ГЕДОНИСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Данная статья рассматривает гедонистический образ жизни, распространившийся в современном обществе, как продукт, порожденный обществом потребления. Базовые ценности культуры в нем упрощаются и принимают формы крайней выраженности. Также приведены «плюсы» и «минусы» тенденции гедонизма на сегодняшний день. В статье представлены точки зрения по проблеме гедонизма различных философов, начиная с работ авторов, живших до нашей эры, до века современных технологий. В исследовании применяется принцип единства исторического и логического, системный анализ, методы диалектического и метафизического синтеза.
Ключевые слова: философия, Аристипп, Эпикур, Л. Фейербах, общество потребления, гедонизм, удовольствие, жизнь.
В современном быстро меняющемся и развивающемся обществе проблема гедонизма играет очень важную роль. Все чаще взаимоотношения человека с окружающим миром называют обществом потребления В нашем социуме рост гедонически настроенных людей наблюдается с каждым днем. Такие люди нацелены только на получение блаженства и максимального комфорта от своей жизни. Традиционные этические ценности трансформируются и подменяются псевдоценностями.
Обществом потребления стимулируется рост подобных тенденций. Ведь свойственная ему невротическая личность активно «позволяет ему сформировать иллюзию собственной «хорошести» на фоне повсеместной «пло-хости» , побуждая позволять себе дополнительные как бы заслуженные удовольствия. Гедонизм, как известно, является аксиологическим учением, возводящим удовольствие в ранг высшего блага и смысложиз-ненной ценности . В отличие от близкой ему концепции утилитаризма, гедонизм разрешает стремление не только к общественным, и даже не столько к общественным, сколько к личным, эгоистическим наслаждениям.
С одной стороны, в этом нет ничего плохого, так как человек сам волен, как прожить ему собственную жизнь, что ему нужно делать и как контролировать свои дальнейшие действия и поступки. Свобода выбора является одной из важнейших жизненных ценностей. Однако обществом потребления подменяется мысль о ценности свободы на мысль о приоритете счастья.
Ведь жизнь человека — это очень короткий период времени, человек должен удовольствоваться каждой секундой своей жизни, существовать так, как ему надобно, делать то, что ему по силам. Главная цель таких людей — это быть счастливыми не смотря ни на что. А для этого необходимо уничтожить плохие и неприятные впечатления, моменты и сконцентрироваться только на тех вещах, которые могут принести благополучие и радость.
Так современную культуру, а в большей степени Западную часть полушария, вдохновила и накрыла волна гедонизма; она полностью преобразовала и в итоге изменила внешний облик нашего сегодняшнего социума. Результатом таких неординарных перемен стало возникновение и внедрение в наше современное общество нового типа человека с завышенными требованиями и чутким вниманием к самому себе и своему телу, который может только заботится о собственной комфортности и благополучии в жизни. Личность и социум, состоящий из таких людей, деформируется. У них теряются и атрофируются чувства индивидуализма, гражданственности и из-за этого происходит улетучивание и снижение уровня духовных ценностей, а в следствии у человека развивается духовный кризис.
При таком образе жизни стремлению к максимальному комфорту и удовлетворенности, карьере общество потребления, на наш взгляд, отдает преимущество в ущерб семье. Карьера позволяет добивать признания, больше зарабатывать и больше потреблять, тратить на «себя любимого». Женщины и девушки отказывают становиться в роли традиционной супруги, матери и хозяйки дома, из-за этого возникает такое направление, как феминизм. При таком глобальном эгоизме и культе удовольствий — все это постепенно приводит к тяжелым социальным и впоследствии необратимым результатам, таким как уничтожение и разрушение института брака и семьи.
Свои истоки и первоначало гедонизм берет с древнейших времен, а именно с Древней Греции. В эпоху Античности данное направление было одним из ослепительных и ярчайших принципов, которого придерживалась и жила вся аристократия. Однако понятие гедонизма в тот период истории сводилась, в основном, к стремлению почерпнуть простейшие блаженства, то есть наслаждения только физического уровня, что нередко приводило к аморальному поведению некоторых граждан того века .
Одним из основателей этого этического учения является философ Эпикур, который существовал до нашей эры в Древней Греции. Он определял удовольствие как принцип удачливой жизни, целью которой, по его рассуждениям, является избавление от несчастий и страданий. Следовательно, состояния полного умиротворения и счастья можно достичь просто освободившись от боли и от беспокойства и через умеренное и правильное пользование земными благами .
Так же следует подчеркнуть мысль другого античного философа, Ари-стиппа, который утверждал, что душа человека имеет двойственный характер, а именно: удовольствие — это проявление нежности и мягкости, а с другой стороны находится — боль как проявление резкости души и грубости. Таким образом, философ показывает нам, что путь к счастью лежит в получении максимального наслаждения от своей жизни и избегании неприятных ситуаций, то есть боли. По мнению Аристиппа, истинное удовольствие можно получить только на физическом уровне .
В работах философа более позднего периода К. Раймонди, во многом перенявшего идеи античных авторов, можно определить выводы о равноправии духовного и телесного начала в человеке.
Важное значение для понимания формирования особенностей гедонизма в качестве специфической этической доктрины — утилитаризма — имеют труды И. Бентама. В его работах эти два понятия тесно переплетаются и сближаются. Так, даже определение понятий добра и зла дается автором с точки зрения гедонизма: удовольствие само по себе добро, а страдание -это зло .
Интересна, в свою очередь, этическая позиция на счастье в гедонизме немецкого философа Людвига Фейербаха. Он утверждал, что все живое первоначально стремится к тому, чтобы хотеть существовать в этом большом мире. Л. Фейербах считал, что только боязнь чего-либо, другими словами, инстинкт к сохранению жизни и любовь к ней, это и есть — стремление познать счастье.
Философия Л. Фейербаха призывает и учит не избегать жизнь, а открывать ее полноту любви и красоту. Он доказывал, что сам человек по себе эгоистичная личность, что как раз стремление к личному счастью выражается в эгоизме. Но конечно, эгоизм должен быть в меру допустимого .
Известный французский философ и социолог Жан Бодрийяр в «Обществе потребления» заявляет, что счастье при одноименном типе общества является недостижимым, самообманом. Здесь невозможны ни подлинные чувства, ни ценности, хотя все они количественно измеряются его представителями. Видимое изобилие тщательно маскирует ценностный дефицит, пустоту. В экономически более развитых странах все больше средств тратится на в сущности бесполезную продукцию, связанную с индустрией досуга, развлечения, которая тоже воспринимается не как самоценность, а как условие и возможность дальнейшего заработка. Социальные устои расшатываются и стремятся легализоваться .
Если рассматривать точку зрения современного французского философа Ж. Липовецкого о современной культуре, то автор отмечает, что стиль жизни 21 века полностью преобразовал традиционный тип культуры, вызвав глобальные перемены в нашем обществе, нравах и в самом человеке. Он считал, что итогом таких перемен стало возникновения нового типа человека с требовательным вниманием к своему телу и самом себе, такой че-
ловек заботиться только о своем благополучие, данный тип личности философ именовал «нарциссом» .
Среди современных отечественных исследователей, которые каким-либо образом затронули проблему гедонизма, следует назвать работы А.Ф. Лосева, Р.Г. Апресяна, А.Ф. Шишкина, и др.
Современный гедонизм— это стремление обрести только самое лучшее и более комфортное, поскольку, с точки зрения огромного количества гедонистов, только самое безупречное может обеспечить самое приятное ощущение. Это порыв к вкусной и хорошей еде, элитным и дорогим напиткам, комфортабельному жилью, престижным транспортным средствам и безмятежному отдыху .
Все больше людей примыкают к такому стилю в современном социуме, люди стараются изо всех сил ощутить яркие и насыщенные проявления жизни, общество старается жить настоящим моментом, а не планировать счастье не предстоящий день. Каждый человек имеет свое мнение по этому поводу, он сам волен выбирать, быть ли ему гедонистом или придерживаться традиционных ценностей в современном мире. Гедонизм — на самом деле это не хорошо и не плохо, так как с одной стороны, гедонист проявляет себя как настоящий эгоист, заботящийся прежде всего о своих преимуществах, выгодах и удобствах, но если посмотреть с другой стороны, то отчасти эгоизм и как следствие гедонизм присутствует практически у каждого человека земного шара. Ведь в наше время найти людей, которые совершенно безразличны к вопросам собственного комфорта, отыскать практически невозможно. Другое дело, что и эгоизм, и гедонизм должны быть «здоровыми». Ведь еще и Эпикур, и Аристипп предупреждали нас о том, что некоторые удовольствия могут перерасти в зависимость, что уже страдание, а не благо. От таких удовольствий следует отказаться, даже не испытав на себе. Обществом же потребления человеку навязываются псевдоценности, псевдоудовольствия, кратковременные и поверхностные. Он лишается возможности и способности пережить истинное наслаждение и радость. Рост количества психических расстройств является тому подтверждением. Получается, что современный человек живет в мире удовольствий без удовольствий, в мире симулякров удовольствий . Счастье как смысл жизни становится недостижимым.
