На ivi премьера — христианская спортивная драма «Победитель». Вспомнили по этому поводу еще несколько фильмов, где говорится о Боге и христианской морали.
Победитель
Джон Харрисон, тренирующий баскетбольную команду христианской школы «Brookshire», живет мечтой о победе в чемпионате штата, но из-за закрытия одного из градообразующих заводов сталкивается с большими сложностями и вынужденно берет на себя тренерство команды, занимающейся бегом по пересеченной местности — спортом, который он не считает достойным. Позже выясняется, что вся его «команда» — одна неблагополучная девочка Ханна, страдающая астмой. Благодаря поддержке семьи и своему неравнодушию мужчина узнает подробности судьбы Ханны и понимает, что не должен оставлять девочку один на один с собой…
Прорыв
История чудесного спасения четырнадцатилетнего подростка Джона, который провалился под лёд озера в Миссури. Когда мальчика достали из воды, было уже поздно, он не дышал. Но Джона доставили в больницу, а его приёмная мать Джойс не сдалась и продолжала молиться.
Можно только представить
История создания главного хита музыкальной группы MercyMe — «I Can Only Imagine». У Барта Милларда, написавшего её, было тяжелое детство и сложные отношения с отцом, не разделявшим ценностей сына. Но повзрослевший Барт все же смог простить его и посвятил умершему папе песню, ставшую христианским синглом номер № 1 в Америке.
Хижина
У Мака беда — умерла его маленькая дочка. Её похитил маньяк, и даже тело не нашли, только окровавленные вещи. Религиозный Мак тяжело переживает потерю и все время задает Богу вопрос «за что?». А однажды он получает от Папы (так он зовет создателя) приглашение на встречу…
Варавва
Все мы знаем историю о том, как между преступником и Иисусом толпа выбрала даровать свободу первому. Художественный фильм российского режиссера Евгения Емелина дает нам возможность увидеть, как сложилась жизнь помилованного народом Вараввы.
Интервью с Богом
Молодой журналист Пол Эшер вернулся в Нью-Йорк из командировки в Афганистан, где вера мужчины пошатнулась от увиденного. В непростой для Пола период у него появляется возможность взять интервью у таинственного человека, который называет себя Богом.
Сын Божий
История жизни Иисуса Христа от Рождения и до Вознесения.
Молчание
Это история о двух членах монашеского ордена иезуитов, которые в семнадцатом веке прибыли в Японию, где были запрещены и католицизм, и контакты с иностранцами. Фильм Мартина Скорсезе.
Отважные
Драма о четырех полицейских, хорошо выполняющих свою работу, их семьях и истинных христианских ценностях.
Серфер души
Биографическая история серфингистки, которой в 13 лет откусила руку акула. Вера и любовь Бетани Хэмилтон к серфингу дали ей мужество, смелость и упорство. Травмированная девушка повторно встала на доску через месяц после выписки из больницы, очень скоро смогла вернуться в спорт и стать призером нескольких крупных соревнований.
Чудеса с небес
Семья Кристи и Кевина Бим — благополучная и счастливая: у них есть большой дом и три чудесных девочки. Но однажды случилась беда, средней дочери Анне поставили страшный диагноз. Тяжелая болезнь быстро убивала ребенка, и никакое лечение не помогало. Но Кристи не смирилась с мучительной смертью дочери и искренне верила, что вместе они пройдут этот путь и всё снова станет как было.
Библейские притчи
Для самых маленьких. В основу российского мультсериала положены четыре поучительные притчи, рассказанные Иисусом.
Продолжаем наши зимние киноподборки, на сей раз — фильмы о священниках. Понятно, что фильмов, где фигурирует священники, пруд пруди, поэтому подборка выйдет субъективная; но эту субъективность мы компенсировали разнообразием.
«Письма отцу Якобу» Клауса Хярё — может быть, не шедевр, но любимый многими фильм. Амнистированная уголовница устраивается работать к старому слепому священнику: читать ему письма разных людей, обращающихся к священнику за советом и молитвой. Одновременно грустный и радостный фильм о вере.
«Третье чудо» — фильм Агнешки Холланд. Замечательный фильм о чуде (и не только). В центре — священник, которому поручено «расследовать» подлинность чудес, и цыганка Хелен (умершая к началу действия), которую «подозревают» в святости.
