Прочтите отрывок из договора.
«По благословению и по совету святейшего ________________ патриарха Московского и всея Руси…
Великий государь Сигизмунд король пожалует, даст на Владимирское и на Московское и на все великие государства Российского царства сына своего королевича Владислава.
И государю королевичу Владиславу …венчаться на Владимирское и на Московское государство… царским венцем… как прежние великие государи цари Московские венчались.
А будучи государю королевичу Владиславу на Российском государстве, церкви Божия на Москве и по всем городам и по сёлам в Московском государстве и во всём Российском царствии чтить и украшать во всём по прежнему обычаю…
И святым иконам, и всем святым, и чудотворным мощам поклоняться и почитать.
И римской веры костёлов в Московском государстве и по городам, и по сёлам нигде не ставить…
И Российского государства людей православных христиан от греческой веры в римскую и ни в которую иную силою и нуждою и иными никакими мерами не отводить…
А польским и литовским людям на Москве ни у каких у земских расправных дел, и по городам в воеводах и в приказных людях не быть и в наместничество городов польским и литовским людям не давать».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Составление данного договора произошло в начале XVII в.
2) В составлении данного договора принимали участие члены Семибоярщины.
3) В договоре предусматривалось разрешение новому российскому государю строить в России католические храмы.
4) Составлению договора предшествовало заключение Поляновского мира.
5) Пропущенное в тексте имя патриарха – Никон.
6) Договор запрещал польским и литовским людям занятие государственных должностей в русском государстве.
Краткое житие священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси
Священномученик Гермоген (Ермоген), патриарх Московский и всея Руси, родился около 1530 года в семье донских казаков. В миру носил имя Ермолай. Годы юношеского и зрелого возраста Гермогена совпали с выдающимися событиями отечественной истории: покорение Казани, Астрахани, Сибири; венчание Иоанна IV на всероссийское царство, издание Судебника, проведение первых Земских Соборов. Разделил будущий патриарх в полной мере и скорбь своего Отечества по поводу произвола Польши, которая, захватив часть исконно русских земель, преследовала там православие, стремясь насадить церковную унию под началом Рима. Эти исторические события оказали глубокое влияние на Гермогена, подготовили его на служение Церкви и Отечеству.
Служение будущего патриарха Церкви Христовой началось в Казани простым приходским священником при гостинодворской церкви во имя святителя Николая. По отзывам современников, священник Ермолай уже тогда был «муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный». В 1579 году он, уже будучи пресвитером, стал свидетелем чудесного явления Казанской иконы Божией Матери. Бог судил ему первому «взять от земли» бесценный образ, показать его собравшемуся народу и затем торжественно, с крестным ходом, перенести в соседний Никольский храм.
Вскоре священник Ермолай принял иноческий постриг с наречением имени Гермоген. По всей вероятности, пострижение происходило в Чудовом монастыре, который был назван им впоследствии обетным. В 1587 году он был назначен архимандритом Казанского Спасо-Преображенского монастыря. 13 мая 1589 года владыка Гермоген был хиротонисан во епископа, и в том же году новоизбранный патриарх Иов возвел его в сан митрополита Казанского и Астраханского. На этой кафедре святитель Гермоген проводил широкую, плодотворную миссионерскую работу среди язычников и мусульман (татар), приводя их к православной вере.
В 1592 году при святителе Гермогене были перенесены из Москвы в Свияжск мощи Казанского святителя Германа. В 1594 году митрополит Гермоген составил службу Божией Матери в честь иконы Ее Казанской, а также «Сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери и совершившихся от нее чудесных исцелениях». Его тропарь «Заступнице Усердная» проникнут истинным вдохновением и глубоким молитвенным чувством. В 1595 году при непосредственном участии святителя Гермогена совершилось обретение и открытие мощей казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского (память 4/17 октября, 5/18 декабря, 20 июня/3 июля), и Варсонофия, епископа Тверского (память 4/17 октября, 11/24 апреля), жизнеописания которых он впоследствии создал. По ходатайству святителя Гермогена была установлена поминальная суббота после Покрова Богородицы для поминовения всех воинов, павших при взятии Казани, и всех местных страдальцев за веру христианскую.
3 июля 1606 года в Москве Собором русских иерархов святитель Гермоген был поставлен патриархом Московским и всея Руси. В это время ему было более 70 лет.
Патриаршество святителя Гермогена совпало с трудной порой Смутного времени. С особенным вдохновением противостоял святейший патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество и искоренить православие. Когда Лжедмитрий II в июне 1608 года подошел к Москве и остановился в Тушино, патриарх Гермоген обратился к мятежникам и изменникам с двумя посланиями, в которых обличал их и увещевал: «Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? Не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете? Заклинаю вас именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца … Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жен и чад, и всех нас; и мы станем молить за вас Бога…».