Список литературы
2. Казанцева Р.И. О психологии простым языком // Что такое гедонизм: понятие и суть гедонистического образа жизни, 2007. — 280 с.
3. Ильин В.В., Калинкин В.Т. Природа науки// Гносеологический анализ. -М., 1985.
— 230с., 2010.
4. Философия Эпикура. Гедонизм // Свободная Философия, 2010. — 160 с.
5. Аристипп Киренский и его философия // Русская историческая библиотека, 2016
— 230 с.
6. Кузьмина Ю.Ю. Гедонистические основания научного и художественного творчества// диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Барнаул, 2006.
7. Манцов И. По ту сторону принципа удовольствия //Искусствокино, 2001. — № 11. С.90-98.
9. Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. СПб.: Владимир Даль, 2001. 336.
11. Грязнова Е.В. Идентификация человека в информационной реальности // Психология и психотехника. 2013. № 4 (55). С. 371-379.
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia (e-mail: olesia.kubysheva@yandex.ru)
HEDONISTIC WAY OF LIFE IN MODERN CONSUMER SOCIETY
Содержание
- Счастье — не в гедонизме. Почему ученые советуют перестать гнаться за удовольствиями
- Что прикольнее Дзен-Буддизм или Эпикурейский Гедонизм?
- Гедонизм и эгоизм сравним – стань гедонистом!
- Ответы@Mail.Ru: Кто такой гедонист?
- Современный социум: искушение гедонизмом | Зеленая жизнь
- Что такое философия дзен и чем она отличается от буддизма?
- О Генри «Короли и капуста»
- Джон Хупер «Итальянцы»
- Александр Дюма «Граф Монте-Кристо»
- Джеральд Даррелл «Земля шорохов»
- Матвей Ганапольский «Чао, Италия»
- Тур Хейердал «Кон-тики»
- Питер Мейл «Год в Провансе»
- Список литературы
Счастье — не в гедонизме. Почему ученые советуют перестать гнаться за удовольствиями
Когда у большинства появилась свобода выбора и какое-никакое материальное благополучие, они перестали сосредотачиваться на выживании и начали думать о том, как распорядиться свободным временем. Среднестатистическому человеку стали доступны удовольствия, которые еще сто лет назад были прерогативой крошечной элиты. Гедонизм, пылившийся в закромах истории со времен Эпикура, наконец дождался своего часа и очень быстро вышел в топ ценностей постмодернистского общества.
С подачи нейробиологов, отыскавших в середине прошлого века в человеческом мозге «центр удовольствий», у философии гедонизма появилось научное обоснование.
В 1972 году профессор психологии Майкл Фордис провел первое эмпирическое исследование в области счастья и выяснил, что стремление к поиску удовольствий — это единственное, что отличает счастливых людей от несчастных.
В конце 1970-х социолог Дэниел Белл констатировал, что на смену пуританской этике в западном обществе пришла гедонистическая мораль, в которой счастье — высшая ценность, а все, что помогает его достичь (потребление, развлечения и удовольствия), — благо.
Линус Торвальдс, отец Linux, сформулировал теорию о том, что развитие общества и каждого отдельного явления и индивида проходит три стадии: сначала служит выживанию, потом социализации и, наконец, удовольствию. Оглянувшись по сторонам, он обнаружил, что большинство современных явлений и вещей достигло последней стадии и существует ради нашего удовольствия. Секс, еда, жилье, работа, отношения, образование, одежда и вещи в целом стали нужны человеку не для выживания, а для фана. Культ оргазма, мода на фотографию, реклама, телевидение, путешествия, маркетинг, легализация абортов и декриминализация гомосексуализма, мода на чайлдфри и антидепрессанты, эвтаназия и паллиативная медицина, сумочка Louis Vuitton и ваш декоративный канадский сфинкс — все это и многое другое Белл и Бодрийяр считают продуктами гедонистического общества потребления.
Так гедонизм изменил не только систему личных ценностей отдельных людей, но и общество в целом. Даже христианство — одна из самых консервативных религий — на этой волне согласилось слегка трансформироваться и в лице некоторых деноминаций начало проповедовать евангелие процветания и христианский гедонизм, как бы говоря, что Бог, конечно же, есть, но лишь для того, чтобы сделать человека счастливым.
Что прикольнее Дзен-Буддизм или Эпикурейский Гедонизм?
Посетитель в книжном магазине разговаривает с консультантом: — Посоветуйте мне что–нибудь о религии. — Ну, у нас есть христианство, есть буддизм… — Давайте буддизм! — Вам Хинаяну или Махаяну? — Махаяну. — Школу трактатов, сутр или дхьяны? — Пожалуй, дхьяны. — Вам Чань, Дзен, Сон, Тхиен… — Ой, давайте лучше христианство. — Вам византийское, европейское или русское? — Европейское. — Католицизм или протестантство? — Пожалуй, протестантство. — Вам лютерантство, евангеликализм, англиканство, фундаментализм, кальвинизм… — А знаете, давайте лучше дзен. — Хорошо, держите. — Но у вас же в руках пусто! — Дзен. — И что? — И все…
Кому что… На вкус и цвет, как говорится!…
я бы поставил равенство есть в дзен буддизме расчетливый гедонизм, должен быть
Развитие для продвинутых личностей всегда приоритетней чем деградация. Гедонизм хорош на отдыхе, но если отдых — это самоцель, то это однозначно деградация. Дзен-буддизм освобождает человека от невежества. Гедонизм порабощает, заставляя ценить приоритеты ствола мозга выше чем запросы полушарий.
дзен буддизм не для того чтобы ты прикалывался
У вас вукраине за что ни возьметесь — все дзен-ананизм получается. И гедонизм-пох%изм-расп%здяйство.
разумеется гедонизм 🙂 если дзен кажется прикольным, значит речь идет не о дзен, а о самоуспокоении или фетишизме на тему дзен. это когда человек начинает считать себя очень умным, продвинутым, мудрым, постигшим, просветленным, богом (нужное подчеркнуть). секты, работающие под буддизм, широко используют такой подход. адепту такой подход очень приятен, как наркотик. вот только у него есть длинный список неприятных побочных эффктов, включающий психозы, депрессию и суицид. люди, будьте бдительны и осторожны. 🙂
touch.otvet.mail.ru
Гедонизм и эгоизм сравним – стань гедонистом!
Добрый день, дорогие домоседы. Будьте гедонистом! Между гедонизмом и эгоизмом есть большая разница. Жаль, что не каждый ее замечает… Гедонизм и эгоизм имеют одну общую черту: обе ориентации стремятся обеспечить единице как можно больше удовольствия. Однако на этом сходства заканчиваются.
Достаточно прочитать любое определение, чтобы поймать эту тонкую разницу, которая их разделяет.
Гедонизм в философии и психологии
Гедонизм, как известно, берет свое начало со времен древней Греции, и представлен через учеников Сократа.
Его главное правило – это получать как можно больше удовольствия от жизни. Эгоизм, напротив, это теория близкая нарциссизму, по которой вы должны заботиться только о себе, не замечая нужд остальных людей.
Потребители характеризуются, как правило, жутким характером и полным отсутствием связи со всем миром. Вы видите разницу?
Несмотря на это, не легко признаться в обществе, что вы являетесь гедонистом. Многие люди принимают эти слова с возмущением, воспринимая последователей гедонизм, как людей плохих, мелочных эгоистов, думающих только о том, что материально.
А именно такое мышление свидетельствует о поверхностной душе и отсутствии понимания.
Гедонизм – это наиболее здоровый и естественный взгляд на нашу жизнь. Он делает так, что человек с таким мировоззрением заботится о себе и хочет брать от жизни самое лучшее.