«Месье Венсан» («Господин Венсан», «Монсеньор Венсан»; 1947 г.) Мориса Клоша — классика кинематографа, прекрасный фильм — «житие»: без пафоса, елейности и пр. Фильм рассказывает о главных вехах пути Венсана де Поля, католического святого, прославившегося делами милосердия. Лента включена в список 45 лучших, по мнению Ватикана, произведений кинематографа.
Содержание
- «Проблемные» фильмы
- Священство и царство
- Экранизации великих романов о священниках
- Священники в жанровом кино
- Самый главный: Пий XIII
- Самый сексуальный: священник из «Дряни»
- Самый технологичный: отец Патрик МакКенна
- Самый демонический: Урбен Грандье
- Самый фанатичный: иезуит Франсиско Гарупе
- Самый предприимчивый: отец Джон Флаэрти
- Самый советский: отец Александр
- Самый стойкий: отец Майкл Логан
- Самый экологичный: отец Эрнст Толлер
- Самый семейный: Джейкоб Фуллер
«Проблемные» фильмы
«Назарин»: Андрей Тарковский считал этот фильм лучшим у Бунюэля (и не только Тарковский). Священник пытается служить так, как этого требует Евангелие: удивительно ли, что у мира это не вызывает ничего, кроме ярости и отторжения? «Назарин» — история об отношениях святости и мира; некая вариация на тему Страстей. «Назарин» вызывает некоторое недоумение: добродетель священника показана как бы слишком беспомощной, зло мира — уж слишком невосприимчивым к святости; финал — неоднозначен и тревожен. Независимо от того, как это понимал сам режиссер, христиане знают: Евангелие — это отнюдь не пасторальная история; это история о том, как люди откликнулись на пришествие Бога Любви: они распяли Его; христиане же знают, что Он воскрес. Хотел или не хотел этого Бунюэль, фильм ложится в этот контекст.
«Причастие» (1962; название англоязычной версии — «Зимний свет») — вторая (центральная) часть «трилогии веры» Ингмара Бергмана. Священник, овдовев, теряет веру в Бога. «Какой абсурдный образ!» — говорит он, смотря на распятие. Через тяжелую хладность и пустоту в конце он всё же сможет сказать Богу: «Свят, свят, свят еси, Всемогущий Боже. Исполнены небо и земля славы Твоей»…
«В твоих руках» Аннетт Олесен — мощное современное религиозное высказывание. Анна поступает на работу священницей в женскую тюрьму. Там она встречает Кейт — великую грешницу и… святую, чудотворицу. Фильм о «всамделишней святости» и «всамделишном» грехе. Фильм входит в проект «Догма 95» Ларса фон Триера. Помимо «актуальности» женского священства, этот фильм интересен вот чем: протиборством священника (священницы), как бы благочестивой, но на деле — грешницы, и святого (святой), как бы грешницы, а деле — собственно святой.
Священство и царство
«Царь» Павла Лунгина — история о противостоянии Грозного царя и святителя Филиппа, палача и жертвы, великого грешника и святого. Сколь бы много бессмысленных споров ни велось вокруг Грозного и вообще вокруг власти, Церковь здесь высказалась вполне однозначно: Церковь, Чей Глава невинно казнен Римской империей, канонизировала святителя Филиппа, но — конечно! — не его убийцу. Об этом — прекрасный фильм Лунгина.
«Бекет» Питера Гленвилла — главный герой фильма — Томас Бекет, архиепископ Кентерберийский, святой католической Церкви, одна из центральных фигур английской истории XII в. Томаса Бекета можно назвать английским Златоустом. Как и константинопольский святитель, он восстал против власти — короля Генриха II, хотевшего использовать Церковь в своих интересах. Их борьба, как и в случае со Златоустом, окончилась мученической смертью праведника. Драма о противостоянии святости и мира, Церкви и власти, искушениях и мученичестве. Фильм прекрасен тем, что показывает житие святого «в динамике» — от бурной и грешной молодости к святости. Замечательный, уже давно ставший классическим фильм.
