Массовый героизм советских летчиков в первый день Великой Отечественной войны
В первый день Великой Отечественной войны 22 июня 1941 г. советские летчики проявили чудеса героизма.
Таран — оружие героев. Плакат периода Великой Отечественной войны.
Художник А. Волошин.
На рассвете (в 04:25) 22 июня 1941 г. свой первый и последний бой в небе над Ровенской областью принял заместитель командира эскадрильи 46-го истребительного авиационного полка старший лейтенант И.И. Иванов.
Поднятый по тревоге, он совершил вылет во главе звена истребителей И-16 на перехват вражеской авиагруппы (от 6 до 9 бомбардировщиков Не-111), приближавшейся к аэродрому Млынов. В ходе стремительной атаки наши летчики подбили один из немецких бомбовозов. Остальные, сбросив беспорядочно бомбы, повернули назад. При возвращении на свой аэродром Иванов заметил прямо по курсу очередной немецкий бомбардировщик. Не раздумывая, советский летчик пошел на сближение с ним. К этому времени у него закончились боеприпасы, и было на исходе горючее. Несмотря на плотный пулеметный огонь противника, советский летчик сумел настичь вражеский самолет и таранным ударом сбить его. Очевидцы, наблюдавшие таран с земли, отметили, что немецкий летчик видел зашедший ему в хвост советский истребитель и, пытаясь избежать атаки, стал заваливаться на крыло, чтобы уйти в пикирование, но Иванов, сделав горку, рубанул вином по хвостовому оперению бомбардировщика. После тарана И-16 старшего лейтенанта Иванова с сильным креном повело в сторону. От машины что-то отвалилось, но было видно, что летчик пытается управлять сильно поврежденным истребителем и посадить его в поле. Однако в нескольких метрах от земли самолет стал сильно раскачиваться, а затем почти отвесно рухнул вниз. От полученных травм и ранений отважный летчик скончался в госпитале г. Дубно. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1941 г. старшему лейтенанту И.И. Иванову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Он оказался единственным из советских летчиков, совершивших 22 июня воздушный таран и удостоенных за этот подвиг высокой награды Родины.
![]() Старший лейтенант |
Старший лейтенант И.И. Иванов Иванов Иван Иванович (8.10.1909 – 22.06.1941), советский военный летчик, старший лейтенант, Герой Советского Союза (1941, посмертно). На военной службе с 1931 г. Окончил 8-ю Одесскую военную авиационную школу пилотов (1934), курсы летчиков-истребителей (1940). Проходил службу красноармейцем (1931 – 1932), летчиком, командиром звена легкобомбардировочного авиационного полка Киевского военного округа (с 1934). Участник походов Красной армии (1939), Советско-финляндской войны (1939 – 1940). Заместитель командира эскадрильи 46-го истребительного авиационного полка (1940). На начало Великой Отечественной войны в прежней должности. Совершил воздушный таран самолета противника в первый день войны, скончался от полученных в воздушном бою ран. |
Трагически закончилась встреча с нашим истребителем и для немецкого бомбардировщика. От удара Не-111, пилотируемый унтер-офицером Х. Вольфайлем (H. Wohlfeilem), потерял управление, врезался в землю и взорвался на своих бомбах (в 5 км от г. Дубно). Весь экипаж при этом погиб (по другим данным – неприятельские летчики, кроме погибшего воздушного стрелка, пропали без вести).
Одним из первых на преднамеренное столкновение с неприятельским самолетом пошел и командир звена 124-го истребительного авиационного полка (иап) младший лейтенант Д.В. Кокорев. На начало войны авиаполк базировался на приграничных аэродромах Высоко-Мазовецк, Ломжа, Белосток (Западный особый военный округ). Для отражения второго воздушного налета (первый налет немецкая авиация осуществила в период с 04:30 по 05:10 22.06.1941 г. без каких-либо потерь) в воздух было поднято несколько групп истребителей МиГ-3. Согласно выписке из журнала боевых действий полка, Д.В. Кокорев взлетел в составе 10 МиГ-3 в 05:10 (по московскому времени). Его целью стал Dо-17Z из штабной эскадрильи немецкой бомбардировочной эскадры KG-2. Расстреляв весь боекомплект (в ходе обстрела экипаж получил ранения различной тяжести), советский летчик принял решение добить вражеский самолет таранным ударом. После успешно выполненной боевой задачи он произвел вынужденную посадку. Однако заслуженная награда обошла героя. По мнению исследователей, младший лейтенант Д.В. Кокорев, увлекшись преследованием немецкого бомбардировщика, покинул свою группу и оставил прикрываемый объект. Позднее он продолжал достойно выполнять свой воинский долг, защищая воздушные подступы к Москве и блокадному Ленинграду. 12 октября 1941 г. Дмитрий Кокорев не вернулся с очередного боевого задания. Всего на тот момент он совершил более 100 боевых вылетов и сбил 4 самолета противника: три лично, один – в группе. За несколько дней до гибели отважного летчика было подписано представление о награждении его орденом Красного Знамени, ставшим, в том числе, признанием его подвига в первый день войны.