Но, это только одна сторона гедонизма. Основное различие между гедонизмом и эгоизмом заключается в том, что эгоист заботится только о себе, а гедонист умеет заботиться о других людях – но сначала он хочет, позаботиться о себе, чтобы иметь возможность в полной мере получать радость от помощи другим. И это совершенно нормально.
Только человек, счастливый и довольный, может испытывать радость от заботы о других людях. Если из-за своих обязанностей, человек пренебрегает собой, рано или поздно уходит в разочарование и неприязнь к человеку, для которого жертвует.
Так что такого в гедонизме, что вызывает такую неприязнь у разных людей? Почему так часто люди набрасываются на тех, которые открыто признают, что в жизни важно для них в первую очередь удовольствие, а не идеи, альтруизм и, скажем, такие вещи, как «поиск духовного просветления»?
Конечно, многое зависит от того, что некоторые ошибочно определяют гедонизм. Для многих это означает только то, что нужно «жить быстро, умереть молодым», то есть – грязные греховные удовольствия, ноль обязательств, стараться взять от жизни все, и полное отсутствие самоконтроля.
Может быть, часть гедонисты так действует. Но, это лишь низменные удовольствия, которые приносят мало радости.
Определений удовольствия много и здесь уже зависит от вас – от чего вы его получаете? Для одних – это тусовка, для других – секс, для третьих это может быть, например, путешествие по миру. Все это может стать удовольствием, и целью, к которой хочется стремиться.
К сожалению, общественное давление, воспитание и такие авторитеты, как Церковь внушают людям, что больше всего можно в жизни достичь только упорной работой и преданностью. Удовольствие и радость жизни слишком часто переносится на второй план, как нечто, что не должно быть смыслом жизни.
Само слово «гедонизм» для многих имеет уничижительное значение, как стремление к выгоде. А ведь то, что человек любит комфортную жизнь, означает только то, что он может себе обеспечить комфорт и заботится о себе.
Лень в соответствующих количествах является прекрасным средством для снятия стресса и действует как успокоительно в наших ежедневных заботах.
Только не каждый хочет это понять. Для многих гедонизм всегда будет чем-то плохим, что следует презирать, и таким образом отвергать. Очень легко судить других по внешнему проявлению.
Очень легко сказать «гедонизм ни к чему хорошему не приводит», «гедонисты – это плохие люди», «я действительно сочувствую этим бедным людям, они не знают, что действительно важно в жизни», «несчастные, потерянные эгоисты, они не умеют по-настоящему любить». И так далее, бла, бла, бла.
Полная абсолютная чушь!
Гедонисты просто могут определить, что им в жизни нужно, и многие им завидуют. Если же вы гедонист, то вы знаете, что имеется в виду. На вечеринке взять последний кусок пирога, не стесняясь и, не дожидаясь, пока это сделает кто-то другой.
Если кто-то даст вам на выбор кресло и стул, вы сядете на кресло, так как оно комфортнее. В выходные можете спокойно валяться в постели, не думая о том, что другие в это время работают в саду. Ваша жизнь полная и красивая!
Наш народ нужно научить тому, что удовольствие и комфорт в жизни важны! Завтрак в постель, валяние в постели всю субботу, ванна вместо душа, – в этом действительно нет ничего плохого.
Каждый заслуживает того, чтобы получать удовольствие от жизни, нужно только признать, что действительно в этом нуждается и не иметь из-за этого чувства вины. Не стоит переживать из-за критики.
Всегда найдутся люди, которых что-то будет беспокоить. Сами, будучи недовольны, только и умеют осуждать других, и давать им различные ярлыки. Если мы знаем, что своим поведением мы не делаем никому вреда, необходимо таких людей просто игнорировать.
Гедонисты это, как правило, очень дружелюбные люди, открытые, искренние и довольны жизни. Их отношения являются постоянными и последовательными, именно из-за того, что они умеют бороться за свое и открыто говорить, что им нужно.
Если у вас есть это счастье, и ты такой – не меняйтесь!
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:
Ответы@Mail.Ru: Кто такой гедонист?
Гедонист-последователь и приверженец гедонизма. Гедони́зм (от др. -греч. ηδονή, hedone — «наслаждение» ) — этическое учение, наиболее резко выраженное в Древней Греции, исходящее из того положения, что человек всегда стремится к наслаждениям, удовольствиям и комфорту, а также всегда избегает страданий. Под гедонизмом часто понимается стремление к хорошей еде, изысканному сексу (отсюда церковнославянский перевод «гедоне» как похоть, которую в средневековье символизировала женщина) , к обладанию дорогими и престижными вещами (одежда, комфортное жилище, личный транспорт) . Впервые разработано в философии Эпикура, который делил наслаждения на три типа: естественные, изысканные и противоестественные. Противоположностью гедонизма является аскетизм. В эпоху Возрождения гедонизм расцвёл вновь, обоснованный тезисом «Что естественно, то не безобразно» . <a rel=»nofollow» href=»http://www.krugosvet.ru/articles/102/1010269/1010269a1.htm» target=»_blank»>http://www.krugosvet.ru/articles/102/1010269/1010269a1.htm</a>
Гедонисты — это люди, которые считают, что удовольствие и наслаждение — это главная цель в жизни
кайфожоры иначе говоря
» КАК ГОВОРИТЬСЯ ЖИТЬ ХОРОШО! А ХОРОШО ЖИТЬ ЕЩЁ ЛУЧШЕ !!!»
Нынешняя свора у власти.
Современный социум: искушение гедонизмом | Зеленая жизнь
Христианские идеалы и ценности, являющиеся глубинными основаниями современной западной цивилизации и отчасти в ней воплощенные, сегодня теряют свое былое значение: разрыв между ними и эмпирической реальностью нарастает. Оставляя в стороне причины этих сложных процессов, обратим внимание на то, какие идеалы и ценности утверждаются взамен уходящих. Ареал христианских ценностей начинают замещать ценности иного ранга и порядка — гедонистические.
Казалось бы, гедонизм — отжившая доктрина, со всей очевидностью продемонстрировавшая свою несостоятельность, и сегодня речь может идти лишь о том, что Р. Барт называл «отрыжками гедонизма». В действительности же гедонистический принцип удовольствия, взятый в качестве жизненной стратегии, оказался широко востребованным и в ушедшем XX в., и в наступившем XXI.
Современная культурная ситуация маркирована таким феноменом, как гипергедония — патологически повышенное стремление человека к удовольствиям, наслаждениям, развлечениям, что представляет реальную угрозу духовному миру человека. Можно без преувеличения утверждать, что в нашем мире понятие «гедонизм» стало относиться к кодовым.
Проблема утверждения гедонистических идеалов приковывает к себе внимание виднейших умов современности. Так, британский социолог З. Бауман считает, что рост гедонистских и эгоистических настроений является знаковым для нашего времени . Один из ключевых американских идеологов П.Дж. Бьюкенен, провозгласивший идею гибели евро-атлантического сообщества («Смерть Запада»), среди причин демографического кризиса, коллапса института семьи и брака особо выделяет гедонистическую мораль. Следование императиву «живи для себя и наслаждайся жизнью», стремление к максимальному комфорту, приоритет карьеры в ущерб семье, освобождение женщины (понимаемое радикальными феминистками как отказ от традиционной роли жены, матери и хозяйки дома), эгоизм и культ удовольствий — все это приводит к разрушению семьи и брака. Первые плоды гедонизма уже «кажутся ядовитыми».
«Какая сила, — задается Бьюкенен вопросом, — может противостоять песне сирен гедонистской культуры, песне столь обольстительной и призывной, песне, которую повторяют едва ли не все, кто обращается к молодежи, — Голливуд, MTV, «мыльные оперы», телепередачи, глянцевые журналы, по- MTV, «мыльные оперы», телепередачи, глянцевые журналы, по- , «мыльные оперы», телепередачи, глянцевые журналы, популярная музыка, дамские романы и прочие бестселлеры?» . Этот вопрос остается без ответа. Неуправляемая мoдель эгoистического гедoнизма в случае масштабнoгo распространения может привести к разрушению социальной системы. П. Дж. Бьюкенен не сомневается, что общества, создаваемые с целью обеспечения своим членам максимума удовольствия, свободы и счастья, в то же время готовят этим людям похороны.
Другой представитель американской политической элиты, З. Бжезинский, также вынужден признать, что создание в США общества потребления в последнее десятилетие привело к нарастающему гедонизму. Ситуация во многом напоминает времена заката Римской империи, крах которой был вызван, по мнению Бжезинского, тремя основными причинами: политическим разделом, культурным гедонизмом и финансовой инфляцией . Так, США, странам Западной Европы, считает Бжезинский, трудно справиться с культурными последствиями «тупого» социального гедонизма и резким падением в обществе центральной роли религиозных ценностей. Состояние западной культуры довольно проницательно характеризуется американским политологом как сочетание эскапистского гедонизма с духовной пустотой .