«Жизнь за жизнь» Кшиштофа Занусси — фильм, основанный на реальных событиях. Священник-францисканец Максимилиан Кольбе, канонизированный Католической церковью, был узником Аушвица — символе того зла, что несет власть. Там он добровольно пожертвовал жизнью ради незнакомого ему человека.
Экранизации великих романов о священниках
«Дневник сельского священника» — экранизация романа Жоржа Бернаноса. Вероятно, лучший фильм Робера Брессона, один из величайших фильмов в мировой истории. Молодой священник пытается преобразить жизнь своего прихода в истинно христианском духе, но сталкивается с мощным сопротивлением. Главная тема фильма — борьба святости и пошлости — исполнена здесь поистине гениально. Ко всему прочему «Дневник сельского священника» — прекрасная иллюстрация слов апостола Павла о том, что «мы сделались посмешищем миру»: святость для мира — нечто крайне позорное. Как позорен в глазах мира — Крест. Это главная тема Бернаноса, гениально воплощенная в «Дневнике сельского священника»: священник где-то в провинции, «в старом христианском приходе» пытается просто помочь людям жить по-евангельски: и, кажется, ничего кроме смеха, жестокости и подлости это живое присутствие святости не вызывает…
«Под солнцем Сатаны» — фильм Мориса Пиала, в роли аббата Донисса — Жерар Депардье. Фильм взял «Золотую пальмовую ветвь». Экранизация одноименного романа Бернаноса. «Под солнцем Сатаны» — ранний роман Ж. Бернаноса о девушке, которая оказалась в центре борьбы Сатаны и Бога. Бернанос, начав роман как социальную драму, превращает ее в метафизическую. В центре романа «Под солнцем Сатаны» — судьба двух героев: аббата Донисса — священника, сомневающегося в своем призвании, и девушки Мушетты — родившей мертвого ребенка, погрузившейся в безумие. Оба героя встречаются с самим Сатаной… «Под солнцем Сатаны» — роман крайне трагический, жесткий и в своем социальном плане, и в плане метафизическом: борьба добра со злом — действительно борьба, а не какая-то абстрактная схема.
«Ключи от Царства Небесного» Джона Стала — экранизация главного романа Арчибальда Кронина, образца подлинно христианской литературы. История священника Фрэнсиса Чизхолма: несчастная любовь, учеба, первый приход, проповедь в Китае и старость на родине. Кронин сумел показать, что истинная кротость и смирение не отрицают, а предполагают смелость, свободу и дерзание. Вечная борьба кротости и фарисейства, смирения и жестокости, святости и мира. «Ключи Царства» — редкий пример увлекательной, осознанно христианской литературы, вышедшей действительно «легкой» (по чтению, содержание «Ключей Царства» в общем трагическое), а главное — искренней, честной, без нравоучений (может быть, правда, несколько сентиментальной).
«Беглец» — экранизация романа Грэма Грина «Сила и слава». Режиссер: Джон Форд, один из выдающихся голливудских кинематографистов, один из классиков вестерна. Впрочем, своей «специальностью» (Дикий Запад) он тяготился и жалел, что мало снимал фильмов на другие темы. А вот «Беглеца» как раз он очень любил. К тому же в фильме играли лучшие актеры того времени. Экранизация получилась действительно достойная, во всяком случае фильм создавался более 50 лет назад и его до сих пор помнят (хотя надо признать, что образ главного героя «прилизан» по сравнению с книгой). «Сила и слава» — гениальный роман Грэма Грина, пример подлинно христианской литературы. Священник в эпоху гонений. Священник — блудник, алкоголик, трус… Зачем он остался в этой стране? Его презирают (как и он сам себя, впрочем), преследуют как зверя, наконец убивают. Искренняя, даже жесткая история о грехе, служении Христу, святости. О том, что святость в каком-то смысле неприглядна. О том, что есть единственное горе — не быть святым. И главное: то, что мир считает поражением, для Неба — величайшая победа. С. С. Аверинцев справедливо говорил о романе «Сила и слава» Грэма Грина как об одном из самых аутентичных свидетельств христианства XX века — христианства, оставившего себе только Крест.