Тем временем в Москве начался голод. Первосвятитель повелел келарю Cepгиевой обители Авраамию Палицыну открыть для голодающих монастырские житницы с хлебом.
Патриарх Гермоген вдохновил иноков Троице-Сергиевой Лавры на caмоотверженную героическую оборону обители от польско-литовских интервентов. Их многотысячный отряд осадил Лавру в сентябре 1608 года. Жестокая осада длилась 16 месяцев, но безуспешно: в январе 1610 года интервенты с позором отступили. В это время патриарх Гермоген продолжал рассылать свои послания, в которых убеждал народ в том, что Лжедимитрий II – самозванец, призывал подняться на защиту веры и Отечества.
В 1610 году самозванец, прозванный «тушинским вором», был убит своими приближенными. К этому времени после боярского заговора и свержения царя Василия Шуйского (в июле 1610 года) Москва была занята польскими войсками. Большинство бояр желало видеть на русском престоле польского королевича Владислава, сына Сигизмунда III. Этому решительно воспротивился патриарх Гермоген, совершавший в храмах особые молебны об избрании на царский престол «от кровей российского рода». На требование бояр написать особую грамоту к народу с призывом положиться на волю Сигизмунда патриарх Гермоген ответил решительным отказом и угрозой анафематствования. Он открыто выступил против иноземных захватчиков, призывая русских людей встать на защиту Родины. По благословению патриарха Гермогена из Казани была перенесена Казанская икона Пресвятой Богородицы (скорее всего – копия с подлинной), которая стала главной святыней ополчения.
Москвичи под водительством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого патриарха Гермогена с патриаршего престола и заключили его в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру». Уже из заточения священномученик Гермоген обратился с последним посланием к русскому народу, в котором призывал крепко стоять в вере и помышлять лишь о том, как «души свои положити за дом Пречистой и за веру». Патриарх Гермоген благословил русских людей на освободительный подвиг.
Более девяти месяцев томился святитель Гермоген в тяжком заточении. 17 февраля 1612 года он мученически скончался от голода и жажды.
Известие о его смерти еще более сплотило ополченцев. Близилась решительная битва. Последние три дня перед ней почти отчаявшееся русское воинство провело в посте и молитве. И 27 октября 1612 года ожесточенное сопротивление польско-литовских отрядов было окончательно сломлено.
Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Гермоген, успешно завершилось русским народом по его предстательству. Тело священномученика Гермогена было с подобающей честью погребено в Чудовом монастыре. Святость патриаршего подвига, как и его личности в целом, была озарена свыше позднее – при вскрытии в 1652 году раки с мощами преподобного. Через 40 лет после смерти патриарх Гермоген лежал как живой, а в 1654 году нетленные его мощи были перенесены в Успенский собор Московского Кремля.
Велико общенациональное значение святителя Гермогена, неутомимого борца за чистоту православия и единство Русской земли. Его церковная и патриотическая деятельность в течение нескольких столетий служит для русского человека ярким образцом пламенной веры и любви к своему народу. Церковная деятельность первосвятителя характеризуется внимательным и строгим отношением к богослужению. При нем были изданы: Евангелие, Минеи Месячные: сентябрь, октябрь, ноябрь и первые 20 дней декабря, а также в 1610 году был напечатан «Большой Церковный Устав». При этом святитель Гермоген не ограничивался благословением к изданию книг, но тщательно наблюдал за исправностью текстов. По благословению святителя Гермогена с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному и восстановлено празднование его памяти в Успенском соборе. Под наблюдением первосвятителя были сделаны новые станки для печатания богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками. Заботясь о соблюдении богослужебного чина, святитель Гермоген составил «Послание наказательно ко всем людям, паче же священником и диаконом о исправлении церковного пения». «Послание» обличает священнослужителей в неуставном совершении церковных служб – многогласии, а мирян – в неблагоговейности при богослужении.
Обладая выдающимся умом, святитель Гермоген много занимался в монастырских библиотеках, прежде всего – в богатейшей библиотеке Московского Чудова монастыря, где выписывал из древних рукописей ценнейшие исторические сведения, положенные в основу летописных записей. В сочинениях предстоятеля Русской Церкви и его архипастырских грамотах постоянно встречаются ссылки на Священное Писание и примеры, взятые из истории, что свидетельствует о глубоком знании Слова Божия и начитанности в церковной письменности того времени. С этой начитанностью патриарх Гермоген соединял и выдающиеся способности проповедника и учителя.