Д. Белл, крупнейший социальный мыслитель, подчеркивал, что центральное место в современной западной культуре занимает гедонизм. По его мнению, именно в 1960-е гг., в противовес пуританству, оформилась современная гедонистская мораль. Однако сдвиг в системе ценностей западного общества наметился еще раньше, в 1920-е гг., когда в результате массового производства и роста потребления стала преобразовываться жизнь среднего класса: аскетические побуждения начинают уступать место расточительным импульсам. В контексте постмодернистской культуры тема гедонизма, удовольствия и соблазна становится особенно актуальной. Постмодернистское общество избрало своим императивом наслаждение, а своей стратегией — соблазн. Идея жизни «не по духу», «а по телу», присущая современной западной цивилизации, была точно выражена французским философом Ж. Бодрийяром: «Теперь не говорят уже: «У тебя есть душа, ее надлежит спасти», но:
«У тебя есть пол, ты должен найти ему хорошее применение», «У тебя есть бессознательное, надобно, чтобы «оно» заговорило», «У тебя есть тело, им следует наслаждаться», «У тебя есть либидо, нужно его потратить» и т.д. .
Накатившая мутная волна гедонизма накрыла современную культуру, изменила ее облик. По мнению французского философа Ж. Липовецки, изменившийся стиль жизни изменил тип культуры, за которым последовали коренные изменения в обществе, его нравах, в современном человеке, живущем в эпоху массового потребления; возник совершенно новый способ социализации и индивидуализации, началась новая фаза в истории западного индивидуализма. Результатом этих перемен стало появление нового типа человека с повышенным вниманием к самому себе и своему телу, заботящегося о собственном благополучии, которого Липовецки именует нарциссом. На смену дисциплинарной социализации идет гедонистическая персонализация, связанная с раскрепощением личности, нейтрализацией социального пространства и оживлением сферы частной жизни .
В современном гедонистическом обществе происходит процесс деформации личности, обусловленный сужением горизонта ее бытия, разрушением ценностной вертикали, господством «внешнего человека» над «внутренним». И жизнь человека, и сам человек в таком мире овнешневляются, теряя существенность, глубину, внутреннее содержание; неизбежным следствием гедонизма является духовный кризис, утрата человеком чувства гражданственности, индивидуализм, эгоцентризм и безразличие к общему благу, озабоченность только своими частными интересами.
Гедонистические устремления человека оборачиваются опустошенностью и смысловой выхолощенностью: плененный «хищными вещами» и соблазнами, он тратит свои силы и энергию на поиск новых, еще не испытанных удовольствий. Жизнь «не по духу», а «по телу» — следствие нарушения должной иерархии антропологических ипостасей. «Утилитарные и гедонистические ценности «цивилизованного мира», — отмечает Б.Н. Тарасов, — производят такую огранку человеческой души, при которой незаметно атрофируется ее «высшая половина», а воля приковывается к низшим этажам существования» .
Невостребованность метафизических глубин, разрушение сакральных основ бытия ведут к угасанию духа, к атрофии созидательных способностей. Нигилизм по отношению к высшим ценностям и эгоистическое своеволие сопряжены с неизбежной вседозволенностью. Гипертрофия гедонистического начала, характерная для современной цивилизации, видоизменяет саму природу человека: происходит упрощение человеческого сознания, обеднение его ценностно-смысловой сферы, редуцируется духовное измерение человеческого существования.
В культуре влияние гедонизма сказывается, прежде всего, в снижении уровня духовных ценностей, в адаптации произведений искусства к ожиданию и спросу потребителей, в установке на развлекательность. Мощная индустрия удовольствий и развлечений, созданная в современном обществе, — своеобразный индикатор популярности гедонистических ценностей. Культ гедонизма и чувственных наслаждений — характерная черта современной массовой культуры. Усиление акцента на развлекательность и удовольствие в массмедиа проявляется в таком феномене, как «инфотеймент». В режиме гедонистической нацеленности работает реклама, занимающая сегодня место идеологической индокринации. Современные средства массовой коммуникации сыграли решающую роль в том, что гедонизм стал ведущей ценностной ориентацией молодежи.
Гедонизм эволюционирует, порождая новые формы. Так, французский писатель Фредерик Бегбедер, автор романа «Романтический эгоист», называет открытый им вид гедонизма апокалипсическим гедонизмом. «Романтический эгоист», гедонист понимает жизнь как «долгий уик-энд с бокалами бурбон-колы» и убежден, что никто не имеет права помешать ему получить удовольствие (словить кайф) даже на фоне мировых катаклизмов, включая 11 сентября. «Апокалипсический гедонизм — вот правильное состояние духа на сегодняшний день. Раз уж мы уверены, что небо непременно рухнет нам на голову, надо немедленно начать жить на всю катушку, это самая здоровая реакция … После 11 сентября мы ничего не должны откладывать на завтра, потому что неизвестно, состоится ли оно» . Бегбедер предлагает «оттянуться напоследок», ведь «третья мировая война — мощный афродизиак».
Горячий и примитивный гедонизм с его философией carpe diem, с его лозунгами «наслаждаться без стеснений», «все и сию же минуту», отходит в прошлое; но вместо безудержного гедонизма возникает гедонизм рациональный, гигиенический, просвещенный. Развиваются технологии с целью приведения человека в надлежащую форму, внедряются щадящая медицина, диетические режимы, средства для релаксации, появляется уйма всяких снадобий по уходу за собой. Эра гедонизма продолжается.
Галина Васильевна Патракова — руководитель филиала Тюменского государственного университета в г. Сургут
Что такое философия дзен и чем она отличается от буддизма?
Ответ на вопрос о том, что такое дзен, должен знать каждый человек, начинающий знакомство с буддизмом. Это понятие формирует сильную личность, способную на разумный анализ своих поступков и созерцание их со стороны. Целью этого процесса должно стать истинное просветление.
Дзен – что это?
В буддизме существует несколько ключевых принципов – таких, как вера, стремление к самоопределению и уважение природы. Большинство буддийских школ имеют общее понятие о понимании того, что такое энергия дзен. Они считают, что она раскрывается в таких аспектах, как:
- Знания и мудрость, передающиеся не на письме, а от учителя к ученику во время личного общения.
- Таинство Дао – безымянного источника существования земли и неба.
- Отрицание усилий по осознанию дзен: считается, что чем больше силишься его понять, тем быстрее он удаляется от сознания.
- Множество способов постичь дзен: на протяжении всей истории человечества дзен передается совершенно бессознательно от человека к человеку через эмоции, прикосновения, шутки.
Что такое дзен-буддизм?
Дзен-буддизм – важнейшая школа восточно-азиатского буддизма, процесс формирования которой завершился в Китае в V-VI веках. У себя на родине, а еще во Вьетнаме и Корее он по сей день остается самой популярной монашеской формой религии. Дэен-буддизм – это постоянно меняющееся верование, которое имеет три направления:
- «Интеллектуальный дзен» — философия жизни, максимально удалившаяся от религии и ставшая популярной среди художников, философов и ученых.
- Психоделический дзен – учение, предполагающее употребление наркотиков ради расширения границ сознания.
- Битническое направление – оно известно среди молодежи благодаря упрощенным правилам, пропагандирующим моральную и сексуальную свободу.
Чем дзен-буддизм отличается от буддзима?
Желание достичь дзен означает готовность жертвовать собою на пути к нему – например, показывать кротость и смирение перед учителем. Дзен-буддизм настаивает на соблюдении системы правил учеником, когда классическое направление не требует какого-либо поклонения и проверок во имя религии. Дзен похож на технику, которая подходит людям, не желающим тратить много времени на религиозную составляющую учения.
Дзен и Дао
Оба направления произошли из одного учения, поэтому различия между ними минимальны. Дао никто не сможет выразить словами, потому что оно выражает естественность человеческого существования. Дзен-состояние же абсолютно реально, но его совершенно точно можно описать. В основных книгах учения — работах мудрецов, комментирующих коаны и сутры, эти знания и хранятся.