Священники в жанровом кино
«Я исповедуюсь» — самый «христианский» фильм Альфреда Хичкока (берем в кавычки, так как сомнительно, что сам режиссер согласился бы с таким определением). Характерно, что этот фильм не пользовался признанием современников (хотя взял Гран-при в Каннах). Зритель насладится классическими для Хичкока саспенсом, тонкой психологией и напряженным сценарием. Священник исповедует убийцу и сам попадает под подозрение: но ведь он не может разгласить тайну исповеди… Опять же характерно, что, по первоначальной задумке режиссера, священника должны были казнить, но режиссеру пришлось изменить сценарий в сторону хеппи-энда.
«Ангелы с грязными лицами» Майкла Кёртиса — фильм 1938 г., общепризнанная классика. На первый взгляд, это обычный голливудский фильм, гангстерская драма, каких тогда было много (и чисто внешне опять же это шедевр данного жанра). В «Ангелах» мы, однако, видим, как, блестяще исполнив внешние черты жанра, создатели перевернули его суть, грубо говоря, «разоблачили» гангстерскую драму. Сюжет следующий: два подростка, Рокки и Джерри, совершают кражу, Рокки попадается. Вследствие этого он становится бандитом, а Джерри — священником. Это зачин. Бессмысленно рассказывать весь фильм, опишем лишь его гениальный финал. Пережив множество перипетий, Джерри оказывается приговоренным к смерти. Рокки, после той первой кражи сделавший делом своей жизни борьбу с криминалом и его популярностью в тогдашнем американском обществе, просит у Джерри невозможного: перед смертью не вести себя как герой, а унизиться, выглядеть «трусливой крысой», тем самым развенчав миф о «бравых бандитах». Так гангстерский фильм оборачивается историей про смирение, уничижение, про «быть посмеянием и позорищем миру».
«Отходная молитва» — не самый плохой пример «массового кино» с христианскими мотивами. «Драматический триллер» по форме (и вполне на уровне этого жанра), по сути — история раскаяния. Ирландский террорист случайно подрывает школьный автобус. В ужасе он решает покончить со своей прежней жизнью, но для этого он должен совершить еще одно убийство. Случайным свидетелем оного становится священник. Далее — история покаяния на фоне «драматического триллера». Режиссер: Майк Ходжес. В главных ролях: Микки Рурк, Боб Хоскинс, Алан Бейт.
«Пастырь» Левина Уэбба — типичный детективный триллер. Здесь мы его предлагаем как образчик «мейнстрима», но с христианской тематикой и не без «глубины». Ловкому и вполне «светскому» отцу Дэниэлу поручено загладить скандал: другого священника обвиняют в убийстве. Здесь начинается собственно «детектив» и «триллер». Детектив — прекрасная метафора поиска истины, триллер — стояния над бездной (Честертон и Достоевский с разных сторон показали, как все это можно использовать в христианском искусстве). «Пастырь» — неплохая попытка в этом духе: отец Дэниэл, все больше погружаясь в грязь и ужас в поисках истины, вспоминает, кто он: Божий служитель.
«Крест и нож» Дональда Мюррея — христианский проповедник обращает членов подростковых банд Нью-Йорка к Богу. Фильм «Крест и нож» создан по мотивам книг пастора Дэвида Вилкерсона «Крест и нож» и его друга бандита Никки Круза «Беги, малыш, беги». Обе книги повествуют об обращении подростковых банд к Господу. Книги и соответственно фильм основаны на реальных событиях.
«Город мальчиков» Нормана Таурога — классика кино. Пять номинаций на «Оскар» (два — приза). Своего рода христианская «Республика ШКИД» — католический священник создает приют для трудных детей. Эта идея пришла священнику после исповеди приговоренного к смертной казни. «Город мальчиков» в действительности существовал, как и его создатель отец Эдвард Дж. Флэнэгэн, и существует до сих пор. Воспитанники говорили о священнике: «он не суровый отец, а брат».
Под конец — экранизации рассказов об отце Брауне — одном из самых обаятельных образов священника в мировой культуре; сами рассказы — классика детектива и прекрасная литература:
— Британский телевизионный сериал в лучших традициях прекрасных английских ТВ-экранизаций классики.