Полное житие священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси
Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси, происходил из донских казаков. По свидетельству самого патриарха, он был вначале священником в городе Казани при гостинодворской церкви во имя святителя Николая (память 6 декабря и 9 мая). Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом.
Во время служения будущего патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Будучи еще священником, он с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершавшихся от нее чудесах. В сказании он со смирением пишет о себе: «Я же тогда… хотя и был каменносердечен, однако прослезился и припал к Богородичному образу, и к чудотворной иконе, и к Предвечному Младенцу, Спасу Христу… И по велению Архиепископа, с прочими святыми крестами пошел я с иконою в находящуюся вблизи церковь святого Николая, который зовется Тульским…». В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещеных татар и в течение нескольких дней наставлял их в христианской вере.
9 января 1592 года святитель Ермоген направил патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определенный день памяти воинов. В ответ святителю Ермогену патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду и субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия». Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар.
В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей Казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского. Царь Феодор Иоаннович приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святых, святитель Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. По благословению святейшего патриарха Иова († 1605) и по повелению царя мощи новоявленных чудотворцев были поставлены в новом храме. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия, епископов Казанских.
За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 3 июля 1606 года он был возведен собором святителей на патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил святейшему патриарху Ермогену посох святителя Петра, Московского чудотворца († 21 декабря 1326), а царь принес в дар новому патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину святейший патриарх Ермоген совершал шествие на осляти вокруг стен Кремля.
Деятельность патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом – нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. В этом подвиге патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные русские люди. С особенным вдохновением противостоял святейший патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество и искоренить православие. Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушине, патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал: «…Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за Дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику… Болит моя душа, болезнует сердце и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых… Посмотрите, как отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?… Заклинаю вас именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца».
В другой грамоте первосвятитель призывал: «…Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, жен и чад, и всех нас; и станем молить за вас Бога»…
Вскоре праведный суд Божий свершился и над Тушинским вором: его постигла столь же печальная и бесславная участь, как и предшественника; он был убит собственными приближенными 11 декабря 1610 года. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III. Грамоты, рассылавшиеся патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого патриарха Ермогена с патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру». Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Но русские воеводы не проявили тогда единодушия и согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода.
Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось по его предстательству русским народом. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор. Прославление патриарха Ермогена в лике святителей совершилось 12 мая 1913 года. Память его также празднуется 17 февраля.
В течение трех столетий из поколения в поколение передавалась память о патриархе Ермогене как святителе-мученике и росла народная вера в него как заступника и молитвенника за землю Русскую у Престола Вседержителя. В тяжкие годы отечественных бедствий молитвенная мысль народа обращалась к памяти патриарха-героя. Шли русские люди к его гробнице и со своими личными скорбями, недугами и болезнями, благоговейно призывая на помощь святителя Ермогена, веруя в него как теплого молитвенника и предстателя пред Господом. И Всемилостивый Господь вознаградил эту веру….
Ко дню торжественного прославления, совпавшему с 300-летием со времени кончины священномученика Ермогена, в Москву стали стекаться верующие из всех концов России. Паломники спешили поклониться мощам святого патриарха, находящимся в Успенском соборе Кремля, где почти беспрерывно служились панихиды. Накануне прославления совершался крестный ход, во главе которого несли икону святителя Ермогена, а вслед за ней покров с гробницы, на котором святитель изображен в рост в мантии и с посохом. Рядом с иконой патриарха несли икону его сподвижника в духовной и патриотической деятельности по освобождению Русской земли от польско-литовских захватчиков преподобного Дионисия Радонежского. На колокольне Иоанна Великого светилась огромная надпись: «Радуйся, священномучениче Ермогене, Российския земли великий заступниче». Сотни тысяч свечей горели в руках верующих, прославлявших угодника Божия. По окончании крестного хода у раки с мощами патриарха началось чтение Пасхального канона с присоединением канона святителю Ермогену.
Всенощное бдение совершалось под открытым небом на всех площадях Кремля. В эту ночь произошло несколько исцелений по благодатным молитвам святителя Ермогена. Так, например, один больной пришел в Успенский собор на костылях, но ощутил исцеление после того, как приложился к раке с мощами святителя. Исцелился другой больной, тяжко страдавший расслаблением. Его принесли на полотенце к раке священномученика Ермогена, где он получил полное исцеление. Эти и другие подобные исцеления, очевидцами которых были многочисленные верующие, стали знаменательным подтверждением святости нового русского чудотворца.
