merry, Gentlemen
- 2006 — Ночной экспресс
- 2008 — Gifts Like White Elephants
- 2008 — Эдемский сад
- 2009 — Hills
- 2009 — Los asesinos
- 2009 — The Killers
- 2011 — Cat in the Rain
- 2012 — Baby Shoes
120 лет назад, 21 июля 1899 года родился Эрнест Хемингуэй, писатель, чье влияние на мировую культуру не ограничивается его книгами. Журналист Алексей Королев для «Известий» вспомнил про отношения автора «Прощай, оружие!» с морем, войной, смертью и Женевской конвенцией.
Солдатская правда
Он был создан, чтобы ему подражали — и как человеку, и как писателю, столь не наигранной была его маскулинность. Свитер грубой вязки или расстегнутая до середины груди рубашка, прямая шкиперская трубка, шкиперская же борода. То же и на страницах — рубленая проза, скупая на эпитеты и психологизм, но по-своему феноменально точная в передаче человеческих мыслей-чувств. В истории литературы Хемингуэй остался величайшим мастером редуцирования эмоций — между тем жизнь его была этими эмоциями наполнена до краев.
Его отец был врачом, а в конце XIX века это означало уже принадлежность если не к элите, то к респектабельной части общества. Частная школа (наилучшим образом ее уровень характеризует наличие собственных журнала и газеты — газеты, разумеется, не стенной, а почти настоящей; в ней Эрни делал первые репортерские шаги), безболезненный отказ от дальнейшего образования в пользу репортерской работы в провинции (очевидно, не обеспечивавшей всех финансовых потребностей молодого человека) — словом, юность Хемингуэя была вполне безоблачной. А потом США вступили в мировую войну и вместе с ними — хотя и не с первой попытки — в нее вступил Хемингуэй. Так началась его настоящая жизнь.
Семья Хемингуэя: Марселина, Сани, Кларенс, Грейс, Урсула и Эрнест, 1905 год Фото: commons.wikipedia.org
Раннюю его биографию без труда достаточно обозначить вполне хемингуэевским пунктиром. Тяжелое ранение на фронте. Скучная жизнь на огромную военную пенсию. Возвращение к журналистской работе. Приезд в Париж — город настолько дешевый для того, у кого есть доллары, что жить в нем американцу выгоднее, чем на родине. В Париже — Джон Дос Пассос, Гертруда Стайн, Эзра Паунд, Джеймс Джойс, то «потерянное поколение», которое создало новую литературу для XX века и, помимо всего прочего, убедило Хемингуэя не бросать письменный стол. Первые, тепло принятые рассказы и, наконец, роман «И восходит солнце», сразу поставивший Хемингуэя в один ряд с его старшими товарищами.
К двадцати восьми годам он был уже дважды женат. О роли женщин в жизни писателя написаны тома, но тривиальным бабником Хэма назвать не посмеет никто: просто романтика была одной из многих страстей, его обуревавших, страстей, без которых не было бы его книг. Остальными были охота, море, алкоголь и война.
Профессия: репортер
В России главным эпигоном Хемингуэя принято считать Довлатова, хотя по сути таковым был скорее Юлиан Семенов, копировавший стиль своего кумира не только текстуально, но и бытово: автор «Семнадцати мгновений» всю жизнь стремился быть успешным репортером из горячих точек. Война для Хемингуэя никогда не была абстракцией: солдат Первой мировой и военный корреспондент в Испании (где его одиссея никак не может быть описана как тыловые приключения), он вновь взялся за оружие, когда настало время бить нацистов. Сперва писатель гонялся на своем катере за немецкими подлодками по карибским водам, а после и вовсе принял участие в освобождении Парижа во главе полулегального французского партизанского отряда. (Он не был первым человеком, вступившим в Париж, и не освобождал свой любимый отель Ritz, зато, судя по всему, нарушил Женевскую конвенцию, так как формально считался на фронте журналистом). Любя в войне риск, которого ему не хватало всю жизнь, Хемингуэй при этом умудрился стать одним из главных писателей-пацифистов столетия, безусловным критиком любого государственного насилия. И если в «Прощай, оружие!» осуждалась война действительно образцово-бессмысленная, Первая мировая, то в «По ком звонит колокол» пришло время для более серьезных обобщений.
Хемингуэй в Милане, 1918 год Фото: commons.wikipedia.org
В мирное время основным источником адреналина для него были охота, которой он увлекался с детства, и рыбалка. К сорока годам, опубликовав практически весь корпус своих главных текстов (кроме «Старика и моря» и «Праздника, который всегда с тобой») и много на этом корпусе заработав, Хемингуэй весь отдается охоте — обычной и морской. Это здорово отвлекало и от алкоголя (хотя резкое ухудшение дел в этой области обычно связывают как раз с полученными на охоте травмами, боль от которых Хэм топил в коктейлях), и от творческого кризиса сороковых годов (он и выйдет из него историей про старого кубинского рыбака Сантьяго).
Без страха и упрека
Воплощение гигантской силы — как интеллектуальной, так и физической — Хемингуэй в действительности всю жизнь коллекционировал болезни и травмы с упорством, достойным лучшего применения. Он переболел сибирской язвой и амебной дизентерией, повредил голову, упав в ванной в отеле, едва не потерял способность писать после автокатастрофы, а в конце жизни страдал от диабета, пневмонии, гипертонии, атеросклероза и печеночной недостаточности. После смерти у него подтвердился наследственный гемохроматоз. Наиболее же одиозная история случилась с ним на рождественской охоте в Конго в 1954 году, когда в течение двух дней он попал в две авиакатастрофы (жена бесстрастно зафиксировала в письме результаты: «две трещины в позвоночных дисках, разрыв почки и печени, вывих плеча и травма черепа»), а месяц спустя стал жертвой лесного пожара, получив многочисленные ожоги второй степени.
Фото: commons.wikipedia.orgЭрнест Хемингуэй работает над романом «По ком звонит колокол» в городе Сан-Валли (штат Айдахо), декабрь 1939 года
Пьянство Папы Хэма окружено таким же легендарным флером, как его отношения с женщинами и войной. Впрочем, современные исследователи склонны критически преуменьшать как количественные, так и качественные показатели хемингуэевского алкоголизма. Во-первых, он никогда не пил, когда работал (другое дело, что после 1940 года он и работал мало). Во-вторых, его любимым (более того, практически единственным) напитком был сухой мартини, коктейль, спиться от которого трудновато — не говоря уж о том, чтобы умереть.
Взаимоотношения со смертью были среди тех вещей, которые, очевидно, интересовали Хемингуэя особенно остро. На свой лад он был мистиком, с юности веруя, что финал его будет таким же, как у отца, покончившего с собой, — особенно после того, как будущий писатель уцелел в 1918-м. Суицидальные настроения вовсе не были следствием проблем с психикой, обнаружившихся у Хемингуэя как раз тогда, когда его статус первого писателя Америки был окончательно задокументирован Нобелевской и Пулитцеровской премиями, полученными с разницей в год. Не были эти настроения, видимо, и результатом лечения, как иногда считают — лечения, впрочем, действительно глупого и жестокого, электросудорожной терапией.
Банальное «он умер от смерти», судя по всему, подходит к Хемингуэю наилучшим образом: он всю жизнь так хотел встретиться с ней, что однажды это желание стало совершенно непреодолимым.