— Английский фильм 1954 г. Священник-детектив в исполнении Алека Гиннесса многими до сих пор считается лучшим. Экранизация рассказа «Сапфировый крест».
— «Паршивая овца» и «Пагубная страсть» — две немецкие экранизации.
— Советский (литовский) двухсерийный фильм «по мотивам новелл Г. К. Честертона». Источником послужил не только «отец Браун», но и «Хорн Фишер».
Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!
Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!
Автор статьи: Владимир Шалларь
Редактор медиатеки «Предание.Ру»
-
Никогда еще со времен Высокого Возрождения эстетика католицизма не казалась такой притягательной: в XVI веке все ходили смотреть богатые росписи в соборах, а сейчас мы смотрим богатый сериал Паоло Соррентино, явивший зрителям Ватикан во всем его ренессансном блеске. Да еще и с совершенно нетипичным папой Джудом Лоу, словно сошедшим с фресок Микеланджело. Неудивительно, что пока папа Лоу лежал в коме, в которую впал в финале «Молодого Папы», Netflix подсуетился и выпустил душеспасительных «Двух Пап», где не такие молодые Энтони Хопкинс и Джонатан Прайс играли реальных понтификов — Бенедикта XVI и его преемника Франциска, обсуждающих вопросы духовности и современности. А сейчас Лоу возвращается к жизни в новом сезоне (теперь он называется «Новый Папа»).
Рассказываем подробнее об этом и других выдающихся изображениях священнослужителей в кино.
Самый главный: Пий XIII
«Молодой Папа», «Новый Папа»
Американский сиротка из приюта выбился в наместники святого Петра. История успеха почище той самой, с которой две с лишним тысячи лет назад все и началось. Этот папа не просто молод, он подлинный сын своего века: инфантилен, как Дональд Трамп, капризен, как рок-звезда, бессодержателен, как настоящий герой постмодерна. Неоромантик, абсурдист, экстремист. «Молодой Папа» — во многом провокация; его до рокового конклава и звали Ленни, как самого оскорбительного комика в истории — Ленни Брюса. Пий XIII курит, требует вишневую колу, любит нарядное облачение и власть, но не божественной, а скорее, масскультовой природы; власть, понятную тому, кто глядит с балкона площади Святого Петра не вверх, а вниз, где собирается толпа страждущих. Кажется, что наиболее сексуальная черта героя Джуда Лоу как раз в его неуверенности относительно того, а есть ли над ним кто-то еще. Есть ли Всевышний? А сомнение всегда идет рука об руку с искушением.
Сериал можно смотреть на КиноПоиск HD по подписке «КиноПоиск + Амедиатека».
Самый сексуальный: священник из «Дряни»
«Дрянь»
Кажется, до появления во втором сезоне «Дряни» даже самые искренние поклонники Эндрю Скотта не назвали бы его секс-символом. Конечно, этот актер часто играл запоминающихся персонажей второго плана (бывало, что и священников, как в «Зале Джимми» Кена Лоуча), а иногда даже симпатичных злодеев (типа Мориарти в «Шерлоке»), но точно не секс-идолов. Святой отец из «Дряни» — воплощенное желание. Настолько нестерпимое, что даже имени у него, кажется, нет (впрочем, как и у главной героини). По нему вздыхают все: и Дрянь, и Господь Бог, и даже прикинувшийся лисой Люцифер. Видимо, хорошо подобранные сутана и мантия способны творить чудеса не меньшие, чем искренняя молитва. Не зря же персонаж Скотта совершает за ними паломничество аж в Италию. Где еще найдешь столу истинно сливового цвета? Роман этого героя с Дрянью развивается по хорошо знакомому сценарию любовного треугольника, в качестве третьей и самой мощной вершины которого ожидаемо вырастает Святой Дух.
Самый технологичный: отец Патрик МакКенна
«Ангелы и демоны»
Папа умер, теперь на его месте Юэн Макгрегор, приемный сын из Ирландии. Ангельский вид Патрика может ввести в заблуждение не только конклав, но даже бывалого профессора Лэнгдона. Рыжий британец Макгрегор, конечно, не так безупречен, как его соотечественник Джуд Лоу, однако его план взобраться на святой престол с помощью антиматерии и запугивания Рима иллюминатами не может не поразить; это единственный священник из данного списка, умеющий управлять вертолетом! В финале он, словно Темный рыцарь, взмывает над родным Ватиканом с бомбой, которая должна взорваться в римском небе звездой ярче Вифлеемской. Готэм будет спасен.