В воскресенье, 12 мая, в 10 часов утра совершалась Божественная литургия в Успенском соборе. На празднование торжества прославления нового святого прибыл блаженнейший Григорий, патриарх Антиохийский, возглавивший служение. По окончании литургии во всех храмах Москвы были отслужены молебны святителю Ермогену и совершен крестный ход в Московском Кремле, в котором приняли участие более 20 архиереев, сопровождавших торжественное шествие пением: «Святителю отче Ермогене, моли Бога о нас». Богослужение закончилось молитвой священномученику Ермогену. С этого дня началось литургическое почитание святителя Ермогена. Так исполнилось желание верующих русских людей, по молитвам которых Русская Православная Церковь получила благодатного Небесного покровителя нашего Отечества.
Святейшим Синодом Русской Церкви установлены дни празднования священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея Руси: 17 февраля – преставление (сведения о жизни и подвиге помещены в этот день) и 12 мая – прославление в лике святителей.
Велико общенациональное значение святителя Ермогена, неутомимого борца за чистоту православия и единство Русской земли. Его церковная и государственно-патриотическая деятельность в течение нескольких столетий служит ярким образцом пламенной веры и любви для русского человека. Церковная деятельность первосвятителя характеризуется внимательным и строгим отношением к богослужению. При нем были изданы: Евангелие, Минеи месячные за сентябрь (1607 г.), октябрь (1609 г.), ноябрь (1610 г.) и первые двадцать дней декабря, а также напечатан «Большой Верховный Устав» в 1610 году. При этом святитель Ермоген не ограничивался благословением к изданию, но тщательно наблюдал за исправностью текстов. По благословению святителя Ермогена с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному и восстановлено празднование его памяти в Успенском соборе. Под наблюдением первосвятителя были сделаны новые станки для печатания богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками. Заботясь о соблюдении богослужебного чина, святитель Ермоген составил «Послание наказательно ко всем людям, паче же священником и диаконом о исправлении церковнаго пения». «Послание» обличает священнослужителей в неуставном совершении церковных служб – многогласии, а мирян – в неблагоговейном отношении к Богослужению.
Широко известна литературная деятельность первосвятителя Русской Церкви. Его перу принадлежат: повесть о Казанской иконе Божией Матери и служба этой иконе (1594 г.); послание патриарху Иову, содержащее сведения о казанских мучениках (1591 г.); сборник, в котором рассматриваются вопросы богослужения (1598 г.); патриотические грамоты и воззвания, обращенные к русскому народу (1606–1613) и другие произведения.
Отзывы современников свидетельствуют о патриархе Ермогене как человеке выдающегося ума и начитанности: «Государь велика разума и смысла и мудра ума», «чуден зело и многаго разсуждения», «зело премудростию украшен и в книжном учении изящен», «о Божественных словесех присно упражняется и вся книги Ветхаго закона и Новыя благодати, и уставы церковныя и правила законныя до конца извыче». Святитель Ермоген много занимался в монастырских библиотеках, прежде всего, в богатейшей библиотеке Московского Чудова монастыря, где выписывал из древних рукописей ценнейшие исторические сведения, положенные в основу летописных записей. В XVII веке летописцем «Воскресенской летописи» называли святейшего патриарха Ермогена. В сочинениях предстоятеля Русской Церкви и его архипастырских грамотах постоянно встречаются ссылки на Священное Писание и примеры, взятые из истории, что свидетельствует о глубоком знании Слова Божия и начитанности в церковной письменности того времени.
С этой начитанностью патриарх Ермоген соединял и выдающиеся способности проповедника и учителя. Отзывы современников характеризуют нравственный облик первосвятителя как «мужа благочестиваго», «известнаго чистаго жития», «истиннаго пастыря стада Христова», «неложнаго стоятеля по вере христианской».
Эти качества святителя Ермогена с особенной силой проявились в Смутное время, когда Русскую землю постигло несчастие внутреннего нестроения, усугубленное польско-литовским нашествием. В этот мрачный период первосвятитель Русской Церкви самоотверженно оберегал Русское государство, словом и делом защищая православную веру от латинства и единство нашего Отечества от врагов внутренних и внешних. Свой подвиг спасения Родины святитель Ермоген увенчал мученической кончиной, перешедшей в благодатное молитвенное Небесное заступничество за наше отечество у Престола Святой Троицы.
В 1913 году Русская Православная Церковь прославила патриарха Гермогена в лике святых. Его память совершается 12 /25 мая и 17 февраля/2 марта.