Дзен-буддизм – основные идеи
Глубина и сила этого учения поражает, особенно если человек лишь начинает знакомство с ним. Не представляется возможным до конца понять, что означает дзен, если отрицать тот факт, что пустота – настоящая суть и цель просветления. Это учение опирается на природу ума, которую невозможно выразить словами, но можно осознать. Его основные принципы:
- По своей натуре каждый человек равен Будде и он может открыть в себе просветляющую основу.
- Состояние сатори можно достичь только через полный покой.
- Получение отклика от своего Будды, который находится внутри человека.
Коаны дзен-буддизма
Коаны – короткие поучительные истории или диалоги, схожие с сурами Корана. Они раскрывают сущность вопросов, возникающих как у новичков, так и у опытных религиозных последователей. Коаны дзен создавались с целью придать психологический толчок ученику, мотивировать его. Ценность каждого из таких рассказов раскрывается в его решении:
- Мастер задает ученику коан, для которого он должен найти правильный ответ. Каждое утверждение делается с целью вызвать у неопытного последователя буддизма противоречие.
- Находясь в медитативном или близком к нему состоянии, ученик достигает сатори – просветления.
- В состоянии самадхи (единства познания и познающего) человек понимает, что такое настоящий дзен. Многие считают его близким с ощущением катарсиса.
Дзен-медитация
Медитация – особое психо-физическое состояние человека, которого проще всего достичь в атмосфере глубочайшей тишины и сосредоточенности. В буддистских монастырях необходимости в предварительной подготовке к погружению в нее не было, потому что члены общин изначально ограждали себя от всяких соблазнов. Монахи отвечая на вопрос о том, что такое дзен-медитация, говорят, что это ощущение чистого сознания без содержания. Достигнуть его можно, выполнив следующую очередность действий:
- Сначала нужно сесть на полу, лицом к стене, подложив под ягодицы подушку или сложенное в несколько слоев одеяло. Его толщина не должна помешать принять удобную устойчивую позу. Одежда для медитации подбирается свободная, чтобы не стеснять движения.
- Для удобной посадки рекомендуется принять позу полного лотоса или полулотоса.
- Следует закрыть глаза и абстрагироваться от проблем и мыслей.
- Когда пустота заменит ментальный шум, появится чувство ни с чем не сравнимой расслабленности и удовлетворенности.
Что значит «постичь дзен»?
Желающий найти ответ на интересующий его вопрос обращается к этой восточной технике, как правило, находясь в отчаянии. Он стремится познать дзен после того, как простые способы разрешения дилеммы были исчерпаны. Для некоторых этот процесс представляет собой своеобразный пост с воздержанием от еды, взаимоотношений с противоположным полом и активной трудовой деятельности. Большинство же буддистов придерживаются более традиционных способов осознания тонкой материи дзен:
- Следование советам первых учителей буддизма. Они рекомендовали сохранять покой даже в сложных ситуациях и отречься от жизненных неприятностей.
- Нахождение источника зла. Если религиозного человека одолевает череда неудач и проблем, то он должен искать причину превратностей судьбы в себе или своих врагах.
- Пересечение границ классического мышления. Правила дзен гласят, что человек слишком привык к благам цивилизации, чтобы познать свою сущность. Ему нужно выйти из зоны комфорта, чтобы услышать голос души.
Дзен-буддизм — книги
Каждая религиозная школа и методика научного познания имеет свои литературные труды, позволяющие понять его концепцию даже неискушенным новичкам. Философия дзен также предполагает знакомство с целой библиотекой книг, в которую входят:
- Коллектив авторов с комментариями Алексея Маслова «Классические тексты дзен». В одну книгу вошли работы первых наставников чань-буддизма, которые затрагивают все сферы человеческой жизни – как в древности, так и в современной жизни азиатских стран.
- Сюнрю Судзуки, «Сознание дзен, сознание начинающего». Она раскрывает содержание бесед опытного наставника с его американскими учениками. Сюнрю удалось не только осмыслить, что такое дзен, но и научиться сосредотачиваться на главных целях.
- Вон Кью-Кит, «Энциклопедия дзен». Книга посвящена трудностям понимания бытия, простейшему уяснению его закономерностей и понятий. Путь дзен, по мнению автора, завершается мистическим опытом переживания Абсолюта – вспышки постижения вне времени и пространства.
- Тит Нат Хан, «Ключи дзен». Работа японского автора содержит исключительно комментарии к сутрам и коанам южного буддизма.
- Миямото Мусаси, «Книга пяти колец». Воин Мусаси 300 лет назад написал монографию об управлении государством, людьми и собственными эмоциями. Средневековый вехтовальщик считал себя учителем дзен, поэтому книга написана в формате беседы с учениками-читателями.
Книги недели: Жизнь в удовольствие или главные книги гедониста
Автор rzinzer в Книги недели от 29.03.2018
Как пишет Википедия, Гедонизм (от греческого «удовольствие» или «наслаждение») есть философское учение, по которому получение удовольствия от жизни есть цель этой самой жизни и высшее благо. О том и список книг ниже. Удовольствие, никаких страданий, никаких убийств (ну почти), крови, разбитой любви и прочих вещей, без которых литература существовать не может. Вся гедонистическая литература, на мой взгляд, очень завязана на путешествиях. Ну представьте, дома — рутина, деньги, быт такой, что любовная лодка крошится в щепу, а стоит отъехать, как начинается радость. Ноль экономии, вино, кино и домино. О том и книги. Все — прекрасные, интересные, но сюжет не будет держать вас за горло. Эти книги лучше прочесть где-нибудь на сеновале в деревне или на пляже в Таиланде — просто спокойное, размеренное удовольствие.
О Генри «Короли и капуста»
Книжка старая, ей больше ста лет и написана она главным литературным прохиндеем О Генри. Представьте, Латинская Америка, выдуманная страна и банановый рай. Зной и жара. Отшиб мира. Жители пытаются себя развлекать и придумывать разные социальные пертурбации, которые очень забавны, но главная идея — как в песне Винни-Пуха: «Хорошо живет на свете…». О Генри — этот тот человек, который умел жить хорошо. И писать хорошо тоже. «Короли и капуста» — гедонистическая радость читателя.
Купить электронную книгу
Купить бумажную книгу
Джон Хупер «Итальянцы»
Сильный нон-фикш от британского автора Хупера. Италия — самая гедонистическая страна в мире, правда? Народ в Италии не парится. А как иначе? За 70 лет после Второй Мировой войны в Италии сменилось порядка двухсот правительств, страна десяток раз за это же время влезала в долговую яму и выбиралась обратно. Вы скажете, что везде так, ан нет. Не везде. Италия — самая политически нестабильная страна в развитом мире, а значит ты, будучи итальянцем, никогда не знаешь, что будет завтра. Какой твои власти примут закон. Какие налоги тебя обяжут заплатить. Да и землетресения, которые то и дело случаются на Аппенинах, не добавят уверенности в завтрашнем дне. А значит надо расслабиться и наслаждаться. Пить апероль в перерыв на обед. Есть пасту от пуза (и не толстеть, как не странно). Ведь все равно все непонятно, как жизнь повернется.
Книга Хупера — история, традиции и современное состояние Италии и ее населения. Хорошо написанная, ладная и вкусная книга.
Купить электронную книгу
Купить бумажную книгу
Александр Дюма «Граф Монте-Кристо»
Понятно, в «Монте-Кристо» есть и любовь, и страдания, и разлука, и прочие радости, и на гедонистическое чтиво лучшая работа Дюма совсем не похожа. Однако, книга настолько прекрасна и увлекательна, что удовольствия по ее прочтении будет выше крыши. Вы ночей спать не будете, так сильно будет хочется узнать, что будет дальше (может я и преувеличиваю, но не сильно).
Купить электронную книгу
Купить бумажную книгу
Джеральд Даррелл «Земля шорохов»
Все, думаю, знают, что Даррелл писал о животных. И на этом интерес к писателю заканчивается. Вот еще, читать о животных. Чего интересного? Где там страсть и интрига? А меж тем все эти мысли — чушь от незнания. Даррелл — прекрасный писатель (хоть и писал исключительно ради денег на свои путешествия) и один из самых знаменитых гедонистов планеты Земля. Ну представьте, детство британца прошло на греческом острове Корфу. Пока вся больная Европа рубилась во Второй Мировой, Даррелл купался и обнимался с рыбами. Потом стал ездить по миру и собирать животных для зоопарков. Затем открыл свой зоопарк, спас не один десяток вымирающих видов фауны и умер знаменитым. Причем повторюсь, писал Даррелл отлично. Со вкусом. И книги его (причем все до единой) — отличный образец того, как можно хорошо проводить время. «Земля шорохов», о поездке автора в Патагонию, в качестве гедонистической книги выбрана случайно. У Даррелла какую книгу не возьми, не оторвешься (если, конечно, у вас нет невыплаченных кредитов, неразделенной любви в вашем сердце, семерых по лавкам без еды. Если все это есть, то Даррелл будет вас раздражать).