Самый демонический: Урбен Грандье
«Дьяволы»
Принявший в 28 лет католичество Кен Рассел не терпел разговоров о нравственности и частенько оскорблял общественный вкус. В экранизации Олдоса Хаксли он делает это первым же титром, утверждая, что все изображенное на экране имело место в реальной жизни, а совпадения с реально жившими людьми отнюдь не случайны. Действительно, ничего случайного: Рассел и правда видел в церкви поразительный репрессивный механизм, столетиями питавший экстазы духовных прозрений подавлением сексуальной и творческой энергии человека. В этом духе и развивается сюжет фильма, подкрепленного размашистой сценографией Дерека Джармена. «Сатана всегда искушает нас тем, что наиболее приятно», в данном случае свободой воли. Главный герой «Дьяволов», сыгранный Оливером Ридом, монсеньор Урбен — воплощенное сластолюбие и любовь к жизни, региональный политический хищник, которого закономерно пожирают хищники побольше — кардинал Ришелье и король Людовик XIII.
Самый фанатичный: иезуит Франсиско Гарупе
«Молчание»
Соблазнительным отца Гарупе не назовешь — сказывается тот факт, что в процессе подготовки к роли миссионера-иезуита Адам Драйвер сбросил двадцать с лишним килограммов. Зато истязание плоти одухотворило облик актера. Он не так сладостен, как его партнер по фильму Эндрю Гарфилд. Вдруг как-то особенно резко проступили на лице скулы, заострился нос, оттопырились уши, а глаза заблестели светом истинного религиозного фанатизма. Впрочем, и без мышечной массы, набранной в «Девочках», этому Гарупе было чем поразить японских аборигенов — если не истинно самурайской решительностью в проповеди, то хотя бы ростом под два метра. Оставленный своим другом, отцом Родригесом, который никак не может расслышать голос Всевышнего, Гарупе проходит свой путь до конца, жертвуя ради веры множеством чужих жизней и в конце концов своей собственной. Подобное упрямство, конечно, заслуживает высокой оценки у феодалов страны Восходящего солнца.
Самый предприимчивый: отец Джон Флаэрти
«Монсеньор»
Молодому капеллану из Бруклина, сыгранному Суперменом Кристофером Ривом, как и любому сверхчеловеку, не чуждо ничто человеческое. Например, когда наступает враг, он, прикрывая товарищей, вполне может встать за пулемет. С концом войны человеческое в его душе заявляет о себе с еще большей прямотой. Оказавшись финансовым советником при Ватикане, отец Флаэрти превращается в знатного спекулянта. С одобрения кардиналов он начинает ввозить американские сигареты и толкать их сицилийцам, а вырученные деньги вкладывать в акции. Соблазном куда более дьявольским, нежели игра на бирже, становится встреча с послушницей одного из монастырей. «Все мои романы оканчиваются катастрофой, поэтому я решила стать монахиней», — скажет она, прежде чем лечь с падре в постель.
Самый советский: отец Александр
«Ищу мою судьбу»
Советское кино далеко не всегда изображало служителей культа комическими стариками, мечтающими только о материальном (как отец Федор из «12 стульев» или отставший от автобуса поп-пьянчужка в «Королеве бензоколонки»). Отец Александр (Эдуард Марцевич) из фильма Аиды Манасаровой — настоящий советский инженер, пусть и не космических ракет, а человеческих душ. Ходит по большей части в штатском, участвует в субботнике, пишет теологическую диссертацию, жонглирует цитатами из Маркса-Энгельса, женат на холодной красавице (матушка, как настоящая номенклатурная супруга, все по курортам да санаториям). Немудрено, что такой видный мужчина тут же попадет в ловушку любовного треугольника и в итоге предпочтет любовь веселой атеистки Надежды черной «Волге», центровому приходу и продвижению по службе.