Начальник штаба 41-го истребительного авиаполка И.И. Волков ставит задачу младшему лейтенанту Д.В. Кокореву (справа). Белосток, зима 1939–1940 гг.
Утром первого дня войны (в 05:20) свой подвиг в небе совершил заместитель командира эскадрильи 33-го истребительного авиаполка (10-я сад, ВВС 4-й армии, Западный особый военный округ) лейтенант С.М. Гудимов.
В составе на истребителе И-16 эскадрильи он вылетел для отражения налета немецкой авиации (20 бомбардировщиков Не-111 в сопровождении небольшой группы Me-109) на аэродром около г. Кобрин Брестской области. К атаке подключились еще три эскадрильи, возвращавшиеся с боевого патрулирования. В воздушном бою С.М. Гудимов меткой стрельбой сбил вражеский бомбардировщик, второй (из-за отсутствия боеприпасов) поразил таранным ударом. При попытке спастись стропы парашюта летчика зацепились за обломки самолета, что привело к его гибели. Позднее за свой подвиг лейтенант С.М. Гудимов был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени (посмертно).
Памятник лейтенанту С.М. Гудимову в г. Пружаны Брестской области, Белоруссия.
Гудимов Степан Митрофанович (07.11.1913 – 22.06.1941), советский военный летчик, лейтенант. Окончил 7 классов неполной средней школы и школу фабрично-заводского училища, работал слесарем на Сталинградском тракторном заводе. На военной службе с 1934 г. Окончил авиационную школу № 7 Сталинградского Краснознаменного пролетариата. Участник походов Красной армии 1939 – 1940 гг. На начало Великой Отечественной войны заместитель командира эскадрильи 33-го истребительного авиаполка 10-й смешанной авиационной дивизии ВВС Белорусского особого военного округа. В воздушном бою в районе г. Пружаны Брестской области сбил два неприятельских самолета (один из них воздушным тараном). Геройски погиб в первый день войны.
![]() Младший лейтенант Л.Г. Бутелин |
Бутелин Леонид Георгиевич (1919 – 22.06.1941), советский военный летчик, младший лейтенант. Окончил Минский аэроклуб и 8-ю Одесскую военную авиационную школу летчиков им. П.Д. Осипенко. На начало Великой Отечественной войны командир звена 12-го истребительного авиаполка. В воздушном бою в районе д. Немшин Голичинского района сбил два неприятельских самолета (один из них воздушным тараном). Геройски погиб 22 июня 1941 г. На месте гибели ему позднее был установлен памятник. |
В схожей ситуации оказался командир звена 12-го истребительного авиационного полка (64 сад, ВВС 12-й армии, Киевский особый военный округ) младший лейтенант Л.Г. Бутелин.
Рано утром 22 июня (05:15, по другим данным – 05:42) по тревоге он вместе с другими дежурными экипажами поднялся на перехват вражеской авиагруппы, направлявшейся на бомбардировку аэродрома Бовшев Станиславского аэроузла. В ходе воздушного боя ему удалось поразить неприятельский Ju-88. Когда закончились патроны он направил свой истребитель И-153 в хвост другого немецкого бомбардировщика и винтом самолета обрубил его. «Юнкерс» потерял управление, повалился на крыло и при падении взорвался. Воздушный таран стоил также жизни советскому летчику. Ввиду малой высоты (до 200 м) он не смог воспользоваться парашютом и погиб. Его тело один из местных жителей д. Немшин Голичинского района Ивано-Франковской области позднее похоронил возле деревни. За свой подвиг младший лейтенант Л.Г. Бутелин награжден орденом Красного Знамени (посмертно).
Помимо отдельных летчиков в первый день войны воздушный таран совершали целые экипажи. В 06:05 экипаж скоростного бомбардировщика (СБ) 86-го ближнебомбардировочного авиационного полка (16 сад, ВВС 5-й армии, Киевский особый военный округ) под командованием лейтенанта Т.С. Малиенко, вылетел с аэродрома «Белая Церковь» во главе звена СБ для отражения налета вражеской авиации на свой аэродром у г. Теребовля Тернопольской области. При обнаружении немецкого «Мессершмитта» Bf.110C-5 предпринял против него «психическую атаку». При ответном обстреле СБ Т.С. Малиенко загорелся. Экипаж нашего самолета принял единое решение – идти на таран. При столкновении в воздухе обе машины превратились в груду металла и рухнули на землю. Лейтенант Малиенко, штурман С.И. Катин и стрелок-радист Н.Д. Петров ушли в бессмертье.
Практически в то же время в воздушную схватку с врагом вступил командир звена 10-го истребительного авиационного полка лейтенант В.С. Лобода (Прибалтийский особый военный округ). Поднявшись в 06:30 второй раз за утро в воздух на истребителе И-16 в составе эскадрильи, в районе г. Шауляй (Литва) на высоте 2 км наши летчики обнаружили группу вражеских бомбардировщиков Ju-88 в сопровождении истребителей Me-109. Звено Лобода атаковало самолеты охранения. Вскоре командир звена записал на свой счет первую воздушную победу. Во второй атаке, выручая товарища (официальная версия), таранил другой вражеский истребитель и сам при этом погиб.