Жизнеописание священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси
Большинство историков называют жизнь святителя Ермогена подвигом, суть которого становится понятной по мере ознакомления с его биографией, духом того времени, современниками, повлиявшими на судьбу святителя.
Священномученик Ермоген (в миру Ермолай) родился, предположительно, в 1530 году. Известно, что в возрасте около пятидесяти лет он был священником в городе Казани при храме во имя святителя Николая Гостинного.
Первые упоминания святителя Ермогена в летописях связаны с обретением чудотворной Казанской иконы Божией Матери, свершившимся в 1579 году.
Духовными наставниками будущего святителя были святые подвижники Гурий и Герман Казанские, Варсанофий Тверской. О каждом Казанском святом можно рассказать много поучительного. Они своим примером направили иерея Ермолая на путь преодоления розни мира сего через единство Божией благодати в Русском народе. Святитель Ермоген сумел воспринять у своих святых руководителей многое из того, что позволило впоследствии ему удостоиться подвига священномученичества.
Святитель Ермоген и его наставники жили в переломный момент русской истории. Описывая это время, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), говорил: «Середина 16 века стала эпохой величайшего церковно-государственного торжества на Руси. Были собраны воедино и исконно русские земли, присоединены Казанское и Астраханское царства, открыт путь на восток – в Сибирь и Среднюю Азию… Вся русская жизнь происходила под знаком благоговейной церковности и внутренней религиозной сосредоточенности…».
В 1579 году, как упоминалось ранее, священник Ермолай участвовал в обретении иконы Казанской Божией Матери, явившейся во сне отроковице Матроне Онучиной. Она указала место нахождения чудотворного образа. Будущий святитель извлек святыню из земли и, высоко подняв над головой, показал ее окружающим. В сопровождении крестного хода чудотворная икона была торжественно перенесена в Никольскую церковь.
Через восемь лет после чудесного обретения Казанской иконы Божией Матери иерей Ермолай принял монашество с наречением имени Ермоген (Гермоген). Через год монах Ермоген был возведен в сан игумена, вскоре и архимандрита Спасо-Преображенского монастыря.
Будущий святитель активно участвовал в церковных соборах наряду с другими влиятельными иерархами и за шесть лет поднялся до сана митрополита. Еще будучи архимандритом, в 1589 году, он участвовал в избрании первого русского патриарха Иова.
В этом же году святитель Ермоген был возведен на Казанскую митрополию, где положил много трудов в миссионерской деятельности среди мусульман и язычников.
Святитель был известен глубоким знанием Священного Писания и истории Церкви, проповеди его были содержательны и убедительны.
В 1594 году митрополит Ермоген составил службу Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Казанской.
В 1595 году при непосредственном участии митрополита Ермогена были обретены и открыты мощи казанских святых чудотворцев: святителя Гурия, первого архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского, жития которых он впоследствии составил сам.
Тяжелый крест был возложен на рамена святителя Ермогена в трагическое и героическое Смутное время государства Российского, которое началось с появлением в Польше Лжедмитрия (в действительности Григорий Отрепьев), якобы чудесным образом выжившего сына Ивана Грозного. Он переманил на свою сторону значительную часть русского населения. События развивались стремительно.В 1605 г. Лжедмитрия I поддержали воеводы, а затем и Москва.
Патриарх Иов предал анафеме самозванца и поддерживающих его изменников. Во время Литургии в Успенском соборе вооруженная толпа начала оскорблять первосвятителя, избивать, срывать облачение. Его увезли в Успенский Старицкий монастырь, где два года он провел в непрерывной молитве.
В 1606 году в Москве началось народное восстание против иноземцов и иноверцов. В это время митрополит Ермоген пребывал в заточении в Казани.
После разоблачения Лжедмитрия I царем единогласно был избран Василий Шуйский. 3 июля 1606 года в Москве Церковным Собором митрополит Казанский Ермоген был поставлен Патриархом Московским и всея России.
На подвиг Первостоятельства своего преемника благословил первый русский Патриарх Иов, высланный самозванцем из Москвы в Старицкий монастырь.
Смутное время продолжалось. Патриарх Ермоген призывал паству не участвовать в делах тьмы, а повсеместно устанавливать закон и порядок.
Патриарх Ермоген упорно противостоял врагам Православия и Отечества, последовательно обличая ересь католичества.
Москвичи помимо своей воли, подчас по неведению, были втянуты в эту преступную авантюру, изменили наследнику царя Бориса Годунова – царю Федору Борисовичу, что привело к его гибели и воцарению самозванца-еретика.
Совесть народная взывала к покаянию. Святитель решил подготовить небывалый обряд покаяния москвичей. Совместно с царем Василием было решено обратиться к Патриарху Иову, чтобы он принял покаяние, простил и разрешил всех православных христиан за нарушения ими крестного целования и измены.
