Ничего загадочного тут нет, если знать, что пришедшая к нам из Греции приставка «анти», может употребляться в значении «вместо». То есть название «Антипасха» указывает на то, что этот день «вместо Пасхи». И в этот день вместо Воскресения Христова произошло событие, напоминающее о нем и утверждающее его. А именно явление Воскресшего Христа апостолам. Случившееся напомнило нам о радости Воскресения Христова и обновило для нас эту радость.
В этой связи сегодня в храмах и вспоминают об апостоле Фоме, усомнившемся в том, что Иисус воскрес. Это сомнение Фомы неудивительно: воспринять великое чудо Воскресения Христова — событие надмирное, превосходящее любой человеческий опыт, было не так-то просто даже для учеников Христа, апостолов. Вот что рассказывает нам Евангелие от Иоанна: «В тот же первый день недели, вечером, когда двери дома, где собрались ученики Его, были заперты, пришел Иисус, стал посредине, и говорит им: «Мир вам!» Сказав это, Он показал им и руки и бок. Ученики обрадовались, увидев Господа». Для воскресшего Христа затворенные двери не были препятствием, преображенное после Воскресения тело Господа не подчинялось законам физического мира, и мы можем только предполагать, насколько сильно были поражены ученики Спасителя, еще не отошедшие от горя, от трагических событий последних дней земной жизни Иисуса.
Представьте: вот они, сметенные Его крестной смертью, опечаленные и подавленные, видят, как Иисус вдруг появляется в закрытом доме! Естественная реакция — недоумение, недоверие к тому, что зрят глаза. И дело тут не только в учениках. Богословы склонны считать, что преображенное тело Христа стало особенным, у апостола Павла есть подсказка, когда он говорит о теле по воскресении из мертвых как о «теле духовном». Но, рассуждая об этом, мы вступаем на зыбкую почву догадок, поэтому лучше вернемся назад, к точному рассказу Евангелия.
Итак, ученики Спасителя поражены, «они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа, — читаем у евангелиста Луки. — Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними». Скорее всего, считают богословы, Господь ел не потому, что Его тело нуждалось в пище, как это было до смерти и Воскресения, а для того, чтобы убедить Своих учеников, что Он телесен, что Он не дух.
Апостол Фома — верный и отважный ученик Христа, в это время пребывал где-то в другом месте. Поэтому, когда апостолы рассказали ему о произошедшем, он усомнился и сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».
В народе к имени Фомы прочно приклеилось словечко «неверующий», что несправедливо. Фома — один из первых апостолов Иисуса, был как раз предан и верен Ему вплоть до смерти. Когда Иисус решает идти в Иерусалим, чтобы воскресить умершего друга Лазаря, ученики останавливают Его: «Не ходи, это опасно! Давно ли враги искали побить Тебя камнями? А Ты хочешь туда вернуться!» Апостолы боятся за своего Учителя, страшатся и за свою жизнь, это естественно, но Иисус говорит: «Пойдем!», и Фома первый поддерживает Христа, призывая остальных: «Пойдем и мы умрем с ним!» Такова верность «неверующего» Фомы. То есть речь здесь идет не о неверии как неверности, а о критичном отношении к происходящему. Фома критичен, он материалист — ему надо самому осязать раны от гвоздей, вложить руки в ребра, пронзенные копьем при распятии. Но разве мы не такие же?
«Через восемь дней Его ученики снова были вместе, на этот раз с ними был и Фома. Дверь была заперта. Иисус вошел, стал в середину и сказал: «Мир вам!» Затем говорит Фоме: «Протяни сюда палец и посмотри на Мои руки. Протяни руку, вложи ее в рану на боку!..»» — Иисус будто бы слышал, то что говорил Фома без Него! И затем Господь произносит слова, обращенные не только к Фоме, ко всем нам: «И не буди неверен, но верен».
Понятие «вера» включает в себя такие качества, как твердость, верность, доверие. «Не будь неверен, но верен!» — призывает Господь. И Фома слышит этот призыв. «Господь мой и Бог мой!» — воскликнул Фома. Фоме уже не нужно осязать раны, ему уже не нужны доказательства. «Ты поверил потому, что Меня увидел, — говорит ему Иисус. — Блаженны не видевшие и уверовавшие». Вот это новое явление Воскресшего Христа Своим ученикам, апостолам и отмечается Антипасхой.
Светлая неделя, Светлая седмица, самая торжественная часть празднования Светлого Воскресения Христова, закончилась. Но сам праздник Пасхи еще продолжится, вплоть до Вознесения Господня (28 мая 2020г).
Содержание
Морфологические и синтаксические свойстваПравить
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | Антипа́сха | Антипа́схи |
Р. | Антипа́схи | Антипа́сх |
Д. | Антипа́схе | Антипа́схам |
В. | Антипа́сху | Антипа́схи |
Тв. | Антипа́схой Антипа́схою |
Антипа́схами |
Пр. | Антипа́схе | Антипа́схах |
Ан-ти-па́с-ха
Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).
Приставка: Анти-; корень: -пасх-; окончание: -а.
ПроизношениеПравить
- МФА:
Семантические свойстваПравить
ЗначениеПравить
- православный праздник, празднуемый в первое воскресение после Пасхи, в который воспоминается явление воскресшего Иисуса Христа апостолам и уверение апостола Фомы ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
СинонимыПравить
- неделя святого Фомы, Фомина неделя, Фомино воскресенье, Красная горка
ГиперонимыПравить
- праздник, день недели
ГипонимыПравить
ЭтимологияПравить
Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить
- Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
- Добавить необходимые разделы в «Семантические свойства» (Синонимы, Антонимы, Гиперонимы, Гипонимы)
ПереводПравить
БиблиографияПравить
Для улучшения этой статьи желательно:
07:05, 19.10.2020 3896
Народный праздник Фомин день отмечается 19 октября.
На Руси Фому, несмотря на прозвище «неверный», чрезвычайно почитали. В народе принято в этот день кормить хлебной горбушкой тех, кто страдает каким-либо недугом. Люди верили, что это поможет больному быстрее справиться с болезнью. Если на Фомин день рождается ребенок, то также печется каравай из пшеничной муки. Отломленная краюшка посыпается солью и подносится к малышу.
Перед наступлением праздника было принято подводить итоги года и подсчитывать доход от ведения хозяйства. Если удавался урожайный год, вечером на праздник устраивали настоящий пир.
Фому на Руси почитали как покровителя трезвых хороших работников, рачительных хозяев, у которых дом — полная чаша. Апостол считается сторонником бережливости и скромности, покровителем честных тружеников, противником любителей брать нахрапом, выезжая на чужом горбу.
В этот день повзрослевших и принявших решение жениться сыновей отцы отводили в сусеки и показывали на некоторые закрома с зерном, которыми они могли пользоваться. Таким образом кромятся сусеки, то есть делятся.