В ходе налета большой группы самолетов противника на единственно сохранившийся аэродром Черлены (45 км юго-западнее г. Лида) 11-й смешанной авиационной дивизии в воздух успели поднять лишь звено СБ под командованием капитана А.С. Протасова (16-й скоростной бомбардировочной авиаполк). Оно тут же вступило в неравный бой с превосходящими силами противника. Огнем из автоматического оружия экипажу Протасову удалось сбить истребитель охранения, следующей целью стал ведущий эскадрилью многоцелевой истребитель Ме-110. В плотном скоплении вражеских самолетов нашему СБ не было возможности маневрировать и он на полном ходу врезался в неприятельский «Мессершмитт». Оба самолета рассыпались на куски. Вместе с капитаном А.С. Протасовым геройски погибли штурман старший лейтенант А.К. Яруллин и стрелок-радист сержант А. Бессарабов. Позднее новый командир 11-й смешанной авиадивизии дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Г.П. Кравченко представил Протасова к награде, однако вопрос о награждении героя так и остался только на бумаге.
![]() Капитан А.С. Протасов |
Протасов Анатолий Сергеевич , советский военный летчик, капитан (1940). Окончил курс Комвуза (1931), военно-теоретическую школу летчиков Ленинградского военного округа (1933), 3-ю военную школу летчиков и летчиков-наблюдателей ЛенВО (1935). Проходил службу в должностях: младший летчик 15-й авиационной эскадрильи 4-й тяжелой авиационной бригады БВО (1935–1937), командир корабля той же бригады (1937–09.1939), командир отряда 16-го тяжелого авиаполка Калининского ВО, и.д. помощника командира 16-го скоростного авиационного полка (09.1939 – 11.1940), командир 1-й эскадрильи того же полка (с 11.1940). Участник Советско-финляндской войны (1939–1940). На начало Великой Отечественной войны в прежней должности. Погиб в воздушном бою, совершив в составе экипажа воздушный таран самолета противника. |
Благополучным исходом завершился воздушный таран, который совершил командир звена 126-го истребительного авиационного полка (9-я сад, Западный особый военный округ) младший лейтенант Е.М. Панфилов. Утром 22 июня (08:30) в воздушном бою над своим аэродромом в районе д. Боцки (под г. Белостоком, Белоруссия) совершил таран вражеского истребителя Ме-109. Несмотря на ранение, летчик приземлился на парашюте и около 20 дней провел в госпитале. Позднее воевал на Западном, Юго-Западном, Южном, Брянском, Сталинградском, Юго-Восточном фронтах. Всего совершил 286 боевых вылетов, провел 33 воздушных боя, в которых сбил лично 5 и в составе группы не менее 1 самолета противника. Награжден орденом Ленина и двумя орденами Красного Знамени. Представлялся к званию Героя Советского Союза. Погиб в воздушном бою 12 августа 1942 г.
![]() Младший лейтенант Е.М. Панфилов |
Панфилов Евгений Максимович (20.06.1920 – 12.08.1942), советский военный летчик, старший лейтенант. На военной службе с 1937 г. Окончил Качинскую военную авиационную школу летчиков (1940). В годы Великой Отечественной войны: командир звена 126-го истребительного авиаполка. Совершил один из первых воздушных таранов в первый день войны. Позднее воевал в составе 148-го и 254-го истребительных авиаполков. Погиб в воздушном бою 12 августа 1942 г. |
Около 10:00 22 июня 1941 г. вблизи уже упоминавшегося аэродрома Черлены свой подвиг совершил заместитель командира 1-й эскадрильи по политической части 127-го истребительного авиационного полка (11-я сад, Западный особый военный округ) старший политрук А.С. Данилов. Ранее, в первом бою, ему удалось сбить немецкий самолет. Потом последовала череда новых воздушных схваток. При отражении налета на аэродром 16-го скоростного бомбардировочного авиационного полка неприятельской бомбардировочной группы Данилов, получивший несколько пулевых ранений, совершил таран вражеского Me-110 и сбил его. Несмотря на поврежденный самолет, сумел благополучно посадить его у д. Черлены Скидельского района. Определенное время считалось, что старший политрук Данилов погиб. 8 июля 1941 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении его орденом Ленина (посмертно). После длительного лечения в госпитале заслуженная награда нашла героя. Гвардии подполковник А.С. Данилов прошел всю войну, завершив ее в поверженном Берлине в должности командира авиационного полка. В августе 1945 г. в составе Забайкальского фронта участвовал в войне с Японией. Всего в ходе военных действий совершил 134 боевых вылета, в воздушных боях сбил 9 самолетов противника лично и 1 – в составе группы. Он единственный кто дожил до Победы из всех летчиков, совершивших воздушный таран в первый день Великой Отечественной войны.