Матвей Ганапольский «Чао, Италия»
Снова Италия. Журналист и писатель Ганапольский провел год в итальянских краях и написал о том книгу. Вышло живо, интересно и с юмором. Хорошая книга о приятном времяпрепровождении.
Купить бумажную книгу
Тур Хейердал «Кон-тики»
Плот, океан, макрель, веревки, паруса, акулы, бальса, Перу, Полинезия. Когда последний раз вам вслух приходилось произносить хоть одно из этих существительных? То-то же.
Идея книги такая. Книжный червь Хейердал устал сидеть по библиотекам и решил стать практикующим антропологом. Собрал коллег. Приехал в Перу. Построил плот. И поплыл на этом плоту через весь Тихий океан. Цели были научные — доказать, что полинезийцы приплыли из Латинской Америки, а не возникли там из неоткуда, но книга вышла приключенческая, увлекательная и очень радостная.
Купить электронную книгу
Питер Мейл «Год в Провансе»
Эту книгу стоило бы поставить в начало списка гедонистической литературы. Но в конце она лучше запомнится. Британец забил на рекламный бизнес и подался в дауншифтеры. Но не в Таиланд, а во Францию. Еда там лучше, язык привычней, а люди беззаботней. Особенно во французской глубинке, где Мейл и поселился на год. Деньги у автора были, ни в чем он себе не отказывал, и поэтому получился очень размеренный, именно что гедонистический опыт. И книга вышла такой же. Читаешь и наслаждаешься.
Купить электронную книгу
Купить бумажную книгу
Саша Ролла
УДК 1:001; 001.8
ББК 6
К ВОПРОСУ ОБ ИСТОКАХ И РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ГЕДОНИЗМА
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ НЕГАНОВ,
старший преподаватель кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат философских наук E-mail: vladimir.neganov@gmail.com; НИНА ВЛАДИМИРОВНА СТРЕЛКОВА, заместитель начальника кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат социологических наук, доцент E-mail: Strell64@mail.ru; КОНСТАНТИН СТАНИСЛАВОВИЧ ЩЁЛОКОВ, преподаватель кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук E-mail: kon-bureocrat@yandex.ru Научная специальность 09.00.11 — социальная философия
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализируются истоки и логика развития современной гедонистической культуры. Об актуальности темы свидетельствуют многочисленные факты проявления кризиса постмодернистской западной цивилизации находящейся во власти гедонизма. Авторами исследованы истоки развития гедонизма современной западной культуры. В условиях глобального общества гедонизм будет развиваться и набирать силу, пока «не переварит» незатронутые ранее культуры.
Ключевые слова: гедонизм, удовольствие, постмодернизм, принцип реальности, индустриальное общество.
Keywords: hedonism, pleasure, postmodernism, the principle of reality, the industrial society
Вопрос о смысле жизни человека является, пожалуй, одним из самых трудных и тяжелых для многих из нас. Чтобы избавить человека от подобных «мучений» ему предлагают простые и незамысловатые рецепты счастья. «Бери от жизни все» — этот рекламный слоган одного из самых популярных напитков, в концентрированной форме выражает умонастроение современной эпохи. Именно в рекламе, которая, по сути, является объективированным отражением самой динамичной формы общественного сознания, это проявляется наиболее ярко. Современная западная культура заполнена множеством аналогичного рода императивов, выражающих гедонистическую природу: «имидж — ничто, жажда — все», «ты этого достоин», «жизнь хороша, когда пьешь не спеша», «жевать и не переживать». Эти и подобные рекламные лозунги при-
зывают человека жить ради получения удовольствий, ради ярких чувственных ощущений которые рождают положительные эмоции наслаждения.
Что же представляет собой это явление? Где его истоки? И самое главное, в чем состоит логика развития этого процесса, к чему это может привести? Для того что бы ответить на эти вопросы нужно окунуться в историю и оценить это явление в связи культур различных эпох и ценностных ориентаций.
Ценности классической эпохи Модерна, которая все еще близка нам, предполагали наличие стабильной высокооплачиваемой работы, недвижимости, крепкой семьи. Материальный достаток предусматривал кропотливую деятельность по построению карьерной лестницы и увеличению благосостояния. Истоки этой позиции, как утверждает М. Вебер, уходят своими кор-
нями в рождении «духа капитализма» на заре формирования протестантской этики: «Неутомимый, постоянный, систематический мирской профессиональный труд как наиболее эффективное аскетическое средство и наиболее верный и очевидный способ утверждения возрожденного человека и истинности его веры…ре-зультатом этого будет накопление капитала посредством принуждения к аскетической бережливости1». Культура формировала стандарты поведения: высокий профессионализм, достигнутый благодаря длительному и систематическому труду и качественному обучению, накопительство и вложение средств — каждый вложенный доллар дает два, недопустимость лени и праздности2. Таким образом, индустриальное общество включало в себя, прежде всего, ценность труда как основу социального устройства.
В настоящий момент, в эпоху постиндустриального общества, это перестает быть самоцелью. Теперь в тренде поиск новых впечатлений: путешествия, смена места жительства, работы, рода деятельности, новые увлечения, друзья, сексуальные партнеры. Стабильность начинает казаться скучным пережитком прошлого. Современный гедонизм обвиняет сторонников традиционного образа жизни в ограниченности, неполноценности, запрограммированности, постулируя тем самым подлинную полноту собственного бытия.
Но тут встает проблема пределов удовольствий. Как, и до каких пор человек наслаждается удовольствиями, чем он готов жертвовать ради этого, где черта, за которой цена удовольствия становится чрезмерной. Проблема границы удовольствия поднималась и раньше. Дело в том, что традиционное и индустриальное общество не против удовольствий, но стремится к их ограничению по принципу: «Делу — время, потехе — час». «Богу угодно рациональное и утилитарное использование богатства на благо каждого отдельного человека и общества в целом. Аскеза требовала от богатых людей не умерщвления плоти, а такого употребления богатства, которое служило бы необходимым и практически полезным целям».
В традиционном же обществе, в условиях скудности ресурсов и ограниченности средств существования, строгая последовательная регламентация всех сфер жизни являлась единственным средством выживания человека. Другими словами, традиционное общество просто не могло позволить себе гедонизм. Исключение составляли лишь верхняя аристократическая прослойка развитых древних и особенно античных обществ. Не случайно, самой идее гедонизма мы обязаны древним грекам. В учениях Эпикура, кирена-иков мы находим теоретические истоки обоснования жизни ради получения удовольствия. В этике гедонизм киренаиков противостоял аскетизму киников. Гедо-
низм (греч. hedone — наслаждение) — целью жизни и высшим благом признает наслаждение; добро определяется как то, что приносит наслаждение, а зло — как то, что влечет за собой страдание.
Первоначально гедонизм как этическое учение формируется в рамках киренской философской школы. Гедонизм является разновидностью эвдемонизма (гр. еМатота- счастье, блаженство) — этического учения, признающего критерием нравственности и основой поведения человека стремление к счастью.
Гедонистическая этика киренаиков вела к аморализму, когда критерием добра и зла оказывалось наслаждение. Последователи Аристиппа, гегесианцы считали, что вполне «достаточно постичь смысл добра и зла, чтобы и говорить хорошо, и не ведать суеверий, и быть свободным от страха смерти., ибо предпочтительна как жизнь, так и смерть»3. Гегесий Александрийский, видевший недостижимость перманентного наслаждения, легко превращал гедонизм из проповеди радости жизни в проповедь смерти. После его выступлений некоторые слушатели кончали свою жизнь самоубийством.
Аморализм гегесианцев проявлялся и в утверждении о том, что «не существует ни благодарности, ни дружбы, ни благодеяния, так как к ним ко всем мы стремимся не ради них самих, а ради их выгод, ибо без выгод их не бывает»4.