В Успенском Соборе Московского Кремля при стечении большого количества народа все присутствующие с плачем и покаянными возгласами обратились к Патриарху Иову, прося у него прощения, и подали ему челобитную, где были подробно перечислены клятвопреступления и измены, далее следовала молитва, чтобы Бог помиловал виновных и простил указанные согрешения.
Святитель Иов напутствовал собравшихся твердо стоять в правде Божией и не поддаваться соблазнам мира сего.
В то время страна полнилась противоречивыми слухами, частными мнениями, откровенными вымыслами. Слово святителя через письма и грамоты о действительно происходящем в столице и стране оказывало сильное воздействие на русский народ, воодушевляло очень много честных людей на защиту Православной веры и Отечества.
В 1607 году объявился второй Лжедмитрий. В январе 1608 г. его войско направилось к Москве. К июню Лжедмитрий II вошел в подмосковное село Тушино, где и обосновался.Святитель Ермоген последовательно предпринимал все возможное для спасения народа и державы. Действовал он средствами духовными, административными, дипломатическими: совершал ежедневный личный молитвенный подвиг, назначал по храмам всенародные моления о даровании победы над изменниками, мятежниками, оккупантами, предавал анафеме главных врагов Отечества, поддерживал честных сподвижников царя. Лжедмитрий II был еще хуже своего самозваного предшественника. По свидетельству современников, это был «человек без веры и без совести, чудовище, составленное из преступлений», хотя внешне и рядился в одежды христианина.
С пришествием второго самозванца в Московском государстве почти два года существовали два центра силы: помимо законных, были еще самопровозглашенные «царь» и «патриарх», две столицы: Москва и лагерь в Тушине. Духовный подъем русского народа в 16 веке вызвал реакцию сил тьмы в виде Смуты. В течение жизни святителя Ермогена православие в Московском царстве существенно укрепилось, произошло упорядочение внутрицерковной жизни, оформилась самостоятельная Русская Поместная Церковь.
Происки еретиков, упорные попытки католиков навязать Русскому Царству унию видимого успеха не имели. Каноническая территория Русской Православной церкви за время жизни святителя увеличилась почти вдвое, повсеместно строились храмы и монастыри, новые крепости и города.
В смуту многие святые обители подверглись разорению, а насельники приняли мученическую смерть. Жертвами тушинских разбойников стали тысячи православных священников и монахов.
Святитель Ермоген оказался в эпицентре не только духовного, молитвенного подвига, но и в гуще политических баталий. Все это делало Патриарха вождем всего народа, а его послания — голосом совести русских людей всех званий и сословий.
Патриарх Ермогена всей своей деятельностью подтвердил очередную истину, что Бог не в силе, а в правде.
Вскоре король Сигизмунд III начал открытую военную интервенцию в Московское царство. В 1609 году в тушинский лагерь прибыла посольство от короля Сигизмунда с целью склонить поляков, служивших Лжедмитрию, отойти от него и поддержать короля. Лжедмитрий сбежал из своей столицы в Калугу.
В Москве созрел очередной заговор. В 1610 году в результате государственного переворота царь Василий Шуйский был сведен с престола. На следующий день царь и царица были насильно пострижены в монашество. Патриарх Ермоген выступал категорически против государственного переворота и объявил постриг царя недействительным, продолжая поминать при богослужении государя Василия Шуйского как монарха, а не как монаха.
В России наступило междуцарствие – Семибоярщина (совет из 7-и бояр). Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и 17 августа 1610 года Москва присягнула польскому королю Владиславу. В конце 1610 года был убит Лжедмитрий II, но борьба за престол на этом не окончилась.
Теперь для русских людей основную опасность представляли иноземцы: поляки, литовцы, шведы, немцы.
В это время патриарха Ермогена особенно часто стали именовать «твердым адамантом Земли Русской», «крепким и непоколебимым столпом», каким он навсегда остался в памяти своей паствы. Святитель выступил против оккупантов и, не убоявшись ни страданий, ни голодной смерти в подземной темнице.
Патриарх Ермоген открыто призвал соотечественников вооруженному сопротивлению замыслам Сигизмунда и стал рассылать по городам грамоты, призывая русских людей, не теряя времени, зимнему пути идти освобождать Москву.
Поднималась великая сила простого русского народа, верного Православию и национальным традициям.
Святителя Ермогена заточили в темнице Чудова монастыря, приставив многочисленную охрану. Из узилища святитель Ермоген обратился с последним воззванием к русскому народу, в котором призывал крепко стоять в вере.