![]() Старший политрук А.С. Данилов |
Данилов Андрей Степанович (1910 – 1964), советский военный летчик, гвардии подполковник. Окончил 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу летчиков и летнабов им. К.Е. Ворошилова. В годы Великой Отечественной войны: заместитель командира 1-й эскадрильи по политической части 127-го истребительного авиационного полка. Совершил один из первых воздушных таранов в войне (22.06.1941). Заместитель командира 18-го гвардейского истребительного полка по политической части, командир 168-го истребительного авиационного полка (с 07.1943). Участник Советско-японской войны (1945). В послевоенный период работал в управлении сельского хозяйства. |
Жаркие воздушные бои утром 22 июня 1941 г. завязались над легендарной Брестской крепостью, ставшей «крепким орешком» для противника. В районе 10:00 четверка истребителей И-153 под командованием капитана Н.П. Мажаева (123-й истребительный авиационный полк) вступила в бой с 8 истребителями противника Me-109. Нашим летчикам удалось сбить два неприятельских самолета, третий таранным ударом уничтожил командир звена лейтенант П.С. Рябцев. Израсходовал в бою весь боезапас, он, не считаясь с опасностью, повел свой самолет на фашистского стервятника и таранил его. Сумел выбраться из поврежденной машины и приземлился на парашюте. Этот подвиг, к сожалению, не был оценен по достоинству. В дальнейшем П.С. Рябцев воевал на Ленинградском фронте и погиб в одном из воздушных боев с превосходящими силами противника. В мае 1965 г. он был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени (посмертно).
Лейтенант П.С. Рябцев |
Рябцев Петр Сергеевич (1915 – 31.07.1941), советский военный летчик, лейтенант. Окончил военную авиационную школу летчиков. Проходил службу в Западном особом военном округе. В годы Великой Отечественной войны: командир звена 123-го истребительного авиационного полка. 22.06.1941 г. совершил один из первых воздушных таранов в войне. Заместитель командира эскадрильи истребительного авиаполка. Погиб в воздушном бою 31 июля 1941 г. |
В первый день войны (около 11:00) у г. Гродно воздушный таран совершил летчик 127-го истребительного авиационного полка (11-я сад, Западный особый военный округ) лейтенант А.И. Пачин. На своем истребителе И-153 он таранным ударом сбил неприятельский бомбардировщик (ошибочно считается Ju-87) и сам погиб.
Лейтенант А.И. Пачин |
Пачин Александр Иванович (8.07.1918 – 22.06.1941), советский военный летчик, лейтенант. На военной службе с августа 1936 г. Окончил Чугуевскую военную авиационную школу летчиков. Проходил службу в 160-м резервном полку (с 01.1940), 127-м истребительном авиационном полку (с 06.1940). На начало Великой Отечественной войны адъютант эскадрильи того же полка. Совершил один из первых воздушных таранов в войне, в ходе которого погиб. |
Презрев смерть, пошел на таран вражеского бомбардировщика Ju-88 летчик 62-го штурмового авиационного полка лейтенант И.И. Ковтун. В воздушном бою (12:00 22.06.1941 г.) у с. Лисятичи Стрыйского района Львовской области, израсходовав все боеприпасы, советский пилот таранным ударом своего И-153 уничтожил вражеский самолет (предположительно из состава 51-й бомбардировочной эскадры).
Ковтун Иван Игнатьевич (1915 – 22.06.1941), советский военный летчик, лейтенант. В 1939 г. окончил Чугуевскую военную авиационную школу летчиков. На начало Великой Отечественной войны летчик 62-го истребительного авиационного полка 63-й смешанной авиадивизии 26-й армии Киевского Особого ВО, парторг полка. В ходе воздушного боя у с. Лисятичи Львовской обл. совершил один из первых воздушных таранов в Великой Отечественной войне. В ходе боя погиб.
Свой подвиг заместитель командира эскадрильи 127-го истребительного авиационного полка старший лейтенант П.А. Кузьмин совершил при шестом по счету боевом вылете первого дня войны, сбив ранее один самолет противника. В 13:00 в ходе воздушного боя в районе с. Каменка Гродненской области, расстреляв весь боекомплект, будучи тяжело раненным, принял решение таранить вражеский истребитель Me 109. Трижды врагу удавалось увернуться, но в четвертой попытке Кузьмин настиг противника и нанес удар. Сам погиб при совершении тарана. По оценке специалистов, наш летчик подбил самолет, пилотируемый командиром JG-27 майором Вольфгангом Шелльманом (Wolfgangоm Schellmannom), одним из лучших немецких летчиков, кавалером Рыцарского креста и Золотого испанского Креста с мечами и бриллиантами. На его счету имелось 25 сбитых самолетов (в том числе один И-16, уничтоженный утром 22 июня). Ему удалось спастись на парашюте, но немецкий ас стал жертвой местных жителей, не особо жалующих вражеских летчиков.
Старший лейтенант П.А. Кузьмин |
Кузьмин Петр Александрович (16.08.1908 – 22.06.1941), советский военный летчик, старший лейтенант. Учился на рабфаке при Куйбышевском планово-экономическом институте, окончил Энгельскую и Борисоглебскую школы летчиков. Проходил службу в 102-м стрелковом полку (командиром отделения), 48-м и 72-м истребительных авиационных полках. Участник военного конфликта на оз. Хасан (1938) и Советско-финляндской войны (1939–1940). На начало Великой Отечественной войны заместитель командира эскадрильи 127-го истребительного авиационного полка. Совершил один из первых воздушных таранов в войне, в ходе которого погиб. |
По отдельным источникам в первый день Великой Отечественной войны воздушный таран совершил еще ряд советских летчиков: старшие лейтенанты А.И. Мокляк, В.И. Сиволобов, лейтенант Н.П. Ерошин, младший лейтенант Д.В. Рокиров.