Гедонизм является идеей, которая сопровождает человека на протяжении всей его истории. Фундаментальной психологической основой гедонизма является банальный эгоизм. Человеку, зачастую, кажется гораздо более удобным снимать с себя ответственность за свои поступки и перекладывать ее на других. Видеть исключительно собственные права и не замечать обязанности. Как не странно, гедонистический эгоизм претендует на реализацию человеческой индивидуальности. «Ты этого достоин» и прочие рекламные слоганы указывают на это. Но на самом деле подобная точка зрения ошибочна, поскольку гедонизм не дает человеку выйти за рамки собственных страстей и сиюминутных предпочтений и ведет к разрушению целостности человеческой личности.
Что же можно противопоставить культивируемой и навязываемой обществу концепции эгоистического эгоизма?
Во все времена, гедонизм конкурировал и соответственно, ограничивался альтернативными идеями: религиозной аскезой, нравственным ригоризмом, прагматизмом и утилитаризмом, наконец, идеалами социалистического общества. Реализация гедонистического идеала может также привести и к социальной не стабильно сти5.
П. Сорокин, выдвинул идею, согласно которой в истории развития западной культуры прослеживают-
ся, общая тенденция сменяемости периодов с преобладанием духовного начала и периодов тяготения к гедонизму и чувственности.
Современная личность живет в обществе, одним из основных признаков которого Г. Маркузе считал утверждение нарциссизма, а Э. Фромм — «радикального» гедонизма, который он, в отличие от своего соратника по Франкфуртской школе социологии, воспринимал как отрицательное явление6. В действительности, нарциссизм и гедонизм тесно связаны между собой, являясь проявлениями единого процесса, — процесса снижения духовности под натиском массовой культуры и идеологии потребления, замещения нравственных ценностей ценностями материальными 7.
Восприятие духовных ценностей, которое часто нивелируется гедонистическими устремлениями, во многом зависит от направленности свободной воли человека. В философских трудах волевое начало человека связывают с многообразием отношений со всей целостностью бытия: в частности, с общественным и творчески — созидательным характером его деятельности, включённостью в мир культуры, духовным становлением. Духовное бытие человека конструирует личность, составляя её подлинное единство, субстанциальную самобытность8. Духовность, являясь основой бытия личности, «встраивается в царство предметного мира» как надсубъективное, способствуя формированию духовных норм и ценностей, придавая смысл жизни, поскольку «духу человека доступна свобода, и ему подобает свобода», так как дух есть «сила самоопределения к лучшему», имеющая «дар волею усилить себя и преодолеть в себе то, что отвергается, власть задавать формы и законы своего бытия»9. Духовное бытие связано с освобождением человека от своей самости, являющейся границей между душевным и духовным бытием. Воля — «единственный подлинный признак», позволяющий человеку «соблюдать дистанцию в отношении самого себя, привлекать свою непосредственную самость на суд высшей инстанции, оценивать и судить её и все её цели». Дух есть «любовь к качеству и воля к совершенству во всех областях жизни».
Рассуждая о «смерти Запада», известный идеолог и политик П. Бьюкенен обвинил именно Франкфуртскую школу в преступлении против культуры, выразившуюся в реконструкции западного общества. Именно она, наряду с появление в университетских кампусах США в 1964 году огромного количества молодых людей, не знавших бедности и военных тягот, и влияния телевидения, внесла решающий вклад «в низвержение этой культуры и уничтожения прежней Америки». «На основании всего сказанного выше очень хочется задать вопрос глобального свойства: неужели гибель осно-
ванной на религии культуры становится неизбежной, едва общество достигает изобилия? Когда нация преодолевает тяготы детства, метания юности и мучения зрелости и начинает вести жизнь, полную неги и роскоши, неужели она неизбежно заражается «болезнью души», которая ведет к декадансу, упадку и гибели? «Америка — единственная страна, перешагнувшая от варварства к упадку, минуя цивилизованность»,- обронил Оскар Уайльд. Неужели этот парадокс соответствует истине»10?
Интересен вопрос: когда и как этот процесс закончится? Какова продолжительность периодов доминирования того или другого принципа человеческой культуры? В истории есть разные периоды. Так, мы можем наблюдать длительные периоды высоко-репрессивных форм человеческой чувственности как, например, эпоха Средневековья. Или, относительно короткие, как например вторая половина XX века, внутри которого можно обнаружить период некоторого ослабления. По-видимому, здесь нет однозначного хронологического ответа. Каждый тип человеческой культуры имеет свою логику и свои циклы. Так, например, есть определенные основания утверждать, что в западном обществе в настоящее время наблюдается пресыщение потребительством и идеалами либерализма. Что может быть вполне объяснимо, учитывая, что западное общество встало на этот путь раньше и, естественно, прошло по этому пути дальше. Это может свидетельствовать о нарастании контртенденции, ослаблении принципа удовольствия в человеческой природе и возможном возвращении к принципу реальности. Однако необходимо заметить, что современное общество стало глобальным. Чрезвычайно выросла взаимосвязь различных культур между собой. Появился феномен взаимоподпитывания различных культур и их взаимозависимость. Западное общество и, прежде всего, США являются флагманом гедонистического мировоззрения и основным транслятором принципа удовольствия через индустрию развлечений: HOLLIWOOD, Интернет, фастфуд. Поэтому представляется, что некоторое ослабление гедонистических тенденций в западном обществе будет нивелироваться все более разрастающимся внедрением общества удовольствия во всем остальном мире. То есть гедонизм в западном мире уже не зависит только от внутренней логики и вероятной пресыщенности этим процессом, а начинает подпитываться импульсами извне, из тех культур, которые только встали на этот путь, уже опьянены его дурманом, и уже не готовы свернуть в сторону. Получая новую энергию, маховик индустрии развлечений, гедонизма и потребительства начинает раскручиваться все сильнее и остановить его импульсами из обществ, которые уже устали от этого процесса, теперь невоз-
можно. Гедонизм как «гобсовский Левиафан» начинает пожирать все, до чего может дотянуться. Действительно, о какой остановке идет речь, если кассовые сборы голливудских блокбастеров за счет новой киноаудитории растут с каждым годом, если ежедневно появляются новые точки сетей фастфуд по всему миру, если растут рынки сбыта продукции, поп-звезды популярнее политиков, а количество обращений за порно-контентом растет в арифметической прогрессии?11.
1 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1990. с. 199.
2 Щелоков К.С. Бюрократизация права: дис. … к.ю.н. М., 2008. с. 23-36.
3 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: 1979. с. 125
4 Там же. с. 133.
7 Аль-Хуссаини Р.Х. Гедонистические начала личности // Теория и практика общественного развития. 2012. N° 2. с. 34-37.
8 Байдакова М.Ю. Проблема воли в философии и христианской антропологии: дис. … к.ф.н. М., 2008. с. 8.
9 Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. М., 1994. с. 95.
10 Бьюкенен П. Дж Смерть Запада. М., 2007. с. 133.
1 Veber M. Protestantskaya etika i dukh kapitalizma. M., 1990. P. 199.
2 Shchelokov K.S. Byurokratizatsiya prava: dis. … k.yu.n. M., 2008. P. 23-36.
3 Diogen Laertskii. O zhizni, ucheniyakh i izrecheniyakh znamenitykh filosofov. M.: 1979. P. 125
4 Ibid. P. 133.
7 Al’-Khussaini R.Kh. Gedonisticheskie nachala lichnosti // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2012. No. 2. P. 34-37.
8 Baidakova M.Yu. Problema voli v filosofii i khristianskoi antropologii: dis. … k.f.n. M., 2008. P. 8.
9 Il’in I. A. Sobr. soch.: V 10 t. T. 1. M., 1994. P. 95.
10 B’yukenen P. Dzh Smert’ Zapada. M., 2007. P. 133.
^г Профессиональная Применительно к реалиям современного общества системати-
ЭТИка ^^^И зированно изложены нравственные основы правоохранительной
и деятельности. Рассмотрены этические основы специфики дея-
служебный
ЭТИКвТ тельности отдельных правоохранительных служб и учреждений.
Для студентов юридических вузов, изучающих курс профессиональной этики и служебного этикета, а также для практических работников системы правоохранительных органов.
Христианские идеалы и ценности, являющиеся глубинными основаниями современной западной цивилизации и отчасти в ней воплощенные, сегодня теряют свое былое значение: разрыв между ними и эмпирической реальностью нарастает. Оставляя в стороне причины этих сложных процессов, обратим внимание на то, какие идеалы и ценности утверждаются взамен уходящих. Ареал христианских ценностей начинают замещать ценности иного ранга и порядка — гедонистические.