17 февраля 1612 года святитель Ермоген скончался от голода и жажды подземелье монастырского храма Чуда Архангела Михаила.
Старинное предание повествует о том, что в келье, где голодной смертью почил патриарх-узник, на каменном полу в темноте пустили ростки те самые зерна овса, которые поляки бросали святителю в качестве пищи.
В августе 1612 г. ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского дошло до Москвы. И уже 27 октября польский гарнизон сдался. Москва была освобождена. Смутное время закончилось.
Святые мощи патриарха Ермогена после его смерти были погребены в Чудовом монастыре.
Через 40 лет в 1652 году раку вскрыли и открылись нетленные святые мощи священномученика Ермогена.
В 1654 году святые мощи святителя были перенесены в Успенский собор Московского Кремля.
В 1913 году Русская Православная Церковь прославила Патриарха Ермогена в лике святых. Его память 12(25) мая и 17 февраля(1 марта).
По молитвам священномученика непрестанно происходили чудеса и исцеления: один больной пришел в Успенский собор на костылях, но, приложившись к раке с мощами, исцелился. Чудо произошло и с другим расслабленным. Его принесли на полотенце к раке священномученика, и больной получил полное исцеление.
Ныне честные мощи Святейшего Патриарха Ермогена находятся в Успенском соборе Московского Кремля. И всем, с верою и любовию приходящим к раке мощей святого угодника Божия, и по ныне подаются благодатные исцеления.
Святый священномучениче Ермогене, моли Бога о нас!
Тропарь, глас 4
Приспе день светлаго торжества,/ град Москва радуется,/ и с ним Русь Православная ликовствует/ песньми и пеньми духовными:/ днесь бо священное торжество/ в явлении честных и многоцелебных мощей/ святителя и чудотворца Ермогена,/ якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами,/ разгоняя тьму искушений же и бед/ от вопиющих верно:// спасай нас, яко предстатель наш, великий Ермогене.
Кондак, глас 6
Темницею и гладом изнуряем,/ даже до смерти верен пребыл еси,/ блаженне Ермогене,/ малодушие от сердец людей твоих отгоняя/ и на общий подвиг вся призывая./ Темже и нечестивых мятеж низложил еси/ и страну нашу утвердил еси,/ да вси зовем ти:// радуйся, заступниче Российския земли.
Составлено по материалам книги «Подвиг Патриарха Ермогена. Жизнеописание. Акафист». Издательство Братство св. Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, 2013.
Достоверных сведений о молодых годах патриарха Гермогена (в миру – Ермолая) на сохранилось. Есть версии о его происхождении из вятских посадских людей или донских казаков.
Впервые в письменных источниках имя Ермолая встречается в связи с его священническим служением в Казани в конце 1570-х годов. Он был настоятелем Гостинодворской Никольской церкви города Казани. В 1579 году участвовал в переносе в этот храм новоявленной иконы Божией Матери Казанской, найденной после пожара в городе.
В 1587 году, после смерти жены, имя которой история не сохранила, Еромлай постригся в монахи (скорее всего — в Чудовом монастыре в Москве), приняв имя Гермогена. Вскоре после этого он стал архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани.
В 1589 году Гермоген был хиротонисан в Москве во епископа на кафедру митрополита Казанского и Астраханского. На этом посту стал активным проводником политики христианизации нерусского населения Поволжья.
С воцарением Лжедмитрия I митрополит Гермоген был включен в состав боярской думы как известный и влиятельный человек. Показал себя противником самозванца: выступал против избрания патриархом Игнатия, требовал православного крещения Марины Мнишек. Царь отдал распоряжение исключить Гермогена из думы и сослать в Казань, но его приказ не успели выполнить до убийства Лжедмитрия I.
В июле 1606 года собор русских иерархов избрал Гермогена Патриархом Московским и всея Руси. На этом посту он проявил себя как преданный сторонник царя Василия IV Шуйского: поддерживал его в подавлении восстания южных городов, отчаянно противился его свержению.
Патриарх Гермоген был ярым противником «Семибоярщины». Он пытался организовать выборы нового царя из русского рода (первым предложил кандидатуру Михаила Федоровича Романова). Скрепя сердце, согласился признать царем Владислава, сына польского короля Сигизмунда III, при условии его православного крещения и вывода польских войск из России. После отказа поляков от выполнения этих условий патриарх Гермоген с декабря 1610 года стал рассылать грамоты по городам с призывом к всенародному восстанию против интервентов. Оккупанты посадили Гермогена под домашний арест, а затем насильно свели с патриаршего престола и заключили под стражу в московском Чудовом монастыре.
Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Гермогену послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая ему при этом смертной казнью. На все заходы оккупантов патриарх отвечал решительным отказом.
После девяти месяцев заточения 17 (27) февраля 1612 года патриарх Гермоген мученически скончался от голода и жажды. Он был погребен в Чудовом монастыре. В 1654 году его нетленные мощи были перенесены в Успенский собор Московского Кремля. В 1913 году патриарх Гермоген был канонизирован как священномученик.
Патриарх Гермоген известен как главный вдохновитель народных ополчений, спасших Русское государство от польской интервенции. Он родился приблизительно в 1530 году в семье посадского человека в городе Вятке. Образование получил в местном храме и вскоре стал приходским священником Ермолаем. После присоединения Казанского ханства к Русскому государству в 1552 году он был послан в Казань священником при Гостинодворской церкви святителя Николая Чудотворца. В 1579 году в городе произошел сильный пожар. На одном из пепелищ была обнаружена не пострадавшая икона Богоматери. Образ сразу же был назван чудотворным, его с почетом установили в Никольском храме.
После этого местный архиепископ повелел Ермолаю написать «Сказание о чудесном явлении Казанской Богоматери» и с копией иконы отвезти его в Москву. Там он был радостно встречен и царем Иваном Грозным, и столичным духовенством. Ведь явление чудотворной иконы означало, что Бог посылал на Русь свою благодать. Ермолаю посоветовали принять постриг и продолжить духовную карьеру. В 1587 году он поехал в Москву и принял постриг под именем Гермоген в Чудовом монастыре. В Казани он сначала стал архимандритом местного Спасо-Преображенского монастыря, а потом был назначен архиепископом.
После учреждения в Москве патриархии в 1589 году Гермоген стал первым казанским митрополитом. В общей церковной иерархии у него было четвертое место.
Гермоген очень ревностно исполнял свои обязанности: боролся за чистоту православной веры, создал культ местных святых, первых архиепископов, и написал их жития. В сентябре 1605 года он был вызван на церковный Собор, который должен был решить вопрос о возможности женитьбы «царя Дмитрия» на католичке Марине Мнишек. В отличие от патриарха Игнатия Гермоген осудил этот брак. За это был выслан в свою казанскую епархию без права приезжать в Москву.
Пришедший к власти Василий Шуйский после некоторых раздумий предложил Гермогену стать новым патриархом, поскольку сподвижник самозванца патриарх Игнатий был посажен в тюрьму. Казанский митрополит сразу согласился и стал надежной опорой постоянно шатающегося трона царя Василия.
Летом 1610 года патриарх Гермоген пытался отговорить московских дворян от сведения с престола В. И. Шуйского. Но никто не стал его слушать. В итоге в июле 1610 года страна оказалась без государя. Временное правительство – семибоярщина – стало разрабатывать план избрания на престол польского королевича Владислава. Гермоген заявил, что одобрит его кандидатуру, если тот примет православие до приезда в Москву. Но польский король был категорически против этого. В сентябре 1610 года он ввел в Москву свой гарнизон под предлогом защиты города от Лжедмитрия II и вознамерился сам сесть на московский престол, лишив Русское государство национальной независимости.
Гермоген догадался об этих планах короля и начал рассылать по городам грамоты с призывом к патриотам создать народные ополчения и очистить от поляков столицу. Его призывы нашли отклик у рязанского воеводы П. П. Ляпунова, который занялся формированием Первого ополчения. В конце марта оно выступило в поход и уже в апреле заняло территорию Белого города в Москве. Но состав этого ополчения был очень пестрый: вместе с истинными патриотами в нем были казаки во главе с бывшим атаманом И. Заруцким. Под вывеской ополчения они грабили мирных жителей и вознамерились посадить на царский трон Марину Мнишек с сыном второго самозванца Дмитрием. Ляпунов и Гермоген были решительно против этого. В итоге казаки убили Ляпунова и взяли власть в ополчении в свои руки.
Узнав об этом, Гермоген вновь стал призывать патриотов объединяться и сформировать новое ополчение. Эта деятельность началась в Нижнем Новгороде под руководством местного старосты Кузьмы Минина.
Поляки и сторонники короля организовали гонения на патриарха Гермогена. Сначала он был взят под стражу, а после антипольского восстания в Москве в марте 1611 года его бросили в земляную тюрьму Чудова монастыря. Там в феврале 1612 года он скончался, немного не дожив до освобождения столицы от поляков.
Православная церковь причислила Гермогена к лику святых.
Л.Е. Морозова, доктор исторических наук