Памятник старшему лейтенанту А.И.Мокляку в с. Кубей Болградского р-на Одесской обл., Украина.
Мокляк Александр Игнатьевич , советский военный летчик, старший лейтенант. После окончания в 1932 г. ФЗУ при Полтавском паровозоремонтном заводе работал кузнецом и учился на рабфаке при Харьковском институте инженеров железнодорожного транспорта. В 1934 г. по спецнабору направлен в 9-ю школу военных летчиков, после окончания которой в 1937 г. распределен в 47-й истребительный авиационный полк (иап) Ленинградского ВО. В 1940 г. переведен в 67-й иап Одесского военного округа на должность командира авиазвена. На начало Великой Отечественной войны заместитель командира звена 4-й эскадрильи 67-го истребительного авиаполка. В воздушных боях сбил несколько бомбардировщиков противника, один из них таранным ударом. Погиб в ходе воздушного боя.
Сиволобов Виктор Иванович, советский военный летчик, старший лейтенант. На начало Великой Отечественной войны командир звена 16-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 11-й смешанной авиационной дивизии Белорусского Особого ВО. В районе г. Гродно 22 июня 1941 г. в ходе воздушного боя таранил самолет противника и сам погиб. Ерошин Николай Павлович , советский военный летчик, лейтенант. На военной службе с 1934 г. В 1938 г. окончил Чугуевскую военную авиационную школу летчиков. Проходил службу в 17-м истребительном авиационном полку Киевского особого военного округа. В составе 72-го смешанного авиаполка участвовал в Советско-финляндской войне 1939–1940 гг. С апреля 1940 г. в составе 127-го истребительного авиационного полка 11 смешанной авиадивизии Белорусского Особого ВО. На начало Великой Отечественной войны командир звена того же полка. 22 июня 1941 г. в воздушном бою возле г. Гродно в лобовой атаке таранил истребитель противника и погиб. Рокиров Д.В. , советский военный летчик, младший лейтенант. На начало Великой Отечественной войны командир звена 124-го истребительного авиационного полка. Совершил один из первых воздушных таранов в войне (22.06.1941).
Следует отметить, что в истории мировых военных конфликтов ХХ – начала XXI в. 22 июня 1941 г. стал днем массового героизма советских летчиков, 22 из которых совершили воздушные тараны вражеских самолетов (лично и в составе экипажей боевых машин).
Алексей Лашков,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории Военной академии Генерального
штаба ВС РФ, кандидат исторических наук
Примечания:
Жирохов М.А., Котлобовский А.П. «Иду на таран!». Последний довод «сталинских соколов». М.: Яуза, Эксмо, 2007. С. 92.
Там же. С. 98–99.
Войска противовоздушной обороны страны/ Исторический очерк. М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1968. С. 69–70.
Жирохов М.А., Котлобовский А.П. Указ. соч. С. 108.
Там же.
Там же. С. 110.
Летчики, как и летное средство, делятся на военных и гражданских, их род деятельности соответствует этому разграничению. Летчик – одна из героических профессий, неважно, какое средство передвижения он использует для свершения поступков и подвигов – вертолет или самолет, факт остается фактом.
Возможно, в наше время изменились образы героев для мальчишек и молодых людей, но никогда не будет лишним еще раз вернуться в прошлое и посмотреть на лица настоящих героев. Прочитать статью, узнать о подвигах, совершенных ими, а параллельно познакомиться и с эпохой, в которую жили герои, посвящая свою жизнь людям, живущим в то время, да и сегодня.
Пролистав страницы этой главы можно познакомиться со многими летчиками-героями, которые защищали Родину от врагов, получали неоднократно за это награды, в виде орденов и медалей. Кстати, с образцами орденов и медалей также можно познакомиться в этом разделе, они показаны в конце биографии летчиков.
Конечно, самый активный период по рождению героев это военный период и здесь ничего не поделаешь, но иногда встречаются и летчики, приставленные к наградам и в мирное время, к примеру, за спасение пассажиров.
Именно благодаря таким рубрикам мы не забываем свою историю, чтим людей, внёсших посильную лепту в ее положительный исход. Итак раздел (Летчики герои, пилоты, военные летчики) представлен ниже.