Казалось бы, гедонизм — отжившая доктрина, со всей очевидностью продемонстрировавшая свою несостоятельность, и сегодня речь может идти лишь о том, что Р. Барт называл «отрыжками гедонизма». В действительности же гедонистический принцип удовольствия, взятый в качестве жизненной стратегии, оказался широко востребованным и в ушедшем XX в., и в наступившем XXI.
Современная культурная ситуация маркирована таким феноменом, как гипергедония — патологически повышенное стремление человека к удовольствиям, наслаждениям, развлечениям, что представляет реальную угрозу духовному миру человека. Можно без преувеличения утверждать, что в нашем мире понятие «гедонизм» стало относиться к кодовым.
Проблема утверждения гедонистических идеалов приковывает к себе внимание виднейших умов современности. Так, британский социолог З. Бауман считает, что рост гедонистских и эгоистических настроений является знаковым для нашего времени . Один из ключевых американских идеологов П.Дж. Бьюкенен, провозгласивший идею гибели евро-атлантического сообщества («Смерть Запада»), среди причин демографического кризиса, коллапса института семьи и брака особо выделяет гедонистическую мораль. Следование императиву «живи для себя и наслаждайся жизнью», стремление к максимальному комфорту, приоритет карьеры в ущерб семье, освобождение женщины (понимаемое радикальными феминистками как отказ от традиционной роли жены, матери и хозяйки дома), эгоизм и культ удовольствий — все это приводит к разрушению семьи и брака. Первые плоды гедонизма уже «кажутся ядовитыми».
«Какая сила, — задается Бьюкенен вопросом, — может противостоять песне сирен гедонистской культуры, песне столь обольстительной и призывной, песне, которую повторяют едва ли не все, кто обращается к молодежи, — Голливуд, MTV, «мыльные оперы», телепередачи, глянцевые журналы, по- MTV, «мыльные оперы», телепередачи, глянцевые журналы, по- , «мыльные оперы», телепередачи, глянцевые журналы, популярная музыка, дамские романы и прочие бестселлеры?» . Этот вопрос остается без ответа. Неуправляемая мoдель эгoистического гедoнизма в случае масштабнoгo распространения может привести к разрушению социальной системы. П. Дж. Бьюкенен не сомневается, что общества, создаваемые с целью обеспечения своим членам максимума удовольствия, свободы и счастья, в то же время готовят этим людям похороны.
Другой представитель американской политической элиты, З. Бжезинский, также вынужден признать, что создание в США общества потребления в последнее десятилетие привело к нарастающему гедонизму. Ситуация во многом напоминает времена заката Римской империи, крах которой был вызван, по мнению Бжезинского, тремя основными причинами: политическим разделом, культурным гедонизмом и финансовой инфляцией . Так, США, странам Западной Европы, считает Бжезинский, трудно справиться с культурными последствиями «тупого» социального гедонизма и резким падением в обществе центральной роли религиозных ценностей. Состояние западной культуры довольно проницательно характеризуется американским политологом как сочетание эскапистского гедонизма с духовной пустотой .
Д. Белл, крупнейший социальный мыслитель, подчеркивал, что центральное место в современной западной культуре занимает гедонизм. По его мнению, именно в 1960-е гг., в противовес пуританству, оформилась современная гедонистская мораль. Однако сдвиг в системе ценностей западного общества наметился еще раньше, в 1920-е гг., когда в результате массового производства и роста потребления стала преобразовываться жизнь среднего класса: аскетические побуждения начинают уступать место расточительным импульсам. В контексте постмодернистской культуры тема гедонизма, удовольствия и соблазна становится особенно актуальной. Постмодернистское общество избрало своим императивом наслаждение, а своей стратегией — соблазн. Идея жизни «не по духу», «а по телу», присущая современной западной цивилизации, была точно выражена французским философом Ж. Бодрийяром: «Теперь не говорят уже: «У тебя есть душа, ее надлежит спасти», но:
«У тебя есть пол, ты должен найти ему хорошее применение», «У тебя есть бессознательное, надобно, чтобы «оно» заговорило», «У тебя есть тело, им следует наслаждаться», «У тебя есть либидо, нужно его потратить» и т.д. .
Накатившая мутная волна гедонизма накрыла современную культуру, изменила ее облик. По мнению французского философа Ж. Липовецки, изменившийся стиль жизни изменил тип культуры, за которым последовали коренные изменения в обществе, его нравах, в современном человеке, живущем в эпоху массового потребления; возник совершенно новый способ социализации и индивидуализации, началась новая фаза в истории западного индивидуализма. Результатом этих перемен стало появление нового типа человека с повышенным вниманием к самому себе и своему телу, заботящегося о собственном благополучии, которого Липовецки именует нарциссом. На смену дисциплинарной социализации идет гедонистическая персонализация, связанная с раскрепощением личности, нейтрализацией социального пространства и оживлением сферы частной жизни .
В современном гедонистическом обществе происходит процесс деформации личности, обусловленный сужением горизонта ее бытия, разрушением ценностной вертикали, господством «внешнего человека» над «внутренним». И жизнь человека, и сам человек в таком мире овнешневляются, теряя существенность, глубину, внутреннее содержание; неизбежным следствием гедонизма является духовный кризис, утрата человеком чувства гражданственности, индивидуализм, эгоцентризм и безразличие к общему благу, озабоченность только своими частными интересами.
Гедонистические устремления человека оборачиваются опустошенностью и смысловой выхолощенностью: плененный «хищными вещами» и соблазнами, он тратит свои силы и энергию на поиск новых, еще не испытанных удовольствий. Жизнь «не по духу», а «по телу» — следствие нарушения должной иерархии антропологических ипостасей. «Утилитарные и гедонистические ценности «цивилизованного мира», — отмечает Б.Н. Тарасов, — производят такую огранку человеческой души, при которой незаметно атрофируется ее «высшая половина», а воля приковывается к низшим этажам существования» .
Невостребованность метафизических глубин, разрушение сакральных основ бытия ведут к угасанию духа, к атрофии созидательных способностей. Нигилизм по отношению к высшим ценностям и эгоистическое своеволие сопряжены с неизбежной вседозволенностью. Гипертрофия гедонистического начала, характерная для современной цивилизации, видоизменяет саму природу человека: происходит упрощение человеческого сознания, обеднение его ценностно-смысловой сферы, редуцируется духовное измерение человеческого существования.
В культуре влияние гедонизма сказывается, прежде всего, в снижении уровня духовных ценностей, в адаптации произведений искусства к ожиданию и спросу потребителей, в установке на развлекательность. Мощная индустрия удовольствий и развлечений, созданная в современном обществе, — своеобразный индикатор популярности гедонистических ценностей. Культ гедонизма и чувственных наслаждений — характерная черта современной массовой культуры. Усиление акцента на развлекательность и удовольствие в массмедиа проявляется в таком феномене, как «инфотеймент». В режиме гедонистической нацеленности работает реклама, занимающая сегодня место идеологической индокринации. Современные средства массовой коммуникации сыграли решающую роль в том, что гедонизм стал ведущей ценностной ориентацией молодежи.
Гедонизм эволюционирует, порождая новые формы. Так, французский писатель Фредерик Бегбедер, автор романа «Романтический эгоист», называет открытый им вид гедонизма апокалипсическим гедонизмом. «Романтический эгоист», гедонист понимает жизнь как «долгий уик-энд с бокалами бурбон-колы» и убежден, что никто не имеет права помешать ему получить удовольствие (словить кайф) даже на фоне мировых катаклизмов, включая 11 сентября. «Апокалипсический гедонизм — вот правильное состояние духа на сегодняшний день. Раз уж мы уверены, что небо непременно рухнет нам на голову, надо немедленно начать жить на всю катушку, это самая здоровая реакция … После 11 сентября мы ничего не должны откладывать на завтра, потому что неизвестно, состоится ли оно» . Бегбедер предлагает «оттянуться напоследок», ведь «третья мировая война — мощный афродизиак».
Горячий и примитивный гедонизм с его философией carpe diem, с его лозунгами «наслаждаться без стеснений», «все и сию же минуту», отходит в прошлое; но вместо безудержного гедонизма возникает гедонизм рациональный, гигиенический, просвещенный. Развиваются технологии с целью приведения человека в надлежащую форму, внедряются щадящая медицина, диетические режимы, средства для релаксации, появляется уйма всяких снадобий по уходу за собой. Эра гедонизма продолжается.
Список литературы
Галина Васильевна Патракова — руководитель филиала Тюменского государственного университета в г. Сургут