Самый стойкий: отец Майкл Логан
«Я исповедуюсь»
Как бы ни был красив молодой Монтгомери Клифт, расхаживающий по темному собору в расстегнутой сутане, но свое пастырское дело он знает: сначала исповедует убийцу, а затем достойно хранит тайну исповеди. Даже перед лицом суда, который вполне может приговорить его самого к смерти, ведь преступник был в облачении священника. «Я исповедуюсь», возможно, не самый известный и не самый удачный фильм Хичкока. Он маловато собрал в прокате, а сам автор впоследствии сетовал, что фильму не хватило какого-то блеска и нюансов. Сказалось режиссерское воспитание: как известно, начальное образование мастер саспенса получил в иезуитском колледже. И история католического священника, раздираемого изнутри конфликтом посильнее эротического (хотя есть в фильме и любовная линия), не предполагала особой игривости. Другое дело, что в протестантской Америке страдания связанного обетами падре особого понимания не встретили.
Самый честолюбивый: отец Ральф де Брикассар
«Поющие в терновнике»
«Какой грех вы совершили, какой священный обет нарушили? Что такого сделали, что церковь отослала вас аж в Австралию», — допытывается у отца де Брикассара матриарх семьи Клири, Мэри Карсон. Внешность Ричарда Чемберлена действительно вызывает у окружающих вопросы и чувства, не вполне совместимые с его обетами. По нему сохнет и стар и млад — и седовласая помещица, и девочка-подросток. Но сам падре, кажется, всерьез стремится лишь к одному — заветному сану — и успешно разменивает свою привлекательность на церковную карьеру. «Прекрасно могу представить вас кардиналом, вам бы так пошел красный!»
Самый непонятливый: отец Ф.
«Секс в большом городе»
Четыре всадницы секс-апокалипсиса в поисках идеального мужчины наскакивают на францисканца с испанским акцентом и дерзким пробором (Костас Мэндилор). И всесильная Саманта отправляется в церковь, чтобы соблазнить святого отца перспективой прибытия Дональда Трампа на одно из приходских мероприятий для нищих (она ведь пиарщица). После куртуазного диалога грядет двухчасовой сеанс мастурбации на открытку со святым Франциском. «Этакие «Поющие в терновнике»», — комментирует произошедшее начитанная Кэрри. Все это было бы смешным, если бы не отдавало чистейшей порнографией или, точнее, прелюдией к чистейшей порнографии, до которой «Секс в большом городе», впрочем, никогда не доходит. Пронять священника Саманте не удается.
Самый экологичный: отец Эрнст Толлер
«Дневник пастыря»
Прямой наследник грустных пастырей из «Дневника сельского священника» Брессона (по вечерам ведет дневник, не забывая подливать в стакан виски) и бергмановского «Причастия» (также поневоле озабочен проблемами мировой гармонии и окружающей среды — его прихожане хотят делать аборт из страха перед грядущей климатической катастрофой), но с внешностью Итана Хоука, самого лакомого из американских актеров-интеллектуалов за 45, идеального героя-любовника, прославленного Ричардом Линклейтером. Сюжет многоопытного Пола Шредера на три четверти копирует обстоятельства «Причастия», а в финальной коде отчетливо отсылает к Тарковскому, но даже такой уровень духовности не мешает зрителю искренне пожелать счастья вдруг образовавшейся в кадре паре.
Самый семейный: Джейкоб Фуллер
«От заката до рассвета»
Вдовый пастор с двумя детьми и домом на колесах — в сыгранном Харви Кейтелем отце Фуллере есть что-то чертовски привлекательное. Может быть, то, как крепко сжимают перед лицом вурдалаков его мускулистые руки крест из дробовика и бейсбольной биты? Или сноровистость, с которой он превращает обычную воду из-под крана в смертельный для упырей яд? Сомнения относительно божьего промысла, овладевшие пастором после смерти жены, тоже в копилку. Благо вампиры быстро его от них излечили. Говорят, что отец Джейкоб должен был также произнести расхожую цитату из книги Иезекииля про «великое мщение наказаниями яростными», словно бы он посмотрел в кино вышедшее незадолго до того «Криминальное чтиво», где тоже поминают Книгу Иезекииля. Но добрый Тарантино сжалился над нами: такого прогрессивного святого отца мы бы уже не вынесли.