Страна / Годы |
Ф.И.О. |
Краткое описание |
![]() |
Гесь Григорий Иванович | Советский летчик-ас, Герой Советского Союза. |
![]() |
Карасев Александр Никитович |
Советский военный деятель, лётчик-истребитель, участник и ветеран Великой Отечественной войны. |
![]() |
Иван Никитович Кожедуб | Генерал-лейтенант авиации. Иван Кожедуб трижды герой советского союза. Военный лётчик первого класса. |
![]() |
Докашенко Николай Григорьевич | Советский лётчик-ас, Герой Советского Союза. Участник Великой Отечественной, советско-японской и Корейской войн. |
![]() |
Владимир Сергеевич Серегин | 170 успешных боевых вылетов, 19 воздушных боев, 3 сбитых самолета, множество уничтоженной наземной техники и живой силы врага. |
![]() |
Красной Звезды (дважды), Красного Знамени (трижды); награжден медалью «За боевые заслуги» | |
![]() |
Бокач Борис Васильевич | Советский военный летчик, ас. 6 побед. |
1923 — 2000 | 14 июля 1953 г. за героизм и мужество, проявленные в боевых действиях, майору Бойцову присвоили звание Героя страны | |
1924 — 1945 | Николай Константинович постоянно берет с собой в полет четвероногого друга. | |
1924 — 1998 | Является автором биографической книги «Неизвестная война». | |
1922 — 1995 | Бахаев Степан Антонович | Военный летчик, Герой Советского Союза. |
1923 — н.д. | Крамаренко Сергей Макарович | Летчик, Герой страны, генерал-майор авиации. |
1924 — 1981 | Галышевский Иван Петрович | Участник Корейского конфликта, замком авиаполка. |
1937-1973 | Елисеев Геннадий Николаевич | Замком эскадрильи 982-го авиаполка 34-й истребительной армии Закавказского округа, капитан. Герой Советского Союза. |
1923 — 1951 | Шаталов Герман Тимофеевич | Воевал в Корее, был асом. Сбил большое количество истребителей. |
1923-2009 | Щукин Лев Кириллович | Командир, старший лейтенант, Герой Советского Союза. |
1919-1998 | Сморчков Александр Павлович | Окончил Качинскую авиационную школу. Работал летчиком-инструктором. Участвовал в Отечественной войне. Занимался воздушной разведкой. |
1921-1996 | Субботин Серафим Павлович | Был командиром пулеметного взвода. Окончил авиационную школу. Вскоре стал капитаном. |
1923-1986 | Сутягин Николай Васильевич | Рекордсмен в воздушных боях на реактивной технике. За месяц сбил 5 американских самолетов. |
20-е — 1953 | Федорец Семен Алексеевич | После окончания аэроклуба стал курсантом Одесской школы пилотов. Одержал дебютную победу, сбив F-86. |
1954-80-е | Куляпин Валентин Александрович | Учился в военно-авиационном училище. Второй советский летчик.Получил звание Героя Страны. |
1920-00-е | Науменко Степан Иванович | Обучался в Ленинградской авиационно-техническом училище. Окончил Бирскую военную школу летчиков. За свои заслуги и достижения получил звание Героя Страны. |
1918-90-е | Пепеляев Евгений Георгиевич | Окончил один курс Омского технического техникума. Поступил в Одесскую авиационную школу. Герой страны. |
1922-10-е | Самойлов Дмитрий Александрович | Обучался в аэроклубе. Окончил Качинскую авиационную школу. Участвовал в 60-ти воздушных схватках. Получил много орденов и медалей, а также звание Героя Страны. |
1935 — 2013 |
Мохаммед Махмуд Аллам |
Бригадный генерал. Получил награды за сражение во время индо-пакистанской войны 1965 год и Советской войны в Афганистане. |
50-е — 80-е |
Халид Махмуд |
Самый результативный летчик Пакистана, сбив четыре вражеских самолета f-16. |
20-е-1956 | Аллауддин Ахмед | Произвел 20 вылетов на штурм войск в Индии. Уничтожил несколько десятков боевой техники противников. |
20-е-1965 | Мунир-уд-Дин Ахмед | Совершил 8 результативных вылетов. Сбил самолет индийцев. |
1951-1971 | Рашид Минхас | Во время полетов совершил много результативных поступков. За героизм Рашид был награжден Президентом Пакистана почетной медалью |
50-е — 80-е |
Винод Кумар Нэб |
Один из молодых пилотов во время индо-пакистанской войны. Во время боевых действий совершал полеты на «хантере». |
1935 — 1967 | Пракаш Садашив Рао Пингал | Индийский летчик. Был сбит истребителем вместе со своим напарником. |
1919 — н.д. | Арьян Синх |
Награжден орденом Падма Вибхушан, получил звание маршала авиации. |
1930-1966 | Джеймс Джэбара («Джэбби») | Хорошо подготовленный пилот, участний Корейской войны. Одержал первую победу на реактивном истребителе. |
1925-1954 | Джо МакКоннелл | Штурман бомбардировщика во время войны с фашистами. Вскоре стал выдающимся асом в Корейском конфликте. |
1930-1965 | Робинсон Риснер («Робби») | Сбил несколько истребителей в Китае. Ас. Последним боеприпасом сбил судно противника. Участвовал в битвах во Вьетнаме. |
1922-2007 | Робин Олдс | Бригадный генерал, руководитель Академии ВВС США. |
1942-н.д. | Ричард Ритчи («Стив») | Во время боевых действий сбил несколько МиГов. После ухода с должности в 1974 году занимался политической деятельностью. |
50-е — 00-е | Рэндалл Каннингхэм («Дьюк») | Военный Ас. Сбивал самолеты противников. После войны стал инструктором, занимался военным планированием. |
30-е-1979 | Вэйн Пик | Служил в американских частях ВВС, расположенных в Израиле. Получил прозвище «Спасатель летчиков». |
1921-н.д. |
Джон Гленн |
Американский герой. После отбора в число астронавтов он побывал в космосе. |
30-е — 00-е |
Лу Ленарт |
Летчик. Сбил несколько самолетов противников. После летной деятельности организовал собственную авиакомнпанию. Стал тренером, снял фильм. |
1925-1994 |
Гарольд Фишер («Хал») |
Закончил летную школу. Совершал вылеты в Корею с авиабазы, на которую попал по распределению. Был взят в плен китайскими солдатами. |
1922-1952 |
Джордж Эндрю Дэвис |
Во время первых полетов сбил семь японских истребителей, награжден Серебряной Звездой. Получил звание майора. Был сбит в бою в возрасте 30 лет. |
1946 — н.д. |
Моше Мельник |
Замком эскадрильи, сбил несколько сирийских МиГов. В 1976 году был снят с полетов. |
1928-2002 |
Беньямин Пелед |
Один из лучших израильских летчиков. Был назначен командиром авиабазы. После окончания летной карьеры Бени стал директором одного из крупных предприятий. |
40-е-00-е | Нгуен Ван Бай | Один из самых известных северо-вьетнамских асов. За период летной деятельности было одержано 7 побед над американцами. |
1940 — 1970 | Нгуен Ван Кок | Вьетнамский ас, за время войны сбил семь самолетов. |
1947-н.д. | Фам Туан | Служил техником в авиации. Окончил военно-воздушную академию. |
20-е-90-е | Денни Вильсон | Летал в составе 411-й эскадрильи, одержал много побед над противниками. После прекращения летной деятельности вернулся в Канаду и работал пилотом в лесной охране. |
20-е-90-е | Джон МакЭлрой | Сбил немецкие Bf-109. После войны вступил в резерв ВВС, Служил инструктором в 421-й авиадивизии. |
20-е-1948 | Эдди Кохен | Участвовал в первом вылете израильских ВВС. Летал на небольшом транспортнике. Во время одного из полетов Эдди ошибся аэродром и приземлился на тот, который был захвачен противниками. |
20-е-80-е | Сид Коэн | Сид, бросив медицинское образование, вступил в южноафриканские ВВС. Летал в составе 4-й эскадрильи. |
50-е-90-е | Данило Атиенса | В 1989 году стал героем Филиппин, получил офицерское звание. |
40-й-1974 | Антонио Баутиста | Командир 9-й эскадрильи, совершил 5 героических заходов на цель. Награжден звездой за храбрость. |
70-е-00-е | Айхид Салах эль | Сбил истребители F-15, принадлежащие Ираку. Атаковал войска коалиции. |
1928-90-е | Альваро Прендес Куинтана | Поступил в пехотную школу, закончив ее, отправился учиться в летное училище. Проходил переобучение на реактивных самолетах. Получил лейтенантское звание. |
30-е-1961 | Луис Альфонсо Сильва Таблада | Окончил школу пилотов. Во время войны с немцами выполнял патрульные полеты. После победы возглавил эскадрилью B-26. |
Герои пилоты
Профессия — пилот – это не только романтические истории, воспевание ее в песнях, а тяжелый труд, ежедневный риск и большая ответственность. Но все-таки каждый второй мальчишка мечтает стать пилотом и поднять в небо свой самолет. И как же не мечтать, когда перед глазами примеры великих людей в этой профессии. Многие из них, также когда-то мечтали стать пилотами, наверняка и героями своей страны, получить награды, медали, вот только цена этих наград бывает слишком высока.
Каждый из них имеет право быть названным и узнаваемым, но не хватит просторов рунета, чтобы отдать им всем должное. Но можно в лице нескольких современников вспомнить каждого героя со времен первого поднявшегося в небеса.
В конце прошлого столетия Шарпатов Владимир — пилот и командир экипажа самолета Ил-76, имеет награду от президента за смелость и героизм, проявленный им при побеге из Афганистана, где он и его команда были пленными целый год.
Владимир Шарпатов получил «Героя Российской Федерации» и «Золотую Звезду», Героем Российской Федерации стал и его коллега по штурвалу Газинур Хайруллин, второй пилот. Его команда — Штурман Здора Александр, бортрадист Вшивцев, ведущие инженеры Бутузов Сергей, Рязанов Виктор, бортинженер Аббязов Асхат были отмечены за заслуги перед отечеством орденом Мужества.
Еще одно легендарное имя пилота героя России — Апаки́дзе Тиму́р – заслуженный военный летчик России, первым среди пилотов морской авиации получивший свою награду Героя России. Погиб 12 лет назад на 85-летнем юбилей морской авиации, при парадных выступлениях. Награжден – «Золотой звездой» героя Российской Федерации, орденом третий степени за службу «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» и «За личное мужество», медалью «За боевые заслуги», его именем названы улицы.
Казалась бы, фраза пилоты — герои навеки связанна с войной и в мирное время ей просто нет места, но и в наши дни есть такие пилоты, которым достались звания почетных «Героев России. Это те пилоты, которые в трудной ситуации, благодаря невозможным усилиям, забыв о себе, действовали в интересах жизни людей.
Каждый год таких героев насчитывается все больше и больше. С одной стороны – это, конечно же, к счастью — для тех людей, которые находились на тот момент в самолете, а с другой — из-за технических неполадок воздушных машин, героизм становится каким-то вынужденным.
Например, в республике Коми, крылатая машина Ту-154, была обязана совершить экстренную посадку и благодаря пилотам и доблестной команде, никто из людей не пострадал, хотя на борту находилось более семидесяти пассажиров. Пилотам Андрею Ламанову и Евгению Новоселову, присвоены звания Героев России, а члены команды получили ордена Мужества. К такой ситуации привели проблемы с бортовыми аккумуляторами, самолет должен был совершить путь из аэропорта «Полярный» в московский аэропорт «Домодедово», но не успел.
К сожалению, награда находит не всех пилотов живыми и в добром здравии.
23 июня 2012 года прошлого года во время испытательных работ истребителя МиГ-29КУБ не вернулись домой пилоты — герои Александр Кружалин и Олег Спичка. Последние испытания они проводили в Астраханской области, за что и получили звания Героев России, посмертно. Свой последний самолет они посадили вблизи от населенного пункта, при этом, не нанеся физического урона ни одной живой душе. Вечная им память.
А сколько оставшихся в живых пилотов не получили награды, которые благодаря своей мужественности и высокому мастерству сажали самолеты в экстренных ситуациях. Или такие пилоты, которые боролись, но не смогли, к сожалению, помочь ни себе, ни пассажирам. Не хватит страниц, чтобы перечислить всех и вспомнить все ситуации, которые, как кинолента летят годами – ….1999, 2000, 2001, 2002…городами и фамилиями. Командир-капитан Андрей Чурбанов и летчик-оператор старший лейтенант Олег Тумаков погибли…. Недалеко от Итум-Кале, погибли Герой России подполковник Юрий Николаевич Якименко и капитан Олег Анатольевич Подситков… Самолёт Су-17М3 разбился при испытаниях, два летчика, которые его испытывали… На тренировочных полетах погиб летчик Дмитрий Хребтов …
Фамилиям летчиков испытателей не будет конца, ценой своих жизней они проверяют надежность стальных птиц, чтобы кто-то другой, уже на более совершенной модели имел возможность не только летать, но и жить. К великому сожалению, после 2013 вновь будет стоять многоточие…
Личности в мире авиации
1908-1984 | Люлька Архип Михайлович | Крупный ученый, конструктор авиационных двигателей |
1911-1971 | Михаил Кузмьич Янгель | Выдающийся ученый и организатор научных исследований |
1907-1966 | Королёв Сергей Павлович | Конструктор космических кораблей |
1895-1945 | Германский военный деятель, генерал-фельдмаршал авиации | |
1893-1946 | Политический, государственный и военный деятель нацистской Германии, рейхсминистр Имперского министерства авиации | |
1892-1972 | Немецкий военный деятель, генерал-фельдмаршал. Генеральный инспектор люфтваффе. | |
1892-1945 | Немецкий лётчик обеих мировых войн, главнокомандующий Люфтваффе, генерал-фельдмаршал авиации |
Командующий дальней авиацией генерал-лейтенант, Герой России Сергей Кобылаш поделился воспоминаниями о боевых вылетах на своем Су-25 во время грузинской агрессии в Южной Осетии в 2008 году. По словам летчика, во время одного из вылетов он пережил прямое попадание ракеты.
«Мой ведомый по радио сказал мне: «Товарищ командир, по тебе пуск». После этого — сильный удар. Я понял, что попадание ракетой, самолет потянуло на пикирование, и он пошел к земле», — цитирует летчика телеканал «Звезда».
Кобылаш, подчеркнул, что вначале штурвалом не получалось вывести самолет из пикирования, и он летел к земле. Однако летчик уперся ногами в педали, двумя руками потянул ручку и стабилизировал воздушное судно и на одном двигателе плавно «пошел в набор».
Но затем, после очередного обстрела, оказался поврежден и последний работающий двигатель. Тогда Кобылаш принял решение посадить самолет в труднодоступных условиях — под ним находился населенный пункт, и чтобы избежать человеческих жертв, пилоту пришлось максимально уйти в сторону.
Конфликт в Южной Осетии начался с 7 на 8 августа 2008 года после обстрела столицы республики грузинскими военнослужащими, напоминает RT. В ответ российский миротворческий контингент вывел из строя взлетно-посадочную полосу военного аэродрома вблизи Тбилиси, с которой взлетали атаковавшие Южную Осетию самолеты, а позже блокировал грузинские войска с моря. 16 августа руководители государств, вовлеченных в конфликт, подписали план мирного урегулирования.
Оперативные новости России и Урала — в telegram-канале «URA.RU» и с доставкой в вашу почту — обзор самых важных сообщений.